Социальное партнерство в Украине

Содержание:

  1. Социальная защита промышленных рабочих в контексте социального партнерства  
  2. Вывод
Предмет: Управление персоналом
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 24.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по управлению персоналом:

 

Много готовых рефератов по управлению персоналом

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Теоретические основы и предпосылки социального партнерства
Социальное партнерство в странах Западной Европы
Роль коммуникаций в управлении персоналом
Типы и причины возникновения конфликтов

Введение:

Социальная защита промышленных рабочих в контексте социального партнерства  

В настоящее время вопросы социальной защиты работников предприятий всех форм собственности являются чрезвычайно актуальными в связи с обострением проблем социально-экономического развития российского общества, вызванных мировым финансовым кризисом. Многие предприятия в таких условиях вынуждены сокращать количество работников и сокращать социальные программы. В то же время очевидно, что чем меньше вы «вкладываете» в человека - основную производительную силу любого общества, тем ниже эффективность производства и других видов деятельности. Существующее противоречие необходимо разрешить, иначе негативные тенденции в развитии экономики будут углубляться.   

В связи с этим потребность в социальной защите работников объективно возрастает как со стороны государства и общества, так и со стороны самих предприятий или других организаций труда. Следует также учитывать весьма ограниченные возможности современного российского государства в создании благоприятных условий для труда и других видов деятельности. В таких случаях роль социальной защиты как особого социального института и механизма оказания помощи населению значительно возрастает.  

В отечественной научной литературе под социальной защитой понимается система приоритетов и механизмов реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, органов управления всех уровней, других учреждений, а также система социальных служб, разработанная обеспечить определенный уровень социальной защиты, способствуя достижению социально приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Механизм социальной защиты в России включает в себя комплекс мер по обеспечению гарантий в сфере занятости, оплаты труда и заработной платы, компенсации потерь от инфляции, помощи пожилым людям, инвалидам, материнству, отцовству и детству. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах: индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное обеспечение, адресная социальная помощь.  

В настоящее время в России сформирована система социальных институтов социальной защиты населения, среди которых наиболее важным является государство, которое, в свою очередь, представляет множество других различных учреждений, таких как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации. организации и общественно-политические организации. Помимо перечисленных учреждений, регулирующие системы также выполняют функции социальной защиты. Каждая отрасль права - это система таких социальных и нормативных институтов. Это, прежде всего, трудовое, семейное, уголовное право. Тарифные соглашения, контракты, коллективные договоры в настоящее время становятся важным регулирующим институтом.   

Предприятие, учреждение, фирма и другие организации труда также являются социальными институтами и играют важную роль в социальной защите населения. На предприятии основным социальным институтом социальной защиты являются профсоюзы, но не только их, но и другие общественные организации, а также администрация предприятия. Широко распространенный западный подход к социальной защите работников осуществляется в основном через механизм социального партнерства. Суть такого подхода заключается в том, чтобы договориться с профсоюзами с представителями работодателей и государства о существующих разногласиях в трудовой и других сферах и выработать оптимальные решения в интересах всех сторон. Принципы социального партнерства нашли свое выражение в создании различных двух или трехпартийных органов, сформированных из представителей трудовых коллективов, работодателей, органов власти на уровнях федерации, регионов, отраслей, предприятий. Эти субъекты социального партнерства на основе взаимных переговоров создают коллективные договоры, соглашения, решения по вопросам социальной защиты работников. Важнейшим инструментом социальной защиты является коллективный договор. Другим социальным и нормативным институтом является трудовой договор, но он может выполнять защитную функцию, если он предусматривает систему обеспечения прав работников и если он предусматривает ответственность работодателя за нарушение этих прав и гарантий. Все эти учреждения включены в механизм социальной защиты. Можно говорить о сформированных трех компонентах этого механизма - институциональном, инструментальном и деятельностном. Основными принципами социальной защиты являются: интеграция в систему экономических и иных общественных отношений; социальные гарантии должны распространяться на все сферы общественной жизни; опора на национальные и культурные традиции населения; самообороны; социальная защита строится на основе социальных гарантий. В то же время социальные гарантии должны регулировать рынок труда, способствовать полной занятости и влиять на все группы трудоспособного населения. Помимо упомянутых видов социальной защиты и их организационно-правовых форм, ее объектом являются семьи с низким доходом на душу населения. Российское законодательство предоставляет гражданам следующие виды социальных гарантий:                  

  • Гарантии реализации права на труд. Они обеспечивают свободу выбора профессии, признание занятости в качестве основы жизни, бесплатную помощь в выборе подходящей работы и бесплатное обучение новым и востребованным профессиям. 
  • Дополнительные гарантии для определенных категорий населения: молодежи, пенсионеров, одиноких и крупных родителей, женщин, воспитывающих дошкольников и детей-инвалидов, безработных, освобожденных из тюрьмы, беженцев.
  • Социальное партнерство в Российской Федерации начинает формироваться с переходом к рыночной экономике. Он должен обеспечивать баланс интересов основных социальных групп работников, участников процесса общественного производства, для достижения компромисса между ними. Основными субъектами социального партнерства являются работодатели и работники, органы государственной власти и местного самоуправления.  

Социальное партнерство строится на основе соблюдения ряда принципов, среди которых: равенство сторон в переговорах; приоритет примирительных методов и процедур переговоров; обязательство выполнять достигнутые договоренности; ответственность за принятые на себя обязательства; справедливость в отношениях между партнерами; доверие партнеров. Социальное партнерство реализует отношения, касающиеся занятости, заработной платы, социального обеспечения, соблюдения и защиты прав трудящихся. Социальное партнерство имеет определенную правовую основу. В России последовательно принимаются такие важные нормативные документы, как Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Этим указом введены в практику заключения генеральных, отраслевых и региональных отраслевых соглашений по социально-экономическим вопросам, а на уровне предприятий - коллективных договоров. В Законе Российской Федерации от 11.03.1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» впервые использованы понятия «социальное партнерство» и «коллективные переговоры», 01.05.1999 г. Федеральный закон № 92- ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых соглашений». В состав комиссии входят представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства Российской Федерации, которые образуют соответствующие стороны комиссии на равных условиях. 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором, во второй части (главы 3-9), статьи (23-55), регулирующие социальное партнерство в Сфера трудовых отношений была закреплена.           

В ст. 23 Трудового кодекса Российской Федерации впервые дано определение социального партнерства с точки зрения закона. Социальное партнерство - это система отношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по регулированию трудовых отношений и других отношений непосредственно. связанные с ними. Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей. Социально-трудовые отношения в Российской Федерации регулируются такими соглашениями, как генеральное соглашение (устанавливает общие правила, регулирующие трудовые отношения и согласовывающие интересы работников и работодателей; отраслевые и профессиональные тарифные соглашения, в которых устанавливаются стандарты заработной платы и условия труда, гарантии и льготы для работников отраслей и профессий; территориальные соглашения с учетом при определении условий труда, социальных гарантий и льгот, особенностей города, района, территориального поселения); региональное соглашение (учитывает общие правила регулирования социально-трудовых соглашений на уровне субъекта Российской Федерации.     

В России сложилась следующая практика функционирования социального партнерства. Раз в два года между правительством, общероссийскими профсоюзами и работодателями заключается генеральное соглашение . Он определяет согласованные позиции по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. На основании генерального соглашения трехсторонние региональные соглашения заключаются на уровне субъектов Российской Федерации. Региональные соглашения становятся основой городских, отраслевых соглашений, которые, в свою очередь, формируют принципы заключения коллективных договоров на предприятиях и в организациях. Однако до сих пор невозможно признать институт социального партнерства эффективно действующей системой, поскольку в сфере социально-трудовых отношений существуют серьезные проблемы, которые еще не решены. Таким образом, следует признать, что работа по выравниванию доходов различных групп и слоев населения является неудовлетворительной, минимальная заработная плата остается очень низкой, требуется серьезная реформа учреждений социального страхования и пенсионного обеспечения. Основные принципы социального партнерства часто нарушаются, например, равенство сторон. Чаще всего работодатель имеет преимущества в разрешении трудовых споров. Напротив, работники предприятий и их общественных организаций чаще всего вынуждены занимать уступчивую, зависимую позицию. Работодатели часто игнорируют мнения работников. Кроме того, существует огромная разница в заработной плате работодателя и работников, иногда достигающая десятков раз. Стоит только предположить и надеяться, что в ближайшие годы этот действительно демократический институт действительно станет эффективным и надежным регулятором социально-трудовых отношений в интересах всех без исключения сторон.            

Социальная работа на промышленном предприятии

В настоящее время социальная работа в России стала полностью институционализированной и заняла стабильное место среди других социальных институтов. Он играет важную роль в социальной защите, поддержке и помощи различным группам населения, в том числе работающим, которые часто, хотя и работают, имеют очень скромную заработную плату, которой едва хватает на жизнь. Исходя из общих методологических предпосылок теории и практики социальной работы, мы можем определить социальную работу на промышленном предприятии как деятельность администрации, общественных организаций, трудовых коллективов по оказанию помощи и поддержки своим работникам. Как и любая другая, социальная работа на предприятии имеет свой объект, предмет, содержание, средства, управление, цели и функции.   

Целью социальной работы на предприятии является содействие оптимизации взаимодействия работников с администрацией, друг с другом, общественными организациями и, в конечном итоге, повышение уровня и качества жизни всех членов рабочей силы.

Объектами социальной работы являются все работники предприятия в широком смысле этого слова, и прежде всего те, кто попадает в сложные жизненные ситуации. Социальная работа на предприятии ставит и решает следующие задачи: социальные услуги для работников предприятия; оказание социальной поддержки и помощи членам трудового коллектива; создание благоприятных условий для труда и других видов реализации и самореализации сотрудников команды; адаптация и реабилитация работников к условиям производства; предотвращение и контроль негативных явлений в производственной сфере (пьянство, наркомания, нарушения дисциплины); разработка и реализация социальных программ предприятия; организация научных исследований, образовательных, воспитательных мероприятий по проблемам социальной работы. Социальная работа на предприятии выполняет такие функции, как диагностические, прогностические, организационно-методические, рекламно-пропагандистские, психолого-педагогические, управленческие, практические (вспомогательные) и др. Услуги, социальное реагирование, опора на внутренний потенциал личности работников. оптимизация социальных ресурсов.        

В России, в отличие от многих зарубежных стран, само предприятие в лице своего трудового коллектива выступает субъектом социальной работы. Но это не значит, что в предоставлении социальной помощи нет других действующих лиц. Никто не запрещает получать помощь от традиционных центров социального обслуживания или других специализированных организаций. И тогда помощь оказывается параллельно, она может принимать различные формы. Под социальной работой в сфере производства понимается в ряде зарубежных стран, главным образом в Соединенных Штатах, прежде всего, программы и услуги, осуществляемые под руководством трудового коллектива приглашенными социальными работниками, которые обслуживают членов коллектива. Профессиональная социальная работа включает в себя использование волонтером или частным агентством квалифицированных социальных работников, которые предоставляют социальные услуги или консультации на основе договора социального договора с профсоюзом или организацией- работодателем . Организации-работодатели могут быть не только профсоюзами или корпорациями, но также государственными органами и некоммерческими организациями. В Соединенных Штатах было разработано несколько моделей служб социальной помощи для работников предприятий:       

  • Функционирование по месту работы работника.
  • Отделения, которые оценивают ситуацию и обращаются в соответствующие лечебные службы или предоставляют консультации.
  • Компании, которые не имеют таких услуг в своем составе, но нанимают специалистов по контракту.
  • Услуги, обслуживающие несколько компаний.
  • Справочные службы для различных социальных групп.

Все эти службы имеют свои собственные программы, поддерживаемые генеральным директором компании, отделом благосостояния рабочих и служащих, профсоюзами, медицинскими и юридическими службами отделов безопасности. Службы социального обеспечения на предприятиях работают в тесном контакте с администрацией, проводя единую линию социальной политики. 

Если рассматривать социальную работу на предприятии в широком смысле этого слова, то в нее входят такие компоненты, как социальная защита, социальные услуги, социальная поддержка, социальная помощь.

Социальная защита работников может быть определена как совокупность социальных и правовых гарантий, которые гарантируют, что работники реализуют свои наиболее важные социально-экономические права, включая право на уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития рабочей силы. Социальная защита работников проявляется в четырех основных формах: денежные выплаты, налоговые и другие льготы, различные виды консультирования, адресные социальные программы предприятия. 

Социальные услуги для работников могут быть сведены к предоставлению различных социальных услуг тем, кто не в состоянии позаботиться о себе, что необходимо для удовлетворения потребностей их нормального существования. Основные формы социальных услуг включают социальную диагностику, социальную и профессиональную реабилитацию, материально-техническое и производственное обслуживание. 

Под социальной поддержкой понимается деятельность специалистов по поддержке лиц, временно находящихся в трудных жизненных ситуациях, меры профилактического и восстановительного характера. Социальная поддержка может быть оказана в виде трудовой, образовательной, материальной, психологической и других видов помощи. Социальная помощь - это система специальных мер в форме помощи, поддержки и услуг, предоставляемых отдельным сотрудникам для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизни, а также адаптации к условиям предприятия. Следует признать, что теоретические предпосылки социальной работы на промышленном предприятии требуют дальнейшего концептуального развития, как минимум, в двух направлениях:   

Изучение социальной практики оказания помощи в различных областях и с различными профессиональными группами работников.

Понимание и обработка отечественного (советского и постсоветского) и зарубежного опыта социальной работы в производственной сфере. Социальная работа на предприятии направлена ​​на гармонизацию отношений в организации труда. Для организации социальной работы на предприятии целесообразно возродить или создать заново специальные отделы социальной работы, которые бы стали отдельной подструктурой социальной службы организации труда и подотчетны заместителю генерального директора по социальным вопросам.  

Основными направлениями деятельности отдела социальной работы могут быть:

  • социальная защита, социальные услуги, социальное обеспечение, социальная поддержка и социальная помощь;
  • культурно-просветительская работа;
  • работа по оздоровлению и лечению персонала.

Функции отдела: аналитические (оценка последствий запланированных социальных и технических новшеств, анализ отношений в коллективе, мониторинг основных процессов, происходящих на предприятии, анализ ресурсов и возможностей команды); планирование и организация (планирование и организация социальной работы, разработка социальных программ); консультирование (организация консультаций по вопросам социальной защиты, регулирование отношений в коллективе, юридические консультации). Отдел социальной работы должен быть укомплектован специалистами по социальной работе, психологами, социологами, социальными педагогами. Критерии эффективности деятельности отдела социальной работы могут быть самыми разнообразными, в том числе: удовлетворенность работников социальной ситуацией на предприятии, количество и качество культурно-просветительской деятельности, соотношение затрат, понесенных в социальной сфере. предприятия с полученными результатами, социальной активностью членов команды.     

Вывод

Важнейшим направлением деятельности отдела социальной работы на предприятии является сохранение и укрепление здоровья работников. В связи с этим очень важно, с одной стороны, улучшить условия труда и отдыха работников, с другой - определить категории работников в особой ситуации (пожилые люди, молодые люди, женщины, матери молодых людей). дети, страдающие определенными заболеваниями). Безусловно, комплекс медико-социальных мер ориентирован на всех работников, но необходимо учитывать интересы и потребности тех категорий работников, которые по разным причинам требуют большего внимания. По отношению к «ослабленным группам» практикуются методы лечебно-профилактического питания, организации фитотерапии, санаторно-курортного оздоровления на работе. Известно, что материальные затраты, направленные на улучшение здоровья, повышают производительность труда, а следовательно, увеличивают прибыль предприятия.   

В свою очередь, необходимо постоянно прививать рабочим и служащим отношение к поддержанию здоровья, поддержанию здорового образа жизни.

В последнее время актуализировалось такое направление социальной работы на предприятии, как разработка и реализация социальных программ, которые рассматриваются как механизмы социальной защиты работников.

Такие программы могут включать организацию негосударственных пенсионных фондов, социальное и медицинское страхование, подготовку кадров, в том числе целевую подготовку в учреждениях среднего специального и высшего профессионального образования, разработку программ по улучшению условий труда, жизни и отдыха работников, программы которые сохраняют здоровье.

Разумеется, невозможно охватить все многообразные виды деятельности предприятия по социальной защите работников.

Он различается в зависимости от возможностей и желания работодателей создавать все более благоприятные социально-экономические условия для персонала.

В целом социальная работа на промышленном предприятии становится важнейшим направлением социальной политики и социального развития трудового коллектива, способствуя оптимальному взаимодействию работников внутри организации труда и значительному повышению уровня и качества их труда. жизнь.