Социальный и личностный аспекты воспитания.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 01.03.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

В исследовании  профессора А.В. Мудрика рассматривает вопросы становления воспитания в истории общества как социального института для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества для трансляции культуры и социальных норм. Автор называет составные элементы социального воспитания, которыми оно обладает, как и любым социальным институтом: определенные функции в общественной жизни, в том числе латентные; ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации путем образования своих неотъемлемых функций; набор социальных ролей, необходимых для реализации образовательных функций, набор определенных санкций (поощряющих и осуждающих) и т. д. В статье также рассматриваются вопросы социального воспитания, образования как педагогической категории. Впервые затрагивается и такая тема, как диссоциальное образование.
Образование является одной из основных категорий педагогики. На протяжении более двадцати веков (от эпохи Платона до наших дней) эта категория активно использовалась в большинстве наук о человеке, давая ей различные осмысленные толкования. Образование (относительно социально контролируемая социализация) автономизируется от исторически первичной спонтанной социализации, когда на определенном этапе социально-экономического развития данного общества подготовка его членов к жизни выделяется в относительно независимой сфере.

 

Социальное воспитание в истории общества и государства

 

В каждом обществе в ходе исторического развития воспитание проходило определенный путь становления.
На ранней стадии развития человечества не было особого периода в жизненном цикле человека, посвященного его подготовке к жизни. Образование было объединено со стихийной социализацией, осуществляемой в процессе практического участия детей в жизни взрослых (производственных, ритуальных, бытовых). Оно ограничивалось усвоением жизненного опыта и мирских правил, передаваемых из поколения в поколение. Кроме того, разделение обязанностей между мужчинами и женщинами привело к различиям в социализации мальчиков и девочек.
То есть в архаичных обществах спонтанная социализация и воспитание являются синкретичными (связными, а не расчлененными), что встречается в наши дни (например, в Полинезии, некоторых регионах Африки).
В ранних классовых обществах дети все более и более специально готовятся к жизни в определенном обществе, то есть подготовка к жизни постепенно отделяется от самой жизни. Это отражается в разделении образовательного процесса на относительно автономную часть процесса социализации, элементная составляющая которого, тем не менее, продолжает играть важную роль в развитии детей и сохраняет свое полное значение в развитии людей другие возрастные группы.

Воспитание, которое проводилось в семье (то есть, появляется семейное воспитание), а также служителей культа (также появляется религиозное воспитание), было ориентировано на привитие позитивных качеств, которые положительно оцениваются в обществе, знакомство с культурой и развитие склонностей и способностей в соответствии с классовой принадлежностью. Это привело к социальной дифференциации образования, поскольку содержание домашнего обучения определялось классовой принадлежностью и имущественным статусом семьи.
На определенном этапе социально-экономического развития данного общества семейное и религиозное воспитание дополнялось формирующейся системой социального воспитания, которая с самого начала приобрела имущественный характер. Специализированные образовательные организации создавались, прежде всего, для детей правящих классов. Итак, уже в эпоху рабства благородные и состоятельные люди получили разностороннее образование.
Именно на этой стадии процесса обучения процесс обучения начинает приобретать все более определенную и возрастающую важность.
В средние века в Европе получили широкое распространение образовательные организации для детей купцов и ремесленников - ремесленные или мастерские, школы гильдий. С развитием производства и фабричного производства возникла система школ для детей рабочих, которая обеспечивала минимум общеобразовательных и профессиональных знаний и навыков, были созданы более поздние школы для детей крестьян.
Интенсивное развитие промышленности, проникновение капиталистических отношений в деревню, формирование гражданского общества значительно повысили требования к подготовке рабочих для всех сфер социально-экономической и социальной жизни. Поэтому дальнейшее развитие системы социального образования во многих странах привело к постепенному переходу, сначала к всеобщему начальному, а затем к среднему образованию. Это говорит о том, что подготовка к жизни полностью выделяется в относительно самостоятельной сфере.
Кроме того, исторически довольно рано возникли контркультурные организации в области социальной, политической и религиозной жизни, в которой образование прямо противоречит его ценностям, основанным на семейных, религиозных и социальных типах образования и которые могут условно можно назвать диссоциальным. Это осуществляется, например, квазирелигиозными сектами, криминальными структурами, экстремистскими политическими организациями. Как ни странно это звучит, но возникновение и функционирование диссоциального образования отреагировало и отвечает специфическим потребностям различных секторов и групп общества, что позволяет нам считать его неотъемлемой частью образования как социального института.

Постепенно воспитание охватывает все больше и больше старших возрастных групп, и со временем развивается другая его форма - коррекционное воспитание.
Таким образом, образование становится особой функцией общества и государства, т. е. завершается в конкретном социальном институте.
Быстрый экскурс в историю позволяет сделать вывод, что усложнение структуры и жизни каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития: образование выделяется как автономный компонент процесса социализации; воспитание дифференцируется на семейное, религиозное, социальное, диссоциативное и корректирующее, роль, значение и взаимоотношения которого не остаются неизменными;
В процессе социального воспитания выделяются как его компоненты, сначала обучение, а затем образование;
воспитание простирается от элитных слоев общества до низших и охватывает растущее число возрастных групп (от детей до взрослых);
изменение задач, содержания, стиля, форм и средств обучения;
Растет значение воспитания: оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.


Образование как социальный институт


В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившиеся устойчивые формы выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также набор организаций, возникших и созданных для тех же целей.


В зависимости от социально-функциональной роли социальные институты регулируют:

  • репродуктивная функция - семья;
  • социально-общественную деятельность - образование, производство;
  • устойчивость организации общества - власть, политика, армия, суд;
  • культурная сфера - кино, театр, музеи;
  • общественное сознание - СМК, вечеринки, культы.

Образование как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для передачи культурных и социальных норм, касающихся семьи, религиозных организаций и организаций, созданных для осуществления социального и корректирующего воспитания членов общества.

Образование, как и любой социальный институт, имеет определенные составные элементы, каждый из которых проявляется в более или менее формализованной форме, это первое. Во-вторых, каждый из элементов, будучи универсальным, имеет определенную специфику в семейном, религиозном, социальном, диссоциальном и коррекционном образовании.
Элемент первый. Воспитание детей имеет определенные функции в общественной жизни, как явные (сознательные и даже сформулированные обществом, государством, социальными группами и индивидами), так и скрытые (в данном случае скрытые, бессознательные, не сформулированные).


Наиболее распространенными явными родительскими функциями являются следующие:

  • планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и их удовлетворения ряда потребностей, которые могут быть реализованы либо только в процессе обучения, либо в нем, либо в других социальных институтах;
  • подготовка «человеческого капитала», необходимого для функционирования и устойчивого развития общества, адекватно адекватного общественной культуре и перспективам;
  • обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, содействие ее преемственности и обновлению, надлежащее регулирование действий членов общества в рамках общественных отношений, то есть обеспечение того, чтобы они совершали желаемые действия и введение негативных санкций против нежелательных ;
  • содействие интеграции устремлений, действий и отношений членов;
  • общество и относительная гармонизация интересов общества и интересов пола и возраста, этноконфессиональных и социально-профессиональных групп как необходимое условие внутренней сплоченности общества.

Скрытые функции воспитания очень многочисленны, а главное, существенно различаются в зависимости от типа и культуры конкретного общества, а также от каждого типа воспитания. В то же время, условно говоря, существуют универсальные или почти универсальные скрытые функции. Например, социальный отбор членов общества и их адаптация в меняющейся социокультурной ситуации, особенно к тем реалиям, которые не признаются или не признаются обществом или его сегментами.

Второй элемент - это ресурсы, организации и группы, необходимые для реализации неотъемлемых функций образования.

  • Ресурсы включают в себя ценности, передаваемые в процессе обучения, личные ресурсы его предметов и т. д .;
  • Материал - инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т.д .;
  • финансовые - бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, семейный доход и др.


Элемент третий - совокупность социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания:

  • Воспитываются в разных возрастных, гендерных, этноконфессиональных и социокультурных принадлежностях;
  • Родственники, осуществляющие семейное воспитание;
  • Духовенство и единоверцы занимаются религиозным воспитанием;
  • Руководители, научные, методические и технические специалисты, которые организуют и программируют социальное и коррекционное образование на государственном, региональном, муниципальном и местном (в рамках конкретной образовательной организации) уровнях;
  • Профессиональные педагоги (учителя, тренеры, лидеры творческих объединений, социальные педагоги, социальные работники;
  • Воспитатели дошкольных, интернатных, в том числе пригородных, лагерей, закрытых исправительных учреждений;
  • Учителя средних и высших профессиональных учебных заведений; няни, воспитатели; менеджеры по работе с персоналом );
  • Волонтеры-педагоги (волонтеры в государственных, общественных и частных организациях);
  • Лидеры криминальных и тоталитарных (политических и квазикультурных) сообществ, которые осуществляют диссоциальное образование, которое можно назвать воспитателями детских садов (это слово в средние века использовалось для обозначения тех, кто покупал или похищал детей и калечил их на продажу как шутов, и т.д.).

Четвертый элемент - это набор определенных санкций, применяемых к организаторам, воспитателям и приемным детям. Санкции делятся на положительные (поощряющие) и отрицательные (осуждающие, наказывающие). Те и другие, в свою очередь, регулируются (оговорены в соответствующих документах) и неформальны (используются в рамках традиций и обычаев общества, системы образования, организаций образования, субъектов образования).


Формирование и обновление культуры


Роль воспитания в формировании культуры общества является проблемой исторического исследования, но можно предположить, что она различна в зависимости от природно-географических и экономических условий развития общества, его типологических особенностей и стадии развития.
Роль воспитания в передаче культуры общества можно считать универсальной, с одной стороны, и имеющей определенную специфику, связанную с историческими и культурными традициями общества, определяющими место воспитания в процессе социализации и Ценность воспитания в системе ценностей общества.

Социальный и личностный аспекты воспитания.
Роль воспитания в обновлении культуры определяется как характеристиками общества, так и специфическими характеристиками воспитания как социального института. Некоторые общества (более традиционные) в большей степени, чем другие (модернизированные), объективно более консервативны в межкультурном развитии и более замкнуты в отношении межкультурных влияний. Соответственно, воспитание в этих обществах имеет основную функцию культуры вещания. Функция обновления плохо реализуется образованием в этих обществах и проявляется в масштабах больших исторических периодов времени.
В то же время воспитание как социальный институт в любом обществе имеет определенный консерватизм, что затрудняет его реализацию функций обновления культуры. Однако чем более модернизировано общество, тем большую роль играет образование в обновлении своей культуры. В этих обществах происходят постоянные инновационные изменения в воспитании, продиктованные как изменениями в обществе, так и потребностью в «человеческом капитале», который несколько опережает текущий уровень развития, способный осваивать и продвигать процессы модернизации.
Таким образом, несмотря на все различия, образование как социальный институт функционирует в любом современном обществе (кроме архаичного).
Социальное образование - это устойчивое развитие человека и общества
Анализ российской научно-педагогической литературы показывает, что общепринятого определения образования не существует. Одним из объяснений этого является его двусмысленность. Современные исследователи рассматривают воспитание как социальный феномен, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие, как управление развитием личности и т. д. Каждое из этих определений верно, потому что каждое отражает какой-то аспект образования, но ни один из них не позволяет охарактеризовать образование в целом как фрагмент социальной реальности.
Анализ массовой педагогической литературы, нормативных документов, педагогической практики и повседневных идей учителей, как практиков, так и теоретиков и методистов, показывает, что на самом деле образование (независимо от деклараций) означает работу, проводимую с детьми, подростками, юношами, девушками.
Э. Дюркгейм однажды дал определение, основную идею которого разделяли большинство европейских и американских педагогов до середины 20-го века (и многие сейчас): Образование - это действие, которое взрослые поколения оказывают на поколения, которые не созрели для общественной жизни.
Образование направлено на то, чтобы стимулировать и развивать у ребенка ряд физических, интеллектуальных и моральных условий, которые требуют его, а также политического общества в целом и социальной среды, к которой он в частности принадлежит, .
В последние десятилетия подход к образованию и, соответственно, его определение как педагогической концепции значительно изменились. Это отражено не только в различных педагогических теориях, но и в словарях и справочниках. Уже в американском «Педагогическом словаре», опубликованном в Нью-Йорке в 1973 году, образование определялось как: а) совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, которые являются положительно ценными для общества, в котором жизни; б) социальный процесс, посредством которого на людей влияет выбранная и контролируемая среда (особенно такая, как школа), чтобы они могли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.

В 1982 году в опубликованном там «Кратком педагогическом словаре» образование понимается как: а) любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать способности людей, в том числе их знания, способности, модели поведения и ценности; б) процесс развития, предоставляемый школой или другими учреждениями, который организован в основном для преподавания и обучения; в) общее развитие, полученное индивидом в результате обучения и учебы.
Это определение указывает на то, что толкование термина «воспитание», принятого в отечественной педагогической литературе как воспитание, обучение, по меньшей мере, одностороннее, а точнее, просто искаженное в зависимости от ситуации.
На самом деле нет единого образовательного процесса. Можно констатировать наличие нескольких видов образования - семейного, религиозного, социального, коррекционного, диссоциального. Они более или менее существенно различаются по сути, содержанию, формам, методам и т. д.
Следовательно, определение категории «воспитание» должно относиться к упомянутым универсальным видам воспитания, т. е. отражать только общее, общее для всех из них и, предпочтительно, одинаково.
Мы даем определения всех видов образования, чтобы, во-первых, показать их общие и специальные характеристики, а во-вторых, показать некоторые их различия.
Семейное воспитание - это более или менее значимые усилия некоторых членов семьи по воспитанию других в соответствии с их представлениями о том, какими должны быть их сын, дочь, муж, жена, зять и невестка.
Религиозное образование - это процесс воспитания мировоззрения, отношения, норм отношений и поведения в соответствии с догмами и принципами вероисповедания конкретной конфессии.
При социальном воспитании воспитание человека происходит в процессе систематического обеспечения условий для его позитивного (с точки зрения общества и государства) развития и создания определенной ценностной ориентации. Социальное воспитание осуществляется в специально созданных образовательных организациях (от детских домов и детских садов до школ, университетов, центров социальной помощи и т. д.), а также во многих организациях, для которых образовательная функция не является ведущей и часто носит скрытый характер. (в армейских подразделениях, политических партиях, многих корпорациях и т. д.).
Государство и общество также создают специальные организации, в которых происходит корректирующее образование - воспитание человека, у которого есть определенные проблемы или недостатки в процессе систематического создания условий для его адаптации к жизни в обществе, преодоления или ослабления дефектов или дефектов развития.
В контркультурных организациях - криминальных и тоталитарных (политические и квазирелигиозные сообщества) имеет место диссоциальное образование - целенаправленное воспитание людей, вовлеченных в эти организации, как носителей девиантного (отклоняющегося от принятых норм) сознания и поведения.
Любое воспитание (кроме диссоциального, в котором воспитанный находится только в положении объекта) осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуального (конкретные люди), группового (семейного, коллективного, группового), социального (образовательные, религиозные и другие государственные, общественные и частные организации).
Воспитание, осуществляемое в процессе взаимодействия людей в различных группах и организациях, создает или не создает более или менее благоприятные условия и возможности для человека овладеть социальными, духовными и эмоциональными ценностями, которые необходимы с точки зрения общества (знания, убеждения, навыки, нормы, отношения, поведение и т. д.), а также для его самостроения, самосознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

 

Адаптация человека в обществе

 

Социальная адаптация является предпосылкой обеспечения оптимальной социализации человека. Это позволяет человеку не только выражать себя, свое отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Природа сформировала у человека предрасположенность к процессам социальной адаптации и адаптации в различных условиях его жизни. У каждого человека есть такие возможности, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям ситуации, в том числе крайне сложной и неблагоприятной. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, деятельность по самовыражению и приобретение соответствующего опыта. Исследования и практика показывают, что предрасположенность человека к адаптации к конкретной ситуации во многом зависит от его индивидуальной идентичности, опыта адаптации к конкретной ситуации и временного перерыва в проявлении опыта, отношения (желания и стремления), состояния и самосознания, деятельности.

Индивидуальная личность человека - это присущие ему личные качества, позволяющие ему адаптироваться к конкретной ситуации. С возрастом человек меняется, его качества улучшаются или теряются любые возможности, которые влияют на его приспособляемость. На уникальность человека влияет жизненная активность, приобретенный опыт адаптации к различным условиям среды. Адаптационный опыт способствует формированию личностных качеств, которые помогают быстро привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к ним. Проявив себя в конкретной ситуации, человек усваивает опыт адаптации к нему и аналогичной (типичной) ситуации. В то же время формируется его способность к адаптации, которая играет жизненно важную роль в его социальной жизни и самореализации. Чем больше у человека опыта адаптации к новым условиям, тем быстрее происходит его адаптация. Он способен довольно активно привыкать к типичным (похожим) для него условиям, в которых он уже был. Опыт позволяет человеку сократить время адаптации к условиям окружающей среды. Этот факт чрезвычайно важен в понимании характера формирования адаптационных возможностей. Ребенку, постоянно находящемуся в одинаковых условиях, трудно адаптироваться к новым, например, «домашний ребенок» с трудом адаптируется к группе детского сада.
Поэтому необходимо создать благоприятные условия жизни в определенный период жизни человека.


Индивидуальная помощь


Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в образовательной организации становится необходимой и должна оказываться, когда у него есть проблемы в решении возрастных проблем и при столкновении с возрастными опасностями. Более или менее удачное решение возрастных проблем, избежание возрастных опасностей во многом определяют жизнь человека и его развитие.
Условно можно выделить группы возрастных задач - природно-культурные, социокультурные и социально-психологические, а также источники опасности - семья, общество сверстников, организации образования.

В соответствии с тремя группами задач, связанных с возрастом, можно в определенной степени указать, при решении каких проблем человеку может потребоваться индивидуальная помощь, которую он может оказать в образовательной организации.
В процессе решения естественно-культурных проблем может потребоваться индивидуальная помощь, когда у человека возникают такие проблемы, как улучшение здоровья, развитие его физических возможностей, насколько это возможно, в соответствии с нормой возрастного физического развития; познание своего тела, принятие его и происходящих с ним изменений; осознание относительности норм мужественности - женственности и, соответственно, минимизация переживаний, связанных с собственным «соответствием» этим нормам; усвоение полоролевого поведения, владение соответствующими нормами, этикет и символизм.
В процессе решения социокультурных проблем индивидуальная помощь будет полезна при возникновении проблем, связанных с осознанием и развитием своих способностей, навыков, установок, ценностей; с приобретением знаний и навыков, необходимых человеку для удовлетворения собственных положительных потребностей; с освоением способов взаимодействия с людьми, с разработкой или исправлением необходимых настроек; с пониманием проблем семьи, других членских групп, общества, восприимчивости к ним.
В процессе решения социально-психологических проблем индивидуальная помощь становится необходимой, если у человека возникают проблемы, связанные с самопознанием и самопринятием; определение себя в реальной жизни, самореализация и самоутверждение, а также определение своих перспектив; с развитием понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим; с адаптацией к реальным условиям жизни; с установлением позитивных просоциальных отношений с другими, особенно со значительными людьми; с профилактикой, минимизацией, разрешением внутриличностных и межличностных конфликтов.
Вы можете назвать только самые общие способы этой работы: индивидуальные и групповые беседы, создание особых ситуаций в жизни образовательных организаций; работа со значительными личностями; переориентация индивидуальных и групповых интересов; обучающие и ролевые игры; рекомендации по чтению специальной литературы; привлечение психологов и некоторых других.
Индивидуальная помощь незащищенным детям, подросткам и молодежи в образовательной организации может оказать положительный эффект, если будет выполнен и соблюден ряд условий.
Во-первых, наличие учителей и других работников в сфере социального образования, установка на необходимость индивидуальной помощи, а также определенный уровень психолого-педагогической подготовки.
Во-вторых, готовность образованного человека принять помощь от педагога, наладить с ним добровольный контакт о его проблемах, желание найти с ним понимание, получить информацию, совет, а иногда и инструкцию.
В-третьих, наличие у учителя необходимых свойств для личной помощи: здоровое самовосприятие, то есть удовлетворительная позитивная самооценка; последовательность в отношениях с учениками, справедливость, сочувствие, понимание их потребностей и проблем, уважение к ним; стремления и умения развивать теплые, эмоционально окрашенные отношения с учениками, умение пробуждать у учеников чувство свободы общения, умение разряжать атмосферу во время разговора, чувство юмора.
В-четвертых, способность учителя вести индивидуальные беседы с учеником в качестве «эксперта», «советника» и «опекуна»: использовать свое влияние, чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся с учеником, понять ее; переориентировать свои порочные взгляды и точки зрения; помогите определить его позицию и взгляды. Для этого он должен быть в состоянии выдвинуть перед учеником ряд альтернатив, провести с ним диалог о преимуществах и недостатках каждого из них, помочь реализовать возможности для достижения той или иной альтернативы, выбрать наиболее реалистичный и подходящий вариант решения проблемы.
В-пятых, использование персональных, дифференцированных, возрастных и индивидуальных подходов в образовательных организациях. Последние три принципиально отличаются от личного подхода в том, что личностный подход имеет в виду априорное отношение к любому образованному человеку как к ценному человеку, независимо от его присущих ему черт.
В результате для решения природно-культурных проблем в рамках возрастного подхода необходимо разработать оптимальный режим питания и ухода за человеком на каждой возрастной стадии; система физического и сенсорно-моторного развития, меры компенсации и восстановления дефицитов и дефектов созревания и развития отдельных анатомо-физиологических систем организма (в рамках индивидуального подхода); стимулировать осознание ценности здоровья, активного отношения человека к его физическому развитию и его методам; культивировать здоровый образ жизни на всех возрастных этапах, позитивное отношение к телу человека, реалистичные стандарты женственности и мужественности, адекватное восприятие человеческой сексуальности с учетом этнокультурных традиций.


Вывод:


Таким образом, мы видим, что преодоление отчуждения человека от его истинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не происходит автоматически. Это требует усилий со стороны людей, и эти усилия направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию новых возможностей на каждом историческом этапе для духовного и нравственного совершенствования человека.
В этом двойственном процессе реальная возможность развития личности как личности обеспечивается совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает проблему формирования личности. Необходимо организовать системный процесс обучения, основанный на знаниях и учитывающий объективные закономерности развития личности, что служит необходимой и универсальной формой этого развития.