Социальное партнерство в странах Западной Европы

Содержание:

  1. Что такое корпоративная социальная ответственность
  2. Социальная ответственность бизнеса в западных странах
  3. Европейская модель
Предмет: Управление персоналом
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 23.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по управлению персоналом:

 

Много готовых рефератов по управлению персоналом

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Типы социальных отношений на предприятии
Теоретические основы и предпосылки социального партнерства
Социальное партнерство в Украине
Роль коммуникаций в управлении персоналом

Введение:

Социальная ответственность бизнеса в России традиционно основывалась на государственном патернализме. Аналогичные принципы были определены в старом Трудовом кодексе и в социальном законодательстве, где государство выполняло основную функцию социальной ответственности. В итоге это привело к тому, что ответственность работодателя за свои действия не только по обеспечению социального благополучия своих работников, но и по простому соблюдению минимальных социальных гарантий, установленных законом, фактически не была выполнена. Со своей стороны, государство в переходный период не могло требовать строгого соблюдения социального и трудового законодательства, что привело к задержкам в оплате труда, не говоря уже о добровольном социальном страховании членов трудового коллектива. Ситуация, когда в трудовых отношениях между работниками и работодателями в стране существовала полная анархия, массовые увольнения и постоянный рост теневого сектора экономики, никоим образом не могли способствовать устойчивому развитию ответственности бизнеса за общественное благосостояние в стране. страна.

В то же время в последние годы расширяется практика участия субъектов хозяйствования в решении актуальных социальных проблем на федеральном и региональном уровнях, что является одним из важнейших ресурсов повышения уровня социальной стабильности в обществе. Эта практика основана на принятии ценностей и принципов корпоративной социальной ответственности. Вмешательство крупного бизнеса в социальные нужды становится все более актуальной задачей современного российского общества.  

Так что же такое социальная ответственность бизнеса? Это делает бизнес в соответствии с нормами и законами, принятыми в стране, где он находится. Это создание рабочих мест. Это благотворительность и создание различных фондов для помощи различным социальным слоям общества. Это должно обеспечить защиту окружающей среды их производства и многое другое для поддержания социального статуса в стране.    

Что такое корпоративная социальная ответственность

Прежде чем приступить к изучению названной темы, я хотел бы понять, что это такое, и дать конкретное определение этой концепции.

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая Корпоративная ответственность, Ответственный бизнес и Корпоративная социальная возможность) - это концепция, в которой организации учитывают интересы общества, принимая на себя ответственность за влияние своей деятельности на клиентов, поставщиков, сотрудников, акционеров, местные компании. сообщества и другие заинтересованные стороны; и окружающая среда. Это обязательство выходит за рамки законодательного обязательства соблюдать закон и подразумевает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для улучшения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. 

Практика КСО является предметом многочисленных споров и критики. Адвокаты утверждают, что для КСО существует серьезное экономическое обоснование, и корпорации получают многочисленные выгоды от работы в более широкой и долгосрочной перспективе, чем их собственная краткосрочная прибыль. Критики утверждают, что КСО отвлекает от фундаментальной экономической роли бизнеса; некоторые утверждают, что это не что иное, как украшение реальности; другие говорят, что это попытка заменить роль правительств в качестве контролера влиятельных многонациональных корпораций.    

История развития социальной ответственности бизнеса в западных странах и в России

В 90-х годах двадцатого века тема социальной ответственности бизнеса стала широко обсуждаться в деловых и научных кругах ведущих индустриальных стран. Многие владельцы и руководители компаний начали понимать, что, помимо традиционных факторов, репутация их компании в обществе также влияет на уровень прибыли. 

Для того чтобы их коммерческая деятельность была успешной, уже недостаточно производить товары и услуги - необходимо активно развивать различные социальные программы. Систематически и вдумчиво выстраивать отношения между руководителями компаний и бизнес-сообществом, акционерами, СМИ, государственными органами, потребителями и общественными организациями. 

Концепция социальной ответственности бизнеса известна в западном мире довольно давно. Но эта тема получила интенсивное развитие только в последнее десятилетие, когда представители мирового сообщества начали широко обсуждать проблемы баланса интересов развития бизнеса с более широкими интересами всего общества, особенно в вопросе сохранения окружающей среды. Таким образом, важность концепции социальной ответственности бизнеса и общественного интереса к этой теме постоянно растет.  

До середины 1970-х годов. доминирующая философия отношений между бизнесом и обществом утверждала, что если компания не стремится избежать налогов, устанавливает уровни заработной платы для своих сотрудников выше среднего показателя по отрасли и отвечает основным требованиям по безопасности труда и охране окружающей среды, то такая организация полностью соответствует с этической деловой практикой. Чаще всего общество полагалось на решение социальных проблем государством, а не на компании и предпринимателей. Одним из первых, кто четко сформулировал эту позицию, был нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман. Его теория ограничивала мотивы решения социальных проблем бизнесом до максимизации прибыли («бизнес есть бизнес, есть бизнес»). В это время периодически появлялись речи, направленные против корпоративной ответственности перед обществом, аргументируя позицию, которую занимает тот факт, что такая ответственность уводит бизнес от его главной цели - получения прибыли и, в принципе, опасно для общества. Конечно, это не означало, что неправительственные компании не занимались благотворительностью и не спонсировали социальные программы. Однако доля такой деятельности была намного меньше, чем сейчас. Снижение налоговой базы и получение хорошего рекламного эффекта были основными мотивами спонсорства. Общество не ожидало, что бизнес будет активно участвовать в решении социальных проблем.         

Однако в 1990-х гг. С усилием взаимозависимости элементов цивилизационного процесса (экономическая глобализация, экология, права человека, гражданское общество) концепции социальной ответственности были существенно переосмыслены. Новые взгляды на проблему заключались в том, что узкая ориентация бизнеса на получение прибыли может усугубить социальные проблемы (усилить социальное неравенство, привести к массовой бедности, загрязнить окружающую среду). Этому способствовали действия многочисленных заинтересованных групп и общественных объединений, которые требовали усилить контроль над деятельностью частных компаний и обеспечить их участие в решении проблем, созданных, среди прочего, самими собой. Экологические аварии с участием крупных транснациональных компаний также заставили общественное мнение пересмотреть свое отношение к крупному бизнесу. В результате руководители транснациональных компаний - по крайней мере в своих публичных выступлениях - стали уделять гораздо больше внимания социальным проблемам и социальной ответственности своих корпораций. «Социальная ответственность» стала пониматься очень широко, включая весь спектр вопросов, от влияния бизнеса на здоровье работников до окружающей среды или состояния местного сообщества. И все чаще в понятие социальной ответственности стали включаться вопросы взаимоотношений компании и ее акционеров (область корпоративного управления).        

Таким образом, мы подошли к современному определению социальной ответственности бизнеса как добровольного вклада бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, непосредственно связанного с основной деятельностью компании и выходящего за рамки минимума, установленного законодательством.

Социальная ответственность бизнеса в западных странах

Формирование социальной ответственности бизнеса за рубежом

Концепция «социальной ответственности бизнеса» была сформулирована в середине прошлого века как концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, услуги, добровольно принимает на себя дополнительные обязательства перед обществом и делает значительный вклад в улучшение качества жизни людей.

Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в 20 веке прошло три стадии своего развития:

  • первый (60-е - середина 70-х годов) характеризовался расцветом традиционной благотворительности или благотворительности. Помощь наиболее уязвимым категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и общественная деятельность были максимально дифференцированы;  
  • второе (середина 70-х - начало 80-х гг.) - формирование стратегической благотворительности, отличающееся готовностью получать оптимальную прибыль вместо максимальной и сосредоточиться на решении социальной проблемы, а не бороться с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание связать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации; 
  • третий (конец 1980-х) - разработка концепции социального инвестирования. Благодаря совместной работе коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Интересы всех партнеров учитываются при преобладании бизнес-преимуществ.  

Соединенные Штаты являются законодателем моды в корпоративной социальной ответственности. Основу современного подхода к этому явлению заложила книга американского экономиста Дж. Боуэна, опубликованная в 1953 году «Социальная ответственность предпринимателя», где этот термин упоминается впервые. По словам Боуэна , деловые люди несут ответственность за реализацию такой политики, принятие таких решений или выполнение действий, соответствующих целям и ценностям общества.        

Феномен КСО коренится в системе взаимоотношений работников, бизнеса и государственно-социального партнерства. Анализ мировой практики позволяет выделить три типа социального партнерства, каждый из которых оказал влияние на формирование страновой модели КСО:

  • Первый (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Швеция) - предполагает активное участие государства в регулировании социально-трудовых отношений, происходящих на уровне страны, отрасли, индивидуального предпринимательства.
  • Второй (США, Канада, Япония, Латинская Америка, англоязычные африканские страны) - характеризуется регулированием социальных и трудовых отношений на уровне предприятий и, в гораздо меньшей степени, на уровне промышленности или региона. Роль государства заключается в принятии соответствующих законов и правил, рекомендаций и требований. В североамериканских странах деловые ассоциации предпочитают не вмешиваться в процесс социально-трудовых отношений на предприятии, но принимают активное участие в законодательной и политической деятельности.  
  • Третий (Австрия, Германия, Франция, частично Великобритания) - сочетает в себе черты двух предыдущих сортов. Таким образом, согласно немецкой концепции социальной рыночной экономики, основателем которой был Л. Эрхард , государство вмешивается в социально-трудовые отношения, но в то же время предприниматели и профсоюзы сохраняют свою автономию.   

Развитие социально-трудовых отношений и социального партнерства привело к весьма конкретным результатам. Например, в промышленно развитых странах приняты и успешно действуют общенациональные системы социального обеспечения, включая обязательное социальное страхование. Одним из важнейших результатов совместных усилий представителей рабочих и государства стало сокращение рабочего дня, увеличение минимальной заработной платы работников (что обеспечивает увеличение платежеспособного спроса населения).  

Европейская модель

Толчком к дальнейшему развитию КСО на континенте стало создание в 1996 году Европейского движения за социальную консолидацию предпринимателей (EBNSC), созданного при поддержке Генерального директората по вопросам занятости, производственных отношений и социальных вопросов Европейской комиссии. Внеочередной саммит Европейского Союза (Лиссабон, март 2000 г.), посвященный вопросам социальной сплоченности, экономического развития и занятости, сыграл значительную роль в формировании европейской модели КСО. Главы государств и правительств 15 стран приняли специальное обращение по КСО, в котором отмечалось, что расширение социальной ответственности бизнеса является важным элементом экономических и социальных реформ, фактором повышения конкурентоспособности компаний. Во многих европейских странах законодательно закреплено обязательное медицинское страхование, пенсионное регулирование и природоохранная деятельность предприятий. Основные усилия в рамках КСО направлены на борьбу с безработицей путем сокращения текучести кадров, создания новых рабочих мест и реализации региональных проектов социального бизнеса.    

В 1999 году Warwick Business School, проводимая Warwick Business School по вопросам хорошей корпоративной практики в 500 европейских компаниях, продемонстрировала :         

  • 74% компаний-респондентов вовлечены в решение проблемы занятости, 26% стремятся укрепить сферу образования и здравоохранения; 94% компаний заявили, что они получили финансовую выгоду от деятельности по КСО, 95% компаний осуществляют постоянные социальные программы, и участие компании в качестве одной из сторон проекта происходит в 78% случаев; 
  • Почти все компании участвуют в программах КСО по коммерческим причинам (большая часть мероприятий включена в основные бизнес-программы - 69%);
  • В Германии и Дании большое внимание уделяется трудоустройству освобожденного сотрудника в той же компании (77%), в то время как в Великобритании доля таких корпоративных социальных программ составляла всего 13%;
  • В Великобритании доля деятельности по КСО в области развития сообществ в общем количестве социально ориентированных программ составляет 41%; Крупные инвестиции в развитие местных сообществ осуществляют компании из Бельгии, Испании, Италии и Франции. 
  • Говоря о европейских тенденциях в развитии социальной ответственности бизнеса, следует затронуть опыт Нидерландов: с мая 2000 года по декабрь 2002 года Национальная инициатива по устойчивому развитию Программа финансируется государством через специальные некоммерческие фонды работают под Девиз «От финансовой выгоды к устойчивому развитию».     

Целью программы было достижение устойчивого развития, прежде всего, путем устранения противоречий между интересами акционеров и других заинтересованных сторон . В его рамках в 19 голландских компаниях были реализованы два проекта - внедрение КСО и маркетинг КСО.   

Реализация программы показала, что, во-первых, КСО может привести к увеличению добавленной стоимости предприятия (путем повышения репутации компании среди своих сотрудников и клиентов), а также к повышению креативности сотрудников и экономической эффективности (за счет внедрению социальных и экологических инноваций). Кроме того, внедрение принципов КСО помогает повысить ответственность высшего руководства компаний, чувствительность к общественным настроениям. 

Особо следует отметить британскую модель КСО, которая наряду с типичным европейским вниманием государства и общества к социальной деятельности организаций характеризуется элементами инициирования социальных программ частными компаниями. Немаловажно и то, что британское правительство учредило пост министра КСО, а газета « Таймс » публикует еженедельные индексы социально ответственных компаний.   

Американская модель

Американская модель CSR отличается от европейской:

Во-первых, американский подход к правоприменению основан на принципах прецедентного права, в то время как в европейских странах законодательство более кодифицировано;   

Во-вторых, в течение многих лет социальные программы американского бизнеса осуществлялись через благотворительные фонды, в то время как в Европе, наоборот, упор делался на целевые социальные программы и бизнес-проекты;

В-третьих, в Соединенных Штатах отношения в сфере труда строятся на принципах индивидуализма, в то время как в Европе доминирует принцип коллективной солидарности; В-четвертых, методы информационной поддержки мероприятий по КСО в США более разнообразны, чем в Европе, но на европейском континенте «общая степень» КСО выше.   

В 1996 году по инициативе Конгресса США были выделены средства некоммерческим организациям на период 1999-2002 годов. были сокращены на 90 миллиардов долларов, что привело к ликвидации или значительному сокращению программ социальной защиты, ограниченным субсидиям на жилищное строительство, ограничению доступа к бесплатной медицинской помощи. Правительство США обратилось к бизнес-сообществу с призывом заполнить образовавшиеся пробелы, тем более что серьезность проблем, связанных с бедностью, наркоманией, алкоголизмом, бездомностью, не уменьшилась. Американский бизнес ответил, казалось бы, понимая, что инвестиции в школьное образование, физическое воспитание и системы социального обеспечения способствуют формированию квалифицированных рабочих и, в конечном итоге, повышению конкурентоспособности национальной экономики.      

Германия

Социальная ответственность сегодня в Германии модна. В противном случае бизнесмены рискуют потерять не только свою репутацию, но и потерять прибыль. 

Среди немецких бизнесменов стало популярным говорить о социальной ответственности. Компании появляются как грибы после дождя, который консультирует немецкие компании по этическим и моральным вопросам. Существует даже специальная награда для самого социально ответственного предприятия. Победитель награждается престижной Arbeit Plus (Job Plus) награду .          

Следуя примеру Соединенных Штатов, немецкие предприниматели открывают целые отделы в своих офисах, чтобы обеспечить соблюдение моральных, этических и экологических стандартов. Два года назад Министерство труда и социальных дел Германии представило широкой общественности национальную стратегию корпоративной социальной ответственности. Согласно этому документу, немецкая компания может назвать себя социально ответственной, если ее руководство заботится о создании комфортного климата на рабочем месте, создает места для обучения молодых специалистов, не нарушает права персонала, выплачивает заработную плату в соответствии с тарифным соглашением, придерживается политики дружественных семейных сотрудников, заботится о повышении квалификации своих сотрудников, ценит компетентность и опыт пожилых коллег, а также сотрудников с ограниченными возможностями и работает в соответствии с экологическими стандартами, не причиняя вреда окружающей среде.  

Профессор Европейской школы менеджмента и технологий EMTS в Берлине Константин Коротов наблюдает за практикой различных компаний по всему миру. Он считает, что условия труда в Германии одни из лучших в мире.     

«Трудящиеся в Федеративной Республике Германии наиболее защищены. Безопасность труда и здоровье здесь наиболее успешно применяются», - считает Коротов . «Здесь применяются правила и подходы, которые позволяют работникам чувствовать себя психологически и комфортно на месте».   

По мнению российско-немецкого эксперта, безопасные и комфортные условия труда, психологический климат, в котором люди чувствуют себя уважаемым, защищенным от произвола со стороны конкретного лидера или руководителя тирана, способствуют повышению производительности труда.

Социальная ответственность предпринимателей в Германии имеет давнюю традицию. Еще в 19 веке предприниматели, воспитанные на христианских ценностях, считали своим долгом не только выплачивать заработную плату своим работникам, но и накапливать их пенсии. 

После Второй мировой войны «социальный» атрибут прочно вошел в рыночную систему ФРГ. А статья 14 появилась в Основном законе, который гласит: «Собственность обязывает. Ее использование должно одновременно служить общему благу». Так немецкая модель социально ответственного предпринимательства стала неотъемлемой частью рыночной системы на западе страны.  

Другой причиной, которая привела к такой благоприятной ситуации в Германии, является ситуация жесткого противостояния между западной системой и социалистическим режимом ГДР, где преобладал коммунизм. К такому мнению немецкий профессор экономики и ведущий эксперт по корпоративной ответственности Йозеф Виланд ( Josef Wieland ).      

«Немецкий бизнес находился под постоянным давлением, поскольку ему приходилось постоянно доказывать своим сотрудникам, что условия труда в системе рыночной экономики намного лучше, чем в социалистической», - сказал Виланд.   

Последние опросы показывают, что через 20 лет после объединения Германии 32 процента западных немцев положительно относятся к немецкому бизнесу. На востоке страны этот показатель меньше и составляет 18 процентов. 

По словам профессора Виланда , социальная ответственность в Германии приобрела особую важность: «Детский сад на предприятии, дополнительное медицинское страхование, комфортные условия труда, охрана здоровья - традиционные ценности немецкого бизнеса». В связи с этим Виланд отмечает, что новым и все более обсуждаемым аспектом этой темы является вопрос корпоративной ответственности не только перед своими сотрудниками, но и перед обществом в целом.     

Профессор считает, что из-за глобализации наряду с традиционными немецкими предпринимательскими ценностями новые вызовы становятся неотъемлемой частью этической культуры немецких компаний. К ним относятся: борется ли компания против использования детского труда и заключенных в своих дочерних компаниях в слаборазвитых странах, соответствует ли она экологическим стандартам и эффективно ли использует энергию. 

По словам Джозефа Виланда , в Германии фактор его успеха на рынке и размер его прибыли напрямую зависят от социальной ответственности (или безответственности) компании. «В первую очередь это касается репутации компании», - сказал профессор Виланд в интервью Deutsche Welle . «Немецкие потребители в целом критически настроены. Они не готовы покупать продукцию на фабриках, где используется детский труд, где преобладают плохие условия труда и ущемляются интересы работников. 

Во-вторых, отметил эксперт, чем лучше рабочий климат, тем меньше текучесть кадров. В-третьих , социальная вовлеченность компаний открывает предпринимателям новые перспективы участия в политических процессах страны.  

По словам профессора Виланда , именно рынок часто выступает в роли контролера компаний за их социальную ответственность. Например, недавний скандал в одной из немецких сетей супермаркетов, где тайно следили за сотрудниками, привел к снижению его оборота. Кроме того, контроль осуществляют профсоюзы, которые имеют сильное лоббирование в Германии, а в последнее время сами предприятия, которые добровольно вводят этические кодексы поведения для руководителей и работников своих компаний.    

Несмотря на относительно высокий уровень социальной ответственности немецких компаний, ситуация в Германии в настоящее время все еще далека от идеальной.

Зачастую для экономии средств предприятия прибегают к использованию низкооплачиваемых временных работников или к бесплатному труду стажеров и стажеров. Профсоюзы Германии жалуются на многочисленные отказы в оплате сверхурочных, ухудшение условий труда и неспособность долгосрочных временных работников получить постоянные контракты. 

Особенности формирования российской модели КСО

Нельзя сказать, что формирование деловой этики в нашей стране началось с нуля: традиции дореволюционного предпринимательства оставили свой след в истории. Так, еще в 1912 году российские предприниматели сформулировали принципы ведения бизнеса - уважение к власти, честность и правдивость, уважение прав частной собственности, верность слову. 10 Стоит напомнить, что деловая газета «Биржевые ведомости» была Издается под лозунгом «Прибыль превыше всего, а честь превыше прибыли». Благотворительность и меценатство были широко распространены среди русских промышленников и купцов (Морозовых, Мамонтовых, Алексеевых, Третьяковых, Щукиных).     

Попытки укрепить моральные основы предпринимательства в России на государственном уровне были отмечены еще в 18 веке, когда Российская торговая коллегия начала издавать указы, регулирующие правила торговли с иностранными торговцами, а также принципы этики обмена; были предприняты усилия для борьбы с недобросовестной торговлей. Это была обычная практика публично осуждать недобросовестных бизнесменов, что приводило к потере репутации и, как следствие, к их гибели. Честность и соблюдение коммерческой тайны были выделены в качестве основных принципов работы биржевых маклеров, что зафиксировано в «Банковской энциклопедии», опубликованной в 1916 году.     

В начале 90-х вектор развития России радикально изменился. Отличительной чертой переходного периода было освобождение хозяйствующих субъектов от любого социального «бремени ». Преступный капитализм, господствовавший в стране, характеризовался полным отсутствием социальных обязательств бизнеса. Пока предприятия не встали на ноги и не достигли своих первых успехов, не было никаких сомнений в применимости концепции КСО. Заработная плата не выплачивалась месяцами, и сотрудники могли быть уволены после прохождения испытательного срока, в течение которого выплачивалась только половина ожидаемой заработной платы. Однако по мере стабилизации экономики социальная ответственность бизнеса постепенно стала превращаться в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности.       

В последние годы интерес к КСО значительно вырос; В первую очередь это касается крупных нефтегазовых и металлургических компаний. Наиболее важным препятствием на пути утверждения КСО является ориентация компаний на краткосрочную прибыль, а также отсутствие стабильной институциональной среды, которая не позволяет предприятиям инвестировать в долгосрочные проекты (медицинское страхование работников, отчисления на улучшение условий труда и др.).  

Однако к настоящему времени КСО стала частью повестки дня многих организаций, которые признают, что социально ориентированная деятельность может приносить экономические выгоды. Указание на соответствие условий труда с Трудовым кодексом Российской Федерации становится «хорошей форме» в любой компании. Более прогрессивная часть бизнес-сообщества уже интерпретирует КСО как систему управления рисками в рамках долгосрочной стратегии развития бизнеса и роста его стоимости на мировых финансовых рынках.     

Общие правила поведения предпринимателей, основанные на европейском опыте, начали разрабатываться в российских деловых кругах примерно с середины 90-х годов. Ряд профессиональных этических кодексов был принят - «Кодекс чести для Banker» (1992), «Правил добросовестности для членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка» (1994), «Кодекс чести для членов Российская гильдия риэлторов »(1994),« Кодекс профессиональной этики членов Российского общества оценщиков »(1994).   

Особо следует упомянуть инициативу Российского союза промышленников и предпринимателей, согласно которой в ноябре 1995 года была принята Хартия предпринимательства в России, в которой провозглашены принципы, исключающие мошенничество, фальсификацию качества, возможность получения нелегального дохода. Члены РСПП подчеркнули, что в российской бизнес-среде сформировалось «понимание того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за которыми стоят беззаконие, нарушение прав личности и, в конечном итоге, крах экономики как система цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией".  

В 2004 году была принята Социальная хартия российского бизнеса, разработанная Российским союзом промышленников и предпринимателей . Он формулирует общественную роль, миссию, ценности и цели корпоративного сектора. Принципы, изложенные в Хартии, касаются вопросов экономической и финансовой устойчивости, прав человека, качества продукции, отношений с потребителями, участия в развитии местного сообщества и экологической безопасности. Социальная хартия подтвердила приверженность российских предпринимателей международно признанному пониманию корпоративной ответственности. В начале 2007 года к этому документу присоединились более 190 компаний и организаций, объединяющих 5 миллионов сотрудников.          

В 2004 году был опубликован Отчет о социальных инвестициях в России, подготовленный Ассоциацией менеджеров в сотрудничестве с Программой развития ООН, в котором проанализирована роль бизнеса в социальном развитии.

За последние три-четыре года процесс освоения принципов КСО российским бизнесом стал необратимым. На данный момент основной задачей многих компаний является сохранение практики составления нефинансовых отчетов, позволяющих получить представление о деятельности компании, а также о ее социальных событиях. 

Вопрос социальной ответственности российского бизнеса вновь поднялся недавно после того, как экономика страны начала выходить из кризиса, вспоминает сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин:  

«Во-первых , если во время кризиса сокращение количества рабочей силы и увольнений было административно приостановлено, а уровень безработицы был небольшим, то по мере возникновения кризиса бизнес начинает решительно рационализировать производство. Уровень безработицы возрос, и в этой ситуации вопрос социальной ответственности, в какой степени возможно освобождение работников, в какой степени это сочетается с критериями социальной ответственности, вновь стал очень острым.  

Предприятиям предлагается создавать новые качественные рабочие места, чтобы людям было где работать. Это одно направление. Но по мере улучшения финансового положения экономики возникает вопрос о других областях. Прежде всего, привлечение бизнеса к решению крупных социальных и политических проблем. Все помнят, как президент Махачкалы говорил о людях из северокавказских республик, принимающих участие в программах трудоустройства там, в инвестициях, чтобы переломить очень сложную экономическую ситуацию в этих регионах. "    

Напомним, что это заявление Дмитрия Медведева звучало как один из пунктов борьбы с терроризмом, который на Кавказе основан именно на социальном беспорядке жителей республик региона. В то же время российский президент отметил, что сами бизнесмены, которые будут инвестировать не только в Москве и за рубежом, но и в родные республики, могут получить определенные преференции. Одним словом, идея социальной ответственности бизнеса, которая несколько затухла в период кризиса, приобретает новое звучание.  

Вывод

С идеологической точки зрения вопрос "выгодна ли социальная ответственность?" в принципе не правильно: при реализации таких программ теоретически вообще не нужно думать о прибыли. Социальная ответственность проистекает из убеждений и ценностей, а не из соображений прибыли:

  • В целом, с макроэкономической точки зрения, России вряд ли уместно сосредоточиться на социальной ответственности, поскольку это, прежде всего, увеличит социальные издержки и, следовательно, сделает экономику менее конкурентоспособной. Однако при выборе между обязательным регулированием и добровольными программами последние, конечно, гораздо предпочтительнее.   
  • Области, где социальная ответственность окупается лучше всего, это прежде всего отношения с властью (GR) и связями с общественностью (PR). Как показывает пример Великобритании, государственные чиновники наиболее чувствительны к вопросам социальной ответственности - скорее всего, то же самое будет и в отношении России. 
  • Наиболее успешными с точки зрения PR являются экологические программы - если, конечно, деятельность компании оказывает существенное влияние на окружающую среду.
  • Использование социальной ответственности в целях управления персоналом (HR) оправдано, только если известно, что материальные стимулы себя исчерпали. Социальная ответственность за заботу о сотрудниках может иметь смысл для компаний, которые в первую очередь используют человеческий, интеллектуальный и творческий потенциал в своей работе. 
  • МСП, скорее всего, смогут избежать давления со стороны общественности на реализацию программ социальной ответственности в течение некоторого времени, но в долгосрочной перспективе на это не следует рассчитывать. В то же время, возможно, что многие СМП уже несут очень значительную нагрузку - в такой ситуации наилучшей стратегией было бы привлечение внимания общественности к этому всеми возможными способами.