Социально-экономическое развитие Краснодарского края

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.08.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь
Особенности рентной экономики России


Введение:

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, трансформация системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению экономической эффективности и росту производства. Принятая модель рыночных реформ не смогла обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики до сих пор не используются в полной мере в экономической практике. В этой ситуации возрастает общесистемное значение стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на сохранение целостности региональных хозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющих обществу сформировать и реализовать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечить воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Игнорирование этих вопросов как актуальных проблем современной экономической и управленческой мысли приводит к существенным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономическим развитием регионов России и их реальной реализацией. В настоящее время региональная экономическая политика и гармонизация отношений между центром и субъектами Российской Федерации находятся в центре внимания российской общественности. Одновременно с укреплением вертикали и единства государственной власти в связи с созданием семи федеральных округов происходит перераспределение многих прав и полномочий в пользу территориальных образований. Значительно возрастает роль регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. Происходит качественное изменение статуса и функций региональных и муниципальных органов государственной власти. Переход к рыночным отношениям требует с их стороны целенаправленной концентрации сил и правильно выбранной стратегии. Процесс формирования обновленных федеративных отношений носит во многом стихийный характер и не всегда соответствует конституционным основам. Такая ситуация во многом обусловлена отставанием федерального законодательства в сфере федеративных отношений и региональной политики. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, принятые Правительством РФ 23 марта 1996 года, не стали толчком для реализации активной местной экономической и финансовой политики во многом потому, что не были соблюдены законодательные акты, нормативно-методические и конкретные концептуальные программы комплексного развития производительных сил в конкретных регионах.

Применяемые формы государственной поддержки территорий не согласованы между собой и направлены в первую очередь на уменьшение проявлений кризисного состояния территорий, а не на устранение их причин. Федеральные программы и нормативные акты Правительства Российской Федерации в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отдельных территорий фрагментарны и не всегда отвечают национальным социально-экономическим приоритетам и объективной обусловленности интегрированных аграрных регионов. Для России, крупнейшей страны мира, образованной из сложного конгломерата регионов с различными природными условиями, социальной историей и типами хозяйствования, региональный анализ особенно важен. Эффективная модель реформирования страны на пути устойчивого развития может быть разработана только с учетом ситуации в регионах. Недооценка регионального фактора чревата серьезными последствиями. "Концепция национальной безопасности Российской Федерации", утвержденная Указом Президента России, является одним из основных направлений защиты конституционного строя.задача - "разработать и реализовать региональную политику, обеспечивающую оптимальный баланс федеральных и региональных интересов". Мировой опыт показывает, что только региональное хозяйствование способно непосредственно и эффективно решать наиболее важные для населения данной территории вопросы. Они должны принимать большинство жизненно важных решений на местах и нести полную ответственность за их последствия. Регионы должны выработать собственную концепцию и тактику экономических и социальных преобразований, найти оптимальные пути мобилизации внутренних ресурсов, определить свое место в общей экономической системе страны. В этих условиях проблема комплексного и сбалансированного развития производительных сил на их территориях становится для них одной из наиболее актуальных.

На региональном уровне формируются новые отношения между центром и субъектами Российской Федерации, федеральными и местными органами власти. Все это определяет актуальность темы данной курсовой работы. Объектом исследования является Краснодарский край, как составная часть федерального округа Российской Федерации. Его производственно-хозяйственный комплекс имеет свои специфические особенности, обусловленные географическими, природными, социальными и историческими факторами.Б 
Глава 1. Технико-экономическая характеристика Краснодарского края
1.1 История Краснодарского края
До Октябрьской революции 1917 года большую часть территории современного Краснодарского края занимала Кубанская область, образованная в 1860 году из Черноморского казачьего войска, западной части Кавказского линейного казачьего войска. Кубанская область была территорией Кубанского казачьего войска. В 1900 году население края насчитывало около 2 миллионов человек. В 1913 году Кубанская область занимала 2-е место в России по валовому сбору зерна и 1-е место по товарному производству хлеба. В регионе активно развивались сельскохозяйственная, перерабатывающая и химическая промышленность (создавались крупные акционерные общества), шло железнодорожное строительство.

1.2 географическое положение Краснодарского края
Краснодарский край расположен на юге России, в юго-западной части Северного Кавказа и входит в состав Южного федерального округа. На северо-востоке область граничит с Ростовской областью, на Востоке - со Ставропольским краем, на юге - с Республикой Абхазия. Республика Адыгея расположена в пределах региона. Территория области омывается водами Азовского моря на северо-западе и Черного моря на юго-западе.

Из общей протяженности границы 1540 километров, 740 километров проходит вдоль моря. Наибольшая протяженность области с севера на юг составляет 327 км, а с запада на Восток - 360 км. Территория Краснодарского края занимает площадь 75,5 тысячи квадратных километров [24].

Часовой пояс

Краснодарский край относится к часовому поясу, обозначенному международным стандартом как Московский часовой пояс (MSK). Смещение относительно координированного универсального времени UTC составляет +4: 00.

Несмотря на то, что большая часть Краснодарского края географически расположена в часовом поясе UTC+3 (западная часть региона от Анапы до Керченского пролива географически расположена в часовом поясе UTC+2), Краснодарский край относится к часовому поясу MSK - UTC+4.

Облегчение

Краснодарский край разделен рекой Кубань на две части: Северную-равнинную (2/3 территории), расположенную на Кубано-Азовской низменности, и Южную - предгорно-горную (1/3 территории), расположенную в Западной высокогорной части Большого Кавказа. Самая высокая точка-гора Цахвоа (3345 м).

Рельеф Краснодарского края разнообразен. Более половины территории края занимают равнины, представленные Кубано-Приазовской равниной, Прикубанской наклонной равниной и дельтой реки Кубань.

Кубано-Азовская равнина-это низменная аллювиальная равнина с обширными поймами, простирающаяся от долины реки Кубань до Азовского моря и северной границы региона. Она наклонена к северо-западу (высота постепенно уменьшается от 156 метров в районе Кропоткина до 0 метров на побережье Азовского моря). Прикубанская пологая равнина террасирована, разделена глубокими долинами левых притоков Кубани с рядом ярко выраженных террас (с высотами террас до 200 метров) и глубокими балками. Дельта реки Кубань имеет многочисленные ответвления, ее рельеф характеризуется небольшими хребтами, междурядными впадинами, Дельтовыми устьями и поймами рек.

Рельеф Таманского полуострова сложен, прибрежные низменности чередуются с крайними западными отрогами Большого Кавказа, приречными валами, эстуарийными отложениями и Дельтовыми озерами. На полуострове насчитывается более 30 потухших и действующих грязевых вулканов.

На востоке Краснодарского края-окраина Ставропольской возвышенности [21]. 

1.3 климатические условия и природные ресурсы Краснодарского края
Климат на большей части территории умеренно континентальный, на черноморском побережье от Анапы до Туапсе - полусухой средиземноморский климат, южнее Туапсе-влажный субтропический. Высотно-климатическое районирование выражено в горах. Резкие изменения погоды характерны для всего года-месячные, сезонные, а также длительные колебания температуры являются значительными. Предгорья характеризуются фенами, которые способствуют быстрому схождению снега весной и повышенному паводку на реках. В районе Анапа - Новороссийск - Геленджик характерен бор со скоростью ветра более 15 м/с, иногда более 40 м / с (в декабре 1997 года наблюдался бор с силой ветра до 47 м / с). Среднее количество дней с бородой составляет 21 (в Новороссийске более 40), из них 18 в холодное полугодие.

Полезные ископаемые

В недрах региона обнаружено более 60 видов полезных ископаемых. Они в основном встречаются в предгорных и горных районах. Имеются запасы нефти, природного газа, цементного мергеля, йодно-бромистых вод, мрамора, известняка, песчаника, гравия, кварцевого песка, железных, медных апатитовых и серпентинитовых руд, каменной соли, ртути, гипса и небольшого количества золота.

Краснодарский край-старейший нефтедобывающий регион России. Добыча нефти началась в 1865 году. Известно более 150 малых и средних нефтяных и газовых месторождений, крупнейшим из которых является Анастасиевско - Троицкое нефтяное месторождение. Большое значение имеют подземные воды региона, в том числе йод-бром (крупное Славяно-Троицкое месторождение, содержащее около 30% запасов России).

Гидрография

Главной рекой Краснодарского края является Кубань, которая принимает множество притоков слева (Уруп, Лаба, белая и др.), для регулирования стока которого было построено Краснодарское водохранилище. Его именем часто называют и весь край, называя его просто Кубань. Реки бассейна Азовского моря имеют равнинный характер, крупнейшие из них-Ея, Бейсуг, Кирпили. Реки Черноморского побережья невелики, самая крупная из них-Мзымта.

На территории области много небольших карстовых озер, а также озер - лиманов на Таманском полуострове и побережье Азовского моря. На территории Краснодарского края находится самое большое озеро Северного Кавказа - Абрау.

На территории края имеется большой Азово-Кубанский бассейн пресных подземных вод, обладающий значительными запасами термальных и минеральных вод.

Почвенный

Основную часть почвенного покрова степной зоны региона составляют предкавказские карбонатные и выщелоченные черноземы. Таманский полуостров занят каштановыми, западными предкавказскими и болотными почвами. В горах-горно-лесные бурые и дерново-карбонатные почвы, в высокогорье - горно-луговые.

Общая площадь земель Краснодарского края составляет 7,5 млн га, в том числе 3,9 млн га пашни. Это основной пахотный фонд региона, характеризующийся высоким плодородием.

Узкая полоса на левом берегу Кубани, Прикубанская пологая равнина и часть предгорий пригодны для озеленения и выращивания желтого табака [22].

Растительность

Часть территории края (вплоть до горных хребтов и Черноморского побережья южнее Анапы) занята степями. Среди богатств Кубани лес занимает важное место, так как имеет большое экологическое значение и является основным источником древесины ценных пород в России. Общая площадь лесов Краснодарского края составляет более 1,8 млн га. дубовые и буковые редколесья (широколиственные леса) занимают соответственно 49 и 19% общей площади лесов. В регионе также произрастают темнохвойные горные леса (ель, пихта), субальпийские и альпийские луга. Растительность побережья представляет большой интерес. Так, особую ценность представляют можжевеловые (часто с примесью туполистных фисташковых) леса. Они распространены от Анапы до устья реки Мезыб (за Геленджиком) и служат пристанищем для древней средиземноморской флоры. Основные виды-можжевельник высокий, можжевельник вонючий, фисташка туполистная, жимолость этрусская.

Живая природа

На территории области обитает 86 видов млекопитающих, 20-пресмыкающихся, более 300-птиц, 11 видов земноводных, при этом значительное количество животных занесено в Красную книгу России (11 млекопитающих, 24 - птиц, 2 - земноводных, 3 вида пресмыкающихся). Среди них такие редкие виды, как ласка, кавказская выдра, Беркут, змееед, каравай, Дрофа, ложкохвост, могильник, Степной орел, орлан-белохвост, кудрявый и розовый пеликаны, Сапсан, скопа, Кречет, стрепет, кавказский тетерев и другие [22]. 

1.4 демографическая ситуация и структура населения Краснодарского края
Численность населения области по данным Росстата составляет 5 330 181 человек (2013 год). Область занимает 3 - е место среди субъектов Российской Федерации по количеству жителей-после Москвы и Московской области. Плотность населения составляет 70,61 чел. / км2 (2013). городское население составляет 53,5% (2013).уровень урбанизации ниже, чем в среднем по стране (74,03%).

.5 инфраструктура Краснодарского края
Экономика

В связи с Олимпиадой 2014 года в Сочи ожидается приток инвестиций в инфраструктуру Черноморского побережья Краснодарского края.

Отраслевая структура регионального ВВП включает транспорт (16,2% против 8,2% в целом по России) и сельское хозяйство (16,0% против 7,8%). Доля промышленности по сравнению со среднероссийским показателем в два раза ниже - 16% (против 33% по РФ в целом и 23% по ЮФО).

Промышленность

Ведущее место в структуре промышленности занимают обрабатывающие производства. На долю пищевой промышленности приходится 42,8% от общего объема промышленного производства, за ней следуют электроэнергетика (13,4%), Топливная промышленность (10,5%), машиностроение и металлообработка (9,4%) и промышленность строительных материалов (7,9%). Химический и лесной комплексы составляют лишь 3-4% промышленного производства. Доля легкой промышленности весьма незначительна (1,3%).

Отличительной особенностью промышленной инфраструктуры Краснодарского края является высокая концентрация специализированных производств в основных промышленных центрах-Краснодаре (где сосредоточено более трети промышленного потенциала региона), Армавире и Новороссийске.

Транспорт 

Морские порты региона обеспечивают прямой выход на международные торговые пути через Азовское и Черное моря и обрабатывают более 35% российских внешнеторговых и транзитных грузов в российских морских портах, а также обслуживают около трети российского экспорта нефти.

Через территорию региона проходят важнейшие железнодорожные маршруты федерального значения, ориентированные на международные морские порты региона и курорты Черного и Азовского морей.

Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом " Тенгиз-Новороссийск "и газопроводом" Россия-Турция "("Голубой поток"). 

Воздух

В Краснодарском крае действуют пять аэропортов, объединенных в группу "Базэл Аэро". Аэропорты Краснодара, Сочи и Анапы являются международными, а аэропорты Геленджика и Ейска-внутренними. Воздушными воротами региона является аэропорт Пашковский (Краснодар) - один из крупнейших аэропортов России (в 2010 году он занимал 7-е место по пассажиропотоку).

Автомобильный

На территории Краснодарского края находятся: 

* Федеральная трасса Е 115-М4 " Москва-Новороссийск";

* автодорога Е 50-М29 " Кавказ";

* автодорога Е 97-М25 " Новороссийск-Керченский пролив";

* автодорога Е 97-М27 " Джубга-граница с Абхазией";

* Шоссе А146, А148 и Р253. 

Железнодорожный

В Краснодарском крае расположены железные дороги, принадлежащие ОАО " РЖД " и Северо-Кавказской железной дороге. Через регион проходят железнодорожные пути, ведущие в Ставропольский край, Абхазию и Украину (в Крым, через паромную переправу через Керченский пролив). В Апшеронском районе расположена Апшеронская узкоколейная железная дорога, крупнейшая горная Узкоколейка в России.

Вода

Портовыми городами на Азовском море являются: Ейск и Темрюк. Портовые города Черного моря: порт Кавказ, Тамань, Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе, Сочи.

Порты Новороссийск и Туапсе обрабатывают 75% сухогрузов, проходящих через портовое хозяйство юга России, и обслуживают треть российского экспорта нефти. В крае восемь морских портов: Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа, Геленджик, Ейск, Темрюк, порт-Кавказ, а также речной порт Краснодар. На их долю приходится до 40% грузооборота всех портов Российской Федерации. Крупнейшие судоходные компании: Новороссийское морское пароходство (ОАО "Новошип").

Строительство

В прошлом году в крае были завершены строительно-монтажные работы на сумму более 442 млрд рублей, или 110,8% к уровню 2011 года в текущих ценах. По объему строительно-монтажных работ Краснодарский край в 2012 году занял третье место в Российской Федерации. Уже пятый год подряд Краснодарский край занимает второе место в стране после Московской области по объемам ввода жилья. В 2012 году было построено более 4,3 миллиона квадратных метров жилья.

В производстве строительных материалов в регионе занято около тысячи предприятий, в том числе более 50 крупных и средних специализированных предприятий, занято более 23 тысяч человек.

Цементное производство в регионе представлено тремя крупными предприятиями: ОАО "Новоросцемент", ОАО" Верхнебаканский цементный завод "и ООО" атакайцемент " (все - Новороссийск). В 2012 году областные предприятия произвели более 5,2 млн тонн цемента, что позволило региону остаться на второй позиции в России, пропустив Белгородскую область вперед в этом рейтинге.

Вторым по значимости сегментом промышленности строительных материалов региона является производство железобетонных и железобетонных изделий. Производством бетона и железобетонных изделий в регионе занимается около 20 предприятий, крупнейшие из них ОАО "ХБС" (Краснодар), ОАО "Агропромышленный завод "Гулькевичский", Кавказский завод железобетонных шпал, Гираско ОАО "Железобетон", ОАО "юнит" (четыре предприятия расположены в Гулькевичском районе). В 2012 году с объемом производства более 1,1 млн кубометров железобетона регион занял пятое место в российском рейтинге.

Производство гипсовых изделий представлено производством гипса, сухих строительных смесей, гипсокартонных листов. В российском рейтинге 2012 года по производству гипса регион занял первое место, гипсокартонных листов-3-е место, сухих строительных смесей-четвертое место. Крупнейший производитель гипсовых изделий ООО "Кнауф Гипс Кубань" расположен в Мостовском районе.

В регионе производством нерудных строительных материалов занимаются около ста предприятий. В 2012 году регион занял третье место в стране по объему производства нерудных материалов с показателем более 21 млн кубометров.

Производство керамического кирпича является одним из крупнейших в стране, по итогам 2012 года регион с объемом производства кирпича более 540 млн штук занял первое место в стране. В регионе насчитывается около 100 кирпичных заводов. крупнейшими производителями керамического кирпича на Кубани являются ОАО "Славянский кирпич", ОАО" Новокубанский Завод керамических стеновых материалов", ООО" Завод керамических изделий", ОАО" Губский кирпичный завод", которые работают на импортном или отечественном энергосберегающем оборудовании.

Кроме того, туристическими центрами области считаются Абинский район, Апшеронский район, Ейский район, Мостовский район, окрестности Новороссийска, Славянский и Темрюкский районы.

2.1 основные результаты развития региона
Значение Краснодарского края в Российской Федерации

Краснодарский край выполняет геостратегическую функцию форпоста стабильности на южных границах России.

Имея население более пяти миллионов человек, Краснодарский край обеспечивает стабильность на Северном Кавказе и влияние страны в Закавказье, на Ближнем Востоке и в Средиземноморском бассейне.

Краснодарский край является приграничной территорией и единственным выходом России к Черному морю, а через него и к важнейшим международным морским путям.

Краснодарский край реализует интересы России в зоне Азово-Черноморского и Средиземноморского экономического сотрудничества.

Несмотря на разнообразие национальных групп и диаспор, проживающих на территории региона, а также близость "горячих точек", межэтнических конфликтов в регионе нет. Этому способствует устойчивый характер социально-экономического развития региона, а также восстановление вековых традиций казачества, связанных с защитой Отечества.

Основу производительных сил Краснодарского края составляют Промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, сфера информационно-коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристический комплексы.

Последние три направления деятельности (агропромышленный, транспортный, санаторно-курортный и туристический комплексы) соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Краснодарского края в экономике страны.

Динамичное развитие агропромышленного комплекса (далее также агропромышленный комплекс) Краснодарского края обеспечивает продовольственную безопасность страны: 

- регион обладает богатейшими ресурсами сельскохозяйственных угодий, в том числе черноземов, площадь которых составляет 4805 тысяч гектаров (это более 4% российских и около 2% мировых запасов);

- область занимает 1-е место среди субъектов Российской Федерации по производству зерна, сахарной свеклы, фруктов и ягод, а также 2-е место по производству семян подсолнечника и меда;

- область занимает 2 - е место среди субъектов Российской Федерации по производству яиц, мяса скота и птицы (в живом весе), а 3-е место-по производству молока.

Агропромышленный комплекс Краснодарского края в 2012 году произвел 6,8% валовой продукции сельского хозяйства России:

- в 2012 году в Краснодарском крае собрано 10,5% валового объема произведенного в России зерна, 19,3% сахарной свеклы, 17% семян подсолнечника, 82% риса, более половины винограда, 42% кукурузы, проведена треть уборки томатов, собран весь объем российского чая, субтропических и цитрусовых культур и многих других продуктов; в целом по России произведено 6,2% мяса, 4,3% молока, 4,6% яиц.;

- в 2012 году в регионе произведено 33,4% общероссийского объема сахара, 25,4% растительных масел, 30,2% виноградных вин, 6,9% консервов [5].

Доля налогов, сборов и других обязательных платежей Краснодарского края в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации на конец 2012 года составила около 1,7% [5].

Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области в 2012 году составили 87,2 млрд рублей. (первый результат по ЮФО), за 2007-2012 годы-рост на 72,3 млрд рублей, или в 5,9 раза. По объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета область в 2012 году заняла девятое место в Российской Федерации.

На территории области реализуется около 20 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования в 2010 году более 20,5 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета-13,3 млрд рублей [6].

Значительный вклад региона в ВВП страны и формирование федерального бюджета обеспечивается поступательным развитием реального сектора экономики, ростом деловой активности и притоком квалифицированных кадров. Об этом свидетельствуют высокие значения не только макроэкономических показателей развития агропромышленного, туристско-рекреационного и транспортного комплексов региона, но и многих других показателей развития региона [7].

Регион лидирует в России по основным позициям, характеризующим его экономическое развитие: по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в 2012 году регион занимает 10-е место, по объему строительных работ - 6 - е место, по объему платных услуг населению - 4-е место, по объему жилищного строительства-3-е место. По объему розничного товарооборота регион занимает 6-е место в России с долей 3,2% от общего товарооборота и 1-е место в Южном федеральном округе.

Краснодарский край является одним из главных лидеров среди регионов Российской Федерации по уровню инвестиционной активности и стабильно занимает 1-е место в Южном федеральном округе и 5-е место в России [5].

Для привлечения инвестиций ведущими отраслями промышленности являются транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристический комплексы, которые определяют приоритеты региональной экономики.

Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе очень высок: агентство "Standard & Poor's" присвоило региону Международный инвестиционный рейтинг на уровне "BB"(прогноз"позитивный"). Кроме того, регион входит в число семи российских регионов с наименьшими инвестиционными рисками и занимает второе место в рейтинге субъектов РФ по законотворческой деятельности в сфере инвестиций [27].

Область занимает 10-е место в стране по количеству специалистов, окончивших высшие учебные заведения, и четвертое-по количеству специалистов, окончивших средние специальные учебные заведения.

Таким образом, провинция обладает мощным потенциалом опережающего развития, что определяет возможности роста ее вклада в реализацию целей правительства Российской Федерации.

2.2 стратегический анализ развития Краснодарского края
Стратегический анализ сильных сторон и возможностей развития региона, проблем и факторов, препятствующих реализации потенциала, проводился на уровне экономических и социальных секторов, а затем и на уровне региона в целом с учетом взаимного влияния отраслей друг на друга.

В итоговом SWOT-анализе сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития территории рассматриваются прежде всего с точки зрения обозначенного региона при реализации задач правительства РФ, включая такие пункты, как геостратегическое и транспортное положение региона, его экономический и человеческий потенциал, природные ресурсы, система управления, факторы, определяющие конкурентоспособность региона, социальная стабильность [23].

В качестве возможностей для региона выделены факторы, определяющие перспективы его развития и потенциал увеличения его вклада в реализацию целей правительства Российской Федерации.

Внешние и внутренние факторы, которые могут помешать региону реализовать свой потенциал развития, рассматриваются как угрозы для региона.

SWOT-анализ завершается постановкой целей и задач развития отраслей и региона в целом.

3.1 стратегическая цель и направления развития Краснодарского края
Стратегической целью развития Краснодарского края на период до 2020 года является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения региона на основе создания потенциала опережающего развития.

Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления::

1) кардинальное повышение качества и ожидаемой продолжительности жизни, создание условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной инфраструктуры;:

- рост доходов населения;

- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения региона;

- развитие рынка медицинских услуг, повышение их качества и доступности;;

- достижение современного качества образования;

- создание условий, обеспечивающих доступность жилья;;

2) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста региона на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на создание глобальных конкурентных преимуществ экономики региона: 

- формирование институциональных условий и предпосылок устойчивого экономического роста региона;;

- обеспечение высоких темпов устойчивого роста реального сектора региональной экономики;;

3) создание потенциала опережающего развития региона в качестве опорного региона при реализации целей правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества;:

- увеличение вклада в рост ВВП страны;

- формирование ряда стратегических инициатив, важных для всей страны;

- повышение научно-образовательного потенциала;;

-повышение человеческого и социально-экономического потенциала;;

- формирование стратегического партнерства между государством, бизнесом и гражданским обществом;

- усиление тенденций роста пассажирских и грузовых перевозок;;

4) повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования: 

- совершенствование систем стратегического управления, территориального развития и территориального планирования региона;;

- повышение эффективности управления государственным имуществом и бюджетными учреждениями;

- осуществление административной реформы;

- внедрение новых механизмов взаимодействия с органами местного самоуправления Краснодарского края, совершенствование межбюджетных отношений;

- развитие государственной и муниципальной статистики [7].

3.2 ожидаемые результаты реализации Стратегии
В динамике отраслевой структуры промышленного производства с учетом эффекта реализации стратегических направлений и общего повышения конкурентоспособности бизнеса прогнозируется опережающий рост отраслей, производящих инвестиционную и конечную продукцию, характеризующуюся высокой долей добавленной стоимости. Таким образом, структура экономики региона станет более прогрессивной.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии оцениваются по следующим критериям:

- коммерческая эффективность, которая определяется суммой дополнительной прибыли, получаемой инвесторами от проектов и мероприятий, реализуемых в рамках комплексных программ и внепрограммных мероприятий, и повышает капитализацию как компаний, так и экономики в целом;

- бюджетная эффективность, которая характеризуется увеличением общей суммы налоговых поступлений в региональный бюджет от реализуемой деятельности;;

- социальная эффективность, определяемая увеличением доходов населения в результате осуществляемой деятельности;;

- общая экономическая эффективность, которая характеризуется увеличением ВРП [7].

Все четыре категории эффективности можно разделить на две составляющие: во-первых, прямой рост прибыли, заработной платы, налогов и ВРП; во-вторых, косвенный рост этих показателей в результате реализации кумулятивного мультипликативного эффекта от осуществляемой деятельности. Как правило, косвенный эффект достаточно сложно обосновать и рассчитать, однако, в силу его существования, прямой расчет результатов можно рассматривать как нижнюю границу ожидаемых результатов.

Такой подход характеризует эффективность проектов в сфере бизнеса. В то же время можно считать, что сферу коммерческих проектов следует рассматривать расширенно, не связывая эту сферу только с негосударственным сектором. Государственные предприятия, генерирующие неналоговые поступления в бюджет, также относятся к бизнес-сектору. С этой точки зрения можно утверждать, что эффективность стратегии в целом определяется результативностью бизнеса, который развивается в связи с деятельностью, реализуемой в соответствии со сложными программами и непрограммными мероприятиями Стратегии [18].

С этих позиций предлагаемые комплексные программы, не относящиеся к социальной сфере, а также комплекс стратегических мероприятий и инвестиционных проектов, реализующих их, следует рассматривать с позиций двух подмножеств: обеспечивающих условия для развития бизнеса и фактически ориентированных на развитие бизнеса. Таким образом, коммерческая эффективность в соответствии с внешними социально-политическими и экологическими требованиями является важнейшим критерием принятия программных проектов и мероприятий [14].

Вывод
Устойчивое социально-экономическое развитие региона во многом зависит от его стратегических ориентиров, способствующих интеграции региона в мировое экономическое пространство и значительному повышению качества и уровня жизни населения. Программа социально-экономического развития Краснодарского края определяет две основные задачи стратегического регионального управления: определение стратегической цели и направлений социально-экономического развития региона; формулирование плана мероприятий. Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая в себя стратегическую цель развития региона, стратегические направления развития региона и стратегические действия. Ключевыми проблемами социально-экономического развития Краснодарского края являются:: 

- недостаточная эффективность товаропроизводителей и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность выпускаемой продукции, товаров и услуг;;

- недостаточный уровень развития транспортной и коммунальной инфраструктуры, что серьезно тормозит дальнейшее развитие морских портов и курортов;

- нехватка энергоресурсов и высокая зависимость региона от цен на энергоносители;

- ограничения на рост в долгосрочной перспективе;

- низкий уровень доходов населения, значительная доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Целью и направлением развития Краснодарского края до 2020 года является реализация политических, геостратегических и социально-экономических приоритетов Российской Федерации на юге России и обеспечение кардинального повышения качества жизни населения региона за счет создания потенциала опережающего развития.

Для реализации стратегической цели развития Краснодарского края определены следующие стратегические направления:: 

1) Создание условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной инфраструктуры;;

2) обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста региона на основе реализации государственной структурно-институциональной политики, направленной на создание глобальных конкурентных преимуществ экономики региона;

3) создание потенциала опережающего развития региона при реализации целей правительства Российской Федерации на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества;;

4) повышение эффективности государственного стратегического планирования и регулирования социально-экономических процессов в крае на основе формирования систем стратегического управления, оптимизации институциональной структуры, пространственного развития и территориального планирования [7].

В результате реализации Стратегии к 2020 году Краснодарский край станет динамично развивающимся регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом, в полной мере реализующим свои конкурентные преимущества и выступающим в качестве опорного региона при реализации целей правительства Российской Федерации на юге России. Залогом процветания будущих поколений станет формирование потенциала опережающего развития, конкурентоспособности товаров и услуг, условий и стимулов для развития человеческого капитала и эффективной системы государственного управления.