Социальные услуги в сфере ЖКХ

Предмет: Экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 08.05.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:

 

Рефераты по экономике

 

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

 

ВВП. Потенциальный ВВП. Экономика полной занятости. Структурный спрос 

Мировой рынок автомобилей

Кризис в США 1929-33 годов и в России

Стагфляция и кризис неокейнсианского антициклического регулирования в 1970-е г

 

Введение:

 

Услуги ЖКХ являются важным фактором развития материального производства и воспроизводства рабочей силы.

Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепло и электроэнергия, вода и.т.д.), а также непосредственно в виде работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка).

Для жилищно-коммунальных услуг характерны:

  • принадлежность к группе жизнеобеспечения;
  • социальная значимость;
  • низкая заменяемость другими услугами.

ЖКХ подразделяется на следующие основные подотрасли:

  • жилищное хозяйство;
  • ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение);
  • благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов);
  • бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги).

В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий ЖКХ, и в первую очередь связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольные положение на обслуживаемой ими территории. При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов.

Особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном повышении цен и тарифов, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности услуг. При этом потребитель не может отказаться от данных услуг.

В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а по ряду услуг - органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако отсутствие методических материалов делает этот контроль неэффективным.

За последние годы значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного и коммунального хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями:

  • массовой приватизацией жилищно-коммунального фонда;
  • передачей объектов ЖКХ из государственной собственности в муниципальную;
  • акционированием части объектов ЖКХ, в основном объектов электро-теплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны.

Основной причиной медленного развития конкуренции на рынке ЖКХ является сильное влияние административных рычагов воздействия на предприятия, занимающиеся предоставлением жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилом фонде.

По-прежнему у руководителей местных органов власти существует иллюзия, что административным путем, т.е. без создания необходимых рыночных механизмов хозяйствования, можно получить лучшие результаты.

Основными источниками финансирования жилищно-коммунальной отрасли являются:

  • оплата потребителей, которыми могут выступать население, коммерческие, общественные и бюджетные организации;
  • бюджетное дотирование в реальной стоимости услуги и административно установленным уровнем ее оплаты для того или иного потребителя (населения).

Кроме того, существует система перекрестного субсидирования, когда одни потребители за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей. Это приводит к делению для поставщика всех потребителей на прибыльных и убыточных.

Частично финансирование идет также за счет расходов предприятий, все еще имеющих на балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает эффективность их деятельности и конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению цен и тарифов.

Проводимая в настоящее время в России жилищно-коммунальная реформа предполагает 2 этап. Первый этап заключается в повышении тарифов и доли платежей населения за получаемые услуги. Второй предусматривает снижение издержек.

Реформирование ЖКХ предусматривает:

  • совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
  • переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды и конкурсный выбор организаций, эксплуатирующих жилье;
  • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;
  • социальную защиту населения.

 

Экономическая сущность жкх как важнешей отрасли народного хозяйства

 

Основные направления государственной политики по управлению ЖКХ в Республике Саха 

ЖКХ республики находится в сложном техническом и эко­номическом состоянии, вызванном как общими для России го­сударственными проблемами (многолетней практикой финан­сирования отрасли по остаточному принципу, низким уровнем развития материально-технической базы и инженерных сис­тем жизнеобеспечения населенных пунктов, транспортных и информационных коммуникаций), так и климатическими и гео­графическими особенностями Якутии. Например, продолжитель­ность отопительного периода в отдельных местностях состав­ляет 214-365 суток, температура наружного воздуха зимой опус­кается ниже -65°С, скорость ветра достигает более 10 м/с.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства в республике можно рассмотреть на примере теплоснабжения населенных пунктов. Жилой фонд составляет 18 000 тыс. м2 . В неотложном ремонте нуждается более 30 % государственного жилфонда, что обусловлено снижением объемов ремонта жилья. Износ сис­тем отопления, водоснабжения и водоотведения в зданиях - более 60 %. Износ трубопроводов тепловых сетей, длина кото­рых составляет более 2200 км, в среднем превышает 45 %.

Таким образом, инженерная инфраструктура ЖКХ в респуб­лике находится в критическом состоянии. Именно поэтому на­блюдается тенденция к увеличению аварий в котельных и теп­ловых сетях. Например, ущерб от аварий в системах теплоснаб­жения в Сунтарском, Кобяйском, Томпонском улусах составил 16 093 тыс. руб. только за один отопительный сезон.

Вызывает озабоченность экономическое положение предприятий ЖКХ. Характерны ощутимые убытки, сопровождающи­еся кредиторской задолженностью, превышающей дебиторскую более чем в два раза. Поэтому медленно обновляется техно­логическое оборудование, часто задерживается заработная пла­та. Такое положение обусловлено главным образом сложнос­тью использования рыночных принципов и методов хозяйство­вания в коммунальной деятельности: направление работы ком­мунальных предприятий строго ограничено; не всегда соответ­ствуют формы отношений и связей между производством, по­треблением и товарным видом услуг; неэффективен механизм формирования и возмещения затрат; уровень и форма оплаты услуг не стимулируют увеличение доходов и получение прибы­ли. Следовательно, внедрение рыночных отношений в комму­нальном хозяйстве требует учета функциональной деятельнос­ти предприятий этой сферы.

Ухудшила финансовое положение предприятий ЖКХ пере­дача на баланс ЖКХ без финансовых компенсаций жилищного фонда и объектов соцкульбыта промышленных предприятий и организаций, деятельность которых не позволяет их содержать (например, в поселках золотодобывающей и угольной промыш­ленности).

Необходим поиск оптимальных методов и форм внедрения экономических механизмов и рыночных отношений в ЖКХ.

Руководство республики уделяет особое внимание рефор­мированию ЖКХ. Эта работа базируется на законодательных, нормативных и экономических документах, "Концепции рефор­мы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федера­ции", одобренной Указом Президента РФ от 28.04.97 № 425, Федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 гг. и подпрограмме " Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.01.98 № 80.

Стратегической задачей реформировании является созда­ние оптимального в условиях Севера рынка ЖКУ, внедрение энергоресурсосберегающих технологий для сокращения про­изводственных расходов и себестоимости услуг предприятий ЖКХ.

Реализация этой концепции включает следующие направ­ления работы:

  • законодательные и нормативные основы, способствующие использованию эффективных экономических механизмов энергоресурсосбережения;
  • техническое перевооружение инженерной инфраструкту­ры (внедрение современных технологий и оборудования в области водоснабжения и очистки воды, водоотведения, отопления и вентиляции, теплоснабжения, утилизации бытовых отходов и т.д.);
  • перевод источников тепловой и электрической энергии на топливо, изготовленное на основе местного сырья;
  • оптимальное управление инвестициями, формирование ценовой и тарифной политики с позиций обоснованного и постепенного перехода отрасли на самоокупаемость;
  • повышение эффективности управления ЖКХ и подготов­ка высококвалифицированных кадров.

Здесь не может быть применен метод "ускоренного" реше­ния проблем. Поэтому логичным представляется постепенный и обоснованный переход на новые рыночные отношения с уче­том региональных особенностей, традиций, образа жизни насе­ления.

В республике велика разница в доходах населения. Этот показатель особенно низок в сельских районах: жители сел и деревень не имеют возможности полностью оплачивать ЖКУ. Поэтому необходимы крупные инвестиции в ЖКХ для компен­сации производственных издержек.

Меры, направленные на повышение эффективности управ­ления ЖКХ, можно разделить на три категории: антикризисные, среднесрочные и перспективные. Основное внимание уделя­ется оперативной работе.

Анализ затрат на обеспечение топливным ресурсом пока­зал необходимость оптимизировать виды топлива и транспор­тные схемы поставки в улусы. Реализация целевой республи­канской программы "Замещение дизельного и газоконденсатного топлива на муниципальных котельных республики на 1999-2000 гг." уже дала огромный экономический эффект. Не менее важна реализация программ "Устойчивое водо­снабжение объектов жизнеобеспечения и населения Респуб­лики Саха (Якутия)", "Перевод котельных на газ", "Реконструк­ция котельных и оптимизация тепловых инженерных сетей, не­обходимые для предотвращения аварийных ситуаций", "Техни­ческое перевооружение ЖКХ".

Приведем основные результаты работы по оптимизации управления ЖКХ республики.

Выполнен анализ состава жилищного фонда. Разработаны условия эксплуатации и технические решения по ремонту в условиях Крайнего Севера. Завершена инвентаризация иму­щества улусных управлений ЖКХ. Разработаны экономические механизмы для повышения фондоотдачи в хозяйственной дея­тельности отрасли. Нововведением следует признать диффе­ренцирование стандартов предельной стоимости одного квад­ратного метра площади жилого фонда по 35 улусам. В россий­ском стандарте имеется только две категории: Арктическая зона и вся остальная республика.

Разработаны и утверждены новые тарифы на ЖКУ для на­селения. Одновременно упорядочена система оплаты жилья и коммунальных услуг. Установлен механизм предоставления компенсаций (субсидий) на оплату. Это один из вариантов со­циальной защиты малоимущего слоя населения.

Реальный эффект дает прогноз бюджета с детализацией по конечным бюджетополучателям, что снижает возможность секвестирования отрасли. Здесь использован принцип центра­лизации бюджетной доли заработной платы в республикан­ском бюджете. При этом учтено, что ЖКХ - самый крупный ра­ботодатель в республике (более 30 тыс. человек). ЖКХ потреб­ляет более 75 % добываемого газа, 80 % угля, 90 % нефтяного котельного топлива и газового конденсата. По заявкам ЖКХ выполняются более 65 % транспортных услуг.

Впервые в республике практикуется заключение государ­ственных контрактов на поставку и перевозку топливных ре­сурсов и товаров производственно-технического назначения. Договоры заключаются без посредников. Источники финансирования государственного заказа - средства местного, рес­публиканского и федерального бюджетов. Они аккумулиру­ются на специальном счете Министерства финансов РС(Я). В то же время внутриулусные перевозки администрации улусов и городов финансируют самостоятельно, за счет средств мес­тного бюджета. Исполнители государственных заказов под­бираются на конкурсной основе (тендер). Полезными оказа­лись переход на отраслевой принцип лимитирования расхо­дов потребления топливных ресурсов для нужд ЖКХ и ужес­точение контроля за их целевым использованием. В некото­рых улусах наблюдается перерасход топлива, обусловленный низким КПД котлов, сверхнормативными тепловыми потерями в зданиях и коммуникациях.

С целью преодоления кризиса неплатежей по отрасли, оп­тимизации финансовых потоков по зачетным схемам и взыска­ния просроченной дебиторской задолженности организован Центр координации взаимных расчетов, размещения и обра­щения ценных бумаг.

Сокращение использования бюджетных средств связано с внедрением единой отраслевой компьютерной системы, что повышает оперативность оборота документов, качество эконо­мического анализа. Одновременно удешевляется процесс за­щиты финансовых планов управлений ЖКХ. В итоге формиру­ется единый отраслевой баланс. Такой подход обеспечивает централизацию дотаций улусов на приобретение продукции производственно-технического назначения, топливно-энергети­ческих ресурсов, горючесмазочных материалов, транспортных расходов для нужд ЖКХ.

Экономия энергии - важнейшая общенациональная зада­ча. На ее решение ориентированы законодательство, долгосроч­ные научно-технические программы и строительство экспери­ментальных объектов, работа государственных и частных фирм. С этой целью принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об энер­госбережении и эффективном использовании энергии".

В законе отмечены три важные позиции:

  • экономия энергии в зданиях и сооружениях (переход на но­вые теплозащитные конструкции окон, дверей, стен и т. д.);
  • экономия энергии при проектировании объектов строи­тельства (поиск оптимального сочетания централизован­ных и локальных систем теплоснабжения и др.);
  • использование правовых и экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение.

Одно из важных мероприятий по энергосбережению - ус­тановка узлов учета потребления тепловой энергии в зданиях и сооружениях. Опыт работы в Якутске и Нерюнгри показал, что такой учет дает ощутимую экономию бюджетных средств.

Не менее важно кадровое обеспечение. В отрасли наблю­дается дефицит квалифицированного обслуживающего персо­нала в улусах, большая текучесть кадров. Анализ аварий в системах теплоснабжения общим экономическим ущербом по­рядка 100 млн руб. показал, что крупные аварии произошли из-за низкой квалификации кадров. Поэтому сейчас восстановлена отраслевая номенклатура кадров. Принята программа подготовки и закрепления специ­алистов ЖКХ. Увеличен набор студентов в учебные заведения, открыты новые специальности в области ЖКХ.

Внедрение основных идей по повышению эффективности управления позволило получить реальный экономический эф­фект. Например, удельный расход на содержание предприятий ЖКХ за счет бюджета снижен с 13 до 6 %.

О развитии любого государства судят главным образом по уровню благосостояния населения, которое, в свою очередь, напрямую зависит от качества и эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.

 

Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг

 

Один из основных аспектов ре­формы жилищно-коммунального хозяйства состоял в переходе к без­дотационному финансированию отрасли. Однако осуществить перевод 100% оплаты всех коммуналь­ных услуг на потребителя за счет снижения себестоимости комму­нальных услуг на сегодняшний день так и не удалось. Основной причи­ной этого стало отсутствие эконо­мических механизмов для реализа­ции намеченных планов. В настоя­щее время цены на содержание жилья и услуг по подаче воды, тепла, электроэнергии и приему сто­ков неуклонно растут, что факти­чески противоречит главной кон­цепции реформирования ЖКХ. Пе­реход к рыночным отношениям в отрасли оказался проблематичным по следующим причинам:

  • не сформированы эффектив­ные формы собственности на жи­лье, способные обеспечить весь жизненный цикл жилых домов;
  • отсутствует рынок коммуналь­ных услуг, что приводит к их кон­центрации в руках естественных монополий и делает бесконтроль­ными механизмы нормирования и тарифообразования;
  • не отработан механизм пере­продажи коммунальных услуг, что ставит потребителей в неравные ус­ловия по одинаковым видам услуги противоречит основам законода­тельства.

Не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее затратных отраслей эко­номики, где крайне ра­сточительно расходуют­ся и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия. Проблему снижения энергоресурсоемкости в ЖКХ мож­но по праву назвать од­ной из самых обсуждае­мых в настоящее время.

Оплата комму­нальных услуг в настоящее время производится по нормативам - та­рифам. Под нормативом потребле­ния понимается некоторый объем конкретного вида услуг (холодная и горячая вода, тепло, канализование, содержание зданий), который производитель обязан предоставить, а потребитель - использовать.

Норматив по оплате (тариф) оп­ределяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпо­ративным интересам производителя и быть другими в существующей си­стеме расчетов не могут.

В настоящее время действуют четыре вида нормативов:

  • санитарно-гигиенические;
  • проектные;
  • установленные для взаиморас­четов;
  • эксплуатационные.

Санитарно-гигиенические нор­мы определяются на основании фи­зиологических и гигиенических по­требностей человека. Проектные нормы характеризуют максимально возможный уровень потребления и пропускную способность систем подачи и распределения ресурсов. Норму для взаиморасчетов, то есть тариф оплаты услуг, устанавлива­ют и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, нацио­нальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно - гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощ­ностей и ряда других факторов.

Под эксплуатационной нормой понимается рациональный объем подачи и потребления продукции при реально достижимом уровне снижения непроизводительных по­терь как при подаче, так и при ее использовании.

Характерной особенностью ком­мунальных систем в нашей стране является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения. При этом производитель не контролирует объ­емы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнор­мативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроиз­водительных потерь и выделить объе­мы продукта, действительно подле­жащие включению в состав себесто­имости и в тариф.

Таким образом, разделение ком­мунальных платежей на тариф и норму является одним из порочных наследий бесхозяйственности про­шлого, и в связи с этим проблема энергоресурсосбережения в ЖКХ сегодня не имеет прочной эконо­мической и юридической основы, так как финансовые потоки не со­ответствуют товарным.

В сложившейся системе дисба­ланс между выработанными и оп­лаченными услугами относится про­изводителем на плановые потери. Объемы этих потерь не участвуют в формировании себестоимости про­дукции. В итоге на эту же величину происходит завышение самой себе­стоимости. Следовательно, все по­тери коммунальных услуг оплачи­вает потребитель.

Оснащение жилищного сектора приборами учета принудит произ­водителей принять на себя все по­тери продукции, то есть только обо­стрит проблему. Это неизбежно и абсолютно незаметно для законода­телей и потребителей приведет к изменению ценовой политики в сторону второй стратегии и пробле­му не решит.

Доля ответственности производи­телей за неэкономичность систем слишком велика, чтобы рассматри­вать вопросы бездотационного фи­нансирования ЖКХ только за счет потребителя.

Все сказанное свидетельствует о несовершенстве существующей двухэтапной процедуры ценообразова­ния норма—тариф и нормативной системы взаиморасчетов за коммунальные услуги. На ос­новании изложенного име­ет смысл изменить структу­ру оплаты услуг ЖКХ, не разделяя тариф и норму, воду и канализацию.

Эффективный анализ процессов нормирования и тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении меж­ду сложившимися уровнем издер­жек производителей и уровнем по­требления конкретного вида про­дукции.

Поскольку более высокий уро­вень потребления предполагает и большую себестоимость, соотнести различия в объемах потребления коммунальных услуг позволит вве­дение дифференцированных тари­фов. В основе дифференцированно­го тарифа должна быть эксплуатационная норма, а в части оплаты — издержки производителя.

Механизм дифференцированно­го тарифа прост. Потребление, пре­вышающее эксплуатационную нор­му, оплачивается по завышенной цене, так как подразумевает каче­ственно другой уровень издержек производителя. Такой подход, по нашему мнению, снимает конфликт между производителем и потреби­телем в процессе решения пробле­мы ресурсосбережения, потому что эффективное энергоресурсосбережение кроме расходов на его тех­ническую реализацию означает для производителя еще и сужение рын­ков сбыта, а следовательно, двой­ные убытки. С другой стороны, по­требитель получает возможность оплачивать услуги соответственно их качеству и объему фактического потребления. Дифференцированная оплата потребует от производителя эффективной финансовой и технологической деятельности, а от по­требителя — рационального исполь­зования подаваемых ресурсов. Это, естественно, обусловит необходи­мость оснащения потребителей при­борами учета.

Другим важнейшим аспектом совершенствования механизмов нормирования и тарифообразова­ния в ЖКХ является проблема пе­рекрестного финансирования. Эта схема предполагает завышение та­рифов промышленным предприяти­ям и учреждениям социально-куль­турной сферы для обеспечения низ­кого тарифа для населения. Соотно­шение тарифов между группами потребителей регулируется таким образом, что для населения они становятся ниже себестоимости продаваемой продукции. Как прави­ло, с этой целью повышаются от­пускные тарифы для энергетических предприятий как наиболее плате­жеспособных. Однако анализ систе­мы дотирования городским бюдже­том расходов на горячую воду сви­детельствует о финансовой не­эффективности такой тарифной политики.

 

Социальные услуги в сфере ЖКХ

Тариф на подпиточную воду, используемую для нужд ГВС, фор­мируется из платы за тепло и за воду. Холодная вода продается энерго­производителю по завышенному тарифу, что значительно увеличи­вает конечную стоимость подпиточной воды для нужд ГВС, так как рентабельность энергопроизводите­ля начисляется на завышенный от­пускной тариф. Поскольку размер дотации за горячее водоснабжение исчисляется от ее конечной стоимо­сти, получается, что холодная вода вопреки идее перекрестного субси­дирования продается энергоснабжа­ющему предприятию гораздо ниже себестоимости.

В заключение следует отметить, что изменение основ ценообразова­ния само по себе еще не решает проблемы реформирования ЖКХ. Необ­ходимо разработать стройную систе­му мер организационного и юриди­ческого обеспечения реформы.

 

Порядок бюджетного финансирования возмещения убытков

 

Особенность деятельности организаций ЖКХ по предостав­лению населению жилищно-коммунальных услуг - необходи­мость расчетов с населением по регулируемым ценам (та­рифам) в порядке, установленном органами местного са­моуправления.

Работая при этом по регулируемым ценам (тарифам), уста­новленным ниже себестоимости, организации ЖКХ получают средства из бюджета на покрытие убытков.

Убытки организаций ЖКХ могут быть:

  • от реализации отдельного вида жилищно-коммунальной услуги населению;
  • от реализации отдельного вида жилищно-коммунальной услуги в целом всем потребителям;
  • по результатам финансово-хозяйственной деятельности организации в целом.

Убытки могут быть конкретизированы исходя из опреде­ленных условий:

  1. фактически произведенные организацией расходы, не покрытые полученными доходами от населения или всех по­требителей (непокрытые затраты по счету 20 "Основное произ­водство" и доля расходов в виде обязательных налогов и пла­тежей, уплачиваемых за счет финансовых результатов);
  2. фактически произведенные организацией расходы с учетом планового уровня рентабельности;
  3. планируемые бюджетные поступления из расчета раз­ницы в цене (в этом случае только в части реализации услуг населению);
  4. планируемые возможные бюджетные поступления.

Таким образом, если виды убытков рассмотреть с учетом каждого из приведенных условий конкретизации их размеров, получается 10 вариантов понятия "убыток", из которых органу местного самоуправления в целях субсидирования предприя­тия нужно выбрать один. Однако существование 10 вариантов не означает, что все они правомерны.

Правомерен лишь один убыток - от реализации отдель­ного вида жилищно-коммунальной услуги населению в планируемой сумме из расчета разницы в цене без уче­та налогов.

Данный вариант правомерен по следующим причинам:

  • для каждого вида жилищно-коммунальных услуг по груп­пам потребителей рассчитывается планово-расчетный эконо­мический тариф (ПРЭТ) под определенную производственную программу;
  • определяя ПРЭТ по группе потребителей (население) долю оплаты населением, т. е. тариф для населения, орган местного самоуправления тем самым устанавливает разницу от ПРЭТ для возмещения организации с условием сохранения порядка выполнения организацией производственной программы в пол­ном объеме;
  • поскольку при определении ПРЭТ учитывались рентабель­ность и налоги с оборота, для возмещения убытка соответству­ющая сумма в виде "разницы в тарифе" уменьшается на сумму налогов с оборота (НДС, налог на содержание объектов жи­лищной и социальной сферы, налог на пользователей автодо­рог), но при этом содержит в себе долю рентабельности;
  • закладывая в объем бюджетного финансирования предус­мотренную расчетом сумму ассигнований и осуществляя фи­нансирование в запланированном объеме, орган местного са­моуправления вправе установить ответственность организации ЖКХ за прочие убытки, которые она может допустить в работе, и реализовать свое право на долю прибыли муниципального предприятия;
  • все остальные цены, тарифы, расценки, применяемые орга­низацией как для конкретного вида услуги для прочих потре­бителей, кроме населения, так и для прочих видов деятельнос­ти для всех потребителей, не могут быть ниже себестоимости и в обязательном порядке предусматривают рентабельность; определенные указанным образом условия бюджетного финан­сирования позволяют организации ЖКХ осуществлять свою деятельность не только безубыточно, но и с определенной при­былью, самостоятельно формировать фонды и решать вопросы стимулирования работников и расширения производства;
  • соблюдается принцип равенства всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в данной сфе­ре, независимо от организационно-правовой формы, т, е, ка­кая бы организация ни оказывала конкретный вид услуг потре­бителям (муниципальное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью), они все должны быть поставлены в равные условия: убытки возмещаются в той части финансовой деятельности, в которой они воз­никают.

Поскольку тариф ниже себестоимости утверждается толь­ко для населения, любая организация будет иметь убыток от реализации услуг только населению. Во всей остальной дея­тельности должен соблюдаться порядок реализации работ, ус­луг по рыночным ценам, т. е. по налоговому законодательству не ниже себестоимости.

Главный принцип определения финансовых взаимоотноше­ний органа местного самоуправления (органа, регулирующего тарифы) и организации ЖКХ (осуществляющей свою деятель­ность по этим тарифам) заключается в том, что орган местного самоуправления должен нести ответственность перед орга­низацией относительно той части ее финансовой деятель­ности, по которой он дает обязательные для нее указания.

Поскольку обязательные указания органа местного само­управления, приведшие к возникновению убытка для организа­ции, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, исходят из деятельности, связанной с оказанием услуг населению, то имен­но орган местного самоуправления и должен нести ответствен­ность по сумме соответствующего убытка.

Указанный выше порядок формирования сумм бюджетного финансирования должен быть предусмотрен для каждого вида услуг. Иными словами, рассчитываются и утверждаются отдельно, соответственно услугам, суммы бюджетных ассигнований на воз­мещение убытков от реализации населению услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, техническо­го обслуживания и ремонта жилищного фонда, газо- и электро­снабжения при действии льготных цен и порядка предоставле­ния субсидий. Такой порядок должен применяться финансиру­ющим органом независимо от того, специализированной или многоотраслевой организацией оказываются услуги.

Остальные варианты вынужденно применяются на практи­ке в тех случаях, когда финансовые возможности местных бюд­жетов недостаточны, чтобы обеспечить организации правомер­ный порядок возмещения убытков.

Охарактеризуем остальные виды убытков и условия определения их размеров.

Второй вид убытка (от реализации отдельного вида ЖКУ всем потребителям) возникает, когда в местном бюд­жете недостаточно средств для возмещения убытка от оказа­ния услуг населению. Поскольку прибыль от реализации конк­ретного вида услуг прочим потребителям частично перекрыва­ет этот убыток, размер убытка по виду деятельности мень­ше, чем размер убытка от оказания услуг населению.

Убыток по результатам хозяйственной деятельности организации (третий вид убытка) возникает в случае низкой обеспеченности бюджетными средствами. Орган местного са­моуправления, как правило, принимает первое условие определения размеры убытка. Такие варианты приводят орга­низацию ЖКХ к необходимости согласовать с финансирующим органом порядок дополнительного финансирования по статье бюджетного финансирования - на создание фондов накопле­ния и потребления, что позволит обеспечить в объеме выделен­ных таким образом средств какие-либо социальные блага сво­им работникам и дальнейшее развитие.

Ни второй, ни третий вид убытков неправомерны для орга­низаций, оказывающих ЖКУ в таких организационно-правовых фор­мах, как акционерное общество или общество с ограниченной ответ­ственностью. Установление этих видов убытков для муници­пальных предприятий объясняется лишь возможностью органа местного самоуправления создавать для муниципального пред­приятия ограниченные условия хозяйствования, пользуясь пра­вом собственника независимо от правомерности такого реше­ния.

Условия расчета размера убытка применяются в следу­ющих ситуациях.

Третье условие применяется для расчета убытка от реализации услуг только населению, поскольку характеризу­ет разницу в цене, которая считается на основе тарифа для на­селения, в связи с чем учитывается в первом виде убытка.

Первое и второе условия устанавливаются при определе­нии плановых сумм финансирования из расчета не выше убытка по третьему условию. Фактическое финансирование по та­ким видам убытков связано с суммами сложившихся убыт­ков у организации по результатам деятельности. При этом по первому условию покрывается фактически сложившийся убыток без учета уровня рентабельности, а по второму - с уче­том планового уровня рентабельности.

Четвертое условие возможно при низкой финансовой обес­печенности местных бюджетов и при принятии решения орга­на местного самоуправления о перекрестном субсидировании. При этом заведомо устанавливается порядок планового недофинансирования организаций, что вле­чет за собой корректировку в сторону уменьшения произ­водственной программы организации (по объему эксплуа­тационных функций: работ по текущему ремонту и капитально­му ремонту движимого и недвижимого имущества) под объем доходов, обеспеченных финансированием.

Устанавливая порядок финансирования по четвертому ус­ловию, орган местного самоуправления должен оп­ределить максимальный размер бюджетного финансирования на случай корректировки сумм, указываемых в бюджетной рос­писи на начало текущего года, в сторону увеличения в течение текущего года.

Особенности порядка возмещения убытка

Определив вид и размер возмещаемого организации убытка, финансирующий орган должен зафиксировать этот порядок своим нормативным документом - Положением (порядком) осуществления бюджетного финансирования организаций ЖКХ муниципального образования, в котором вместе с другими ви­дами бюджетного финансирования нужно определить условия финансирования на возмещение убытков. Если такой документ не принимается в муниципальном образовании, характеристи­ку возмещаемого убытка надо дать либо в самой бюджетной росписи, либо в приложении к ней. Отсутствие такого опреде­ления, утвержденного органом местного самоуправления, мо­жет вызвать конфликтные ситуации с налоговыми органами при проверке целевого использования организацией соответ­ствующих бюджетных средств.

Рассмотрим особенности порядка направления финанси­рующим органом бюджетных средств организации на возме­щение убытков в зависимости от варианта определения его видов и размеров:

  • получателем бюджетных средств на возмещение убытков может быть только та организация, которая осуществляет опе­рации по реализации услуг населению и у которой по резуль­татам финансовой деятельности складывается убыток;
  • бюджетные ассигнования на возмещение убытков такой организации направляются в размерах плановых сумм, предус­мотренных бюджетной росписью. Никаких счетов на сумму бюджетных ассигнований организация, получающая средства на возмещение убытков, не выписывает и не выставляет ни бюджету, ни другой организации.

 

Заключение

 

В результате анализа финансово-хозяйственной деятельности МУ МК УЖХ можно сделать следующие выводы: балансовая стоимость жилищного фонда за 2001 год увеличилась на 17 223 тыс. руб. с увеличением общей площади на 6%.

Стоимость за 1 руб. объем оказанных услуг увеличился в 1,4 раза по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о снижении эффективности управления.

Структура затрат претерпела изменения, что связано как с совершенствованием нормативной документации по затратам по существующим формам статистической отчетности, так и по результатам хозяйственной деятельности.

Приоритетными мерами по снижению стоимости услуг в ЖКХ должны стать:

  • более полное использование имеющейся технической базы для ремонта и минимизация объемов подрядных работ;
  • расчет и обоснование норм затрат на эксплуатацию жилищного фонда;
  • прием на баланс новостроек с обязательной передачей производственной базы, рассчитанной по соответствующим нормативам, для обеспечения их технической эксплуатации;
  • согласование плановых и отчетных данных с учетом внесенных за анализируемый период изменений в бухгалтерский учет и калькуляцию.

За анализируемый год предприятие получило убыток, превышающий аналогичный показатель предыдущего года на 20%. Это связано с тем, что убытки от основной деятельности увеличились почти в 1,2 раза. Убытки от основной деятельности вызваны потерями воды и тепла во внешних сетях, а также бюджетными субсидиями на затраты на отопление и водоснабжение по социальным нормам, которые часто не соответствуют реальным затратам. В этих условиях установка счетчиков воды и тепла в домах и квартирах экономически оправдана.

Для снижения убыточности и улучшения финансового состояния коммунального предприятия целесообразно:

  • составлять таблицы доходов и расходов по видам работ и оперативно анализировать отклонения от плана и причины, их вызвавшие, рассчитывать влияние факторов (особенно рост цен, цен, тарифов, норм материалоемкости и трудоемкости работы);
  • - своевременно учитывать все внесенные изменения в расчет налогов;
  • использовать дифференцированные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, вести более строгий учет избыточной площади и второго жилья, которое может оплачиваться по более высоким ставкам и ставкам, что обеспечит дополнительное финансирование, кроме того, должны быть повышены тарифы на сверхнормативное потребление коммунальных услуг. быть представленным;
  • с учетом роста дебиторской задолженности на предприятии должен быть создан единый расчетно-кассовый центр, который будет принимать платежи за коммунальные услуги, а в созданной базе данных будет своевременно отслеживаться просроченная задолженность. Еще один вариант для снижения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг является сбор его в бесспорном порядке на основании исполнительных листов: в случае просрочки платежа более 3-х месяцев, поставщик услуг имеет право остановить не снабжая их, пока долг ликвидируется;
  • одним из способов снижения просроченной задолженности может быть привлечение арендаторов, потребителей услуг для погашения долгов на вспомогательных работах, например, уборка территорий, при текущих ремонтах и ​​т. д .;
  • вышестоящие организации должны способствовать улучшению финансового состояния коммунальных предприятий, маневрируя финансовыми ресурсами в пользу организации и коммунальных предприятий. Они должны способствовать выживанию предприятий ЖКХ посредством комплекса мер.

Эти меры включают, например:

  • освобождение коммунальных предприятий от земельного налога;
  • распространение налоговых льгот на предприятия, производящие продукцию для нужд жилищно-коммунального хозяйства.

Проведенный анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия показал, что предложенная методика позволяет более полно использовать резервы повышения эффективности его работы, что, в свою очередь, позволит стабилизировать деятельность и определить источники финансирование его развития.