Совершенствование системы прав человека в условиях перехода к рынку, политических и административных реформ

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Правовой статус личности в условиях формирования правового государства
Особенности прав и свобод личности как главная функция правового государства
Роль юридической ответственности в укреплении законности и правопорядка в условиях формирования правового государства
Принципы законности и их реализация в условиях формирования российского правового государства


Введение:

Концепция прав человека возникла в Афинах и Риме в VI-V веках. До н.э., где впервые возникли идеи демократии и гражданства. Каждый новый этап исторического развития расширял сферу прав человека, распространял их на более широкий круг предметов. Несмотря на постоянное внимание к правам человека на протяжении многих веков развития общества, проблема прав человека приобрела особую актуальность в последнее десятилетие двадцатого века. Это связано с изменением позиций большинства государств мира по вопросу соблюдения и защиты прав человека. По мере распространения процессов демократизации все больше стран заявляют о своем признании универсальных прав и свобод человека, принимают меры для обеспечения реального осуществления этих прав во всех сферах общественной жизни. В значительной степени растущая актуальность проблемы прав человека в двадцатом веке обусловлена ​​распадом колониальной системы, радикальными политическими изменениями, произошедшими в бывших социалистических странах, увеличением разрыва в уровне обеспечения социально-экономических прав человека между развитыми и развивающимися странами, углубление противоречий в мировом сообществе в целом. Чрезвычайно важный аспект понимания прав человека выражен в работе А.Д. Сахарова «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968). Это идея, что в наше время, в эпоху смертоносного оружия и глобальных проблем, права человека становятся единственным средством выживания человека. Поэтому права человека являются основой для возможности выбора мирного будущего, исключая возможность самоуничтожения человечества. Выживание человечества предполагает совместное решение таких глобальных проблем, как разоружение, предотвращение ядерной войны, ликвидация голода и различных заболеваний, улучшение окружающей среды и т. д. Совместное решение перечисленных проблем возможно только при наличии доверия между народы и государства, и одной из предпосылок доверия является уважение прав человека. Отсутствие внимания к одной проблеме неизбежно замедляет решение другой. Другая проблема прав человека неразрывно связана с еще одной не менее важной проблемой двадцатого века - демократизацией политических режимов власти. Борьба за права в значительной степени способствовала падению многочисленных диктатур, тоталитарных и авторитарных режимов, особенно в Европе и Латинской Америке. Тем не менее борьба между демократией и ее антиподами далека от завершения, в том числе в странах СНГ. Наоборот, оно может даже ухудшиться.

В нашей республике тема прав человека приобретает особую остроту в связи с идеей присоединения Беларуси к Совету Европы, первой региональной организации, которая основывала свою работу на заботе о соблюдении прав человека. В организацию входят только те страны, где соблюдение прав человека стало нормой, и те, кто нарушает эти права, исключены. Беларусь еще не принята в Совет Европы, потому что некоторые в этой организации считают, что права человека в нашей республике соблюдаются не полностью.

В представленной работе раскрытие темы «Теория прав человека» является целью, для достижения которой мы ставим перед собой следующие задачи:

  • Проанализировать концепцию прав человека;
  • Учитывать права и свободы человека и гражданина, а также юридические обязательства;
  • Выяснить гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина;
  • Проследить историю международной защиты прав человека;
  • Рассмотреть, как права, свободы и обязанности человека отражены в Конституции и национальном законодательстве Республики Беларусь.

Права человека являются основополагающим элементом права как системы, которая диктует надлежащий методологический подход к изучению данной темы.

Мы используем следующие методы:

  • Исторический, позволяющий проследить процесс возникновения и дальнейшего развития изучаемого предмета;
  • Общефилософский диалектический метод изучения явлений в их взаимосвязи;
  • Общенаучные методы, такие как анализ и синтез;
  • Надлежащие теоретические и правовые методы, в частности формально-логический метод, предназначены для анализа формализованных правовых явлений.

В связи с этим можно согласиться с А.Ф. Черданцевым: «Методологической основой конкретного научного исследования является, как правило, очень сложный« пучок »различных методов и приемов, направленных на максимально полное, всестороннее освещение исследуемого объекта. По этим причинам методы классифицируются как общенаучные, частные научные или специальные, относительного, условного характера».

Представленная работа основана на законодательстве Республики Беларусь, международном законодательстве, учебниках, авторских работах, освещающих вопросы теории права, в том числе теории прав человека. Давайте сделаем краткий обзор использованной литературы.

В образовательном комплексе И.В. Вегерс «Права человека» изложил теоретические основы дисциплины. Особенностью данной работы является приведение автора в единую, логически структурированную систему того огромного количества материала по дисциплине «Права человека», который представлен в многочисленных международно-правовых и национальных источниках права, учебниках, монографиях, статьях, практических пособия, материалы конференций и т. д. 

A.B. Венгеров в «Теории государства и права» уделяет основное внимание естественному и случайному в праве, базовым правовым системам, другим существенным характеристикам права в целом как социального института.

Основы теоретического курса в учебнике Г.И. Иванова: права человека как ценность мировой цивилизации, истоки современной концепции прав человека, международная защита прав человека. Права социальных групп, проблемы верховенства права рассматриваются подробно. Приложение содержит международные документы по развитию прав человека, акты ООН, документы Совета Европы, Европейского Союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), тексты других документов по правам человека, в том числе нормативные акты Российской Федерации и Республики Беларусь.

В учебнике "Права человека" И.И. Котляр считает права человека феноменом мировой цивилизации. Экскурсия в историю идей и представлений о правах человека. Автор раскрывает современную структуру прав человека, акцентирует внимание на особенностях прав человека на рубеже XXI века. Автор знакомит с международной защитой прав человека, объясняет роль гражданского общества и верховенства закона в защите прав человека, дает знания о правах социальных сообществ и правах человека в Республике Беларусь. Представляют интерес выдержки из выступлений видных деятелей, ученых-специалистов в области прав человека, собранные автором в приложении к пособию.

В ходе лекций «Общая теория государства и права» под редакцией А.Ф. Вишневского рассматриваются теоретические проблемы происхождения государства и права, взаимосвязи государства и права, права и права, правового статуса личности. Изложенный теоретический материал основан на законодательстве Республики Беларусь. Основные понятия представлены в логических схемах, облегчающих восприятие и систематизацию материала.

В учебнике "Общая теория права" С.Г. Дробязко и В.С. Козлов подробно описывает возникновение и развитие учения о сущности права и государства. Для нашей работы интерес представляет детальное изучение авторами взаимосвязи между законом и личностью, концепции правового статуса личности, условий формирования правового государства.

Коллектив авторов учебника для вузов «Права человека» раскрывает исторические этапы становления системы прав и свобод человека, разрабатывает механизмы их защиты, сравнивает отечественный и зарубежный опыт в этой области. Большое внимание уделяется проблеме правового статуса человека и гражданина, структуре прав человека, их взаимодействию с законом, политикой и моралью, взаимодополняемости внутренних и международных форм их обеспечения и защиты.

Учебник «Права человека» призван дать общее представление о правах человека, стать основой для их практического применения.

В учебнике «Права человека» раскрыта сущность основных понятий курса, современные международные и национальные механизмы защиты прав человека.

В учебнике «Теория государства и права» заслуженный деятель науки РФ, профессор А.Ф. Черданцев. такие вопросы, как различие между наукой и идеологией, законные права и законные свободы, право и справедливость, отношения между государством, законом и религией. Приложение содержит наиболее распространенные выражения на латыни - терминология, взятая из римского права.

Понятие прав человека

Возникшая в древние времена идея всеобщего равенства людей и в то же время идея прав человека как личности не была реализована и в средние века, но не была забыта и продолжала развиваться с разных позиций. в разных формах и направлениях: в трудах религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в трудах средневековых философов, юристов и т. д.

В истории Беларуси был период, когда на ее территории действовали законодательные акты, превосходящие по своему уровню правовые акты всех европейских государств. Это было время, когда белорусские земли находились в Великом княжестве Литовском (конец XIII-XVI веков). Расцвет правовой мысли наступил в 16 веке, когда в Великом княжестве Литовском были разработаны кодексы законов, которые во многом опередили свое время. Это были литовские статуты 1529, 1566, 1588 гг., Которые оставили глубокий след в правовой мысли того времени и оказали заметное влияние на кодификацию права в российском государстве. Устав содержал много прогрессивных положений. Они (особенно Статут 1588 г.) характеризовались ярко выраженной гуманистической ориентацией. Устав 1588 года, как более содержательный и совершенный, пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси до 30-х годов XIX века.

Рождение понятия «права человека» совпало и слилось воедино с появлением, точнее, с возрождением так называемого «естественного» права, из которого вытекает общепринятый принцип «вечности и неприкосновенности» прав человека стебли. Естественное право - это совокупность прав и свобод, определяемых человеческой природой: право на свободу, на общение с другими людьми, такими как они, на продолжение гонки, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, на защиту своей жизни и здоровья путем общество и государство. Естественное право - это набор идеальных, глубоко моральных и очень справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до образования государства и может существовать отдельно от него.

Первым юридическим документом, в котором наиболее полно изложены наиболее важные права и свободы человека, была Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года. С этого документа Соединенные Штаты начинают свою историю. В Европе первым правовым документом, включающим права человека, была Декларация прав человека и гражданина 1789 года, принятая в начале Французской революции. Декларация, основанная на теории естественного права, определила роль государства в обеспечении гарантий прав человека: в статье 12 говорится: «Государственная власть необходима для обеспечения прав человека и гражданских прав; она создается в интересах всех, а не для личная выгода тех, кому это поручено ». В статье 16 установлены важнейшие принципы верховенства права: обеспечение гарантий прав и разделения властей:« общество, в котором права не гарантированы и не существует разделения властей, не имеет Конституция".

Новый этап в развитии прав человека связан с деятельностью ООН и принятием международных документов, закрепляющих права человека. Декларация прав человека 1948 года изменила ранее существовавшие отношения между человеком и государством. «Человек перестал быть просто послушным субъектом умышленного правителя, он стал человеком, который существует в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и религии, право на справедливое судебное разбирательство, а также право на эффективные средства защиты этих прав и свобод".

В теории прав человека три поколения. Первое поколение связано с Декларацией прав человека и гражданина 1789 года, принятой во время Французской революции. Содержащиеся в ней положения были предпосылкой для дальнейшей разработки законодательства о правах человека и в конечном итоге были приняты всеми конституциями современного мира. демократические государства, в том числе Конституция Республики Беларусь, а также международно-правовые акты о правах человека. Права человека первого поколения обычно группируются на политические, гражданские и личные (право на участие каждого гражданина в правительстве, право на равенство перед законом, право на свободу мысли, безопасность и т. д.).

Юристы связывают второе поколение прав человека с расширением прав личности, возникших под влиянием социалистических идей и движений (право на труд, право на отдых, право на образование, право на социальное обеспечение, право на медицинское обслуживание). уход, право на охрану материнства и детства и т. д.).

Третье поколение прав проявляется в юридической консолидации тех прав, которые выражаются в праве народов на мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь и т. д., Которые связаны с послевоенным движением за мир и национально-освободительное движение бывших колоний, что отражено в национальном законодательстве, особенно в международных правовых актах. Третье поколение прав человека связано не только с их юридической консолидацией на международном уровне, но и с созданием механизма их реализации. В области прав человека общепризнанный принцип мирового сообщества является приоритетом международного права по отношению к внутреннему праву.

Концепция прав человека исходит из того, что, с одной стороны, права человека являются объективными принципами, на которых основаны правовая система и государственное устройство в целом. Они в положительном смысле определяют основные направления деятельности государства и его органов и ограничивают влияние государства на общественные процессы. С другой стороны, это субъективные права личности. Это означает, что каждый человек является субъектом комплекса прав, принадлежащих ей, и она решает, как их использовать. В то же время каждый имеет право требовать от государства защиты своих прав.

Принципы обеспечения прав человека как морально-правовая основа их реализации сводятся к следующему:

  • Принцип универсальности, неделимости, взаимосвязи и взаимозависимости всех прав человека;
  • Принцип универсальности прав требует, чтобы к правам человека относились глобально, с одинаковым подходом и вниманием, избегая различного понимания и толкования прав и свобод человека в разных государствах из-за национальной и религиозной специфики. «Ни один человек не может быть лишен одного основного права (на жизнь, здоровье, уважение, предотвращение пыток и т. д.) - как в обычных обстоятельствах, так и в условиях вооруженного конфликта, а также когда объявляется чрезвычайное положение.
  • Принцип неделимости взаимосвязи и взаимозависимости прав подразумевает поощрение и защиту всех прав человека и основных свобод, не разделяя их, разделяя их на первичные и вторичные. «Неделимость прав означает, что нарушение свобод в одном месте оскорбляет совесть всех людей на планете; проблема прав человека становится предметом все более пристального внимания и реагирования на различных уровнях.
  • Принцип неразрывной связи прав человека и демократии, как формы организации власти, которая наилучшим образом отвечает интересам человека;
  • Принцип неразрывной связи между правами человека и демократией предполагает взаимосвязь и взаимное укрепление. Только в условиях широкой демократии права и свободы граждан могут быть реализованы. В то же время установление прав и свобод человека в обществе укрепляет демократию и увеличивает число ее сторонников.
  • Принцип полного равенства женщин в политической, гражданской, экономической и общественной жизни;
  • Принцип полного равенства женщин подразумевает необходимость положить конец неравенству в отношении положения женщин в обществе на протяжении тысячелетий, положить конец насилию по признаку пола, всем формам сексуальной эксплуатации и торговли женщинами.
  • Принцип особой защиты прав детей;
  • Принцип специальной защиты прав детей стал общепризнанным в последние десятилетия, чему способствовало принятие Конвенции 1989 года о правах ребенка. Ребенок нуждается в особом внимании и защите из-за своей физической и психической незрелости не только со стороны родителей, но и со стороны государства. В наши дни они часто повторяют уже ставшее обыденным выражение: степень развития общества определяется его отношением к детям.
  • Принцип недискриминации и равного пользования всеми правами человека и основными свободами инвалидов.
  • Принцип недискриминации и равного осуществления всех прав и свобод инвалидов стал особенно актуальным в последнее время. Инвалиды или, вернее, инвалиды, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляют 10% населения. Основная проблема этих людей: включение в активную трудовую, общественную, культурную жизнь общества, что должно быть обеспечено законодательными мерами.

Признание универсальности и универсальности прав и свобод нашло отражение в документах Международной конференции по правам человека (1993 г.), в которой однозначно определено, что все права человека универсальны, неделимы, взаимосвязаны и взаимозависимы.

По нашему мнению, также законно выделить следующие принципы, касающиеся прав человека:

Принцип гуманизма

Суть гуманизма заключается в том, чтобы заботиться о человеке, признавать его как личность, его право на свободу, счастье, неприкосновенность и проявление его способностей. Основной формой проявления гуманизма является обеспечение прав человека.

Принцип свободы

В четвертой статье Декларации прав человека и гражданина 1789 года свобода определяется как «способность делать все, что не вредит другому». Есть три способа противостоять свободе через права человека. В одном случае человек защищен от любого произвольного вмешательства в его личную жизнь, в том числе со стороны общества и политической власти, которая его представляет. Права на неприкосновенность личности, защиту чести и репутации, неприкосновенность жилища и т. д. Служат материалом, из которого «строится» своего рода правовая крепость, обеспечивающая свободу человека как личную безопасность. В другом случае определяются рамки деятельности человека в определенной сфере жизни и, например, такие права, как право на свободу творчества. Социально-экономические права обеспечивают свободу от существования, унижающие человеческое достоинство, безработицу, экологические проблемы и другие негативные явления.

· Принцип равенства и справедливости. Также провозглашен Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Его первая статья гласит: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах». Все современные конституции западных стран, а также судебная практика исходят из принципа равенства как основополагающего в системе прав человека и гражданских прав. Равенство означает равные возможности для гарантированного уровня социальной защиты для всех членов общества.

Появление самого термина «права человека» связано с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 года и был введением в Конституцию американской колонии Вирджиния, где впервые были провозглашены права человека. В наше время широко распространено следующее определение: «Права человека - это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по желанию и в личных интересах человека, выдвигать правовые требования к действиям других, добиваться защиты их интересов ". Следующее определение также имеет право на жизнь: «Права человека представляют собой комплекс социальных, культурных, политических и экономических свойств, без которых мы не можем существовать как люди».

В доктрине конституционного права и решениях конституционных судов ряда стран права и свободы человека рассматриваются, в первую очередь, как средство защиты человека от государственной власти. Их главное свойство заключается в том, что они предоставляют каждому возможность действовать в определенных пределах и наслаждаться сферой частной жизни, в которую государство не может вмешиваться. Следовательно, человеческие свободы не устанавливаются государством, но являются первичными по отношению к нему. Конституционное регулирование прав человека формируется в каждой стране под влиянием таких факторов, как исторические и государственные традиции, уровень экономического развития, концепция принятых и приемлемых для общества прав личности, уровень общественного сознания в политико-правовых поля. Все это приводит к различиям между отдельными странами как по содержанию перечня индивидуальных прав, так и по методам их регулирования и выбору механизмов их защиты. Концепция прав человека (как повседневных, так и теоретических научных) формировалась и развивалась постепенно в ходе исторического развития человеческого общества, его экономических, политических и правовых систем, а также представлений о праве и правах, которые прошли путь". «от примитивного, ограниченного и неразвитого до современного», при этом на каждом этапе исторического развития вырабатывается своя концепция.

Права человека - это не юридическая или философская дисциплина, а интегрированная социальная и гуманитарная дисциплина. Она изучает совокупность присущих человеку способностей с рождения проявлять лучшие природные качества, действовать по своему усмотрению, добиваться признания своего достоинства в отношениях с государством и окружающими его людьми во имя торжества идеалы свободы, равенства, гуманизма.

Права человека - это уважительные отношения людей друг к другу, которые развиваются в обществе, дополняются уважением человека со стороны государства, что создает условия для наиболее благоприятного существования человека и его социальной самореализации.

Таким образом, в литературе существует много определений прав человека, и каждое из них будет несколько отличаться от всех остальных. В этих определениях права человека понимаются как условия жизни, как особый тип отношений, как свойства человеческого существа, и как система различных видов принципов и норм и т. д. Однако в большинстве определений это одна, главная, идея, цель - свобода, нормальные условия жизни и возможности человека.

Права и свободы человека и гражданина

Впервые права человека и гражданские права были четко разделены в Народном соглашении от 28 ноября 1647 года (Великобритания). Например, в нем отмечается, что избрание нового парламента является правом гражданина. А религия, которую человек выбирает только в соответствии со своей совестью, является правом человека. Французская декларация 1789 г. четко определила 2 типа прав (права человека и гражданские права).

Во Всеобщей декларации прав человека в преамбуле и ст. 2 говорит о правах и свободах. Основной европейский документ по правам человека называется Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

В ст. 2 Конституции Республики Беларусь и ряд других статей также касаются прав и свобод человека.

Это различие возникло давно, о чем свидетельствует, по крайней мере, название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. Оно также сохранилось в большинстве современных деклараций и конституций. Однако в наше время это разделение все больше теряет свое значение, поскольку врожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократиями и, таким образом, действуют одновременно как права гражданина. В любом случае, внутри государства разграничение прав на «два сорта» лишено практического значения, тем более что даже лица без гражданства, проживающие на территории конкретной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права.

В литературе высказывается мнение, согласно которому права человека носят двойственный характер, они сочетают в себе как субъективные права личности, так и международные морально-правовые нормы. Права человека, содержащиеся в международных документах, но не включенные в национальную систему права, не являются субъективными правами граждан конкретного государства. В то же время субъективные права, которые не являются универсальными (например, права должностных лиц), не являются правами человека.

В юридической науке, как вы знаете, все права граждан на чисто профессиональном языке называются субъективными, то есть индивидуальными, принадлежащими не только каждому, но и каждому, открывая пространство для их носителей для различных видов деятельности, удовлетворяя их нужды, интересы, использование определенных социальных льгот, предъявление правовых требований другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право - это гарантируемая государством мера возможного (разрешенного, допустимого, разрешенного) поведения человека, существенный элемент его конституционного статуса.

Субъективное право основано на категории юридически обеспеченных возможностей, которая подразумевает:

  • Возможность позитивного поведения уполномоченного, то есть права на свои действия;
  • Способность требовать соответствующего поведения от лица, несущего юридическую ответственность, то есть права на действия других людей;
  • Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае невыполнения противной стороной своих обязательств (претензий);
  • Возможность использовать определенную социальную выгоду на основе этого права.

Другими словами, субъективное право может действовать как закон-поведение, право-требование, право-требование и право-использование. В то же время не только гражданские, имущественные, социально-экономические права, но и политические и личные свободы: речь, пресса, собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, мнения, убеждения, совесть и т. д. Носят субъективно претенциозный характер.

С юридической точки зрения, права и свободы идентичны и должны в равной степени гарантироваться государством. Различия заключаются в способе реализации прав и свобод и степени участия человека и государства в этом процессе. Общепринято, что свободы реализуются гражданами независимо от государства, что не должно вмешиваться в процесс их реализации. Реализуя свободы, человек имеет широкие возможности для индивидуального выбора, не связанного с его конкретным результатом. От государства требуется стать гарантом свобод, не принуждая человека к их обязательному использованию. Примером является ст. 33 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение». Это не означает, что у каждого человека обязательно должно быть свое мнение по любому вопросу, тем более что он должен публично выражать его. В этой же статье содержится норма, подтверждающая общее правило пользования свободами: «Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них».

В отличие от свобод, термин «закон» определяет конкретные действия человека по использованию определенных общественных благ в своих собственных интересах, которые создаются главным образом государством. Примером является ст. 49 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится: «Каждый имеет право на образование». Поскольку право на образование подразумевает доступность образовательных учреждений для человека, то далее в этой статье говорится: «Доступность и бесплатность общего среднего и профессионального образования гарантированы».

Права и свободы человека, как правило, являются идентичными понятиями. Права и свободы - это способность человека пользоваться определенными преимуществами в политической, экономической, социальной, духовной и других сферах. Свобода - это те же права, которые представляют сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.

Свобода - это способность человека избегать влияния со стороны государства, это независимость от него.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в той мере, в какой это продиктовано интересами развития верховенства права. В соответствии со ст. 23. В Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод человека допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, общественного здоровья, прав и свобод других лиц. 

Права и свободы могут быть классифицированы по различным критериям.

С точки зрения субъекта (гражданин, личность) можно выделить:

  • Права и свободы человека; Права человека - это субъективные права, которые выражают реальные возможности человека удовлетворять его жизненные потребности и интересы. Такие права универсальны и универсальны. Человек имеет эти права, где бы он ни был.
  • Права и свободы гражданина. Права гражданина - это совокупность прав и свобод, обеспечиваемых государством по отношению к гражданам.

Объем прав будет зависеть от того, является ли человек гражданином государства или нет. Пока сохраняется государственное разделение мира, индивидуальные права будут определяться двумя группами прав - правами человека и правами гражданина. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательной консолидации. В отличие от них, права гражданина выражают политические и правовые отношения человека с конкретным государством или союзом государств, властью, законом. Гражданин (субъект) находится в стабильных правовых отношениях с определенным государством, в силу которого государство гарантирует его (может гарантировать такие права, которые не гарантируют иностранцам или лицам без гражданства (избирательные права, право занимать высокие государственные должности) свобода собраний, собраний, передвижения Права человека шире, чем права гражданина, поскольку они выше национальных и экстерриториальных, но права человека уже являются правами гражданина, поскольку в его стране гражданин может иметь такие права, что государство не гарантирует неграждан. В этом отношении различие между правами и свободами человека и гражданина имеет гораздо большее практическое значение. Это различие основано на различном правовом статусе гражданства этого государства, то есть иностранцев и лиц без гражданства Находясь на его территории. Иностранцы и лица без гражданства обладают большей частью прав и свобод и могут использовать их на территории принимающего государства. другие акты о правах человека, в случае, когда говорится о правах человека, без различия государственной принадлежности, используется термин «каждый» (как вариант «никто»). Например: «Каждый имеет право на свободу объединений», «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества». В случае, когда речь идет о правах, которые не предоставляются иностранцам и лицам без гражданства, это ограничение фиксируется словом «граждане». Например, в ст. 37 Конституции Республики Беларусь гласит: «Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей». Само собой разумеется, что права и свободы граждан всегда будут шире, чем права и свободы иностранцев и лиц без гражданства.

Существует мнение, что права человека - это так называемые позитивные права, а свободы - негативные права. То есть закон предполагает активную обязанность государства по отношению к человеку, а свобода - это запреты, налагаемые властями на вмешательство в определенную сферу жизни человека. Таким образом, право - это обязанность властей что-то делать, свобода - это запрет им действовать в любой сфере.

В юридической науке, как вы знаете, все права граждан на чисто профессиональном языке называются субъективными, то есть индивидуальными, принадлежащими не только каждому, но и каждому, открывая пространство для их носителей для различных видов деятельности, удовлетворяя их нужды, интересы, использование определенных социальных льгот, предъявление правовых требований другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право - это гарантируемая государством мера возможного (разрешенного, допустимого, разрешенного) поведения человека, существенный элемент его конституционного статуса.

Субъективное право основано на категории юридически обеспеченных возможностей, которая подразумевает:

  • Возможность позитивного поведения уполномоченного, то есть права на свои действия;
  • Способность требовать соответствующего поведения от лица, несущего юридическую ответственность, то есть права на действия других людей;
  • Возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае невыполнения противной стороной своих обязательств (претензий);
  • Возможность использовать определенную социальную выгоду на основе этого права.

Однако следует иметь в виду, что язык и формулировка норм не всегда точно передают значение выявленных положительных и отрицательных прав. Поэтому зачастую трудно провести различие между правами и свободами. Итак, закреплено в ст. 31 Конституции Республики Беларусь право самостоятельно определять свое отношение к религии означает запрещение вмешательства в вопросы религии, то есть свободу религиозных убеждений. И в ст. 36 в формулировке «Каждый имеет право на свободу объединений» право и свобода, как правило, объединяются.

Кроме того, каждое право основано на свободе лица решать, использовать это право или нет. Таким образом, разница в терминологии достаточно традиционна и не влияет на юридическое значение и гарантию прав человека.

Таким образом, различия между правами человека и гражданскими правами основаны на определенных основаниях, которые заключаются в следующем. Во-первых, права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательной консолидации, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, в частности, естественные неотъемлемые права, которые принадлежат каждому от рождения. Права гражданина защищены государством, к которому принадлежит человек. Во-вторых, многие люди в мире вообще не имеют статуса гражданина (лица без гражданства, лица без гражданства) и, следовательно, формально обладают правами человека, но не имеют гражданских прав. Другими словами, права человека не всегда представляются как правовые категории, но только как моральные или социальные.

Однако вы должны знать, что права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными. Их нельзя приравнять к произволу, который иногда выражается в обывательском выражении «все, что я хочу, я переворачиваю».

Права и свободы человека ограничены:

  • Во-первых, объем его знаний об объективной реальности, о закономерностях развития природы, экономики, политики, духовной сферы жизни общества;
  • Во-вторых, материальные возможности этого государства. Естественно, права человека могут быть более полно реализованы в странах с более высоким уровнем экономического, социального и культурного развития, чем в странах с соответственно низким уровнем развития;
  • В-третьих, права и свободы каждого человека ограничены интересами, потребностями и устремлениями людей, которые существуют рядом с ним. Посягательство одного человека на ценности другого человека приводит к нарушению прав этого человека, к конфликтам, борьбе и напряженности в обществе.

Таким образом, права человека и гражданские права различаются по ряду причин. Права человека - это права члена человеческого общества, права гражданина - права государственно-политической личности.

Правовые обязательства

Взяв на себя ответственность за обеспечение прав человека, государство, в свою очередь, имеет от него право на определенное поведение. Государство формулирует свои требования в виде обязательств, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Долг - это объективно необходимое, правильное поведение человека. Система прав и обязанностей, законодательно закрепленная в конституциях и других нормативных актах, составляет правовой статус личности.

Обязанности начали закрепляться в конституциях западных стран после Второй мировой войны, хотя в целом они были включены в законодательство в той или иной форме.

Обязанности включают необходимость:

  • Выполнять определенные действия или воздерживаться от них; отвечать на юридические требования уполномоченного лица в его адрес;
  • Нести ответственность за несоблюдение этих требований; не препятствовать использованию контрагентом той выгоды, на которую последний имеет право.

В науке существуют различные позиции, которые отдают приоритет правам или обязанностям. Таким образом, с точки зрения социалистической, государственнической и подобных теорий, обязанности предопределяют права, общество (государство) может устанавливать любые обязанности для своих граждан и требовать их выполнения; обязанности имеют приоритет над правами. Либеральный подход, благодаря которому права человека получили свою регистрацию, напротив, провозглашает право быть первичным и вытекающие из него обязанности. Это правда, что субъект прав в то же время является субъектом обязательств, но это не правда, что права человека определяются его обязательствами. Интересная идея, данная И.В. Вегерой: «М. Новицкий пишет об этом:« У меня есть свои права и свободы, потому что я человек. Они возникают из моего человеческого достоинства. Мои обязанности перед государством существуют, но это совсем другая проблема. У меня есть права и свободы, независимо от того, выполняю ли я свои обязанности или нет. Государство может наказать меня, если я этого не сделаю, но права не зависят от этого. Человеческие обязательства - это требования, предъявляемые к нему обществом и государством. Во Всеобщей декларации прав человека говорится об обязательствах в самой общей форме:« Каждый человек несет ответственность перед обществом, в которой только возможно свободное и полное развитие его личности. В теории права под правовым обязательством понимается тип и мера надлежащего поведения участника правовых отношений, как это определено законом, в том числе для надлежащего осуществления его субъективного права другим участником. Некоторые обязанности распространяются на всех лиц, проживающих в государстве, а некоторые - только на граждан. Таким образом, Конституция Республики Беларусь устанавливает обязанность каждого.

Соблюдайте свою Конституцию, законы, уважайте национальные традиции:

  • уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц;
  • Заботится об историческом, культурном, духовном наследии и других национальных ценностях;
  • Для защиты природной среды.

В то же время говорится, что граждане Республики Беларусь обязаны:

  • Принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, сборов и других платежей;
  • Защищать Республику Беларусь. Это долг и священный долг гражданина Республики Беларусь;
  • Воспитывать своих детей и помогать пожилым родителям.

Следует подчеркнуть, что согласно статье 58 Конституции никто не может быть принужден к выполнению обязательств, не предусмотренных Конституцией и ее законами, или к отказу от своих прав.

Из всего сказанного следует, что обязанности человека и гражданина являются требованиями, предъявляемыми к нему государством, обществом, чтобы не нарушались права других людей, а общество функционировало нормально.

Гарантии реализации прав человека и гражданских прав

Гарантии реализации прав человека разнообразны. Юрист Иванов Г.И. к ним относятся следующие:

Политический:

  • Наличие разделения властей;
  • Многопартийность;
  • Наличие оппозиции, противостоящей правительству;
  • Нормальное функционирование независимых СМИ;
  • Эффективная деятельность судебной власти;
  • подчинение политики закону;
  • Поощрение плюрализма мнений и т. д.

Юридический:

  • Наличие демократической конституции;
  • Разработка законодательства;
  • Эффективность судебной системы;
  • Наличие возможностей для беспрепятственной подачи жалоб;
  • Гарантированное право на судебное обжалование решений;
  • Эффективность борьбы с преступностью и др.

Социально-экономические:

  • Надлежащий уровень экономического развития;
  • Стабильный рост промышленного производства;
  • Наличие высокоразвитых технологий;
  • Наиболее полная информационная поддержка по всем аспектам жизни государства и общества;
  • Достаточность финансовых ресурсов и др.

Социально-психологические:

  • Наличие национальной идеи (хотя это не всегда необходимо);
  • Достаточно высокий уровень общественного сознания (политическое, правовое, моральное);
  • Реальные возможности влияния общественного мнения на социальную среду и т. д.

Духовное и нравственное:

  • Высокий уровень образования населения;
  • Постоянная забота о формировании гармоничной, развитой системы культуры, в том числе правовой;
  • Свободный доступ каждого к информации;
  • Высокая нравственная атмосфера в обществе и т. д. 

Конституционная обязанность страны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в том, чтобы создать условия для их реализации и механизм их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина являются функциями всех государственных органов и органов местного самоуправления.

Права и свободы человека и гражданина, их содержание, способы реализации и механизмы защиты заняли особое место в Конституции Республики Беларусь. Это соответствует одному из основных положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года о необходимости, как указано в преамбуле Декларации, что «права человека защищены верховенством права». Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соблюдение законодательства.

Конституция Республики Беларусь содержит не только права, свободы и обязанности, но и гарантированный механизм их обеспечения.

Положения, закрепленные в статьях Конституции, служат конституционными гарантиями:

  • Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы независимы в пределах своих полномочий: они взаимодействуют друг с другом, сдерживают и уравновешивают друг друга.
  • Статья 58. Никто не может быть принужден выполнять обязанности, не предусмотренные Конституцией Республики Беларусь и ее законами, или отказываться от своих прав.
  • Статья 59. Государство обязано принять все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные лица и другие лица, на которые возложены функции исполнения государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод человека. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы человека.
  • Статья 79. Президент Республики Беларусь является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.
  • Конституция Республики Беларусь провозглашает, что человек, его права, свободы, их обеспечение и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Метод обеспечения этих прав и свобод - справедливость.

Правосудие - деятельность суда, осуществляемая в порядке, установленном процессуальным законодательством и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с фактическим или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и других отраслей права.

Это отражено в Конституции Республики Беларусь в следующих статьях:

  • Статья 60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в сроки, установленные законом.
  • Статья 61. Каждый имеет право в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации для защиты своих прав и свобод, если все доступные внутренние средства правовой защиты были исчерпаны.
  • Статья 62. Каждый имеет право на правовую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, включая право в любое время использовать помощь адвокатов и их других представителей в суде, других государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, учреждений, организаций, общественных объединений и в отношениях с чиновниками и гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещено.
  • Статья 112. Суды отправляют правосудие на основании Конституции и других нормативных актов, принятых в соответствии с ней.

Право каждого человека на общественную защиту означает, что оно принадлежит любому лицу, независимо от гражданства. Гарантия государственной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующие органы, а с другой стороны, обязанность последних рассмотреть эту жалобу и принять законное, справедливое и обоснованное решение по Это.

Под защитой прав и свобод государства понимается деятельность всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, направленная на это. Любой из них, действуя без помощи других, в то же время обязан направить свои усилия на то, чтобы права и свободы, предоставляемые гражданам, оставались не только на бумаге, но и были защищены на практике.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту Республики Беларусь, как гаранту прав и свобод человека и гражданина. Как глава страны, президент имеет широкие возможности для выполнения этой обязанности. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства Республики Беларусь и его персонала. Например, МВД - должно решать вопросы борьбы с преступностью, защищать свою собственность и другие права граждан (и не только) от посягательств. Законодательная и исполнительная власти также обязаны разрабатывать и осуществлять меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права людей.

Одним из способов защиты гражданами своих прав является отправка жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, руководителям учреждений и организаций. Каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, предусмотренными Конституцией и законом - от обращения за помощью в суды, правоохранительные органы и т. д. До юридической самообороны и юридического обращения в международные организации, судебные органы, поиска не только восстановление нарушенных прав, но и возмещение материального и морального вреда, причиненного этим нарушением.

Таким образом, в государстве, регулируемом верховенством закона, правительство признает ценность прав человека, ограничивая свои полномочия властью этими правами. Поэтому истинная природа страны раскрывается через права человека, место и роль человека в обществе, его отношения с государством.

Международная система защиты прав человека

Если до начала ХХ века права человека регулировались только внутренним законодательством, то при дальнейшем развитии государств возникает необходимость в разработке и принятии международно-правовых мер по защите различных меньшинств и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.

После окончания Первой мировой войны в 1919 году была организована международная организация - Лига Наций. Формирование Лиги Наций является началом развития и формирования международных отношений, но целью всех достижений было только обеспечение определенных прав человека. После Второй мировой войны была провозглашена Организация Объединенных Наций, были провозглашены Устав ООН, ряд необходимых международных документов, а также Всеобщая декларация прав человека 1948 года и Европейская конвенция о правах человека 1950 года. Всеобщая декларация, принятая в 1948 году в качестве стандарта, к которому должны стремиться все народы и все государства, сегодня является одним из основных источников права и служит моделью, широко используемой многими странами для разработки конституций, различных законов и законов. документы, касающиеся прав человека ... Всеобщая декларация прав человека содержит широкий спектр гражданских и политических, а также социально-экономических и культурных прав. Признавая естественную природу прав человека, она провозгласила, что «все люди кажутся свободными и равными в своем собственном достоинстве и в своих правах».

Со времени принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека началось реальное сотрудничество между государствами в обеспечении прав человека. Были разработаны международные стандарты в области прав человека, определяющие общую концепцию прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии эти положения были закреплены в международных пактах о правах человека - международных договорах обязательного характера. Они включают в себя нормы и положения, в силу которых государства, подписавшие пакты, обязаны обеспечивать в рамках своей юрисдикции уважение прав человека и нести ответственность перед международным сообществом за соблюдение прав человека.

Идеи и принципы, отраженные в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, получили дальнейшее развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, 6-м Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. Эти документы устанавливают минимальный стандарт прав человека, который государства-участники должны признать и обеспечить. Кроме того, пакты устанавливают контрольные механизмы, которые позволяют защищать основные права и свободы в случае их нарушения государственными органами стран-участниц.

Таким образом, традиция международного признания прав человека начала складываться. Современное международное право содержит общепризнанные и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т. д. В дополнение к этим базовым нормам существует большое количество общих договоров по конкретным вопросы прав человека, такие как Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев, многочисленные конвенции Международной организации труда и региональные договоры о правах человека. прав.

В современных условиях существует сложная многоуровневая международная система поощрения и защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит ООН - универсальной всемирной межправительственной организации, которая в своей деятельности руководствуется Уставом, принятым 26 июня 1945 года.

Система Организации Объединенных Наций по защите прав человека появилась всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, и были заключены необходимые конвенции.

ООН имеет пять основных органов, деятельность которых так или иначе связана с защитой прав человека: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный Суд, Секретариат ООН.

Суть работы Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности заключается в принятии документов, резолюций, рекомендаций, решений по вопросам, касающимся прав человека.

Основным содержанием деятельности ЭКОСОС и Секретариата ООН является подготовка международных конференций, подготовка документов, проведение исследований, осуществление контрольных функций по соблюдению государствами обязательств по правам человека.

Генеральная Ассамблея является главным консультативным органом в системе ООН. Он представляет все государства-члены ООН, каждая из которых имеет один голос. Ассамблея обсуждает любые вопросы в рамках Устава. Подавляющее большинство вопросов, связанных с правами человека, рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), но некоторые из них обсуждаются другими комитетами. С момента принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80 деклараций, конвенций, пактов, то есть международно-правовых актов о правах человека. Важнейшим международно-правовым документом является Международный билль о правах человека.

В настоящее время он включает следующие международные документы:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года 48 голосами при 8 воздержавшихся, при этом никто не голосовал против. Эта дата отмечается как День прав человека. Этот документ был принят в форме резолюции и носит рекомендательный характер, но благодаря его высоким моральным качествам большинство стран мира признаны обязательным документом.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый в 1966 году, является юридически обязательным и обязательным для государств-участников.
  • Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1966 году. Оба пакта вступили в силу в 1966 году.
  • Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. принята в 1966 году. Обеспечивает право отдельных лиц подавать жалобы в Комитет ООН по правам человека в связи с нарушениями прав человека государствами, ратифицировавшими этот Пакт. Вступил в силу в 1991 году.
  • Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни. Принят в 1976 году, вступил в силу в 1991 году
  • Республика Беларусь ратифицировала первые три документа.

Также в состав правозащитных органов ООН входят:

  • Совет Безопасности является главным органом, ответственным за поддержание мира и безопасности. Состоит из 15 членов, из них 5 постоянных - Китай, Россия, США, Великобритания, Франция. Обеспечение основных прав на жизнь, безопасность и развитие во многом зависит от его деятельности. Может принимать как решения, так и обязательные решения.
  • ЭКОСОС состоит из 54 членов, избираемых Генеральной Ассамблеей. Он уполномочен координировать экономическую и социальную деятельность ООН, а также давать рекомендации по содействию уважению и соблюдению прав человека, может готовить проекты конвенций для Генеральной Ассамблеи и созывать международные конференции.
  • Международный Суд в Гааге, созданный в 1946 году, является основным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он занимается разрешением правовых споров между государствами-членами ООН, но не уполномочен рассматривать индивидуальные жалобы на нарушения прав человека. Секретариат ООН возглавляет Генеральный секретарь. Обслуживает все другие структуры ООН, которые прямо или косвенно связаны с обеспечением прав человека. Управление Верховного комиссара по правам человека непосредственно занимается защитой прав в секретариате.
  • Генеральный секретарь ООН возглавляет Секретариат и является главным административным должностным лицом. Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет, после чего он может быть назначен повторно. Генеральный секретарь представляет Генеральной Ассамблее ежегодный отчет о работе Организации, а также доводит до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
  • Кроме того, Генеральная Ассамблея 20 декабря 1993 года учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, главного должностного лица, ответственного за координацию всей правозащитной деятельности в рамках ООН. Комиссар представляет ежегодный доклад ЭКОСОС и Генеральной Ассамблее с подробным описанием положения в области прав человека во всем мире, а также в отдельных странах и регионах.
  • В 1946 году ЭКОСОС создал Комиссию по правам человека, основной орган ООН по правам человека. Она готовит рекомендации, проекты международных документов, проводит исследования. Состоит из 43 членов, избирается на 3 года. Это единственный межправительственный орган, который проводит публичные слушания о нарушениях прав человека, происходящих во всем мире.

В систему ООН также входят 14 специализированных учреждений, которые способствуют развитию международного сотрудничества в определенных сферах общественной жизни и выполняют правозащитные функции.

Среди них:

  • Общественные организации: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
  • Культурные и гуманитарные организации: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС);
  • Экономические организации: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО);
  • Финансовые институты: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международный валютный фонд (МВФ); Международная ассоциация развития (МАР); Международная финансовая корпорация (МФК);
  • Сельскохозяйственные организации: Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО); Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР).

Региональные системы защиты прав человека являются значительным дополнением к универсальному правозащитному механизму ООН. Они созданы на всех континентах, кроме Азии.

Совет Европы (СЕ) является первой межправительственной региональной организацией, основной задачей которой является защита прав человека. Он был образован в 1949 году и в настоящее время включает 50 штатов.

В ноябре 1950 года члены Совета приняли Европейскую конвенцию о защите основных прав и свобод. Документ вступил в силу в 1953 году. В 1999 году слово «европейский» было исключено из названия документа, поскольку его действия теперь распространяются на другие континенты. В последующие годы было подписано 12 дополнительных протоколов. Сегодня этот документ закрепляет все основные права и свободы. Это первый международный документ по правам человека, имеющий обязательную юридическую силу.

Два органа были созданы на основе конвенции:

  • Европейская комиссия по правам человека;
  • Европейский суд по правам человека.

Они были уполномочены рассматривать жалобы на нарушения прав человека. Жалобы могут быть поданы государством против государства, неправительственными организациями против государства, отдельным лицом или группой лиц против государства. Этот механизм распространяется только на стороны конвенции. Решения Суда являются окончательными и обязательными.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В состав ОБСЕ входят 55 стран, в том числе Республика Беларусь.

Суть деятельности этой организации по защите прав человека заключается в следующем:

  • Гармонизация принципов и норм, разработка единых стандартов по правам человека и народов;
  • Предоставление гуманитарной помощи тем, кто в ней нуждается;
  • Сбор информации о том, как государства относятся к своим гражданам.

Защита прав человека не является единственной прерогативой государства. Государство и его органы часто являются главными нарушителями прав человека. И поэтому права человека должны быть защищены от государства, его органов, прежде всего правоохранительных органов. В этой работе значительную роль играют неправительственные правозащитные организации (НПО). НПО - это общественные некоммерческие организации, работающие в социальной и политической сфере. Правозащитное движение руководствуется в своей деятельности международными нормативными актами по правам человека, и прежде всего документами ООН.

Неправительственные правозащитные организации (НПО) подразделяются на Международные (МНПО) и Национальные (ННГО). МНПО сотрудничают с ООН, прежде всего с ЭКОСОС, который консультируется с ними.

Самые известные международные неправительственные организации в мире:

  • Международный институт по правам человека;
  • Международная лига прав человека;
  • Международная Хельсинкская Федерация Прав Человека;
  • Международная Амнистия и др. 

Функции межправительственных организаций ООН:

  • Консультации - способ участия в переговорном процессе;
  • Активное участие в расследовании спорных ситуаций;
  • Посредничество - метод разрешения международных споров;
  • Примирение как средство разрешения международных разногласий.

Общей функцией всех органов ООН по правам человека является контроль за соблюдением государствами основных прав и свобод.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что основные права и свободы человека перестали быть чисто внутренним делом государства. Права и свободы человека являются теми универсальными правовыми ценностями, которые характеризуются установлением единых международно-правовых стандартов в области защиты прав личности.

Права и свободы человека и гражданина в Конституции и национальном законодательстве Республики Беларусь

Невозможно представить современную систему защиты прав и свобод человека без национального уровня. В последние годы многие страны стали участниками основных договоров по правам человека, которые влекут за собой юридические обязательства по их осуществлению на международном уровне.

Практическая задача защиты прав человека является, прежде всего, национальной, и каждое государство должно нести ответственность за ее решение. На национальном уровне защита прав может быть наилучшим образом обеспечена посредством соответствующего законодательства, независимой судебной системы и создания демократических правовых институтов.

Ратифицируя договор о правах человека, государства включают его положения непосредственно в свое внутреннее законодательство или обязуются выполнять содержащиеся в нем обязательства иным образом. Поэтому общепризнанные стандарты и нормы в области прав человека сегодня отражены во внутреннем законодательстве большинства стран. Вышесказанное в полной мере относится к Республике Беларусь (член ООН с 1945 года), которая является участником практически всех основных международных договоров по правам человека, принятых в рамках ООН.

Присоединяясь к договорам о правах человека, Республика Беларусь взяла на себя обязательство поощрять и защищать права и свободы, признанные в этих договорах, а также обеспечивать соответствие национального законодательства и правоприменительной практики положениям этих договоров. Кроме того, Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ и как таковая обязана добросовестно соблюдать все стандарты этой организации в области прав человека.

С первых дней независимости Республика Беларусь провозгласила свою приверженность международному праву в Декларации о государственном суверенитете.

Почти все основные международные документы по правам человека были ратифицированы. Республика Беларусь признала компетенцию всех комитетов, созданных в соответствии с международными договорами с ее участием, строго выполняет все обязательства, связанные со всеми международными договорами в области прав человека, участником которых она является.

Беларусь регулярно представляет периодические доклады об осуществлении положений вышеупомянутых конвенций соответствующим договорным органам и активно работает над включением обязательств, принятых на себя в соответствии с этими договорами, в национальное законодательство.

Поскольку Республика Беларусь объявила о своем присоединении к международному праву, процесс приведения национального законодательства в соответствие с международными стандартами начался в 1991 году.

Национальный механизм защиты прав человека в Республике Беларусь состоит из следующих элементов:

  • Нормы Конституции Республики Беларусь, иные нормативные правовые акты о правах человека и гарантии их выполнения;
  • Система национальных органов и лиц по защите прав человека;
  • Система неправительственных правозащитных организаций Республики Беларусь.

Конституция Республики Беларусь провозглашает полный набор общепризнанных прав и свобод и обеспечивает необходимые гарантии их реализации.

Статья 2 Конституции устанавливает, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью всего общества и государства.

Статья 21 Конституции устанавливает, что обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства. Это единственная высшая ценность, другие общественные ценности не получили такой конституционной оценки и отнесены к ней на более низкий уровень и не могут ей противоречить. Согласно ст. Права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, общественного здоровья, прав и свобод других лиц. Положения, закрепленные в ст. 58-63 и другие статьи Конституции.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в разделе II «Личность, общество, государство». Любой уважающий себя гражданин страны должен знать их, чтобы использовать их и бороться за них.

Личные права и свободы закреплены в Конституции Республики Беларусь:

  • Право на жизнь (статья 24);
  • Право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (статья 25);
  • Право не быть признанным виновным в совершении преступления до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом и установленным вступившим в законную силу решением суда - презумпцией невиновности (статья 26);
  • Право не давать показания против себя, членов своей семьи, близких родственников (статья 27);
  • Право на защиту от незаконного вмешательства в частную жизнь (статья 28);
  • Право на неприкосновенность жилища (статья 29);
  • Право на свободу передвижения (статья 30);
  • Право на свободу совести (статья 31) и т. д.

Политические права и свободы, закрепленные в Конституции нашего государства, включают в себя:

  • Право управлять делами государства (ст. 37);
  • Право избирать и быть избранным (ст. 38);
  • Право на обращение в государственные органы (ст. 40);
  • Свобода ассоциации (статья 36);
  • Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования (ст. 35);
  • Право на равный доступ к любой должности в государственных органах (ст. 39) и т. д.
  • Право на объединение в профсоюзы и забастовку (статья 41).

Экономические, социальные, культурные права также закреплены в Конституции Республики Беларусь:

  • Право на труд (статья 41);
  • За справедливое вознаграждение за труд (ст. 42);
  • Право на отдых (статья 43);
  • Право собственности (ст. 44);
  • Право на социальное обеспечение (статья 46);
  • Право на охрану здоровья (статья 45);
  • Право на жилище (статья 48);
  • Право на образование (статья 49);
  • Право на сохранение своей национальности (статья 50);
  • Право на участие в культурной жизни (ст. 51) и др.

Экономические и социальные права также закреплены в Трудовом кодексе, Гражданском кодексе, Кодексе о браке и семье Республики Беларусь.

Значительная роль в белорусском законодательстве отводится законам о правах социальных сообществ.

Законодательство Республики Беларусь о правах ребенка:

  • Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию о правах ребенка (в 1990 году); Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, принятая на Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 17 июня 1999 года (ратифицирована в 2000 году);
  • Закон «О правах ребенка»;
  • Гражданский кодекс, Кодекс о браке и семье, Трудовой кодекс Республики Беларусь определяют и гарантируют права несовершеннолетних в соответствующих сферах жизни;
  • Уголовный кодекс определяет особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет;
  • Уголовно-процессуальный кодекс отдельно выделяет производство по делам о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

Законодательство Республики Беларусь о правах женщин:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Кодекс о браке и семье.

Республика Беларусь присоединилась к ряду международных конвенций, касающихся правового статуса женщин.

Например:

  • Конвенция о политических правах женщин.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
  • Конвенция Содружества Независимых Государств.

Законодательство Республики Беларусь о правах меньшинств:

  • Конституция Республики Беларусь (статьи 14, 15, 16, 50);
  • Закон Республики Беларусь от 1 декабря 1999 года "О ратификации соглашения между Республикой Беларусь и Украиной о сотрудничестве в обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам";
  • Закон Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992 года с изменениями, внесенными Законом от 5 января 2004 года, который закрепляет ряд прав и свобод для лиц, которые идентифицируют себя как национальные меньшинства;

Уголовный кодекс в статье 190 устанавливает ответственность за умышленное нарушение или ограничение прав и свобод или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т. д., Которые нанесли значительный ущерб правам , свободы и законные интересы гражданина. И ст. 150 устанавливает наказание за умышленные действия, направленные на разжигание расовой, национальной, религиозной ненависти или ненависти, за унижение национальной чести и достоинства.

Отношения в отношении гражданства регулируются рядом нормативных правовых актов:

  • Конституция Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»);
  • Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Республики Беларусь;
  • Договор о создании Союзного государства и другие.

Законодательство Республики Беларусь о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства:

  • Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь «Об иммиграции»;
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и др .;

Законодательство Республики Беларусь о правах беженцев:

  • Закон Республики Беларусь «О беженцах»;
  • Закон Республики Беларусь «Об иммиграции»;

Правозащитная деятельность в Республике Беларусь также осуществляется неправительственными правозащитными организациями. Правозащитное движение в Республике Беларусь относительно молодое. Это началось в конце 1980-х годов.

В настоящее время в Беларуси существует ряд национальных неправительственных правозащитных организаций (ННО):

  • Белорусский Хельсинкский Комитет (БХК);
  • Белорусская республиканская лига прав человека (БРПХ);
  • Белорусская конвенция о правах человека;
  • Белорусская ассоциация защиты прав человека;
  • Правозащитный центр "Весна-96";
  • Белорусский ПЕН-Центр;
  • Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ);
  • Белорусская ассоциация содействия ООН и ряд других.

Самой известной и влиятельной правозащитной организацией в республике является Белорусский Хельсинкский комитет (БХК).

Он работает в следующих областях:

  • Создание сети филиалов и представительств по всей республике;
  • Организация общественных приемов;
  • Сборник «Хроника нарушений прав человека»;
  • Подготовка периодических отчетов о состоянии прав человека;
  • Информирование общественности о международных стандартах в области прав человека и о существующих нарушениях путем публикации соответствующих бюллетеней, буклетов и т. д.;
  • Организация и проведение семинаров и конференций по тематике прав человека;
  • Организация работы наблюдателей в судах и при массовых акциях протеста и т. д. 

Таким образом, анализ объема и содержания прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией, их соответствия международным стандартам защиты прав человека, а также механизма защиты этих прав позволяет сделать вывод о том, что Конституция В Республике Беларусь созданы необходимые правовые основы для развития гражданского общества и демократического государства. И это стало основным нормативно-правовым средством обеспечения прав и свобод человека, главной мерой и инструментом взаимоотношений человека с обществом и государством.

Вывод:

Права человека являются неотъемлемой частью человеческой личности и человеческого существования. Поэтому процесс формирования концепции прав человека прошел большой путь, тесно связанный с историей развития общества. Его начало восходит к первым формам социальной жизни людей, что обусловило необходимость регулирования их поведения в окружающем их мире. Поскольку права человека являются сложным социальным явлением, которое неоднозначно интерпретировалось и определялось на протяжении всего периода его существования, это отражается в разнообразных подходах к определению прав человека. Исходя из того, что указано в главе 1, мы можем сделать вывод: права человека - это права, присущие от рождения, это права, которые не связаны с каким-либо одним способом производства, одной социальной системой, не закреплены «твердо» только в одной системе и Тип права. Права человека универсальны, неделимы и взаимозависимы. Именно права человека делают нас людьми. Права человека воплощают традиции терпимости, которые существуют во всех религиях и культурах и являются основой для мира и прогресса. Права человека не чужды какой-либо культуре и естественны для всех народов.

В Главе 2 мы прояснили разницу между правами и свободами человека и гражданина и можем сделать вывод, что права человека шире, чем права гражданина, поскольку они не национальны и не являются территориальными. Но, с другой стороны, права человека - это уже права гражданина, поскольку в своей стране гражданин может иметь такие права, которые государство не гарантирует негражданам. Следует отметить, что различие между правами и свободами в ряде случаев довольно сложно провести. В целом это различие является более традиционным и терминологическим, чем имеющим реальное практическое значение.

Однако вы должны знать, что права и свободы человека в любом обществе не являются безграничными и абсолютными, их нельзя приравнивать к произволу. Реализация прав и свобод каждого человека предполагает одновременное несение обязательств перед обществом, государством и другими людьми. Неразрывное единство прав и обязанностей является основой гражданского порядка и социальной гармонии.

Недостаточно провозглашать определенные права и свободы, главное - их реализовать и реализовать, что является более сложной задачей. В главе 3 мы выяснили гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина, и теоретически они разнообразны. На практике, несмотря на то, что в Республике Беларусь существует множество средств, направленных на защиту прав граждан, права граждан часто нарушаются, а представленные методы защиты не являются достаточно эффективными, поскольку они ориентированы не только на защита прав человека и гражданских прав. Поэтому проблема созрела не только для улучшения существующих методов, но и для создания новых инструментов, гарантирующих и защищающих права личности. Отметим, что разработчики Конституции Республики Беларусь руководствовались международно-правовыми стандартами в области прав человека, в результате чего наш Основной закон воплощал в себе полный набор общепризнанных прав и свобод человека и предоставил необходимые гарантии для их реализация.

Права человека не являются территориальными и не национальными, их признание, соблюдение и защита являются не только внутренним делом того или иного государства. Они подлежат международному регулированию. Права человека - это не собственность отдельных классов, наций, религий, идеологий, а общее историческое и общее культурное достижение. Это морально-правовая основа любого общества. В заключение главы 4 мы отмечаем, что международная система защиты прав человека имеет сложную многоуровневую структуру. Ведущая роль в этой системе принадлежит ООН. Функционирование международного механизма защиты прав человека направлено на создание дополнительных гарантий их соблюдения государствами. Однако совершенно очевидно, что, хотя роль международного контроля в области прав человека растет, работа ООН по контролю все еще неэффективна. Причины такой ситуации: сессионный характер деятельности органов ООН, отсутствие достаточных полномочий для принятия решений, обреченность на компромисс, возражение многих развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки против усиления наднациональные функции международных организаций. Но существующая система настолько хороша, что сегодня нет другой. Поскольку он громоздок, бюрократичен, многие органы дублируют деятельность друг друга, его необходимо улучшить.

Права человека - это ценность, которая принадлежит всему международному сообществу. Но практическая задача защиты прав человека является, прежде всего, национальной, и каждое государство должно нести ответственность за ее решение. Присоединяясь к международным договорам о правах человека, Республика Беларусь взяла на себя обязательство поощрять и защищать права и свободы, признанные в этих договорах, а также обеспечивать соответствие национального законодательства и правоприменительной практики положениям этих договоров. В главе 5 мы убедились, что законодательство Республики Беларусь не оставляет без внимания ни один аспект жизни ее граждан и лиц, проживающих на территории республики. Это отражено в многочисленных нормативных правовых актах. Национальное законодательство в основном исходит из принципа приоритета международных норм, ссылаясь на них в случае коллизии с внутренним законодательством. Из сказанного в этой главе можно сделать следующие выводы: в современных условиях под основными правами человека следует понимать права, содержащиеся в конституции страны и международно-правовых документах по правам человека. Однако мы согласны с учеными-правоведами в том, что, с одной стороны, государство признает необходимость и безусловную ценность этих прав человека, присущих ему с рождения, с другой стороны, оно еще не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Эти права часто только декларируются. Эксперты характеризуют правозащитное движение в Беларуси как слабое и незрелое.

Во многом это связано со следующим:

  • Отсутствие в истории страны традиций защиты прав человека со стороны общественных организаций;
  • Стремление политиков подчинить это движение своему контролю и использовать его как инструмент борьбы за власть;
  • Низкий уровень политической и правовой культуры большинства населения;
  • Недостаток образования многих граждан в вопросах прав человека, свобод и обязанностей в демократическом обществе.

В этой связи крайне важно, чтобы граждане были осведомлены о правах человека и основных свободах, а также об обязанностях, предусмотренных национальным законодательством и международными документами. Образование в области культуры прав человека должно распространяться как на должностных лиц, так и на всех жителей страны. Вопрос изучения прав человека является прямой ответственностью государства, которое должно обеспечить образование, ориентированное на самоопределение личности, развитие гражданского общества и интеграцию личности в систему мировых и национальных культур. Обучение демократическим ценностям и правам человека в рамках гуманизации всего процесса образования и воспитания позволит трансформировать полученные знания в принципы и убеждения стабильной жизни, уважение прав и свобод другого человека, уважение к закону.