Специфика восприятия мужчинами беременных женщин

Предмет: Психология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по психологии:

 

Много готовых курсовых работ по психологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Психологические особенности родительского отношения к единственному ребенку
Личностные особенности подростков с высоким уровнем переживания одиночества и факторы его преодоления
Соотношение рационального (логического) и интуитивного в профессиональных намерениях подростков
Возрастная специфика переживаний ребенком своего места в системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками


Введение:

С древних времен люди интересуются тем, что происходит с женщиной во время беременности. В России считалось, что женщина, ожидающая ребенка, обладает магическими способностями. Последнее исследование открывает перед нами завесу внутриутробного развития ребенка. Врачи знают вес, рост ребенка, порядок формирования его органов и формирования функций. Теперь ни для кого не секрет, что ребенок ведет активную жизнь в животе своей матери; он двигается, отталкивает пятки от стенок матки, сосет палец, поворачивает голову к источнику интересных ему звуков, «играет» с пуповиной. Все, что делает мама, так или иначе передается ребенку.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена ​​тем, что беременность и роды - короткий, но очень важный этап в жизни человека. К сожалению, в наши дни еще недостаточно литературы по психологическим аспектам периода беременности. В то же время психологию и физиологию беременной и нерожденного ребенка следует рассматривать не отдельно, а как единую систему. Нередко психоневрологические расстройства, выявляемые у детей и преследующие их в течение всей жизни, связаны с особенностями пребывания человека в утробе матери.

Как правило, женщины не придают значения тому факту, что ребенок является желанным или нежелательным, и наука уже уверенно заявляет: психика нежелательного ребенка ранена до рождения. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, которые проходят через плацентарный барьер и влияют на мозг ребенка. Масштабы и характер эмоционального контакта между матерью и новорожденным, возможно, являются наиболее решающим фактором, влияющим на формирующуюся психику. Для ребенка информация от мамы очень важна. Это обязательное условие для развития мозга. Следует отметить, что в настоящее время выдвигаются версии, что именно во внутриутробном периоде начинает формироваться основное доверие или недоверие к миру, и это формирование основано на информации, которую мать получает от матери. Таким образом, одной из важнейших проблем психологической поддержки женщин во время беременности является выделение факторов стресса и их влияние на будущих мам и их детей на разных этапах беременности.

Цель курсовой работы - рассмотреть психологические особенности течения беременности.

В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:

  • изучение проблем материнства в отечественной и зарубежной литературе;
  • рассмотреть физиологические и психологические аспекты беременных женщин;
  • рассмотреть особенности самовосприятия беременности женщиной.

Изучение материнства в отечественной и зарубежной психологии

Чаще всего врачи пишут для беременных как в России, так и за рубежом, поэтому вопросы психологического состояния женщины во время беременности отражаются в них довольно слабо.

Однако в книгах зарубежных авторов рассматривается вопрос психологической подготовки к родам (но не течения беременности в целом). Так, британский врач Грэнтли Дик Рид, написавший много книг для женщин, ожидающих ребенка, указывает на страх и беспокойство, которые мешают нормальному течению третьего триместра беременности и родов. В своих книгах он рассказывает о разработанной им программе «естественного рождения», описывает ее преимущества для женщин и детей. В частности, основным положением «естественного рождения» является спокойное и полное расслабление роженицы. В книге «Роды без страха» он пишет, что «если пациент спокоен и готов к сотрудничеству, это дает значительные преимущества ... Серьезные проблемы во время естественных родов могут быть вызваны эмоциональной нестабильностью матери или отца. В этом случае роды могут стать психически и физически патологическими. «В свою очередь французский доктор Мишель Оден также отмечает важность психологического комфорта для женщины во время подготовки к родам и самого рождения.

Кроме того, в зарубежной литературе рассматривается проблема развития ребенка во внутриутробном периоде. Психоаналитик доктор Сильвио Фанти в книге «Микропсихоанализ» выражает мнение, что источники всех проблем человека лежат задолго до его рождения. Он назвал отношения между матерью и ребенком во время беременности "внутриутробной войной", которая заканчивается после рождения ребенка и может возобновиться с новой яркостью, если мать причинит вред своему ребенку. Книга содержит высказывания проанализированных женщин, которые на бессознательном уровне помнят пренатальный период своей жизни. Сильвио Фанти рисует мрачную картину попыток взаимного уничтожения матери и плода. Многие из пунктов этой теории противоречивы. Однако, бесспорно, что психика берет свое начало задолго до рождения ребенка. Этот момент также отражен в трудах Дональда Винникотта. В своем анализе Винникотт опускается до момента психики, когда «мозг как орган уже может записывать опыт, собирать данные, сортировать явления и классифицировать их. Такое слово, как «разочарование», уже имеет смысл: ребенок может помнить о том, что «что-то ожидалось, но не полностью выполнено. В свете таких теоретических соображений можно допустить существование человека». человек до рождения".

Обратимся к работам отечественных психологов и педагогов. Борис Павлович Никитин в своей последней книге отводит большое место беременности и рождению ребенка. Наряду с закаливанием и правильным питанием женщины, регулярными физическими упражнениями он отмечает важность психологической готовности женщины к рождению ребенка. «Девять месяцев ожидания, размышления о ребенке, его будущем, то есть сосредоточении матери на ребенке, - это не только гормональное, но и биоэнергетическое понимание ... Хорошие мысли, по-видимому, помогают родить хорошие чувства, и плохие мысли делают сдвиги в других направлениях ». По моему мнению, мысль автора очень важна, так как сосредоточение внимания на мыслях о ребенке помогает женщине спокойно относиться к жизненным неприятностям и неприятностям. Внимание женщины переключается с стрессовых ситуаций на ребенка, который растет и развивается внутри нее. Многие положения книги основаны на богатом жизненном опыте автора.

Смысл важности этих открытий ясен: пренатальные отношения между матерью и ребенком играют огромную роль в его физическом и психологическом здоровье. Вот еще несколько факторов, которые влияют на то, что будет потом с ребенком, за которые женщина, если она несет ответственность, является лишь косвенной. Все виды социальных потрясений, на каком бы уровне они ни происходили - в семье, в соседстве, в стране или во всем мире - поражают беременную женщину. Она не может оставаться равнодушной к событиям, происходящим в мире вокруг нее; они вызывают у нее приток эмоций и различных чувств, которые она разделяет с находящимся в ней плодом. Но не только события глобального масштаба отражаются на эмоциональном состоянии будущей мамы, это также может стать атмосферой ее личной семейной жизни. Следует помнить, что все последние научные исследования показывают, что каждая сильная эмоция матери, будь то тоска или просто резкое изменение настроения, через пуповину достигает плода.

Психофизиология беременности

Беременность - это время огромных изменений во всем организме, которые сопровождаются рядом изменений в физиологии и психологии женщин. Рассмотрим систематизированную доступную теоретическую информацию по этой проблеме и структурированную информацию в соответствии с тремя фазами (триместрами) беременности.

Проблемы первого этапа беременности

Время революционных перемен не только в физиологии женщины, но и в ее психологии характеризуется рядом изменений в организме матери, к которым она почти не готова.

С физиологической точки зрения, в организме женщины начинается гормональный «приступ». Это сопровождается рядом неприятных состояний, таких как: тошнота, повышенное потоотделение, обморок, рвота по утрам и т. д., Врачи называют это состояние "токсикозом ранней беременности". Все это не доставляет удовольствия женщине.

В ее психологическом состоянии также происходят огромные изменения. Это так называемый кризис перемен. Во внутреннем, внутреннем пространстве ее «я» появилось пространство другого человека, существование которого необходимо не только принять во внимание, но и, возможно, перестроить всю жизнь, изменить все планы. Даже если ребенок долгожданный и желанный - величие этого события захватывает все мысли женщины, заставляя ее волноваться: «Как будет моя будущая жизнь?» "Как проходит беременность?" «Буду ли я хорошей матерью?» «Как будет моя карьера?» и еще много вопросов, которые преследуют. У повторно рожающих женщин возникают вопросы: «Как подготовить старшего ребенка в семье к другому?» «Будут ли они дружить?» Появляется повышенная раздражительность. Женщина становится эмоционально уязвимой, склонной к тревоге, более чувствительной к негативным переживаниям. Кажется, что причина беспорядка незначительна, и мои глаза находятся в «влажном месте», и ничто не радует. В ее душе происходит так много изменений, что она может чувствовать себя очень одинокой в ​​водовороте новых ощущений. Все люди вокруг нее остались прежними, только она одна находится во власти "беременных чувств". Даже если у женщины был прямой нрав до беременности, теперь она может легко запаниковать из-за абстрактных рассуждений своего врача об осложнениях беременности или из-за эксцентричной истории подруги о ее рождении. Сцены из некоторых фильмов или телевизионных новостей, резкое замечание босса или попутчика в метро может привести ее в слезы. Изменение психологического состояния может повлиять на социальную среду женщины. Не все надомники могут сразу принять такие изменения в поведении будущей мамы. Соответственно, все это может привести к недопониманию в семье. Но самая важная вещь для женщины, чтобы получить поддержку от любимого. Однако мужчине гораздо сложнее вовлечься в беременность своей жены и стать «беременным» отцом. Существует вероятность того, что на работе и учебе возникнет недопонимание коллег, могут возникнуть конфликты с начальством. Более того, все это происходит без желания самой женщины меняться, гормоны снова «работают» здесь.

У многоплодных женщин этот период протекает одинаково, за исключением того, что они уже знают изменения, происходящие в организме во время беременности, и внутренне стараются быть к ним готовыми. Опять же, у них больше проблем, которые как-то сглаживают всю эту «революционную перестройку». Они связаны со старшими детьми, которые и требуют, и требуют много внимания и родительской заботы. И эти проблемы сохраняются на протяжении всей беременности.

Конец фазы I - для многих беременных, начало «радикального перелома» в здоровье. Ранний токсикоз ослабляет хватку. И все постепенно стабилизируется. На рубеже первого и второго триместра беременности появляется ощущение надвигающегося материнства, и это чувство, которое с каждым днем ​​становится все сильнее, безусловно, является одним из наиболее ценных ощущений, испытываемых многими женщинами.

Характеристика второй фазы беременности

Физиологическая сторона. Изменения в теле продолжаются, но женщина к ним привыкает. Цифра полностью отличается от того, второй был 4 месяца назад. Живот появляется, грудь увеличивается в размерах, бедра округлые. Это естественно, ведь малыш развивается и растет, ему нужно много места для комфортного пребывания в матке. У некоторых женщин токсикоз может продолжаться, но они скоро пройдут. Появляются новые проблемы, такие как запор, геморрой. Я хочу чаще ложиться и отдыхать. Но это не так уж и плохо. Именно в этом триместре будущая мать начинает чувствовать движения своего маленького ребенка в утробе матери.

И психологически это очень важный момент во время беременности. Женщина начинает привыкать к своему новому «я». Существует повышенная ответственность за все, что она делает в жизни. Беременная женщина со страхом начинает перебирать все факторы риска, которым она подвергалась с самого начала беременности, и думать о том, как они повлияют на ребенка. Они включают воспоминания о выпитом бокале вина или принятом аспирине, когда еще не было известно о беременности, мыслях о загрязненном воздухе его родного города или излучении от монитора компьютера на ее рабочем столе. Это нормально, но это очень беспокоит маму. Женщина начинает думать о том, что ее ждет в будущем. Первородные еще не знают, что такое роды. Они читают об этом в книгах, слушают своих мам и подруг. Представьте себе этот важный результат всей беременности. Почти у всех есть страх родов. Также в этот период, в последнее время довольно часто, многие будущие мамы сталкиваются с такой проблемой, как - угроза беременности. В большинстве случаев это сопровождается госпитализацией в стационар. Это дополнительная тревога в это трудное для женщины время.

Но, тем не менее, к концу второго этапа среда беременной женщины постепенно привыкает к ее новой роли. Муж и близкие родственники уже полностью осознают это. Обычно в это время семья устанавливает нормальное «рабочее» отношение к предстоящему сложению в своем собственном составе. Все пытаются помочь, поддержать.

Характеристика третьей фазы беременности

В физиологическом плане - много проблем. Трудно дышать, появилась изжога, я часто хочу сходить в туалет: причиной этого является взрослая матка, которая давит на все внутренние органы. По всем этим причинам нормальный сон нарушается. Может появиться такая патология, как варикозное расширение вен. Но все это скоро закончится. К концу этого триместра становится легче дышать, изжога уменьшается, потому что ребенок опускается в область малого таза, и давление на соседние органы становится меньше.

Психологическая сторона. Женщина уже привыкла к постоянным сотрясениям ребенка. Это неразрывное целое, и любая беременная женщина это понимает и принимает. Почти у всех беременных женщин беспокойство по поводу нерожденного ребенка возрастает в этот период. Опять возникает много вопросов: «Сколько еще осталось до рождения?» «Как пойдут роды?» «Будет ли ребенок здоров?» многие женщины не знают, какого пола рождается ребенок, отсюда возникают вопросы: «Кто родился и какой вес?» вполне естественно. Почти все первородные женщины больше всего обеспокоены предстоящими родами, их ожидания связаны с рядом страхов. Бывает, что в ожидании приближающегося рождения женщина начинает бояться смерти. Это даже не страх перед собственной жизнью, а скорее предчувствие переживаний ребенка, который через рождение проходит стадию психологического «умирания».

Все данные, касающиеся физиологических и психологических изменений во время беременности, были собраны и представлены в виде таблицы № 1 «Динамика поэтапного развития беременности».

Проблема самовосприятия в психологии беременности

Самовосприятие беременности может быть определено как восприятие женщиной своего опыта на разных этапах беременности, выявление этих переживаний, что приводит к выработке определенных действий и стереотипов поведения, адекватных этому опыту.

Психологическая готовность к материнству

Беременность в психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферы женщины, готовящий ее к дальнейшему выполнению материнских функций в послеродовом периоде, то есть этап психологической подготовки к материнству.

С.Ю. Мещерякова (2000) говорит, что психологическую готовность к материнству можно рассматривать с двух основных позиций.

Готовность к материнству как готовность обеспечить благоприятные условия для развития ребенка. С этой точки зрения он рассматривается как специфическое формирование личности, «ядром которого является предметно-ориентированная ориентация по отношению к нерожденному ребенку».

готовность к материнству как переход к новому этапу личностно-гендерной и возрастной идентификации. С этой точки зрения она рассматривается с точки зрения удовлетворения женщины своей материнской ролью.

Проблема самовосприятия беременности занимает особое место среди аспектов психологической готовности к материнству. Отношение матери в большей степени зависит от отношения матери к ее нерожденному ребенку, создания правильных или неправильных условий для его развития, формирования позитивного или негативного отношения к его воспитанию и т. д., т. е. «Прямого осуществления матерью ее функции во взаимодействии с ребенком ». Следовательно, в рамках самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству может рассматриваться с первой позиции.

С точки зрения самовосприятия беременности психологическая готовность к материнству также может рассматриваться как переход к новому этапу личностной и возрастно-гендерной идентификации, на этом этапе можно говорить об удовлетворенности или неудовлетворенности женщиной своей материнской ролью. моя беременность

Г.Г. Филиппова говорит, что беременность - это критический период жизни женщины, этап выявления гендерных ролей, особая ситуация для адаптации. «В течение этого периода неисследованные психологические проблемы детей, конфликты личности, проблемы во взаимодействии с матерью, проблемы с беременностью играют роль в особенностях модели материнства матери, адаптации к супружеству и т. д. В динамике изменений личности, наблюдается инфантилизация, обострение внутриличностных конфликтов, повышенная зависимость и уровень тревожности. Н. П. Коваленко также пишет, что беременность понимается как острый переходный период, который часто сопровождается кризисными переживаниями. Во время беременности сознание женщины и ее отношения с миром значительно меняются. Необходимо изменение образа жизни, привыкание к роли матери. Для многих женщин исход беременности может стать огромным сдвигом к подлинной зрелости и повышению самооценки. Для других, наоборот, это может быть «патологическим разрешением потенциально виновных отношений между матерью и ребенком». 

Первая беременность особенно стрессовая, поскольку она означает конец независимого, изначально целостного существования и начало «безвозвратных» отношений между матерью и ребенком, поскольку отныне психическое равновесие матери становится связанным с просьбами беспомощных и зависимое существо. Беременность можно считать критической точкой в ​​развитии женской идентичности.

Другое направление исследований (В.И. Брутман, М.И. Шмурак) рассматривает беременность как подготовительный этап в развитии взаимной привязанности матери и ребенка, что связано с появлением новых ощущений и физиологических изменений в организме женщины во время этого период. В.И. Брутман считает центральным для формирования привязанности к ребенку появление первичного интрацептивного ощущения во время беременности, обычно совпадающего с началом возбуждения, которое заставляет будущую мать чувствовать себя «связанной» со своим ребенком. Наблюдения показывают, что с самого начала взбалтывания большинство беременных женщин как бы прислушиваются к своей физической форме, фиксируя свои ощущения. Этот психологический механизм позволяет подготовить самосознание беременной женщины к усыновлению настоящего ребенка. Под влиянием этого особого состояния постепенно формируется образ ребенка, что входит в самосознание беременной женщины.

Таким образом, в результате успешного завершения этого критического периода осуществляется переход к новому личному полу и возрастной идентификации, женщина достигает внутренней и внешней интеграции и приобретает новый социальный статус.

Периоды самовосприятия беременности

В психологии различают разные этапы воспитания: принятие решения о рождении ребенка, беременность, период зрелого родительства, период «деторождения» (для бабушки и дедушки). В реальном материнстве различают этап принятия решения о сохранении беременности, период беременности до перемещения плода, период после помешивания, родов и послеродовой период. В гинекологии и акушерстве различают три триместра беременности, пренатальный период, роды, послеродовой период. Любая периодизация связана с конкретными целями исследования. Цель этой работы - отразить особенности самовосприятия женщиной своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пять периодов беременности: выявление беременности, до появления ощущения помешивания, появления и стабилизации ощущений возбуждения у малыша, седьмой и восьмой месяцы беременности, пренатальный период. Рассмотрим самовосприятие женщины беременности на этих этапах более подробно.

1 период Идентификация беременности

Этот период в большинстве случаев начинается и заканчивается еще до того, как произойдут первые изменения физического состояния женщины, и напрямую связан с признанием факта беременности.

Обычно у женщины есть предположение о возможности беременности через 2-3 дня после задержки менструации. В обычных случаях появление первого подозрения уже вызывает определенные переживания. Пока факт беременности не подтвержден, эти переживания почти всегда имеют оттенок тревоги, причиной которой является либо страх перед беременностью, либо страх перед не беременностью. «Позитивная» тревога обычно приводит к самому раннему и наиболее точному установлению факта беременности. В случае нежелательной беременности в сочетании с трудностями ее прерывания, наоборот, возможна длительная задержка в ее подтверждении. Периоды выявления беременности составляют примерно одну неделю. В большинстве случаев в течение этого времени принимается решение сохранить беременность или прервать ее.

G.G. Филиппова выделяет 8 вариантов самоидентификации идентификации беременности:

  1. Тревожно. Если есть подозрение на беременность, возникает сильное беспокойство, которое сохраняется до тех пор, пока факт беременности не будет подтвержден и после него, часто даже усиливается. Характерно яркое сохранение в памяти всех обстоятельств выявления беременности, их высокая эмоциональность.
  2. Первая эмоция отрицательная (страх, беспокойство, ужас, растерянность, разочарование и т. д.). Это довольно ярко выражено и продолжается до выяснения факта беременности. После этого эмоциональное состояние меняется на положительное: удовлетворение, приятное удивление, радость. Первые впечатления часто не возвращаются.
  3. Мягко выраженные негативные эмоции перемежаются с более выраженными позитивными. Общая оценка его состояния явно положительная, хотя иногда возникают проблемы и сожаления. После подтверждения факта беременности основное внимание уделяется задачам, связанным с беременностью. Это наиболее благоприятный вариант выявления беременности, который характерен для зрелых женщин, которые готовы к материнству, которые понимают важность изменений, происходящих в их жизни, и которые считают свою беременность желательной. Они готовы перестраивать свою жизнь, ориентируясь на ребенка.
  4. Эйфорическое состояние. Выраженные радостные переживания, абсолютно нет признаков тревоги, беспокойства, сожаления. Чаще всего это состояние характерно для общей незрелости личности женщины, отвращения к ответственности. Любое нарушение «идеального курса беременности» приводит к страху, резкому изменению эмоционального состояния. Эти женщины часто не готовы к послеродовым проблемам.
  5. Двойственное отношение. Характеризуется периодическим изменением полярных эмоций, задерживающим решение о сохранении беременности. Распространенные ранние проявления соматических ощущений, связанных с беременностью, их выраженная выраженность.
  6. Слабо выраженное амбивалентное отношение с неоправданно затягивающим решением о сохранении беременности. Причинами, которые предотвращают это, может быть нехватка денег, болезнь, такая как простуда, или просто «однажды». Такое отношение можно выразить фразой: «Когда я его схватил, было уже слишком поздно». Последствия зависят от конкретной ситуации: от успешной коррекции до отказа от ребенка.
  7. Маловероятно длительная интенсификация беременности. Признаки беременности интерпретируются как недомогания. Соматические ощущения часто размыты. Подозрения на беременность возникают, но активно подавляются. Это состояние чаще всего встречается у женщин, которые впоследствии бросают ребенка.
  8. Аффективно-негативный опыт выявления беременности. Стабильно поддерживается независимо от решения сохранить его. В будущем первые негативные эмоции могут превратиться либо в игнорирование факта беременности, либо в депрессивное состояние, либо останется аффективно отвергающее отношение. Идентификация беременности обычно происходит вовремя.

2 периода. Прежде чем ощущения начинают двигаться

Этот период охватывает вторую половину первого триместра беременности и начало второго. Физиологически для него характерны гормональные изменения в организме и связанные с ним неприятные физические ощущения, изменения эмоционального состояния. Симптомы беременности появляются. В этот период у женщин развивается раздражительность, резко меняется настроение, а общая активность снижается.

Беременные женщины по-разному оценивают и воспринимают свои недуги и эмоциональные состояния в этот период. В развитии материнской сферы этот период очень важен для женщины. Появление ребенка становится реальным фактом, хотя конкретных признаков этого пока нет. Материнское чувство все еще свободно от внешней стимуляции, присущей живущему ребенку, но женщина уже имеет возможность почувствовать происходящие изменения. Существует возможность реального развития отношений матери с ее ребенком, потому что она знает о его существовании и сроках его появления. В этот период идея ребенка не очень специфична, ее описание сложно, женщины в основном ограничены описанием своих эмоций и чувств.

Г.Г. Филиппова выделяет 5 вариантов самовосприятия беременности на данном этапе:

  1. Лучший вариант. Соматический компонент четко выражен, средней интенсивности, рассматривается как неизбежное, полностью толерантное состояние. Активно применяются методы оптимизации благосостояния. Эмоциональное состояние характеризуется слегка повышенной раздражительностью, что интерпретируется как усталость и следствие недомогания. Ребенок представлен в возрасте около года. Активность в подготовке к родам и материнству слабая, часто в форме планов сделать это позже. Чаще всего ассоциируется с 2 и 3 типами выявления беременности.
  2. Усиленный опыт эмоциональных и соматических состояний. Эмоциональное состояние характеризуется повышенной раздражительностью, требовательностью к окружающим. Физические симптомы испытываются очень тяжело, повышается чувствительность к их состоянию. Способы оптимизации благосостояния практически не используются из-за недоверия к ним. Образ ребенка либо отсутствует, либо, наоборот, очень специфичен, ребенок кажется идеальным, «пострадавшим от матери». Сочетается с 2, 4, 5 типами выявления беременности.
  3. Тревожный опыт беременности с прогнозом неудачного исхода беременности для себя или для ребенка. Соматический компонент ощущается очень остро, любое изменение состояния оценивается как угрожающее. Почти постоянно тревожный фон настроения, периоды нормального настроения недолговечны. Угроза выкидыша часто. Сосредоточьтесь на неблагоприятных прогнозах, игнорируя благоприятные. Образ ребенка практически отсутствует, или представления о возможных врожденных увечьях не дают покоя. В сочетании с типом 5 и 6 идентификации беременности.
  4. Депрессивное состояние. Физические симптомы воспринимаются как тяжелые, мучительные. Общий опыт беременности как гибель, на словах, часто связан с тем, что нерожденный ребенок переоценен. Ребенок чаще всего не появляется вообще, характеризуется полным отсутствием содержимого, связанного с послеродовым периодом. Часто сочетается с 5 и 6, реже с 8 типами выявления беременности.
  5. Различные формы отказа от беременности при принятии решения о ее сохранении:
  • практически полное отсутствие всех симптомов. Иногда состояние бывает еще веселее, чем до беременности. Характерным активным планированием жизни после периода беременности является минимум, необходимый для ухода за ребенком. Изображение ребенка часто достаточно четкое, ребенок представлен в связи с его социальным статусом. Обычно сочетается с 5-м, 6-м и 7-м типом идентификации беременности.
  • аффективно отрицательное восприятие симптомов как ненужных, мешающих. Необходимость подготовки к послеродовому периоду раздражает; Простые правила режима часто не соблюдаются. Ребенок еще не воспринимается как личность, состояние часто интерпретируется как отношение к беременности, а не к ребенку. Может сочетаться с 5 и 6, реже с 7 типами идентификации беременности.
  • стойкое негативное отношение при попытках прерывания беременности. Соматический компонент умеренный, ребенок выглядит как нежелательное наказание. В сочетании с идентификацией беременности типа 8 или 7.

«Все эти типы переживаний второго периода беременности создают индивидуальные условия для следующего, довольно серьезного в развитии материнской сферы - начала ощущений возбуждения ребенка». 

3 периода. Появление и стабилизация ощущений у ребенка при шевелении

Первые ощущения движения ребенка обычно начинаются в середине второго триместра. Для физического и эмоционального благополучия будущей мамы этот период наиболее благоприятен. Симптомы недомогания исчезают, настроение становится более стабильным. Появление движений позволяет более детально воспринимать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Первые движения ребенка трудно различить поначалу. Часто женщины долго прислушиваются к своему состоянию, чтобы почувствовать начало движения. Ощущения шевеления обычно приятны для женщины и хорошо запоминаются на долгие годы.

«В дополнение к общему отношению к беременности и ребенку, чувство его движений позволяет матери определять ее« стартовый »стиль эмоционального сопровождения»:

  1. стиль роста выражается в чувствах тревоги во время помешивания, ваши чувства рассматриваются как свидетельство недовольства ребенка, страха и т. д. Положительное состояние ребенка встречается редко и почти не интерпретируется.
  2. осуждающий стиль проявляется в том, что мать часто воспринимает ощущения как беспокоящие, неудобно, если ребенок очень сильно двигается в присутствии других людей. Она не может четко определить, что из-за ее поведения у ребенка хорошее или плохое настроение.
  3. игнорирование стиля эмоционального сопровождения выражается в описании женщинами движений, как физиологических ощущений, без учета образа ребенка. Она не может описать динамику или природу движений, она не представляет движения ребенка.

Адекватный стиль характеризуется четкой интерпретацией характера движений ребенка. Женщина хорошо знает, как она движется и что чувствует ребенок, соотносит его движения как с внешними событиями, так и с субъективным состоянием ребенка. Обращаясь к нему, он адекватно интонирует свою речь с представленными состояниями ребенка. Интерпретация движений ребенка в основном положительная, отрицательная только по конкретным причинам.

В этот период женщины обычно начинают постепенно концентрироваться на задачах по беременности и подготовке к материнству, посещать курсы и читать специальную литературу.

4 период. Седьмой и восьмой месяцы беременности

Третий триместр беременности считается довольно сложным, в том числе с точки зрения самовосприятия беременности. В этот период у женщин ограничена физическая активность, их самочувствие несколько ухудшается и появляется быстрая утомляемость. В то же время, беспокойство о послеродовом периоде и страх перед родами немного увеличены. Это состояние воспринимается женщиной по-разному: некоторые пытаются использовать его, чтобы «набраться сил» до рождения ребенка и последующего ухода за ребенком, другие испытывают его как неприятное, резко реагируют на неудобства, связанные с большим животом. «Практически во всех случаях к концу этого периода возникает чувство, которое можно выразить словами« это скоро закончится », но некоторые истолковывают это как нетерпение видеть ребенка, а другие - как избавление от неудобство беременности». 

Образ ребенка в этот период становится более конкретным, женщины довольно легко могут представить его внешность, поведение, его действия с ним. В связи с этим возросшая активность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду, позволяет большинству женщин повысить свою материнскую компетентность. Общее повышение тревожности реализуется в деятельности, связанной с подготовкой к рождению ребенка, такая деятельность способствует выработке образа ребенка и представлений об их материнских функциях.

В последнем триместре беременности почти все женщины характеризуются повышением внешней активности, что можно охарактеризовать как стремление навести порядок в своих делах и обстановке. В.И. Брутман называет это время «периодом размещения гнезда». Разница в том, что он приведен в порядок. Как правило, это активная подготовка к рождению ребенка, приготовление пищи, выбор роддома и т. д.

Другой вариант - повысить активность, направленную на контент, не связанный с ребенком. Чаще всего это желание закончить школу, сдать экзамены, защитить диплом, а также сделать ремонт, купить дачу и т. д. Характерно, что это часто истолковывается как необходимое для будущего ребенка, хотя обычно его нет объективная потребность в этом. Одним из проявлений этой предвзятой активности в последние месяцы можно считать поведение женщин, бросающих ребенка, игнорируя при этом стиль восприятия беременности. Тогда ничего не поделаешь для рождения ребенка.

Обычно отсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребенком, сочетается с другими проявлениями, указывающими на снижение ценности материнства и ребенка для этой женщины. Изменение ориентации деятельности беременной женщины в течение «периода обустройства гнезда» отражает динамику, происходящую в содержании ее самовосприятия беременности.

Таким образом, этот период отражает сложную динамику эмоционального состояния во время беременности, подготавливая всю психику будущей мамы к выполнению ее функции после родов.

5 период. Пренатальная

Этот период очень важен физиологически. Происходит полная подготовка организма к родам, происходит накопление энергетического запаса организма к родам и послеродовому периоду. Это отражается на поведении и эмоциональном состоянии как снижение активности, общее расслабление, некоторая эмоциональная «тупость». В этот период у женщин обычно меньше страха перед родами, они наиболее адекватно, по сравнению с другими периодами, оценивают свои возможности и представляют ребенка и свои действия с ним. 

При неблагоприятной динамике содержания материнской сферы у беременных, наоборот, повышается тревожность, ухудшаются физиологические нарушения, женщина практически перестает ориентироваться в своих чувствах, часто игнорируя их. При игнорировании стиля переживания беременности женщины могут не испытывать снижения активности и эмоциональности, что иногда приводит к преждевременным родам.

Стили общего самовосприятия и беременности

«Содержание материнской сферы во время беременности претерпевает значительные изменения, которые отражаются в переживании женщины симптомов беременности, ее внешней активности и психическом состоянии». Все это определяется общим индивидуальным стилем самовосприятия беременности. Он включает в себя самоидентификацию идентификации беременности, динамику симптомов симптомов в триместрах беременности, восприятие первых и последующих движений ребенка, содержание активности женщины в третьем триместре беременности. Г.Г. Филиппова выделяет шесть вариантов стилей общего самовосприятия и опыта беременности. 

Адекватный. Выявление беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций, соматические ощущения выражены хорошо, средней интенсивности. В первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре возможно здоровое эмоциональное состояние, в третьем триместре повышается тревожность и ее снижение к последним неделям, нацелена активность в третьем триместре при подготовке к послеродовому периоду. Первое волнение ребенка переживается положительно - эмоционально, приятно - соматическим ощущением. Последующие движения четко дифференцированы от других ощущений, не характеризуются негативными переживаниями.

Тревожный. Идентификация беременности вызывает тревогу, с повторяющимся страхом и беспокойством. Соматический компонент сильно выражен как болезненное состояние. В первом триместре эмоциональное состояние чрезмерно тревожное или депрессивное, во втором триместре оно не стабилизируется, депрессивные или тревожные эпизоды повторяются, в третьем триместре они усиливаются, активность в третьем триместре связана с опасениями относительно исхода беременность, роды, послеродовой период. Первое возбуждение ощущается рано, испытывают беспокойство, возможны испуг, болезненные ощущения. Дальнейшие движения часто связаны с беспокойством о здоровье ребенка и самого себя, характеризуются акцентом на получение дополнительной информации, патронажем.

Эйфорическая. Отмечается неадекватная эйфорическая окраска всех характеристик, некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, отсутствует дифференцированное отношение к характеру движения ребенка. Обычно осложнения появляются к концу беременности.

Игнорирование. Позднее выявление беременности сопровождается чувством разочарования или неприятного удивления. Соматический компонент либо вообще не выражен, либо состояние лучше, чем до беременности. Обычно динамика эмоционального состояния в триместрах не наблюдается. Наблюдается увеличение активности в третьем триместре, активность направлена ​​на содержание, не связанное с ребенком. Первые и последующие движения интерпретируются как физиологические ощущения, первое движение отмечается очень поздно.

Двойственный. Симптомы похожи на тревожный тип. Особенность резко противопоставляется физическим и эмоциональным ощущениям от переживаний, выражается боль. Отрицательные эмоции интерпретируются как страх перед исходом беременности, родов, типичные ссылки на внешние обстоятельства, мешающие безопасному опыту беременности.

Отклонение. Идентификация беременности сопровождается негативными эмоциями, все симптомы эмоционально окрашены и ярко выражены. Беременность воспринимается как наказание, помеха. Перемешивание окрашивается неприятными физиологическими ощущениями, сопровождающимися отвращением, дискомфортом. В предродовой период возможны вспышки депрессивных или аффективных состояний.

Каждый конкретный случай самовосприятия беременности индивидуален, он более или менее приближен к описанным. Стили самовосприятия при беременности обычно связаны с ценностью ребенка для матери. При адекватном самовосприятии беременности наблюдается адекватная ценность ребенка, при тревожном или амбивалентном восприятии ценность ребенка увеличивается или уменьшается. Если игнорировать или отвергать, значение потомка будет низким, а эйфорическим оно обычно неадекватно и заменяется другими значениями.

Особенности самовосприятия беременности в зависимости от возраста

В целом, особенности самовосприятия беременности конкретной женщиной зависят от многих факторов, таких как возраст будущей матери, наличие предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом, материальные условия жизни, отношения с отцом ребенка. и другие родственники, индивидуальные особенности личности женщины и некоторые другие.

Ж.В. Завьялова (2000) описывает особенности самовосприятия беременности в зависимости от возраста женщины, а также от наличия предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом.

Согласно ее исследованиям, можно сделать некоторые выводы:

  • первая беременность у молодых женщин (до 21 года) редко воспринимается полностью в адекватном стиле. Если беременность желательна, то чаще всего ее восприятие происходит в амбивалентном стиле, а также эйфорический стиль, который говорит о личной незрелости женщины и низкой степени готовности к материнству. Если беременность нежелательна, то преобладает стиль отказа, игнорирование стиля в этой ситуации встречается реже.
  • первая беременность у женщин в наиболее благоприятном для детородного возраста возрасте (21–30 лет) чаще воспринимается адекватно, но существуют также эйфорические и амбивалентные, реже беспокоящие стили восприятия беременности. Нежелательная беременность чаще, чем в предыдущей ситуации, воспринимается в пренебрежительном стиле.
  • при восприятии первой беременности женщинами старше 30 лет, в случае ее желательности чаще всего наблюдаются тревожные или амбивалентные стили, адекватный стиль восприятия встречается реже, чем у женщин в предыдущей ситуации. Это может быть связано с тем, что после 30 лет первая беременность часто воспринимается как «последний шанс», и это является причиной повышенной тревожности. Эйфорический стиль восприятия беременности женщинами этого возраста крайне редок. При нежелательной беременности стиль отказа преобладает.
  • последующие беременности, с благоприятными исходами предыдущих, независимо от возраста, чаще воспринимаются в адекватном стиле. Эйфорический стиль восприятия повторных беременностей практически не наблюдается. Нежелательная беременность в этой ситуации часто воспринимается в пренебрежительном стиле.
  • при наличии только неблагоприятных исходов предыдущих беременностей последующие беременности редко бывают достаточно адекватно восприняты, независимо от возраста. В этих случаях преобладают тревожные и амбивалентные стили восприятия, преобладание этих стилей особенно заметно у женщин старше 30 лет и молодых женщин. Более того, у молодых женщин амбивалентный стиль преобладает чаще, а у женщин старше 30 лет - тревожный. Нежелательная беременность в этой ситуации почти всегда воспринимается в объективном стиле.

Таким образом, можно сделать вывод, что самовосприятие беременности занимает важное место среди показателей психологической готовности к материнству, поскольку первоначальное удовлетворение женщины своей материнской ролью, а также возможность перехода будущей мамы на новый этап личной и возраст и пол, в конце ее беременности, напрямую зависит от него. И, конечно же, отношение матери к будущему ребенку, возможность развития субъективной ориентации по отношению к нему, зависят от самовосприятия беременности.

Вывод:

Первые месяцы беременности - это время революционных изменений не только в физиологии женщины, но и в ее психологии. Во внутреннем, внутреннем пространстве ее «я» появилось пространство другого человека, существование которого необходимо не только принять во внимание, но и, возможно, перестроить всю жизнь, изменить все планы. Не каждый может безоговорочно принять эти изменения.

Беременность делает женщину эмоционально уязвимой, склонной к тревоге, более чувствительной к негативным переживаниям. Многих женщин преследует чувство, что вы «заперты» в непрекращающейся тошноте, усталости откуда-то, постоянной раздражительности. Врачи объясняют такое нестабильное эмоциональное состояние быстрыми гормональными изменениями, которые происходят в организме. Только понимание того, что такое состояние является естественным и вполне физиологическим, не облегчает этот трудный период для женщины.

В душе беременной женщины происходит так много изменений, что она может чувствовать себя очень одинокой в ​​водовороте новых волнений. Но в то же время опыт одиночества позволяет вам глубже заглянуть в свою душу, понять себя, проанализировать свой жизненный опыт и, возможно, переоценить свои жизненные ценности.

Различают пять периодов самовосприятия беременности у женщины: выявление беременности, до появления ощущения помешивания, появления и стабилизации ощущения возбуждения у малыша, седьмой и восьмой месяцы беременности, пренатальный период.

Особенности самовосприятия беременности той или иной женщиной зависят от многих факторов, таких как возраст будущей мамы, наличие предыдущих беременностей с благоприятным или неблагоприятным исходом, материальные условия жизни, отношения с отцом ребенка и другими родственниками. индивидуальные особенности личности женщины и некоторые другие

Роды действительно являются таким мощным физическим и психологическим опытом, что их ожидание связано с серией страхов. В дополнение к понятному страху боли при рождении женщина может начать страдать от не совсем сознательных страхов, связанных с появлением детской травмы из глубины подсознания собственного рождения ребенка. Такие «воспоминания» остаются у человека на всю жизнь, постепенно оказывая сильное влияние на его поведение. Бывает, что в ожидании приближающегося рождения женщина начинает бояться смерти. Это даже не страх перед собственной жизнью, а скорее предчувствие переживаний ребенка, который через рождение проходит стадию психологического «умирания». Не забывайте, что рождение - это одно из самых сильных переживаний человека, сопоставимое по силе, за исключением того, что переживает смерть.

Сам роды - сложный процесс, не только физиологический, но и психологический. Это первая настоящая совместная деятельность матери и ребенка. Их первая настоящая встреча. Многое зависит от нее в их будущих отношениях. Подготовка к этому поможет маме обрести уверенность и избежать многих неприятностей.