Способы разрешение хозяйственных споров

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.06.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок труда, его особенности и модели
Внутренний и внешний государственный долг России
Основные источники угроз интересам РФ в экономической сфере
Современная валютная система: проблемы и тенденции развития


Введение:

Хозяйственным (экономическим) спором называют спор, который возникает из отношений гражданского или любого иного типа правовых отношений, которые связаны с необходимостью осуществления предпринимательской или любой другой экономической деятельности какими-либо юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а в иных ситуациях, которые предусмотрены законодательно, - иными предприятиями и физическими лицами.

Предпринимательством называется деятельность, которая осуществляется по самостоятельной инициативе на собственный риск и направлена она чаще всего на получение прибыли систематического характера, и представляет форму реализации прав и свобод гражданина, которые закреплены в Конституции РФ и составляют основу конституционного строя.

Развитие предпринимательства – это приоритетное направление российской государственной экономической политики. Но в процессе предпринимательской деятельности возникает большое количество хозяйственных споров и конфликтных ситуаций. Значительное их число относится к имущественным спорам, возникающим при заключении договоров, их исполнении.

Поэтому основной задачей государства является проблема обеспечения защиты прав и законных интересов участников имущественного оборота, в том числе в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности. На основании действующего законодательства, у лица, чьи права нарушены или оспорены, вправе подать иск в суд (арбитражный или третейский) для того, чтобы защитить их.

Кроме этого рыночная экономика дала жизнь новым организационно-правовым формам защиты прав и интересов предпринимателей. К ним относятся услуги адвокатских, аудиторских детективных и страховых фирм, деятельность профсоюзов, третейских судов, нотариусов.

В данной работе мы рассмотрим некоторые способы способа защиты прав предпринимателей. Хозяйственные споры разрешаются в судебной и внесудебной форме.

Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости обоснования проблем, возникающих при разрешении хозяйственных споров и в необходимости совершенствования методов разрешения хозяйственных споров. Вообще, необходимо постоянно развивать правовой институт предпринимательской деятельности, закреплять законы, направленные на его совершенствование, также необходимо признать ряд прав за субъектами права, создать эффективный механизм защиты субъектов права.

Целью данной курсовой работы является проведение анализа гражданско-правовой защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в ходе разрешения хозяйственных споров.

 

Способы разрешение хозяйственных споров

 

В процессе хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования могут возникнуть разногласия.

Споры, возникающие между субъектами хозяйственного оборота в процессе заключения, изменения, расторжения и исполнения хозяйственных договоров, споры о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и затрагивающих интересы субъектов хозяйствования, а также дела о признании субъектов хозяйствования экономически несостоятельными и банкротами разрешаются в хозяйственных судах Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действуют Высший хозяйственный суд республики и хозяйственные суды областей. Они осуществляют правосудие в области экономических отношений между юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности, в том числе зарубежными, которые действуют в сфере хозяйственных отношений.

Возбудить дело в хозяйственном суде о защите нарушенных прав или охраняемых законом интересов могут:

  • юридические и физические лица - субъекты хозяйствования;
  • государственные органы по охране природы;
  • государственные и другие органы, обращающиеся в хозяйственный суд в случаях, предусмотренных законодательством;
  • прокуроры, обращающиеся в суд в интересах государства, юридических и физических лиц - субъектов хозяйствования, а также сам хозяйственный суд по своей инициативе;
  • Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь по делам, связанным с нарушениями антимонопольного законодательства (ст. 16 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»);
  • Государственная налоговая инспекция по делам, предусмотренным ст. 11 Закона «О Государственной налоговой инспекции Республики Беларусь»;
  • органы приватизации по делам о признании недействительными сделок приватизации государственных объектов (ч. II ст. 25 Закона «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»);
  • органы государственного надзора за страховой деятельностью по делам о признании - банкротства страховых организаций, обеспечивающих выполнение своих обязательств по выплате страховых сумм и страхового возмещения (ст. 41 Закона «О страховании»):
  • заинтересованные лица, предъявляющие требования к гражданам, ранее обладавшим статусом предпринимателя, если спорное правоотношение возникло из осуществлявшейся ими предпринимательской деятельности;
  • отдельные граждане, когда спор связан с применением условий учредительства юридических лиц - субъектов хозяйствования.

Разрешение споров в хозяйственном суде осуществляется на началах равенства участников процесса перед законом и судом независимо от форм собственности, места нахождения сторон, подчиненности и других обстоятельств.

При рассмотрении споров судьи независимы и подчиняются только закону.

Рассмотрение споров в суде открытое, за исключением случаев, когда это противоречит интересам государственной и коммерческой тайны либо когда суд удовлетворит ходатайство одной из сторон о слушании дела в закрытом судебном заседании.

Решение хозяйственного суда должно основываться на законе и быть обоснованным.

Хозяйственный суд в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законодательными актами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, договорами и соглашениями Республики Беларусь с другими государствами, иными законодательными и нормативными актами.

Руководители предприятий и организаций должны знать, какие хозяйственные споры относятся к компетенции хозяйственного суда.

Согласно действующему законодательству, хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам:

  • между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, также организациями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами;
  • между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

К хозяйственным (экономическим) спорам, рассматриваемым хозяйственным судом, в частности, относятся споры о:

  • разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законодательством, или о разногласиях, передача которых на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами договора;
  • изменении условий или расторжении договора;
  • неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
  • признании права собственности;
  • истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
  • нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанных с лишением владения;
  • возмещении убытков;
  • признании недействительным (полностью или частично) ненормативного акта государственного или иного органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;
  • защите деловой репутации;
  • отказе в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок юридического лица или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законодательством Республики Беларусь;
  • взыскании с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налогов, других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, штрафов и иных экономических санкций-, если законодательством Республики Беларусь не предусмотрено взыскание этих сумм в бесспорном порядке;
  • возврате из бюджета и государственных внебюджетных фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;
  • экономической несостоятельности (банкротстве);
  • отказе в выдаче (продлении) лицензии.

Хозяйственный суд рассматривает также дела:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении.

Законодательными актами могут быть отнесены к подведомственности хозяйственного суда и другие дела.

В то же время хозяйственные суды Республики Беларусь не рассматривают споров о:

  • размерах исчисленных сумм налогов и неналоговых платежей;
  • об установлении цен на продукцию и товары, а также тарифов на оказание услуг, если цены и тарифы, согласно законодательству, не могут устанавливаться соглашением сторон;
  • о понуждении заключить договор, не основанный на нормативном акте, а также споров, возникающих при согласовании стандартов и технических условий.

Руководители должны помнить, что Высший хозяйственный суд Республики Беларусь рассматривает:

  • хозяйственные (экономические) споры между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь, а также между административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
  • споры о признании недействительным (полностью или частично) нормативного акта республиканского органа государственного управления или иного государственного органа, который не соответствует законодательству Республики Беларусь и нарушает права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • споры, связанные с государственными секретами;
  • иные споры, отнесенные законодательными актами к подсудности Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.

Кроме того, Высший хозяйственный суд Республики Беларусь имеет право в пределах подведомственности дел хозяйственным судам дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело.

 

Способы разрешение хозяйственных споров

 

Хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды рассматривают все хозяйственные споры, кроме споров, отнесенных к ведению Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь.

 

Порядок подачи иска при хозяйственных спорах

 

При обращении в суд необходимо также учитывать подсудность хозяйственных споров.

Иск предъявляется в хозяйственный суд по месту нахождения или месту жительства ответчика.

Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения юридического лица.

Иски к ответчикам, находящимся на территории разных областей, предъявляются в хозяйственный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.

Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в хозяйственный суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту нахождения в Республике Беларусь.

Иск к ответчику о возмещении вреда, причиненного имуществу юридического лица или индивидуальному предпринимателю, может быть предъявлен также по месту причинения вреда.

Иск к ответчику, являющемуся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем Республики Беларусь и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика.

Иск к ответчику, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, может быть предъявлен по месту исполнения договора.

Выбор между несколькими хозяйственными судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, рассматриваются по месту нахождения заявителя, за исключением дел установления факта владения зданием, сооружением, земельным участком или другим недвижимым имуществом, эти дела рассматриваются по месту нахождения здания, сооружения, земельного участка или другого недвижимого имущества.

Дела по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения нотариальной конторы или иного органа (должностного лица), которым законодательством предоставлено право совершать нотариальные действия.

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по месту нахождения должника.

Иски о признании права собственности на недвижимое имущество, споры о недвижимом имуществе, в том числе об истребовании из чужого незаконного владения либо об устранении нарушений прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения, предъявляются по месту нахождения недвижимого имущества.

Иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки, в том числе, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется по месту нахождения перевозчика.

Встречный иск независимо от его подсудности предъявляется в хозяйственный суд, рассматривающий первоначальный иск.

Подсудность, установленная ст. 30, 31 ХПК РБ, может быть изменена по соглашению сторон.

Если хозяйственный спор неподсуден данному хозяйственному суду, то суд в пятидневный срок направляет исковой материал по подсудности.

При установлении, что данный спор не подведомствен хозяйственному суду, последний выносит определение об отказе возбуждения производства по делу либо о прекращении производства по делу.

Лица, участвующие в деле, имеют право:

  • знакомиться с материалами дела, делать выписки из них; заявлять отводы;
  • представлять доказательства и участвовать в их исследовании; с разрешения хозяйственного суда задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам; заявлять ходатайства;
  • давать письменные и устные пояснения хозяйственному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам;
  • возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;
  • обжаловать судебные акты;
  • пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им ХПК РБ.

Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), пользуются правами и несут обязанности сторон, за изъятиями, установленными законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве).

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, в случае неисполнения которых наступают последствия, предусмотренные ХПК РБ и другими законодательными актами.

Истец вправе до принятия решения хозяйственным судом изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска.

Ответчик вправе признать иск полностью или частично, а также изменить основания возражений против иска.

Стороны могут окончить дело мировым соглашением на любой стадии процесса.

Хозяйственный суд не принимает отказа от иска, ходатайства об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, не утверждает мирового соглашения сторон, если это противоречит законодательству или нарушает права и законные интересы других лиц. В этих случаях хозяйственный суд рассматривает спор по существу.

Организации и граждане, участвующие в рассмотрении дела в хозяйственном суде, несут определенные расходы. Эти расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Суммы, подлежащие выплате по инициативе сторон, вносятся предварительно стороной, заявившей соответствующую просьбу.

Суммы, подлежащие выплате в связи с издержками по делу, произведенными по инициативе суда, выплачиваются хозяйственным судом за счет средств, предусматриваемых на эти цели в бюджете суда.

Исковые заявления и заявления о пересмотре решений хозяйственного суда оплачиваются государственной пошлиной в республиканский бюджет в пределах и размере, установленных законодательством.

Государственная пошлина может уплачиваться в свободно конвертируемой валюте. Исковое заявление и заявления о пересмотре решений хозяйственных судов, подаваемые иностранными юридическими и физическими лицами, кроме юридических и физических лиц - субъектов хозяйствования государств, находящихся в одной валютной зоне с Республикой Беларусь, оплачиваются государственной пошлиной только в свободно конвертируемой валюте по единому курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на день предъявления иска.

 

Исполнения решения по хозяйственным спорам

 

Исполнение решения, постановления, определения хозяйственного суда производится на основании приказа, выдаваемого хозяйственным судом, принявшим это решение, постановление, определение.

Приказ на основании судебного акта выдается хозяйственным судом взыскателю после вступления судебного акта в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда приказ выдается немедленно по вынесении решения.

При выдаче приказа на основании других актов судья хозяйственного суда обязан проверить их законность, в пределах своей компетенции проверить правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных, в том числе международных арбитражных (третейских) судов, и вынести мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче приказа.

Определение о выдаче или об отказе в выдаче приказа может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке.

Приказ на взыскание денежных средств взыскатель направляет банку, обслуживающему должника, а в остальных случаях - судебному исполнителю, если иное не установлено законодательством.

Приказ хозяйственного суда, а также определение о судебном приказе могут быть предъявлены к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления приказа к исполнению.

В случае, если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в шестимесячный срок для предъявления приказа к исполнению.

По решениям о взыскании периодических платежей срок для предъявления приказа к исполнению действует для каждого платежа в отдельности и течение его начинается со дня наступления срока каждого платежа.

Исполнительное производство не может быть возбуждено по исполнительным документам, в отношении которых истек срок давности для предъявления приказа к исполнению.

За неисполнение судебного акта хозяйственного суда о взыскании денежных средств банком, обслуживающим должника, которому направлен приказ, на него налагается хозяйственным судом штраф в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию, и выносится частное определение, которое направляется в банк, обслуживающий должника, и Национальный банк Республики Беларусь.

Неоднократное (более двух раз) неисполнение судебных актов хозяйственных судов банками или иными кредитно-финансовыми организациями является основанием для отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.

Если должник после вынесения судебного акта умышленно примет меры к сокрытию имеющихся у него денежных средств и имущества, хозяйственный суд, принявший судебный акт, может наложить на должника штраф в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию.

За неисполнение лицом действий, не носящих имущественного характера, совершение которых возложено на него приказом, на это лицо налагается штраф в размере до двухсот минимальных заработных плат. Наложенные штрафы взыскиваются в республиканский бюджет. Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт и не является препятствием для привлечения должностных лиц к гражданской и иной ответственности.

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, интересы предпринимателей в условиях рыночной экономики с конкретно очерченными взаимоотношениями можно свести к совершению сделки, условия которой будут максимально выгодны и в результате которой будет получено встречное удовлетворение, которое будет включать в себя чистый доход и прибыль. Но по причине того, что спрос и предложение не являются статичными величинами, а постоянно колеблются, могут образовываться причины, нарушающие сложившиеся связи по объективным поводам, так как по причине изменения конъюнктуры рынка предприниматель теряет выгоду поддержания сложившихся взаимоотношений, исполнения заключенных договоров, он теряет заинтересованность, пропадает стимул к тому, чтобы надлежащим образом исполнять взятые на себя обязательства. 

Это влечет за собой возникновение разногласий и споров между партнерами и контрагентами. Объективные причины, которые скрываются в глубине процессов, происходящих в экономике, вне ее проявляются в виде субъективных факторов, которые служат прямой причиной или поводом к возникновению хозяйственных споров и нарушения договорных обязательств. В том случае, когда между партнерами возникли разногласия по вопросам осуществления совместной предпринимательской деятельности или контрагентами по договорам коммерческого характера, они имеют право обратиться в суд с тем, чтобы там разрешился спор и они смогли защитить свои нарушенные права. 

Обратиться с данной целью они имеют право в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции. Помимо судебной формы, стороны в хозяйственном споре могут урегулировать разногласия и во внесудебном порядке. Такого рода споры могут быть рассмотрены третейским судом, отличие которого от судов общей юрисдикции и арбитражных заключается в особом способе рассмотрения возникшего между сторонами споров на основании только добровольного согласия обеих сторон на передачу спора такому суду, но третейские суды при этом обеспечивают защиту и восстанавливают нарушенные права и интересы предпринимателей. Кроме того, такие споры могут рассматриваться нотариальным путем.