Специфика процесса социализации в информационном обществе

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Национальные культуры в условиях глобализации
Информационный терроризм в современном обществе
Социальные процессы в малой группе
Квазигруппы: понятие, признаки и разновидности


Введение:

Конец ХХ - начало XXI века ознаменовалось развитием и внедрением информационных технологий в современном информационном обществе.

Сегодня информация становится стратегическим ресурсом для развития общества, а знания становятся относительным и ненадежным предметом, так как они быстро устаревают и требуют постоянного обновления в информационном обществе. Социализация молодежи - одна из главных задач любого общества. Сегодня социализация молодежи подвержена динамическому изменению ее содержания и механизмов, что во многом связано с виртуализацией социальных институтов, созданием искусственного мира путем замены привычного восприятия окружающей действительности информацией, интегрированным компьютером система. Конструирование компьютерной виртуальной реальности ведет к новому глобальному уровню социальной универсальности.

Результаты анализа социально-демографических характеристик пользователей фиксируют тот факт, что большинство пользователей, проводящих большую часть времени в Интернете, являются студентами. Под влиянием Интернета меняется образ жизни студентов - меняются структура досуга, обычные каналы получения информации и характер межличностных взаимодействий. Обновляется новый индикатор статуса престиж, фиксирующий количество доступных информационных каналов. Изменения в процессах социализации в студенческом сообществе происходят как на уровне агентов социализации, так и на уровне социализации самих себя. Создается новый тип социальной личности - Homo virtualis - человек, ориентированный на виртуальность, создатель, носитель, потребитель виртуальной культуры. Для молодого человека потребность в персональном (семейном, домашнем) компьютере с доступом к глобальным сетям становится абсолютной. Неслучайно соответствующий раздел государственной программы посвящен этой области («Домашний компьютер») информационных и социальных технологий в документе «Государственная информационная политика Российской Федерации».

В конечном итоге все зависит от мотивации. Соотношение объективной реальности с потребностями человека, являющегося источником мотивации поведения, может быть зафиксировано в структуре субъекта как его предрасположенность к восприятию значимых аспектов деятельности, тенденция, которая направляет его поведение. Проблемы интернет-социализации являются междисциплинарными и привлекают внимание специалистов в различных областях знаний: социологов, философов, социальных психологов и врачей. Исследователи из различных профессиональных и научных секторов: специалисты по коммуникациям, психологи и социологи отмечают растущее влияние современных информационных и коммуникационных технологий, включая Интернет, на социализацию. Например, такие ученые, как М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Белл, З. Бжезинский, П. Друкер изучали понятия «информационное общество»; М. Кастельс, М. Маклюэн "Электронное общение"; А. Бул, А. Крокер, М. Вайнштейн, М. Паэту виртуализация социального пространства; Э. Масуда, Дж. Сулер, Н. Чеботарева, А. Минаков "Интернет-социология"; Вице-адмирал «кибер социализация»; СРЕДНИЙ. Мудрик "Социализация человека".

В связи с растущим числом работ последних лет, посвященных характеристике определенных аспектов и типов социализации молодежи, стоит отметить, что проблемы интернет-социализации студенческой молодежи в настоящее время недостаточно развиты. Существует нехватка исследований по качественной оценке изменений, происходящих в процессе вторичной социализации современной студенческой молодежи с учетом пространства Интернета. Дополнительное исследование требует анализа практики сетевого поведения студентов в сочетании с характером осознания личных мотивов компьютерно-опосредованного общения, что является предметом данного исследования.

Объект исследования: процесс социализации студенческой молодежи.

Предмет исследования: интернет-среда как мегафактор, влияющий на процесс социализации студентов.

Целью данного исследования было изучение особенностей формирования процесса социализации студенческой молодежи в информационном обществе.

Задачи:

  • определить теоретические основы изучения социализирующей роли информационных технологий для студентов;
  • уточнить такие фундаментальные понятия, как «социализация», «информационные технологии», «кибер-социализация», «интернет-социализация»;
  • раскрыть специфику процесса интернет-социализации студентов;
  • проанализировать типологию процесса социализации;
  • проанализировать область проблем сетевого поведения с точки зрения самих действующих лиц, участвующих в повседневных взаимодействиях об обмене сетевыми коммуникациями;
  • проанализировать степень популярности информационных технологий в студенческом сообществе;
  • изучить основные мотивы и сетевое поведение студентов;
  • определить структуру потребностей студентов, удовлетворенных в интернет-среде;
  • выделить содержательные характеристики стратегий сетевого поведения студенческой молодежи.

Гипотеза исследования: в условиях социально-экономического развития России информационные технологии, в частности Интернет, приобретают качественно новое значение как важный фактор в процессе социализации студентов.

Теоретической и методологической основой данного исследования является теоретическое обоснование процесса социализации студентов В.А. Плешакова А.В. Мудрика, К.А. Подрезова, основные проблемы современных студентов в творчестве А. Абасова, О. Виштака, В. Выборнова, Е. Дунаева. А также концепции «информационного общества» М. Кастельса, Э. Тоффлера, Д. Белла, З. Бжезинского, П. Друкера, «электронное общение» М. Кастельса, М. Маклюэна, «общество знаний» «Д. Белл, виртуализация социального пространства» А. Бюль, А. Крокер, М. Вайнштейн, М. Паэтау, «Социология Интернета», Э. Масуд, Дж. Сулер, Н. Чеботарев, А. Минаков. Методологические принципы изучения сетевого поведения среди молодежи содержатся в работах Д. Иванова, Ю.А. Бабаева, А. Войскунский, О. Сысмова, Д. Песков, Н. Борисов, А. Чугунов, Ю. Росич, М. Вершинин, О. Н. Арестовой, Л. Н. Бабанина, А.Е. Войскунский, В.А. Плешакова. Идеи траекторий социализации и модели социализации представлены в работах А. Ковалева и В. Лукова как методологическая основа анализа процессов социализации в Интернете.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и социологической литературы) и эмпирические (тестовая анкета О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина и А.Е. Войскунского «Мотивация пользователей интернета» и тестовая анкета В.А. Плешакова »для диагностики потребностей, удовлетворяемых в онлайн среда").

Научно-исследовательская база: Кубанский государственный университет.

Структура курсовай работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Теоретические основы изучения социализирующей роли информационных технологий в современном информационном обществе

Специфика и особенности формирования процесса социализации студентов в современном информационном обществе

Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» использовал его в значении, близком к современному - «развитие социальной природы или характер личности »,« подготовка человеческого материала к общественной жизни».

Написание книги было связано с повышенным интересом к отношениям «человек - культура», а также с началом систематического изучения противоречий между практикой образования и потребностями общества. Они стали обращаться к этому понятию в социальной философии, социологии, социальной психологии для объяснения поведения в определенных ситуациях не только детей, подростков, молодежи, но и взрослых представителей различных социальных групп.

В широком смысле этого слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, в ходе которого человек с определенными биологическими наклонностями приобретает качества, необходимые ему для жизни в обществе. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов формируются определенные черты личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Социализация в социологическом контексте рассматривается как процесс, обеспечивающий включение человека в определенную социальную группу, общину или социальное пространство в целом. Социальное пространство объединяет как социальные структуры, то есть сами сущности и их ассоциации различных видов и уровней сообщества, так и социальные движения, допустимые в данное социальное время. В этом случае конструктивно определяются возможные утвержденные или наказанные формы социального поведения, а также траектории движения личности, характеризующие индивидуальные особенности жизненного пути, гражданской и профессиональной карьеры субъекта. В частности, это означает, что субъект в течение своей жизни проходит через множество различных социальных систем (таких как сообщества, институты, движения, ассоциации) со своей структурой, узлами, элементами и нормами отношений.

Специфика социализации студентов в целом связана с особенностью возрастной стадии социализации, которая включает в себя завершение ее начальной стадии и начало вторичной. Основой первичной социализации, по мнению П. Бергера и Т. Лакмана, является интернализация (от латинского Interims - внутренняя), суть которой заключается в непосредственном осмыслении или интерпретации объективного факта как особой ценности. То есть первичная социализация формирует установки, которые позволяют молодому человеку овладеть социальной субъективностью. Вторичная социализация - это интернализация уже институционально или институционально оправданных, по словам П. Бергера и Т. Лукманна, «миров». Поэтому его степень и характер определяются сложностью как разделения труда, так и соответствующего социального распределения знаний. Формальные процессы вторичной социализации определяются ее фундаментальной проблемой, заключающейся в том, что вторичная социализация всегда включает предшествующий ей процесс первичной социализации. Это означает, что вам приходится иметь дело с уже сформировавшимся я и уже усвоенным миром.

Социализация студентов в целом зависит от среды, в которой человек должен быть социализирован. Итак, Ю. Кляйберг, подчеркивая важность влияния уровня культуры сообщества на процессы социализации молодежи, отмечает, что именно эта возрастная группа является наиболее сложной в криминальном контексте.

Современная российская студенческая молодежь - это социальная группа, отличающаяся от студентов других времен. Как справедливо отмечает О. Карпухин, современная молодежь относится к категории граждан, чье детство и юность совпали с формированием постсоветской России. Среди агентов социализации медиа и информационные технологии оказали гораздо большее влияние на процесс усвоения социального опыта этим поколением, чем традиционные агенты (семья, религия и школа). По мнению Д.В. Лепишева, медиатизация определяет основные параметры общества, промышленности и политики; произошла глобализация сети информационных технологий, в которую отечественные медиа-структуры постепенно включаются, ассимилируются и адаптируются. Процесс взросления молодого поколения происходил в среде радикально меняющегося общества, что не могло не повлиять, как отметил О. Карпухин, на формирование молодежных мировоззрений и ценностных ориентаций.

Мы классифицируем социализацию как сложный процесс по различным критериям.

Современные исследователи рассматривают определение понятия социализации, основанное на разных методологических принципах.

Как общество или общество транслирует ценности, знания и нормы индивида, которые он усваивает под воздействием определенного воздействия на окружающую среду (воспитание или спонтанные процессы). Присвоив ценности, знания и нормы общества, человек становится вовлеченным в жизнь общества, становясь его полноправным членом. Однако в связи с глобализацией российского общества и появлением в нем информационных технологий жизнь человека изменилась, выйдя на качественно новый уровень. Анализируя предложенную выше схему, мы попытаемся представить, где и как информационные технологии напрямую влияют на человека, способствуя его дальнейшей социализации. В настоящее время все факторы социализации затронуты информационными технологиями. Но, прежде всего, само общество изменилось. Он стал «информационным» или «информационным». Информационное (информатизационное) общество является «новым историческим этапом развития цивилизации, в котором основными продуктами производства являются информация и знания».

Используя возможности глобальной телекоммуникационной сети, человек становится не только потребителем и пользователем информации, но и получает возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. Следовательно, информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько ее общедоступностью, когнитивным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, которая определяет новые грани личностной идентичности.

Таким образом, новая информационная среда является одновременно средством и средой социального развития личности. Поэтому процессы социализации в современном обществе, с одной стороны, являются наследниками прошлых моделей, с другой стороны, включают в себя характеристики, связанные с новой социально-политической, экономической, образовательной, информационной средой человеческой жизни. И, таким образом, социализация современных студентов является актуальной темой социологических исследований, которая имеет свою специфику и возрастные особенности.

Основные научные подходы к изучению процессов социализации в развитии информационных технологий

Основные теоретические подходы, позволяющие выделить и проанализировать особенности процессов социализации в условиях развития информационных технологий, можно разделить на три группы.

Первую группу представляют теории информационного общества (М. Кастельс, Э. Тоффлер, Д. Белл, 3. Бжезинский, П. Друкер), которые анализируют социальные взаимодействия, опосредованные техническими средствами.

Глобальные изменения в обществе, по мнению Д. Белла, включают в себя повышение активности граждан в управлении и уменьшение зависимости детей от их родителей. В социокультурной сфере жизни Д. Белл отметил растущий разрыв между культурой и социальной структурой, общество становится функционально более организованным и адаптированным к знаниям и доминированию сложных научных сил. Культура становится все более выразительной, опрокидывая власти, не веря в запоздалые награды буржуазного, ориентированного на успех, технологического мира. Белл подчеркивает фундаментальный характер происходящих социальных изменений, отмечая мутации во всех сферах общественной жизни, приводящие к изменчивости социальных норм в обществе и спектральной природе траекторий социализации.

Эта точка зрения была также отражена в трудах 3. Бжезинского, подчеркивая, что постиндустриальное общество становится технотронным обществом - обществом, которое в культурных, психологических, социальных и экономических отношениях формируется под влиянием технологий и электроники, особенно разработано в области компьютеров и коммуникаций. По его мнению, технотронная революция не носит локально-территориального характера, но постепенно охватывает весь мир: «Эта новая революция оказывает почти одновременное воздействие на всю планету, и в результате все нововведения и особенности поведения быстро переходя из одного общества в другое, студенты уже живут в эпоху технотроники, хотя в некоторых случаях общество вокруг них все еще находится за пределами». Бжезинский З. уже в конце 60-х годов 20-го века выделил особые условия профессиональной социализации студенческой молодежи, которая одной из первых попала в поток технического прогресса.

Эти прогнозы объединили ученых в рамках концепции постиндустриализма, подчеркнув различия между западным обществом, которое сложилось к концу 60-х годов XX века, и новой технологической цивилизацией. Другой подход был связан с определением нового состояния цивилизации посредством анализа информационных процессов. Так, в начале 60-х годов 20-го века термин «информационное общество» был введен в научный оборот одновременно в Японии и США. Одна из наиболее разработанных концепций информационного общества принадлежит Э. Масуде. По мнению Э. Масуда, компьютерные технологии станут основой нового общества, а замена человеческой умственной работы станет их основной функцией, что, несомненно, приведет к модификации предыдущих траекторий социализации.

Огромный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция Э. Тоффлера, предложившего собственную схему феноменологии исторического процесса. Э. Тоффлер выделяет три волны в истории цивилизации, третью - пост- или супериндустриальную, в рамках которой происходит процесс отмирания индустриальной цивилизации в терминах «техносфера», «социосфера», «информация» и "сфера власти". Обращаясь к «инфосфере», Э. Тоффлер отмечает основные принципы фабричного производства в средствах массовой информации (тиснение одинаковых сообщений). Помимо чисто технологических аспектов, Э. Тоффлер выделяет тенденции в создании новой интеллектуальной среды на основе компьютерных сетей. Новая интеллектуальная среда приведет к созданию новых механизмов социализации личности.

На рубеже 80-90-х годов XX века появились новые направления в развитии идей постиндустриального общества, которые связаны, прежде всего, с исследованиями П. Друкера и М. Кастельса.

П. Друкер объяснил переход от индустриального способа производства к экономической системе, которая будет основываться на информации и формировании новой системы ценностей современного человека, трансформации идеи национального государства в мировую экономику и глобальное общество, как основные признаки изменений. По мнению П. Друкера, современная эпоха - это эпоха радикальных изменений в основах социальной структуры - превращение капиталистического общества в общество, основанное на знаниях.

В своей концепции П. Друкер связывает прогресс с тремя этапами изменения роли знаний в обществе:

  • первый этап связан с применением знаний для разработки инструментов, технологий и организации промышленного производства;
  • второй этап - применение знаний к процессам организованного труда;
  • третья (современная) стадия характеризуется тем, что знание становится основным условием производства и «знания в настоящее время используются для производства знаний».

М. Кастельс отмечает и подчеркивает важность знаний для новых экономических отношений, которые опираются на капитал, имея при этом «форму информационного развития». Трансформационные процессы в экономике влекут за собой структурные изменения на рынке труда.

Индивидуализация условий найма работников делит рабочую силу на две категории:

  1. высококвалифицированные специалисты с возможностью обучения;
  2. люди, которые могут выполнять только определенные операции. По словам М. Кастельса, существует глобальное разделение труда: «капитал и труд оказываются в разных пространствах и времени, они живут за счет друг друга, но не связаны друг с другом, потому что жизнь глобального капитала Все меньше и меньше зависит от конкретного труда и все больше и больше от накопленного объема труда как такового, которым управляет небольшой мозговой центр, который живет в виртуальных дворцах глобальных сетей ». Основано на идее М. Кастельс, можно утверждать, что социализация также претерпит глубокие изменения.

Подводя итог первой группе теорий, можно констатировать, что глобальный, с точки зрения территориального охвата, характер преобразований сочетается с глобальными и по своей структурной глубине изменениями. Эти изменения приведут к созданию совершенно другой постиндустриальной информационной среды для «среды обитания» человека, которая, в свою очередь, повлияет на всю его жизнь и, конечно же, на характер социализации.

Вторая группа теорий, которые занимаются вопросами, связанными с характеристиками процесса социализации в информационном обществе, включает постклассические социальные теории, представленные Дж. Дебором, Дж. Бодрийяром и М. Маклюэном. В рамках этих теорий ученые фокусируются на релятивизации реальности и маркетинге социальных взаимодействий. Например, Дж. Деборд рассматривал общество Запада с явлениями гипертехнологии и виртуализации жизни, столь прогрессирующими в нем с точки зрения кризиса, отмечая особую специфику с точки зрения трансформационных процессов. Кризисные явления порождают нестандартный характер социализации, который можно очертить только после его стабилизации.

Отправной точкой для большинства ученых, использующих концепции реального и виртуального, является концепция «упадка в реальности» Дж. Бодрийяра, созданная в середине 70-х и начале 80-х годов 20-го века, которая впервые использовалась на рубеже 80-х - 90-х годов 20-го века метафора виртуальности в описании современных социальных процессов.

В связи с развитием информационных технологий и социологической науки роль информации в жизни общества и тенденции, ведущие к построению информационного общества, становятся широко распространенными. В связи с этим представляет интерес работа М. Маклюэна, в которой представлены его философские взгляды, культурная концепция и теория коммуникационных технологий. Говоря о влиянии средств массовой информации на общество, М. Маклюэн отметил появление в великой жизни «поколений с телевидением, которые узнавали пространство мира через рекламу», согласно которым «демократические свободы очень сильно выражены в факте». что люди не озабочены политикой, а перхотью в голове, волосами на ногах, вялой функцией кишечника, менее привлекательной формой груди, воспаленными деснами, лишним весом и застойным кровообращением. Речь идет о формировании «новых» людей, не похожих на другие поколения. В этом случае решающим фактором социализации являются СМИ в современных обществах.

Подводя итог постклассическим социальным теориям, мы подчеркиваем, что исследователи отмечают новые направления концентрации внимания человеческой деятельности, новые образы жизни, следуя тем, которые обозначены средствами массовой информации, затрагивающие реальное большинство.

Третья группа теорий, рассматривающих особенности социализации в контексте развития информационных технологий, включает в себя теории виртуализации, основными представителями которых являются А. Бул, А. Крокер, М. Вайнштейн и М. Паэтау, В. Плешаков. В их работах внимание сосредоточено на процессе имитации социального взаимодействия, роли массовой коммуникации в жизни общества, личности.

По мнению автора теории «виртуального общества» А. Бюля, в каждой подсистеме общества есть виртуальные копии реально существующих механизмов воспроизводства общества: общения с персонажами компьютерных игр, политических действий и экономических взаимодействий в Интернете. Процесс замены реального пространства информационными технологиями в качестве виртуального пространства А. Булл называет виртуализацией. Тем не менее, замена реальности виртуальностью, однако, не означает отсутствие реальных действий, которые индивид не должен выполнять. Более того, для успешного выполнения действий в виртуальной реальности требуется некоторая подготовка, которая осуществляется в процессе социализации.

Авторы теории «виртуального класса» А. Крокер и М. Вайнштейн в своих работах раскрывают кибер-капитализм как систему, порождающую новый тип эксплуатации и неравенства. Владельцы компаний, которые производят программное обеспечение (Maykrasoft - бесплатные программы для студентов) и предоставляют доступ к Интернету, рассматриваются как ядро ​​нового основного класса, который превращает виртуальную реальность в капитал. Как указывает Д. Иванов, А., Крокер и М. Вайнштейн отмечают существование нового типа отчуждения, который они называют виртуализацией. Этот тип отчуждения характеризуется удалением человека от его собственного тела в процессе использования компьютерных технологий. М. Паэтау описывает возникновение гиперпространства Интернета как реакцию на «использование» обществом новых форм коммуникации для самовоспроизводства. Вместе с традиционными формами компьютерно-опосредованное общение способствует формированию социальной жизни.

Очень интересный подход - В.А. Плешакова и А.В. Мудрика о раскрытии такого понятия, как «киберсоциализация человека» (социализация личности в киберпространстве от англ. Cyber ​​- в настоящее время связана с компьютерными и цифровыми технологиями, в частности, с глобальным глобальным Интернетом + английская социализация - социализация) , введенный в научный оборот в 2005 году. Исследователи рассматривают его как процесс качественных изменений в структуре самосознания индивида и потребности-мотивационной сферы индивида, возникающих под влиянием и в результате использования современных информационно-коммуникационные, компьютерные и цифровые технологии человека в контексте освоения и воспроизводства культуры в рамках личной жизни. Определена классификация факторов киберсоциализации: мегафакторы (киберпространство, Интернет, мобильная связь); макрофакторы (национальная доменная зона, почтовые сервисы интернет-среды, социальные сети интернет-среды, поисковые системы, файлообменные сети, интернет-реклама, блогосфера, массовые онлайн-игры); мезофакторы (вики-проекты и интернет-словари, интернет-телевидение и радио, IP-телефония, форумы, чаты, интернет-магазины, онлайн-аукционы, системы электронных платежей, компьютерные или консольные игры) и микрофакторы (программное обеспечение для ПК и сотовых телефонов, личная зона киберпространства, игры персонаж в компьютерной игре).

В результате можно констатировать, что виртуальность является характерной чертой современных обществ. Виртуальность, являясь важным компонентом жизнедеятельности студентов, заменяет реальность, изменяя характер процесса социализации студентов. С одной стороны, студент должен социализироваться в «реальном» обществе, с другой стороны, доминирующая виртуальность заставляет в значительной степени следовать виртуальной реальности. Каждая из рассмотренных теорий актуализирует роль информационных технологий и Интернета в процессе социализации личности. Однако, по нашему мнению, единого подхода к Интернету не существует. Мы можем говорить только о нескольких областях интерпретации социализирующей роли Интернета.

Особенности интернет-социализации студенческой молодежи

Процесс социализации современной молодежи находится под влиянием новых коммуникаций, информационных технологий, в том числе Интернета. Информационные технологии - это технологии, организованные на основе как компьютерных технологий, так и современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, телевизионные и видеоконференции и т. д.), поэтому на современном этапе представляется целесообразным использовать термин информационные технологии. 

Информационные технологии следует понимать как технологический процесс, включающий сбор, хранение, обработку и передачу информации в различных сферах жизни и деятельности человека с использованием современных возможностей технического и прикладного компьютерного программного обеспечения. Н.В. Апатова конкретизирует этот термин следующим образом: «Информационные технологии - это совокупность средств и методов, с помощью которых осуществляется процесс обработки информации».

Интернет является частью структуры информационных технологий и самым популярным источником информации среди молодежи. Как свидетельствует Всероссийский центр изучения общественного мнения. Всероссийский инициативный опрос ВЦИОМ проводился 30-31 марта 2013 года. Было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая ошибка не превышает 3,4%. ВЦИОМ представляет данные о том, сколько россиян пользуются Интернетом. Доля интернет-пользователей в России продолжает расти: к марту 2013 года они уже достигли 67% (60% в сентябре прошлого года), а группа активных и ежедневных пользователей особенно заметно растет (с 36 до 41% в год). Прежде всего, 18-24-летние (76%), высокообразованные респонденты (59%) выходят в интернет ежедневно.

Современные информационные технологии, которые стали неотъемлемой частью жизни студентов, привели к тому, что социологи интересуются не только поведением людей в реальном пространстве, но и в виртуальной среде. Жизнь современной молодежи под влиянием Интернета претерпела ряд трансформаций: изменилась структура досуга, изменились традиционные каналы получения информации, характер межличностного взаимодействия, система ценностей. Процессы социализации не остались на месте среди молодежи. Новый тип социализации формируется под влиянием информационных технологий интернет-социализации (кибер-социализация, виртуализация виртуальных компьютеров), которая влияет на поведение человека как в автономном, так и в онлайн-режиме.

Под социализацией в Интернете мы подразумеваем процесс включения человека в виртуальную реальность, основанный на разработке пользователями технологий интернет-коммуникации, сетевой навигации, правил поведения в Интернете в целом и в конкретных интернет-сообществах, принятия норм, ценности и ролевые требования к Интернету для пользователей. Такая социализация приводит к изменениям в потребности-мотивационной сфере, а также в структуре самосознания личности.

По словам доктора социологических наук, сотрудника Центра прикладных исследований в области интеллектуальной собственности С.В. Бондаренко, существует два наиболее распространенных типа социализации: социализация в автономном режиме и социализация в киберпространстве. Процесс первичной социализации в киберпространстве делится на два этапа: архетипический и инструментально-познавательный. На архетипической стадии социализации субъективная реальность киберпространства формируется посредством общения в членских группах. У человека есть информация, которая позволяет ему сформировать представление о том, что такое киберпространство, а также мотивация к продолжению киберсоциализации, он изучает социальные нормы киберпространства, а также культурные паттерны (доминирующие в культуре киберпространства, принципы). Момент первого доступа к Интернет-пространству - это момент перехода от архетипической стадии киберсоциализации к инструментально-познавательной.

На этом этапе индивид социализируется в двух измерениях одновременно:

  1. в социальном сообществе киберпространства (обучение электронной грамотности, навыкам навигации и т. д.),
  2. в сетевом обществе, с которым взаимодействует пользователь интернета (усвоение структуры ролей и ценностей конкретного интернет-сообщества).

Использование информационных технологий, а именно компьютерных сетей, приводит к значительным функционально-структурным и структурным изменениям в социально-психологической сфере человека. Изменения касаются коммуникативной, когнитивной и личностной сферы, трансформируют операционную связь деятельности, пространственные и временные параметры взаимодействия, процессы постановки целей, потребность-мотивационную регуляцию деятельности. И в первую очередь описанные выше изменения, связанные с появлением интернет-технологий, влияют на процессы социализации современной молодежи.

Студенты представляют собой независимую социальную группу, которая является неотъемлемой частью молодежи, занимающейся накоплением и усвоением научных знаний и приобретением профессиональных навыков, которая обладает огромным ресурсом адаптации к динамично меняющимся социальным условиям. По нашему мнению, студенческая молодежь является стратегическим ресурсом для развития общества, поскольку она имеет приоритет чувствительности к инновационным процессам, что толкает ее в авангард практических испытаний всех инноваций в современном обществе, включая новые формы социализации. Говоря о социализации студентов в рамках киберпространства, необходимо говорить как о вторичной социализации, так и о ресоциализации - усвоении человеком тех норм и ценностей, которые доминируют в любом сообществе российского сетевого пространства. Поскольку пользователи Интернета периодически переходят из одного сетевого сообщества в другое, мы согласны с С. Бондаренко в том, что в пространственно-временном континууме сети пользователи Интернета находятся в процессе постоянной социализации. То есть, в процессе освоения норм и ценностей сетевого социального пространства, пользователю Интернета необходимо периодически корректировать поведение своей сети во время эволюционных изменений, происходящих в сетевом сообществе, в котором индивид был ранее социализирован.

Чтобы понять интернет-социализацию, важно определить социализацию пользователей в сетевом пространстве как непрерывный процесс присвоения социальной субъективности через символический механизм социального взаимодействия в рамках построенной виртуальной реальности. Конечно, качество компьютерных взаимодействий также зависит от предыдущего опыта общения с пользователем. В связи с вышеизложенным можно констатировать, что процессы как социализации, так и ресоциализации происходят в интернет-сетях. Попадая в новую коммуникационную среду, актеры перенимают новые нормы и ценности, поскольку старые становятся устаревшими.

Таким образом, специфика интернет-социализации студентов заключается в параллельном развитии процессов социализации и ресоциализации, то есть усвоения новых навыков, норм, ценностей, что связано с переходом в новую коммуникативную среду.

Реальность российского общества в XX - XXI веках. стало включение России в мировое информационное пространство. Средства массовой информации, включая все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданные с помощью новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), стали важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные закономерности, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому нужно стремиться. Непосредственно этот эффект осуществляется через рекламу. В результате можно констатировать, что среди новых каналов социализации молодежи наибольшее значение имеют средства массовой информации и Интернет. Аудиовизуальный мир выступает в роли мощных каналов социализации: телевизионные, рекламные и игровые технологии современных медиа, которые все вместе называют «виртуальной реальностью». Интернет-социализация включает в себя как интерпретацию, так и стратегию жизни, определение программ деятельности, поведения и общения. Социальная реальность в сетевом пространстве всегда так, как ее видят пользователи Интернета. В то же время, начиная с самого первого контакта с новой коммуникационной средой, он начинает изучать общую точку зрения почти для всех пользователей практически по всем типам взаимодействий, осуществляемых в интернет-среде. Некоторые люди, пишет Дж. Сулер, испытывают мистический опыт слияния своего собственного сознания с умами людей, чьи письма они читают, или их репликами; вымысел о мультимедийных мирах вызывает состояние, подобное ощущению сна.

В современной России, как отмечают Э. Мотрич, Э. Ли, Э. Скрипник, с развитием и проникновением сотовой связи, компьютерных технологий и других инноваций открылись вакансии, которые ориентированы на молодых и энергичных работников. Другими словами, современная молодежь в своей практической деятельности будет неразрывно связана с современными компьютерными технологиями, без которых их профессиональная социализация немыслима.

На наш взгляд, современная модель интернет-социализации студенческой молодежи сформировалась в переходный период, в условиях аномии, нестабильной, быстро меняющейся ситуации, способствующей формированию спонтанных репрезентаций, что значительно усложняет ситуацию принятия решений, когда Человек в Интернет-среде сталкивается с реальными моделями поведения и альтернативными моделями мышления. Отмеченные изменения позволяют говорить о Глобальном Интернете как о новой форме социальной реальности, о новом типе социальной активности, который сочетает в себе свойства традиционных видов деятельности (познавательной, игровой, коммуникативной, творческой). Таким образом, Интернет представляется новым сложным объектом социальных исследований и позволяет нам выделить ряд ключевых особенностей интернет-социализации.

Используя, следуя Л. Ионину, принцип бинарных оппозиций, мы подчеркиваем противоречивый характер интернет-социализации, который можно уточнить следующими положениями.

Оппозиция «свобода есть контроль». Географические расстояния не играют ни малейшей роли в процессе общения. В Интернете люди часто создают для себя так называемые «виртуальные личности», которые описывают себя определенным образом. Лица, создающие свои собственные действительные личности, характеризуются низкой социальной жесткостью, а люди, которые никогда не строят виртуальные личности, характеризуются высокой социальной жесткостью. В результате, по словам А. Жичкина, лица с низкой социальной ригидностью имеют широкую социальную идентичность. У индивидов с высокой социальной жесткостью в целом социальная идентичность превалирует над идентичностью. В конечном итоге, не предъявляя особых требований к человеку, Интернет никому не принадлежит, никем не контролируется и в то же время содержит серьезные угрозы уничтожению личности и культуры, не говоря уже о возможности манипулирования сознанием с помощью это, которое может привести к созданию «духовного» симулякра, к виртуализации сознания, к «размыванию» границ самости. Ограничение / расширение «частной сферы» Интернет-пространства, его фрагментация осуществляется самостоятельно и постепенно за счет сокращения / расширения круга общения и информации на основе локуса контроля.

Оппозиция «бесконечность - ограничение». Социализация студентов через Интернет происходит с уже частично социализированным человеком. Этот процесс имеет принципиальное отличие от первичной социализации, заключающейся в том, что для индивида его непосредственное окружение - сетевое сообщество, а также реальное общество, и индивид по своим собственным представлениям «отличается», принимая во внимание цель реальность освоена им ранее. Начальный этап вторичной социализации позволяет молодому человеку присвоить социальную субъективность в формах, принятых в сетевом сообществе. По словам В. Емелина, с одной стороны, человеку предоставляется потенциально неограниченный круг общения и обмена информацией, а с другой стороны, этот круг замкнут в довольно узком, но в то же время должен быть отметил, и сектор, ближайший к этому человеку". В Интернете человек имеет все возможности воспроизводить себя все время. В чате человек может общаться только с людьми, которые ему подходят, доступ к сайтам, которые ему нравятся где он контролирует все и где он выбирает только ту информацию, которая ему нужна. тот факт, что субъект должен общаться одновременно в двух измерениях. После подключения к Интернету пользователь социализируется одновременно в следующих измерениях: первое измерение - это социальное сообщество пространственно-временного континуума. Второе измерение - сетевое сообщество, с которым пользователь взаимодействует в процессе коммуникации. Этот процесс является принципиально новым. На этапе социализации человек сталкивается с с альтернативными образцами и образцами мышления. В то же время пользователь овладевает огромным количеством новых качеств: от овладения конкретными ролевыми ориентациями, обучения навигации в сетевом пространстве до знания нормативных моделей социальных взаимодействий и ощущения давления со стороны механизмов социального контроля.

Мы определили, что формирование современной модели интернет-социализации студентов является довольно спорным процессом и осложняется такими обстоятельствами, как:

  • асимметрии в распределении доступных ресурсов индивидов (внешних и внутренних, социальных и психологических, потенциальных и актуальных);
  • ситуация аномии и, как следствие, непонимание,
  • о новом типе социальности, преобладании стихийных представлений о фундаментальных проблемах жизни.

В результате интернет-социализация не только формирует личность с новым способом оценки ситуации и с новым нелинейным мировоззрением, но также навязывает человеку постоянно меняющиеся и сложные строгие требования. Основано на идеях А.И. Ковалева и В.А. Лукова, где алгоритм построения траектории социализации основан на динамике процесса социализации с учетом индивидуального этапа жизни, отметим, что компьютерное вмешательство в жизненное пространство современной студенческой молодежи способствует выполнению ее жизни с новый культурный контент, разнообразные жизненные траектории. Общепринято, что социализация успешна, если индивид усваивает нормы, ценности, стереотипы поведения, одобренные данным обществом, и осваивает необходимые социальные роли. Но социализация не всегда является прогрессивным восходящим движением. Этот процесс динамичный, сложный, противоречивый, нередко сопровождаемый кризисами. «Человек не всегда может справиться с кризисом социализации, и дальнейшее развитие его личности может не идти по восходящей траектории социализации». Интернет, кажется, является сферой повседневной жизни, предоставляя возможность адаптироваться к современной ситуации.

Специфика интернет-социализации студенческой молодежи определяется следующими положениями:

  • наряду с процессом социализации происходит процесс ресоциализации, то есть усвоение новых норм и ценностей в связи с переходом в другую коммуникативную среду;
  • содержание процесса социализации, эффективность социализации обусловлены не только характеристиками первичной социализации, формируемой ценностно-мотивационными иерархиями и структурами, но и особенностями и асимметриями в распределении имеющихся ресурсов индивидов (внешних и внутренние, социальные и психологические, потенциальные и актуальные);

Интернет-социализация студентов во многом зависит от того, что современные студенты сформировались в переходный период, в условиях аномии, нестабильной, быстро меняющейся ситуации, что привело к наличию спонтанных идей, которые значительно усложняют ситуацию принятия решений, когда Человек в интернет-среде сталкивается с альтернативными моделями мышления и паттернами поведения. Изучив основные характеристики интернет-социализации студентов, можно констатировать, что интернет-социализация студентов выступает как механизм трансляции социокультурных и институциональных норм и правил повседневной культуры.

Анализ основных характеристик влияния информационных технологий на формирование процесса социализации студенческой молодежи

Анализ степени популярности информационных технологий в молодежной среде

Информационные технологии, в частности Интернет в современном мире, - это глобальная всемирная сеть, объединяющая пользователей в различных социальных группах. Целевые возможности Интернета еще не изучены в достаточной степени, и мы можем только предполагать и должны тщательно изучить, какое влияние оказывает большая, отрицательная или положительная, глобальная компьютерная сеть на процесс социализации современных студентов. Разумеется, только то, что Интернет в настоящее время занимает одну из ведущих ролей в социализации студентов.

Почти до конца XX в. Интернет принадлежал мезофакторам социализации, и только на рубеже XX-XXI веков благодаря новым многообещающим и новаторским исследованиям, в которых была переосмыслена и переоценена роль Интернета для человечества и его влияние на социализацию личности. она заняла свое достойное место среди других немногих, но глобальных мегфакторов социализации: космос, планета, мир.

Интернет, как социокультурный феномен, как информационно-коммуникационные технологии, становится все более значимым фактором изменений в современном информационном обществе, демонстрирующимся во втором десятилетии XXI века. не только технико-технологическое, экономическое, но в основном все большее социальное значение для жизни человека, становящееся полноценным социальным институтом. Интернет для студента - это информационная среда, среда для многих типов, типов и форм общения, проводимая по классической схеме стандартной модели общения («источник-сообщение-получатель»). Только общение студентов в Интернете принимает разные формы: от создания веб-страниц до электронной переписки с друзьями. Каждая ссылка в этой цепочке («источник-сообщение-получатель») может широко варьироваться. «Источником может быть человек или группа людей,« сообщение »- изображение, аудио, видео или текст, а« получатель »- один человек или целевая аудитория, потенциально состоящая из миллионов пользователей сети. При общении в Интернете студент не должен указывать свой реальный возраст, пол, внешность, приписывать себе несуществующие достоинства, тем самым пытаясь улучшить свой психозраст или социальный статус.

Киберпространство - это альтернативная реальность, в которой можно абстрагироваться от проблем мира, попытаться исправить любую ошибку повторных попыток, экспериментировать, принимать решения самостоятельно, независимо от результата. Новизна и широкие возможности Интернета привлекают современных студентов, оказывая тем самым значительное влияние на их социализацию.

Например, когда вас спросили, какие источники вы регулярно используете, чтобы получить первое место по популярности для получения информации - 56% студентов отдали ее в Интернет, вторые - 31% телевидению, третий - на 27%, 26%. 21% газет, радио и книг.

Студенты считают Интернет важным источником информации для себя, и он важнее для молодежи, чем телевидение, радио, газеты и книги. На вопрос "Сколько времени в среднем вы проводите за разговорами по телефону, Интернету, телевидению, чтению книг?".

Респонденты ответили следующее:

  1. телефонные разговоры - менее часа - 21% (15 человек); 1-2 часа - 36% (25 человек); более 2 часов - 43% (30 человек)
  2. Интернет - менее часа - 8% (6 человек); 1-2 часа - 11% (8 человек); более 2 часов - 26% (18 человек); 4 часа - 21% (15 человек); более 6 часов - 33% (23 человека)
  3. смотреть телевизор - менее часа - 53% (37); 1-2 часа - 26% (18); более 2 часов - 21% (15)
  4. чтение книг - менее часа - 64% (45); 1-2 часа - 22% (15); более 2 часов - 14% (10)

В свою очередь, частота посещения студентами интернета свидетельствует о его значимости как факторе социализации. Кроме того, 65 из 70 респондентов зарегистрированы в социальных сетях. И они в них довольно часто - 75% опрошенных указали, что они почти всегда были в социальной сети онлайн, 12% указали, что они получают доступ к социальной сети довольно редко, и только 6% практически не используют социальные сети 7. % - не зарегистрированы в соцсетях. На открытый вопрос, сколько сайтов вы посещаете в день: один - 5%; три - 30%; пять - 13%; более пяти - 52%. Более того, уровень доверия к Интернету как источнику информации в молодежной среде достаточно высок: 81,4% респондентов выбрали ответы «доверие» и «скорее доверие». Это подтверждается тем фактом, что студенты в основном относятся к информации в Интернете без критических размышлений.

Студенты, как наиболее пострадавшие от разнообразной информации, распространяемой в Интернете, должны научиться с осторожностью относиться к ней. Итак, результаты анкетирования студентов дают основания полагать, что Интернет, как часть структуры информационных технологий, занял значительное место в информационном поле студентов. Для более глубокого изучения важности интернет-технологий в процессе социализации студентов необходимо определить мотивы поведения сети, а также дать полное описание потребностей, которые удовлетворяются в Интернете. Мы считаем, что именно эти компоненты помогут определить, что является существенным фактором в формировании процесса социализации студентов. По методике О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина, А.Е. Войскунский, В.А. Плешаков, рассмотрим эту проблему более подробно в рамках киберсоциализации. В социальной практике на сегодняшний день отсутствуют количественные показатели формирования процесса социализации студентов. Важность Интернета в процессе социализации студентов будет изучаться на основе анализа мотивов и потребностей.

Изучение мотивов сетевого поведения студенческой молодежи: характеристика, особенности

Изучение мотивов обращения студентов к интернет-ресурсам важно для изучения противоречивого характера влияния Интернета на социализацию студентов. Важно оценить, что побуждает студентов участвовать в киберпространстве, чтобы определить различные поведенческие стратегии. Для достижения этой цели необходимо определить, что мы будем рассматривать как мотивационную характеристику сетевого поведения студенческой молодежи.

В нашем исследовании мы рассмотрим мотивы сетевого поведения студенческой молодежи и тем самым изучим роль Интернета в социализации студентов. В широком смысле мотивация понимается как смысл, ради которого человек осуществляет ту или иную деятельность. Вся деятельность осуществляется за счет какого-то внутреннего импульса (потребности) и ради какой-то внешней для него ценности. Эти отношения образуют два полюса реальной мотивационной системы. Таким образом, мотив - это объект, на который направлена ​​деятельность, соответствующая определенной потребности человека. При изучении мотивов студентов, это представляет интерес для их субъективной оценки роли, которую играют их инструменты и интернет-ресурсы для успешной или негативной социализации.

В связи с вышеизложенным предлагаем следующие показатели для изучения мотивов использования инструментов и интернет-ресурсов:

  • цель использования интернета студентами;
  • ориентация интересов студентов в Интернете;
  • оценка психологических особенностей работы студентов в интернете;
  • идеи студентов о своих собственных мотивах и потребностях.

В исследовании участвуют студенты по специальности социальная работа с первого по четвертый курс. Используя анкету, мы опросили 70 студентов. Из них пол женщин составляет 87%; мужчины - 13%. Возраст респондентов колебался от 17 до 22 лет. Для анализа мотивов использования Интернета мы использовали модифицированный опросник О.Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина и А.Е. Войскунский.

Цель использования Интернет студентами.

На вопрос, для каких целей вы чаще всего используете Интернет, ответы были распределены следующим образом:

  • на работу - 6%
  • для поиска образовательной информации - 50%
  • на развлечения (удовольствие) - 14%
  • для связи - 26%
  • искать информацию о товарах и услугах - 4%

Основная цель использования Интернет студентами - поиск информации для обучения (50%). Кроме того, для подготовки учебных занятий студенты чаще всего используют интернет-поисковые системы (google, yandex и т. д.) - 77%; электронные библиотеки - 13%; Университетские или городские библиотеки - 10%. Таким образом, Интернет исключил процесс посещения библиотек из жизни студентов, упрощая поиск необходимой информации - студенты тратят в среднем 30 минут на подготовку к занятиям, но в то же время есть и негативный аспект, который студенты часто используют быстро нашел информацию без раздумий и критических размышлений. Интернет, несомненно, является основным (если не единственным) каналом информации для подготовки к тренировкам, который значительно вытеснил или исключил все остальные. Давайте перейдем к анализу ответов на следующий вопрос: «Представьте, что Интернет исчез из вашей жизни. Что случится?".

Ориентация интересов студентов в интернете

Следующий вопрос: «Какая информация из Интернета наиболее интересна для вас? 2 - очень важная, 1 - менее важная, 0 - почти незначительная.

Большинство студентов интересуются «географией и туризмом» (56%), «юмором» (52%), «образованием» (52%), «наукой» (46%). Как видно из гистограммы 3 среди опрошенных студентов, темы, представляющие низкий интерес, - это религия, медицина, семья, дети и взрослые. Тема «Религия» в силу своих особенностей и взаимоотношений большинства религиозных культов имеет низкую популярность среди интернет-пользователей.

Оценка психологических особенностей работы студентов в интернете

Для определения субъективных оценок психологических последствий работы в Интернете в анкету было включено 16 утверждений. Если респондент согласен с заявлением, он должен поставить галочку рядом с ним.

Для 30% студентов, пользующихся Интернетом, способствует успеху в бизнесе. Это указывает на успешный мотив, связанный с инструментальным подходом к Интернету как способу заработка. Интернет позволяет человеку более полно реализовать свои интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности - 38% из этого указывают на мотив самореализации. Интернет становится для меня основным источником новых знаний, он позволяет мне быть в курсе вопросов, которые меня интересуют - 69% из них указывают на когнитивный (когнитивный) мотив. При работе в Интернете формируется новый круг общения - 67%, это указывает на коммуникативный мотив. Студенты также отметили, что интернет для них является лишь удобным способом обмена информацией - 49%. Только для 10% студентов важно общаться в сети, потому что только 10% респондентов заявили, что в случае исчезновения Интернета они будут одиноки, и только 12% согласились с утверждением «Работа в Интернете ведет к тому, что нормальное общение частично теряет свою привлекательность ». В то же время, ни один респондент не согласился с утверждением: «Меня действительно интересует только сетевое общение». Среди негативных последствий студенты отметили «Работа в Интернете занимает много времени и отвлекает от других дел» (26%) и «При работе в Интернете неизбежно возникают ненужные контакты» (28%).

Таким образом, большинство ответов участников исследования связаны с положительными последствиями использования Интернета: успех в бизнесе, общение, знания, самореализация. Можно отметить, что перечисленные ответы характеризуют степень выраженности мотивов: достижение, познавательная, коммуникативная и самореализация.

Представление студентов о собственных мотивах

Чтобы прояснить представления студентов об их мотивах и потребностях, в исследовании был задан вопрос: «Оцените, какие желания движут вами, когда вы решаете проблемы с помощью Интернета. Поставьте «2» рядом с очень важными для вас желаниями, «1» - менее важным, «0» - практически несущественным».

Из рисунка 8 видно, что самое важное желание студентов узнать (когнитивный мотив) составляет 80%, затем идет желание общения (коммуникативный мотив) - 66%, а на третьем месте - желание самоутверждения, желание принадлежать к группе единомышленников и стремлению реализовать себя - 60% (мотив самореализации). Также было установлено, что общаясь в Интернете, пользователи часто создают для себя так называемую «виртуальную личность», которая наделена именем - «ник» (от «псевдоним» - псевдоним). Некоторые респонденты (44%) придают большое значение тому, как звонить в Интернете, то есть для них возможность представиться как кто-то еще остается невостребованной.

С другой стороны, 56% не придают большого значения своему нику и выбирают имя при регистрации, которого нет в чате или на форуме, или первое, что пришло в голову. Если мы рассматриваем «ник» как субличностного, то исследуя мотивы, которые движут виртуального субличностного, индивид учится сам и имеет возможность влиять на личность через отношения с «ник». Рассматривая виртуальную самопрезентацию как актуализацию одной или нескольких субличностей, в сетевом общении каждый человек может иметь бесконечное количество псевдонимов (как говорится в нашем исследовании, респонденты имеют от 2 до 6 псевдонимов), которые действуют как идентификаторы определенной субличности. Формирование и развитие субличности может носить патогенный или прогрессивный характер. Таким образом, изменчивость и множественность идентичностей в сетевой коммуникации, по нашему мнению, отражает не столько множественность идентичностей в современном обществе в целом, сколько исследование потребностей, которые их породили. Мотив самореализации проявляется в контексте использования Интернета - пространства для публичного обсуждения собственных достижений, результатов своего творчества и позиций.

Согласно результатам исследования, следующие мотивы обращения в Интернет к студенческой молодежи в порядке значимости:

  • познавательный мотив. Мотив связан с идеей Интернета как «фабрики информации». Например, большинство респондентов указали, что они используют информацию, найденную в Интернете, для подготовки к учебным занятиям. Этот метод исключает процесс посещения библиотек из студенческой жизни. Однако некоторые респонденты воспринимают эту информацию без критического осмысления.
  • Коммуникативный мотив связан с идеей Интернета как способа общения, способа обрести различные формы солидарности. Этот мотив направлен на достижение коммуникативного эффекта: поддержание постоянного общения с друзьями и знакомыми по всему миру, создание новых друзей, единомышленников.
  • мотив самореализации проявляется в контексте попыток использования Интернет-пространства для публичного обсуждения собственных достижений, результатов своего творчества, позиций.
  • мотив достижения связан с инструментальным подходом к Интернету как способу заработка. Этот мотив связан с необходимостью улучшить социальный статус студентов на последних курсах социальной работы, их готовность вкладывать время, силы, деньги и человеческий капитал.

Эта типология относится исключительно к студенческой среде, в которой, например, когнитивный мотив определяется как существенный.

Изучение структуры потребностей, удовлетворяемых в интернет-среде

В дипломной работе мы будем придерживаться позиции А.Н. Леонтьев, который определил потребность как «состояние организма, выражающее его объективную потребность в добавке, находящейся вне его», а основными характеристиками потребности являются объективность и динамика.

Объективность означает, что «сама потребность - это необходимость чего-то вне тела. Что касается функциональных потребностей, то они представляют собой особый класс условий, которые либо соответствуют условиям, которые складываются во «внутренней экономике» организма (потребность в мире после повышенной активности и т. д.), Либо являются производными, возникающими в процессе реализации. объективные потребности. «По мнению Фаликманова, динамика характеризует способность потребностей« актуализировать и изменять свое напряжение, способность исчезать и снова воспроизводиться». Леонтьев отметил, что сам по себе нужен, как внутреннее условие для деятельности субъект - это только отрицательное состояние, состояние потребности, недостатка. Потребность приобретает положительную характеристику в результате встречи с объектом и его «объективации». Развитие потребностей происходит через развитие их возможностей. в процессе усложнения внешней среды круг объектов, которые могут служить удовлетворению потребностей, расширяется и изменяется, что влечет за собой изменение самих потребностей. В то же время изменение конкретного предмета потребностей приводит к изменить способы их удовлетворения, а также.

А. Маслоу, считавший невозможным и бессмысленным создание фундаментальных физиологических потребностей, создал гармоничную классификацию и систему потребностей, объединяя их в группы.

На основе пирамиды потребностей, созданной А. Маслоу, В. Плешаков выделил потребности, которые можно удовлетворить с помощью интернет-среды, а именно:

  • физиологические потребности;
  • экзистенциальные потребности;
  • социальные потребности;
  • престижные потребности;
  • духовные потребности.

В нашем исследовании структуры потребностей, которые удовлетворяются в информационной интернет-среде, мы будем использовать типологию потребностей, предложенную В. Плешаковым, и тестовую анкету, разработанную им самостоятельно, «Диагностика удовлетворенных потребностей в интернет-среде».

Интернет позволяет человеку удовлетворять физиологические потребности, такие как голод и жажда, доступ к интернет-ресурсам эротического содержания - потребность в сексуальном желании. С помощью Интернета также можно приобретать одежду, предметы гигиены, лекарства и т. д. Делая покупки таким образом, человек значительно экономит время, имеет возможность, не спеша, дома ознакомиться с ассортиментом, прочитать аннотации. Способ использования ресурсов интернет-магазинов может быть различным. Так, например, некоторые люди только знакомятся с товарами в Интернете, но покупают их в обычных магазинах, другие «чувствуют» товары в магазине, затем заказывают их через Интернет, а другие знакомятся с товарами и покупают их использование в интернете. Следует отметить, что заказ товаров и предметов первой необходимости через Интернет является отличным выходом из ситуации, когда человек по тем или иным причинам не имеет возможности пойти или пойти в магазин.

Экзистенциальные потребности удовлетворяются в интернет-среде, потому что распространенность и доступность компьютерных технологий и глобальная интернетизация современного жизненного пространства позволяют чувствовать комфорт и постоянство условий жизни человека. Кроме того, многие исследователи неоднократно подчеркивали безопасность самооценки интернет-пользователей ситуацией сетевого общения из-за анонимности и отсутствия невербальных компонентов, которые способствуют созданию возможностей для «пробных действий» в общении. Предоставление собеседникам, за исключением видеочатов, значительной анонимности приводит к большей открытости и психологическому комфорту в процессе общения и обмена мнениями. В Интернете человек также может создать круг собеседников, в котором ему наиболее комфортно общаться. Возможность осуществлять структурный контроль при взаимодействии по электронной почте и т. д. Также удовлетворяет требованиям безопасности некоторых пользователей.

Социальные потребности удовлетворяются пользователями Интернета, которые включают кибер-общение с другими пользователями, и социальными сетями интернет-среды, в которых можно указывать определенную информацию о себе, находить «друзей» по интересам и осуществлять кибер-общение с людьми. которые знакомы в реальной жизни и с теми, кто известен им только в киберпространстве. Одним из методов межличностного кибер-общения является блог, в основной контент которого регулярно добавляются короткие записи временного значения, изображения или мультимедиа.

Следующим типом потребностей, которые удовлетворяются через Интернет, являются престижные потребности. Используя онлайн-ресурсы, пользователи могут знакомиться с работами других людей, а также демонстрировать другим свое творчество (фотографии, путевые заметки, музыка, видео, стихи, различные поделки, шитье, вязание и т. д.), Делиться своими успехами в разных областях. Все это действительно способствует удовлетворению потребности в самооценке и уважении со стороны других, одобрении и признании, достижении успеха и высокой оценки.

Интернет-среда предоставляет большие возможности для удовлетворения духовных потребностей. В отличие от реальной жизни, где, по словам А. Маслоу, лишь немногие могут достичь самореализации, способность представить себя в киберпространстве интернет-среды позволяет удовлетворить потребности в самореализации и самовыражении с точки зрения реализации потенциала. возможности для саморазвития: например, принимать решения, достигать поставленных целей, рисковать, брать на себя ответственность, руководить людьми и т. д. В Интернете любой пользователь может попробовать себя в новой роли, поскольку он обладает полной свободой в управлении информацией о Сам: ничто не мешает ему изменить пол, социальную, национальную и культурную принадлежность, сферу профессиональной деятельности и т. д. Кроме того, киберпространство интернет-среды предоставляет человеку новые возможности для продвижения своих идей и любимого бизнеса.

Для определения потребностей студентов, удовлетворенных социальной работой в интернет-среде, мы использовали тестовую анкету В. Плешакова «Диагностика потребностей, удовлетворенных в интернет-среде».

Этот тест содержит 5 шкал, каждая из которых соответствует группе потребностей, которые удовлетворяются в интернет-среде.

По каждой шкале было предложено три утверждения с вариантами ответа «Да», «Нет», «Иногда».

Итак, по шкале, определяющей удовлетворение физиологических потребностей с помощью Интернета, было предложено оценить следующие утверждения:

  • бывает, что я заказываю продукты через интернет;
  • покупаю одежду в интернет магазинах, на форумах;
  • Я делаю покупки предметов первой необходимости через Интернет;

По шкале, которая измеряет удовлетворение жизненных потребностей с помощью Интернета, субъекты оценивали утверждения:

  • некоторая информация, размещенная в Интернете, помогает понять, как действовать в чрезвычайной ситуации;
  • Интернет привлекателен возможностью анонимного общения;
  • В интернете легче, чем в реальной жизни, избегать общения с неприятными людьми или на неприятные темы.

По шкале, определяющей удовлетворенность в онлайн-среде социальных потребностей, испытуемые оценивали следующие высказывания:

  • Интернет для меня один из способов общения;
  • Интернет дает мне возможность найти друзей по интересам;
  • В интернете всегда есть кто-то, кто меня понимает.

Для оценки удовлетворенности в онлайн-среде престижными потребностями испытуемые оценивали следующие утверждения:

  • в интернете можно найти людей, которые оценят мои достижения (например, фотографии, рассказы, статьи, стихи, поделки и т. д.);
  • Интернет дает мне возможность донести ценную информацию до людей;
  • Интернет дает мне возможность продемонстрировать свои способности другим людям.

А для оценки удовлетворения через Интернет духовных потребностей испытуемым были предложены следующие высказывания:

  • Интернет дает мне возможность развивать свои способности;
  • Важная ценность интернета для меня в том, что у меня есть возможность примерить разные роли;
  • Интернет дает мне огромные возможности для продвижения моего любимого бизнеса.

Каждое утверждение, на которое студент ответил «Да», получало 2 балла, «иногда» - 1 балл и «нет» - 0 баллов. Затем баллы по каждой шкале суммировались и, таким образом, определялась степень серьезности конкретной потребности.

По результатам тестовой анкеты «Диагностика потребностей, удовлетворяемых в интернет-среде», было установлено, что:

  • доля физиологических потребностей учащихся, пользующихся Интернетом, в общем объеме потребностей, удовлетворяемых в среде Интернета, наименьшая и составляет 9%.
  • доля духовных потребностей учащихся в Интернет-среде составляет 19% от всех потребностей учащихся через Интернет.
  • доля экзистенциальных, социальных и престижных потребностей, удовлетворяемых в интернет-среде, составляет 24% от всех потребностей, удовлетворяемых субъектами в киберпространстве интернет-среды.

Следует отметить, что доля экзистенциальных потребностей занимает значительное место. Вероятно, это связано с тем, что студенты не будут присутствовать и удовлетворять другие потребности в пространстве, которое они считают небезопасным.

Наименьшую долю в структуре потребностей, которую студенты удовлетворяют с помощью Интернета, занимают физиологические и духовные потребности. Тот факт, что духовные потребности в Интернет-среде удовлетворяются учащимися в наименьшей степени (помимо физиологических потребностей) по сравнению с другими потребностями, можно объяснить тем фактом, что даже в реальных условиях жизни не все люди испытывают эту потребность. Однако для того, чтобы сделать такой вывод с полной уверенностью, необходимо провести исследование реальных потребностей людей, удовлетворяемых не только в интернет-среде, но и в реальной жизни. Доли экзистенциальных, социальных и престижных потребностей в структуре потребностей, удовлетворяемых всеми субъектами интернет-среды, оказались равными друг другу. Удовлетворенность студентов в интернет-среде социальными потребностями занимает значительное место в структуре потребностей.

Можно сделать вывод, что Интернет предоставляет своим пользователям широкие возможности для удовлетворения различных потребностей: физиологических, экзистенциальных, социальных, престижных и духовных. Являясь удобным дополнением к методам, используемым в реальной жизни для удовлетворения потребностей вне сети, Интернет также породил потребности сети (кибернетические потребности), которые стали частью жизни современного человека и могут быть удовлетворены только с помощью киберпространство. Следовательно, чем полнее современные люди используют возможности киберпространства, тем успешнее происходит их киберсоциализация и, как следствие, социализация.

Комбинируя результаты исследования мотивов сетевого поведения студенческой молодежи и потребностей, которые удовлетворяются в интернет-среде, мы можем выделить стратегии сетевого поведения студенческой молодежи:

  1. Избирательная стратегия проявляется в солидарности с «своими группами» (60% желают принадлежать к группе единомышленников), что подразумевает неизбежную ассимиляцию субкультуры, коммуникационных стандартов. Это всегда локальная идентичность, обрисованная кругом «друзей». Он решительно поддерживает чувство психологической безопасности, позволяя реализовать многие социальные, престижные и экзистенциальные потребности студента в киберпространстве, что способствует успешной социализации студентов под влиянием Интернета.
  2. «Нишевая» стратегия, основное отличие которой проявляется в актуализации временных контактов, в отказе или выходе из реальных сообществ в виртуальные. Отказ или протест основываются на причинах, связанных с личным опытом, интересами и предпочтениями, характеристиками студента.
  3. Стратегия блуждания является отличительной чертой, которая заключается в открытости для любого сетевого взаимодействия, принятии Сети во всем ее многообразии. Выбор этой стратегии создает определенную напряженность в контексте социализации, предъявляет серьезные требования к человеку, которого следует воспринимать как личность, может критически оценивать информацию, полученную из Интернета, и выносить адекватные суждения.

Таким образом, грамотное использование ресурсов киберпространства дает учащимся преимущество перед теми, кто не использует или использует его ресурсы неэффективно, интернет-среда становится одним из важнейших мегафакторов социализации современного студента, а киберсоциализация является важной современный тип социализации.

Перспективы развития интернет-социализации как механизма трансляции социокультурных и институциональных норм и правил

Социально-культурные и институциональные преобразования, происходящие в современном мировом сообществе, интенсивно влияют на различные сферы жизни человека. Современный мир трансформируется и меняется, в результате чего факторы социализации человека меняются.

С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной кибер-эволюции глобального глобального Интернета, современный человек на рубеже XXI-XXI веков фактически превратился в киберсоциализирующую личность, а также психолого-педагогическую науку. был обогащен появлением инновационного социально-педагогического феномена - процесса киберсоциализации человека. Особенно явно включены в процесс социализации в киберпространстве - кибер социализации в целом и социализации Интернета, в частности, подрастающее поколение: дети, подростки и молодежь.

Для современной молодежи - активных пользователей социальных сетей и других ресурсов интернет-среды - в отличие от других членов населения, организуются жизненные мероприятия, развиваются интеллектуальные и когнитивные способности, они по-разному воспринимают внешний мир и окружающую его среду - как будто в другом социальном временном измерении сети. Речь идет не только о навыках овладения современными информационными и коммуникационными технологиями и компьютерной техникой, но и об изменениях в основных духовных и культурных структурах, концептуальном поле и разнообразных представлениях и мировоззрении.

За последние пять лет число пользователей Интернета удвоилось, и сегодня в мире насчитывается более двух миллионов человек. Сегодня мы можем говорить о необходимости стать индивидуумом в киберпространстве и, непосредственно, о необходимости организовывать жизненные действия в интернет-среде с каждым днем ​​становится все более актуальным и актуальным, являясь почти обязательным критерием для социализации личности в современном обществе. 

В глобальной «глобальной сети» (синоним Интернета в обществе), которая заняла ключевую позицию в континууме киберпространства в 21-м веке, в новом жизненном пространстве человека, можно наблюдать целую «галактику» услуг и ресурсы, которые стали настоящим испытательным полигоном для социального образования современных людей в контексте киберсоциализации. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что киберсоциализация человека, с одной стороны, являясь относительно инновационным явлением, с другой стороны, давно стала актуальной реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современного личность, а также двигатель научно-технического, экономического и социального прогресса человеческого общества. Говоря об интернет-социализации, необходимо акцентировать внимание на том, что сама интернет-среда стала новым уровнем социальной сети (и востребованным, что свидетельствует о постоянном росте количества пользователей) взаимодействия современной студенческой молодежи в процессе их кибер социализация.

Однако особенность текущей ситуации в области информационно-коммуникационной инфраструктуры киберпространства состоит в том, что изменения в этой отрасли настолько быстры и имеют столь универсальное масштабное действие, что сегодняшние инновационные достижения в этой области становятся завтрашним днем ​​«вчера», поэтому Необходимо изучать данные одновременно процессов и прогнозировать тенденции их развития, как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях. В новом тысячелетии современные информационные и коммуникационные, компьютерные и цифровые технологии предоставляют огромные возможности для преодоления разрыва между уровнями социально-экономического развития разных стран. Современные технологии позволяют обмениваться знаниями и опытом, они способны усиливать диалог между культурами. Преодоление «цифрового разрыва» между развитыми и развивающимися странами должно стать важнейшей стратегической задачей в работе многих международных образовательных организаций.

В связи с вышеизложенным нами разработана модель позитивной киберсоциализации студентов.

Модель позитивной киберсоциализации студентов в интернет-среде является идеальным объектом, отражающим идею социализации в киберпространстве во взаимодействии институтов (Интернет, общество, университет, семья), факторов (мега, макро, мезо - и микроуровни) и агенты киберсоциализации (первичные, вторичные и сетевые)

На основании результатов исследования мы выделили основные тенденции киберсоциализации студенческой молодежи.

Социальные педагоги и психологи должны знать и учитывать тот факт, что поколение человечества находится на рубеже XX-XXI веков. - поколение киберсоциализации - поколение "Homo Cyberus" - которое выросло в тесном контакте с компьютерными и медийными технологиями сотовой (мобильной) связи, отличается своим мировоззрением, структурой самосознания человека и мотивацией Необходимая сфера в социальном, психологическом и духовно-нравственном отношении. Для того, чтобы лучше узнать психологию человека XXI века. необходимо создать соответствующую ему науку - кибер-педагогику.

Вывод:

Анализ роли и значения Интернета в повседневной социальной практике, выраженный в социальных элементах и ​​действиях участников сетевого пространства, процессах получения знаний и новой информации, расслабления и удовлетворения желаний и разумных потребностей, позволяет нам исправить расширение проблемного поля «Интернет - компьютер - человек». Всемирная паутина начинает влиять на формирование и развитие общества, а доступ к информации является решающим фактором развития личности в современной России. Интернет является частью структуры информационных технологий и занимает значительное место в информационном поле студентов.

Как участники сетевого пространства, современные студенты имеют свою специфику, обусловленную характеристиками активности, образа жизни и времяпрепровождения. Интернет-социализация студентов выступает как механизм - переводчик социокультурных и институциональных норм и правил, практик повседневной культуры. Специфика интернет-социализации студентов заключается в том, что наряду с процессами социализации происходит процесс ресоциализации; содержание и эффективность социализации определяется не только характеристиками первичной социализации, но и характеристиками и асимметрией в распределении имеющихся ресурсов индивидов; Современная модель интернет-социализации студенческой молодежи сформировалась в переходный период, перед лицом аномии, нестабильной, быстро меняющейся ситуации.

К основным особенностям интернет-социализации мы приписываем ее противоречивый характер. Можно говорить о конструктивной и деструктивной социализации, проявляющейся в форме негативных зависимостей: компульсивное (навязчивое) виртуальное поведение; фетишизация информации в Интернете без критического осмысления, когда сфабрикована идея Интернета как всемогущего субъекта.

На современном этапе развития российского общества успех связан с сознанием людей с профессиональной деятельностью. Среди студентов предпочтение отдается когнитивной мотивации сетевого поведения, а не коммуникативному или игровому, поскольку когнитивная мотивация неразрывно связана с профессиональной социализацией.

Согласно результатам социологического исследования, типология мотивов сетевого поведения студентов может быть сведена к нескольким основным моментам:

  • познавательный мотив;
  • коммуникативный мотив;
  • мотив самореализации;
  • удачный мотив.

Можно выделить существенные изменения в пространстве идентификации студенческой идентичности в процессе социализации в Интернете: постоянный поиск новых идентификаторов для замены потерянных, разнообразие социокультурных кодов, коллизия принципиально разных кодов и, возможно, даже их несовместимость; укрепление групповой солидарности, основанной на групповых интересах, связанных с необходимостью достижения индивидуальных целей и играющих компенсирующую роль, повышая важность центра контроля.

Сочетание мотивов и потребностей, удовлетворяемых студентами в интернет-среде, фиксируется как стратегия сетевого поведения. Мы выделяем различные стратегии сетевого поведения студентов: избирательная стратегия (солидарность) с «их группами»; «нишевая» стратегия; блуждающая стратегия.

Исследование показало, что Интернет, предоставляющий человеку возможность удовлетворить многие потребности, превратился из простого набора сетевых компьютеров в сообщество пользователей Интернета, сообщество людей, соотносящих свое поведение с определенными правилами и законами виртуального пространства. Виртуальная среда становится реальной сферой деятельности, важной частью жизни человека, многое меняет в самом человеке - стиль, образ жизни, привычки, круг интересов и общение. Соответственно, появляются новые наборы требований к социальным статусам, повседневное поведение использования интернет-ресурсов в повседневной жизни или профессиональной деятельности, вступление в диалог со СМИ и избирательность по отношению к партнеру становятся нормой поведения.

В связи с этим можно констатировать, что главная задача интернета - представлять пространство повседневной жизни, поскольку интернет способен не только реализовать задачу социализации; но и придавать явлениям и явлениям общественной жизни определенный статус, значимость, престиж. Правильное использование ресурсов киберпространства дает учащимся преимущество перед теми, кто не использует или использует их ресурсы неэффективно, интернет-среда становится одним из важнейших мегфакторов социализации современного студента, а кибер-социализация является важным современным типом социализации. Подводя итоги исследования, следует отметить, что наша цель достигнута, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.