Спрос в системе рыночного механизма

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Инфляция в российской экономике: источники и особенности
Земельная рента как фактор дохода: сущность, виды, связь с ценой земли
Банки в современной экономике
Роль банковской системы в современной экономике


Введение:

Основная цель любого предприятия - производить продукцию не для собственного потребления, а для обмена, то есть основная масса продукции принимает форму товара. Продукт - это продукт, предназначенный для продажи. Целью продукта является удовлетворение определенных материальных и духовных потребностей людей.

Сельскохозяйственное производство является основной частью промышленного производства страны. Товарное производство - это форма общественного производства, в которой товары производятся для обмена. Экономика, в которой производство ориентировано на рынок, а связь между производителями и потребителями товаров осуществляется посредством продажи товаров, называется товаром. Общественные отношения между производителями и потребителями в процессе производства и обмена товарами называются товаром-деньгами.

Актуальность темы исследования. В нашей стране товарно-денежные отношения на протяжении многих лет регулировались плановой системой распределения. В настоящее время он заменяется рыночной системой. Если раньше в формировании отношений между производителем и потребителем преобладали административные методы, то в рыночных условиях - экономические, основанные на спросе и предложении. И экономическая ситуация, сложившаяся на рынке под влиянием спроса и предложения, называется рыночными условиями. Поэтому переход к рыночной системе - это, конечно, сложная задача для нашей страны. Но появление этой конкретной системы позволило стать актуальными понятиями, такими как «спрос и предложение», которые необходимо изучить, чтобы успешно, а не убыточной предпринимательской деятельности. 

Целью исследования является востребованность в системе рыночного механизма.

Задачи:

  • выяснить сущность рыночных отношений, выявить структуру, элементы рынка;
  • определить понятие «спрос» и основной «закон спроса»;
  • определить понятия «эластичность спроса» и «совокупный спрос»;
  • оценить механизм рынка, выявить его положительные и отрицательные стороны;
  • сделать краткий обзор информации о реализации выпускаемой продукции на предприятии с целью изучения «спроса».

При изучении этой темы мы также использовали такие методы обучения, как:

  • научная абстракция, заключающаяся в абстрагировании в процессе познания от мелких явлений, незначительных аспектов и выделении общих, существенных признаков, в познании сущности явления.
  • графика, позволяющая через геометрические изображения изучаемых явлений отражать их содержание, развитие;
  • аналитический (анализ);
  • математические (расчеты);
  • синтез (группировка);
  • обобщение.

Понятие рынка и его функции

По мнению многих экономистов, рыночная система лучше других систем, адаптированных для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном итоге, для более полного удовлетворения потребностей общества. Его преимущество заключается в том, что он содержит стимулы для высокоэффективной предпринимательской деятельности.

Рынок - это совокупность социально-экономических отношений в области обмена, посредством которых осуществляется продажа товаров и окончательное признание обществом труда, воплощенного в них.

То есть рынок представляет собой сферу отношений между людьми, связанную с обменом товаров на деньги и деньгами на товары.

Рынок выявляет, какие условия производства являются общественно необходимыми и определяют стоимость товара, формируют рыночную цену. Через рынок производственные издержки возмещаются каждому нормально работающему товаропроизводителю, и он получает прибыль, создаются стимулы для снижения издержек, улучшения качества продукции.

Таким образом, рыночные отношения оказывают огромное влияние на все стороны экономической жизни, выполняют ряд важнейших функций. Основными функциями рынка являются:

Информационная функция заключается в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки по кредитам рынок предоставляет участникам производства объективную информацию о социально необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поступают на рынок.

Посредник - экономически изолированные производители в общественном разделении труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько выгодна та или иная технико-экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В рыночных условиях потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика, а продавец - наиболее подходящего покупателя.

Ценообразование. Продукты и услуги выходят на рынок, которые содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает только общественно необходимые расходы, только покупатель соглашается их оплачивать. Так формируется социальная ценность, между ценой и ценой устанавливается мобильная связь, которая четко реагирует на изменения в производстве, потребностях и конъюнктуре.

Нормативные акты. Это связано с влиянием рынка на все сферы экономики, и, прежде всего, на производство. Рынок дает ответы на вопросы: что производить, для кого производить, как производить. Важную роль в регулировании рынка играет соотношение спроса и предложения, что существенно влияет на цены. Повышение цены - сигнал к расширению производства, падение цены - сигнал к его снижению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. В странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование играет важную роль в балансе национальной экономики.

Дезинфицирующая функция. Рыночная система характеризуется социальной стратификацией, безжалостностью по отношению к своим слабым участникам. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически нестабильных, нежизнеспособных экономических единиц и, наоборот, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. Результатом является стабильность экономики в целом. 

Ключевые элементы рынка

Любой рынок, независимо от его конкретного типа, основан на трех основных элементах. Во-первых, есть цены. Изменения относительных цен служат для производителя ориентиром при определении необходимости изменения объемов производства. Изменения цен влияют на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге определяют, кто будет потреблять продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный), согласно определению Чепурина, представляет собой спрос на товары на рынке, определяемый количеством определенных товаров, которые потребители могут купить по преобладающим ценам, и денежными доходами. Предложение - это количество товара, которое продается по заданной цене. Изменения во взаимоотношениях между спросом и предложением приводят к колебаниям рыночных цен вокруг так называемой равновесной цены. Благодаря этим колебаниям устанавливается уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и, в конечном итоге, равновесие производства и потребления. 

В-третьих, есть конкуренция. Это необходимый элемент рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть другим, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. 

Спрос в системе рыночных механизмов

Поскольку темой нашего исследования является фактический спрос в рыночной системе, мы остановимся на этом более подробно.

Во-первых, вам нужно определить, что такое спрос?

Спрос - это зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут предлагаться к продаже, сложившаяся в определенный период времени. Спрос характеризует состояние рынка, точнее, одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения потребителей. На самом деле эта логика проявляется в количестве спроса (количество покупок) на данном уровне цен.

Суть рыночных отношений. Спрос закон.

Изучая, как покупатели реагируют на изменение цен на товары, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса заключается в том, что рост цен обычно приводит к уменьшению объема спроса, а снижение цен - к его росту (при прочих равных условиях).

Таким образом, суть закона спроса заключается, во-первых, в психологии покупателя, которая заключается в том, что большие объемы определенного товара покупаются по более низкой цене, чем более высокая. Это подтверждается кривой спроса (Рисунок 2.1.№1). Во-вторых, подчинение потребления принципу убывающей предельной полезности, согласно которому последующие единицы определенного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор не так полезен в домашних условиях, как первый, потому что основные потребности удовлетворены. В-третьих, действие закона спроса связано с эффектом дохода, который выражается в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может приобрести больше данного товара. Наоборот, более высокая цена ведет к снижению потребительского спроса. 

Предположим, что молочная ферма имеет собственный запас кормов ниже нормального уровня. Производимого корма достаточно только для удовлетворения минимальных потребностей молочного стада. Управляющий фермой считает, что недостаток корма в рационе может быть компенсирован другими источниками белка. Он решает купить сено по цене C0. Однако, если цена на сено поднимется до уровня С1, необходимо будет сократить его закупки и купить дополнительные, более дешевые корма. Если большинство руководителей хозяйств ответят на повышение цен таким образом, спрос на сено упадет с K0 до K1.

Как видите, уровень спроса связан с количеством продуктов на рынке и их ценами. Кроме того, на спрос влияют такие факторы, как количество потребителей, их доходы и вкусы, а также наличие конкурирующих продуктов.

Они могут вызвать изменение спроса, даже если цена товара остается постоянной, и поэтому называются факторами изменения спроса.

Если изменение спроса на продукт графически отображается при перемещении вдоль кривой спроса «D», то действие факторов изменения спроса означает перемещение самой кривой влево или вправо. Возвращаясь к примеру с молочной фермой, предположим, что продавец выходит на рынок, который предлагает сено того же качества, что и другие продавцы, но по более низкой цене. Соответственно спрос на товары со стороны других продавцов уменьшится и кривая сместится влево.

Факторы изменения спроса также влияют на рынки товаров и услуг. Например, перерабатывающие предприятия закупают сырье у производителей, перерабатывают его и продают готовую продукцию розничным продавцам, поэтому рыночные цены на сырье во многом зависят от рыночных цен на готовую продукцию. Если, например, розничные цены на мясо и молочные продукты растут, то, соответственно, сельскохозяйственные предприятия стремятся продавать скот и молоко дороже. 

Таким образом, цена является наиболее важным фактором, определяющим количество любого приобретенного продукта, но, как упоминалось выше, существуют другие факторы, которые влияют на покупки. Это так называемые неценовые детерминанты.

Давайте рассмотрим их более подробно:

  1. Потребительские вкусы. Изменение вкусов или предпочтений потребителей, благоприятных для данного товара, будет означать, что спрос увеличивается с каждой ценой. Неблагоприятное изменение потребительских предпочтений приведет к снижению спроса и смещению кривой спроса влево. Технологические изменения в форме проявления нового продукта могут привести к изменению вкусов потребителей. Пример: физическое здоровье становится все более популярным (по крайней мере, на Западе), что увеличивает спрос на кроссовки и велосипеды.
  2. Количество покупателей. Увеличение количества покупателей на рынке определяет увеличение спроса. А уменьшение количества потребителей отражается в снижении спроса. Пример: бум рождаемости после Второй мировой войны привел к росту спроса на подгузники, детские лосьоны и акушерство
  3. Доход. Для большинства товаров более высокие доходы увеличивают спрос.

Товары, спрос на которые изменяется прямо пропорционально изменениям в денежном доходе, называются товарами высшей категории или обычными товарами.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть увеличивается с уменьшением доходов, называются товарами самой низкой категории.

Пример: увеличение дохода увеличивает спрос на такие товары, как масло, мясо и снижает спрос на подержанную одежду.

Цены на сопутствующие товары. Будет ли изменение цены соответствующего продукта увеличивать или уменьшать спрос на данный продукт, зависит от того, является ли соответствующий продукт заменой нашего продукта (взаимозаменяемый продукт) или сопутствующего продукта (дополнительный продукт). Когда два продукта взаимозаменяемы, существует прямая связь между ценой одного и спросом на другой. Когда два продукта дополняют друг друга, существует обратная связь между ценой одного из них и спросом на другой. Многие пары товаров являются независимыми, независимыми товарами, изменение цены одного будет очень мало или совсем не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки снижает спрос на автобусные перевозки; Снижение цен на видеомагнитофоны увеличивает спрос на видеокассеты.

Ожидание Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, доступности товаров и будущих доходов могут изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов приводит к снижению текущего спроса на товары. Обратное также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке повышает ожидания повышения цен на кофе в будущем и, следовательно, увеличивает текущий спрос на него. 

С ростом цен на некоторые товары произошло увеличение спроса вместо ожидаемого снижения. Впервые английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910) обратил внимание на эту группу товаров. Эти товары называют низкими товарами, предполагается, что он описал этот эффект, когда он наблюдал, как бедные работающие семьи расширяют свое потребление картофеля, несмотря на рост цен. Объяснение сводится к тому, что картофель составляет большую долю стоимости продуктов питания в бедных домохозяйствах. Такие семьи не всегда могут позволить себе другую еду. А если цены на картофель растут, то бедной семье придется совсем отказаться от покупки мяса. 

Эластичность спроса

Для более полного понимания взаимосвязи между ценой и спросом необходимо обратиться к такому понятию, как эластичность спроса - изменение спроса на данный продукт под воздействием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если темп снижения цен выше, чем увеличение спроса.

Эластичность цены

В соответствии с законом спроса потребители будут покупать больше товаров, когда цены снизятся. Тем не менее, степень, в которой потребители реагируют на изменения цен, может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменениям цен на продукцию. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в объеме покупаемой продукции, то такой спрос называется эластичным.

Если значительное изменение цены приводит к небольшому изменению количества покупок, то этот спрос неэластичен.

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества запрашиваемых продуктов равны по величине, то такой случай называется единицей эластичности.

Если изменение цены не приводит к какому-либо изменению количества запрашиваемой продукции, то такой спрос является полностью неэластичным.

Если наименьшее снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки с нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является абсолютно эластичным.

Существуют факторы ценовой эластичности спроса:

  1. Замена. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем более эластичным является спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.
  2. Доля в доходах потребителей. Чем больше места занимает продукт в бюджете потребителя при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.
  3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости. Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен; спрос на предметы роскоши обычно эластичен.
  4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длительное время принятия решения. Это зависит от привычек потребителя и долговечности продукта.

Совокупный спрос

Изучая такое явление, как «спрос», нельзя не обратить внимание на концепцию совокупного спроса. Мы не будем подробно останавливаться на этом, но дадим краткое описание. Можно сказать, что совокупный спрос - это сумма всех индивидуальных потребностей в конечных товарах и услугах, предлагаемых на товарном рынке. Это также подразумевает следующее: совокупный спрос - это модель, которая представляет различные объемы товаров и услуг (т.е. реальный объем производства), которые потребители могут и готовы покупать на любом уровне цен.

Покупателями на рынке товаров являются четыре макроэкономических субъекта: домашние хозяйства, фирмы, правительство и зарубежные страны. Поэтому необходимо определить объем спроса для каждого из них.

Потребительский спрос доминирует на рынке товаров. На его долю приходится более половины конечного совокупного спроса.

Определены следующие факторы, определяющие спрос домашних хозяйств на рынке на товары:

  1. доход от участия в производстве,
  2. налоги и трансфертные платежи,
  3. размер имущества,
  4. доход от собственности,
  5. степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,
  6. численность населения.

Первые два фактора объединены в понятие «располагаемый доход». Последние два являются внешними параметрами за короткий период. В зависимости от того, какой фактор считается наиболее значимым, можно построить различные типы функций спроса домохозяйств на рынке товаров, которые называются «функциями потребления».

Дж. М. Кейнс вывел четыре правила для совокупного потребления:

  1. Он исходил из так называемой гипотезы об абсолютном доходе, согласно которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютного значения их текущего дохода.
  2. Значение предельной склонности к потреблению (Cy = D C / D y) показывает, насколько потребление увеличится с увеличением текущего дохода на одну единицу и находится в диапазоне от 0 до 1, то есть 0 <Cy <1.
  3. По мере роста располагаемого дохода средняя норма потребления снижается (доля потребления в доходе - C / y). Отсюда следует, что расширение производства потенциально может привести к перепроизводству, поскольку снижение среднего уровня потребления означает, что все меньшая часть продукции потребляется домашними хозяйствами.
  4. По мере роста дохода предельная склонность к потреблению падает.

Таким образом, Кейнс выводит персонажа из «основного психологического закона», который он формулирует следующим образом: «люди стремятся, как правило, увеличивать свое потребление с увеличением дохода, но не в той степени, в которой увеличивается доход».

Дж. М. Кейнс далее выводит функцию зависимости потребления от величины текущего дохода, но мы ограничимся вышеизложенным. 

Оценка рыночного механизма

Теперь, когда мы определили и раскрыли основные элементы рыночного механизма (в связи с темой работы был выявлен только один элемент), мы определили такие понятия, как «Совокупный спрос», «Эластичность спроса», в конце Из второй главы работы, подытоживая, я думаю, необходимо определить, в чем заключаются преимущества и недостатки рыночной системы. То есть дать ей оценку.

Оценка роли рыночной системы

Аргументы в пользу рыночной экономики:

  1. эффективность в распределении экономических ресурсов;
  2. гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно меняющимся социальным потребностям и потребностям научно-технического прогресса;
  3. организация экономической жизни на основе стимулов, а не принуждения;
  4. экономическая свобода как объективная основа политических свобод и прав граждан.

Аргументы против рыночной экономики включают в себя:

  1. ограниченный рынок, который учитывает только индивидуальные потребности и не выделяет или выделяет недостаточные экономические ресурсы для производства социальных благ;
  2. экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;
  3. социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;
  4. естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, как следствие, к подавлению конкуренции.

Не должно быть иллюзий относительно возможности разграничения преимуществ и недостатков рыночной экономики, чтобы сохранить первое и искоренить второе. Недостатки рыночной экономики являются органичным продолжением ее преимуществ, то есть их недостатков. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией - это уничтожение денег. При переходе к рыночной экономике мы, образно говоря, покупаем «товары с грузом», которые определяют характер и меру государственного регулирования, глубокий смысл которого заключается не только в устранении недостатков, но и в достижении компромисса. между экономическими агентами и социальными слоями относительно распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет поддерживать социальную стабильность и способствует социальному прогрессу.

Краткий обзор информации о продаже готовой продукции с целью изучения спроса на примере ЗАО «Рюрик»

Чтобы четко увидеть влияние цены, а также доходов компании на спрос, мы решили показать реальную ситуацию, которая существует в реальности, точнее, существующую не так давно на примере предприятия ЗАО «Рюрик», которое планировало для производства колбас (данные взяты из бизнес - плана ЗАО "Рюрик").

Чтобы начать производство продуктов, как упоминалось выше, вам необходимо знать, нужен ли продукт в определенной области и на доступных рынках. В связи с этим следует проанализировать конкурентный рынок и цены на данный вид продукции. 

Оптовые и розничные цены на мясную продукцию по состоянию на октябрь 2004 г., руб / кг.

Ведь если есть много производителей этого продукта, то по какой причине они будут покупать ваши. Поэтому необходимо, чтобы он как-то отличался от всех остальных: упаковка играет важную роль, реклама, качество, цена и т. д.

Из приведенных в таблице данных видно, что самая низкая розничная цена, например, на полукопченую колбасу, приходится на предприятия Краснодонского и Красноармейского МСК. Из этого, согласно закону спроса, следует, что колбаса этих предприятий будет наиболее покупаемой.

Чтобы купить колбасу ЗАО «Рюрик», необходимо, по крайней мере, на первых этапах, в первую очередь, снизить цену товара за счет собственных затрат, что и планирует компания.

Колбасное производство на ОАО "Рюрик"

В настоящее время проект по производству колбасных изделий ЗАО "Рюрик" находится в стадии разработки.

Производственная база компании позволяет разместить мясоперерабатывающий цех на собственных площадях: в рабочем поселке Средняя Ахтуба (пригород Волгограда) есть производственный цех с оборудованной системой связи и подъездными путями. Это снижает затраты, так как нет необходимости искать, а затем снимать комнату.

Технологическое оборудование будет поставляться из Голландии по контракту с MILKINGTECHNOLOGYMACHINERY. Срок окупаемости кредитных средств для проектируемого мясоперерабатывающего комплекса - 3 года.

Ассортимент готовой продукции:

  • колбасы полукопченые - 1100 кг / сутки,
  • вареные колбасы - 1190 кг / сутки,
  • деликатесы - 120 кг / сутки.

В течение первого месяца после ввода в эксплуатацию полное развитие мощностей не планируется; планируется выйти на полную мощность во второй месяц работы мясоперерабатывающего завода и поддерживать достигнутый уровень в течение следующих 4-5 лет работы.

Когда производство будет запущено на полную мощность, планируется выпускать 334 тонны полукопченых колбас, 360 тонн вареных колбас и 36 тонн деликатесов в год.

Сейчас мы составим сводный план по показателям продаж колбасной продукции на 2005-2007 годы. Так, каждый месяц прогнозного периода ЗАО «Рюрик» производит 27,8 тонны вареных колбас, 30 тонн полукопченых колбас и 3 тонны деликатесов. Оптовые цены установлены на уровне 80 руб. за кг вареных колбас 97 руб. за кг полукопченых, 121 руб. за кг деликатесов. Цены взяты на пессимистической основе, то есть крайне ниже рыночных ставок. Таким образом, будет предоставлена ​​гарантия на продажу продукции в полном объеме, изготовленной ОАО "Рюрик". В результате продажи вареных колбас предприятие получит выручку в размере 2226,7 тыс. Руб. в месяц полукопченых - 2910 тыс. руб. в месяц, деликатесы - 363 тыс. руб. в месяц.

Если в производстве используется только закупленное сырье (до ноября 2005 года), прибыль от продажи вареных колбас составит 553,3 тыс. руб. в месяц колбасы полукопченые - 200,9 тыс. руб. в месяц, деликатесы - 19,7 тыс. руб. Таким образом, в этом случае общая прибыль от реализации колбасных изделий ЗАО «Рюрик» составит 1 061,8 тыс. Руб. в месяц. В этом случае уровень рентабельности продукции составит 14,25%.

При использовании собственного сырья в производстве прибыль от продажи вареных колбас составит 921,9 тыс. Руб. в месяц колбасы полукопченые - 731,7 тыс. руб. в месяц, деликатесы - 57,3 тыс. руб. Общая прибыль от реализации колбасных изделий ЗАО "Рюрик" составит 1710,9 тыс. Руб. в месяц. В то же время уровень рентабельности продукции составит 31,11%.

За этот период будет освоено более 300 тысяч инвестиционных ресурсов, в Среднеахтубинском и Ленинском районах Волгоградской области будет создано более 100 рабочих мест, в консолидированный бюджет Волгоградской области будет перечислено около 10 миллионов рублей.

Вывод:

Таким образом, чтобы создавать и продавать продукцию по максимально выгодным ценам, необходимо учитывать огромное количество факторов, одним из которых является спрос. Кроме того, методом ценовой конкуренции вы можете занять определенное место на рынке сбыта готовой продукции и закрепиться на нем. Так что продажа продуктов, запланированных к выпуску, экономически оправдана и гарантирована.

Кроме того, при создании продуктов (на примере предприятия ЗАО «Рюрик») мы видим, что огромное количество льгот появляется как для государства (налоги), так и для работающего населения. В конце концов, появляется определенное количество рабочих мест и вакансий, что в свою очередь может стать плюсом для частичной ликвидации безработицы.

Но при этом необходимо знать основной закон спроса, факторы, которые на него полностью влияют, систему и экономику рыночного механизма.

Задача экономистов любой страны - добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономики данной страны в рамках ее исторических и культурных традиций.

На самом деле экономические системы оказываются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

В определенный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, для которой характерна государственная собственность на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существующая экономическая система не оправдала себя и, «перепрыгнув» через реформы М.С. Горбачева, сознательно шагнула в сторону рынка, рыночной экономики, гражданского общества и капитализма. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе, я хотел бы привести следующий тезис из учебника «Экономика» С.Л.Брю, К.Р. Макконела: «Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система, как правило, произвольная, несправедливая, обременительная, препятствует стимулам работать и инвестировать Политические решения обычно принимаются по причинам международного авторитета, а не для содействия экономическому развитию. Правительственные чиновники, как правило, набивают свои карманы фондами иностранной помощи. И политическими лидерами. со своей стороны, как правило, предоставляют монопольные привилегии своим сторонникам.

Главной особенностью всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи имеют мало возможностей или стимулов для экономии сбережений. Кроме того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы, с одной стороны, и нехватка ресурсов, с другой стороны, препятствуют инвестициям в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку конкретный результат определяет доход каждого работника, то личный доход каждого работника является низким. Кризис российской экономики "превзошел американскую" Великую депрессию "1929-1933 гг. Оба кризиса, со всеми различиями, имеют много общего. Оба являются кризисами в методах экономического регулирования." Великая депрессия "ознаменовала крах предыдущих экономических моделей и систем) новая модель с большей социальной направленностью и множеством «встроенных» регуляторов, позволяющая уменьшить глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис - это кризис системы, который объясняет ее большая глубина и сложность в преодолении.

Трудно однозначно определить, какое влияние рыночная система окажет на неустойчивую экономику России. Многие экономисты в России и за рубежом дают разные прогнозы и видят разные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но ясно одно: вы не можете вернуться к чисто командной экономике. Главное - найти правильные пути продвижения к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.