Современная банковская система и проблемы её развития в россии

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 02.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Процесс слияний в современной экономике  
Эволюция теории экономического роста  
Лауреаты нобелевской премии в области экономики  
Рынок труда и формирование заработной платы  


Введение:

Актуальность темы исследования в данной курсовой работе может быть определена тем, что в любой стране, в которой существует рыночная система управления, банковская система является одним из важнейших секторов, состояние которого определяет общую стабильность экономическое развитие государства.

Банковская система наиболее подвержена влиянию определенных негативных явлений на международных финансовых рынках. Проблемы банковской системы, так или иначе, затрагивают реальный сектор экономики. Снижение доступности кредитных ресурсов для производственных предприятий может повлечь за собой не только сокращение долгосрочных инвестиционных проектов этих предприятий, но и привести к остановке текущей деятельности из-за недостаточного оборотного капитала. Снижение кредитования потребительского сектора снижает уровень спроса на товары и услуги в селах, что также крайне негативно влияет на развитие экономики страны. 

Следовательно, банковской системе необходимо уделять много внимания. Действительно, стабильность всей экономики страны напрямую зависит от ее стабильности.

Целью данной курсовой работы является изучение вопросов, связанных с современной банковской системой России, ее основными связями и тенденциями развития. 

Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи: 

  • рассмотреть понятие и особенности банковской системы; 
  • описать структуру банковской системы России; 
  • охарактеризовать Центральный банк как магистральную структуру; 
  • охарактеризовать общее состояние банковской системы Российской Федерации на текущий момент; 
  • проанализировать банковскую систему на 2014-2015 годы; 
  • рассмотреть основные тенденции развития банковской системы России. 

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Теоретические основы банковской системы 

Понятие и особенности банковской системы

«Банк может быть определен как институциональная система, утвержденная законом в установленном порядке, которая является атомным элементом банковской системы в экономике, осуществляющей свою основную деятельность через кредитно-финансовые учреждения и другие хозяйствующие субъекты, направленную на капитализацию величина риска от предоставления услуг и выполнения операций, отраженная в денежном выражении, между финансовыми посредниками в экономике, приоритетность путем приема депозитов и предоставления кредитов сторонним контрагентам и предоставления установленного: списка вспомогательных услуг, а также целевых при максимизации прибыли и оптимизации рисков деятельности посредством безрисковых операций и операций с низким уровнем риска и других методов и инструментов в рамках установленного правового регулирования деятельности, часть из которых может быть описана абсолютными и относительными репрессивно-дискриминантными показателями деятельности "Александр Шеметев. 

Банк (от итальянского бансо - лавка, магазин по обмену валюты), финансовое учреждение, имеющее лицензию на прием депозитов и выдачу кредитов, а также на проведение расчетов между фирмами и проведение операций с ценными бумагами. Существует две версии происхождения термина «банк» в литературе. По словам одного из них, менял деньги сидели в своих «кабинетах» - своего рода палатки на деревянных скамейках. Древнеанглийское слово «банк» означает скамейку. Когда менял пойман менял, злобные клиенты часто ломали скамью. Фраза «bankerotta» - банкрот означает «сломанная скамейка», отсюда и слово «банкротство». 

Первый банк в современном понимании этого термина был создан в 1407 году Банком Генуи. В торговых центрах появились учреждения с особенностями банков - Нидерланды, Германия. После обменников, которые обменяли деньги и приняли их на хранение, возникла профессия банкиров. Первоначально они отличались от обменников тем, что наряду с участием в платежах они начали одалживать деньги. Таким образом, истоки современного банковского дела можно увидеть в деятельности банков в древности и обменных пунктах в средние века. 

Правовое определение коммерческого банка дано в ст. I (Закон о банках). Это можно выявить по следующим признакам: 

  • банк является коммерческим юридическим лицом, т.е. таким организационным образованием. чья деятельность направлена ​​на получение прибыли;
  • банк создается в форме коммерческого общества, то есть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, зависимые и дочерние общественные организационно-правовые формы банка запрещены; 
  • банк является кредитной организацией. те. создан для осуществления банковских операций; 
  • банк действует на основании лицензии. выпущенный Банком России; 
  • банк обладает особой компетенцией. те. он получает прибыль только выполняя определенные операции; 
  • банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

Понятие «система» широко используется современной наукой. Это соотносится с изучением разнообразных природных явлений и общественного развития. Чаще всего слово «система» означает композицию чего-либо. В одном из лучших немецких учебников "Банковское дело" под редакцией проф. Е.П. Бухген отмечает, что банковская система состоит из универсальных и специализированных банков, банка-эмитента. Центральный банк играет ведущую роль - роль банка банков. Однако термины «система» и «банковская система» определяют не только состав банков.

Банковскую систему можно рассматривать как совокупность тез или других разновидностей национальных банков и кредитных учреждений, которые работают в соответствии с рамками и условиями общего валютного механизма. Обычно в банковскую систему включается центральный банк, а также сеть коммерческих банков и кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, а Центральный банк также является ядром резервных систем. Все виды банковских операций осуществляются коммерческими банками. 

В то же время банковская система характеризуется следующими свойствами, особенностями: 

1. Это не случайная разновидность, а случайная совокупность элементов. Он не может механически включать предметы, которые также действуют на рынке, но подчинены другим целям.

2. Он специфичен, выражает свойства, свойственные самому себе, в отличие от других систем, действующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составляющими элементами и отношениями, которые развиваются между ними. 

Практика знает несколько типов банковской системы: 

  • распределение централизованных банковская система; 
  • банковская система рынка; 
  • система переходного периода.

3. Банковская система может быть представлена ​​в целом, как множество частей, подчиненных одному целому. Это означает, что его отдельные части (разные банки) связаны таким образом, что они могут, при необходимости, заменять друг друга. В случае ликвидации одного банка вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В этом случае новые части могут слиться с банковской системой, пополняя специфику целого. 

4. Банковская система не находится в статичном состоянии, напротив, она постоянно находится в динамике. 

5. Банковская система является «закрытой» системой. В полном смысле его нельзя назвать закрытым, поскольку он взаимодействует с внешней средой, с другими системами.

6. Банковская система является «самоорганизующейся», поскольку изменения в экономической среде и политической ситуации неизбежно ведут к «автоматическому» изменению политики банка. 

7. Банковская система действует как управляемая система. Центральный банк, проводящий независимую денежно-кредитную политику, в различных формах подотчетен только парламенту или исполнительной власти. 

Все эти особенности характерны для российской банковской системы. Нормативно-правовая база их деятельности постоянно меняется.

«Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно с ней взаимодействует, представляет собой подсистему более общего образования, которой обслуживает экономическая система. Будучи частью более общей банковской системы, банковская система функционирует в рамках общего и специального банковского законодательства, подчиняется общим правовым нормам общества, ее акты, хотя и выражают особенности банковского сектора, могут, однако, быть введенным в общую систему, как и она сама, только в том случае, если не противоречат общим основам и принципам, выстроить общую систему в целом."

Структура банковской системы Российской Федерации 

Как правило, в странах, придерживающихся курса на систему рыночной экономики, включая Российскую Федерацию, структура банковской системы выглядит следующим образом: 

  • Центральный банк (ЦБ), который также является банком-эмитентом; 
  • Коммерческие банки (КБ). Коммерческими банками могут быть универсальные банки, инвестиционные банки, сберегательные банки, инновационные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредитования, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки. 
  • Небанковские кредитно-финансовые учреждения. Эту категорию представляют инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, трастовые компании.

Эта структура считается двухуровневой. Основными уровнями в нем являются Центральный банк и коммерческие банки.

Центральный (эмитирующий) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет своим капиталом (США, Италия, Швейцария) или частично владеет (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. 

Центральный банк имеет монополию на выпуск банкнот в обращение (эмиссию) - основной компонент денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулирует валютную сферу и валютные отношения. 

Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и предоставляет кассовые и расчетные услуги в государственный бюджет.

Согласно своей позиции в кредитной системе, центральный банк играет роль «банка банков», то есть он хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им кредиты, выступает в качестве «банка». кредитор последней инстанции », организует национальную систему взаимозачета денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты. 

Коммерческие банки являются основным звеном в кредитной системе. Они осуществляют практически все виды банковских операций. Исторически сложившиеся функции коммерческих банков принимают депозиты на текущих счетах, кредитуют промышленные и коммерческие предприятия и проводят расчеты между ними.

Коммерческие банки создаются на акционерной или акционерной основе и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала), по специализации, по территории деятельности, видам деятельности. совершенные операции. Средства коммерческих банков делятся на собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, формируемые за счет прибыли) и заемные (средства на счетах предприятий, их вклады и вклады, вклады граждан). 

Специализированные кредитно-финансовые учреждения: помимо банков, другие финансовые и финансовые учреждения также осуществляют движение средств на рынке: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы.

Но банки как субъекты финансового риска имеют две существенные особенности, которые отличают их от всех других субъектов. 

Во-первых, банки характеризуются двойным обменом долговых обязательств: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, депозитные сертификаты, сберегательные сертификаты), а средства, мобилизованные на этой основе, помещаются в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые работают на финансовом рынке, не выпуская свои собственные долговые обязательства.

Во-вторых, банки отличаются принятием безусловных обязательств с фиксированной суммой задолженности перед юридическими и физическими лицами, например, при размещении средств клиентов на счетах и ​​вкладах, при выпуске депозитных сертификатов. В этом отличие банков от различных инвестиционные фонды, которые мобилизуют ресурсы путем выпуска собственных акций. Обязательства, определяемые суммой долга, несут наибольший риск для посредников (банков), поскольку они должны быть полностью оплачены независимо от ситуации на рынке, а инвестиционная компания (фонд) распределяет все риски, связанные с изменением стоимости ее активы и обязательства среди своих акционеров.

Банк России как базовая структура 

Центральный банк Российской Федерации именуется Банком России. 

Основное звено в банковской системе представлено центральным банком. Банк России является основным звеном банковской системы, обеспечивающим сбалансированность денежного рынка. Банк России также играет роль посредника для правительства при осуществлении заемных и кредитных операций. Центральный банк играет ключевую роль в управлении денежной массой и обменным курсом. Таким образом, Центральный банк несет ответственность за хранение золотовалютных резервов государства. Центральный банк также наделен исключительным правом осуществлять денежную эмиссию.

Центральный банк управляет денежной системой государства, регулирует кредитно-денежное обращение, контролирует и стабилизирует движение национальной валюты, сглаживает колебания уровня деловой активности, занятости и цен, а также стимулирует экономический рост на устойчивой финансовой основе. 

Банк России выступает государственным агентом. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление государственным долгом, обменный курс и денежно-кредитная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основной функцией банка является разработка и проведение денежно-кредитной политики. Это его самая важная функция. 

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

  • Официальная учетная ставка - относительно редко изменяемая ставка Центрального банка, по которой он готов учитывать векселя или предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции; 
  • Обязательные резервы - часть ресурсов банков, депонированная по требованию властей на беспроцентный счет в Центральном банке; 
  • Операции на открытом рынке - операции Центрального банка по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагами с последующей обратной операцией; 
  • Моральное воздействие - рекомендации, заявления, интервью традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политике многих развитых стран;
  • Разумный банковский надзор - различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспечения их безопасности на основе сбора информации, требование соблюдения определенных балансовых коэффициентов; 
  • Контроль над рынком капитала - порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, приоритет выпуска, официальный лимит внешнего заимствования в отношении самофинансирования, квоты на выпуск облигаций и т.д .; 
  • Доступ к рынку - регулирование открытия новых банков, разрешение операций с иностранными банковскими учреждениями; 
  • Специальные депозиты - часть увеличения депозитов или кредитов у ЦБ, снятых на беспроцентных счетах в ЦБ;
  • Количественные ограничения - предельные ставки, ограничения прямого кредитования, периодическое «замораживание» процентных ставок; 
  • Валютные интервенции - покупка и продажа валюты влияют на обменный курс и, следовательно, на спрос и предложение денежной единицы; 
  • Управление государственным долгом. Выпуск государственных облигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому для контроля денежного обращения большое значение имеют масштаб государственного долга, методика его выпуска, форма размещения; 
  • Таргетинг - постановка задач по росту одного или нескольких показателей денежной массы; 
  • Регулирование биржевых и срочных сделок путем установления обязательной маржи;
  • Нормы обязательного инвестирования в государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных учреждений. 

Будучи агентом правительства в налоговых делах, центральный банк консультирует его, управляет некоторыми депозитными счетами и фондами правительства, выпускает и снимает деньги от имени правительства, управляет национальными валютными резервами и действует от имени правительства в правительстве. Международный валютный рынок, является депозитарием золота и управляющим долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, выкупает их).

Банк России помогает правительству определить наилучший момент для выпуска облигаций, их цену, доходность и другие характеристики, которые делают выпуск привлекательным для инвесторов, а также лучшее место для размещения облигаций. Чтобы успешно справиться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов. Несмотря на все усилия быть максимально информированными, банк иногда вынужден принимать решения перед статистикой подтвердить предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, сотрудников финансовых учреждений.

Банк России управляет государственными депозитами (даже если они хранятся в коммерческих банках). Почти все государственные расходы и доходы проходят через центральный банк. Процентные остатки хранятся на коммерческих банковских счетах. Центральный банк также имеет счет для инвестирования государственных доходов в ценные бумаги (обычно самого правительства) и счет, на котором расположены валютные резервы. 

Банк России выпускает деньги и распределяет их среди коммерческих банков, изымает из обращения старые банкноты и изношенные монеты. Новые деньги выдаются коммерческим банкам по заявкам, отражающим их потребности в денежных средствах, посредством дебетовых записей на счетах коммерческих банков в центральном банке.

Другая обязанность центрального банка как агента правительства - контролировать и защищать курс национальной валюты. Банк уполномочен покупать и продавать золото, серебро, иностранную валюту, открывать счета в центральных банках других стран, выступать в роли агента для иностранных центральных банков и депозитария их активов. 

Банк России также выступает в качестве депозитария, хранителя золота, принадлежащего правительству данной страны. Он также может хранить золото, принадлежащее иностранным центральным банкам и другим финансовым учреждениям. Центральный банк покупает и продает золото, используя валютный счет. Золото обычно продается центральным банкам и правительствам других стран, а также международным финансовым институтам, таким как Международный валютный фонд.

Одной из наиболее важных задач центрального банка является управление государственным долгом, то есть целенаправленное изменение той его части, которая представлена ​​непогашенными прямыми и гарантированными облигациями (прямые облигации - это облигации, выпущенные самим правительством, а гарантированные облигации - выпущенные облигации). под гарантию государства государственными корпорациями). Управлять значит определять свойства облигаций, условия их выпуска и размещения.

Этот государственный долг, который быстро растет во многих развитых странах, является совокупным дефицитом бюджета (превышение расходной части бюджета над доходами за все годы). Как финансовый советник правительства, центральный банк должен не только собирать и интерпретировать экономическую информацию, но и ощущать изменения в спросе на ценные бумаги, в притоке средств на рынок ценных бумаг, в уровне интереса и ликвидности в ценных бумагах. рынок, отношение инвесторов к новым релизам.

Чтобы получить полную картину, центральный банк консультируется с коммерческими банками, другими инвесторами и инвестиционными дилерами.

Центральный банк Российской Федерации является высшим уровнем отечественной банковской системы, который наряду с другими функциями прямо и косвенно регулирует кредитные операции и другие операции финансово-кредитных организаций. Для проведения эффективной экономической политики Банк России участвует в разработке законопроектов, касающихся валютного регулирования, кредитования и других вопросов в сфере интересов финансово-кредитной системы. В то же время Министр финансов Российской Федерации и Министр экономики Российской Федерации могут принимать участие в заседаниях Совета директоров Центрального банка Российской Федерации с правом совещательного голоса.

Анализ состояния банковской системы в России 

Общая характеристика состояния банковской системы 

Сложившаяся ситуация, в которой находится банковская система России, предполагает принятие комплексных мер, связанных с ее укреплением, а также способствовать поддержанию финансовой устойчивости российских банков. 

Центральный банк является единственным органом в стране, который несет ответственность за осуществление банковского регулирования и контроля на основании действующего законодательства на территории Российской Федерации. Этот факт можно объяснить одновременным формированием двухуровневой банковской системы и механизма надзора.

Банк России имеет уникальную возможность осуществлять банковский надзор, используя не только административные, но и экономические меры. Проводя эту политику, Центральный банк применяет конструктивный и конструктивный характер своей надзорной деятельности. Конструктивность предполагает, что регулятор применяет в практике регулирования такие инструменты, которые соответствуют его полномочиям, способствуя созданию эффективной и прогрессивной банковской системы в стране. Важно отметить, что эффективность надзора зависит не только от центрального банка, но и от общей экономической политики и ее результатов. 

Наряду с расширением банковской системы наблюдается значительный процент отозванных лицензий у коммерческих банков и применение мер по ликвидации кредитных организаций.

Причиной растущих проблем в банковском секторе является очень низкий уровень банковского менеджмента, который сочетается с общими неблагоприятными экономическими тенденциями. 

Несмотря на то, что динамика результатов деятельности отечественных кредитных организаций является положительной, можно выявить ряд проблем, которые препятствуют развитию банковской системы, а также снижают конкурентоспособность российских банков и других кредитных организаций. Этот факт связан с влиянием ряда факторов, которые включают как внутренние, так и внешние факторы. 

Можно выделить следующие внешние факторы:

  • сохраняющиеся ограничения инвестиционных возможностей российской экономики в целом на фоне ее низкой эффективности, высоких затрат, опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом ВВП и отсутствия в нем структурных преобразований, что приводит к быстрому снижению конкурентоспособности внутренней экономики; 
  • низкий уровень «прозрачности» деятельности российских предприятий и достоверность данных, содержащихся в их отчетах; 
  • высокий уровень кредитных рисков, ограниченный и в основном краткосрочный характер кредитных ресурсов; 
  • недостаточная капитализация российского банковского сектора; 
  • ограниченный доступ к источникам долгосрочного финансирования (включая международные рынки долгового капитала) для большинства негосударственных кредитных организаций;
  • доминирование государственных банков на российском банковском рынке, приводящее к искажению условий конкуренции, что негативно влияет на кредитоспособность частных кредитных организаций; 
  • расширение экспансии крупных отечественных банков на региональные рынки банковских услуг, а также иностранного банковского капитала в Россию; 
  • высокий уровень административных (непрофильных) расходов кредитных организаций; 
  • сохраняющееся несовершенство нормативных актов (несмотря на постоянно вносимые поправки) вызывает недостаточную правовую поддержку банковского надзора и нерешенные ключевые проблемы законодательства о залоге. 

Внутренние факторы включают в себя: 

  • низкий уровень бизнес-планирования;
  • неразвитость системы банковского управления (особенно системы управления рисками) во многих кредитных организациях; 
  • осуществление «непрозрачных» операций, неполный учет и неточная отчетность, искажение информации об эффективности деятельности кредитных организаций; 
  • недостаточный уровень информационной безопасности в деятельности кредитных организаций, в том числе в связи с несистемным внедрением информационных технологий, в том числе удаленных услуг. 

Вышеперечисленные факторы негативно влияют на репутацию кредитных организаций. Они также помогают снизить уровень доверия к ним. Следовательно, наблюдается снижение способности кредитных организаций привлекать инвестиции.

Исходя из оценки структуры банковской системы, можно сказать, что лишь небольшая часть банков является финансово устойчивой.

Внутренние причины финансовых затруднений: 

  1. в неквалифицированном управлении; 
  2. при отсутствии стратегического планирования; 
  3. невозможность грамотно сформировать кредитный портфель и управлять рисками; 
  4. при прямых и косвенных формах давления на банки; 
  5. в мошенничестве со стороны их владельцев и управляющих; 
  6. по «историческим» причинам.

Таким образом, основная масса банков, созданных на базе бывших государственных специализированных банков, унаследовала структуру баланса, обремененную долгами убыточных предприятий, которые без вмешательства государства в форме реструктуризации активов не могут обеспечить их нормальное функционирование. Ситуация в экономике и банковском секторе не позволяет рассчитывать на восстановление банковской системы только путем отзыва лицензий и банкротства слабых банков.

С формальной точки зрения надзорный орган может отказаться от активного вмешательства в процессы, происходящие в банковской системе. Наблюдательная позиция подразумевает ограничение участия надзорного органа в деятельности банков путем мониторинга требований к структуре баланса, а также предоставления финансовой поддержки отдельным банкам на основе «ямочного ремонта». 

В настоящее время главное в России - добиться реализации уже принятых законов, не нарушая работу банковской системы. Опыт зарубежных надзорных органов помогает российской банковской системе формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов в развитых странах.

Повышение уровня банковского регулирования и банковского надзора с целью достижения международных стандартов стало важнейшим направлением деятельности Центрального банка Российской Федерации в стратегии развития банковской системы Российской Федерации в настоящее время. Совершенствование нормативно-правовой базы в области банковского регулирования и банковского надзора в соответствии с международными стандартами играет важную роль для реализации обозначенных целей. 

Центральный банк Российской Федерации, как основной регулятор банковского сектора, должен ужесточить требования, связанные с оценкой рисков, связанных с такими операциями, как: 

  • непрозрачные операции, 
  • операции с аффилированными лицами,
  • сделки, последствиями которых может стать увеличение концентрации любого из существующих видов рисков. 

Также продолжается разработка и внедрение значимых подходов к оценке экономического положения банков с целью выявления проблем в их деятельности на ранних этапах возникновения и своевременного применения дезинфицирующих мер воздействия. 

Таким же образом, разработка подходов к оценке экономического состояния банков будет и впредь выявлять проблемы в их деятельности на ранних этапах появления и своевременного применения тех или иных мер.

Для разработки необходимых условий для развития инфраструктуры страны в сфере банковских услуг планировалось подготовить документы, которые касались регулирования банковской и банковской деятельности, а также небанковских кредитных организаций. 

Для совершенствования практики банковского надзора были выбраны следующие ключевые области: 

  • повышение интенсивности надзора с учетом профиля и уровня возможных рисков, прозрачности проводимых мероприятий и возможного негативного влияния ситуации в банковской сфере и кредитные организации о системной устойчивости национального банковского сектора;
  • осуществление надзорных мер по снижению концентрации рисков, в том числе по отношению к владельцам банковских и кредитных организаций, лицам, связанным с банками и связанными с ними заемщиками; 
  • оценка концептуального совпадения систем корпоративного управления и управления рисками банковских и кредитных организаций с характером и объемом их деятельности, профилем и размером принимаемых рисков с учетом рисков, связанных с внедрением информационных инноваций в банковской и кредитной сферах. организации; 
  • формирование системы оценки устойчивости банковско-кредитных организаций и банковских групп на консолидированной основе; 
  • повышение эффективности и результативности с точки зрения использования корректирующих мер.

С учетом выявленных обстоятельств принимаемые Банком России меры сосредоточены: 

  • на повышении достоверности учета и отчетности банковских и кредитных организаций с учетом вопросов реальной оценки активов, пассивов и капитала; 
  • повысить качество взаимодействия с национальными и международными органами финансового мониторинга, регулирования и надзора.

Для повышения эффективности и действенности проверок, а также нагрузки на банковские и кредитные организации будет продолжена дальнейшая стандартизация ключевых вопросов внедрения современных информационных технологий в процедуры проверок. 

Текущее состояние, в котором находится банковская система Российской Федерации, соответствует состоянию, в котором находится экономика и финансовый сектор в настоящий момент. Банковскую систему России можно охарактеризовать как слабо защищенную от многочисленных системных и других рисков. Этот факт является причиной низкого функционального потенциала.

Национальная банковская система страны в своем развитии переживает этап глобализации, ориентация которой направлена ​​на международные стандарты. Банк России разрабатывает значительное количество документов, которые регулируют и способствуют развитию банковской системы. Несмотря на все, значительные препятствия для развития остаются. Они должны быть минимизированы или устранены. 

Анализ банковской системы за 2014–2015 гг. 

В 2015 г. средние российские банки столкнулись с наибольшими проблемами - у них худшее качество активов, низкая доходность и высокая зависимость от более дорогих источников обязательств.

В то же время очевидно, что три десятка крупнейших банков страны, на долю которых в 2014 году приходилось 85% прибыли банковской системы, имеют все шансы получить прибыль в 2015 году. 

В рамках Банковской конференции Эксперт Северо-Запад пригласил профессионалов отрасли обсудить текущие проблемы в банковском секторе с точки зрения основных макроэкономических тенденций. Особое внимание было уделено сравнению текущего кризиса с кризисом 2008-2009 гг. Подробные презентации о ситуации в банковской системе представил Михаил Матовников, главный аналитик Сбербанка, а также Александр Ивантер, заместитель главного редактора журнала «Эксперт».

Снижение цен на нефть, влияние санкций в связи с возвращением Крыма и ситуацией на Украине, а также увеличение оттока капитала в совокупности привели к значительному ослаблению рубля. В то же время масштаб девальвации превысил уровень, вызванный фундаментальными переменными. Во второй половине 2014 года масштабы девальвации почти удвоились по сравнению с уровнем 2008-2009 годов.

В результате девальвации рубля банковская система, не исключая крупнейших банков, столкнулась с уменьшением достаточности капитала (стандарт H1 - отношение собственных средств банка к сумме его активов, взвешенное по уровню риска; минимальный уровень составляет 10%), приближается к минимальному значению. Благодаря временному смягчению ЦБ, действующему до 1 июля 2015 г. (в целях расчета активов N1 допускается подсчет по курсу на 1 октября 2014 г. - 39,89 руб. / Долл .; ценные бумаги могут быть переведены к инвестиционному портфелю и не отражают убытки), достаточность капитала формально увеличилась, но в действительности она все еще находится на грани того, что допустимо. В результате ряд банков может столкнуться с несостоятельностью.

Вторая угроза - снижение качества кредитного портфеля. Рост доли просроченных кредитов ускорился и будет продолжаться в течение всего 2015 года (помимо ситуации с российскими заемщиками, крупные банки имеют значительную долю риска в Украине). Как и в кризис 2008-2009 гг., Основной рост просроченной задолженности произойдет во второй год кризиса, когда возможности для реструктуризации были исчерпаны. Для многих банков необходимость наращивания резервов может стать серьезным фактором в отношении коэффициента потерь в 2015 году. В этой связи мы также отмечаем, что в соответствии с опытом кризиса 2009 года потери банков-кредиторов увеличились из-за многочисленных злоупотреблений в Ход исполнительного производства.

Третья угроза - снижение рентабельности операций. Из-за увеличения стоимости обязательств из-за увеличения ключевой ставки Центрального банка стоимость заемных средств соответственно увеличилась (как напрямую из кредитов Центрального банка - на их долю приходится до 10% пассивов, так и привлеченные депозиты от юридических и физических лиц). В то же время, по большей части ранее выданных кредитов, ставки являются фиксированными, что является основным источником процентного риска для банков. А рост кредитных ставок по вновь выданным кредитам снижает спрос на финансирование со стороны клиентов.

Недавние потрясения, пережитые банковской системой из-за турбулентности на финансовых рынках, а также частого отзыва лицензий у коммерческих банков, несомненно, снизили степень доверия к банковской системе страны. Несмотря на некоторое улучшение ситуации в связи с тем, что в 2015 году произошел приток клиентских средств в банки, риск их оттока продолжает сохраняться.

Несмотря на полное выполнение Агентством по страхованию вкладов своих обязательств, а также увеличение суммы вклада, который подлежит возмещению при отзыве лицензии, уровень доверия резидентов страны к банковской системе был существенно подорван , Юридические лица, в связи с тем, что не доверяют системе банковского страхования, пытаются перевести свои средства в банки с участием государства. 

Банковская система в декабре-феврале получила убыток в размере 230 миллиардов рублей, или 3% капитала, достигнув рентабельности (и даже с учетом смягчения бухгалтерского учета Центральным банком) только в марте.

Из-за вышеупомянутых факторов банковская система сталкивается со значительными ограничениями роста кредитования. Несмотря на то, что меры поддержки правительства направлены на решение проблем банковской системы - например, 85% антикризисного плана в денежном выражении направлено на поддержку банков и кредитования - проблема доступности кредитных средств остается актуальной. Например, в январе этого года ставки по кредитам для среднего бизнеса превысили 22-25%. В целом спрос на кредиты сократился в два-три раза как со стороны корпоративного сектора, так и со стороны населения.

Кредитный портфель начал сокращаться с начала 2015 года, повторяя опыт 2009 года. Более того, следует отметить, что статистический рост кредитного портфеля в декабре 2014 года - феврале 2015 года во многом определялся переоценкой валютной части кредитный портфель.

В то же время рост процентной ставки является ведущим, но далеко не исчерпывающим фактором. Таким образом, для населения страх потери работы играет очень важную роль, поскольку потенциальные заемщики объективно воспринимают снижение способности платить по кредитам под влиянием падения доходов и роста потребительских цен. Ситуация усугубляется ужесточением стандартов кредитования Центральным банком под влиянием возросших макроэкономических рисков. В корпоративном секторе наблюдается переоценка потребностей банковского финансирования под влиянием снижения спроса на продукцию предприятий, свертывания инвестиционных программ из-за неблагоприятной экономической ситуации.

В результате банки уже начинают снижать ставки и упрощать процедуры предоставления кредитов, но повышенный уровень кредитных рисков делает их более избирательными в подходе к потенциальным заемщикам.

Наиболее уязвимой является группа средних банков, в которую входят кредитные организации из топ-200 в дополнение к тридцатке. Несмотря на то, что крупнейшие банки получают большую часть капитала - в 2014 году на них приходится 85% прибыли системы (а в 2015 году у них есть все шансы получить прибыль, а не убыток), а также 81% от общей суммы. Кредитный портфель средних банков играет свою роль в экономике. Теперь качество их активов объективно хуже, рентабельность ниже, а зависимость от более дорогих источников обязательств высока. Предполагаемый финансовый результат на конец 2015 года для группы средних банков - это потеря 120 миллиардов рублей, или 8,6% капитала. В то же время средние банки не могут рассчитывать на увеличение капитала за счет ОФЗ и ФНБ.

Анализ и оценка финансовых показателей и прогнозируемых результатов крупных, средних и малых российских банков.

В течение 2014 года около 90 кредитных организаций потеряли свои лицензии. В то же время государство потратило больше средств на спасение 12 ошеломляющих банков, чем на выплаты вкладчикам банков, лишенных лицензий. Так, в 2014 году Центральный банк Российской Федерации выделил Агентству по страхованию вкладов 262,2 млрд рублей на реорганизацию 12 банков (не считая 127 млрд рублей, решение о выделении которых для реорганизации Траст-банка было принято в самом конце 2014 года), в то время как ОВД потратило около 164,3 млрд рублей в 2014 году на компенсацию пострадавшим вкладчикам. В ноябре 2014 года глава Центробанка Эльвира Набиуллина объявила о завершении значительной части работ по очистке российского банковского сектора от недобросовестных участников.

Однако анализ, проведенный Михаилом Матовниковым, показывает, что основной причиной банкротства значительной части банков является отнюдь не осознание экономических рисков, а банальный грабеж банка. Результаты опроса банков, в которые была назначена временная администрация в 2014 году, показывают, что в 28 банках были отмечены следующие нарушения, анализ состояния которых был завершен временной администрацией. Стоимость активов в среднем составляла всего 37% пассивов. В 100% случаев наблюдалось изъятие активов, а в 25% были зафиксированы факты сокрытия или потери документов. В двух случаях банки не отражали в балансе фактически привлеченных депозитов, также в двух случаях они превращали обязательства перед юридическими лицами в требования физических лиц.

Так или иначе, отзыв лицензий и банкротство банков негативно влияют на доверие к банковской системе, от которой страдают даже добросовестные игроки.

По словам Михаила Матовникова, банковская система является главной жертвой кризиса, поскольку общие последствия для банков негативны по всем направлениям. Хотя последствия кризиса для экономики, помимо негативного, имеют ярко выраженный положительный эффект (в частности, повышение конкурентоспособности отечественной продукции за счет санкций). Александр Ивантер отмечает, что в более широком смысле население страны в конечном итоге станет «кредитором последней инстанции в этом кризисе» - оно «заплатит» за кризис, снизив уровень жизни. Снижение реальных доходов и потребительских расходов может составить 20-25%, и в конце первого квартала была пройдена только половина пути.

Следует отметить, что если в 2009 году Россия ощутила «прелести» мирового финансового кризиса, поразившего цивилизованный мир, то кризис 2014–2015 годов - явление чисто российское. Поэтому выйти из него - сложная задача как для властей страны, так и для всего банковского сообщества России. 

Тенденции развития банковской системы

В 2015 году основные изменения в российском банковском регулировании будут связаны как с систематической реализацией международных соглашений, в том числе с рекомендациями и стандартами Базельского комитета по банковскому надзору, так и с мерами Банка России, направленными на поддержку банковского сектора страны. в связи со снижением доступности иностранных финансовых рынков и переходом на плавающий курс рубля. В статье рассматриваются наиболее значимые нововведения, которые вступают в силу и планируются к внедрению в текущем году, связанные, в частности, с расчетом капитала, пруденциальных нормативов и резервов на возможные потери по ссудам, а также с требованиями к системам вознаграждений. и внутренние процедуры. оценка достаточности капитала в кредитных организациях.

Негативные изменения в финансовом состоянии российских банков, произошедшие в ноябре-декабре 2014 года, были вызваны реализацией системного риска, вызванного следующими основными факторами: 

  • падением курса национальной валюты по отношению к резервным валютам, что вызвало снижение уровня достаточности капитала в банках со значительными активами в иностранной валюте со сбалансированной открытой валютной позицией; 
  • падение цен на российском фондовом рынке, что привело к убыткам для банков из-за негативной переоценки портфелей ценных бумаг; 
  • отток вкладов населения в рублях и иностранной валюте; 
  • ухудшение кредитного качества заемщиков и рост резервов на возможные потери по кредитам.

Чтобы компенсировать влияние этих факторов и стабилизировать финансовое положение банковского сектора, Банк России предпринял ряд мер, в том числе нормативных. Таким образом, в части расчета обязательных нормативов письмом Банка России от 18 декабря 2014 года № 211-Т предоставлено кредитным организациям право использовать официальный курс рубля, установленный Банком России на 1 октября 2014 года, при расчете пруденциальных показателей. коэффициенты для операций в иностранной валюте до 1 июля 2015 года.

Если банк воспользуется этим правом, все показатели, включенные в знаменатель формулы для расчета коэффициентов достаточности капитала, подлежат пересчету, в то время как показатели капитала и финансового результата кредитной организации, резервов на возможные потери и лимитов открытой валютной позиции не пересчитываются. , Если сумма резерва на возможные потери, определенная по текущему обменному курсу, превышает стоимость актива по обменному курсу на 01.10.2014, такой актив не включается в расчет коэффициента.

Следует отметить, что выдача нового транша по соглашению о кредитной линии, заключенному в 2014 году, будет рассматриваться как сделка, заключенная в 2015 году, и, следовательно, кредитная организация не имеет права использовать этот транш для реализации права, предусмотренного Письмом № 211-T. Кредиты, предоставленные после 1 января 2015 года, также будут рассматриваться как операции, заключенные в 2015 году. В случае завершения операций, заключенных в иностранной валюте, или если по другим причинам кредитная организация не Необходимо рассчитать обязательные коэффициенты по фиксированной ставке, кредитная организация вправе прекратить применение письма № 211-Т.

В то же время Указом Банка России № 3498-У от 18 декабря 2014 года был введен временный мораторий на период до 1 июля 2015 года в отношении признания негативной переоценки портфелей ценных бумаг кредитных и небанковских финансовых организаций с целью уменьшения чувствительность участников рынка к рыночному риску и ограничение влияния негативной переоценки на финансовый результат и капитал.

Кроме того, значительные льготы были предоставлены кредитным организациям до 1 июля 2015 года и в части формирования резервов под кредиты. В частности, письмом Банка России от 18 декабря 2014 г. № 209-Т им предоставлена ​​возможность не ухудшать оценку качества обслуживания долга вне зависимости от оценки финансового положения заемщика. по кредитам, реструктурированным, например, в случае изменения валюты, в которой деноминирован кредит (независимо от изменения срока погашения основного долга и (или) процентов по кредиту, размера процентной ставки).

В соответствии с письмом Банка России № 210-Т от 18 декабря 2014 г. кредитные организации могут принять решение не ухудшать оценку финансового состояния заемщика с целью создания резервов на покрытие убытков, если изменения в финансовом положении вызваны эффект ограничительных экономических и (или) политических мер, введенных иностранными государствами.

С принятием Постановления Банка России № 3496-У от 18 декабря 2014 года период, в течение которого кредитная организация имеет право не увеличивать сумму фактически сформированного резерва по займам заемщикам, финансовое положение и (или ) качество обслуживания долга было увеличено с 1 года до 2 лет, и (или) качество обеспечения кредита ухудшилось из-за чрезвычайной ситуации. Аналогичным образом был увеличен период, в течение которого кредитная организация имеет право не создавать резерв на возможные потери по кредитам для реализации инвестиционных проектов при отсутствии платежей по инвестиционным кредитам или при незначительных суммах таких платежей.

В соответствии с планами Банка России, объявленными еще в 2013 году по реализации международного соглашения Базель III, с 1 января 2015 года коэффициент достаточности капитала (коэффициент N 1,2) для российских банков увеличится с 5,5 до 6%. , Новое значение будет соответствовать уровню капитала первого уровня, установленному в Базеле III. Определенные изменения произойдут и в самой процедуре расчета нормативного капитала. Так, с 1 января 2015 года Постановление № 215-П «О методологии определения размера капитала (капитала) кредитных организаций», а вместе с ним и все нормативные акты, внесшие изменения в настоящий Регламент, станут недействительными.

Постановление Банка России № 395-П от 28 декабря 2012 года «О методологии определения размера капитала (капитала) кредитных организаций (Базель III») предусматривает показатели, которые используются для уменьшения количества источников капитала, расчет которого начинается 1 января 2015 г., а именно в состав основного, дополнительного и дополнительного капитала не включаются средства, полученные в качестве оплаты за акции кредитной организации, если материнская или дочерняя компания кредитной организации или любая дочерняя компания материнская компания кредитной организации предоставила владельцу акций обязательство, связанное с владением акциями в организациях кредитной организации.

В новом году российские банки смогут дополнительно дифференцировать ипотечное кредитование по уровню риска при расчете обязательных коэффициентов путем определения наиболее и наименее рискованных частей своих портфелей жилищных ипотечных кредитов.

Таким образом, в дополнение к существующим 70% -ным коэффициентам для ипотечных кредитов с пониженным уровнем риска и 100% для других ипотечных кредитов вводятся два новых весовых коэффициента риска: 50% - для ипотеки с низким уровнем риска, в которой сумма основного долга не превышает 50 млн. рублей, отношение основной суммы кредита к текущей справедливой стоимости обеспечения на дату предоставления кредита (показатель LTV) не более 50%; соотношение совокупного годового дохода заемщика и совокупной годовой суммы платежей по основному долгу и процентам на дату предоставления кредита не превышает 2,5; 150% для ипотеки с высоким риском с LTV более 90%.

Введение более высокого весового коэффициента направлено на снижение риска возникновения пузыря на рынке жилой недвижимости. В то же время для ипотечных кредитов первоклассным заемщикам с высокой степенью кредитоспособности будет применяться половина коэффициента риска по сравнению со стандартным, что поможет снизить процентные ставки по таким кредитам.

С 1 декабря 2015 года для рублевых кредитов российским экспортерам вступит в силу пониженный весовой коэффициент риска, равный 50%, при наличии договора страхования EXIAR (Агентство по страхованию экспорта России), которое должно способствовать развитию кредитования экспортно-ориентированные проекты. С 1 января 2015 года изменения также будут влиять на методы расчета коэффициентов ликвидности. Так, в отношении стандартов мгновенной (N2), текущей (N3) и долгосрочной ликвидности банка (N4) при расчете минимального стабильного остатка средств клиентов банка, исключенных из обязательств банка по требованию.

В срочном порядке предусмотрены следующие корректировки: 

  • исключается понижающий коэффициент 0,5, при котором устойчивый баланс включается в расчет коэффициентов ликвидности;
  • расчетный период, используемый в методике, сокращен с 18 до 12 месяцев; 
  • значение остатка на счете клиента, включенного в расчет стабильного остатка, увеличивается с 0,1 до 1% от среднего общего остатка средств клиентов за расчетный период; 
  • включены в расчет остатков стабильных остатков на корреспондентских счетах банков. 

В Постановление Банка России № 3497-У от 18 декабря 2014 года внесены изменения в порядок расчета коэффициента N3, предусматривающие возможность временного (на срок до 1 января 2016 года) включения инвестиций в необремененные облигации, в том числе по ликвидным активам превращаются в ликвидные активы в ломбардный список Банка России и классифицируются как «удерживаемые до погашения» независимо от периода, оставшегося до погашения.

В 2015 году вступает в силу регулирование систем оплаты труда в кредитных организациях, которое применяется к работникам, которые рискуют. Оценка систем оплаты труда будет проводиться в соответствии с Инструкцией Банка России от 17 июня 2014 года № 154-I «О порядке оценки системы оплаты труда в кредитной организации и порядке отправки в кредит». учреждение приказа об устранении нарушений в своей системе оплаты труда », ежегодно, начиная с октября 2015 года. С принятием настоящей Инструкции в системе банковского регулирования и надзора осуществляется внедрение принципов и стандартов СФС в области выплат вознаграждений, которые с 2009 был неотъемлемой частью второго столпа Базеля II, был завершен.

В целях повышения заинтересованности работников, которые рискуют, для обеспечения стабильной деятельности кредитных организаций в долгосрочной перспективе, предусматривается, что значительная часть вознаграждения, выплачиваемого этим работникам, должна быть в нефиксированной форме. 

Следует отметить, что эта часть выплат должна корректироваться с учетом результатов деятельности и рисков, принимаемых кредитной организацией в результате решений этих сотрудников, в том числе путем отсрочки не менее 40% нефиксированной части заработной платы. с возможностью уменьшения или полной отмены платежей по отложенной части.

Инструкция № 154-I позволяет Банку России требовать от кредитных организаций устранения недостатков в их системах вознаграждения в случае, если они окажутся несовместимыми с принимаемыми рисками, а также с характером и масштабами деятельности кредитной организации. 

Первая оценка будет проведена Банком России по состоянию на 1 октября 2015 года. В связи с началом оценки систем оплаты труда в кредитных организациях также планируется внести соответствующие изменения в порядок расчета материального стимулирования. индикатор риска (PS7) и его включение в расчет показателя качества управления банком в рамках Постановления Банка России № 2005-У от 30 апреля 2008 года «Об оценке экономического положения банков».

Ограничения на общую стоимость потребительских кредитов (займов) основаны на средней рыночной стоимости, рассчитанной Банком России. 

В 2014 году Банк России получил право рассчитывать и публиковать эту информацию на ежеквартальном веб-сайте не позднее, чем за 45 календарных дней до начала квартала, в котором средняя рыночная стоимость общей стоимости потребительского кредита (займа) составляет применяется при заключении договора. Впервые опубликовано 14 ноября 2014 года в специально созданном разделе сайта Банка России в сети Интернет средние рыночные значения общей стоимости потребительских кредитов (займов), выданных кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, а также а также кредит, в том числе сельское хозяйство, кооперативы и ломбарды в сентябре 2014 года ...

На основании этих данных Банк России с учетом ограничений, установленных федеральным законом (средняя рыночная полная стоимость потребительского кредита плюс треть), рассчитал предельные значения полной стоимости потребительских кредитов (займов) , которые должны были применяться с 1 января по 31 марта 2015 года. С повышением Банком России ключевой ставки до 17% годовых с 16 декабря 2014 года было принято решение временно не применять это ограничение для период с 1 января по 30 июня 2015 года. Изменены требования к формированию кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

С 1 января 2015 года внесены изменения в Положение Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по кредитам, займам и эквивалентной задолженности», касающихся резервов по кредитам заемщикам, вступают в силу в полном объеме. тех, кто не осуществляет реальную деятельность, по кредитам с отсутствующими или незначительными платежами, а также по кредитам, выданным не на рыночных условиях. Таким образом, введено требование для классификации ссуд, предоставленных юридическим лицам, которые не осуществляют реальную деятельность или не осуществляют такую ​​деятельность в незначительных суммах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуд (совокупность ссуд, предоставленных этому заемщику), не выше, чем в III категории качества с предполагаемым запасом не менее 50%.

Что касается ссуд, фактические платежи по которым в течение предыдущего года отсутствуют или не превышают минимальную сумму, установленную Правилами № 254-П, резерв, сформированный после уменьшения суммы залога, будет увеличиваться в зависимости от срока действия отсутствие платежей: через 2 года - не менее 10% долга; через 3 года - не менее 25% долга; через 4 года - не менее 50% долга; через 5 лет - не менее 75% долга.

В соответствии с Правилами № 254-П кредиты, предоставленные лицам, связанным с кредитной организацией (за исключением кредитных организаций), в размере, превышающем 0,1% капитала кредитной организации, выдаются не на рыночных условиях (без учета порядок определения среднего процента в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации), а также кредиты, предоставляемые на условиях, отличных от любых других условий кредитования, определенных внутренними документами кредитной организации, классифицируются не выше, чем в категория качества II с суммой расчетного запаса не менее 10%. 

В дополнение к текущим требованиям, с 1 апреля 2015 года кредитные учреждения должны будут ежеквартально раскрывать следующую информацию:

  • информация об индикаторе финансового рычага в соответствии с Базелем III, в то время как требования к раскрытию введены из отчетности за 1 квартал 2015 года. В этой связи уместно напомнить, что Базельский комитет планирует установить минимальное значение этого показателя. показатель в 2017 году и ввести его в качестве еще одного требования к достаточности капитала с 2018 года; 
  • информация об операциях по уступке денежных требований ипотечным агентам или специализированным компаниям, в том числе по ипотечным кредитам в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» от 1 июля 2015 года.

Коэффициент краткосрочной ликвидности Банк России принял решение отложить введение коэффициента краткосрочной ликвидности в качестве стандарта до 1 июля 2015 года, который в настоящее время рассчитывается в соответствии с Положением Банка России № 421-П от 30 мая, 2014 «О порядке расчета коэффициента краткосрочной ликвидности (Базель III)».

Предполагается, что на первом этапе крупнейшие российские банки, стабильность которых имеет системное значение, должны будут соответствовать новым требованиям. В настоящее время проводится мониторинг расчета этого показателя банками с активами не менее 50 млрд. рублей и (или) сумма привлеченных средств от физических лиц не менее 10 млрд. рублей, по результатам которой будут приняты последующие решения относительно сроков реализации и круга банков. В то же время будут внесены изменения в требования к раскрытию информации кредитными организациями, а также будут разработаны новые разделы опубликованных форм отчетности с точки зрения раскрытия среднего значения показателя краткосрочной ликвидности и основных компонентов его расчета, а также с точки зрения раскрытия качественной информации об уровне риска ликвидности и о том, как кредитные организации управляют этим риском. 

Банк России планирует ввести требования к системам управления рисками и капиталом в кредитных организациях, рекомендованные Базельским комитетом по банковскому надзору в рамках второго компонента «Процесс надзора» Базеля II. Новые требования являются развитием существующих рекомендаций Банка России, содержащихся в письме № 96-Т от 29 июня 2011 г. «О методических рекомендациях по организации внутренних процедур оценки достаточности капитала кредитными организациями», и учитывают опыт их применения кредитными организациями. В соответствии с новыми требованиями кредитные учреждения и банковские группы должны будут управлять своими рисками и капиталом путем внедрения внутренних процедур оценки достаточности капитала (ICAAP).

ICAAP нацелены на всестороннюю оценку значительных и потенциальных рисков и обеспечение достаточности капитала для их покрытия на постоянной основе. Введенные требования охватывают организацию оценки достаточности капитала и управление отдельными видами рисков, принимаемых кредитной организацией, в том числе на консолидированной основе, а также внутренние документы кредитной организации, разработанные в рамках ICAAP.

В связи с изменением международной ситуации в 2014 году и ограничением доступа российских компаний и банков к заимствованиям на международных финансовых рынках крупные корпоративные заемщики столкнулись с проблемой рефинансирования существующего долга, в основном внутри страны. Это означает значительное увеличение спроса на кредитование, которое такие заемщики стали представлять российским банкам. В этих условиях было принято законодательное решение отложить вступление в силу новой редакции статьи 64, а также статьи 641 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации». Федерация (Банк России) »установила новые подходы к ограничению рисков концентрации кредитования связанных заемщиков и лиц, связанных с кредитной организацией.

Новые правовые критерии для объединения заемщиков в группу с учетом МСФО, а также экономические критерии в соответствии с нормами ст. 64 с целью расчета стандарта для максимального риска для одного заемщика или группы связанных заемщиков (стандарт N6) будет установлен с 1 января 2016 года. Была также предоставлена ​​отсрочка на один год в связи с введением N25 норма, которая устанавливает максимальную подверженность лицу, связанному с банком (группа лиц, связанных с банком). Коэффициент N25 будет рассчитан как для группы лиц, связанных с банком, так и для отдельных лиц, связанных с банком, которые не будут объединены в группу лиц, связанных с банком.

В соответствии со ст. 641 Федерального закона № 86-ФЗ, при расчете нормы N25 в отношении лиц, связанных с банком (группа лиц, связанных с банком), также учитываются требования к лицам, принадлежащим к их группе лиц, а Понятие группы лиц используется в значении, определенном Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Расчет коэффициента N25 будет осуществляться в соответствии с методологией расчета коэффициента N6, и, соответственно, при расчете коэффициента N25 претензии к лицам, связанным с банком, не будут включать претензии к кредитным организациям и членам банковской системы. группа, в которую входит банк-кредитор.

В течение 2015 года Банк России примет положения о признаках возможного присоединения лица (лиц) к кредитной организации. Признаки возможной связанности будут использоваться Комитетом банковского надзора Банка России при принятии обоснованного решения о признании лица связанным с кредитной организацией или включенным в группу лиц, связанных с кредитной организацией, для целей расчета Соотношение N25. При разработке этих положений будут учтены основные замечания и предложения банковского сообщества, полученные Банком России после обсуждения этих проектов документов в 2014 году.

В течение 2015 года Банк России планирует установить порядок раскрытия финансовой отчетности в соответствии с МСФО для широкого круга пользователей кредитными организациями, не входящими в банковскую группу, а также порядок их представления в Банк России, в том числе в электронная форма. Установленный порядок аналогичен порядку раскрытия годовой (промежуточной) консолидированной финансовой отчетности банковскими группами. Что касается дальнейшего развития регулирования деятельности банковских холдингов, будет уточнен порядок направления в Банк России головными организациями банковских холдингов уведомлений о создании банковской холдинговой компании.

Кроме того, будет установлен порядок уведомления Банка России о создании управляющей компании банковского холдинга и предоставленных ему полномочиях, а также порядок представления отчетов банковских холдингов в Банк России в виде электронных сообщений. 

Заключение 

В завершение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Банковскую систему можно рассматривать как совокупность тех или других разновидностей национальных банков и кредитных учреждений, которые работают в соответствии с рамками и условиями общего валютного механизма. Обычно в банковскую систему включается центральный банк, а также сеть коммерческих банков и кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, а Центральный банк также является ядром резервных систем. Все виды банковских операций осуществляются коммерческими банками. 

Как правило, в странах, придерживающихся курса на систему рыночной экономики, включая Российскую Федерацию, структура банковской системы выглядит следующим образом: 

  • Центральный банк (ЦБ), который также является банком-эмитентом;
  • Коммерческие банки (КБ). Коммерческими банками могут быть универсальные банки, инвестиционные банки, сберегательные банки, инновационные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредитования, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки;
  • Небанковские кредитно-финансовые учреждения. Эту категорию представляют инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, трастовые компании.

Эта структура считается двухуровневой. Основными уровнями в нем являются Центральный банк и коммерческие банки.

Основное звено в банковской системе представлено центральным банком. Банк России является основным звеном банковской системы, обеспечивающим сбалансированность денежного рынка. Банк России также играет роль посредника для правительства при осуществлении заемных и кредитных операций. Центральный банк играет ключевую роль в управлении денежной массой и обменным курсом. Таким образом, Центральный банк несет ответственность за хранение золотовалютных резервов государства. Центральный банк также наделен исключительным правом осуществлять денежную эмиссию.

Центральный банк управляет денежной системой государства, регулирует кредитно-денежное обращение, контролирует и стабилизирует движение национальной валюты, сглаживает колебания уровня деловой активности, занятости и цен, а также стимулирует экономический рост на устойчивой финансовой основе. 

Текущее состояние, в котором находится банковская система Российской Федерации, соответствует состоянию, в котором находится экономика и финансовый сектор в настоящий момент. Банковскую систему России можно охарактеризовать как слабо защищенную от многочисленных системных и других рисков. Этот факт является причиной низкого функционального потенциала.

Национальная банковская система страны в своем развитии переживает этап глобализации, ориентация которой направлена ​​на международные стандарты. Банк России разрабатывает значительное количество документов, которые регулируют и способствуют развитию банковской системы. Несмотря на все, значительные препятствия для развития остаются. Они должны быть минимизированы или устранены. 

Недавние потрясения, пережитые банковской системой из-за турбулентности на финансовых рынках, а также частого отзыва лицензий у коммерческих банков, несомненно, снизили степень доверия к банковской системе страны. Несмотря на некоторое улучшение ситуации в связи с тем, что в 2015 году произошел приток клиентских средств в банки, риск их оттока продолжает сохраняться.

Несмотря на полное выполнение Агентством по страхованию вкладов своих обязательств, а также увеличение суммы вклада, который подлежит возмещению при отзыве лицензии, уровень доверия резидентов страны к банковской системе был существенно подорван. Юридические лица, в связи с тем, что не доверяют системе банковского страхования, пытаются перевести свои средства в банки с участием государства.

Тенденции развития банковской системы России по-прежнему основаны на принципе приведения банковской отчетности и общей системы банковских и других кредитно-финансовых учреждений в соответствие с международными стандартами. 

Тем не менее, недавние события, связанные с волатильностью курса национальной валюты, а также с отсутствием у местных банков возможности получать финансирование из-за рубежа, оказывают значительное влияние на политику регулятора в отношении развития банковской системы страны.