Современные российские социологические школы

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Общее и особенное в развитии современного российского общества
Социально-демографическая ситуация в современной России
Социология в российских университетах: история и современность
Особенности современной российской социологической периодики


Введение:

Знакомство с любой наукой начинается с ее основных понятий, категорий, методов, основных законов. Социология - это молодая наука, которая активно развивается, в ней появляются все новые направления. Социология - это слово, состоящее из латинского «social» и греческого «logos», то есть науки или доктрины общества. Конечно, есть и другие науки об обществе, но у социологии есть свой предмет исследования.

Термин «социология» был введен в научный оборот Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии» в 1842 г. О. Конте полагал, что новая наука должна рассматривать общество как структурный организм, в котором каждая клетка должна рассматриваться с точки зрения зрения общественного блага. В связи с этим он разделил всю социологию на социальную статику и социальную динамику. О. Конте считал, что законы механики могут быть использованы при изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическим знаниям. О. Конте не оставил большого научного следа в социологии, но его идея о том, что наука об обществе должна основываться на положительных фактах и ​​опираться на пример естествознания, чрезвычайно важна. Не случайно социологию впервые назвали социальной физикой. В настоящее время социология является одной из самых быстрорастущих наук. Его методы и инструменты переняли другие социальные науки: экономика, право, демография. Среди них социология начинает играть ту же роль, которую математика играет в естественных науках, поскольку социологические методы позволяют давать точные количественные оценки многих процессов общественного развития.

Современная социология

Социология - наука о формировании, развитии и функционировании социальных сообществ, социальных процессов и социальных отношений между сообществами, между сообществами и людьми, наука об обществе и общественных отношениях.

Современная социология - это множество направлений и научных школ, которые по-разному объясняют свой предмет и роль и по-разному отвечают на вопрос о том, что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь социологии» определяет социологию как науку о законах формирования, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о закономерностях развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, социальных отношений как механизма взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общинами, между общинами и индивидами. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, которая фокусируется на социальных сообществах, их генезисе, взаимодействии и тенденциях развития. Каждое из определений имеет рациональное ядро. Большинство ученых склонны считать, что предметом социологии является общество или определенные социальные явления. Однако здесь можно возразить. Социальные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук - теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и т. д. Социология, в отличие от специальных наук, изучает не определенные социальные явления, отдельные специальные аспекты или серии социальных явлений, но он изучает наиболее общие их свойства, которые не изучены ни одним из них. Юридические отрасли знаний изучают только право. Теория искусства есть только искусство и т. д. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые обнаруживаются в экономических, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. д. И ввиду того, что они являются частными видами социальной деятельности, тогда у каждого должны быть общие черты племени, и в жизни должны проявляться законы, общие для всех социальных явлений. Эти очень общие свойства и законы, которые характерны для всех социальных явлений и не изучены какой-либо социальной наукой, являются ближайшим объектом социологии.

Поэтому социология - это наука об общих свойствах и основных закономерностях социальных явлений. Социология не только выбирает эмпирический опыт, то есть сенсорное восприятие, как единственное средство достоверного знания, социальных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности для проникновения во внутренний мир человека, для понимания его жизненных целей, интересов и потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир - социальную среду, сообщества, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не умаляя значения многочисленных отраслей социальной науки, социология по-прежнему уникальна в своей способности видеть мир как целостную систему. Более того, социология рассматривает систему не только как функционирующую и развивающуюся, но и как находящуюся в состоянии глубокого кризиса. Современная социология пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основными проблемами современной социологии являются выживание человечества и обновление цивилизации, поднятие ее на более высокую ступень развития. Социология ищет решение проблем не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных сообществ, конкретных социальных институтов и ассоциаций, а также социального поведения человека.

Функции современной социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все функции, присущие обществознанию: когнитивную, критическую, описательную, прогностическую, трансформирующую, информационную, мировоззренческую. В целом функции гуманитарных наук обычно делятся на две группы: гносеологические, то есть когнитивные и фактически социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном знании различных аспектов общественной жизни. Социальные функции раскрывают пути и средства их оптимизации. Функции существуют и действуют только во взаимосвязи и взаимодействии.

Основная из эпистемологических функций социологии является когнитивной, критической. Речь идет об оценке познавательного мира с точки зрения интересов личности. Понимая критическую функцию, социология дифференциации приближается к реальности. С одной стороны, он показывает, что можно и нужно поддерживать, укреплять, развивать - в конце концов, не все нужно менять, перестраивать и т. д. С другой стороны, он показывает, что действительно требует радикальных преобразований. Когнитивно-теоретическая, критическая функция, конечно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. Теоретические и когнитивные функции социологии включают объективное знание основных социальных проблем развития современного общества. Что касается прикладной социологии, то она призвана предоставлять достоверную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно об изменениях в социальной структуре, семье, национальных отношениях и т. д. Очевидно, что без конкретного знания процессов В отдельных социальных сообществах или объединениях людей невозможно обеспечить эффективное социальное управление. Степень согласованности и конкретности социологического знания определяет эффективность реализации его социальной функции.

Описательной функцией социологии является систематизация, описание исследований в виде аналитических заметок, различных видов научных отчетов, статей, книг и т. д. Есть попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действия, взаимосвязей и т. д. При изучении социального объекта требуется высокая моральная чистота и порядочность ученого, поскольку на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы являются ориентиром, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, но и позволяет человеку вносить в него изменения. Но человек всегда должен помнить, что трансформация общества - это не сама цель. А преобразования необходимы только тогда, когда они соответствуют потребностям и ценностям людей и ведут к улучшению благосостояния как общества, так и людей. Как бы ни была хороша социальная информация, полученная социологами, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Когнитивная функция социологии сохраняется в прогнозах и трансформирующих функциях.

Прогностическая функция социологии - выдача социальных прогнозов. Обычно тематические исследования завершаются формированием краткосрочного или долгосрочного прогноза исследуемого объекта. Краткосрочный прогноз основан на открытой тенденции в развитии социального явления, а также на фиксированной модели в обнаружении фактора, который оказывает решающее влияние на проектируемый объект. Открытие такого фактора является сложным видом научных исследований. Поэтому в социологической практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы. В современных условиях развития Казахстана, когда научное обоснование социальных проблем имеет большое значение, социальный прогноз занимает важное место - в исследованиях развития социального объекта. Когда социолог изучает реальную проблему и пытается найти наилучшие пути ее решения, естественно, мы движимы желанием показать перспективу и конечный результат, стоящий за ней. Поэтому, так или иначе, ход развития общественного процесса прогнозируется.

Суть преобразовательной функции социологии заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служат основой для разработки и принятия определенных решений. Всем уже ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое обоснование, но и социально-экономическое обоснование. Это где процессы запоминаются. Но социология - это только наука, ее функция - выработка практических рекомендаций. Что касается их реализации, то реализация - это прерогатива руководящих органов, конкретных руководителей. Именно это объясняет тот факт, что многие очень ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по трансформации современного общества, никогда не были реализованы на практике. Более того, зачастую органы управления действуют вопреки рекомендациям ученых, что приводит к серьезным последствиям в развитии общества. Все шире и глубже выявляются основные направления обновления общества и появляется возможность выявлять отклонения от цивилизационного развития. Суть реформы в Казахстане, точнее, трансформации общества, заключается в создании условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности социальных сообществ. Задача состоит в том, чтобы преодолеть отчуждение человека от рациональной деятельности, оптимизировать и качественно повысить ее эффективность. Задача социологии - теоретически обеспечить успешное протекание процесса реформ и демократизации общественной жизни в Казахстане. Процесс трансформации общества в Казахстане идет от одного качественного состояния к другому только в связи с сознательной трансформацией целей в результаты и приводит к предпосылкам, условиям и средствам развития сознательной деятельности, демократизации общества. Игнорирование социологических рекомендаций объясняется не столько недостаточной квалификацией социологического персонала (хотя это также имеет место, поскольку его профессиональная подготовка в стране началась всего несколько лет назад), но и тем, насколько необходима социологическое обоснование управленческих навыков. решения не сформированы среди большинства управленческого персонала.

Информационная функция социологии - сбор, систематизация и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация является наиболее оперативной формой социальной информации. В крупных социологических центрах он сосредоточен в памяти компьютеров. Его могут использовать социологи, руководители учреждений, где проводилось исследование. В установленном порядке информация поступает в государственные и другие административно-хозяйственные учреждения.

Идеологическая функция социологии вытекает из того факта, что она объективно участвует в общественно-политической жизни общества и посредством своих исследований способствует прогрессу общества. Идеологическая функция социологии выражается в использовании действительно правильных, проверенных количественных данных, фактов, которые могут только убедить современного человека во всем. В конце концов, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающих интересы, мировоззрение любого социального слоя, социальной общности. История показывает, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социальные социологические концепции того или иного типа лидировали в общественном развитии. Социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в революции 1688 года в установлении либерально-демократического режима в Англии, работы Франсуа Вольтера, Жана-Жака Руссо и других энциклопедистов сыграли преобразующую роль во Франции и т. д. В течение длительного периода Идеология марксизма была ведущей интеллектуальной тенденцией в Казахстане. Расистская идеология стала основой нацистского путча и Третьего рейха в Германии.

Итак, основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.

Современные социологические теории

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их развития и сам термин принадлежит американскому социологу Роберту Мертону. Но теории возникли намного раньше. Они представлены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и других. Развитие специальных социологических теорий в 20 веке связано с именами крупнейших социологов Карла Мангейма, Теодора Адорно, Талкотта Парсонса, Пола Лазарсфельда и других. Специальные социологические теории представляют собой систему отраслей знания социологии, которые изучают особые формы и сферы общественного бытия и социальной реализации форм общественного сознания, их общие и особенно специфические законы функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основной функцией которой является рассмотрение социальных процессов и явлений, форм и типов социальной жизни и общественного сознания на уровне общества, специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает конкретную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно независимую систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе общественных отношений. Таким образом, труд рассматривается как сложный социальный процесс в социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности системы образования изучаются социологией образования. Менеджмент как социальная система изучается социологией управления и др.

В современной социологии выделяют несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. д.). Во-вторых, особые теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. д. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, его элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и села и т. д. В-четвертых, специальные социологические теории, изучающие деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонений поведения и ненормальных явлений и т. д.

Конечно, главная задача любой специальной социологической теории - изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы. Специальные социологические теории - самостоятельные социологические знания в силу специфики предмета изучения и отношения к предмету обучения.

Таким образом, к концу 20-го века социология превратилась в сложно структурированную науку.

В качестве основных структур в нем выделяются:

  • макроциология и микросоциология
  • общая и прикладная социология (первая связана с развитием фундаментальных основ социологии, вторая - с изучением конкретных актуальных социальных проблем);
  • теоретическая и эмпирическая социология, которая решает проблемы либо теоретического характера, либо комплекса методологических и методологических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;
  • отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т. д. и т. д. Количество отраслей социологии велико и постоянно растет);
  • направления и школы социологии, то есть союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, общие методологические и методологические ориентации. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализацию, то он называется школой. Направление социологии представляет собой более аморфное, как правило, международное объединение единомышленников.

Современные социологические школы

Среди современных социологических школ наиболее популярной была Чикагская школа социологии.

Это была одна из первых школ социальных наук, она занимала доминирующее положение в американской социологии с 1915 по 35 гг. И оказала значительное влияние на развитие социологии. Социология Чикагской школы была сформирована на базе первого в мире социологического факультета под руководством Смолла. Основными отличительными чертами социологии чикагской школы являются, прежде всего, органическое сочетание эмпирических исследований с теоретическими обобщениями; Гипотеза в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы. Другой его особенностью является широта теоретической направленности, сочетание различных подходов и методов, среди которых нет однозначно доминирующих.

Исследования города были основаны на социально-экологической теории парка и Берджесса. Первой заявкой на лидерство в этой области социологии стала работа Томаса и Знаетского «Польский крестьянин в Европе и Америке». Особенности этого города сыграли важную роль в формировании «классической» концепции социальной экологии (экологии человека) в парке Берджесс и в появлении «школы» в Чикаго, начиная с развития местных и реформистских ориентаций. Эта школа связана с решением конкретных городских проблем. Сочетание исследовательских программ с учебным процессом в университете способствовало появлению принципиально нового характера университетского образования, его связи с решением конкретных эмпирических проблем. Урбанистика была подчинена (в духе реформизма) главной задаче - установлению «общественного контроля» и «согласия». Социологическая теория чикагской школы характеризуется противоречием между «реализмом» на макроуровне («развитие общества как целостного организма») и «номинализмом» на микроуровне («общество как взаимодействие»). В целом методологическая направленность не противопоставляет «мягкие», этнографические методы и «жесткие», количественные: эти методы, как правило, сочетаются и дополняются. В будущем значение социологии Чикагской школы было сохранено для социологии города, и в настоящее время ее идеи особенно актуальны для так называемой «экологической социологии».

Отправной точкой социально-экологических взглядов чикагской школы является идея общества как организма, имеющего не только социокультурный, но и биотический уровень. Последнее формирует основу социального процесса и в конечном итоге определяет социальную организацию общества. Пак рассматривал социологию как естественную науку о коллективном поведении людей, для объяснения которой правомерно применять понятия и постулаты биологии. В социальном процессе парк выделил четыре основных типа взаимодействия: конкуренция, конфликт, адаптация, ассимиляция. В то же время конкуренция интерпретировалась как человеческая форма всеобщей борьбы за выживание, которая носит субсоциальный и в значительной степени бессознательный характер. Как в растительном мире биологическая борьба порождает определенный естественный порядок, так и в обществе экономическая конкуренция порождает такой естественный порядок, который теоретики чикагской школы назвали экологическим. Экономическая конкуренция порождает территориальную и профессиональную структуру населения, которая необходима для разделения труда и организованной экономической взаимозависимости. Поскольку конкуренция признается социальными группами, она может принимать форму конфликта. Конфликты переходят в адаптацию и заканчиваются ассимиляцией - процессом взаимопроникновения социальных групп и глубоких контактов индивидов, в которых нет конфликтов.

Отличительной особенностью подхода исследователей чикагской школы к социальным проблемам было то, что они стремились рассматривать последние в первую очередь с точки зрения физического расположения социальных групп в структуре природной среды (города). На этой методологической основе изучались социальные процессы и явления такого большого города, как Чикаго: урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т. д. Более того, социальные проблемы интерпретировались как социальные отклонения, своего рода ненормальность капиталистического города, которую необходимо исправить. Отсюда особый интерес социологов Чикагской школы к изучению таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и т. д.

Стремление объяснить социальные проблемы окружающей средой, а также рассмотрение социального процесса как движения от конфликта к согласию привели к реформистской ориентации социо-экологических взглядов социологов этой школы. В 20-х гг. Чикагская школа сыграла важную роль в установлении эмпирических тенденций в американской социологии. Здесь стали разрабатывать и широко использовать различные методы эмпирического исследования: наблюдение, анализ документов, опрос (анкетирование и интервью). Под влиянием чикагской школы в этот период появляются специальные исследовательские бюро, центры, институты и проводятся многочисленные эмпирические исследования. Проблемные области, такие как социальная экология и социальная патология, привлекают внимание социологов.

Франкфуртская школа социологии также сыграла значительную роль в истории.

Во Франкфуртской школе социологии принято понимать одно из самых влиятельных левых радикальных движений, возникших в конце 1920-х годов. и сформирован в 1930-х годах. на основе Франкфуртского института социальных исследований и журнала социальных исследований. Оба были во главе с М. Хоркхаймером (1895-1973), который стоял у истоков школы (сам Институт социальных исследований был основан ранее, в 1922 году, политологом Ф. Вейлем).

В 1934-1939 годах, с появлением фашизма, институт и центр школы с его руководством переехали в Женеву, затем в Париж. С началом Второй мировой войны в 1939 году социологи переехали в Соединенные Штаты, где они проработали 10 лет в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Когда вы переезжаете в другие страны и города, филиалы Института были созданы в Швейцарии, Франции и США. В 1949 году институт вернулся во Франкфурт. Он был расформирован в 1969 году, что означало, по сути, организационный крах школы. Его наиболее яркими представителями, кроме М. Хоркхаймера, являются Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм и Дж. Хабермас. Последний - теперь единственный из всех основных представителей этой школы - продолжает активно работать, считаясь одним из самых выдающихся современных немецких мыслителей (хотя в течение многих лет он уже был вдали от Германии, занимался научным творчеством и проводил педагогическая деятельность в Великобритании).

Наиболее значимая, «классическая» работа представителей. Франкфуртская школа, или, как их часто называют, Франкфуртские школы, были созданы в 1930-1960-х годах. К ним относятся: коллективные труды «Исследования власти и семьи» (1936, руководитель Хоркхаймер), «Авторитарная личность» (1950); работы Хоркхаймера «Критическая и традиционная теория» (1937), «Диалектика просвещения» (совместно с Адорно, 1947), «Затуманивание разума» (1947); Исследования Адорно «Философия новой музыки» (1949), «Введение в социологию музыки» (1962), «Отрицательная диалектика» (1966); работы Маркузе «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Очерки освобождения» (1969), «Контрреволюция и бунт» (1972) ) и т. д. Что касается работ Фромма, они были названы в предыдущей главе. Особое место в списке произведений, созданных во Франкфурте, занимают работы Хабермаса, представителя второй волны Франкфуртской школы. Это «Знание и человеческие интересы» (1968), «На пути к рациональному обществу» (1970), «Кризис легитимности» (1973), «Теория и практика» (1974), «Коммуникация и эволюция общества» ( 1979), «Теория коммуникативного действия» (1981).

Франкфуртская школа известна тем, что зарекомендовала себя как левая (критическая) социология. Его влияние быстро росло с 1940-х до конца 1960-х - начала 1970-х годов. Эта школа обосновала в социологическом отношении движение «новых левых» (в конце 1960-х годов), особенно идеи его экстремистского толка. Как известно, направление этого движения состояло в его противостоянии и даже противостоянии официальной идеологии буржуазного консерватизма, с одной стороны, и социализма в СССР, с другой. Однако в начале 1970-х гг. движение «новых левых» было побеждено, что выражалось в поражении, как его называли, «молодежной (студенческой) революции». Революционные идеи, тесно связанные и, фактически, даже взращенные Франкфуртской школой после смерти Адорно, Хоркхаймера, а затем Маркузе, постепенно утратили свое влияние.

Особое место в жизни франкфуртской школы занимало отношение к марксизму. Отрицая справедливость и достаточную обоснованность идей марксизма относительно капитализма и замены ста социалистов, представители Франкфуртской школы сыграли значительную роль в возникновении неомарксизма. Это означало не просто обновленный марксизм, как можно было бы понять из этимологии этого термина, но новое направление социальной мысли, в котором философские, политические, экономические, социологические концепции, используемые в марксизме, объединены центральной категорией - отчуждением, интерпретируемым исключительно в социально-экономическом смысле. В свете этого подхода становится ясно, почему Франкфурт рассматривается как общество всеобщего отчуждения и подвергается жесткой и беспощадной критике (поэтому одним из названий теории Франкфуртской школы является «критическая теория» или «критическая социология»). 

Вывод:

В современном обществе развитие теоретических социальных знаний не является автономным процессом. Это отражает столкновения мирового развития.

В заключение сделаем основные выводы.

Современная социология - это множество направлений и научных школ, которые по-разному объясняют свой предмет и роль и по-разному отвечают на вопрос о том, что такое социология.

Социология - наука о формировании, развитии и функционировании социальных сообществ, социальных процессов и социальных отношений между сообществами, между сообществами и людьми, наука об обществе и общественных отношениях.

В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий.

Разумеется, объектом социологического познания является общество. Но не только общество, но и та сфера социальной реальности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные сообщества, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. д.