Современная экономическая политика Украины

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.08.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности становления газовой отрасли России (на примере развития компаний)

Содержание и понятие права собственности

Эластичность и факторы спроса на художественную литературу

Бюджетная система: принципы построения

 

Введение:

Современная социально-экономическая ситуация Украины характеризуется убыточностью стратегически важных предприятий, значительной структурной деформацией отечественного производства, усилением сырьевой ориентации экспорта с незначительной долей добавленной стоимости, высокой зависимостью экономики от внешних источников энергии, значительным уменьшением национального богатства при одновременном ускорении роста зависимости от государственного долга, усилением дифференциации социально-экономического развития регионов. В стране отмечается крайне низкий уровень рождаемости и чрезмерно высокий уровень смертности, увеличение демографической нагрузки на трудоспособное население, низкий материальный уровень и качество жизни граждан, рост бедности, значительное распространение незаконной деятельности хозяйствующих субъектов, связанной с чрезвычайно высоким уровнем коррупции и злоупотреблений полномочиями со стороны субъектов, наделенных полномочиями по выполнению государственных функций. Останавливается работа некогда процветавших мощных предприятий, сокращаются целые отрасли промышленности, почти разрушается социальная сфера, сотни сел и поселков уже исчезли с карты Украины, родословные корни Украины - село и крестьянство. Государство в лице центральной власти не смогло эффективно выполнять свои конституционные функции, что приводит к росту апатии, деструктивных настроений и социальной напряженности в обществе.

Современная социально-экономическая ситуация в Украине

Нынешний глобальный финансовый кризис, беспрецедентный по своим масштабам и глубине, вызывает серьезную озабоченность ученых. По мнению специалистов, он продемонстрировал кризис идеологии "рыночного фундаментализма" и либеральной идеи рыночного саморегулирования, вызвал необходимость радикального переосмысления механизмов и моделей влияния государства на экономические и социальные процессы. Наиболее ощутимыми проявлениями финансового кризиса в Украине уже стали: "паралич" платежно-расчетной системы и кризис ликвидности банков, снижение доходов бюджета и валютных поступлений при существенном накоплении внешнего и внутреннего долга, ускоренное падение производства, ВВП и инвестиций, сокращение импорта и экспорта, значительное снижение реальных доходов населения и уровня жизни. По объемам производства ВВП за неполный год кризиса Украина опустилась на уровень 2002-2003 годов, а темпы снижения этого обобщенного показателя экономического состояния страны в текущем году являются беспрецедентными в новейшей истории Украины. На фоне такого резкого спада экономической активности доходы бюджета во многом обеспечиваются легализацией более высоких ставок косвенных налогов и сборов, а также критическим накоплением государственного долга. Бесконтрольный и необоснованный рост цен на энергоносители, потребительские товары и услуги стал обычным явлением, в то время как государство практически игнорирует исполнение властных полномочий в сфере ценового регулирования и антимонопольной политики.

Многие эксперты убеждены, что даже в этой сложной ситуации Украина имеет потенциал для преодоления кризисных явлений, выхода на новый уровень развития. Новая экономика - это не только правильно регулируемые и предсказуемые рыночные отношения, но и переплетение рынка, государственного регулирования и социальной стабильности. Сегодня каждая развитая страна стремится построить новое информационное общество, способное обеспечить и использовать высокотехнологичные инновационные достижения. Именно инновации сегодня являются средством построения высокоразвитого конкурентоспособного постиндустриального государства, которым должна стать Украина.

Однако, несмотря на то, что Украина провозгласила на законодательном уровне курс на инвестиционное и инновационное развитие, около 15 законов и несколько десятков концептуальных подзаконных актов по вопросам развития образования, научных исследований, финансового и организационного обеспечения инновационной деятельности, а также Постановление Кабинета Министров Украины от 17 июня 2009 года № 680 утвердили Концепцию национальной инновационной системы, фактическое состояние дел в этой сфере остается неудовлетворительным. Лишь 5,9% от общего объема реализованной промышленной продукции имели признаки инноваций, а доля промышленных предприятий, внедривших инновации, сократилась с 14,8% в 2000 году до 10,8% в 2008 году, в то время как доля выполненных научно-технических работ в 2008 году снизилась до самого низкого уровня со времени обретения Украиной независимости и составила всего 0,9%. Для сравнения, в развитых странах этот же показатель составляет не менее 2-3%, а доля государства в соответствующих расходах достигает в среднем 35-40%.

Низкая эффективность государственной инновационной политики обусловлена несовершенством и фрагментарностью действующего законодательства, а также слабой имплементацией соответствующих законов. Развитие инновационной инфраструктуры происходит медленно, бессистемно и без должного обоснования, отсутствует ясность в разделении задач и полномочий при реализации инновационной политики между центральными и местными органами власти и органами местного самоуправления. Изобретатели, инноваторы и ученые с завершенными научно-исследовательскими проектами не получают адекватной государственной поддержки, не создаются центры трансфера технологий. Образовательный и научный потенциал, особенно у высших учебных заведений, в области информационных и коммуникационных технологий является низким, как и информационные ресурсы системы научной и экономической информации, такие как базы данных по технологиям и научно-техническим разработкам. Вопреки законодательству о моратории на приватизацию научно-исследовательских и промышленных научных учреждений, объемы незаконного отчуждения собственности в этой сфере постоянно растут. Научные учреждения теряют собственные помещения, разрушаются научные школы, уничтожается оборудование и интеллектуальная собственность, процветает рейдерство. Многие ученые и специалисты вынуждены покидать Украину в поисках работы.

Инновационная система государства - это новое измерение экономических и социальных отношений, основанное на приоритетном развитии знаний и технологий для их использования. Это переход к новому стандарту социальных ценностей, когда знания действительно становятся материальной основой существования человека, а технологии их применения создают качественно новые критерии социального благополучия. По мнению ученых, создание такой системы является вызовом времени и прерогативой государства, проявлением политической воли его руководства и основой экономической политики, консолидированными действиями всех органов государственной власти и местного самоуправления.

В докладах и выступлениях ученых подчеркивается, что гармоничное развитие Украины как суверенного государства, которое движется по пути построения гражданского общества и конкурентоспособной экономики, основанной на демократических ценностях, невозможно без эффективного и стабильного развития каждого из ее регионов. Сегодня, к сожалению, местные органы власти - как представительные, так и исполнительные - имеют очень ограниченные возможности, особенно финансовые. Чрезмерная централизация распределения ресурсов страны, жесткое налоговое давление, "ручное", зачастую непрофессиональное управление экономикой сверху, направленное не на стратегическую перспективу, а на латание постоянных дыр, мешают инициативе местных властей. Коррупция широко распространена как в регионах, так и на уровне центральных органов власти. В коррупцию все чаще вовлекаются не только местные органы власти, но и правоохранительные и судебные органы, которые своим статусом обязаны искоренить это социальное зло. В далекой от юриспруденции сфере, зачастую используя полномочия судебного решения, идет борьба за земельные участки, недвижимость и собственность. В последние годы широкое распространение получила рейдерская деятельность, осуществляемая по стандартным схемам, основанным на недостатках действующего законодательства, опасность которой до сих пор неадекватно воспринимается соответствующими государственными органами, в том числе и теми, которые занимаются регистрацией имущественных и неимущественных прав и надзором за соблюдением законности.

Большое внимание уделяется предложениям по сглаживанию дифференциации в уровнях развития отдельных регионов. Диспропорции в социально-экономическом и культурном развитии, возникшие в процессе централизованного, прежде всего отраслевого, управления экономикой, требуют неотложных существенных изменений в региональной политике. Наличие таких диспропорций затрудняет проведение единой государственной политики социально-экономических реформ и повышает угрозу возникновения кризисных явлений на региональном уровне, что непосредственно ущемляет права и интересы граждан. Отсутствие сбалансированной государственной региональной политики уже привело к значительному ослаблению, зачастую даже фактическому прекращению межрегиональных экономических связей и разрыву эффективного взаимодействия по вертикали "центр-регион". Поэтому главной задачей государства должно стать нахождение рационального баланса между объемом делегированных полномочий на региональном уровне и теми публичными полномочиями и функциями, которые будут осуществляться исключительно центральными органами власти.

По мнению ведущих ученых, главной целью государственной региональной политики в современных условиях должно быть содействие пропорциональному социально-экономическому развитию Украины и ее регионов, которое обеспечит максимальную реализацию их экономического потенциала для улучшения экономических условий и повышения уровня жизни населения до показателей наиболее развитых регионов, соблюдение социальных стандартов, гарантированных государством для граждан независимо от места их проживания.

Очевидно, что для решения этих проблем и обеспечения устойчивого развития экономики страна нуждается в значительных прямых инвестициях, в частности зарубежных, в виде современного оборудования, наукоемких технологий и прав интеллектуальной собственности. Доля иностранных инвестиций в экономику Украины в 2008 году составила всего 2,7% от общего объема инвестиций, что абсолютно недостаточно. Углубляется неравномерность развития регионов и их экономического потенциала и соответствующей структуры иностранных инвестиций, которые, например, в 2008 году в экономику Киева поступило 32% прямых иностранных инвестиций в Украину, а остальная их часть приходится на все остальные регионы страны, где Днепропетровская область является значительно доминирующей, при этом доля многих регионов по этому показателю не превышает 1%. Эксперты ООН относят Украину к 20 наиболее привлекательным странам для прямых инвестиций. Но для их привлечения необходимо создать благоприятный инвестиционный климат и постоянно заботиться о формировании и поддержке положительного делового и политического имиджа страны.

Для иностранного инвестора привлекательным является выгодное географическое положение Украины, разнообразные природные ресурсы, плодородная земля, квалифицированные кадры и высокий научно-технический потенциал. Но наряду с этими преимуществами есть и недостатки, снижающие интерес инвесторов: нестабильность, а в некоторых местах явно лоббистский характер законодательства, отсутствие прозрачной, простой и стабильной налоговой системы, низкий уровень жизни населения, бюрократические препоны в ведении хозяйственной деятельности и выделении земельных участков под строительство, длительный глубокий политический кризис и непредсказуемость государственной политики, произвол и коррупция в деятельности, в первую очередь правоохранительной. Зарубежные эксперты особо подчеркивают высокий уровень коррупции, которая угрожает безопасности государства и приводит к нарушениям принципов демократии и верховенства права.

На основе обобщения результатов обсуждения проблем формирования конкурентоспособной региональной экономики в Украине путем ускоренного перехода к инновационной модели развития, устранения недостатков в налоговом законодательстве, создания позитивного имиджа Украины в зарубежном мире для привлечения инвестиций могут быть предложены следующие рекомендации.

Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, органам местной власти и местного самоуправления:

  1. Для обеспечения стабильного, управляемого и предсказуемого развития экономики Украины и ее регионов, в первую очередь, необходимо кардинально изменить роль государства в системе рыночных отношений на основе новейших моделей экономического регулирования и экономического роста с активным влиянием на возобновление инвестиционной деятельности, формирование инновационных форм конкурентного управления. Немедленно перейти к государственному стратегическому планированию (прогнозированию) развития страны на основе Государственной программы стратегического социально-экономического развития Украины и ее регионов на долгосрочный период (15-25 лет), которая должна быть принята Верховной Радой Украины в соответствии с ее конституционными полномочиями. Такая Программа должна базироваться на новейшей идеологии экономики знаний и инновационного делового мышления, которая обеспечит мощный потенциал для реальной трансформации всех сфер общественной жизни страны и ее регионов, ориентирована на преодоление кризисных явлений и динамичный рост экономики в условиях объективных процессов интеграции экономической системы страны в мировое экономическое пространство и ожидаемого значительного усиления конкурентной борьбы на международных рынках в связи с последующим циклом стабилизации и роста экономики. Данная Программа должна стать методологической основой для разработки среднесрочных пятилетних планов и прогнозов социально-экономического развития Украины, ее отдельных регионов, целевых государственных отраслевых и региональных программ. В свою очередь, на основе таких пятилетних прогнозов социально-экономического развития Украины должен формироваться годовой бюджет страны и ее регионов.
  2. Исходя из того, что главной особенностью конкурентоспособности страны является ее способность генерировать и быстро осваивать научные, технологические, производственные и организационные инновации, актуальной становится разработка и внедрение доктрины экономики знаний, направленной на построение национальной инновационной системы. При построении такой системы необходимо максимально учитывать существующие и еще не утраченные Украиной гуманитарные, геополитические, экономические, научно-технические преимущества - выгодное географическое расположение, высококвалифицированные кадры, высокий уровень научно-технического потенциала и т.д., а также способность создавать и быстро осваивать научно-технические инновации.

Для этого необходимо:

  • В соответствии с Концепцией развития Национальной инновационной системы должна быть безотлагательно разработана и утверждена долгосрочная Стратегическая программа инновационного развития страны на ближайшее десятилетие и последующие 25 лет;
  • разработать и принять специальные законы Украины о венчурной деятельности в инновационной сфере, государственной поддержке развития высоких технологий, кластерной модели экономического развития, инновационной инфраструктуре. Полное создание законодательной базы в сфере экономики знаний путем принятия Инновационного кодекса Украины;
  • Для улучшения организации инновационной деятельности Кабинету Министров Украины и областным государственным администрациям необходимо создать экономические советы, состоящие из высококвалифицированных специалистов и исследователей. Внести в государственный и местные бюджеты "Бюджет инновационного развития", посредством которого должны быть предусмотрены расходы на отдельные бюджетные программы, в частности, на финансирование государственного заказа на инновационную продукцию, финансовую поддержку инфраструктуры инновационной деятельности и др. Источниками "Бюджета инновационного развития" также должны быть средства от приватизации государственного имущества, налог на недвижимость, часть прибыли государственных и муниципальных предприятий, не внедряющих инновации и др;
  • создать Государственный венчурный банк с филиалами в регионах, который будет стимулировать кредитно-финансовую деятельность в инновационной сфере. Он также будет способствовать организации частных инновационных банков и венчурных компаний и введению государственных гарантий и механизмов для стимулирования привлечения сбережений граждан к долгосрочным инвестициям;
  • ускорить реформу налоговой системы, создать налоговую систему, которая бы стимулировала развитие экономики знаний. В частности, она должна предусматривать снижение налога на прибыль в части, которая направляется на инновации, установление налоговых каникул (льгот) для компаний, внедряющих технические инновации, а также налоговые льготы для новых компаний и малых предприятий, работающих в высокотехнологичном секторе потребительского рынка;
  • В экономической политике государства обеспечить значительное расширение рынка "длинных денег", доступных отечественным производителям, рост капитала государственных банков. С этой целью усовершенствовать механизм рефинансирования банков, кредитующих высокотехнологичные отрасли экономики, ввести государственные гарантии по кредитам на развитие нанотехнологий и приоритетных отраслей, разработать инструменты предотвращения излишнего вывоза капитала за рубеж;
  • создание интегрированной многоуровневой государственной системы информационно-консультационного сопровождения инновационной деятельности на всех этапах реализации инноваций (идея - исследования - разработки - реализация). Национальная инновационная информационная сеть (банк данных) должна включать информацию об участниках инновационной деятельности и объектах инновационной инфраструктуры, направлениях новых фундаментальных и прикладных разработок и возможностях их внедрения в производство;
  • активизировать процесс интеграции университетской науки с научно-исследовательским сектором академической и промышленной науки путем создания научно-образовательных комплексов (центров) инновационной направленности, по примеру ведущих университетов Европы и мира.

Для правильной реализации предложений по инновационной политике необходимо формирование и поддержание функционирующей государственной политики:

  • патентные отделы на государственных предприятиях;
  • Отделы трансфера технологий, инноваций и интеллектуальной собственности в центральных органах исполнительной власти;
  • сети региональных инновационных структур - инновационные центры, бизнес-инкубаторы, научные парки на базе ведущих вузов, технополисы, центры трансфера технологий и др;
  • объекты инфраструктуры кадрового обеспечения реализации инновационной политики путем разработки и внедрения в учебные процессы профильных вузов и институтов (центров) повышения квалификации пилотной бизнес-программы обучения в области инновационной деятельности, специализированных курсов и семинаров повышения квалификации и др.

Основным условием реализации программы инновационного развития страны и ее регионов является инвестиционная поддержка.

Для достижения инвестиционной привлекательности экономики регионов и Украины в целом это необходимо:

  • Разработать и реализовать комплекс мер по кардинальному улучшению инвестиционного климата как в стране в целом, так и в каждом регионе, комплексно стимулировать инновационные вложения отечественных предприятий в приоритетные проекты и препятствовать оттоку капитала за рубеж. Основным стимулом в этом направлении должно стать постепенное освобождение от налога на прибыль расходов предприятий на инвестиции в основной капитал;
  • стабилизировать политическую ситуацию в стране, снизить уровень коррупции, решительно остановить корпоративные рейдерские захваты, либерализовать условия для предпринимательства, способствовать развитию фондового рынка, упорядочить и упростить правила и инструкции по лицензированию, разрешительному режиму, налогообложению и репатриации прибыли и др;
  • В инвестиционной политике государства и при совершенствовании законодательства обеспечивать правовые и иные гарантии инвесторам, в том числе иностранным, по адекватной защите своих вложенных средств и прав на объекты инвестирования, гарантировать беспрепятственное использование доходов от инвестиций и стабильную, предсказуемую правовую среду;
  • обеспечить правовую защиту таких финансовых операций, как кредитование инноваций и страхование коммерческих рисков, пересмотреть налоговую систему с точки зрения предоставления налоговых и других фискальных льгот субъектам хозяйствования, которые будут созданы и функционировать в приоритетных, особенно наукоемких, отраслях экономики на начальных этапах своей деятельности;
  • увеличение объема государственных заказов на производство космической, авиационной и морской техники, а также на строительство дорог, транспортных развязок, стадионов, гостиниц, кемпингов, туристической инфраструктуры и др;
  • разработать программу освоения или расширения производства в Украине на уровне мировых образцов компьютерной и высокотехнологичной бытовой техники, которая сегодня преимущественно импортируется;
  • предусмотреть в планах и прогнозах социально-экономического развития страны и регионов мероприятия по созданию объектов региональной инфраструктуры, подготовке целевых инвестиционных проектов для решения актуальных проблем регионального развития с целью привлечения инвестиций и повышения инвестиционной привлекательности регионов, улучшения условий для внедрения передовых инновационных технологий;
  • в каждом регионе разработать программу оперативной реструктуризации убыточных предприятий (более 40% из них в стране) с особым участием государства и бизнеса, а также модернизации неконкурентоспособных производств;
  • разработать комплекс мер по восстановлению экономической базы малых городов и поселков, внедрению механизма поддержки развития депрессивных территорий; предоставить 50-процентную налоговую льготу инвесторам, осуществляющим инвестиции в объекты на таких территориях (по перечню, утвержденному Верховной Радой Украины);
  • на государственном и региональном уровнях формировать и систематически публиковать в средствах массовой информации и сети Интернет информацию о приоритетных объектах инвестирования и потребностях в инвестиционных ресурсах, определять перечень государственных предприятий-банкротов для безвозмездной передачи физическим лицам при условии, что последние инвестируют средства в оздоровление этих предприятий;
  • Возобновить широкое распространение передового управленческого опыта в средствах массовой информации, на радио и телевидении, а также обмен передовым управленческим и деловым опытом, особенно для малого и среднего бизнеса.

4. Для ускорения инновационного развития страны и ее регионов, повышения конкурентоспособности и достижения самодостаточности предлагается, чтобы регионы стали более конкурентоспособными:

  • разработать в каждом регионе, районе, городе программу ускорения развития малого и среднего бизнеса как стратегического направления развития территорий и страны в целом. Основной задачей таких программ должно стать обеспечение стабильных условий для дальнейшего функционирования малого и среднего бизнеса, возрождение малых городов и поселков, привлечение широких слоев населения к предпринимательской деятельности, увеличение количества новых рабочих мест. Для ускорения развития малого бизнеса необходимо усилить финансовую поддержку этого важного сектора региональной экономики, внедрить более эффективные системы финансирования, кредитования и страхования и на этой основе обеспечить увеличение поступлений в местные бюджеты, что положительно скажется на динамике экономического и социального развития регионов;
  • Ускорить упорядочение и совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства. Повысить мотивацию местных органов власти к созданию благоприятного климата для малого бизнеса путем увеличения доли налоговых поступлений, остающихся в местных бюджетах;
  • Обеспечить качественное обновление труда, в частности интеллектуальных, ресурсов, разработать и внедрить систему организационно-образовательных мероприятий, направленных на повышение специального уровня, знаний и навыков участников предпринимательской деятельности, а также на обновление работы профессиональных учебных заведений на современной базе, распределение среди населения правовых и экономических знаний;
  • ускорить разработку Национальной программы кластеризации экономики страны на период до 2025 года, предусмотреть решение важнейших вопросов формирования структур инновационной производственной сети, в частности, меры по их решению:
  • Проанализировать конкурентоспособность продукции, производимой предприятиями области, и на этой основе определить "точки роста" экономики на долгосрочную перспективу, которые станут основой для развития кластеров;
  • социальная экспертиза результатов кластеризации на основе мониторинга формирования и деятельности кластеров;
  • Создание информационно-аналитической системы для обслуживания участников кластерных ассоциаций, мониторинга процесса их развития и распространения положительного опыта;
  • разработка критериев и показателей экономической и социальной результативности деятельности украинских кластерных объединений в государственной статистической отчетности;
  • способствовать формированию в каждом регионе мега-кластеров, обеспечивающих устойчивое развитие инфраструктуры инновационного бизнеса в регионе;
  • создание условий для формирования и развития межрегиональных инноваций, а также трансграничных кластеров в рамках Еврорегионов, в которых участвует Украина;
  • развитие межрегионального и международного сотрудничества украинских кластеров и мега-кластеров с кластерными ассоциациями стран ЕС, ОЧЭС и СНГ;
  • Внедрение в вузах программ подготовки и переподготовки специалистов по созданию и функционированию инновационных сетевых структур (кластеров);
  • стимулирование создания мощных и конкурентоспособных финансово-промышленных корпораций - лидеров национальной экономики: горизонтально и вертикально интегрированных холдингов, способных выступать локомотивами экономического развития страны, а также организации и совершенствования деятельности учреждений, оказывающих финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникационные, юридические и образовательные услуги для обеспечения инновационной деятельности;
  • расширение интеграционных процессов за счет трансграничного сотрудничества с целью повышения конкурентоспособности регионов, обеспечения их устойчивого развития на современной технологической базе и высокого уровня производительности и занятости.

Для решения региональных проблем необходимо содействовать новому этапу административных реформ, связанному с передачей полномочий и управленческих функций центрального правительства на региональный уровень и всесторонним развитием местного самоуправления. В то же время должно быть осуществлено правовое разграничение полномочий и ответственности между отдельными органами власти региона.

Вывод:

Надеемся, что отраженное коллективное мнение академиков-экономистов и практиков будет учтено центральными и местными органами исполнительной власти и представительными органами в практической работе и законотворчестве.