Современный этап развития экономической теории в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 03.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 


Введение:

С древних времен люди пытались найти законы, по которым развивается экономика, чтобы найти и определить, от чего зависят экономические концепции. Но чаще всего в результате этой деятельности формулировались субъективные принципы развития экономических систем, которые были еще далеки от совершенства, действительные только в течение определенного времени. По мере накопления опыта появляются экономические теории, которые становятся все более и более полезными с практической точки зрения. 

Сложность экономических явлений требовала развития экономической науки до уровня, на котором она могла бы понять и объяснить эти явления, дать ответы на вопросы, поставленные самой жизнью.

Таким образом, современная экономическая наука является результатом пластов разных исторических эпох, каждая из которых принесла свои наблюдения, предложила свои темы, сформулировала свои концепции и теории.

С разделением экономики на отдельную отрасль знаний со своими учебниками, отделами, журналами, исследовательскими центрами и научными обществами, иными словами, так как этот вид деятельности является профессионализированным и институционализированным, это еще один важный фактор развития экономической мысли , фактор научного сообщества, вступает в игру.

Экономическая теория особенно необходима для тех. кто принимает экономические решения, проводя экономическую политику на микроуровне отдельного предприятия или на макроуровне всей национальной экономики. В то же время он помогает принимать правильные решения не только с точки зрения интересов отдельного человека, но и всей экономики в целом, интересов большинства людей. 

Понятие и сущность экономической науки

Экономика как экономика является общим объектом исследований со стороны различных экономических наук. Термин экономика имеет два значения.

Во-первых, это название того, как люди организуют свою деятельность, направленную на создание товаров, необходимых для потребления. Синонимом этого значения является понятие домашнего хозяйства. 

Во-вторых, экономика относится к науке, которая изучает, как люди используют ограниченные ресурсы, доступные для удовлетворения своих неограниченных потребностей в товарах жизни.

Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, она относится к категории социальных (социальных) наук, точно так же, как история или философия, хотя используемые в ней методы исследования предполагают более широкое использование математики и различных графиков.

В экономической жизни есть три основных участника: семья, бизнес и государство. Они взаимодействуют друг с другом, координируя свою деятельность как напрямую, так и через рынки факторов производства (т. е. ресурсов, с помощью которых вы можете организовать производство товаров) и товаров народного потребления (товаров, которые непосредственно потребляются людьми).

Принято различать: 

  • экономика семьи (т. е. экономические процессы, связанные с экономикой, которой руководит один человек или группа близких людей, живущих вместе);
  • экономика фирмы (т. е. экономические процессы, связанные с деятельностью организации, производящей товары для продажи);
  • экономика региона (то есть экономические процессы, связанные с деятельностью фирм, расположенных в определенном регионе страны, и людей, которые там живут);
  • экономика рынков факторов производства, товаров и услуг (т. е. экономических процессов, связанных с куплей-продажей товаров, непосредственно потребляемых людьми или используемых для организации деятельности фирм);
  • общие экономические процессы (то есть процессы, которые влияют не только на экономику семьи, фирмы, региона или определенного рынка, но и на всю экономическую жизнь страны в целом).

Первые четыре раздела экономической науки обычно называют общим термином микроэкономика, в то время как изучение общих экономических процессов является задачей макроэкономики.

По сути, экономическая наука представляет собой совокупность наук, которые изучают как экономику в целом, так и ее отдельные и составные части.

Любая наука состоит из двух компонентов: теория и практика, которые взаимно обусловливают друг друга, теория без практики мертва, практика без теории слепа. Теория как таковая представляет собой систему знаний, которая дает целостное представление об объекте или явлении. 

«Экономическая теория это система знаний об экономике как экономике. Это знание является научным, поскольку оно облечено в определенные идеи, положения, формулы, категории и понятия. 

Общая экономическая теория является основой конкретных экономических теорий. В следующих параграфах будет рассмотрено возникновение и развитие экономической теории. 

Появление экономической теории

Первоначально и на протяжении многих веков экономическая мысль была частью морально-философских идей традиционного общества: она формировалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а затем и средневековых богословов, которые пытались объединить ценности такого общество с устойчивым развитием в своих глубинах товарно-денежного обмена.

Как наука, экономическая теория возникла в 16-17 веках. Это период становления капитализма, появления производства, углубления общественного разделения труда, расширения внутреннего и внешнего рынков. 

Международная торговля стала мощным стимулом для развития экономических знаний. В XVI и XVII веках его проблемы привлекли внимание многих стран к вопросам экономической политики. Это привело к формированию общественного сознания вокруг национально-государственных экономических интересов. 

В дебатах об экономической политике были выработаны основные экономические концепции и родилось понимание того, что в экономике, как и в естественной природе, действуют объективные законы, без знания и учета которых ни один политик не может рассчитывать на успех своих начинаний5.

К началу 18-го века фрагментарные знания о взаимосвязях и закономерностях в экономических процессах начали формироваться в первых теоретических системах. Пионерами новой науки политической экономии были автор первого подробного теоретического трактата, ирландец Ричард Кантильон, руководитель первой научной школы "экономистов" (физиократов), француз Франсуа Кенэ и, наконец, шотландец Адам Смит, первый классик экономической науки, мыслитель, благодаря которому политическая экономия заняла свое законное место в системе наук. 

В следующих параграфах будут рассмотрены формирование и основные идеи экономической теории.

Этапы развития экономической теории

Есть несколько этапов экономической теории. На первом этапе была решена проблема формирования экономики как науки. Оно включает в себя учения Древнего мира и Средневековья вплоть до появления классической школы экономической мысли (середина XVI века). В этот период ученые пытались систематизировать экономические взгляды и взгляды, определять границы экономической науки. 

На втором этапе ученые занимались разработкой терминологических проблем и формированием системы экономических категорий (16 середина 19 века). Это включает в себя развитие меркантилистов, физиократов, представителей классической школы, марксистов. 

В этот период экономика стала самостоятельной дисциплиной, и ученые начинают развивать ее категориальный аппарат.

По мере развития рыночной экономики формируется система экономических категорий, раскрываются их сущность и содержание, определяются функции экономической науки, эволюционирует ее субъект, который становится системообразующим элементом всей системы категорий, методологии. Для изучения социально-экономических явлений обогащены теоретические подходы к основным направлениям внешней и внутренней политики.

На третьем этапе начинается исследование проблем развития и функционирования всей экономической системы, механизма ее регулирования. Этот период (середина 19 начало 20 века) включает в себя развитие неоклассического направления (австрийское, кембриджское, математическое училища), американских, социальных, социально-исторических юридических школ, институционализма. 

На этом этапе определяется функциональная роль экономики. Теоретический анализ социально-экономических явлений обогащается за счет выявления и изучения субъективных, психологических, социальных, правовых, технологических и экологических аспектов при интерпретации экономических категорий. 

Меняется и методология, расширяется предмет экономической теории, выделяется микроэкономика, активно формируются функциональные и отраслевые дисциплины, отстаиваются идеи экономического либерализма в экономической политике, идеи социального контроля общества над экономикой. 

На четвертом этапе решаются проблемы управляемости экономической системы: ее функционирование, регулирование, формирование инфраструктуры и институционализация. 

В этот период (начало 20-го века и в настоящее время) ученые разрабатывают различные модели функционирования экономических систем, начинают искать варианты оптимального сочетания рыночных и государственных методов регулирования экономики, отрабатывают инструменты, которые стабилизируют социально-экономические процессы, исследуя проблемы функционирования мировой экономики как системы рынков, ресурсов, товаров, капитала, валют, процессов интернационализации производства и капитала, трансформации, интеграции экономических систем и их влияния на национальную экономику, модифицируя их функционирование.

Современные ведущие направления экономической теории кейнсианства (включая нео и посткейнсианство), неоклассического (неоконсервативного) и социально-институционального.

Итак, экономическая теория как наука начинается с того момента, когда она стала действовать как система знаний о развитии экономики, общества со своими законами и закономерностями, принципами и методами.

Научные школы экономической теории

Первой научной школой экономической теории был меркантилизм (от итальянского слова «мерканте» купец, купец). Основными объектами исследований среди меркантилистов были сфера обращения, торговля, особенно внешняя торговля, а экономика и экономика рассматривались как объект государственного управления. Источником богатства для меркантилистов является внешняя торговля. 

Возникшая в конце 15 века, эта школа процветала в 17 веке. Его главная особенность ограничить предмет исследования сферой обмена. По сути, экономическая активность сводилась к торговле, к торговой деятельности. 

Это ограничение меркантилизма не случайно, так как эта школа развивалась в период интенсивной торговли, особенно международной торговли. В это время формировался капитализм, а доминирующей социальной идеей была идея обогащения. 

Различают ранний и поздний меркантилизм. Ранний меркантилизм был основан на системе денежного баланса, увеличение денежного богатства исключительно законодательным путем. Поздний меркантилизм был основан на системе активного торгового баланса, т.е. продавай больше, а покупай меньше. 

Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Мэн и А. Монткретьен. Т. Ман (1571-1641) считал коммерческий капитал основным видом капитала, отождествлял богатство с его денежной формой и признавал только торговлю источником обогащения, при котором экспорт товаров преобладает над импортом, что приводит к увеличению в столице, богатство. А. Монкретьен (1575-1621) ввел в научный оборот термин «политическая экономия». Появление этого термина в это время связано с растущей ролью государства в начальном капитале и внешней торговле. Последний, по его мнению, является источником прибыли и лучшим способом приобретения власти государства. Он видел разницу между деньгами и богатством, богатством. 

Вторая школа экономической теории в 18-м веке представлена ​​физиократами (из физической природы + сила кратоса). Их учения нашли отражение в работах Ф. Кенэ и А. Тюрго. 

«Физиократы перенесли исследования непосредственно в сельскохозяйственное производство, считая его основным и единственным продуктивным сельскохозяйственным трудом» .

В знаменитой «Экономической таблице» Ф. Кенэ дал классический анализ процесса воспроизводства и реализации, учитывающий классовую структуру общества, показал важность макроэкономических пропорций, заложивших основы классической политической экономии во Франции.

«Совершенно справедливо указав на производство как источник богатства, физиократы в то же время ограничили производство сферой сельского хозяйства, относя все другие сферы экономики к непродуктивным, то есть не к созданию богатства».

Ограниченность физиократов была связана с тем, что они отождествляли богатство с веществом природы: если оно увеличивается, то, по их мнению, богатство также растет.

Возникновение и развитие следующей школы школы классической политической экономии позволило вывести производство как источник богатства за пределы сельского хозяйства.

Классическая школа перенесла исследования из сферы обращения в сферу производства и воспроизводства, заложила основы трудовой теории стоимости, провела исследование производственных отношений в тесной связи с производительными силами, развитием сельского хозяйства, производства и промышленная революция. 

В работах классиков дается социальная оценка общественного развития, сочетаются экономические и социальные аспекты. Примером тому послужила разработка Дж. С. Милля, который завершил теоретическое обобщение проблем формирования концептуального аппарата экономической науки, был систематизатором учения классической политической экономии, рассматривая его как целое как систему. Он включил в него ряд теоретических положений по социальной философии, которые позволили ему рассмотреть социологические проблемы, расставить акценты с точки зрения социально-социального подхода и, в конце концов, предложить практические рекомендации. 

И. Смит является основателем классической политической экономии. Основной идеей доктрины вето является идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования, основанного на свободной иене, сформированной в зависимости от предложения и спрос. Он назвал эти экономические регуляторы невидимой рукой. 

А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, повысил роль производительности труда, показал важность общественного разделения труда, создал учение о доходах.

Д. Рикардо продолжал развивать теорию А. Смита. Он показал: единственным источником стоимости является труд рабочего, который лежит в основе доходов различных классов (заработная плата, прибыль, процент ренты); прибыль является результатом неоплачиваемого труда работника. Заслуга Д. Рикардо заключается в том, что он пытался построить систему категорий политической экономии на основе трудовой теории стоимости. 

Ко второй половине XIX и началу XX веков в классической школе появилось несколько направлений.

«Период 60–70-х годов XIX века считается переломным моментом в развитии экономической науки, когда возникло неоклассическое направление. Его появление было связано с необходимостью изучения проблем функционирования экономической системы и экономического равновесия. 15 Представители этого направления (австрийские, кембриджские, математические школы) заложили теоретико-методологические основы, которые составляют основу современной экономической теории. В том числе субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности. 

В тот же период появилась американская школа во главе с Д. Кларком, который разработал проблемы определения цен для факторов производства, законов предельной и убывающей производительности, которые основаны на концепции предельной полезности.

Вклад Кларка в методологию состоит в том, что он ввел понятия статики и динамики экономической системы. Статика позволяет выяснить условия, закономерности установления равновесия рыночной экономики; Динамика учитывает причины дисбаланса. 

Возникновение исторической школы связано с появлением нового метода историзма в экономической теории. Различают старую (40–60-е годы XIX века) и «новую» (70-е годы XIX века, 20-е годы XX века) историческую школу. 

Представители старой исторической школы (В. Рошер, Б. Хильдебрант, К. Найс) занимались разработкой новых методологических подходов к изучению рыночной экономики, таких как принцип историзма, который предполагал изучение любых экономических явление в своем генезисе, развитии, учитывающем различные факторы, влияющие на экономическую жизнь и выработку обоснованной государственной политики.

Известный американский историк Б. Селигман назвал первую часть своей книги «Основные течения современной экономической мысли» восстанием против формализма, протестом представителей исторической школы и осознанием роли человека. Эта точка зрения позволила представителям исторической школы по-другому взглянуть на предмет политической экономии. 

Современный этап развития экономической теории в России

Объектом их анализа является «народное хозяйство», историческое развитие нации. Они призвали изучать «анатомию и физиологию народного хозяйства», поскольку развитие любого народа специфично, это следует из конкретных исторических условий, что, в свою очередь, исключает возможность существования однотипных экономических систем в разные народы. В результате их экономическая теория превратилась в историю народного хозяйства, исследуя эволюцию экономической активности народов на разных этапах развития общества. 

«Новая» школа истории (В. Шмеллер, Л. Брентано, К. Бюхер, А. Вагнер, А. Шеффле) поставила перед собой задачу создать «реалистическую» экономическую жизнь для каждой нации. Его представители выступили против маржиналистской теории, полагая, что поведение человека следует рассматривать не изолированно от социальной среды, а за изучение социальной психологии при анализе экономических процессов и явлений. Они признали социальную психологию людей, характер людей, менталитет как главную движущую силу развития общества и рассматривали конкретные экономические явления как отражение и материализацию социальной психологии данной нации. 

Сторонники «новой» школы использовали системный подход, который проявился в рассмотрении народного хозяйства в целом, системы, сформированной из взаимосвязанных элементов. В соответствии с этим общество рассматривается как многоуровневое, состоящее из различных подсистем, целостного организма и рынка как социального института, отражающего особенности функционирования экономической системы в целом. В связи с этим формирование потребительских предпочтений и рыночного спроса являются социальными процессами, отражающими характер распределительных отношений, социальные привычки, влияние окружающей среды. 

«Таким образом, представители« новой »исторической школы одними из первых продемонстрировали важность изучения социальных аспектов рыночного механизма, необходимость корректировки рыночного механизма посредством вмешательства государства».

Они назвали основные функции государства сглаживанием наиболее очевидных недостатков рыночного механизма, связанных с резким социальным неравенством, экономическими кризисами и расхождением частных и общественных интересов. По мнению историков, государство должно обеспечивать стабильность экономики и управлять развитием общества, а также играть регулирующую роль в процессе смягчения негативных последствий рынка. 

Методология исторической школы повлияла на эволюцию экономической теории, в том числе на формирование институциональных и неолиберальных тенденций.

На рубеже XIX и XX веков в Германии, Австрии, России наряду с исторической школой возникла социальная школа, представители которой углубили развитие социальных аспектов рыночного механизма. Они выступали за рассмотрение экономических проблем с социологической точки зрения. В связи с этим они изучали экономику как часть социальной системы, которая эволюционирует под влиянием изменений в экономических структурах и социальной среде, вызванных действием экономических, политических, правовых, этических и идеологических факторов. 

Сторонники социальной школы отстаивали позицию о возможном улучшении рыночной экономики посредством «социальных реформ», путем организации «корпораций трудящихся», и видели средства устранения социально-экономических противоречий в государственно-правовом регулировании производства и распределения. 

С середины 19-го века развитие политической экономии шло в двух направлениях: первое направление называлось политэкономия капитала (или буржуазная политическая экономия), а второе политическая экономия труда (или пролетарская политическая экономия). 

«Главной задачей политической экономии сторонники нового направления считают анализ сознания субъектов хозяйствования во всем многообразии их опыта. 18»

«Первое направление политической экономии отошло от идеи труда как единственного источника стоимости и богатства. Наряду с этим была подчеркнута роль капитала и земли. 

Эту тенденцию назвали буржуазной, потому что она отражала интересы буржуазии как владельца капитала и земли. В конце 19-го века развитие этого направления привело к появлению новой экономической дисциплины под названием "экономика". 

Важной особенностью экономики является то, что она ориентирована на изучение явлений и процессов, происходящих в рыночной экономике, которая рассматривается как «естественная» форма экономики, отвечающая законам природы. Все другие формы появляются как отклонение от естественного положения вещей. Второе направление политической экономии осталось в положении трудовой теории стоимости. 

«Марксизм, или политическая экономия труда, это всестороннее изучение закономерностей развития капиталистического общества с позиции пролетариата и концепции социализма (коммунизма) как новой экономической системы».

С его развитием связаны работы К. Маркса (1818, 1883). Прежде всего, с его основной работой «Капитал», затем это направление стало называться марксистской политической экономией. Отражены интересы рабочего класса, единственным источником существования которого является труд. 

Основные открытия, сделанные К. Марксом: была сформулирована доктрина социально-экономических формаций, выявлены законы развития капитализма, разработана теория воспроизводства и экономических кризисов, иена производства, сущность абсолютной ренты». 

Марксизмленизм стал одной из постклассических тенденций конца 19 века. К. Маркс в «Капитале», Ф. Энгельс и В. И. Ленин исследовали происхождение, развитие и превращение капитализма в империализм и государственно-монополистический капитализм. Основываясь на конкретном анализе развития капитализма своего времени, они создали теории стоимости труда и прибавочной стоимости, накопления и движения капитала и доходов, механизма функционирования и противоречий буржуазного общества. 

В экономической теории К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина доказана преходящая природа капитализма, возможность и некоторые направления практического конструирования социализма и коммунизма в одной отдельной стране, а затем и в системе стран. Сейчас происходит критическое переосмысление основных положений марксистско-ленинской политической экономии. Мировая наука признает метод исследования и теорию К. Маркса для анализа экономики своего времени, но считает, что невозможно догматически перенести их на анализ современной экономики, рыночной системы. 

Эволюция экономической теории в течение 20-го века была воплощена в появлении многих направлений и школ. Кейнсианство (в том числе нео и посткейнсианство), неоклассика (неоконсерватив) и социо-институционализм лидируют среди них. 

Дж. Кейнс является основателем нового раздела экономической теории макроэкономики и теории макроэкономического регулирования как основы экономической политики. Кейнс, официально признавший существование экономических кризисов и безработицы, одним из первых объяснил причины негативных явлений в рыночной экономике последствиями политики невмешательства государства в экономическую жизнь. 

В связи с этим он подверг критике тезис неоклассической школы о саморегулировании экономики и обосновал позицию отсутствия автоматического механизма, который способствовал бы полной занятости. Кейнс видел выход из этой ситуации в проведении экономической политики, основанной на государственном регулировании экономики. 

Кейнс совершил революцию в экономической мысли, суть которой заключалась в том, что до него в анализе экономических процессов преобладал микроэкономический подход, а основное внимание уделялось отдельной фирме, работающей в условиях свободной конкуренции и решающей проблему минимизации затрат и максимизация прибыли как источника накопления капитала.

Кейнс сравнил микроэкономический подход с макроэкономическим, в центре которого находится национальная экономика в целом. В связи с этим его макроэкономический метод основан на изучении зависимостей и пропорций между общими экономическими ценностями, включая национальный доход, общие сбережения и потребление, инвестиции и т. д. 

В своей концепции Кейнс сосредоточился на решении двух проблем: занятости и эффективности использования материальных и финансовых ресурсов с целью устранения негативных последствий циклического развития экономики.

Кейнс переопределяет предмет экономики. Он считает, что предметом исследования является изучение количественных функциональных зависимостей репродуктивного процесса, естественных количественных соотношений совокупных национальных экономических ценностей, результаты которых используются для разработки программ экономической политики, направленных на обеспечение устойчивого экономического развития. Его методология характеризуется функциональным, макроэкономическим и количественным анализом, субъективным психологическим подходом. 

Кейнс вводит новый концептуальный аппарат (платежеспособный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, предельная эффективность капитала, совокупное предложение и спрос, полная занятость, предельная эффективность капитала, предпочтение ликвидности и т. д.).

Заслуга Кейнса заключается в том, что он предложил новый подход и разработал новую теорию государственного регулирования производства и занятости. Его теоретические положения, терминология, методологические подходы к анализу макроэкономических процессов составляют основу современной науки и продолжают развиваться сторонниками кейнсианской школы. 

Кейнсианская доктрина повлияла на содержание и направления экономической политики, а также на различные направления и направления исследований: разработка системы национальных счетов в соответствии с практическими потребностями экономического регулирования, исходные положения антициклической политики, концепция дефицитного финансирования, система среднесрочного программирования. 

В неоклассической модели объект исследования меняется. Это становится рынком, рыночная экономика, которая рассматривается на уровне взаимодействия отдельных потребителей и фирм, трактуется как наиболее рациональный способ экономической организации общества. В то же время утверждается, что ценовой механизм рынка, который, как правило, обеспечивает оптимальное использование ресурсов, в некоторых случаях выявляет его неадекватность для достижения максимальной эффективности, и поэтому неоклассики обосновывают необходимость использовать государство в таких случаях, что может улучшить распределение и использование экономических ресурсов. 

Основными приоритетами экономической политики являются не достижение «полной занятости», а борьба с инфляцией, обеспечение роста эффективности, конкурентоспособности производства, сохранение условий для прибыльного накопления частного капитала; переход от политики стабилизации экономического цикла к среднесрочной и долгосрочной стратегии экономического роста, решения структурных проблем; отказ от неэффективных методов регулирования, поиск оптимальных пропорций и форм совмещения, взаимодействие двух подсистем экономического механизма государства и рынка. 

С конца 50-х годов 20-го века влияние социально-институционального направления возросло, представители которого начинают придавать большое значение роли технических факторов в развитии производительных сил. Именно это становится основой для объяснения трансформации общества и развития теорий промышленного (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального (Д. Белл и др.), Информационного (Д. Белл, Э. Масуда и др.) общество и т. д. 

Социально-институциональное направление неоднородно. Он синтезирует политическую экономию, политологию, социологию, изучает различные формы и аспекты экономической деятельности, их историческую эволюцию, экономические структуры, механизмы функционирования экономики. Методологической основой является исторический и эмпирический подходы, прагматизм и институционализм, технологический детерминизм. 

Во второй половине 90-х годов основным объектом анализа институционализма является эволюция и стратегия реформирования экономических систем на микрои макроуровне. В ней использованы выводы биологии, кибернетики и теории систем, философские идеи. 

Теоретики институционализма выводят нормы экономического поведения непосредственно из взаимодействия индивидов (в форме правовых норм, культурных традиций, стереотипов и т. д.), они рассматривают экономику как эволюционную открытую систему, на которую влияет внешняя среда.

Важную роль в анализе играет государство, которое, по мнению институционалистов, должно активно влиять на институциональную среду в экономике, поскольку самопроизвольный отбор институтов не всегда выбирает наилучшие оптимальные варианты.

Существование различных направлений в экономической теории привело к попытке ряда ученых (П. Самуэльсон, Дж. Хикс и др.) Обобщить существующие подходы к анализу экономических процессов. В результате возник неоклассический синтез, характеризующийся расширением и углублением тем исследований, созданием систем, объединяющих и гармонизирующих разные точки зрения, обогащением методологических подходов, инструментов экономического анализа. 

Одной из особенностей неоклассического синтеза является широкое использование математики в качестве инструмента экономического анализа (методы линейного программирования, теории игр, моделирования и т. д.), что позволило уточнить многие положения, расширить горизонты науки и способствовал созданию эконометрики школы экономики и статистики.

Неоклассический синтез позволил объединить подходы неокейнсианства и неоклассицизма, совместить решение краткосрочных проблем с требованиями долгосрочной перспективы; согласовать стимулирование спроса с доходной политикой; увязать обеспечение эффективности с реализацией социальных задач, оптимизацию развития с ростом благосостояния. 

Русская и отечественная экономическая наука в XIX и XX веках была представлена ​​различными школами, имела и до сих пор имеет своих видных представителей. Уроженцы России С. Кузнец и В. Леонтьев получили мировое признание. Среди нобелевских лауреатов советский экономист Л. В. Канторович. Исследования А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева, Н. П. Макарова, А. Н. Челинцева и других. 

«В большей части образовательной исторической и научной литературы эволюция экономической мысли прослеживается только до середины 20-го века, в то время как ее последняя стадия представлена, в лучшем случае, фрагментарной информацией.»

Заключение

Современная экономическая теория отличается от других социальных наук (социология, психология) гораздо большей однородностью и единством подхода. В нем доминирует мейнстрим, ядром которого является неоклассический подход. Критерии принадлежности конкретной теории к мейнстриму довольно интуитивны: в учебниках отражено наличие Нобелевских премий. Его границы постоянно меняются, в том числе новые достижения экономического анализа: игровые модели, теория поиска, гипотеза рациональных ожиданий и т. д. в то же время сохраняются общие методологические принципы, характеризующие неоклассический подход. 

Теоретические направления, которые используют другие модели мира или человека (например, кейнсианская макроэкономика), имеют тенденцию выпадать из основного потока с течением времени и заменяются последними приложениями неоклассической теории. В настоящее время основной поток включает в себя неоклассическую микроэкономику (включая теорию общего равновесия), новую классическую макроэкономику, чикагскую макроэкономическую школу и некоторые остатки кейнсианства, неокейнсианские теории и, во все большей степени, новый институционализм. 

Важной особенностью современной экономической теории является ее углубляющаяся специализация. В послевоенный период практически не было экономических произведений под самым популярным в 19 веке и первой половине 20 века названием «Основы (начала, принципы) политической экономии» или Общая теория денег (капитал, занятость и т. д.). Тот жанр теоретического трактата, который систематически излагает все основные проблемы экономической науки, по-видимому, безвозвратно ушел в прошлое. Можно сказать, что структура современной экономической теории напоминает матрицу, строки которой образуют разные методологические подходы, а столбцы разные экономические проблемы. Конечно, многие элементы этой матрицы будут нулями; практически нет методологических подходов для объяснения всех проблем.