Социальный конфликт: понятие, виды, основные элементы

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 28.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Понятие и структура культуры
Основные факторы и механизмы социализации
Ролевой конфликт: понятие, виды, причины
Понятие и основные механизмы социального контроля


Введение:

Возможность конфликта существует во всех сферах жизни общества. Конфликты рождаются на основе ежедневных различий во мнениях, разногласий и противоречий различных мнений, мотивов, желаний, образа жизни, надежд, интересов, личных качеств. Социальная неоднородность общества, разница в доходах, власти, престиже и т. д. часто приводят к конфликтам.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих типов противоречий создает кризис в обществе. Кризис общества является результатом глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезного нарушения механизма контроля в экономике, политике и культуре. Проявлением кризиса общества является резкий рост социальной напряженности. Социальная напряженность часто перерастает в конфликт.

Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов противников или субъектов взаимодействия. Конфликт является повсеместным явлением. Каждое общество, каждая социальная группа, социальное сообщество более или менее подвержены конфликтам. В рамках социологии сложилось особое научное направление, которое в настоящее время обозначается как «социология конфликта». Многие классики социологии обратили внимание на проблемы социальных конфликтов (в частности, для теоретического объяснения социокультурных изменений в современном обществе): Г. Спенсер, М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюргейм, Р. Дарендорф, Н. Смелзер и другие.

В то же время изучение конфликтов носит не только теоретический, но и чисто прикладной характер. Например, при решении очень специфических ситуаций, в которых возникает конфликт интересов двух или более сторон.

Концепция социального конфликта

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и используется различными способами. В наиболее общем смысле конфликт понимается как крайний случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешаемые противоречия связаны с острыми эмоциональными переживаниями.

Одно из первых определений конфликта было предложено выдающимся американским исследователем Л. Козером, который оказал значительное влияние на формирование подхода к пониманию природы конфликта. По словам Л. Козера, конфликт в собственном смысле этого слова - это «борьба, возникшая из-за недостатка власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и претензий, и включающая нейтрализацию, посягательство или уничтожение цели соперников".

Позже К. Финк дал определение конфликта, которое выявляет наиболее тесную зависимость от позиции Л. Козера. «Социальный конфликт, - пишет К. Финк, - это любая социальная ситуация или процесс, в которых две или более единиц связаны по крайней мере одной формой психологического или нетронутого антагонизма». Психологический антагонизм - это эмоциональная враждебность и подобные явления. Интерактивный антагонизм понимается как взаимодействие, построенное на типе борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я. Щепанский определяет конфликт как столкновение, вызванное противоречием взглядов, целей и методов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Настоящий конфликт - это социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определить конфликт как конфликт в сфере общения, вызванный конфликтом целей, поведения, отношения людей в контексте их желания достичь каких-либо целей (Н. Гришина). Или, аналогично, столкновение личностей в связи с несовместимостью потребностей, мотивов, целей, установок, установок, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). По словам К.Булдинга, конфликт знаменует собой возникновение и созревание противоречий и конфликтов интересов.

Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:

  1. отсутствие согласия между участниками дискуссии,
  2. конфликт интересов,
  3. столкновения,
  4. соперничество,
  5. конкуренция.

Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, которое происходит на публике. Часто конфликт имеет политическое измерение (поскольку социальный конфликт влияет на системы управления) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимодействием ответственности и власти.

Западными социологами и философами конфликты признаны важнейшими факторами общественного развития. Английский философ и социолог Дж. Спенсер считал конфликт «неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом для социального развития».

Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт «спором», считал его психологически детерминированным явлением и одной из форм социализации.

Классик социологии Р. Дарендорф указал в своих трудах на тесную связь конфликта с понятиями кризиса и противоречий. Кризис, по мнению Р. Дарендорфа, является результатом патологических изменений в содержании и формах жизни населения, серьезных изменений в механизме контроля в политике, экономике и культуре, взрыва массового недовольства среди граждан, радикального разрыва с традиционные нормы и ценности. По мнению Р. Дарендорфа, конфликт является важнейшим аспектом взаимодействия людей в обществе; это форма отношений между потенциальными или соответствующими субъектами социальных действий, мотивация которых обусловлена ​​противоположными ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенным аспектом социального конфликта является то, что эти субъекты действуют в рамках более широкой системы связей, которая модифицируется (усиливается или разрушается) под влиянием конфликта.

Таким образом, в современной социологии под социальным конфликтом понимается любой вид борьбы между людьми, целью которых является достижение или поддержание средств производства, экономического положения, власти или других ценностей, признанных обществом, а также завоевание нейтрализовать или устранить реального или воображаемого противника.

Функции социального конфликта

Большинство людей рассматривают конфликт как неприятную вещь, часть проклятия человеческой расы. Но к конфликтам можно относиться по-разному - чтобы увидеть потенциальный прогресс в них. То есть конфликты как неотъемлемый момент социального бытия могут выполнять две функции: позитивную (конструктивную) и негативную (разрушительную). Поэтому, по мнению многих исследователей, задача состоит не в том, чтобы устранить или предотвратить конфликт, а в том, чтобы найти способ сделать его продуктивным.

В общих чертах, возможность конфликта играть конструктивную роль связана с тем, что конфликт предотвращает «застой» и «некроз» индивидуальной или групповой жизни и стимулирует их движение вперед. Кроме того, поскольку основанием для любого конфликта является отказ от предыдущих отношений между сторонами, способствующий созданию новых условий, конфликт одновременно выполняет адаптивную функцию. Позитивные последствия конфликта для человека могут также заключаться в том, что через него будет устранено внутреннее напряжение.

Позитивная функция конфликтов заключается в том, что они часто служат для выражения недовольства или протеста, для информирования конфликтующих сторон об их интересах и потребностях.

В определенных ситуациях, когда негативные отношения между людьми контролируются, и хотя бы одна из сторон защищает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают объединить других, мобилизовать волю, разум для решения принципиально важных вопросов, улучшить психологический климат в коллективе.

Более того, бывают ситуации, когда предпочтительнее столкновение между членами команды, открытый и принципиальный аргумент: лучше вовремя предупредить, осудить и предотвратить неправильное поведение коллеги по работе, чем потворствовать ему, а не реагировать из-за страха. испортить отношения. Как сказал М. Вебер, «конфликт очищается». Такой конфликт положительно влияет на структуру, динамику и эффективность социально-психологических процессов и служит источником самосовершенствования и саморазвития личности.

Тем не менее конфликт чаще всего связан с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. Негативные функции социальных конфликтов должны включать, прежде всего, сокращение взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами, усиление враждебности между ними по мере уменьшения взаимодействия и общения. Часто встречается идея другой стороны как «врага», идея своих целей как позитивных, а цели другой стороны как негативных.

Конфликт часто меняет приоритеты настолько, что ставит под угрозу истинные интересы сторон и препятствует осуществлению изменений и внедрению новых. Кроме того, наблюдается рост эмоциональной и психологической напряженности в коллективе, неудовлетворенность, плохое настроение (например, как следствие, повышение текучести кадров и снижение производительности труда), меньшая степень сотрудничества в будущем.

Конфликт разрушителен, если стороны конфликта не довольны его исходом и считают, что они что-то потерпели. Если участники удовлетворены и получают что-то в результате конфликта, конфликт считается продуктивным.

Фазы и этапы социального конфликта

Конечно, все социальные конфликты не могут быть приспособлены к единой универсальной схеме. Есть такие конфликты, как борьба, когда вы можете рассчитывать только на победу, конфликты, такие как дебаты, где возможны споры, маневры, обе стороны могут рассчитывать на компромисс. Существуют конфликты, такие как игра, в которой стороны действуют по одним и тем же правилам и т. д.

После типологии социальных конфликтов следует рассмотреть этапы, фазы конфликта, что дает основу для поиска путей регулирования.

Источник конфликта - скрытая стадия, часто даже невидимая для стороннего наблюдателя. Действия развиваются на социально-психологическом уровне - общение на кухне, в курилках, раздевалках. За развитием этой фазы можно наблюдать по некоторым косвенным признакам (увеличение количества увольнений, прогулы).

Ни один социальный конфликт не возникает мгновенно. Социальная напряженность, эмоциональное раздражение накапливаются со временем, и предконфликтная стадия может быть расширена.

Характерной чертой социального конфликта является наличие объекта конфликта, обладание которым связано с разочарованием субъектов, вовлеченных в социальный конфликт.

Предконфликтный этап - это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсные возможности. Такие ресурсы включают материальные ценности, с которыми вы можете действовать на противоположной стороне; Информация; мощность; связь; союзники, на поддержку которых вы можете рассчитывать.

Первоначально стороны в конфликте ищут пути достижения целей, не влияя на сторону соперника. Когда такие попытки оказываются бесполезными, индивид, коллектив, социальная группа определяют объект, препятствующий достижению целей, степень его вины, степень возможной оппозиции. Этот момент в предконфликтной фазе называется идентификацией.

Есть ситуации, когда причина разочарования скрыта и ее трудно определить. Тогда можно выбрать объект для социального конфликта, который не связан с блокированием потребностей, то есть происходит ложная идентификация. Иногда ложная идентификация создается искусственно, чтобы отвлечь внимание от истинного источника разочарования, социальной напряженности. В сложном переплетении общественной жизни опытные политики нередко выпускают пары социальной напряженности, создавая ложные объекты разочарования. Например, глава предприятия, не имея возможности разумно управлять финансовыми ресурсами, объясняет неуплату заработной платы действиями центрального правительства.

Предконфликтный этап также характеризуется развитием каждой из конфликтующих сторон сценария или даже нескольких сценариев их действий, выбором способов воздействия на противоборствующую сторону. Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес для менеджеров, социологов, поскольку при правильном выборе стратегии, способов воздействия на участников вы можете гасить возникающие конфликты или, наоборот, раздувать их, используя определенные политические или другие цели.

Начальная стадия - это стадия, на которой происходит событие, играющее роль триггера. Это заставляет стороны начать действовать открыто и активно. Это могут быть словесные дебаты, митинги, депутаты, голодовки, пикеты, экономические санкции и даже физическое воздействие и т. д. Иногда действия сторон в конфликте также могут быть скрыты, когда соперники пытаются обмануть и запугать друг друга.

По своему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные, хотя на практике трудно отделить одно от другого. Когда конфликт протекает в рациональной форме, его участники не переходят на личностный уровень, не стремятся сформировать образ врага в своем сознании. Уважение к оппоненту, признание его права на долю правды, умение занять свою позицию - характерные признаки конфликтов, которые носят рациональный характер.

Однако чаще всего при конфликтных взаимодействиях агрессия его участников переносится с причины конфликта на личность, формируется враждебность и даже ненависть к соперникам. Так, во время межэтнических конфликтов создается образ иностранной нации, как правило, некультурного, жестокого, обладающего всеми мыслимыми пороками, и этот образ распространяется на всю нацию без исключения.

Развитие эмоциональных конфликтов непредсказуемо, и в большинстве случаев ими трудно управлять, поэтому желание некоторых лидеров искусственно вызвать конфликт для разрешения конфликта грозит серьезными последствиями, поскольку конфликт можно контролировать до определенного предела.

Пиковая стадия является критической точкой конфликта, стадией, когда взаимодействия между конфликтующими сторонами достигают максимальной остроты и силы. Важно уметь определять прохождение этой точки, поскольку после этого ситуация наиболее управляема. И в то же время вмешательство в конфликт в самый разгар бесполезно и даже опасно.

После прохождения критической точки возможны несколько сценариев развития конфликта:

  • уничтожение ядра забастовки и переход к исчезновению конфликта, но возможно формирование нового ядра и новой эскалации;
  • компромисс в результате переговоров;
  • обостряющаяся версия превращения забастовки в трагическую, тупиковую по содержанию, когда необходимо искать альтернативы, новые позиции конфликтующих сторон. В другом варианте - голодовки, погромы, действия боевиков, уничтожение техники.

Вымирание конфликта связано либо с исчерпанием ресурсов одной из сторон, либо с достижением соглашения. Если конфликт является силовым взаимодействием, то для участия в конфликте требуется определенная сила, способ воздействия на противника, противоборствующую сторону.

Под силой подразумевается потенциал социальной группы, которая своими действиями или угрозой действий может заставить другую социальную группу сдаться, удовлетворить требования.

Среди основных источников такой мощности можно выделить:

  • формальная власть;
  • контроль над скудными ресурсами (финансы, контроль над информацией, процессы принятия решений, контроль над технологиями). Положение авиадиспетчеров в гражданской авиации, шахтеров, энергетиков в зимний отопительный период и т. д.

Потенциал отдельной социальной группы состоит из личного, социального потенциала, финансовых ресурсов, экономического потенциала, технологического потенциала, временных ресурсов и некоторых других факторов.

К внешним ресурсам конфликтующих сторон относятся: природная среда (позиция энергетиков на Крайнем Севере), связь со СМИ, политические (суды, правоохранительные органы), возможные союзники и т. д. Естественно, внешние ресурсы могут работать на одна из сторон конфликта, и тогда последняя получает преимущество.

Конечно, каждая из сторон в конфликте руководствуется определенными социальными интересами, которые выражаются в целях, потребностях и политике. Интересы могут быть реальными, реальными и неадекватными - завышенными, гипотетическими (надуманными), переведенными, то есть не являющимися интересами этой группы, но представляющими интересы других социальных групп.

Интересы социальной группы выражаются во время конфликта в определенных требованиях. Это могут быть претензии по выплате задолженности по зарплате или ее увеличению, споры о пределах ответственности, вопросы трудоустройства и передачи работы, продвижения по службе в поддержку других групп или социальных групп. Кроме того, конфликтная ситуация включает в себя совокупность условий и причин, предшествующих ей. В конфликте накопленные в социальной организации противоречия разряжаются, они сопоставимы с грозовым разрядом, который поглощает всю накопленную энергию.

Формы социального конфликта

Простые и сложные формы социального конфликта можно выделить.

Простые формы социального конфликта:

  • Бойкот - это полный или частичный отказ от действий, которые служат интересам конкурирующих или противостоящих групп. Выделяют политические, экономические бойкоты. Саботаж является формой борьбы, связанной с сознательными, чаще всего скрытными действиями, чтобы нанести ущерб интересам противоборствующей стороны.
  • Преследование (домогательство) - форма борьбы, используемая для ослабления или компромисса противника. В этой форме реализуется существующее преимущество перед противоположной стороной.
  • Вербальная агрессия - предъявление обвинений, оскорблений, распространение дезинформации с целью дискредитации врага в глазах общественного мнения. Часто эта форма конфликта реализуется посредством «грязной» пропаганды.
  • Физическая агрессия - нападения, драки, убийства, террористические акты, вооруженная борьба.

Сложные формы социального конфликта

Сложные формы проявления социального конфликта, как правило, представляют собой переплетение нескольких простых форм.

Публичный протест - любая публичная акция, выражающая неодобрение. Он может проявляться в форме массового гражданского неповиновения, митингов, демонстраций и общенациональных забастовок.

Бунт - массовые стихийные явления, обычно агрессивные и относительно недолговечные.

Социальная революция, гражданская война - форма социального конфликта, направленная на коренное изменение общественно-политического порядка.

Чтобы понять социальный конфликт, важно иметь представление о причинах и формах выражения социальной напряженности в обществе, социальной группе. Социальная напряженность является индикатором социального кризиса, растущего конфликта.

Можно выделить следующие признаки социальной напряженности:

  • распространение недовольства среди широких слоев населения нынешним положением дел;
  • потеря доверия к власти, лидерам;
  • пессимистичные оценки будущего;
  • неуверенность в завтрашнем дне.

Здесь царит атмосфера душевного беспокойства, эмоционального возбуждения. Такие настроения проявляются в некоторых массовых акциях: ажиотажном спросе, покупке товаров, миграции, активизации деятельности общественных движений и политических партий и некоторых других.

Таким образом, социальная напряженность - это психологическое состояние значимых социальных групп, своего рода групповые эмоции. В основе напряженности лежит недовольство людей своим положением.

Но, с другой стороны, социальная напряженность может поддерживать высокий тон в обществе, побуждать некоторые социальные группы к действиям и поиску решений сложных проблем.

Пути и методы урегулирования социальных конфликтов

Способы и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и хода. П. Сорокин справедливо указал на связь между конфликтом и удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликта заключается в подавлении основных потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в еде, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении. Более того, важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который определяется социальной организацией общества.

В связи с этим определение методов управления конфликтами должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в определенные периоды жизни общества.

Лучший способ урегулировать социальный конфликт - это предотвратить его, действовать активно. Нужно знать и уметь наблюдать такие явления, которые можно назвать индикаторами конфликта. Среди них: непослушание, напряженность, неудовлетворенность работников, снижение основных показателей производственной деятельности, рост количества жалоб, невыходы на работу, нарушения дисциплины и увольнения.

В производственной команде могут быть внедрены специальные механизмы для отслеживания таких социальных показателей. Например, в Японии они используют для этой цели кружки качества, службы внимания, настроение, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.

В условиях растущей социальной напряженности знание ее показателей позволяет нам умело не давать повода для инцидента, с которого начинается конфликт. Подобным инцидентом могут быть такие обстоятельства, как резкое изменение внешней ситуации, провоцирование действий одной из конфликтующих сторон и возникновение спорных ситуаций. Чаще всего непродуманные действия администрации, связанные с инновациями и неудачными кадровыми решениями, являются инцидентом.

До инцидента руководство может занимать разные должности:

  • не чувствовать напряженности, реагировать в обычном стиле, тем самым приближая конфликт;
  • быть в курсе ситуации, но реагировать ненадлежащим образом;
  • занять позицию невмешательства.

После инцидента, с которого начинается социальный конфликт, возможны различные варианты поведения:

  • путаница и бездействие (страусиная политика);
  • агрессивная позиция;
  • солидарность и даже руководство забастовкой;
  • раздаточные материалы забастовщикам;
  • влияние через неформальных лидеров.

Главное, потеряла ли администрация контроль над развитием событий. На активной, пиковой стадии конфликта происходит разграничение и интеграция сторон конфликта вокруг продвинутых требований.

Это относится и к лидерам, и к обычным участникам конфликта. Конфликт - это почти всегда борьба лидеров враждующих сторон. Тот, кто сильнее и умнее, побеждает. Есть две противоположные тенденции. С одной стороны, желание уничтожить удар любым способом. Носителями этой линии являются администрация, часто профсоюзные структуры. С другой стороны, стремление лидеров конфликтов более эффективно реализовывать свои цели и задачи. Зачастую это создание специальных руководящих органов вне традиционных структур, например, забастовочных комитетов. У нас все еще мало лидеров рабочего движения - это неизбежный результат тоталитарной системы.

Способность вести переговоры чрезвычайно важна для управления социальным конфликтом, потому что в конечном итоге обе конфликтующие стороны заинтересованы в достижении компромисса.

В процессе переговоров мы можем выделить:

  • подготовительный этап, выбор начальной позиции;
  • этап поиска;
  • заключительный этап.

Западные социологи разработали несколько принципов, которые помогают лидерам вести переговоры в процессе разрешения социальных конфликтов.

Наиболее важные из них:

  • переговоры начинаются с конструктивного определения проблемы;
  • вовлеченные стороны должны понимать друг друга;
  • долгосрочные решения основаны на интересах, а не на позициях;
  • переговоры должны быть гибкими.

Кроме того, существует несколько правил ведения переговоров при разрешении социального конфликта.

Правило слушания. Мы должны внимательно выслушать всех во время переговоров. Ни в коем случае не прерывайте выступающих комментариями или восклицаниями.

Правило равенства. В любом соотношении сил, в любой иерархии на переговорах стороны располагаются так, чтобы подчеркивать равенство. Нет авторитетного поста, только авторитетный авторитет.

Умение разумно, в меру эмоционально выражать свою точку зрения очень важно; вести себя свободно. Конечно, не доходят до богохульства, беспечности, изготовления шляп.

Правило процедуры. Необходимо соблюдать порядок работы, регламент, порядок коммуникаций, привлечение консультантов, юристов.

Правило бесполезных суждений. Вы должны отказаться от слов, которые имеют отрицательный, отрицательный оттенок по отношению к противнику.

Правило конференц-зала. Переговоры не в кабинете начальника. Требуется относительно нейтральная, специально оборудованная комната.

Наше общество характеризуется ростом конфликта. Миграция русскоязычного населения, инфляция, рост безработицы - все это сулит нам трудное и противоречивое будущее. Важно получить опыт цивилизованного решения социальных конфликтов. Умение управлять ситуацией и находить компромиссы является необходимым качеством для социолога, менеджера, социального работника, особенно лидера, политика или общественного деятеля.

Исход конфликта определяется многими параметрами. Ход и разрешение локального конфликта чаще всего не влияет на жизнь большинства населения. Глобальные, национальные и межэтнические конфликты влияют на судьбы миллионов людей, разрушают культурные ценности и производственные мощности, уносят жизни. Есть много других вариантов между этими крайними формами конфликта.

Социальный конфликт - это сложное социальное взаимодействие, содержанием которого является процесс развития и разрешения непримиримых противоречий, то есть тех, которые не могут быть разрешены без изменения базовых условий и факторов взаимодействия. Отсюда следует: разрешение конфликтов требует изменений в социальной жизни людей.

Однако следует иметь в виду, что ни в одном обществе не бывает во всех отношениях только конфликта. В любом обществе, даже в состоянии войны, существует не только конфликт, но и согласие.

В развитии социальной гармонии можно различать этапы, формы, а также изучать продолжительность и продолжительность. Принципиально важно различать ценность и функционально-целевое согласие. Ценностное соглашение - это характеристика состояния и взаимодействия между социальными единицами, которые находятся в единстве, ориентируясь на близкие, совпадающие ценности. Функционально-целевое согласие - это характеристика отношений между социальными единицами, которые находятся в единстве, имеют общие потребности, интересы и цели, а также общие идеи о том, как их достичь, закреплены в правовых нормах. Функционально-целевое согласие - это всегда согласие социальных субъектов, преследующих конкретную цель.

Общественное согласие имеет многофакторное определение. Его возникновение и развитие зависит от многих условий и факторов социально-экономического, социально-политического, социального и духовного характера.

Согласие и конфликт являются существенными чертами социальной реальности. В каждый отдельный период своего существования общество характеризуется различной степенью проявления согласия или конфликта между социальными субъектами и особенностями их взаимопроникновения.

Вывод:

В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

Широко распространено мнение, что конфликты являются чем-то неблагоприятным и опасным, что их следует избегать любой ценой, а хорошие отношения между людьми характеризуются полным отсутствием каких-либо конфликтов. В результате большой популярности таких взглядов люди пытаются скрыть свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутренней скрытой плоскости.

Зачастую осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, никогда не сталкиваясь с кем-либо, связаны с недостаточными различиями между самим конфликтом и тем, как он разрешается. Но существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, взглядах, различиях в целях и действиях. Они укрепляют отношения и поэтому чрезвычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей, чем многие годы, проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако наряду с этим существуют и такие методы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже стабильные долгосрочные связи.

В заключение следует подчеркнуть, что, поскольку конфликты неизбежны в нашей жизни, нам необходимо научиться управлять ими и стремиться к тому, чтобы они приводили к самым низким издержкам для общества и вовлеченных в него людей.