Совершенная конкуренция и монополия как полярные рыночные структуры

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Монопольная власть и издержки общества
Антимонопольное регулирование: мировой и отечественный опыт
Олигополия, ее роль и распространение в России
Монополистическая конкуренция, место и роль в экономике России


Введение:

Конкуренция - это форма взаимного соперничества между хозяйствующими субъектами за достижение наилучших производственных условий, получение наибольшей прибыли.

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая конкуренция за достижение наилучших результатов в любой сфере деятельности, борьбу товаропроизводителей за более благоприятные экономические условия и получение максимальной прибыли. С другой стороны, это элемент рыночного механизма, обеспечивающего взаимодействие субъектов рынка в производстве и реализации продукции, а также в сфере капитальных вложений. По форме конкуренция представляет собой систему норм и правил организации.

Конкуренция как экономический процесс может быть представлена ​​как совокупность определенных действий субъектов хозяйствования.

Эти действия накапливаются в виде экономического цикла, который включает в себя следующие последовательные процессы воспроизводства:

  1. Формирование материально-материальных элементов производственно-трудового коллектива;
  2. Организация производства, обеспечение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возвратной основе;
  3. Создание конкурентоспособной продукции;
  4. Реализация продукции, в том числе меры по определению объема, времени и места ее продажи;
  5. Создание инвестиционного фонда за счет прибыли и его использование для расширения производства.

Идеальная конкуренция предполагает выполнение следующих условий:

  1. На рынке доступно большое количество независимых производителей; размер производства каждого невелик по сравнению с размером рынка, поэтому ни один из них не может повлиять на рыночную цену;
  2. Фирмы, конкурирующие на рынке, производят однородную продукцию;
  3. Покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах;
  4. Продавцы действуют независимо друг от друга, не договариваясь о ценах;
  5. Фирмы могут свободно входить и выходить из отрасли.

В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену товара; цена как бы устанавливается рынком. Производителю невыгодно снижать цену ниже рыночной, поскольку он может свободно продавать товар по более высокой цене. Также нет смысла поднимать цену выше рыночной, поскольку покупатели будут покупать товары у конкурентов по более низкой цене.

Кривая спроса в условиях совершенной конкуренции идеально эластична и горизонтальна.

В условиях несовершенной конкуренции продавец может манипулировать ценой и объемом производства, чтобы максимизировать прибыль.

Существуют следующие основные модели несовершенной конкуренции: монополия, монопсония, монополистическая конкуренция, олигополия.

В своей курсовой работе я буду рассматривать только совершенную конкуренцию и чистую монополию.

Идеальная конкуренция

Предприятие и рынок в краткосрочной перспективе

Рыночные отношения всегда представлены парными отношениями между продавцом и покупателем. Эти отношения действуют как связи между производством и потреблением как спрос и предложение.

Поведение потребителя (покупателя) и производителя (продавца) определяется двумя законами:

  1. По закону спроса - при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров, когда цены падают, и меньше - когда они растут;
  2. По закону предложения - если другие условия остаются неизменными, то продавец создает и предлагает на продажу больше товаров при росте цен и меньше при их падении.

Спрос-спрос на продукт характеризует наше желание купить определенное количество этого продукта.

Предложение - характеризует готовность продавца продать определенное количество определенного товара в течение определенного периода времени.

Построив кривые спроса и предложения на одном графике, я могу посмотреть на процесс формирования равновесной цены.

Рыночное равновесие - это состояние рынка, когда спрос и предложение сбалансированы: ни продавцы, ни покупатели не имеют внутренних стимулов нарушать это состояние.

Таким образом, видно из графика, что при цене, равной 185 (Pe), количество спроса и предложения сбалансированы в точке (E), а равновесный объем равен 2143 (Qe).

Далее я вычислю ценовую эластичность рыночного спроса в точке рыночного равновесия (E).

Эластичность - это степень реакции определенной величины на изменение другой величины.

Ценовая эластичность спроса - это число, показывающее, насколько изменится объем спроса на продукт, если цена этого продукта изменится на один процент.

Коэффициент эластичности - это число, показывающее, насколько изменится одно значение, когда другое значение изменится на один процент.

Поскольку коэффициент эластичности больше единицы, это означает, что спрос очень чувствителен к изменениям цен. Такой спрос называется эластичным.

Теперь я вычислю общий доход всех продавцов и общую стоимость всех покупателей на рынке в равновесии.

Поскольку в условиях рыночного равновесия спрос равен предложению, то общий доход всех продавцов и общие затраты всех покупателей будут одинаковыми.

Установленное рыночное равновесие позволяет как продавцам, так и покупателям получать дополнительную и взаимную выгоду от обмена. Это проявление социальной выгоды от установления равновесной цены. Чтобы прояснить это положение, необходимо ввести новые категории - дополнительная потребительская выгода (излишек потребителя), дополнительная выгода производителя (излишек производителя), общая выгода от обмена.

Короткий период времени называется периодом, за который фирма может изменить объем использования только одного ресурса (рабочей силы).

В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена определяется взаимодействием рыночного спроса и предложения на рынке и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (AR) для каждой отдельной фирмы. Из-за однородности продуктов и наличия большого количества совершенных заменителей ни одна фирма не может продавать свои товары по цене, которая даже немного выше, чем равновесная цена (Pe). С другой стороны, отдельная фирма очень мала по сравнению с совокупным рынком, и она может продавать все свои продукты по цене Pe, то есть ей не нужно продавать продукт по цене ниже Pe. Таким образом, все фирмы продают свою продукцию по рыночной цене (Pe), определяемой рыночным спросом и предложением.

Равновесный выпуск - это объем производства, при котором прибыль фирмы максимизируется. В состоянии равновесия фирмы предельный доход равен предельным издержкам и рыночной цене продукта.

Затраты - это затраты, выраженные в денежной форме в связи с затратами различных видов экономических ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы, оборудования и т. д.) в процессе производства товаров.

ФК - постоянные затраты (не зависят от объема) на производство, стоимость которых не меняется с увеличением объема продукции (арендная плата, арендная плата и т. д.).

ВК - переменные затраты (в зависимости от объема), величина которых варьируется в зависимости от объема производства (затраты на сырье, транспортные услуги и т. д.).

TC - общие затраты, за короткий период могут быть представлены как сумма постоянных и переменных затрат.

MC-предельные издержки определяются отношением изменения общих затрат к изменению объема производства.

Средняя постоянная стоимость AFC равна отношению фиксированных затрат к стоимости продукции.

Средняя переменная стоимость AVC равна отношению переменных затрат к стоимости продукции.

ATC - средняя общая стоимость определяется путем деления общей стоимости на стоимость продукта.

МР-предельный доход - это дополнительный доход от продажи другой единицы продукции.

Я рассчитываю затраты компании в краткосрочной перспективе.

Под оптимальным объемом производства и реализации продукции понимается объем, при котором достигаются наилучшие экономические результаты предприятия.

Оптимальный объем производства составляет 11,7 тыс. Штук, так как в этом случае прибыль фирмы максимальна (точка А).

Чтобы определить наличие и размер прибыли (убытка), необходимо рассчитать затраты.

Расчеты показывают, что компания в настоящее время несет убытки, и если она закроется, потери возрастут до 1200, поэтому ей необходимо остаться и продолжить работать, но уйти в длительный период.

Далее я буду составлять график расходов компании.

Точка безубыточности - это минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходом, а с производством и продажей каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.

Такой точки нет, так как TC не пересекается с TR, следовательно, фирма не имеет прибыли. Фирма в растерянности на протяжении всего интервала.

Точка закрытия фирмы является самой низкой точкой на кривой средних переменных затрат. Фирма прекратит свою производственную деятельность, если цена упадет ниже этой точки (B). Самая низкая точка производства равна производству 8,2 тыс. Штук, эта точка будет точкой закрытия предприятия.

Я нарисую кривую предложения фирмы в короткий период.

Максимизирующая прибыль фирма стремится поддерживать объем производства на уровне, когда цена равна предельным издержкам. Графически это означает, что кривая предельных издержек фирмы также является кривой ее предложения.

Исходя из условия, что одна фирма может производить не более 11,7 тыс. Продуктов, мы определяем количество фирм, работающих на рынке.

Предприятие и рынок в долгосрочной перспективе

Длительный период называется периодом, в течение которого фирма может изменить объем использования обоих ресурсов (труда и капитала). В течение длительного периода, в отличие от короткого, все производственные ресурсы фирмы являются переменными, поэтому как отдельное предприятие, так и полностью конкурентная отрасль в целом, чтобы максимизировать прибыль, могут изменить объемы всех используемых ресурсов.

Во-первых: в долгосрочной перспективе любое предприятие имеет возможность выбирать производственные мощности, а значит, более чем за короткий промежуток времени изменять объем выпускаемой продукции.

Во-вторых: благодаря набору выхода и входа в отрасль и из отрасли предприятия, привлеченные экономической прибылью, легко выйдут на рынок и наоборот, при отсутствии прибыли предприятие будет свободно покидать ее.

В условиях долгосрочного равновесия каждое типичное предприятие и отрасль в целом имеют нулевую экономическую прибыль, и поэтому ни одно предприятие не имеет стимула входить и выходить из отрасли. Это основное различие между равновесием длительного периода и

равновесие короткого периода, когда отраслевое предприятие может иметь нулевую, положительную и отрицательную прибыль.

Чтобы убедиться в этом, я буду строить график работы компании в долгосрочной перспективе.

Чтобы определить, имеет ли фирма прибыль (11), я вычислю затраты (9) и общий доход фирмы (10).

Расчеты показывают, что прибыль фирмы в долгосрочной перспективе равна нулю.

Если типичное предприятие на рынке совершенной конкуренции получит положительную экономическую прибыль, то эта прибыль привлечет в отрасль новые предприятия, продукция отрасли увеличится. В этих условиях кривая отраслевого предложения сместится вправо, и равновесная цена продукта снизится.

Чтобы убедиться в этом, я построю кривую предложения в течение длительного периода.

На графике видно, что равновесная рыночная цена составит 132 рубля при объеме производства 3850 тыс. Штук. Из условия, что одна фирма производит 8,3 тыс. Штук, я определю количество фирм, работающих на рынке (12).

Рассчитайте общий доход (10) всех продавцов и общую стоимость (9) всех покупателей на рынке.

Далее я вычислю выгоду покупателей (5) и продавцов (6) от рыночной биржи. Покупатели получают выгоду.

Сравнительная характеристика поведения фирмы и рыночных условий в короткие и длинные периоды

Совершенная конкуренция - это экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, а формируют ее путем ввода спроса и предложения.

В краткосрочной перспективе возможности новых фирм свободно входить в отрасль ограничены, но каждая фирма способна изменять степень загрузки производственных мощностей. Спрос на продукт фирмы характеризуется высокой эластичностью, а рыночные цены динамичны.

Это связано с возможностью нескольких состояний и разным поведением фирмы:

  1. Государство предприятия обеспечивает получение экономической прибыли (сверхприбыль, то есть сверх обычной прибыли) и способствует ее развитию.
  2. Безубыточное производство. Минимальная средняя общая стоимость равна предельным затратам и предельному доходу (цене). Компания полностью покрывает свои производственные затраты, получает нормальную прибыль, но не имеет экономической прибыли, а следовательно, и собственных возможностей развития.
  3. Состояние фирмы обеспечивает возмещение всей стоимости средних переменных (текущих) затрат и некоторой части средних постоянных затрат.
  4. Состояние компании, которая называется предельной. Компании удается оставаться на плаву в течение короткого времени. В случае дальнейшего снижения рыночной цены продукта он перестает быть конкурентоспособным, поскольку не сможет покрыть даже текущие производственные затраты и будет вынужден покинуть отрасль.

Если типичная фирма в отрасли получает экономическую прибыль, то в конечном итоге это привлечет в отрасль новый капитал, откроются новые фирмы, а существующие предприятия в отрасли расширят производство.

Если в краткосрочной перспективе фирма несет убытки, но получает операционную прибыль, то рациональным долгосрочным решением было бы сократить производство и затем покинуть отрасль.

Естественно, долгосрочное решение будет таким же, с потерями, равными стоимости постоянных затрат, то есть, когда в краткосрочной перспективе нет операционной прибыли. В этом случае как краткосрочное, так и долгосрочное решение будет однозначным: закрыть производство.

Такие решения принимаются не одной фирмой, а всеми ими.

В результате масштабных, похожих, хотя и не скоординированных друг с другом действий рынок преодолевает экстремальные ситуации нерентабельного и сверхприбыльного производства, и все возвращается на круги своя, т. е. К условиям для всех, чтобы получать только нормальную прибыль. Это происходит следующим образом. Если излишки прибыли побуждают предприятия расширять производство и привлекать в отрасль новые фирмы, масштабы промышленного производства и предложения увеличиваются. Кривая предложения отрасли смещается вправо, что приводит к снижению рыночной цены. Если цена упадет до такого уровня, что фирмы решат закрыть производство и покинуть отрасль, отраслевое предложение уменьшится, и, с учетом того же отраслевого спроса, это приведет к росту цены. Такие процессы будут продолжаться до тех пор, пока цена не будет установлена ​​на уровне, достаточном только для всех фирм в отрасли, чтобы получать нормальную прибыль. Свободная конкуренция выравнивает позиции всех производителей и обеспечивает им только нормальную прибыль (в долгосрочной перспективе).

В то же время эта цена будет равновесной рыночной ценой (фирмы не входят в отрасль и не покидают ее).

Кривая долгосрочного предложения отрасли для отрасли с фиксированными издержками будет горизонтальной. Увеличение рыночного спроса на совершенно конкурентоспособные продукты будет способствовать росту цен. Новые фирмы ворвутся в отрасль. Благодаря им предложение увеличится, что скажется на цене, которая снизится до прежнего уровня. Отрасль аналогичным образом реагирует на снижение спроса. Если цены на различные виды затрат не изменятся при изменении объема выпуска продукции в отрасли, то кривая долгосрочного предложения будет абсолютно эластичной.

Чистая монополия

Монополия в краткосрочной и долгосрочной перспективе

Когда на рынке есть только один продавец, этот продавец имеет монополию. На таком рынке продавец может влиять на цену, контролируя количество произведенных товаров. Следовательно, кривая спроса на продукт монополиста действительно является кривой рыночного спроса. На решения монополя влияют спрос на его продукт, ценовая эластичность этого спроса, предельный доход и предельные издержки производства товара.

Монополия характеризуется концентрацией предложения в руках владельцев одной фирмы.

Везде предполагается, что владельцы монополии стремятся максимизировать прибыль. Кривая спроса на продукты монополиста отличается от кривой для продуктов совершенного конкурента (даже если рыночный спрос одинаков на обоих рынках).

Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентоспособного предприятия бесконечно эластична и выглядит как прямая линия, параллельная оси выпуска.

Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста является кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон.

Модель монополии основана на ряде допущений:

  • Продукты монополии не имеют идеальных заменителей.
  • Там нет свободного входа на рынок.
  • Прекрасное понимание монополистом состояния рынка.
  • Одному продавцу противостоит большое количество покупателей.
  • Рассмотрим этот же рынок после монополизации.

Далее я вычислю сумму прибыли (11), общей выручки (10) и затрат монополиста в оптимальном состоянии предприятия.

Я рассчитываю выгоды покупателей (5) и выгоды продавцов от рыночного обмена в монополии.

Регулирование монополии путем налогообложения

Монополия против совершенной конкуренции.

Обеспечивает меньшую производительность.

Формирует более высокие цены на товар.

С точки зрения общества, монополия является менее эффективной рыночной структурой, чем совершенная конкуренция.

Это заставляет общество искать способы регулирования монополии.

Одним из таких методов является налогообложение.

Налог является обязательным, индивидуально бесплатным платежом, взимаемым государственными органами различных уровней от организаций и частных лиц с целью финансовой поддержки деятельности государства и муниципалитетов.

Я рассмотрю влияние единовременного налога на монополию.

Единовременный налог - это налог, который взимается государством независимо от объема продаж, осуществляемых компанией.

Поскольку величина единовременного налога не зависит от объема производства, постоянные издержки компании (ФК) увеличиваются. Наряду с увеличением постоянных затрат, средние постоянные затраты (AFC) также увеличиваются, что означает, что средние общие затраты (ATC) увеличиваются, но предельные затраты (MC) не изменятся.

Далее я вычислю общий доход (10), затраты (13) и прибыль.

Прибыль монополиста уменьшится в результате введения единовременного налога, но объем производства и цена продукции не изменятся.

Товарный налог - это налог, который зависит от объема производства.

Поскольку величина налога зависит от объема производства, переменные издержки фирмы (VC) увеличиваются. Наряду с увеличением переменных затрат средние переменные затраты (AVC) также увеличиваются, что означает, что средние общие затраты (ATC) и предельные затраты (MC) увеличиваются.

Далее я вычислю общий доход (10), затраты (13) и прибыль.

Прибыль монополиста в результате введения налога на продукт будет уменьшаться, объем производства будет уменьшаться, а цена на продукты будет увеличиваться.

Последствия рыночной монополизации

При оценке роли любой формы монополии в экономике существуют аргументы за и против монополий. Плюсы связаны с тем, что крупная ассоциация обычно выступает в роли монополиста.

Как таковой, он имеет возможность:

  • применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию по более низким ценам и снижать цены;
  • выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новых продуктов и технологий, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  • противостоять рыночным колебаниям: во время кризисов крупные фирмы и, тем более, их ассоциации более стабильны, они менее подвержены риску разорения (и роста безработицы), чем малые и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики.

В то же время монополии имеют возможность:

  • увеличить свою прибыль за счет повышения цен без снижения себестоимости продукции;
  • «Эксплуатировать» потребителей, повышая цены до уровня равновесия;
  • ослабить или даже устранить конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции и уровень производственных затрат.

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию социальных издержек производства. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.

Вывод:

Рынок совершенной конкуренции состоит из большого количества конкурирующих продавцов. Каждый из них предлагает стандартные однородные продукты для многих клиентов. Конкуренция - это механизм, с помощью которого рынок выполняет свои функции. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца и что отдельный продавец не может влиять на цену. Существует свобода входа и выхода: любая компания, при желании, может начать производство данного продукта или покинуть рынок без помех. На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукцию отдельной фирмы абсолютно эластичен.

На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и в то же время равна средним затратам. Равенство цены и предельных издержек указывает на то, что ресурсы распределяются таким образом, чтобы производить совокупный продукт, состав которого наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителей.

Совершенная конкуренция подразумевает равный доступ для всех фирм к ресурсам, включая технологическую информацию. Следовательно, в долгосрочной перспективе каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффективный вариант производства, в результате чего кривые общих затрат всех фирм в одной отрасли будут идентичны, и мы можем сказать, что в долгосрочной перспективе отрасль состоит из одинаковых или типичных фирм.

Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к рыночной монополизации - установлению диктата продавца. Современный рынок - это рынок, который сочетает в себе конкуренцию и монополию.

Чистая монополия - это рынок, на котором существует один продавец продукта, который не имеет близких заменителей и защищен от прямой конкуренции высокими барьерами для входа в отрасль. В условиях чистой монополии концепция фирмы и отрасли совпадают.

Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям для общества. Монопольная выручка меньше убытков, понесенных покупателем. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции является одной из важнейших функций государства. Что касается искусственных монополий, то государство проводит антимонопольную политику, используя различные меры экономического и административного давления. Государство контролирует и регулирует деятельность естественных монополий.