Спрос и предложение на рынках отдельных товаров и услуг

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономические риски предприятия: сущность, виды, причины, способы снижения  
Цикличность как всеобщая форма экономической динамики  
Бюджетный дефицит и методы его финансирования  
Электронная коммерция, интернет-бизнес и их влияние на развитие конкуренции в россии 


Введение:

Экономика как наука включает в себя два взаимосвязанных процесса: 

  • макроэкономику, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне мировой экономики; 
  • микроэкономика, которая рассматривает экономические явления и процессы на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. 

Микроэкономика рассматривает принципы рыночного механизма, мотивации потребителей и производителей, проблема эффективного и рационального использования экономических ресурсов, дает представление о механизме установления цены на конкретный товар под влиянием спроса и предложения, об объемах продукции в различных рыночных структурах, о получении максимальной прибыли и достижении уровня минимальных затрат в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Рыночное равновесие обеспечивается тремя основными элементами: цена, спрос и предложение, конкуренция. 

Рынок - это инструмент или механизм, который объединяет покупателей (носителей спроса) и продавцов (поставщиков) определенных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением спроса и предложения. Вот почему концепция спроса и предложения так важна в рыночной экономике. 

Спрос и предложение можно рассматривать как отношения между потребителями и продавцами.

Спрос и предложение являются взаимозависимыми элементами рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение определяется совокупностью товаров, предлагаемых продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяющую соответствующие изменения уровня цен на товары. 

Изменение соотношения спроса и предложения создает колебания рыночных цен вокруг равновесной стоимости. Благодаря этим колебаниям устанавливается уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и, в конечном итоге, равновесие производства и потребления. 

Теория спроса и предложения. 

Теория спроса. Закон о спросе

Общее значение слова требование - требования (потребности). 

На рынке товаров и услуг каждый человек является покупателем, который удовлетворяет его потребности. Совокупность этих покупателей создает спрос на товары и услуги. Однако одного желания недостаточно, а платежеспособность покупателя недостаточна. 

Спрос - это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желания их приобрести. Потребителя интересует не товар в целом, а товар по приемлемой цене. 

Спрос - намерение покупателя приобрести товар.

Легко видеть, что существует связь между ценой и количеством покупок, т.е. чем ниже цена товара, тем больше его можно купить при прочих равных условиях. Эта зависимость, впервые математически сформулированная А. Курно, получила название закона спроса. Графическое представление кривой спроса - это кривая спроса D (из английского спроса).

Несколько факторов подтверждают факт спроса: 

  1. Люди покупают больше товаров по низкой цене, чем по высокой цене. Вера в этот закон подкреплена продажами. 
  2. Принцип убывающей предельной полезности, согласно которому последующая единица данного товара приносит все меньше и меньше удовлетворения. Потребитель покупает дополнительную единицу только тогда, когда цены падают. 
  3. Эффект замещения. Если есть возможность приобрести аналогичный товар по более низкой цене. 

Зависимость спроса может быть изображена в виде двумерного графика, где величина спроса показана на горизонтальной оси, а цена - на вертикальной оси. Сама кривая спроса рисуется в нисходящем направлении.

График позволяет четко представлять конкретные отношения между ценой и спросом, а также манипулировать его различными комбинациями. 

Каждая точка на графике представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, который потребитель решил купить по этой цене. 

Кривая D имеет отрицательный наклон, который показывает, что цена и величина спроса изменяются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот, когда спрос растет, цена увеличивается. 

Цена является наиболее важным фактором, определяющим количество любого купленного продукта, но есть и другие факторы. Это так называемые неценовые детерминанты. Когда они меняются, кривая спроса смещается. Сдвиг вправо и вверх происходит с увеличением спроса влево и вниз с уменьшением. 

В случае, когда под влиянием изменения какого-либо фактора значения спроса изменяются при каждой данной цене, вся кривая спроса смещается вправо или влево параллельно себе; говорят, что произошло изменение спроса - спрос увеличился или уменьшился. 

Если кривая D0 сдвигается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса. 

Влияние неценовых детерминантов можно разделить на:

  1. Потребительские вкусы. Предпочтения, движимые рекламой и модой, стимулируют спрос. Также новые инновации помогают снизить интерес потребителей и, следовательно, спрос. 
  2. Количество покупателей. Чем больше покупателей, тем больше спрос, и наоборот, чем меньше их, тем меньше спрос. 
  3. Доход. Увеличение дохода помогает увеличить спрос. Товары, спрос на которые изменяется прямо пропорционально изменениям в денежном доходе, называются товарами высшей категории или обычными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть увеличивается с уменьшением доходов, называются товарами самой низкой категории. 
  4. Цены на сопутствующие товары 
  5. Ожидание парадокса Гиффена.

Если при изменении цены некачественного товара эффект дохода оказывается сильнее эффекта замещения, то закон спроса будет нарушен. Это исключение из этого закона было названо парадоксом Гиффена. Показано, что хороший C низкого качества. 

Увеличение цены товара C увеличивает наклон бюджетной линии, и потребитель оказывается на более низкой кривой безразличия U1. Смещение более низких кривых безразличия к абсциссе отражает растущее предпочтение некачественных товаров по мере снижения благосостояния потребителей.

Эффект замещения в этом случае состоит в уменьшении потребления более дорогого товара на величину CF - CG и увеличении потребления относительно более дешевого товара на величину AG - AF. Эффект дохода выражается в увеличении потребления «некачественного» товара на количество CH - CG и уменьшении потребления нормального товара на количество AG - AH. В результате того, что эффект дохода превышает эффект замещения, объем спроса на увеличенную цену увеличился на величину CH - CF. 

Теория снабжения. Закон о предложении

Предложение - это количество товара или услуги, которые производители готовы продавать по определенной цене в течение определенного периода при определенных факторах.

Помимо цены, многие факторы влияют на количество товаров, которые производитель желает производить.

Таких как: 

  1. Цена самого товара 
  2. Рентабельность товара. 
  3. Расходы производителя 
  4. Уровень технологии 
  5. Цели фирмы 
  6. Сумма налогов 
  7. Цены на другие товары 
  8. Ожидание 
  9. Количество производителей 
  10. Налоги и субсидии 

Закон снабжения: чем выше цена товара тем больше производителей хотят продать его количество в течение определенного времени и с другими неизменными условиями. 

Как и спрос, закон предложения может быть выражен несколькими способами: 

1. Табличный способ 

Зависимость стоимости предложения от стоимости.

Из таблицы видно, что по минимальной цене никто не хочет ничего продавать, но с ростом цены предложение увеличивается. 

2. Аналитический метод 

Показывает функцию предложения через уравнение. 

3. Графический метод. 

Кривая предложения S от слова питания. Кривая имеет положительный наклон, который показывает, что цена и объем предложения изменяются в одном и том же направлении: когда цена растет, меняется и объем предложения, и наоборот. 

Влияние факторов на предложение проявляется в сдвиге кривой предложения. Когда кривая смещается вправо и вниз, это означает, что предложение увеличивается, влево и вверх с уменьшением.

Увеличение предложения означает, что производители предлагают больше товаров для продажи, чем раньше, по той же цене, и наоборот, с уменьшением. 

Рыночное равновесие и его смещение 

Итак, на рынке интересы покупателей, представляющих спрос, и интересов продавцов, представляющих предложение, сталкиваются. Покупатели предлагают цену предложения, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке определенного количества товаров, а продавцы, в свою очередь, предлагают цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы принести такое же количество товаров.

В условиях свободной конкуренции предполагается, что каждый акт обмена осуществляется в результате добровольного соглашения между покупателем и продавцом по цене, которая устраивает обе стороны: они ведут себя рационально, то есть действуют по-своему интересов, пытаясь извлечь максимальную выгоду. 

Чтобы представить это графически, кривые спроса и предложения должны быть наложены друг на друга. Пересечение кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой продукта, который подходит как покупателям, так и продавцам. Это точка равновесия E (равновесие). 

Состояние рынка, в котором спрос и предложение сбалансированы на определенном уровне цен, называется равновесным, оптимальным. Равновесие - это цена и соответствующий объем продаж (Pe, Qe).

Цена, по которой товар фактически продается или покупается, называется рыночной ценой и, кстати, не обязательно совпадает с равновесной ценой. Цена продажи (рыночная) может варьироваться от транзакции к транзакции в зависимости от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Как правило, реальный объем продаж не совпадает с равновесным.

Равновесное состояние рынка характеризуется отсутствием стимулов для продавцов и покупателей менять свои решения относительно условий покупки и продажи. Однако равновесие по своей природе нестабильно, поскольку рыночные условия, которые его определяют, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных принципах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного баланса на предыдущем или новом уровне.

Существует два подхода к проблеме экономического равновесия. Первый анализирует баланс каждого отдельного рынка (частичное равновесие). Во втором случае равновесие всей экономической системы в целом (общее равновесие). Выбор методик и методов анализа зависит от целей исследования. 

В принципе, нарушение рыночного равновесия может происходить в двух случаях: либо когда средняя цена продажи (рыночная) отклоняется от равновесной, либо при изменении кривых спроса или предложения.

Рассмотрим следующую ситуацию. Предположим, что в результате влияния некоторых рыночных сил цена продажи поднимается выше равновесной цены, например, до уровня P1. Независимо от того, как рыночная цена поднимается выше равновесной цены (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Но объем спроса (Qd1) будет намного меньше равновесного. Наоборот, количество людей, желающих продать по этой цене увеличится и, следовательно, увеличится объем поставок (до QS1). Отчетливо видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS1 - Qd1). Чтобы избавиться от переизбытка товара, продавцы начнут снижать цену, а производители сократят производство. По мере снижения рыночной цены покупатели станут более активными, что приведет к увеличению спроса на продукт. Это будет продолжаться до тех пор, пока излишки не «рассеются» и рынок не вернется к равновесию.

В противоположной ситуации, то есть, если рыночная цена (P2) по какой-то причине падает ниже уровня равновесия, возникает другое явление - нехватка товаров. Будет больше людей, которые хотят купить дешевый товар, спрос увеличится до Qd2. Количество продавцов, желающих продать по более низкой цене, уменьшится. Там будет гораздо меньше предметов для продажи, чем раньше. Объем поставок снизится до QS2.

В условиях дефицита (Qd2 - QS2) найдутся покупатели, готовые заплатить выше, чем существующая цена продажи. Исходя из активного спроса, продавцы начнут повышать отпускную цену. Производители также оживят, расширив производство и быстро восполнив дефицит товаров. С другой стороны, увеличение цены продажи уменьшит избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к своему предыдущему состоянию равновесия.

До сих пор, говоря о равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с «фиксированными» кривыми спроса и предложения. Восстановление нарушенного равновесия через ценовой механизм не привело к сдвигу в рассматриваемых кривых. Однако дисбаланс также возможен по причинам, не связанным напрямую с отклонением рыночной цены от уровня равновесия. Речь идет о факторах, которые вызывают смещение кривых спроса или предложения и, следовательно, - нарушение равновесного состояния рынка.

Эффект сдвига кривой спроса. Предположим, что в результате увеличения дохода или появления моды на определенный товар спрос на него увеличился. Это приведет к смещению вправо кривой спроса. В частности, речь идет о том, что объем востребованных на рынке товаров этого типа увеличивался на каждом уровне цен. Если рыночная цена останется на том же уровне равновесия (Pe) в течение некоторого времени, то возникнет дефицит, поскольку объем спроса увеличивается с Qe до Qd1, а предложение остается на том же уровне Qe.

Высокий спрос, превышающий предложение, будет стимулировать рост цен и расширение производства. В то же время по мере роста цены активность спроса будет снижаться. Это будет продолжаться до тех пор, пока система не достигнет нового состояния равновесия E1. Эффект, полученный в результате такого изменения кривой спроса, заключается в увеличении производства при одновременном росте цен (Qe1> Qe и Pe1> Pe) и увеличении прибыли для производителей. Обратная реакция рынка будет наблюдаться, когда кривая спроса сместится влево.

Эффект сдвига кривой предложения. Предположим теперь, что произошел рост стоимости сырья (или государство ввело жесткие требования по охране окружающей среды). Стоимость продукции вырастет, а некоторые ее производители начнут нести убытки. Их уход из отрасли приведет к сокращению поставок и на каждом уровне цен.

Короче говоря, в кривой предложения произойдет сдвиг влево-вверх. Поддержание рыночной цены, хотя бы временно, на том же уровне равновесия (Pe) приведет к дефициту этих продуктов, поскольку предложение снизится до QS1, а спрос останется на том же уровне Qe. Избыточный спрос над упавшим предложением заставит потребителей согласиться на более высокую рыночную цену. В то же время объем спроса начнет сокращаться. В ответ на рост цен спроса производители начнут расширять выпуск. В результате рынок придет в новое состояние равновесия E1 по цене Pe1 и объему Qe1. 

Наконец, возможна ситуация на рынке, когда под комплексным воздействием различных факторов происходит одновременный сдвиг кривых спроса и предложения.

Способность рынка вернуться в ранее утраченное состояние равновесия с использованием механизма спроса и предложения называется устойчивостью равновесия. Это означает, что любое изменение, любое изменение рыночных условий вызовет силы, толкающие рынок к восстановлению равновесия. Стабильность рыночного равновесия во многом определяется типом рынка. Монополизированные рынки наименее устойчивы в равновесии. 

Уникальность и неединственность равновесия 

Ситуации возможны, когда равновесие на рынке не возникает при положительных значениях цены и объема или оно не единственное. 

Такая ситуация характерна для свободного товарного рынка. В этом случае даже при нулевой цене объем предложения превышает объем спроса, и говорят, что равновесие происходит при нулевой цене.

Такая ситуация характерна для товаров, производство которых технологически возможно, но экономически нецелесообразно. В этом случае цена предложения ниже, чем цена предложения, даже при нулевом объеме, и они говорят, что равновесие происходит при нулевом объеме. 

Понятие эластичности 

Спрос и предложение зависят от многих факторов. Их изменение влечет за собой соответствующее изменение спроса и предложения. С этим связано понятие упругости. 

Эластичность - это мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. 

В экономической теории рассматривается эластичность спроса и предложения. 

Эластичность спроса на товар - это процент между изменением цены или дохода и изменением спроса. 

Ценовая эластичность спроса

Он показывает степень, в которой потребитель реагирует на изменения цен. 

При измерении процентного изменения в экономических величинах обычный метод расчета не применим, поскольку такое же количественное изменение в другом направлении дает другой процент. Например, если количество спроса на продукт составляло 10000 единиц, а затем уменьшилось на 2500, то произошло изменение спроса на 25%. Тем не менее, увеличение спроса на этот продукт с 7500 единиц до 10000 даст увеличение спроса на 33%. Поэтому в экономической теории используется более универсальный метод, называемый формулой средней точки Аллена. 

Эластичность спроса по доходу 

Это числовой параметр, который показывает, как реагирует потребитель на изменение его дохода, когда цены остаются неизменными.

Значение эластичности дохода тесно связано с понятием нормальных и низших товаров. Для обычных товаров увеличение доходов вызывает увеличение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном и том же направлении, эластичность спроса по доходу является положительной. И наоборот, для товаров более низкого качества увеличение доходов вызывает снижение спроса. Доход и спрос изменяются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу отрицательна. Для определенных групп товаров (соль, спички) спрос не увеличивается с увеличением дохода, эластичность равна нулю. 

Поперечная эластичность. 

Характеризует чувствительность спроса на один товар при изменении цен на другой.

Эластичность предложения товара (по цене) - это процент между изменением цены и изменением предложения. 

Одним из определяющих элементов эластичности предложения любого товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, легкость, с которой необходимые факторы производства можно извлечь из других отраслей. Вторым важным фактором является время. Как и в случае со спросом, ценовая эластичность предложения имеет тенденцию к увеличению в течение длительных периодов времени. Отчасти это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит от используемых технологий, состояния производственной базы.

Со временем адаптация производителей к рыночным условиям улучшает рыночные возможности по согласованию их выпуска с повышенным спросом, что приводит к увеличению эластичности предложения. 

Теория эластичности спроса и предложения имеет большое практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы.

Эластичность предложения. 

Подобно понятию «эластичность спроса», понятие «эластичность предложения» различается. Ценовая эластичность предложения - это показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара. 

Рассмотрим следующие три случая, соответствующие графам S1, S2, S3. Первый случай (предложение представлено линией S1,) - это ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным независимо от изменения цены. В этом случае есть неупругое предложение. Примером рынка, характеризующегося неэластичным предложением, является рынок свежей рыбы.

В конце концов, его необходимо в любом случае продать по любой цене, иначе этот товар просто испортится, и продать его будет совершенно невозможно. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) противоположен первому. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, то есть речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (строка S3) - изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь у нас есть предложение с единичной эластичностью. 

Ценовая эластичность предложения может быть определена количественно с использованием ценовой эластичности предложения. 

В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения, существуют:

  • неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения; коэффициент эластичности предложения менее 1; 
  • эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены продукта оказывает значительное влияние на объемы предложения; коэффициент эластичности предложения больше 1; 
  • предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, точно компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения; коэффициент эластичности предложения равен 1; 
  • абсолютно эластичное предложение (график S4): может быть только одна цена, по которой товар будет выставлен на продажу; коэффициент упругости стремится к бесконечности.

Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товаров (если цена снижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается).

Ценовая эластичность предложения определяется рядом факторов, наиболее важными из которых являются: 

  1. Эластичность предложений тем выше, чем больше вероятность длительного хранения товара и тем ниже затраты на его хранение.
  2. Поставка товаров будет эластичной, если технология производства позволяет производителю быстро увеличивать выпуск продукции в случае повышения рыночной цены на свою продукцию или так же быстро переориентироваться на производство любого другого товара в случае ухудшение конъюнктуры рынка и снижение цены товара. 
  3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше времени производитель должен «приспосабливать» к новым рыночным условиям, связанным с изменением цен, тем более эластичным будет предложение.

Теория спроса и предложения в России

Проблемы взаимосвязи спроса и предложения в российской экономике. 

На протяжении многих десятилетий советская экономическая наука исходила из положения о двойственном характере цены: с одной стороны, цена рассматривалась как проявление закона стоимости (денежное выражение стоимости), с другой стороны, как проявление закона планового пропорционального развития (цена является стандартом плановой стоимости). Таким образом, цена, установленная планом, должна была отражают общественно необходимые затраты труда (стоимость). 

На практике политика низких цен на производственные ресурсы (сырье, топливо, инструменты) традиционно проводилась с использованием бесплатной воды и земли и стабильных розничных цен на основные продовольственные и непродовольственные потребительские товары.

В 80-е годы ценообразование шло по пути максимального удовлетворения экономических интересов производителей продукции, что выражалось в подходе цен к индивидуальным издержкам отдельных предприятий, а не к социально необходимым затратам на оплату труда; В обрабатывающей промышленности, особенно в машиностроении, наблюдался практически непрерывный рост цен, который не соответствовал техническим параметрам средств производства, их производительности. Периодический рост оптовых цен на сырье и топливо, закупочные цены на сельхозпродукцию приводили к тому, что на ряд товаров оптовые цены превышали розничные цены. 

Рынок потребительских товаров в этот период характеризовался, прежде всего, увеличением товарного дефицита. Обратной стороной товарного дефицита является неудовлетворенный спрос, важным показателем которого является количество свободных денег среди населения. Резкое увеличение вкладов граждан в сберегательных банках, которое происходило с конца 70-х годов, свидетельствует не только об увеличении реальных денежных доходов, но и о острой нехватке новых, модных, качественных товаров. Второй доминирующей тенденцией в развитии потребительского рынка стал рост розничных цен. Во многом это было связано с изменением структуры спроса: население перераспределило свой увеличенный потребительский бюджет в пользу более дорогих высококалорийных продуктов питания, продуктов из натурального сырья и товаров длительного пользования. Закупались импортные товары: импортные товары, как правило, были дороже, чем отечественные; Со временем цены на отечественные товары «подтянулись» до уровня цен на аналогичные импортные товары.

Кроме того, с 1983 года сложилась кооперативная торговля, в которой товары были в среднем в два раза дороже, чем в государственной розничной торговле. Наконец, с 1987 года, в дополнение к централизованно утвержденным фиксированным ценам со стороны государства, широко используются так называемые договорные и индивидуальные цены предприятий. Все это привело к повышению общего уровня розничных цен в стране.

Измененные реалии жизни были адекватно отражены в экономической теории. С конца 80-х годов в научных кругах развернулась бурная дискуссия о путях и методах нормализации потребительского рынка. Как вы знаете, есть два способа сбалансировать спрос и предложение. Первый способ предполагает увеличение поставок товаров на основе развития и совершенствования производства; этот вариант очень сложен, трудоемок и дорог. Второй способ предусматривает снижение спроса путем введения «равновесных цен»; это просто и не требует каких-либо существенных предварительных мер.

В конце 1980-х годов большинство экспертов были убеждены, что будущее отечественной экономики лежит в свободной иене, которая стихийно формируется в сфере обращения в зависимости от колебаний спроса и предложения.

Такие известные экономисты, как Т. Заславская, Л. Пияшева, Н. Шмелев, привели следующие аргументы в пользу использования «равновесных цен»: 

1. Свободные цены позволят преодолеть диспропорции в народном хозяйстве и нарушения принципов эквивалентности обмена, избавят общество от дефицита товаров и выпуска ненужных товаров. Тяжелое бремя субсидий на производство малоприбыльной продукции будет снято из государственного бюджета. 

2. Свободные цены позволят снизить потребительские расходы, в первую очередь из-за исчезновения очередей в магазинах.

3. За либерализацией цен неизбежно последует выплата компенсационных надбавок к денежному доходу, что увеличит свободу выбора потребителей и будет способствовать формированию рациональной структуры потребления. 

4. Свободные цены позволят положить конец таким антиобщественным явлениям, порождаемым стабильно низкими ценами, как ослабление стимулов для общественно полезного труда, спекуляция, существование нелегального «черного» рынка, нарушение принципов морали и этики. 

Реализация этого проекта началась в нашей стране 1 января 1992 года. Первоначально предполагалось, что цены будут расти в течение двух-трех месяцев, после чего они стабилизируются. Однако в действительности либерализация приняла форму постоянного многократного повышения цен и спровоцировала гиперинфляционные волны. 

Сегодня совершенно очевидно, что введение свободных цен не привело к насыщению рынка товарами и услугами. Более того, не было увеличения реального производства, но уменьшалось совокупное предложение. Итак, в течение 1991-1995 гг. производство хлебобулочных изделий сократилось на 8,7 млн. тонн, мяса - почти в 3 раза, колбасных изделий - в 2 раза, цельных молочных продуктов - более чем в 3 раза. Беспрецедентный спад производства сопровождался ухудшением структуры производства.

Неудовлетворенный спрос населения действительно снизился, но не из-за насыщения рынка высококачественной продукцией, а из-за резкого падения реальных доходов населения. В то же время прогрессируют блаженные тенденции в структуре спроса населения. По данным Института социально-политических исследований Российской академии наук, продукты питания становятся все большей долей российских расходов. На это уходит 75-80% дохода средней семьи. Чрезмерный рост цен на так называемые «продукты бедных» (хлеб, крупы, молоко, картофель) тем не менее привел к увеличению спроса на эти товары, поскольку у этой категории населения больше не было средств для покупки другие продукты. (Эти явления известны в экономической литературе как законы Энгеля и случай Джиффена. Согласно закону Энгеля, доля дохода домохозяйства, поступающего на питание, уменьшается, когда доход этой семьи увеличивается, и наоборот, увеличивается, когда доход падает. Дело Диффена относится к ситуации, когда при продаже товаров самой низкой категории спрос на них растет, несмотря на рост цен.

Реформа ценообразования не устранила дисбаланс между отдельными ценовыми вилками. «Ножницы» цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию увеличились; Растущее неравенство обмена и присутствие многочисленных посредников привели к колоссальному разрыву между оптовыми (покупными) и розничными ценами. 

Негативное влияние на социально-экономический фон страны оказало сокращение бюджетного финансирования убыточных отраслей. Таким образом, сельское хозяйство и добыча угля по вполне объективным причинам просто невозможны без дотаций из государственного бюджета. Уже говорилось о государственной поддержке фермеров в экономически развитых странах; Горнодобывающая промышленность также «спонсируется» государством практически во всем мире (за исключением двух или трех стран).

Серьезной проблемой является несоответствие цен уровню и качеству реализуемых товаров и услуг. По данным Financial Times, 4- и 5-звездочные отели Москвы являются самыми дорогими в мире, что не соответствует скромному уровню обслуживания. В то же время 500 крупнейших российских предприятий с реальной стоимостью не менее 200 млрд долларов были проданы примерно за 7,2 млрд долларов.

Возникающая динамика денежных доходов населения и розничных цен обуславливает снижение физического объема спроса и покупательской активности россиян и, как следствие, замедление продаж потребительских товаров. В то же время роль импорта в обеспечении потребительского рынка товарными ресурсами продолжает расти. Если в среднем по стране продовольственный рынок заполнен импортом на 50%, то в Москве - на 70%. По мнению экспертов, Россия существенно утратила свою продовольственную независимость.

Обобщение предпринятых в России попыток сбалансировать спрос и предложение позволяет нам сделать ряд важных выводов. Во-первых, соответствие спроса и предложения не является самоцелью. Баланс спроса и предложения должен прежде всего обеспечивать рост благосостояния людей. Во-вторых, использование свободных цен в условиях дефицита товаров влечет за собой снижение уровня жизни населения и поэтому не может быть признано эффективным инструментом нормализации рыночного механизма. В-третьих, соотношение спроса и предложения формируется на протяжении всего воспроизводственного цикла; На него оказывают решающее влияние такие факторы, как уровень развития и структура производства, пропорциональность в динамике развития и роста промышленности и сельского хозяйства, первого и второго отделов общественного воспроизводства, фонд накопления и фонд потребления и другие. В связи с этим рыночное равновесие в долгосрочной перспективе может быть достигнуто только за счет повышения эффективности внутреннего производства, но не за счет автоматического балансирования спроса и предложения за счет манипулирования ценами.

Отсутствие спроса в российской экономике 

Владимир Путин считает, что замедление российской экономики связано с тем, что в ней отсутствуют инвестиции. Однако предприниматели, судя по состоянию своих акций, считают, что у них нет спроса, и не ожидают его роста в ближайшее время. Спрос падает, и производство покорно следует за ним. Москва. 31 января FINMARKET.RU - Владимир Путин, выступая на расширенном заседании правительства, заявил, что старая модель роста, основанная на потреблении, больше не работает и не будет работать - ни в России, ни на Западе. Вместо спроса нам нужно стимулировать инвестиции и улучшать деловой климат.

Однако экономика посылает властям другой сигнал - ей не хватает спроса. Одной инвестиционной накачки для страны будет недостаточно - для быстрого роста ей необходимо выйти на внешние рынки. 

2012 год - год перерыва 

Российская экономика начала своеобразно избавляться от зависимости от мировых цен на нефть. Среднегодовая стоимость барреля Urals в прошлом году составила 111 долларов, что на 1 доллар больше, чем в 2011 году. И это очень высокий уровень в истории мировой экономики. Российский ВВП, с другой стороны, отреагировал на эту стабильность, перейдя к заметному замедлению роста. Большие доходы от нефти не пошли в российскую экономику в будущем, заключают экономисты из Центра развития ВШЭ.

2012 год обещает стать переломным, делает неутешительный вывод Николай Кондрашов из Центра НИУ ВШЭ, намекая на то, что мы вступили на путь рецессии. 

Спрос и выпуск в российской экономике вошли в ту же траекторию роста. Это означает, что в экономике нет перегрева, равно как и нет причины для ее резкого краха в отсутствие очень серьезных внешних потрясений. Но проблема в том, что рост спроса угасает, опасно приближаясь к нулю. За ним послушно следует промышленное производство. 

Выпуск основных видов экономической деятельности в 2012 году вырос на 3,2% - серьезное замедление по сравнению с 5,1% в предыдущем 2011 году. 

Даже за исключением сельскохозяйственного сектора, который в прошлом году потерял урожай, остальная часть российской экономики выросла на 3,7% в прошлом году, по сравнению с 4,2% в 2011 году.

В промышленности произошло почти двукратное замедление роста - с 4,7% в 2011 году до 2,6% в прошлом. Это касается производства химической продукции, транспортных средств и строительных материалов. 

Снижение темпов роста производства в отраслях, производящих инвестиционную продукцию, Кондрашов считает беспрецедентным. Производители машин и оборудования после увеличения на 9,5% в 2011 году в прошлом году увеличили свою продукцию всего на 0,4%. 

Три потребительских сектора - текстиль и одежда, кожа и обувь, а также мебель - начали сокращаться.

Победителями стали только поставщики продуктов питания, целлюлозы и бумаги, металлургии, оптовых и платных услуг. Но во втором полугодии оборот оптовой торговли начал сокращаться, а платные услуги населению перестали расти. 

Предприниматели не ожидают быстрого роста или резкого падения спроса, полностью уравновешивая объемы производства не за счет запасов, а за счет удовлетворения реальных потребностей покупателей. 

Эксперты из Центра разработки не видят ничего положительного в происходящем. 

Даже если предположить, что все основные сектора российской экономики в течение 2013 года будут расти такими же темпами, как они росли во второй половине прошлого года, большая часть экономики будет испытывать кризисные темпы роста в конце года.

Например, промышленность будет «расти» на 0,2%; Рост выпуска основных видов экономической деятельности, используемых для оценки динамики ВВП, замедлится до 1,4%. Хотя ВВП, вероятно, вырастет на 2-3% в следующем году, в основном из-за пересмотра Росстатом данных, касающихся ряда ключевых отраслей, в первую очередь строительства, экономисты предполагают. 

«Стабильность запасов - плохой сигнал. Производители держат запасы в определенном проценте от продаж, не только текущих продаж, но и ожидаемых. Бизнес считает, что ничего не изменится во благо. Для нас, как развивающейся страны, небольшой рост неприемлемо. Нет никаких условий для роста, догоняющих развитые страны, где ВВП на душу населения в 2-3 раза выше нашего.

Мы все еще очень бедная страна, и по этой причине экономический рост только за счет внутреннего спроса не сможет достичь высоких темпов. Внутренний рынок по определению намного меньше внешнего. Даже с точки зрения экономии на масштабе внешний рынок незаменим.

Доля резервов в ВВП не очень велика. Внутренний и внешний спрос являются основными драйверами роста. Внутренний спрос обеспечивает 50% потребления домашних хозяйств, помимо инвестиций (20-22% ВВП) и государственного потребления, например, военных заказов. Увеличение спроса домашних хозяйств на 10% потенциально приводит к росту ВВП на 5%. Правда, часть этого роста будет «съедена» импортом, который также составляет около 20% ВВП. И в нашей стране все было бы намного хуже, если бы импорт рос такими же темпами, как всего несколько лет назад - на 30-35% в год. Но даже его 8-процентный рост в прошлом году сократился на 1,6 п.п. от потенциального роста внутренней экономики, удовлетворяя спрос россиян за счет иностранных товаров.

Кстати, попытки государства стимулировать техническое перевооружение производственных мощностей неизбежно повлекут за собой увеличение спроса на импортные машины и оборудование. Следовательно, увеличение инвестиций не приводит к адекватному росту внутреннего производства, а, напротив, даже сдерживает его из-за негативного воздействия увеличения импорта инвестиционного оборудования.

Теоретически, почти полное совпадение темпов экономического роста с темпами роста спроса должно способствовать снижению инфляции. Но в нашей стране, в отличие от других стран, издержки бизнеса ежегодно включаются в рост тарифов естественных монополий, которые не хотят повышать эффективность, а живут только за счет повышения цен. Кроме того, инфляция может прийти к нам через рост мировых цен, особенно на рынке продуктов питания." 

Сергей Цухло, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара по экономической политике. 

«Определение динамики спроса, по данным Росстата , задача неблагодарная, оценки будут слишком грубыми. Официальная статистика по запасам также очень неточными. Они должны используйте его, так как другой статистики нет.

В наших опросах мы больше полагаемся на оценки лидеров бизнеса. Они могут меняться в зависимости от экономической ситуации даже при одинаковом объеме резервов: в одном случае их можно оценивать как нормальные, в другом - ниже нормы.

Теперь индикатор для оценки превышения запасов достиг сорокамесячного максимума. Это уже произошло в мае 2012 года, после чего началось замедление производства. В то же время физические объемы запасов достигли одного из самых низких уровней за последние полтора-два года. Это означает, что предприятия не ожидают реального положительного изменения спроса в ближайшие два-три месяца. Последнее обстоятельство определенно замедлит рост промышленного производства в ближайшие месяцы. И это несмотря на то, что в январе производители традиционно переоценивают свои перспективы на будущий год.

Совокупный индикатор настроений в российской промышленности продолжает снижаться, углубляясь в отрицательную зону. Основным драйвером снижения индекса промышленного оптимизма остается низкий спрос на промышленные товары, который находится вне контроля каких-либо органов власти." 

Максим Орешкин, главный экономист ВТБ Капитал для России

«Взаимосвязь между динамикой производства и спроса отражает стандартные фазы экономического роста. В первой половине 2008 года спрос уже прекратил расти, а выпуск продолжал ускоряться. В период очень низкого спроса экономика вступает с очень большие запасы. В результате объем производства сокращается больше, чем реальный спрос. Когда спрос возобновляется, объем производства начинает расти, догоняя и опережая спрос (если смотреть на год к году), восстанавливая запасы.

После окончания посткризисного восстановления темпы производства и спроса растут примерно такими же темпами. Это означает, что сейчас не так много рисков резкого ухудшения ситуации. В российской экономике перегрева нет. Избыточные запасы не генерируются. Напротив, по нашим оценкам, спрос может даже немного отсутствовать. Производство вполне могло бы удовлетворить спрос, если бы он немного вырос. Глубокий кризис возможен сейчас только при наличии очень серьезного внешнего шока для спроса. Внутренних причин резкого спада в экономике сейчас нет." 

Наталья Акиндинова, директор Центра развития, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики.

Экономический кризис в России вступает в новую фазу: в сентябре рост потребительских расходов практически прекратился. Это еще не сильно повлияло на годовые данные (рост оборота по сравнению с тем же месяцем прошлого года только замедлился до 3%), однако его месячные темпы с учетом сезонной корректировки уже упали до нуля. Таким образом, последний из стимулирующих спрос факторов экономического роста перестает работать, как это было с экспортом и инвестициями. Замедление потребительского кредитования (с 34,5% в январе до 28,6% в сентябре) оказало сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса в течение нескольких месяцев. Начиная с августа динамика реальных доходов населения значительно замедлилась, а в сентябре даже вышла на отрицательную территорию.

С точки зрения прогноза на 2014 год это означает, что не только динамика инвестиций не достигнет ожидаемого правительством уровня в 4%, но и достижение аналогичных темпов роста потребления сомнительно, даже несмотря на продолжение политика, направленная на повышение заработной платы в государственном секторе. Ожидание близких к нулю темпов экономического роста становится консенсусной позицией не только для экспертов, но и для большинства экономических агентов. Логическим сценарием адаптации к такой ситуации будет дальнейшее сокращение занятости и других расходов. По сути, это ключевой вектор экономического развития на ближайшее будущее, о чем недавно заявил в статье Дмитрий Медведев.

Если мы посмотрим на текущую ситуацию в промышленности, мы увидим, что постепенное снижение занятости происходит почти во всех секторах (и происходило все последние годы). Однако существует лишь несколько отраслей (текстильная, химическая, пищевая промышленность), где этот процесс в текущем году сопровождается заметным увеличением производительности труда (на 3-5% год к году) при сохранении положительных темпов роста производства.

Но в секторах машиностроения, на фоне сильного падения выпуска, это число не уменьшается или уменьшается медленнее, а производительность труда снижается. Очевидно, что путем активизации процесса освобождения от лишних работников можно добиться увеличения производительности, но этого едва ли достаточно для обеспечения заметного снижения цен (или повышения качества) и увеличения спроса на продукцию.

На фоне неблагоприятного инвестиционного климата (и то, что он останется таковым в ближайшие годы, почти никто не сомневается), реструктуризация, основанная на сокращении занятости, может помочь избавиться от наиболее очевидных очагов неэффективности на более низких уровнях. Но только если правительству удастся избежать социальной напряженности. Это будет сложно, поскольку сами высшие эшелоны не требуют от себя аскетизма, наоборот, они начинают новые и дорогостоящие проекты. 

Заключение

В этой курсовой работе я изучил теорию спроса и предложения. Изменения спроса и предложения и факторы, влияющие на их изменения.

Рассматриваются такие понятия, как эластичность спроса и предложения. Рассмотрены теория спроса и предложения на российских рынках и ее основные особенности.

Проблема заключается в соотношении спроса и предложения в российской экономике со времен СССР до наших дней. Отсутствие спроса на российском рынке вызывает и решает эту проблему.