Совершенствование налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Предмет: Налоги
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 03.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по налогам:

 

Много готовых рефератов по налогам

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

НДФЛ: опыт применения, актуальные проблемы и перспективы развития
Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей на основе патента: действующая практика и перспективы развития.
Налогообложение недвижимости: зарубежный опыт и возможности его применения в России.
Налогообложение имущества и перспективы его развития в Российской Федерации.


Введение:

 

Общая система налогообложения

Общая система налогообложения - это система, в которой индивидуальный предприниматель оплачивает все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. Индивидуальный предприниматель в общей системе налогообложения уплачивает следующие налоги и сборы: 

  • подоходный налог с физических лиц (НДФЛ)  
  • налог на добавленную стоимость (НДС)  
  • государственные пошлины;  
  • акцизы;  
  • таможенные пошлины;  
  • налог на добычу полезных ископаемых;  
  • водный налог;  
  • плата за пользование объектами животного мира и использование объектов водных биологических ресурсов;  
  • транспортный налог;  
  • налог на азартные игры;  
  • земельный налог;  
  • налог на имущество физических лиц.  

Большая часть вышеуказанных налогов уплачивается в тех случаях, когда индивидуальный предприниматель занимается определенным видом деятельности. В большинстве случаев индивидуальный предприниматель платит налог на доходы физических лиц, НДС и страховые взносы во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования) по единой системе налогообложения. 

Данная налоговая система выбирается индивидуальным предпринимателем, если есть необходимость выделить сумму НДС в документах для покупателей.

Основной особенностью учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, работающего по общепринятой системе налогообложения, является использование кассового метода (после фактического получения доходов и расходов).

В отличие от юридического лица, применяющего общую систему налогообложения, индивидуальный предприниматель не платит подоходный налог. Но когда индивидуальный предприниматель получает доход, возникает налоговая база по подоходному налогу с населения. 

Согласно пункту 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц все доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, в денежной или натуральной форме или право распоряжаться ими, возникшие у него, как а также доходы в виде материальной выгоды, должны быть приняты во внимание. Такой доход является доходом от предпринимательской деятельности, облагается налогом в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также все другие доходы, которые индивидуальный предприниматель получил как физическое лицо за пределами этой деятельности.        

Если при исчислении подоходного налога доход может быть уменьшен на сумму расходов, то индивидуальный предприниматель при исчислении подоходного налога с физических лиц вправе уменьшить свой доход за счет профессиональных налоговых вычетов (пункт 1 статьи 221, пункт 1 статьи 227 Налогового кодекса).        

Вы можете уменьшить только доход, полученный от предпринимательской деятельности. Как правило, расходы вычитаются только в тех случаях, когда они могут быть задокументированы. 

Однако по отношению к индивидуальным предпринимателям ст. 221 Налогового кодекса предусматривает исключение из этого правила. Им разрешается учитывать при вычете также неутвержденные расходы, но в размере 20% от общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности (пункт 4 пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса).         

Исторические этапы налогообложения индивидуальных предпринимателей

Предпринимательство в России имеет глубокие исторические корни, особенности и традиции, которые, к сожалению, развивались в определенные периоды в направлении, противоположном процессу глобального развития.

До недавнего времени российское и союзное законодательство не предусматривало такой формы деятельности граждан, как индивидуальная трудовая деятельность. Понятие «предпринимательская деятельность» использовалось только в Уголовном кодексе как преступное деяние. 

Принятые законы СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.86 г. «О сотрудничестве в СССР» от 01.07.88 г. стали нормативной базой, на которой впоследствии основывались более поздние нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность граждан.

Характеризуя вышеприведенные законы, несмотря на их прогрессивное значение в последние социалистические времена, можно отметить, что они значительно сократили индивидуальную трудовую активность граждан. Наиболее серьезным недостатком является категорический запрет на использование наемного труда, который был напрямую связан с получением незаработанных. 

Правовое определение предпринимательской деятельности впервые закреплено в Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательстве» от 12.25.90. В соответствии со ст. 1 этого закона предпринимательская деятельность (предпринимательство) является инициативной, самостоятельной деятельностью граждан и их объединений, направленной на получение прибыли.   

С момента введения нового Гражданского кодекса Российской Федерации от 01.01.95 г. для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, предоставляется новая форма, именуемая индивидуальным предпринимателем.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность лиц на свой страх и риск, направленная на систематическое получение личного дохода от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке предписано законом.

Исходя из признаков предпринимательской деятельности без образования юридического лица, объем полномочий индивидуального предпринимателя выглядит следующим образом:

  1. от своего имени индивидуальный предприниматель заключает деловые договоры, и он вправе устанавливать свои права и обязанности на основании договора и при определении любых условий договора, которые не противоречат закону;  
  2. может быть истцом и ответчиком в суде и пользоваться всеми правами истца или ответчика, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством;  
  3. является независимым плательщиком налогов.  

Индивидуальный предприниматель выступает самостоятельным субъектом гражданских правоотношений, и в соответствии с новым Гражданским кодексом Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан применяются правовые нормы, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Таким образом, формирование нормативно-правовой базы и процесс выявления предпринимателей как социального и социального слоя осуществлялся в относительно короткие сроки и практически на наших глазах.

Принципы налогообложения индивидуальных предпринимателей за рубежом

Мировая практика налогообложения малого бизнеса основана на применении различных режимов налогообложения для этой категории налогоплательщиков.

Великобритания.

Для начала следует отметить, что в Великобритании нет единого определения малого бизнеса (в частности, индивидуальных предпринимателей). Малые и средние предприятия, как правило, подчиняются тем же правилам исчисления и декларирования доходов, что и другие налогоплательщики, хотя за некоторыми исключениями. 

Среди этих исключений менее строгие требования к отчетности. Согласно британскому законодательству, если доход предпринимателя составляет менее 15 000 фунтов стерлингов, он должен только заполнить простую налоговую декларацию, не указывая подробную информацию о своей деятельности или активах / обязательствах.   

Кроме того, если общая сумма обязательств предпринимателя за год составляет менее £ 500, то он не оплачивает счета за следующий год (освобождение от авансовых платежей). Он просто платит то, что ему нужно, на дату закрытия баланса - это помогает увеличить оборотный капитал. 

Нормативная база Великобритании включает прогрессивные налоговые ставки. Зависимость налогов от суммы прибыли выражается в прямой прогрессии - чем выше доход, тем выше налоги. Для малых предприятий это, несомненно, очень выгодная система.  

Существуют также так называемые временные льготы, то есть льготы, вводимые на определенный период времени. Так, в частности, в Великобритании действует налоговая льгота для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые вкладывают средства в покупку высокотехнологичной продукции - компьютеров, современных средств связи, программного обеспечения, в том числе средств, направленных на создание веб-сайтов.  

С 1 апреля в Великобритании был введен еще один стимул в виде налоговых льгот на расходы на НИОКР. Основная цель заключается в поощрении инноваций путем предоставления малым и средним предприятиям значительных стимулов, связанных с ростом инвестиций в исследования и разработки.  

Нельзя игнорировать тот факт, что в Великобритании существуют различные налоговые льготы для инвесторов в акциях малых предприятий.

Швеция.

В Швеции нет специальных налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей.

Основным принципом налогового законодательства Швеции является принцип «нейтралитета», согласно которому все предприниматели, независимо от их вида бизнеса, размера или местоположения, используют одинаковую налоговую базу, одинаковые налоговые ставки и регистрационные обязательства, подачу документов, отчетность платежи. Проще говоря, налоговая нагрузка и общие условия налогообложения будут одинаковыми как для самозанятых, так и для корпорации, занимающейся одним и тем же бизнесом. 

Тем не менее, в этом принципе «нейтралитета» есть исключения в виде налоговых льгот, специально предусмотренных для малых предприятий.

Самостоятельно занятые, мелкие торговцы и большинство товариществ с оборотом менее 720 тысяч крон (приблизительно 80 тысяч долларов США) заполняют упрощенную налоговую декларацию. Они не обязаны предоставлять полный баланс или отчет о прибылях и убытках. 

Самозанятые и мелкие торговцы любого размера не обязаны регистрировать свой бизнес в государственных органах. Достаточно зарегистрироваться в налоговой инспекции. 

Оплата НДС. Если годовой оборот предпринимателя составляет менее 1 миллиона крон (около 110 тысяч долларов США), то этот предприниматель может подавать только одну налоговую декларацию в год, а не ежемесячно, как это требуется всем малым и средним предприятиям. 

Индивидуальные предприниматели с оборотом менее 40 миллионов крон (примерно 4,4 миллиона долларов США) обязаны платить НДС в течение 42 дней с конца отчетного периода. Если оборот превышает 40 миллионов, то НДС должен быть уплачен в течение 26 дней после окончания отчетного периода. 

США.

В США нет специальных налоговых режимов для малых и средних предприятий. Все предприятия, зарегистрированные в этой стране, обязаны вести полный учет, который используется при расчете прибыли для целей налогообложения. 

Однако, как и в других странах с развитой экономикой, законы о подоходном налоге содержат ряд специальных положений о малых предприятиях, которые упрощают процесс учета и отчетности, тем самым стимулируя и облегчая инвестиции в малые предприятия.

Некоторые мелкие налогоплательщики могут использовать кассовый метод учета, а не метод начисления, обычно используемый для декларирования доходов предприятия.

Существует также такое освобождение от налогов для предпринимателей, как освобождение от уплаты налогов на прирост капитала, то есть налоговые льготы в отношении доходов, полученных физическими лицами от продажи акций определенных "квалифицированных малых предприятий". 

Франция.

К странам, которые применяют специальные налоговые режимы для малых и средних предприятий, относится Франция.

Во Франции договорный налог применяется к индивидуальным предпринимателям с совокупным годовым оборотом, не превышающим определенный порог. Чтобы применить договорный налог, налогоплательщик должен предоставить следующую информацию за прошедший год: покупки, продажи, запасы на конец отчетного периода, численность работников, выплаченная заработная плата, количество автомобилей, принадлежащих плательщику. Затем налоговая администрация рассчитывает договорный налог, который должен оценивать доход, который может получить индивидуальный предприниматель. Легко видеть, что информация, предоставленная плательщиком, требует ведения значительного количества записей и, по сути, содержит всю информацию, необходимую для определения налогооблагаемого дохода, за исключением общих коммерческих расходов. На основании предоставленной информации налоговая администрация проводит оценку доходов с учетом специфики вида деятельности, после чего эта оценка становится предметом соглашения с налогоплательщиком. Согласованные суммы применяются на два года - текущий и последующий. Они могут отличаться для этих лет, и суммы за второй год могут быть продлены до одного года или нескольких последующих лет.      

Налогоплательщик может выбрать обычный учет доходов вместо контрактного метода налогообложения, но в этом случае использование обычного метода ограничено тремя годами.

В зависимости от размера оборота налогоплательщика французское налоговое законодательство предусматривает применение упрощенных и вмененных налогов для индивидуальных предпринимателей.

Общие выводы по результатам анализа законодательной и иной нормативной базы специальных налоговых режимов в развитых странах (Великобритания, Франция, Швеция, США):

  1. В развитых зарубежных странах специальные налоговые режимы для малых предприятий, в частности, упрощенные системы налогообложения, являются частью комплексной системы поддержки бизнеса.
  2. В развивающихся странах специальные налоговые режимы резко снижают уровень неформального бизнеса и «приучают» предпринимателей к использованию цивилизованных режимов налогообложения.
  3. Около 90% индивидуальных предпринимателей и значительная доля малых предприятий стран Европейского Союза (далее - ЕС) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют специальные налоговые режимы.
  4. Применение специальных налоговых режимов для малых предприятий дает ощутимый экономический эффект в виде привлечения инвестиций в бизнес, создания значительного количества новых предприятий и рабочих мест, вывода бизнеса из тени.
  5. В зарубежных странах основным критерием предоставления права на использование упрощенных режимов налогообложения является годовой оборот (выручка). Индивидуальные предприниматели и малые предприятия платят подоходный налог по фиксированной ставке. 
  6. Специальные налоговые режимы помогают индивидуальным предпринимателям стать микропредприятиями, а малые предприятия - средними. Это способствует развитию предпринимательства и экономическому росту в стране. 
  7. Периодическая оценка эффективности налоговой системы и пересмотр критериев, дающих предприятиям право использовать специальные налоговые режимы, необходимы с учетом реальной экономической ситуации в каждой стране.
  8. В странах ОЭСР используется система мер для предотвращения фрагментации бизнеса с целью сохранения права на упрощенную налоговую систему.

Нормативное регулирование налогообложения индивидуальных предпринимателей при применении общего налогового режима

Одним из основных направлений экономического развития Российской Федерации является создание благоприятных условий для ведения малого бизнеса, который в странах с развитыми рыночными отношениями является основой экономики.

Предпринимательство без юридического лица стало довольно распространенным явлением в Российской Федерации. Существенным преимуществом выбора именно этой формы ведения бизнеса является более простая система налогообложения, а также упрощенная процедура учета и отчетности. 

Исследование института индивидуального предпринимательства основано на основных направлениях, затрагивающих следующие вопросы:

  • Правовой статус индивидуального предпринимателя;
  • Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей;
  • Налогообложение индивидуальных предпринимателей;
  • Развитие и поддержка индивидуального предпринимательства.

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой страх и риск, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лица, зарегистрированные в этом качестве в порядке, установленном законом.

Статья 23 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также руководителя крестьянского (фермерского) предприятия, осуществляющего деятельность без Образовавшееся юридическое лицо признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без надлежащей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что не является предпринимателем. Суд вправе применять к таким сделкам нормы Гражданского кодекса Российской Федерации по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью. 

Следует отметить, что согласно ст. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, которое в соответствии с законодательством не может быть наложено.  

Налоговый кодекс Российской Федерации дает следующее определение индивидуального предпринимателя (статья 11 Налогового кодекса).  

Индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, обобщая определения индивидуального предпринимательства, данные налоговым и гражданским законодательством, можно отметить, что:

  • Определения могут быть структурированы по таким элементам, как объект, предмет и предварительное условие.  
  • В обоих определениях есть сходства и различия в структурных элементах.  

Налоговый кодекс Российской Федерации характеризуется наличием субъекта - физического лица и главы хозяйства, объекта - предпринимательской деятельности, а также обязательным условием государственной регистрации предпринимателя. Разница в определении в Гражданском кодексе Российской Федерации проявляется в объекте правоотношений - самостоятельной деятельности индивидуального предпринимателя, направленной на систематическое получение прибыли. 

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус индивидуального предпринимателя характеризуется характеристиками лица как субъекта налогового права и носителя статуса налогоплательщика.

В настоящее время федеральное законодательство о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и других нормативных правовых актов Российской Федерации. выдается в соответствии с ними. Регулирование этой сферы отношений осуществляется актами гражданского законодательства, что, в свою очередь, относится к исключительной юрисдикции Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации, статья 3 Гражданского кодекса Российской Федерации).  Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать правовые акты с целью регулирования отношений, связанных с государственной регистрацией, перечисленных в указанного Федерального закона, в противном случае такие акты вступят в явное противоречие с Конституцией Российской Федерации.  

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей является актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемым путем внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, другой информации о Индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом о государственной регистрации.

Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, об их прекращении деятельности в этом качестве и другие сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о государственной регистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее по тексту). - государственный реестр, регистрация). Этот реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.  

Для получения лицензии индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий орган лицензирования следующие документы:

  • Заявление на получение лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность; лицензированный вид деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять; 
  • Копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариально);
  • Копия свидетельства о регистрации соискателя лицензии на регистрацию в налоговом органе (персональный ИНН) (с предъявлением оригинала, если копия не заверена нотариально);
  • Информация о квалификации работников соискателя лицензии;
  • Документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявки на получение лицензии.

Помимо этих документов, в орган лицензирования должны быть представлены и другие документы, наличие которых при осуществлении определенного вида деятельности устанавливается соответствующими федеральными законами. Это могут быть документы, подтверждающие наличие помещения с установленными законодательством характеристиками, специальное оборудование или оборудование, справочная и учебная литература. 

Действующий механизм общего налогового режима индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В отличие от юридических лиц, индивидуальные предприниматели должны отслеживать только доходы и расходы для расчета налогов, которые должны быть уплачены в бюджет. Другое основное отличие индивидуального предпринимателя - физического лица от юридического лица состоит в том, что имущество юридического лица с момента регистрации учитывается отдельно от имущества учредителей, а имущество индивидуального предпринимателя не различается между личным имущество и имущество, связанное с предпринимательской деятельностью. Эта функция распространяется не только на имущество в виде основных средств, товаров. Но и на обязательства, денежные средства. Если, например, индивидуальный предприниматель несет убытки при наличии кредиторской задолженности, то ответственность перед кредиторами можно возместить из личного имущества (автомобиля, квартиры, коттеджа).   

Условием получения статуса индивидуального предпринимателя является его государственная регистрация. В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти - налоговыми органами. Их полномочия отражены в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506.       

Регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется в налоговых органах по месту жительства. В случае изменения места жительства физического лица, необходимо уведомить об этом регистрирующий орган. Он, в свою очередь, обязан внести изменения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и направить регистрационный файл в регистрирующий орган по новому месту жительства. В этой ситуации ответственность за своевременную передачу дела полностью ложится на человека.   

На основании представленных документов регистрирующие органы вносят информацию в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), после чего индивидуальный предприниматель облагается налогом. В этом случае налоговая инспекция присваивает предпринимателю налоговый идентификационный номер (ИНН), состоящий из двенадцати цифр. Первые четыре цифры обозначают код налогового органа, присвоившего ИНН, следующие шесть - порядковый номер записи о предпринимателе в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков, последние две цифры - набор контрольных значений. Министерством по налогам и сборам Российской Федерации по специальному алгоритму.  

Для индивидуального предпринимателя выдаются следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;  
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства;  
  • постановка продукции.  

После государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя налоговые органы направляют информацию о нем в Государственный комитет по статистике Российской Федерации. Территориальные органы статистики должны присвоить индивидуальному предпринимателю коды в течение недели, а затем сообщить об этом в налоговые органы. Данные о присвоенных кодах заносятся в Единый государственный реестр предприятий.  

Индивидуальный предприниматель должен получить все необходимые сертификаты и уведомления, а именно:

  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (где указывается ОГРН индивидуального предпринимателя);
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • регистрационный номер в пенсионном фонде;
  • свидетельство о регистрации застрахованного в территориальном фонде обязательного медицинского страхования с обязательным медицинским страхованием;
  • уведомление о присвоении кодов статистики.

ИНН индивидуального предпринимателя остается его личным, но у него нет контрольного пункта.

Еще до начала деятельности мы рекомендуем вам определить налоговый режим, который будет использовать индивидуальный предприниматель, и особенности бухгалтерского учета.

Общая система налогообложения - это система, в которой индивидуальный предприниматель оплачивает все необходимые налоги, сборы, платежи, если он не освобожден от их уплаты. Индивидуальный предприниматель в общей системе налогообложения уплачивает следующие налоги и сборы: 

  • подоходный налог с физических лиц (НДФЛ)  
  • налог на добавленную стоимость (НДС)  
  • государственные пошлины;  
  • акцизы;  
  • таможенные пошлины;  
  • налог на добычу полезных ископаемых;  
  • водный налог;  
  • плата за пользование объектами животного мира и использование объектов водных биологических ресурсов;  
  • транспортный налог;  
  • налог на азартные игры;  
  • земельный налог;  
  • налог на имущество физических лиц.  

Большая часть вышеуказанных налогов уплачивается в тех случаях, когда индивидуальный предприниматель занимается определенным видом деятельности. В большинстве случаев индивидуальный предприниматель платит налог на доходы физических лиц, НДС и страховые взносы во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Фонд медицинского страхования) по единой системе налогообложения. 

Данная налоговая система выбирается индивидуальным предпринимателем, если есть необходимость выделить сумму НДС в документах для покупателей.

Основной особенностью учета доходов и расходов индивидуального предпринимателя, работающего по общепринятой системе налогообложения, является использование кассового метода (после фактического получения доходов и расходов).

В отличие от юридического лица, применяющего общую систему налогообложения, индивидуальный предприниматель не платит подоходный налог. Но когда индивидуальный предприниматель получает доход, возникает налоговая база по подоходному налогу с населения. 

Согласно пункту 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц все доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, как в денежной форме, так и в натуральной форме или право распоряжаться ими, с которыми они возникли, а также доходы в виде материальных благ, учитываются. Такой доход является доходом от предпринимательской деятельности, облагается налогом в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса Российской Федерации, а также все другие доходы, которые индивидуальный предприниматель получил как физическое лицо за пределами этой деятельности.        

Если при исчислении подоходного налога доход может быть уменьшен на сумму расходов, то индивидуальный предприниматель при исчислении подоходного налога с физических лиц вправе уменьшить свой доход за счет профессиональных налоговых вычетов (пункт 1 статьи 221, пункт 1 статьи 227 Налогового кодекса).        

Вы можете уменьшить только доход, полученный от предпринимательской деятельности. Как правило, расходы вычитаются только в тех случаях, когда они могут быть задокументированы. 

Однако по отношению к индивидуальным предпринимателям ст. 221 Налогового кодекса предусматривает исключение из этого правила. Им разрешается учитывать при вычете также неутвержденные расходы, но в размере 20% от общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности (пункт 4 пункта 1 статьи 221 Налогового кодекса).         

Налоги, подлежащие уплате в рамках общей системы налогообложения Налог на добавленную стоимость    

Объектом налогообложения является продажа товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в т.ч. продажа заложенных предметов и передача товаров по договору о предоставлении компенсации или новации, а также передача прав собственности (статья 146 Налогового кодекса Российской Федерации).   

Налоговой базой являются все виды доходов налогоплательщиков, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных в денежной и натуральной форме, в том числе по оплате ценными бумагами (статья 153 Налогового кодекса Российской Федерации).  

Акцизы

Объектом налогообложения является продажа на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе продажа заложенных предметов и передача подакцизных товаров по договору о предоставлении компенсации или новации (статья 182 Налогового кодекса). Российской Федерации).   

Налоговой базой является объем проданных подакцизных товаров в натуральном выражении (статья 187 Налогового кодекса).  

Индивидуальный подоходный налог

Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками из источников в Российской Федерации и из источников за пределами Российской Федерации (статья 209 Налогового кодекса Российской Федерации).  

Налоговой базой является весь доход налогоплательщика, полученный им как в денежной и натуральной форме, так и право распоряжаться им, возникшее у него, а также доход в виде материальной выгоды (статья 210 Налогового кодекса Российской Федерации). ,  

Горный налог

Объект налогообложения - полезные ископаемые, добываемые из недр на территории Российской Федерации, предоставленные налогоплательщику для использования в соотв. с законодательством Российской Федерации, а также с полезных ископаемых, добываемых из отходов добычи, если такая добыча подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 336 Налогового кодекса Российской Федерации).    

Налоговая база - стоимость добываемых полезных ископаемых (ст. 338 НК РФ).  

Формирование налоговой базы по подоходному налогу с населения. Налоговый период, налоговые ставки 

Налогоплательщиками личного дохода являются физические лица. Люди также понимаются как предприниматели. Статья 227 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что физические лица, которые зарегистрированы и созданы в порядке, установленном действующим законодательством, и осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны исчислять и уплачивать подоходный налог с населения на сумму дохода, полученного от таких лиц. виды деятельности. 

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц является доход, полученный предпринимателем из источников в России или из-за рубежа, если он

является налоговым резидентом России. А доход получают только в России - если он не является налоговым резидентом (статья 209 Налогового кодекса Российской Федерации). Налоговыми резидентами России являются физические лица, которые фактически находятся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение следующих 12 последовательных месяцев.    

Индивидуальные предприниматели - это как предприниматели, так и обычные люди. Поэтому им необходимо отделить доход от своей предпринимательской деятельности от дохода, не связанного с ним. В этой ситуации, когда предприниматель выбрал для себя общую систему налогообложения, это не так важно - оба облагаются подоходным налогом, хотя и по разным правилам.  

При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все полученные им доходы налогоплательщика как в денежной, так и в натуральной форме или право распоряжаться ими, а также доходы в виде материальных выгод. Такой доход будет облагаться налогом доход от предпринимательской деятельности и все другие доходы, которые предприниматель получил за рамками предпринимательской деятельности. Перечень доходов из источников в Российской Федерации и из источников за пределами Российской Федерации установлен в статье 208 Налогового кодекса.  

Материальная выгода:

  • низкие проценты по кредитам и займам - дешевле, чем их предоставляет правительство;
  • выгоды от приобретения товаров, работ и услуг по низким ценам - ниже рыночных;
  • низкая стоимость приобретения ценных бумаг.

В то же время предприниматель платит подоходный налог с доходов от предпринимательской деятельности, а работодатель удерживает подоходный налог с доходов, полученных им как физическим лицом.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками подоходного налога, применяют Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства по налогам Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 86н. / BG-3-04 / 430 «Об утверждении порядка учета доходов, расходов и операций для индивидуальных предпринимателей» (далее - Порядок учета доходов и расходов).

В соответствии с пунктом 4 Порядка учета доходов и расходов индивидуальные предприниматели должны вести учет доходов и расходов, а также хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций (далее - книга бухгалтерского учета). Содержание книги учета рассматривается в гл. 3.1.7 этой книги.  

Предприниматели рассчитывают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на основании данных Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя.

Предприниматели в текущем году платят авансовые налоговые платежи. Пункт 8 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок исчисления авансовых платежей по подоходному налогу с населения. Авансовые платежи рассчитываются не налогоплательщиками, а налоговым органом, в котором налогоплательщик зарегистрирован в налоговых органах, и рассчитываются за весь текущий налоговый период.  

Авансовые платежи рассчитываются исходя из:

  • или информация (указанная налогоплательщиками в налоговой декларации) о сумме предполагаемого дохода;  
  • или сумма фактического дохода, полученного этими лицами (только от предпринимательской деятельности) в предыдущем налоговом периоде.  

Налоговые органы направляют письменное уведомление налогоплательщику. По получении первого уведомления налогоплательщик выплачивает сумму авансового платежа за период с 1 января по 30 июня не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей. Во втором и третьем уведомлении налоговый орган предлагает выплатить (а налогоплательщик выплачивает) четверть годовой суммы авансовых платежей соответственно не позднее 15 октября текущего года и 15 января года, следующего за текущим годом. , При определении суммы предполагаемого дохода на основе фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период налоговый орган уменьшает сумму предполагаемого дохода на сумму стандартных и профессиональных налоговых вычетов.   

Сумма налога на доходы физических лиц исчисляется предпринимателями по результатам налогового периода по доходам от предпринимательской деятельности, дата получения которого относится к данному налоговому периоду. Как следует из значения нормы пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель при расчете налога учитывает доходы, фактически полученные в его распоряжении. Для целей исчисления налога на доходы физических лиц дата фактического получения дохода от предпринимательской деятельности определяется как день:  

  • выплата дохода, в том числе перевод доходов на счета налогоплательщиков в банках или, от его имени, на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;  
  • перевод дохода в натуральной форме - при получении дохода в натуральной форме;  
  • уплата налогоплательщиком процентов по заемным (кредитным) средствам, приобретение товаров (работ, услуг), приобретение ценных бумаг - при получении дохода в виде материальной выгоды.  

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, в соответствии с пунктом 3 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм авансовых налоговых платежей, фактически уплаченных в соответствующий бюджет. Кроме того, если налогоплательщик, помимо дохода от бизнеса, получил доход, налог которого был удержан и уплачен налоговыми агентами, то эти суммы налога также уменьшают сумму подлежащего уплате налога. 

Общая сумма налога, рассчитанная в соответствии с налоговой декларацией, выплачивается налогоплательщиками в соответствующий бюджет через банк (наличный или безналичный расчет) или через организацию связи или кассы местного самоуправления (в порядке и случаях). указанные в пункте 2 статьи 45, пункте 3 статьи 58 Налогового кодекса). Уплата налога производится по месту налоговой регистрации налогоплательщика не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом является календарный год.   

Если общая сумма налога, рассчитанная на конец налогового периода, меньше суммы налога, удержанного налоговыми агентами и (или) фактически уплаченных авансовых платежей, то в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма чрезмерно уплаченного налога должна быть зачтена в счет будущих платежей или возвращена налогоплательщику по его письменному запросу. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет с даты уплаты указанной суммы. 

Во-первых, существует универсальная ставка в 13% от суммы полученного дохода. Эта ставка применяется к основной части доходов индивидуальных предпринимателей. 

Во-вторых, существует налоговая ставка 35%. Это относится к доходам в виде выигрышей в рекламных конкурсах, к сумме дополнительного дохода от неоправданно высоких процентов, полученных по депозитам в банках, и к сумме сбережений, полученных от выплаты излишне низких процентов процентам кредиторам и заемщикам. 

В-третьих, существует налоговая ставка 30%. Он также универсален, распространяется только на налог нерезидентов. Не путайте их с иностранцами. Например, если предприниматель уезжает за границу на длительный период (более шести месяцев), то даже если он остается гражданином России, он становится налоговым нерезидентом. И вместо его «льготных» 13% НДФЛ с его дохода будет взиматься всеми 30%.    

В-четвертых, если предприниматель, являющийся налоговым резидентом России, будет иметь доход в виде дивидендов (например, от акций или участия в определенной компании с ограниченной ответственностью), то такой его доход будет облагаться налогом по ставке налога 9%.

Доход индивидуального предпринимателя считается доходом, когда предприниматель получил реальные денежные средства или некоторые другие активы от своей предпринимательской деятельности. Например, если он получил аванс в счет будущих поставок товаров, работ или услуг, то сумма аванса должна быть немедленно включена в структуру доходов. Или если во время инвентаризации обнаружены лишние товары, то их стоимость будет для него доходом, полученным в натуральной форме.  

При исчислении сумм налога в соответствии с пунктом 4 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации физическое лицо не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков прошлых лет, то есть убытков, возникших до налогового периода. и получил в процессе предпринимательской деятельности.

Объектом налогообложения подоходного налога с физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиком в результате предпринимательской деятельности. Доход включает всю выручку от продажи товаров, работ и услуг, а также стоимость имущества, полученного бесплатно. 

Налоговая база включает доход индивидуального предпринимателя в денежной или натуральной форме, полученный им за налоговый период, за вычетом документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением этого дохода:

  1. материальные затраты;  
  2. амортизация;  
  3. расходы на оплату труда работников;  
  4. другие расходы.  

Вычеты, подлежащие вычету в иностранной валюте, переводятся в рубли по курсу ЦБ, установленному на дату фактического понесения расходов.

Расчет налога производится по ставкам подоходного налога с физических лиц, которые одинаковы для индивидуальных предпринимателей и для физических лиц, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Доходы налоговых резидентов облагаются налогом по ставке 13%. Лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивают налог по ставке 30%.  

Подоходный налог с населения рассчитывается в полных рублях (отбрасывается менее 50 копеек, округляется до 50 копеек и более).

Налоговая база определяется как сумма дохода, полученного в налоговом периоде, уменьшенная на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных отчислений в соответствии со статьями 210, 218-221 Налогового кодекса.

Доход индивидуального предпринимателя, облагаемый налогом по ставке 13%, подлежит уменьшению на сумму вычетов.

Стандартные налоговые вычеты делятся на две группы: первая объединяет вычеты в размере 3000, 500 или 400 рублей, которые предоставляются отдельным категориям граждан; второй содержит отчисления для детей, которых поддерживают родители, супруги родителей, опекуны или попечители. 

Согласно пунктам 2 с. 1 статьей 220 Налогового кодекса налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет в размере фактически понесенных им расходов на новое строительство или приобретение жилых помещений на территории Российской Федерации.      

После получения индивидуальным предпринимателем дохода, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 13 процентов, он вправе использовать вычет по налогу на имущество в общеустановленном порядке. То есть индивидуальный предприниматель, применяющий специальные налоговые режимы (UTII, USN, USN, EKHN), не вправе использовать имущественный вычет, если, кроме операций в специальном режиме, он не осуществляет никаких других (облагается налогом по ставке 13%). ), поскольку данная категория налогоплательщиков освобождается от подоходного налога с населения по отдельным видам деятельности (Письмо Минфина России от 22 декабря 2011 г. N ЭД-2-3 / 985).   

Глава 23 Кодекса предусматривает для индивидуальных предпринимателей право на получение профессиональных налоговых вычетов. Помимо профессиональных отчислений, индивидуальные предприниматели в общем порядке имеют право на стандартные, имущественные, социальные отчисления. 

Индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически понесенных ими и документально подтвержденных расходов, которые непосредственно связаны с получением дохода. Профессиональные отчисления могут быть использованы только после государственной регистрации предпринимателя. Таким образом, расходы, понесенные до официальной регистрации, даже если они связаны с бизнесом, не могут быть приняты во внимание.  

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». Если налогоплательщики не могут документировать свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов от общей суммы доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.  
 

Индивидуальный предприниматель не ограничен правом объявлять социальные налоговые вычеты для обучения, лечения, благотворительности. Если он имеет доход, облагаемый по вышеуказанной ставке, то есть он работает по общей системе налогообложения (письмо Министерства Финансы от 04.10.12 , № 03-04- 05 / 8-1144 от 04.10.2010 № 03-04-05 / 3-584).    

Налоговым периодом является календарный год.

Сумма налога рассчитывается как процент от налоговой базы, соответствующей налоговой ставке.

Собственно, подоходный налог платится один раз в год. Во-первых, предприниматель должен подать налоговую декларацию за год в налоговую инспекцию. Крайний срок подачи налоговой декларации - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (Предыдущим годом).  

Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что налог на доходы физических лиц подлежит уплате в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующих размерах:

  • В бюджеты субъектов Российской Федерации - согласно нормативу 70 процентов (ст. 56 БК РФ)
  • В бюджеты населенных пунктов - по норме 10 процентов (ст. 61 БК РФ);

В бюджеты муниципальных районов - по нормативу 20 процентов (ст. 61.1 ГК РФ).

Таким образом, налог на доходы физических лиц, являясь федеральным налогом, полностью выплачивается в местные и региональные бюджеты.

Вывод

В данной курсовой работе был подробно рассмотрен механизм общей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей. Недостатки и существенные преимущества этого вида налогообложения были изучены в контексте современной налоговой политики. 

В России в настоящее время уровень развития индивидуального предпринимательства явно не соответствует ни современным потребностям экономики страны, ни тем более требованиям глобализации мировой экономики. Индивидуальное предпринимательство играет важную роль в решении ряда социально-экономических проблем, негативное влияние которых особенно остро стоит на муниципальном уровне. 

При выборе режима налогообложения индивидуальный предприниматель, прежде всего, обращает внимание на удобство налогообложения, на понятность и доступность информации о выбранном виде налогообложения.

Преимущества общей системы налогообложения:

  • организации или индивидуальные предприниматели, применяющие ОСН, являются плательщиками НДС. Это удобно для многих предприятий, так как их стоимость включает НДС;   
  • при отрицательном доходе есть право не платить подоходный налог. Возможность уменьшения суммы налога на сумму убытков в будущем;   
  • отсутствие ограничений по прибыли, численности работников, размеру торговых площадей и прочее.  

Недостатки:

  • сложное и полное налогообложение;  
  • учет является необходимым;    
  • Вся первичная документация должна храниться не менее 4 лет.