Социология в российских университетах: история и современность

Содержание:

  1. Первый социологический институт
  2. Марксистская социология
  3. Вывод:
Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 01.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Современные российские социологические школы
Социально-демографическая ситуация в современной России
Особенности современной российской социологической периодики
Западная социология в начале XXI века

Введение:

Наряду с западноевропейскими социологами российские ученые принимали активное участие в развитии социологической мысли. В целом на данном этапе немарксистское направление социологии в России носило компиляционный характер и находилось под серьезным влиянием позитивистской социологии Конта, хотя многие положения, заимствованные у западных социологов, получили оригинальную интерпретацию. Среди ученых этого периода, конечно, М.М. Ковалевский и Н.К. Михайловский. Первым был не только социолог-исследователь, но и блестящий организатор социологической науки. Социологию как прогрессивную отрасль знаний было довольно сложно распространить в России. Застой и реакционность правительственных кругов заставили передовые слои научного сообщества маневрировать в институционализации социологии как науки. Интересно отметить, что изначально русская позитивистская журналистика (Н.Г. Чернышевский и Д.И. Писарев) сыграла особую роль в распространении социологии в России, и лишь позднее, в 1902 г., академик Российской академии наук А.С. Лаппо-Данилевский внес свой вклад Дело в том, что идеи Конта стали получать признание в научном сообществе.

Первый социологический институт

В соответствии с этим направлением М.М. Ковалевский многое сделал - ученый, юрист и этнограф, основатель Российской высшей школы социальных наук, по сути, первого социологического института. В школе читали лекции ученые разных мировоззренческих позиций: М. Туган-Барановский, Э. де Роберти, В. Чернов, Н. Кареев, А. Чупров, Г. Плеханов, П. Струве, В. Ленин. Здесь также выступали западные социологи, такие как Э. Дюркгейм, Г. Тардт и другие.

Сам Ковалевский был убежденным последователем О. Конта. Центральное место в его социологической теории заняла концепция социальной динамики, основным двигателем которой он считал рост населения. Сам автор назвал эту концепцию генетической социологией. Ковалевский отводил правительству важнейшее место в регулятивных процессах, тем самым умаляя роль масс. В своей основной работе «Социология» Ковалевский обосновал историко-сравнительный метод в социологии и выдвинул теорию социальных факторов, в которой он сформулировал принцип тесной преемственности экономических, правовых и научных факторов, составляющих человеческое сообщество.

Взгляды М.М. Для Ковалевского характерен плюрализм, в своих исследованиях он сочетал этнографические и социологические методы, в результате чего он пришел к созданию оригинальной концепции социокультурной антропологии.

Другой, не менее известный мыслитель этого периода, Н.К. Михайловский, создатель субъективной социологии, считал мерой прогресса человека, развивающегося в сотрудничестве с такими же людьми, как он сам. Роль общества в социологической концепции Михайловского принижалась и игнорировалась. Будучи идеологически близким к народному движению, Михайловский в своей журналистике широко развил психологическую теорию «герой и толпа», уделяя большое внимание проблеме лидерства и индивидуальности. Хотя идеи Н.К. Михайловский был основан на биологии Ч. Дарвина и Г. Спенсера и частично совпал с мнением П. Л. Лаврова, как социолога, он, безусловно, стоит в рядах мыслителей, заслуживающих серьезного внимания.

Одновременно с социологией западноевропейских и американских школ произошло дальнейшее развитие нашей отечественной социологии. Исторически на социологическую мысль советского периода (1917–1991 гг.) Влияли два условия: теория марксизма и практика социалистического строительства.

Очень короткий период времени до 1922 года в социологической жизни России наблюдался относительный плюрализм. По мнению П.А. Сорокина, с 1918 по 1922 г. в России интенсивно издавалась научная и учебная литература по социологии, авторами которой были К.Н. Тахтарев Н.И. Кареев, В. Хвостов, Н.И. Бухарин и другие. Книги были также изданы П.А. Сорокина. Социологическая работа была сосредоточена в обществах «Русское социологическое общество им. М.М. Ковалевский », до 1921 г. в Социологическом институте, где читались публичные лекции по социологии и издавался небольшой журнал« Вестник социологического института »(издано 3 номера). Многочисленные кружки также работали в Санкт-Петербурге, Москве, Казани. Постепенно преподавание социологии стало исключаться из институтов и школ.

Марксистская социология

Марксистская социология, напротив, набирала силу. Следует отметить, что у него была определенная традиция, восходящая к периоду распространения марксизма в России, которая берет свое начало в трудах П.Л. Лаврова и Г.В. Плеханов.

В своей основной работе по социологии «Исторические письма» П. Л. Лавров обосновал идею о том, что «главные критически мыслящие личности», то есть развитая интеллигенция, являются главной движущей силой истории. Будучи одним из идеологов народничества, Лавров много внимания уделял роли личности в истории и, по сути, был апологетом субъективности в социологии. В то же время он отводил определенную роль массам как непосредственный участник революционного процесса.

Огромный вклад в развитие социологии марксизма в России принадлежит Г.В. Плеханов. Он разработал учение о роли масс и личности в истории, раскритиковал субъективно-идеалистические концепции героев, создающих историю, дал социологический анализ формирования политической идеологии и разработал социологию русского рабочего класса. освободительное движение. Плеханов ввел много оригинальных положений в социологию. Основываясь на марксистском методе, он сформулировал новые подходы к анализу различных аспектов духовной жизни и, по сути, стал основоположником социологии искусства и социологии религии. Один из первых Г.В. Плеханов поднял вопросы социологического исследования национальной психологии русского рабочего класса.

Консолидация и развитие марксистских идей в социологии связана с научной деятельностью В.И. Ленин. Основываясь на методологии Маркса, Ленин не только обогатил социологическую теорию, но и внес значительный вклад в развитие конкретных социальных исследований. Ленин обосновал многие теоретические предпосылки марксизма в отношении практики политической борьбы. Значительный интерес для изучения методов социологического анализа представляет ленинское наследие в области статистических методов изучения реальности и примеры разработанных им анкет для изучения внутрипартийной жизни.

Итак, В.И. Ленин разработал анкету, адресованную делегатам съезда третьей партии, состоящую из пятнадцати вопросов. Позже, чтобы провести всероссийскую перепись членов РКП (б), Статистический отдел ЦК провел опрос по специальной анкете, в которой также участвовал Ленин. В первые годы советской власти Ленин уделял большое внимание развитию социологии. Так, при его непосредственном участии в октябре 1918 г. была создана Социалистическая академия общественных наук, которая приказала провести ряд социальных исследований, позже он инициировал создание ряда исследовательских институтов в различных областях социологии. На особый интерес Ленина к этой науке также указывает тот факт, что в его личной библиотеке в Кремле наряду с разделом «философия» был выделен раздел «социология».

Оригинальной вехой в развитии социологии этого периода стала публикация книги Н.И. Бухарин «Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии »(1922). Книга приобрела огромную известность. В нем систематизированы не только взгляды самого автора на общество, но и сформулированы фундаментальные положения общей социологической теории. Что касается социалистического общества, то во многом это было сделано впервые.

Основными выводами Бухарина было то, что социология - это паук, раскрывающий жизнь во всей ее сложности и целостности. Социология изучает общие закономерности развития человека и в этом смысле играет роль общей методологии всех гуманитарных наук и, прежде всего, истории. Бухарин пришел к выводу, что марксистская социология имеет многообещающее значение, поскольку исторический материализм является основой теоретической социологии.

Конечно, для социологии в начале 1920-х годов вопрос о предмете науки был значительным шагом вперед. Однако высказал Н.И. Идеи Бухарина вызвали неоднозначную реакцию2. Во многом это объяснялось тем, что вопрос о взаимоотношениях между историей и социологией был поднят механически, и между ними не было установлено диалектических связей. Вторым недостатком было то, что Бухарин не придавал должного значения конкретным исследованиям. Его рассуждения были слишком теоретическими, а теория в значительной степени абстрактной.

Характеризуя этот период в развитии советской социологии, следует отметить, что он был обогащен научными методами и методами сбора данных и был ориентирован на прикладные исследования.

В ходе дискуссий на рубеже 1920-х и 1930-х годов о месте социологии в философской науке социология была объявлена ​​«лженаукой», существующие институты были разрушены, кадры были побеждены и репрессированы. Социология, вопреки потребностям власти и идеологии этого периода, была забыта на долгие годы.

В конце 1950-х и особенно в 1960-е годы начался новый этап в развитии российской социологии. Для него характерны активизация и развитие конкретных социологических исследований, формирование научных центров с узкой специализацией в различных регионах СССР, институционализация социологии как науки, создание ведущего научного центра - Института конкретных социальных Исследования Академии наук СССР в 1969 году. За это время появилось много специальной, в том числе переведенной социологической литературы, внутрисоюзные и международные связи социологов, развивались и укреплялись.

Однако стремление социологии к независимости не укладывалось в рамки существовавших тогда идеологических и управленческих установок относительно роли науки в обществе. Поэтому в области социологических исследований была предпринята попытка «навести порядок». Поводом послужили «Лекции по социологии» Ю.А. А. Левада, обсуждение которого привело к принятию организационных мер по реконструкции социологических центров и отстранению ряда ученых от активного научного творчества. Были приняты меры по упорядочению публикаций в области социологии. Академический институт под новым названием Институт социологических исследований превратился в центр прикладной социологии, где

В 1974 году начал появляться журнал Социологические исследования. Институт, вплоть до его реорганизации в 1991 году в Институт социологии Российской академии наук и выделения другой структуры, Института социальных и политических исследований Российской академии наук, сделал много полезных дел. Был опубликован ряд фундаментальных работ по актуальным проблемам развития общества (А. Г. Здравомыслов, Т. И. Заславская, О. И. Шкара-тан, Г. В. Осипов, В. А. Ядов, Ю. Т. Тощенко, В. И. Шубкин и др.).

Активно изучаются некоторые аспекты общественной жизни: брак и семья (А.Г. Харчев, М.С. Мацковский), социальная структура СССР (М.Н. Руткевич, Р.Ф. Филиппов), культура (С.Н. Плотников, С.Н. Иконникова, Ю.У. Фохт-Бабушкин ), молодежь (В. Т. Лисовский, В. И. Чу-пров), трудовые (Ю. Е. Волков, В. Н. Подмарков).

Вывод:

Состоялась дискуссия на тему социологии, в ходе которой большинство участников согласились с точкой зрения трехуровневой структуры социологического знания. В 1980-х годах давление на социологическую науку вновь началось. Дискуссия о марксистской социологии в то время могла закончиться печально, но начавшаяся перестройка способствовала позитивным изменениям и сохранению социологической науки в стране.

Распад Советского Союза привел к тому, что региональные центры социологической науки получили независимость. Но сама наука оказалась в сложной экономической ситуации. Несмотря на это, современный этап развития социологии характеризуется довольно серьезным всплеском творческой активности. социологический исследования продолжаются, публикуется много научной литературы, идет новый импульс социологического образования.