Спрос и факторы его определяющие Закон спроса и его требования

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 06.12.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается в главное звено всей экономики - предприятие. Именно на этом уровне создаются все необходимые для общества продукты, оказываются различные услуги. На предприятии решаются вопросы экономного использования ресурсов, использования высокопроизводительного оборудования и технологий. 

Здесь они стремятся свести к минимуму затраты на производство и реализацию продукции. Все это требует глубоких экономических знаний. Действительно, в рыночной экономике выживут только те, кто наиболее компетентно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство востребованной продукции и обеспечит высокий доход высококвалифицированным работникам.

Актуальность темы заключается в том, что изучение спроса на рынке сегодня становится основной задачей в работе предприятия. Постоянное отслеживание спроса и возможность мгновенно реагировать на малейшие изменения в нем (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. В настоящее время для любой компании важнее даже не производить какой-либо продукт, а продавать его, чтобы найти определенную нишу на рынке для своего продукта. Таким образом, в настоящее время первые роли играют многочисленные маркетинговые отделы, которые непосредственно занимаются продажами и продажами продуктов, которые знают, что такое спрос и как он меняется со временем. 

Целью реферата является изучение спроса и закона спроса.

Исходя из поставленной цели, задачи данной работы формируются: 

  1. определить спрос, проанализировать его кривую; 
  2. объяснить формулировку закона спроса; 
  3. перечислить виды спроса и факторы, влияющие на его изменение; 
  4. анализировать совокупный спрос; 
  5. определить понятие эластичности спроса. 

Спрос и его кривая. Закон о спросе

Спрос - это количество товара, которое покупатель хочет и может купить в течение определенного периода времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос, следует отличать от объема покупок. Объем спроса определяется только поведением покупателей, объем покупок определяется как покупателями, так и продавцами.

Суть закона спроса заключается в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, спрос на товар увеличивается при падении цены на него, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет.

Причины наличия обратной связи между ценой и спросом заключаются в следующем: 

  • чем ниже цена, тем больше склонность людей, которые ранее покупали этот продукт, покупать его снова; 
  • более низкая цена позволяет людям, которые раньше не могли позволить себе приобрести этот товар; 
  • низкая цена товара побуждает покупателей сокращать потребление более дорогих заменителей продукции.

Первые две причины называются эффектом дохода, то есть снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Последняя причина называется эффектом замещения. Эффект дохода и эффект замещения объединяются и приводят к тому, что спрос на продукт увеличивается с уменьшением его цены. Процесс обмена товаров на конкурентном рынке имеет свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономической реакции участников рынка на соотношение количества обмениваемых товаров и их цен.

Таким образом, одним из важнейших законов, которые «регулируют» процесс товарного обмена и ценообразования на конкурентном рынке, является закон спроса. Спрос - это, по крайней мере, двусторонняя концепция, которая связывает количество приобретаемого товара с его ценой. Особенность закона спроса заключается в обратной зависимости между ценой и количеством приобретаемых товаров: чем выше цена, тем меньше количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается, количество покупок этого товара увеличивается. Когда количество данного товара на рынке увеличивается, то при прочих равных условиях его продажа возможна только при снижении цены. Малейшая нехватка товаров, знакомых покупателям на рынках, вызовет тенденцию роста их цен.

Закон спроса также раскрывает еще одну важную особенность: постепенное снижение спроса покупателей. Это означает, что уменьшение количества покупок данного товара происходит не только из-за роста цен, но и из-за насыщения потребностей. Прирост покупок того же товара, как правило, осуществляется потребителями из-за снижения его цены. Однако полезный эффект такого увеличения имеет определенный предел, так как он приближается, даже с тенденцией к снижению цен, покупки товаров сокращаются.

Эта особенность закона спроса выражается в уменьшении полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя уменьшение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти покупки становится все более очевидным, а снижение спроса происходит несмотря на падение цены.

Таким образом, закон спроса описывает две наиболее важные особенности рынка: 

  • обратная связь между ценой и покупным количеством товара;
  • постепенное снижение спроса на любой товар, обмениваемый на рынке. 

Спрос указывает на количество товара, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене, возможной в течение определенного периода времени. Эта количественная взаимосвязь между ценным и приобретенным товаром может быть представлена ​​в виде шкалы спроса, в которой выражены параметры покупателя относительно покупки товара за определенный период времени. 

Существует отрицательная или обратная связь между ценой и спросом. Экономисты назвали это законом спроса. Суть закона заключается в том, что при неизменности всех остальных параметров снижение цен приводит к соответствующему увеличению величины спроса и наоборот. 

Закон спроса основан на двух причинах:

  1. когда цена продукта уменьшается, он становится дешевле по сравнению с другими продуктами и становится относительно выгодным для его приобретения (эффект замещения); 
  2. когда цена снижается, потребитель хочет купить больше товаров (эффект дохода). 

Закон спроса не применяется в трех случаях: 

  • в случае антимонопольного спроса, вызванного ожидаемым ростом цен; 
  • за редкие и дорогие товары (золото, антиквариат), которые являются средством размещения денег; 
  • при переключении спроса на более качественные и более дорогие товары (переключение спроса с маргарина на сливочное масло). 

Функция спроса и цены характеризует изменение спроса от цены продукта: 

Qd = f (P). (1)

Характерные отношения между ценой и покупным количеством, а также тенденция постепенного снижения спроса могут быть показаны на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса». На абсциссе - количество товаров (Q) или возможный объем их покупки, а на ординате - цены на эти товары (P). Кривая dd на графике - это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, которая характерна для обратной зависимости между ценовыми переменными и количеством приобретенных товаров, которые его определяют. Во-вторых, плоская, падающая форма кривой иллюстрирует постепенное снижение спроса, описанное выше, и убывающую полезность каждой дополнительной покупки того же товара. Спрос не покупка, а возможность.

Спрос во время этого движения вверх или вниз вдоль точек, принадлежащих кривой dd, не изменился, и кривая, описывающая его, не сдвинулась. Соотношение цен и количества товаров (которым соответствует та или иная точка на кривой) изменилось, но эти изменения не повлияли на спрос. Перемещение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает противоположные изменения в другой переменной. Изменения цен только изменяют объем возможных покупок и продаж товаров, а изменение количества товаров на рынках приведет к обратному движению их цен: дефицит товаров приведет к росту цен, а также к избытку товар вызовет тенденцию к снижению цен.

Чтобы понять причины изменения спроса, необходимо проанализировать неценовые факторы, влияющие на товарные рынки и функцию потребительского спроса. 

Типы спроса 

Спрос - это потребность, представленная на рынке и поддерживаемая деньгами. В этом отношении нельзя говорить об эффективном спросе, поскольку любой спрос по определению является платежеспособным, в противном случае это потребность. Спрос также может быть определен как желание и способность потребителя купить товар в определенное время и в определенном месте. 

Потребительский спрос - это сложное явление, состоящее из различных элементов с определенными экономическими, социальными, демографическими и региональными характеристиками. Это позволяет дифференцировать спрос по ряду характеристик, что облегчает его регулирование.

Классификация спроса по покупательским намерениям открывает широкие возможности для продавца напрямую влиять на покупателя как посредством рекламы, так и методами прямого воздействия. Определенная часть покупателей (по некоторым оценкам, около четверти) поддается психологическому давлению и активно реагирует на демонстрацию товаров в магазине. Это подразумевает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и тестирования, оригинальности и яркости экспозиции, а также ее информативности (мерчендайзинга).

Знак дифференциации спроса по месту покупки представляет интерес для фирм, которые осуществляют региональный маркетинг. В определенной степени мобильный спрос носит рекреационный характер, связанный с туризмом и курортным туризмом. Выявление такого спроса очень важно для фирм, специализирующихся на обслуживании туристов и отдыхающих. Необходимо знать не только размер рекреационного мобильного спроса, но и его географию и маршруты. Кроме того, региональные и муниципальные власти нуждаются в информации о территориальной дифференциации спроса, чтобы контролировать потребительский рынок и разрабатывать собственную продуктовую политику.

Анализ спроса по степени удовлетворенности позволит компании скорректировать свою ассортиментную и сервисную политику, найти дополнительные резервы для продаж и роста продаж.

Для контроля и прогнозирования спроса типы спроса также различаются по времени формирования и представления на рынке. Прошлый спрос - это спрос, реализованный или не удовлетворенный за прошедший период времени, его оценка необходима для выявления тенденций и моделей, а также для выполнения планов реализации. Текущий спрос - спрос на данный момент, знание размеров которого позволяет быстро вносить коррективы в планируемые маркетинговые мероприятия, является элементом конъюнктуры рынка. Будущий спрос - спрос на следующий период, необходимо прогнозировать его объем и структуру с учетом возможностей производства и рынка.

Классификация спроса в соответствии с вышеуказанными критериями ориентирует маркетинг на применение определенной товарной политики и ценовой политики, выбор соответствующей конкурентной стратегии, организацию целевых рекламных мероприятий, допускает многопараметрическую сегментацию рынка и требует от компании осуществить необходимые дифференцированные действия по регулированию спроса. 

Факторы изменения спроса

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, в котором на обмен товаров влияют не только цены, но и другие неценовые факторы. Количество товара, которое можно купить в любой момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их влияние как бы нейтрализует влияние цен, в любом случае изменения количества покупаемых товаров происходят по неизменным ценам и зачастую независимо от их движения.

Эти факторы включают, во-первых, денежный доход покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество приобретенных товаров увеличится, хотя цены на эти товары не изменились и до увеличения доходов могли бы стать одной из основных причин их ограниченных покупок потребители. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах на товары возможный объем покупок уменьшится.

Во-вторых, изменение суммы покупки и продажи товаров по одинаковым ценам может происходить под влиянием фактора так называемых «ожиданий потребителей». Причины изменения ожиданий могут быть самыми разными: как экономическими (инфляция), так и неэкономическими (например, погода, предпраздничные, сезонные условия). Под их влиянием количество покупок может как увеличиваться, так и уменьшаться независимо от уровня цен приобретаемых товаров.

В-третьих, объем многих товаров, которые покупатели покупают независимо от цены, может измениться, например, из-за наличия или отсутствия взаимозаменяемых и дополнительных товаров на рынках. Дополнительные потребительские товары включают, например, сахар и другие сладости в дополнение к напиткам, таким как чай или кофе. Недостаток сахара может вызвать падение спроса на чай и кофе. Почти каждый продукт имеет свои «дополнения» и «заменители», и их присутствие на товарных рынках может существенно изменить потребительский спрос.

В-четвертых, на потребительский спрос могут влиять такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде и дизайну товара. Важную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика психологии покупок (эффект толпы: многие бросятся покупать товар, который почему-то покупают все). 

В-пятых, увеличение количества потребителей на рынке ведет к увеличению спроса. Таким образом, увеличение рождаемости приводит к увеличению спроса на детские коляски, товары для детей, детские социальные учреждения.

Увеличение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть продемонстрировано смещением всей кривая спроса dd вверх вправо.

И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то это можно проиллюстрировать смещенной кривой спроса вниз влево. Линия d'd '- увеличение спроса, где все точки A', B ', C, D' на кривой показывают увеличение количества товаров, проданных по неизменной цене. 

Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает взаимосвязь между объемом совокупной продукции, спрос на которую представляют экономические агенты: население, предприятия и государство, и общим уровнем цен в экономике. 

В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, которые влияют на объем спроса: 

  1. совокупный спрос домашних хозяйств - потребительский спрос (C);
  2. спрос фирм на инвестиции (I); 
  3. спрос на товары и услуги со стороны государства (G); 
  4. чистый экспорт (Xn) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и внутренним спросом на импортные товары. 

Так AD = C + I + G + Xn. (3) 

Вы можете различать ценовые и неценовые факторы AD. Ценовые факторы определяют движение по кривой, неценовые факторы определяют ее смещение.

Изменения общего уровня цен (ценовые факторы) при прочих равных условиях (неизменные неценовые факторы) влияют на объем совокупного спроса и определяют движение по кривой AD. 

Ценовые факторы включают в себя следующее: 

1. Эффект реального богатства (эффект реальных денежных остатков) или эффект Пигу. 

Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового благосостояния (M) к общему уровню цен (P). Это соотношение является реальной покупательной способностью накопленного номинального богатства (денежные средства, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев более бедными и стимулирует сокращение потребительских расходов (C), объем совокупного спроса уменьшается. 

2. Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.

Повышение уровня цен заставляет как потребителей, так и производителей занимать деньги, то есть спрос на деньги увеличивается. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. Итак, согласно основному макроэкономическому уравнению: 

Y = C + I + G + X. (4)

При прочих равных условиях уменьшение инвестиций приводит к снижению ВНП (Y); 

3. Эффект импортируемых товаров или эффект Флеминга. 

Рост цен в стране со стабильными импортными ценами смещает часть спроса с отечественных товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике этой страны чистый экспорт и совокупный спрос снижаются.

Неценовые факторы смещают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменений уровня цен P, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево. 

Совокупный спрос может быть отражен с помощью основного макроэкономического уравнения: 

Y = C + I + G + Xn.

К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относятся все, что влияет на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G) и чистый экспорт (Xn). 

Факторы, влияющие на С: 

  •  уровень благосостояния населения; 
  •  ожидания (изменения уровня цен, изменения доходов) потребителей; 
  •  налоги; 
  •  переводные платежи;
  •  уровень интереса. 

Факторы, влияющие на I: 

  •  ожидания инвесторов; 
  •  уровень интереса; 
  •  налоги; 
  •  переводные платежи; 
  •  новые технологии. 

Факторы, влияющие на G: 

  •  государственные закупки. 

Факторы, влияющие на Xn: 

  •  объем ВНП в других странах; 
  •  величина ВНП в данной стране; 
  •  курс национальной валюты. 

Уравнение количественной теории денег: 

MV = P Y. (6) 

Уравнение показывает еще два неценовых фактора M и V. Совокупный спрос зависит от объема денежной массы и скорости обращения денег между секторами экономики.

Итак, AD является функцией от M и V, AD = f (M, V). Влияние вышеуказанных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге может быть сведено к изменениям денежной массы и скорости обращения денег. 

Эластичность спроса. 

Эластичность - одна из важнейших категорий экономики. Впервые он был введен в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой процентное изменение одной переменной в ответ на процентное изменение другой переменной. Концепция эластичности дает ответ на вопрос о том, насколько изменится объем спроса и предложения при изменении цен.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Примером является эластичность спроса по цене или эластичность спроса по цене, которая показывает, насколько сильно спрос на товар изменится в процентах, когда его цена изменится на один процент. 

Точно так же вы можете определить показатель эластичности по доходу или какой-либо другой экономической стоимости.

Показатель ценовой эластичности спроса на все товары отрицательный. Действительно, если цена товара уменьшается, величина спроса увеличивается, и наоборот. Но для оценки эластичности используется абсолютное значение индикатора (знак минус опущен). Если абсолютное значение эластичности спроса по цене больше 1, спрос относительно эластичен, то есть изменение цены приведет к большему количественному изменению величины спроса; если меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение объема спроса. Если коэффициент эластичности равен 1, говорят о единичной эластичности - изменение цены приводит к тому же количественному изменению величины спроса.

Существуют два крайних случая: 

  1. наличие только одной цены, по которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от покупки этого продукта (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снижается). В то же время спрос абсолютно эластичен, показатель эластичности бесконечен. 
  2. изменение цены не влияет на величину спроса. 

Таким образом, абсолютное значение показателя ценовой эластичности спроса может варьироваться от нуля до бесконечности: 

  •  спрос эластичен; 
  •  спрос эластичен; 
  •  спрос неэластичен; 
  •  спрос с удельной эластичностью.

Показатель эластичности зависит не только от отношения роста цены к объему или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. 

Факторы, влияющие на эластичность спроса: 

  •  наличие товаров-заменителей; 
  •  фактор времени. В краткосрочной перспективе спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочной перспективе; 
  •  значение того или иного продукта для потребителя. 

Концепция перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменений цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары считаются: взаимозаменяемыми или дополнительными. Если товары являются взаимозаменяемыми, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным. Если товары дополняют друг друга, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение. 

Эластичность спроса по доходу связана с изменением спроса на товары и услуги с увеличением или уменьшением доходов. Эластичность спроса по доходу (Ed) определяется как процентное изменение количества продуктов, по которым спрос представлен в процентном изменении дохода.

Доходность эластичности спроса на разные товары различна. Для товаров, спрос на которые уменьшается с ростом доходов - это товары низкого качества - эластичность выше. Что касается товаров высокого качества, то чем больше продукт нужен семье, тем он менее эластичен. 

Эластичность спроса по доходу зависит не только от категории продукта, но и от уровня дохода на душу населения в стране. Таким образом, эластичность спроса на товары первой необходимости по доходу может быть очень высокой при низких уровнях дохода и снижаться по мере роста дохода. Значение эластичности также зависит от уровня доходов конкретной социальной группы. 

Заключение 

В процессе написания работы были решены следующие задачи: 

  1.  дано определение спроса, проанализирована его кривая; 
  2.  указывается формулировка закона спроса и последствия этого закона; 
  3.  перечислены виды спроса и факторы, влияющие на его изменение; 
  4.  проведен анализ совокупного спроса; 
  5.  обозначено понятие эластичности спроса.

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. Каждый такой акт включает в себя продавца, на стороне которого имеется предложение товаров, и покупателя, представленного спросом на товары. На объем спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами. 

Спрос является одним из важнейших факторов формирования экономической стратегии предприятия, поскольку только производство «необходимых» товаров, востребованных покупателями, целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.

Понятие эластичности спроса напрямую связано с ценовой политикой производителей. При установлении цены на свой товар, а также при определении ценовых наценок или скидок производитель должен улавливать те изменения, которые происходят на рынке, и иметь какое-либо отношение к изменению эластичности спроса на его товары. Если он не имеет возможности учитывать изменения, происходящие на рынке в ценах, это может привести к потере части его прибыли и даже рынка. Понимание ценовой эластичности часто имеет решающее значение для многих деловых решений.