Современная экономическая система и ее структура

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 17.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Роль фискальной политики в государственном регулирование экономики РФ (2010-е гг.)
Основные направления развития конкуренции в условиях экономики России
Российский малый бизнес: эволюция, проблемы, государственная поддержка
Анализ структуры занятости в неформальном секторе


Введение:

Экономическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики, которые формируют экономическую структуру общества.
Вне системного характера экономики экономические отношения и институты не могут воспроизводиться (постоянно обновляться), не может существовать экономических закономерностей, не может быть теоретического понимания экономических явлений и процессов, не может быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Правильное и научно обоснованное выявление закономерностей функционирования экономической системы всегда имело решающее значение. В сложных условиях нашего государства проблема раскрытия сущности экономического развития приобретает дополнительную актуальность, поскольку долгое время не было возможности встать на путь устойчивого экономического роста. Наоборот, потенциал кризисных явлений возрастает. Кроме того, изменение политического курса нашей страны также заставляет критически оценить предыдущую модель экономического развития.

Главной проблемой современного периода, формирования научных экономических систем в отечественной экономической науке, можно считать проблему объединения универсальных, разработанных мировым экономическим мышлением, необходимости отражать сложную картину современной экономической реальности в Российская Федерация.

Моей целью было знакомство с литературой на тему: «Экономическая система. Его структура, типы и модели».

Первостепенной задачей было сделать выводы относительно экономического развития нашей страны и ряда других государств. А также познакомиться со структурой экономической системы.

Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем

Понятие и сущность экономических систем

Использование концепции системы имеет давнюю историю, уходящую в глубь древности. В переводе с греческого «система» означает некое целое, состоящее из частей, которые взаимосвязаны и образуют целостность.

Для характеристики любой системы ее элементы, сущность, структура обычно различаются.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, основанные на формах собственности на экономические ресурсы и результатах экономической деятельности, сложившихся в каждой экономической системе; организационные формы хозяйственной деятельности; экономический механизм.

Установление связей между элементами, составляющими систему, означает определение ее структуры. Система характеризуется наличием функций, которые не способен выполнять ни один из элементов в отдельности, а только объект в целом.

Важным свойством экономической системы является ее структура.

Все системы служат друг другу, объединены единой структурой социальной организации и управления, взаимосвязаны посредством обмена продуктами и находятся в постоянном взаимодействии.

Согласно определению Герасимова, экономическая система - это совокупность средств, условий, процессов и результатов материального производства, а также различных отношений между людьми в отношении производства, обмена, распределения, потребления жизненных благ. 

В современных курсах по экономической теории лучше всего изучается рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы и ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминирует государственная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений и централизованное управление экономикой посредством государственного планирования. Смешанная экономика - это тип общества, в котором синтезируются элементы первых двух систем. Это типично для большинства современных государств.

Совокупность всех экономических процессов, происходящих в обществе на основе отношений собственности и действующих в нем организационных форм, составляет экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие законы экономической жизни общества.

Основными элементами экономической системы являются социально-экономические отношения, основанные на формах собственности на экономические ресурсы и результатах экономической деятельности, сложившихся в каждой экономической системе; организационные формы хозяйственной деятельности; экономический механизм, то есть способ регулирования экономической активности на макроэкономическом уровне; специфические экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Во второй половине прошлого столетия, когда научно-техническая революция получила широкое распространение и производственная и социальная инфраструктура стали развиваться особенно быстро, государство стало гораздо более активно влиять на развитие народного хозяйства. В связи с этим изменились хозяйственный механизм, организационные формы хозяйственной деятельности и хозяйственные связи между субъектами хозяйствования.

Типы и модели экономических систем

Существует несколько типов экономических систем. В литературе наиболее распространены: рыночные, смешанные, административно-командные и традиционные. Мы рассмотрим их ниже.

Свободная конкуренция, рыночная экономика (чистый капитализм).

Отличительными чертами этой экономической системы были: частная собственность на инвестиционные ресурсы, рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие множества независимо действующих покупателей и продавцов каждого товара и товара.

Одной из основных предпосылок чистого капитализма является личная свобода всех участников экономической деятельности, не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

Решающим условием экономического прогресса была свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный рабочий и капиталист-предприниматель действовали как юридически равные агенты рыночных отношений. Понятие «наемный работник» подразумевает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободы передвижения на рынке труда. Как любой владелец товара, который продал свой товар и получил за него деньги, наемный работник имел свободу выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора была личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения и за соблюдение условий трудового договора.

Каков механизм решения фундаментальных проблем экономического развития в рассматриваемой экономической системе? Они решаются косвенно, через рынок и цены. Колебания цен, их более высокий или более низкий уровень служат индикатором социальных потребностей. Ориентируясь на рыночные условия, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больше и больше дохода (прибыли), как можно более экономно использовать природные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко использовать такой ресурс, как их творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в выбранной ими сфере деятельности. который служит мощным стимулом для развития и совершенствования производства, раскрывает творческие возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм).

По сравнению со всеми предыдущими рыночная система оказалась наиболее гибкой: она способна к перестройке, адаптации к внутренним и внешним условиям.

Во второй половине прошлого века, когда научно-техническая революция развернулась широко и производственная и социальная инфраструктура начали развиваться особенно быстро, государство стало гораздо более активно влиять на развитие народного хозяйства. В этом отношении экономический механизм, организационные формы хозяйственной деятельности, экономические отношения между субъектами хозяйствования.

В развитой рыночной экономике экономический механизм претерпевает значительные изменения. Планируемые методы управления получают дальнейшее развитие в отдельных фирмах в форме системы управления маркетингом. В то же время на макроуровне развитие методов планирования связано с государственным регулированием экономики.

Планирование выступает средством активной адаптации к требованиям рынка. В результате ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Итак, вопрос об объеме и структуре продукции решается на основе маркетинговых исследований внутри фирм, а также анализа приоритетных направлений научно-технического прогресса, прогнозов развития социальных потребностей на макроуровне. Прогноз рынка позволяет заранее сократить производство устаревших товаров и перейти на качественно новые модели и виды продукции. Маркетинговая система управления производством позволяет еще до начала производства привести индивидуальные издержки компаний, производящих основную массу товаров данного типа, в соответствие с общественно необходимыми затратами.

Государственные отраслевые и национальные программы (планы) также оказывают существенное влияние на объем и структуру производимых товаров и услуг, обеспечивая их более полное соответствие меняющимся социальным потребностям.

Проблема использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования с учетом наиболее перспективных отраслей. В то же время перераспределение ресурсов для развития новейших отраслей происходит за счет бюджетных заметок, государственных общегосударственных и межгосударственных программ, исследований и разработок, в приоритетных областях научно-технического развития. Например, в настоящее время реализуются общеевропейские программы «Эврика», «Эсприт» и другие.

Наконец, проблема распределения созданного валового национального продукта решается не только на основе традиционно установленных форм, но и дополняется выделением все большего количества ресурсов как крупными компаниями, так и государством для инвестирования в развитие. «человеческого фактора»: финансирование системы образования, в т.ч. час переподготовка работников различной квалификации, улучшение медицинского обслуживания населения, социальные нужды.

В настоящее время не менее 30-40% всех государственных бюджетных ассигнований в развитых странах с рыночной экономикой направляются на социальное обеспечение, реализацию многочисленных программ «по борьбе с бедностью».

В то же время крупные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери времени и тем самым повысить конкурентоспособность фирмы.

Административная командная система.

Эта система ранее преобладала в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АСУ являются государственная (и в действительности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в определенных формах, а также централизованное экономическое планирование как основа экономического механизма.

Экономический механизм АСУ имеет ряд особенностей. Это предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет независимость хозяйствующих субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего отношения свободного рынка между отдельными фермами исключаются. В-третьих, государственный аппарат управляет экономической деятельностью, главным образом, административными и управленческими методами, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полная национализация экономики обуславливает беспрецедентную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, созданные во всех сферах народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, в отсутствие конкуренции не заботятся о внедрении новых продуктов и технологий. Дефицит экономики, порожденный монополией, характеризуется отсутствием нормальных материальных и людских резервов в случае нарушения баланса экономики.

В странах с ACN решение общих экономических проблем имело свои особенности. В соответствии с преобладающими идеологическими ориентирами задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными в качестве «общественных» целей и критериями на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов, в соответствии с преобладающими идеологическими ориентирами, была направлена ​​на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданных продуктов среди участников производства строго регулировалось центральными органами власти посредством общепринятой тарифной системы, а также централизованно утвержденных стандартов средств для расчета заработной платы. Это привело к преобладанию выравнивающего подхода к заработной плате.

Отличительной чертой распределения товаров в АКС была привилегированная позиция партийно-государственной элиты.

Смешанная экономика.

В случае сложных комбинаций различных элементов системы, а также связи различных типов экономики можно говорить о смешанных экономических системах (смешанная экономика). Их отличительной чертой является неоднородность (неоднородность) составляющих их элементов.

В современных условиях смешанная экономика проявляется в следующих увеличенных формах:

  • смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которой «смешивание» обусловлено низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
  • смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже последних двух веков и получившие широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни.

Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначной интерпретации, интерпретации смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формирования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика - это одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рыночное и государственное регулирование, капиталистические тенденции и социализация жизни, экономические и неэкономические принципы.

Параметры смешанной экономики относительно независимы. Однако в условиях разных стран тот или иной параметр или одна из групп параметров могут преобладать.

Смешанная экономика характеризуется не только наличием различных структурных элементов в своем составе, но и формированием специфических форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого являются государственно-частные акционерные предприятия, договорные соглашения между государственными органами и частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

Сегодня смешанная экономика - это целостная система, которая является адекватной формой современного развитого общества. Его составные элементы опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частной экономической инициативы - социальными гарантиями, а также включения постиндустриальных принципов в экономическая структура общества. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя она уступает «чистым» системам по степени однородности составляющих ее элементов.

Традиционная система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы основан на отсталых технологиях, широко распространенном ручном труде и диверсифицированной экономике.

Разнообразие экономики означает существование различных форм управления в данной экономической системе. В ряде стран сохраняются естественные коммунальные формы, основанные на общинном колхозе и естественные формы распространения созданного продукта. Мелкосерийное производство имеет большое значение. Он основан на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В контексте относительно слабо развитого национального предпринимательства иностранный капитал часто играет огромную роль в экономике рассматриваемых стран.

В жизни общества преобладают многовековые традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и классовое разделение, сдерживающие социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических проблем имеет свои особенности в разных структурах. Традиционная система характеризуется такой особенностью - активная роль государства. Перераспределяя значительную часть национального дохода через бюджет, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказывает социальную поддержку беднейшим слоям населения.

Развитие экономических систем в современных условиях

В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока стремятся создать рыночную экономику, в самих рыночных странах идут оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более эффективными. Разве США не должны идти по стопам Японии, давая правительству более заметную роль в управлении экономикой? Может ли быть так, что сама Япония должна перенять некоторые черты американской экономики с ее свободным предпринимательством и более сильным влиянием на рынке? Аналогичные дебаты имели место в России, где делаются предложения по принятию японской, шведской или американской модели в качестве примера для подражания.

Однако в такой дискуссии необходимо учесть как минимум три важных аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не только законами и правилами, которые Россия выбирает для себя, но и правилами, но также особенностями российской истории, культуры, ресурсов и политики. Во-вторых, для России, которая находится на пороге рынка, еще не имеет значения, какую модель следовать: шведскую или американскую, потому что в любом случае необходимо начинать с тех же правовых и экономических реформ: стабилизация, либерализация, и т. д.

В-третьих, сегодня страны рыночной экономики развиваются довольно быстрыми темпами. Например, трудно следовать шведской модели, когда само правительство Швеции заявляет, что эта модель исчерпала себя. Если Россия или другая страна попытается подражать чужому примеру, это будет похоже на стрельбу по быстро движущейся цели.

Примером развития смешанной экономики является шведская экономическая модель. В 60-е годы имидж успешной и безмятежной Швеции особенно контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов в других странах. Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне социального бесконфликтного общества. Именно тогда возникла концепция шведской модели государства всеобщего благосостояния. Шведы продемонстрировали превосходство своей общественно-политической системы, которая на протяжении десятилетий служила примером оптимальной смешанной экономики - процветающей системы, в которой государство заботится об уровне жизни каждого гражданина. Рыночные отношения считались с сильным государственным регулированием, преобладала частная собственность в сфере производства, и потребление было социализировано.

Долгое время основными усилиями модели были - полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование связано с уникальной силой шведского рабочего движения.

Более полувека (за исключением 1976-1982 гг.) - рекордного периода - у власти была Социал-демократическая рабочая партия, которая сосредоточилась на создании системы социального обеспечения.

Идея создания так называемого «дома для народа» - государственного устройства, дающего экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную поддержку. Самые основы «шведской модели» были сформулированы в начале 1950-х годов в профсоюзном движении.

Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность компании, а активная политика на рынке труда должна минимизировать социальные издержки рыночной экономики. Идея состоит в том, чтобы максимизировать производство в частном секторе и перераспределить часть прибыли в максимально возможной степени через налоговую систему и государственный сектор, чтобы повысить общий уровень жизни и, в то же время, не затрагивая основы производства.

Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии с помощью методов «Нового курса» Рузвельта, сохранив при этом приверженность кейсановским методам.

Но это привело к огромной роли государства в распределении, потреблении национального дохода за счет налогов и государственных расходов, которые достигли рекордных уровней.

«Общее выравнивание» как основной социалистический принцип распределения доходов не вызывало проблем до нефтяного кризиса 1973-1974 гг. За этим последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на внешних рынках. В результате некоторые отрасли шведской промышленности оказались в глубоком структурном кризисе.

Волатильность экономического развития Швеции усилилась. В начале 1980-х последовал еще один удар - второй нефтяной кризис.

Во второй половине 1980-х годов стоимость рабочей силы и уровень потребительских цен резко возросли по сравнению со странами Западной Европы. Шведская промышленность вновь начала терять позиции на мировом рынке.

Понимая, что девальвация кроны не является эффективным способом решения внутренних проблем, неоконсервативное правительство решило активно сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных мер. В результате эффективность производства была улучшена. Затраты на оплату труда снизились. Население Швеции, привыкшее к благоприятному социальному климату, не могло смириться с жестокими милитаристскими методами восстановления экономики. Когда в 1994 году экономика также оказалась в глубоком кризисе, избиратели вернули к власти социал-демократов. Но сколько бы они ни хотели вернуться в прежние времена, новые власти должны были выбрать: либо восстановить шведскую модель, либо продолжить политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз. Реальность заставила меня пойти по второму пути. А после вступления в Евросоюз экономика будет развиваться по западноевропейским законам.

Вывод:

Экономическая система понимается как сложный, упорядоченный набор всех экономических отношений и видов экономической деятельности общества, осуществляемых в формах определенных производственных и социальных отношений и социальных институтов, целью которых является удовлетворение потребностей общества в материальные товары и услуги.

В зависимости от форм собственности, лежащих в основе экономической системы, можно выделить следующие типы экономических систем: капиталистический рынок; коммунистическое административное командование; смешанные.

«Идеальная» экономическая система является рыночной. Однако такая система никогда не существовала в чистом виде. Тем не менее, мы можем сказать, что в течение нескольких десятилетий второй половины 20-го века. экономика многих стран была аппроксимирована такой системой.
Для формирования российского государства необходима централизованная власть, способная контролировать и регулировать деятельность любых институтов. Рыночные механизмы особенно вредны в тех сферах, которые конкретно связаны с человеческими, социальными факторами в жизни общества в целом.

На мой взгляд, ни одна система в чистом виде не способна удовлетворить все потребности общества. И только правильное сочетание в особых пропорциях нескольких экономических механизмов может максимально приблизить их к выполнению основных экономических задач.

В последние годы в России начались экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям, демонополизацией экономики, денационализацией и приватизацией собственности, т. е. с появлением системы современной рыночной экономики.

Однако в настоящее время в России существует эклектичная экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.

Называть существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно. Важная особенность системы отсутствует - ее относительная устойчивость. Ведь в экономической жизни России все находится в движении, носит переходный характер.

Этот переход, по-видимому, длится десятилетиями, и с этой точки зрения переходную (от административно-командной к современной рыночной) экономике можно назвать системной.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет в конечном итоге определяться балансом политических сил в стране, характером проводимых преобразований, Масштаб и эффективность поддержки реформ со стороны международного сообщества, а также исторических традиций.