Социальные регуляторы первобытнообщинного общества, возникновение права

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Функции государства: понятие и классификация
Формы государства: форма правоведения, форма государственного устройства, политический режим
Понятие, признаки и источники права
Структура и классификация норм права


Введение:

Актуальность темы данной работы определяется тем, что изучение сущности современного государства невозможно без знания вопроса о происхождении государства, а понимание современных властных и социальных норм невозможно без учета опыт предыдущих эпох.

При появлении человека он руководствовался прежде всего инстинктами. Со временем с ростом сознания инстинкты наших предков постепенно начали превращаться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних этапах развития человеческого общества в связи с необходимостью регулировать поведение людей таким образом, чтобы добиться значимого взаимодействия между ними для решения общих проблем. Социальные нормы создали ситуацию, когда человеческие действия больше не состояли из инстинктивных реакций на стимулы. Между ситуацией и порожденным ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с самыми общими принципами общественной жизни.

Социальные нормы - это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе. Основными типами социальных норм первобытного общества были: обычаи, моральные нормы, религиозные нормы, священные обеты и сельскохозяйственные календари.

Особенностью социальных норм в первобытном обществе в предгосударственный период было то, что они выражали и обеспечивали социально-экономическое единство клана, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда возникла необходимость в совместном проживании, общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства.

Такие обстоятельства оказали значительное влияние на характер власти и нормы первобытного общества. Если животные подчинялись только биологическим законам, то человек становился человеком, потому что помимо биологических законов он также научился регулировать свое поведение. Он изобрел социальные регуляторы, которые, хотя они и не устраняли биологические законы, тем не менее значительно вытесняли их.

В этом отношении большое значение имели социальные нормы, такие как культовые ритуалы и церемонии. Они внесли действительно революционные изменения в нервно-психическую деятельность человека и позволили ему, по сравнению с животным, буквально перейти на новую ступень развития. Социальные регуляторы предгосударственного периода позволили первобытным людям освободить свой умственный потенциал от страха, беспокойства перед окружающим их миром и направить его на производительную деятельность, создали условия для установления стабильных, в определенной степени предсказуемых и гарантированных отношений в обществе. 

Объект исследования: первобытное общество.

Предмет исследования: социальные нормы в предгосударственный период.

Цель исследования: изучить сущность социальных норм в первобытном обществе и процесс возникновения права.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи работы:

  1. Дайте общее описание первобытного общества.
  2. Изучить виды и особенности социальных норм в предгосударственный период.
  3. Исследовать процесс становления права как социального института.
  4. Определить роль и значение социальных норм первобытного общества.

Рассматриваемая тема широко представлена ​​в работах таких выдающихся теоретиков истории государства и права, как В.П. Алексеев А.Б. Венгеров Н.И. Матузов М.Н. Марченко, Т.В. Кашанин, О.Е. Лейст, В.М. Сырых В.Н. Хропанюк и другие.

Конструктивно работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Общая характеристика первобытного общества

Власть в первобытнообщинной системе

Современные ученые по-разному относятся к градации исторического процесса, но они согласны с тем, что начальным этапом была первичная общинная система, которая охватывала период от появления человека на Земле до образования первоклассных обществ и государств и появления написания.

Первобытнообщинный строй был самым длинным этапом в истории человечества, его продолжительность составляет более миллиона лет. В современный период некоторые ученые считают, что самый древний человек и первобытное общество возникли около 1,5 миллиона лет назад, другие исследователи считают, что оно появилось позже. Верхний край первобытнообщинного строя на разных континентах колебался в течение последних 5-6 тысяч лет. По словам В.П. Алексеева и А.И. Першица, в Азии и Африке, первые государства были сформированы на рубеже 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры; в Америке - в 1-м тысячелетии нашей эры, в других частях света - даже позже.

Любое общество - это некий целостный социальный организм (система), который отличается той или иной степенью организации и упорядоченности общественных отношений. Каждое общество характеризуется определенной системой управления и регулирования поведения людей с помощью определенных общих правил. С момента появления общества возникает необходимость в управлении. Это связано с тем, что у каждого члена общества есть свои интересы, без координации которых общество не может существовать, поскольку именно интересы выступают решающим личным регулятором. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, прогрессивное развитие социальных связей, необходимо объединить эти интересы для общего блага, но их можно объединить только тогда, когда личные интересы объединяются с общественностью. Такое сочетание достигается в основном за счет существования в обществе правил поведения (норм) и власти, которые бы обеспечивали соблюдение и обеспечение названных норм.

Первобытнообщинная система характеризовалась наличием примитивных инструментов; без помощи клана человек не мог выжить один и обеспечить себя пищей, одеждой и жильем. Но даже работая вместе, люди не могли производить больше, чем потребляли. В первобытном обществе не было избытка пищи, не было частной собственности и, соответственно, не делилось на богатых и бедных; экономически все были равны; экономическое равенство также привело к политическому равенству. Все взрослое население клана - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любых вопросов, связанных с деятельностью клана.

Общественная (общественная) власть, существовавшая в предгосударственный период, основывалась на семейных отношениях. Основой организации общества было клановое сообщество, объединение людей по кровным родствам, а также общность имущества и труда. Клан был сформирован в то время, когда беспорядочные сексуальные отношения были заменены семьей, основанной на коллективе, а затем на парном браке. Каждый род действовал как экономическая единица, владелец средств производства, организатор общего трудового процесса. Кланы образовали более крупные объединения (фратрии, племена, племенные союзы). Поскольку племенная община играла решающую роль в жизни первобытного общества, эту эпоху стали называть «первобытнообщинной системой», а ее социальную организацию - племенной. Следовательно, социальная власть распространялась только внутри клана, выражала его волю и была основана на кровных узах.

Власть в предгосударственный период была непосредственно социальной, она была построена на принципах первобытной демократии, на функциях самоуправления (то есть субъект и объект власти здесь совпадали); опирались на авторитет, уважение, традиции членов клана; Оно проводилось как обществом в целом (племенные собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, лидерами, священниками и т. д.), которые решали важнейшие вопросы жизни первобытного народа. общество.

Особенности социальных норм в предгосударственный период

Особенностью социальных норм в предгосударственный период было то, что они, по сути, были частью самой жизни людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство клана, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью. Отсюда возникла необходимость в совместном проживании, общественной собственности на средства производства и распределении продуктов на основе равенства. Такие обстоятельства оказали значительное влияние на характер власти и нормы первобытного общества.

Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек становится человеком, потому что помимо биологических законов он также научился регулировать свое поведение. Он изобрел социальные регуляторы, которые, хотя они и не устраняли биологические законы, тем не менее значительно вытесняли их. В этом отношении большое значение имели социальные нормы, такие как культовые ритуалы и церемонии. Они внесли действительно революционные изменения в нервно-психическую деятельность человека и позволили ему, по сравнению с животными, буквально перейти на новую ступень развития.

Социальные регуляторы предгосударственного периода позволили первобытным людям освободить свой умственный потенциал от страха, беспокойства перед внешним миром и направить его на производительную деятельность, создали условия для установления стабильных, в определенной степени предсказуемых и гарантированных отношений в обществе.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование соответствующей экономики и продолжение семьи, регулировали определенные методы получения пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы называются мононормами, поскольку они, по большому счету, выражают главную заинтересованность людей этого общества - выживать. Этот интерес собрал силы в обществе, чтобы противостоять стихиям, различным опасностям.

Мононормы действовали как нормы организации общественной жизни, нормы первобытной морали, ритуалы и т. д. Таким образом, естественное разделение функций в процессе труда между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось как как производственный обычай, и как требование морали, и как диктат первобытной религии.

Социальные нормы, существовавшие в предгосударственный период, регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от несоциальных норм - технических, физиологических и других, которые регулировали и регулировали отношение человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т. д. Итак, первобытные люди, зная, что температура в доме падает ночью, старались поддерживать огонь даже в темноте. При этом они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья, но кто из родственников будет наблюдать за огнем в это время, решалось на основе социальной нормы.

Социальные нормы были реализованы в основном в форме обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, которые стали привычкой в ​​результате многократного использования в течение длительного времени) и существовали в поведении и сознании людей, как правило, не имея письменная форма выражения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивались главным образом силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнания из клана); и имел запрет (система табу) как ведущий метод регулирования, как самый простой и элементарный метод воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали. Они были продиктованы естественной основой присваивающего общества, в котором человек был частью природы и выражал интересы всех членов клана и племени.

Происхождение права

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечить эффективность действий друг друга. Как невозможно государству существовать без права (последнее организует политическую власть, часто выступает в качестве средства проведения политики конкретного государства), так и право - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует правовые нормы). Именно государственные органы становятся основными структурами, которые контролируют выполнение требований законодательства и осуществляют соответствующие правовые санкции в случае их нарушения.

Если мы признаем, что государство было создано для экономического и политического управления государственными делами, то для их реального осуществления оно должно было принять общеобязательные правила поведения в форме правовых норм или придать общее обязательство правовым обычаям. Закон является единственной формой, в которой государство может выражать свои указы как универсально обязательные.

Причины и условия, которые привели к возникновению закона, во многом аналогичны причинам, которые породили государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами племенного самоуправления и органами государства. Вековые обычаи, проверенные многими поколениями, считались приведенными сверху как правильные и справедливые. Самые ценные из них были санкционированы государством.

Появление закона - это длительный процесс, который происходил на протяжении многих поколений. Первоначально родились элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Растущие и укрепляющие эти правовые фрагменты постепенно формируются в единую и внутренне скоординированную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически правящих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на древнейшие правовые акты рабовладельческого и феодального периода. Так, если раньше в случае кражи решающее значение было придано тому, кто (родственник или незнакомец) совершил это (родственник обычно был вынужден только вернуть то, что было украдено), то теперь любое посягательство на имущество влекло за собой суровое наказание и посягательство на имущество дворян было наказано особенно жестоко.

Например, согласно древним вавилонским законам Хаммурапи (XVIII век до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал владельцу убытки в десять раз, а если украденная собственность была «Божьей или дворцом», то есть принадлежала служителям религия или высшие государственные органы, тогда была предусмотрена тридцатикратная компенсация. Более того, в специальной статье прямо говорилось: «Если человек ворует собственность Бога или Дворца, то этот человек должен быть убит, а также должен быть убит тот, кто принимает то, что было украдено из его рук».

При избиении, нанесении увечий, убийстве или оскорблении словами вопрос не о племени, а о социальной принадлежности сторон приобретал первостепенное значение. Например, во многих племенах кровь дворянина ценилась в два и три раза выше, чем кровь простого человека, и зачастую вообще не имела цены, то есть не подлежала материальной компенсации.

Каждое имущество имело различный правовой статус, разные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты на убийство, кражу и т. д.) Влекут за собой различные (в порядке применения, по степени тяжести) санкции в отношении представителей разных сословий и социальных групп.

Если обычаи упорствовали в умах и проявлялись в поведении людей, то для общей информации начали разрабатываться правовые нормы в письменной форме. Формальная определенность права является его важнейшей чертой, без которой закон в принципе не может существовать.

Закон является более сложным регулятором, чем обычаи, поскольку помимо запретов он также использует такие методы правового воздействия, как разрешение и обязательство, которые создают широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Появление закона является следствием усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых примитивные нормы справлялись все реже и реже.

Таким образом, поддержка религией и государством обычаев, сложившихся при формировании древних цивилизаций, привели к созданию одного из важнейших источников права древних государств: правовой обычай; обычное право.

В правовых обычаях сохранились остатки обычаев племенной системы, и в то же время были установлены нормы патриархальной жизни сельского сообщества (с его неравенством членов), кастовых привилегий высших классов и были разрешены обязанности низших, нормы покупки и продажи земли, собственности, наказания для низших каст и сословий, а также выкуп или ритуальные действия для высших каст и богатых.

Большую роль в формировании юридического имени сыграли судебные органы, которые в первую очередь защищали интересы собственников. Они способствовали разрушению устаревших обычаев племенной системы, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые соответствовали новому порядку. Судебные функции первоначально выполнялись священниками или принадлежали верховному правителю (королю, королю) и назначенным им судебным органам. Все это способствовало созданию правовых норм судами, то есть появлению судебного прецедента, который понимается как преобразование решения суда по конкретному делу в общее правило.

Формирование государственности требовало все более сильной консолидации правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти царя, короля, принца, национального собрания, сената или другого коллегиального органа. Это законы короля Хаммурапи, законы Ману, законы 12 таблиц, законы Солона и более поздние варварские истины (салическая, русская, польская).

Нормы правового, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания единого порядка общественных отношений для всего населения, обеспечения единого рынка, условий для владения и распоряжения имуществом, обмена товарами, сохранения патриархальной семейной жизни в сельское сообщество, а также для обеспечения единой власти в государстве. Кроме того, государственное объединение племен способствовало правовой защите их интересов во внешнеполитических отношениях с населением других государств. С древних времен разрабатывались методы проведения дипломатических церемоний, представления соседних держав, заключения межгосударственных союзов, таможенных правил и пошлин и т. д. Чем шире и стабильнее становились такие связи, тем больше отношения мирных перемещенных военных рейдов и угроза завоевания. Поэтому с процессами становления государственности и внутригосударственного правового права по-прежнему существуют эмбриональные, но постепенно развивающиеся нормы и отношения международного права.

Таким образом, на последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху образования классов возникают правовые нормы.

Социальные нормы первобытного общества

Типы социальных норм первобытного общества

В период появления человека он руководствовался, прежде всего, инстинктами, и в этом смысле люди не сильно отличались от других животных. Как известно, инстинкты действуют независимо от воли и сознания живого существа. Природа через гены передает из поколения в поколение инстинктивные правила поведения отдельных людей.

Со временем с ростом сознания инстинкты наших предков постепенно начали превращаться в социальные нормы. Они возникли на самых ранних этапах развития человеческого общества в связи с необходимостью регулировать поведение людей таким образом, чтобы добиться значимого взаимодействия между ними для решения общих проблем. Социальные нормы создали ситуацию, когда человеческие действия больше не состояли из инстинктивных реакций на стимулы. Между ситуацией и порожденным ею импульсом стояла социальная норма, которая связана с самыми общими принципами общественной жизни.

Социальные нормы - это общие правила, регулирующие поведение людей в обществе.

Основными типами социальных норм первобытного общества были: обычаи, моральные нормы, религиозные нормы, священные (священные, магические) предписания (табу, обеты, заклинания, проклятия), сельскохозяйственные календари.

Обычаи являются исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате многократного повторения стали привычкой. Они возникают в результате наиболее подходящего поведения. Повторное повторение этого поведения сделало его привычкой. Затем обычаи передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали - это правила поведения, которые регулировали отношения между людьми на основе примитивных представлений о добре и зле. Такие правила поведения возникают намного позже обычаев, когда люди приобретают способность оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения морали.

Религиозные нормы - это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми на основе их религиозных убеждений. Итак, особое место в их жизни начинает занимать практика религиозных культов, жертвоприношения богам, убой животных (иногда людей) на алтарах.

Табу - это священный запрет, запрет на действия. Согласно концепции Зигмунда Фрейда, лидеры примитивного стада с помощью табу делали людей управляемыми и послушными. Это позволило избавиться от негативного проявления естественных человеческих инстинктов. По мнению русского этнографа Е.А. Крейнович, система табу имеет социальные корни. Таким образом, среди нивхов эта система является выражением борьбы различных человеческих групп за существование и основана на двух типах противоречий: между старшим и младшим поколениями; между мужчиной и женщиной. Таким образом, охотники каменного века, используя пугающие запреты, лишали молодежь и женщин права есть лучшие части тушки медведя и обеспечивали это право для себя. Несмотря на то, что добычу, скорее всего, приносили молодые, сильные и ловкие охотники, право на лучшую долю все еще оставалось за пожилыми людьми.

Зарок - это своего рода запрет или ограничение, которое человек добровольно налагает на себя. Человек, на котором лежали обязательства кровной мести, мог дать обещание не появляться в своем доме, пока он не отомстит за убитого родственника. В древнем обществе обет был одним из способов борьбы человека за индивидуальность, потому что через него он проявлял свой характер.

Заклинания были магическими действиями, с помощью которых человек стремился повлиять на поведение другого человека в правильном направлении - привязать к себе, оттолкнуть его, подавить злое поведение, колдовские поступки.

Проклятие - это эмоциональный призыв к сверхъестественным силам, чтобы избавить врага от всевозможных страданий и страданий.

Агрокалендары - это система правил для наиболее целесообразных сельскохозяйственных работ.

Таким образом, в первобытном обществе было много социальных норм и запретов. Е.А. Крейнович, который в 1926-1928 гг. Работая на Сахалине и на Амуре среди нивхов, отметил, что «экономическая, социальная и духовная жизнь нивхов чрезвычайно сложна. Жизнь каждого человека предопределена и расписана во множестве традиций и норм задолго до его рождения». Русский путешественник и географ В.К. Арсеньев, изучавший жизнь удэге, был поражен тем, сколько у них запретительных правил. Спенсер и Ф. Гильен, исследователи первобытного образа жизни австралийцев, также отметили, что «австралийцы связаны по рукам и ногам обычаем. Любое нарушение обычая в определенных границах встречается с безусловным и часто суровым наказанием».

Таким образом, в первобытном обществе индивид был окружен плотным слоем социальных норм, многие из которых, согласно общепринятым современным взглядам, неуместны.

Роль и значение социальных норм в предгосударственный период

В предгосударственный период естественный коллективизм, объединявший людей для согласованной целенаправленной деятельности и обеспечивавший их выживание на определенной стадии развития, нуждался в социальном регулировании. Любое сообщество - это самоуправляемый местный коллектив, способный разрабатывать и применять нормы совместной деятельности.

Поведение человека во многом определяется его природными инстинктами. Чувство голода, жажды и т. д. Вызывает необходимость выполнения определенных действий для удовлетворения индивидуальных потребностей. Эти инстинкты, в силу характера существования живого организма, присущи всем представителям животного мира. Поведение человека в примитивном стаде определялось признаками, которые воспринимались, как у животных, на уровне инстинктов и физических ощущений. Однако, в отличие от других животных, человек наделен свойством разума. Поэтому оригинальным методом нормативного регулирования был запрет, означающий возможную опасность для человека, игнорирующего естественное право.

Кроме того, жизнь человека во многом зависит от поведения окружающих его людей, от согласованности взаимного существования. Человек в повседневной жизни должен не только взять что-то из окружающей природы лично для себя, но и отказаться от себя на благо общества, соблюдая общие правила поведения. Это поведение основано на естественных инстинктах (размножение, самосохранение и т. д.). Но они усугубляются коллективной природой человека. Поэтому в поведении человека его духовная жизнь начинает играть все большую роль, что регулируется моралью и некоторыми религиозными нормами. Его дела оцениваются с точки зрения добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Он начинает осознавать, что истинное благополучие происходит не тогда, когда человек удовлетворяет свои физиологические потребности, а когда он живет в полной гармонии с другими.

Для социального регулирования требовалось развитое сознание, умение оценивать, обобщать и формулировать наиболее рациональные варианты поведения в форме универсально связывающих моделей.

С помощью возникающих социальных норм человеческое общество решило проблему выживания и обеспечения стабильной совместной жизни. Накапливая частицы накопленного социального опыта в субъектно-фантастической форме, эти нормы указывали, как это необходимо и как не действовать в определенной жизненной ситуации. Поэтому в этих нормах, в отличие от действующих в настоящее время, была выражена не связь между существованием и собственностью, а связь между прошлым и настоящим. Риск был слишком дорог для первобытного человека. Новые права человека, отражающие степень его свободы действовать по своему усмотрению, по-прежнему во многом были обусловлены природными факторами (физическая сила, интеллект, организационные навыки и т. д.) И уровнем знаний первобытного человека.

Нормативная система того времени была довольно консервативной и изобиловала многочисленными запретами, выраженными в форме заклинаний, обетов, обетов и табу. Табу - это запрет, который проходил через особую религиозную магическую технологию (созданную священниками) и имел мистические санкции, которые грозили неблагоприятными последствиями.

Ограничения первобытного общества сдерживали биологические инстинкты человека, которые негативно влияют на окружающую среду и развитие рода. Человек мог чувствовать себя свободно только в рамках установленных запретов. Только позже появились обязательства и разрешения, разделение права на естественное (естественное) и положительное, искусственно созданное и измененное самим человеком, регулирующее не столько положение человека в окружающем его мире, сколько отношения внутри человеческого сообщества.

Первобытное общество не было знакомо с моралью, религией, правом как с особыми социальными регуляторами, поскольку они находились на начальной стадии своего формирования, и их было все еще невозможно дифференцировать. Появляющиеся мононормы были детализированы по содержанию и унифицированы по форме. Их основная форма - обычай.

Обычай - это форма передачи нормативно-поведенческой информации от одного поколения к другому. Сила обычая заключалась не в принуждении, а в общественном мнении и привычке людей руководствоваться этой нормой, стереотипе поведения, выработанном в результате многолетней практики. Норма обычая действует до тех пор, пока ее помнят и передают из поколения в поколение. Домашний фольклор (притчи, пословицы, поговорки) всегда оказывал значительную помощь в этом. Они отражены все этапы происхождения и разрешения спорной ситуации: «договор дороже денег»; «долг красный по оплате, а кредит - по возврату»; "он ушел - он был прав, его поймали - он был виновен"; "не все виноваты" и т. д.

Социальная значимость и божественная предопределенность поведения, зафиксированного в обычаях, подчеркивались процессуальными нормами многочисленных ритуалов и религиозных церемоний.

Ритуал представляет собой систему последовательно выполняемых действий сигнально-звукового и символического характера. Форма его проведения и внешние атрибуты участников внушали людям необходимое чувство и настраивались на определенные действия. Религиозная церемония - это комплекс действий и знаков, который содержит код для символического общения со сверхъестественными силами. При его выполнении приоритет отдается не только и не столько форме, сколько семантическому содержанию действий, выполняемых под руководством человека со специальными знаниями.

Таким образом, признаками норм, существовавших в предгосударственный период, являются следующие:

  • регулирование отношений в первобытном обществе главным образом обычаями (т. е. исторически сложившимися правилами поведения, которые стали привычкой в ​​результате многократного использования в течение длительного времени);
  • наличие норм в поведении и сознании людей, как правило, без письменной формы выражения;
  • обеспечение норм главным образом силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из клана);
  • запрет (система табу) как ведущий метод регулирования (отсутствие надлежащих прав и обязанностей);
  • выражение в нормах интересов всех членов клана и племени.

Вывод:

В заключение отметим, что у ученых разные подходы к оценке системы регулирования первобытного общества.

Один из подходов обоснован И.Ф. Мачин. По его мнению, при характеристике норм социального регулирования первобытного общества вполне допустимо использовать понятие обычного права. Под обычным правом он понимает независимый исторический тип права наряду с такими недавно выделенными типами права, как имущественное право, социальное право. Синонимами термина «обычное право» могут быть термины «архаичное право», «традиционное право».

Не все согласны с таким подходом. Итак, по словам В.П. Алексеева и А.И. Першиц, это незаконно использовать понятие обычного права по отношению к примитивным обществам. С их точки зрения (второй подход), нормы социального регулирования первобытного общества были мононормированными (от греческого Monos - единое и лат. Norma - правление), представляя собой неразделенное единство религиозного, морального, правового и т. д. норм. Следует отметить, что понятие «мононормы» было разработано историками первобытного общества и перешло от них к отечественной теории государства и права.

Характеризуя нормы социального регулирования первобытного общества, можно использовать как первый, так и второй подходы.

Первый подход к пониманию возникновения права и его сущности имеет большое научное, теоретическое значение. Однако обычное право в этом смысле не является юридической концепцией. Право в строго юридическом смысле - это система норм, которая исходит от государства и защищается им. Но это право не появляется из ниоткуда. Для его возникновения существует соответствующая нормативно-правовая база.

Отстаивая позицию второго подхода, отметим, что в сознании первобытного общества вопрос о том, какой социальной нормой в этом случае руководствуется, вряд ли мог возникнуть. Поэтому использование термина мононорм является оправданным.

К моменту возникновения государства на заключительном этапе развития первобытного общества сформировалась довольно эффективная система социальных норм, которую представители первого подхода называют обычным правом. Это тот период, когда еще не было государства, но закон в нелегальном смысле уже появился. Социальные нормы обычного права были основным источником права в правовом смысле.