Социально-экономический анализ конкурентоспособности предприятий в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 03.09.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Повышение конкурентоспособности российской экономики
Научно-технологическое развитие – основа повышения конкурентоспособности России


Введение:

Обеспечение конкурентоспособности объективно является главной стратегической задачей любого предприятия. Известно, что уровень конкурентоспособности определяется большим количеством факторов, соответственно, можно выделить различные направления в решении этой задачи.
Экономический кризис серьезно осложнил реализацию производственно-экономических программ предприятий. Но вместе с тем, обострив конкурентную борьбу, кризис показал исключительную роль активной рыночной политики предприятия при постоянно возрастающей эффективности его деятельности. Фундаментальный подход к реализации этих требований и, следовательно, к обеспечению конкурентоспособности основывается на разработке новых эффективных форм организации производственного процесса предприятия и методов управления производством.
В настоящее время, чтобы выжить в конкурентной борьбе, предприятия и организации разрабатывают новые виды услуг, новые формы ведения бизнеса, ставя на первое место не только своих сотрудников, но и борясь за каждого клиента. Изучается рынок, собирается необходимая информация, которая анализируется, а затем разрабатываются стратегии развития рынка.
Таким образом, актуальность темы, посвященной проблемам конкурентоспособности, обосновывается необходимостью оперативного и эффективного использования конкурентных инструментов, а также управления ими на современном предприятии.
Объектом исследования в данной курсовой работе является конкурентоспособность и конкуренция предприятий - многогранная стратегия современного предприятия.
статистическая оценка конкурентоспособности торговли

Предметом исследования понимаются аспекты конкурентоспособности, факторы, влияющие на выбор стратегии и методов реализации конкурентных стратегий современного предприятия.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение теоретических основ, принципов и моделей повышения конкурентоспособности предприятий на современном уровне.

Для достижения этой цели вам необходимо решить следующие задачи: 

представлены теоретические основы социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятия;

определить сущность, значение и задачи статистической оценки конкурентоспособности предприятий;

раскрыта методология статистической оценки показателей конкурентоспособности;

провести социально-экономический анализ конкурентоспособности предприятий России;

приведите статистическую оценку состава и структуры предприятий торговли в России;

приведите статистическую оценку динамики развития торговых предприятий;

обсудить специфику российских исследований конкурентоспособных предприятий;

определить направления совершенствования системы статистической оценки конкурентоспособности российских предприятий.

Методологическую и теоретическую основу данной работы составляют переводные труды западных ученых, а также труды ведущих российских ученых в области экономики и статистики, таких как А. И. Добрынин, А. Ю.Юданов, Е. Ясин, А. Яковлев, Р. А. Фатхутдинов и др.

1. Теоретические основы социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятий
1.1 сущность, значение и задачи статистической оценки конкурентоспособности предприятий
Конкурентоспособность любого продукта может быть определена только путем сравнения его с другим продуктом и поэтому является относительным показателем. Он отражает разницу между данным продуктом и продуктом конкурента с точки зрения степени удовлетворения конкретных потребностей. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность того или иного товара, необходимо не только сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть затраты потребителя на приобретение и последующее использование для удовлетворения своих потребностей.
Таким образом, конкурентоспособность понимается как совокупность потребительских, стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успешность на рынке, то есть преимущество данного товара перед другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов [11, с. 124]. А поскольку товары обеспечиваются их производителями, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, а также стран, в которых они базируются.
Превышение норм, стандартов и регламентов не только повышает конкурентоспособность продукции, но и зачастую снижает ее, поскольку повышает цены, не повышая покупательской перспективы потребительской ценности, а потому бесполезно.
Исследование конкурентоспособности товара проводится непрерывно и систематически, в тесной связи с фазами его жизненного цикла, с тем чтобы уловить начало снижения конкурентоспособности и принять соответствующие решения (например, снять товар с производства, модернизировать его, перевести в другой сектор рынка).) Ожидание того, что компания выпустит новый продукт раньше, чем старый исчерпает возможности поддержания своей конкурентоспособности, как правило, экономически нецелесообразно.
В то же время любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Этот процесс может быть замедлен или даже временно отложен. Но вы не можете остановить это. Поэтому новые продукты разрабатываются в соответствии с графиком. Предоставление ему доступа на рынок в момент существенной потери конкурентоспособности предыдущего продукта. Иными словами, конкурентоспособность новой продукции должна быть достаточно высокой и долгосрочной [3, с. 147].
Центральное место, занимаемое конкурентоспособностью в товарной и рыночной политике в целом, определяет ее место в маркетинговой стратегии и практической маркетинговой деятельности. А так как маркетинг ставит потребителя в центр внимания, то вся работа торгового предприятия "Крестьянское подворье", использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечивается всей системой маркетинга-от проектирования, опытного и серийного производства до реализации и сервисного обслуживания эксплуатируемой продукции, включающей, в том числе, средства и методы управления и контроля качества, способы транспортировки и хранения, монтажа (монтажа) и послепродажного обслуживания [22, с. 241].
Таким образом, все многообразие стратегических и тактических приемов маркетинговой службы используется для обеспечения конкурентоспособности. Обеспечение конкурентоспособности-это, прежде всего, философия работы в рыночной среде, которая фокусируется на:

а) понимание потребительских потребностей и тенденций;;
б) знание поведения и возможностей конкурентов;
В) знание рыночных условий и тенденций;;
d) знание окружающей среды и ее тенденций;
д) возможность создать такой продукт и донести его до потребителя таким образом, чтобы он предпочел его продукту конкурента;
д) искусство осуществления всего этого на долгосрочной, долговременной основе [11, с. 122].
Под "конкурентоспособностью" организации понимается ее способность генерировать прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде, не указанная ниже, или как превышение рентабельности в краткосрочном периоде над средней рентабельностью в соответствующей сфере деятельности, и - как результативность деятельности организации в краткосрочном периоде [24, с. 148].
По мере развития каждая компания сталкивается с определенными проблемами и вызовами, которые преодолеваются и разрешаются с помощью различных методов и технологий управления. Анализируя эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или показатели конкурентоспособности предприятия, отражающие состояние предприятия по мере его развития.
Первая задача, которая возникает перед предприятием, работающим в рыночной среде, - это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, то есть обеспечение платежеспособности. Задача решается путем принятия экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведения ряда маркетинговых мероприятий, анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. При достижении платежеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности. На этом этапе маркетинговые мероприятия должны быть дополнены экономическими мерами (анализ себестоимости продукции, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими мерами (анализ эффективности производства, технологичности и др.).) [4, с. 66].
После решения неотложных текущих задач возникают задачи другого уровня. Первая ключевая характеристика второго уровня-это стратегическое управление. После решения текущих задач руководство компании должно сосредоточиться на долгосрочных целях и задачах. Возникает проблема понимания того, какой должна быть компания в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
1.2 методология статистической оценки показателей конкурентоспособности
Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, проблема практической оценки конкурентоспособности уже давно обсуждается в экономической литературе. Можно констатировать, что на сегодняшний день достигнуты определенные успехи в оценке конкурентоспособности продукции, разработаны вполне приемлемые методы оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее оценить конкурентоспособность предприятий. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, экономисты так и не разработали универсальную и общепризнанную методологию комплексной оценки конкурентоспособности предприятий [5, с. 66].
В то же время возникает необходимость оценки конкурентоспособности предприятия, поскольку в условиях рыночной экономики оценка его конкурентных позиций является неотъемлемой частью деятельности любого хозяйствующего субъекта. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли необходимо предприятию прежде всего для того, чтобы определить, каковы его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для разработки собственной успешной конкурентной стратегии и сохранения конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемой частью деятельности любого хозяйствующего субъекта.
В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима для того, чтобы: 
- разработка мер по повышению конкурентоспособности;;
- подбор подрядчиков для совместной деятельности;
- составление программы выхода на новые рынки сбыта;
- инвестиционная деятельность;
- осуществление государственного регулирования экономики.
В любом случае целью оценки конкурентоспособности предприятия является определение позиции предприятия на исследуемом рынке [4, с. 66].
Главной задачей каждого экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности предприятий, является поиск критериев конкурентоспособности, ее источников и факторов. Анализ экономической литературы по рассматриваемой теме позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной проблемы. Далее мы проанализируем основные известные методы оценки конкурентоспособности компаний, обобщив их преимущества и недостатки.
Говоря о классификации существующих методов, прежде всего отметим, что экономисты предложили огромное разнообразие различных методов оценки конкурентоспособности предприятий (оценка идет десятками). В соответствии с этим разнообразием методов существуют различные классификации: по теоретическому содержанию, по форме отображения результатов оценки, по форме математического отношения и ряд других. Данное исследование позволит проанализировать содержание (классическую) классификацию методов оценки конкурентоспособности предприятий. Также отметим, что в исследовании рассматриваются только основные (наиболее распространенные) из существующих подходов. Таким образом, в настоящее время можно выделить следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий.
Методы продукта
Продуктовые методы основаны на предположении, что оценка конкурентоспособности экономического субъекта может быть произведена через оценку конкурентоспособности его продукции: чем выше конкурентоспособность продукта, тем выше конкурентоспособность предприятия. В то же время для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, большинство из которых основано на нахождении соотношения цена-качество продукции. Существует множество методов для нахождения этого соотношения [14, С. 65].

Операционный метод

Выбор оперативных методов в качестве самостоятельного инструмента оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов осуществлялся в рамках разработки инструментария для матричных моделей стратегического планирования. Согласно операционному подходу, наиболее конкурентоспособными предприятиями являются те, где лучше всего организована работа всех подразделений и служб (также в литературе эта группа методов известна как"методы, основанные на теории эффективной конкуренции").

На эффективность каждой из услуг компании влияет множество факторов-ресурсы компании. Оценка эффективности работы каждого подразделения предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. При этом ресурсы компании широко понимаются - это не только капитал в финансовой и материальной форме, но и персонал, состояние менеджмента, качество отношений с контактными аудиториями, организация маркетинга. Каждый ресурс предприятия, определенный таким образом, может быть оценен соответствующим количественным или качественным показателем. Таким образом, конкурентоспособность предприятия предстает как совокупность частных показателей эффективности выполнения им отдельных аспектов хозяйственной деятельности-операций [10, с. 241].

Недостатком операционных методов является то, что они основаны на выявлении факторов (показателей), определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом акцент делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании исчерпывающего их перечня (некоторые методы предполагают обработку десятков различных показателей финансово-хозяйственной деятельности).

Обобщая отмеченные недостатки, можно утверждать, что многие из представленных в литературе операционных методов оценки конкурентоспособности предприятий, в силу ряда методологических недостатков, не всегда позволяют адекватно оценить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов. Если абстрагироваться от методологических аспектов, то основная проблема оперативных методов заключается в том, что их применение требует сбора больших объемов данных об объектах оценки, что делает сложность и стоимость проведения такой оценки чрезмерными.

Однако было бы неверно утверждать, что в силу вышеизложенного оперативные методы практически не используются или используются очень мало. Ни в коем случае. Поскольку необходимость объективной оценки конкурентоспособности предприятий существует, а методологически операционные методы гораздо надежнее продуктовых, аналитики вынуждены использовать операционные методы.

Только специализированные организации могут позволить себе изучать конкурентоспособность предприятия оперативными методами, что обусловлено их высокой трудоемкостью. К ним относятся в первую очередь рейтинговые агентства, устанавливающие инвестиционные рейтинги хозяйствующим субъектам. Рейтинговые модели специализированных агентств представляют собой не что иное, как взвешенную оценку кредитоспособности компаний на основе количественных показателей финансово-хозяйственной деятельности, качественных управленческих данных, показателей поддержки группы или государства, параметров кредитной истории и предупреждающих сигналов. Аналогичные рейтинговые модели используются кредитными организациями, применяющими внутренние рейтинги заемщиков в соответствии с Базельскими соглашениями об оценке банковских рисков. В терминологии данного исследования рейтинговые модели являются операционными методами.

Тем не менее мы считаем, что вопрос о том, как оценивать конкурентоспособность с помощью рейтинговых моделей, не является исчерпывающим.

Во-первых, рейтинги имеют преимущественно кредитный контекст и позволяют оценивать платежеспособность предприятия в большей степени, чем его конкурентоспособность [13, с. 66].

Во-вторых, рейтинговые модели специализированных агентств являются закрытыми и непубличными. С одной стороны, это позволяет манипулировать и искажать рейтинги (в чем обвиняют ведущие мировые агентства в связи с присвоением высоких рейтингов эмитентам и ценным бумагам уровня дефолта до кризиса ликвидности 2008 года). С другой стороны, свободное использование рейтинговых моделей другими участниками рынка (кроме владельца модели) становится невозможным.

В-третьих, использование рейтинговых моделей (операционных методов) настолько трудоемко," громоздко " и, как следствие, дорого, что позволить себе их использование могут только крупнейшие компании и кредитные организации.

Комбинированный метод

Методы, отнесенные к этой группе, определяются как комбинированные в связи с тем, что оценка конкурентоспособности предприятия в их рамках основывается на выделении не только достигнутой, но и потенциальной конкурентоспособности. Подход основан на утверждении, что конкурентоспособность хозяйствующего субъекта представляет собой интегральную величину (совокупность) текущей конкурентоспособности предприятия и его конкурентного потенциала.

К преимуществам данной группы методов можно отнести то, что они учитывают не только достигнутый уровень конкурентоспособности предприятия, но и его возможную динамику в будущем. Взаимодополняемость продуктовых и операционных методов, казалось бы, должна нейтрализовать их слабые стороны и объединить их сильные стороны [7, С. 776].

Методы оценки стоимости бизнеса

В отдельную группу выделим методы оценки конкурентоспособности предприятия, основанные на оценке стоимости бизнеса. Эти методы основаны на предположении, что объем продаж, прибыль, себестоимость и другие финансовые показатели (ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость активов и эффективность) являются промежуточными характеристиками определенных экономических аспектов деятельности предприятия.

Оценка бизнеса может быть основана на результатах стоимостного, доходного и сравнительного подходов, либо на определении капитализации компании на основе котировок ее ценных бумаг на фондовом рынке. В обоих случаях стоимость бизнеса определяется на основе независимой экспертной оценки, учитывающей совокупность значимых сведений о деятельности оцениваемого предприятия. Разница лишь в количестве экспертов: в случае котировки на фондовом рынке количество экспертов настолько велико, что вероятность ошибки в оценке стремится к нулю.

Описав основные методы оценки конкурентоспособности предприятий, отметим еще раз, что предложенная выше традиционная классификация базируется на историческом развитии методов с точки зрения их сущностных характеристик, содержания, которое разработчики методов вкладывают в экономические модели, используемые в том или ином подходе.

Отметим, что ни один из вышеперечисленных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий не нашел широкого применения в практике экономического анализа. На наш взгляд, это связано с тем, что помимо отмеченных выше частных недостатков анализ существующих подходов позволяет отметить следующие общие недостатки [12, С. 266].

Подавляющее большинство методов базируется на выявлении факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, при этом акцент делается на выявлении максимального количества этих факторов, создании исчерпывающего их перечня. Затем выбранные факторы обрабатываются различными математическими методами.

Таким образом, количество факторов конкурентоспособности практически бесконечно, поэтому, каким бы обширным ни был их перечень, он все равно не будет исчерпывающим, и поэтому, исходя из такого неполного перечня, оценка конкурентоспособности предприятия будет неадекватной. В результате все существующие перечни факторов конкурентоспособности носят весьма условный характер, что не позволяет их использовать для оценки конкурентоспособности предприятий. Выдвигая на первый план исчерпывающий перечень факторов конкурентоспособности предприятия, исследователи оказываются в тупике, поскольку такой перечень невозможен в принципе. Ограниченный список делает метод ограниченным.

2. Социально-экономический анализ конкурентоспособности предприятий России
2.1 статистическая оценка состава и структуры предприятий торговли в России
Основной функцией торговли является обеспечение оборота товаров и их продвижение от производителя к конечному потребителю.
Торговое предприятие берет на себя ответственную задачу по выполнению этой функции, поэтому от правильной организации торгово-технологического процесса зависит эффективность торговли, оперативность и качество доведения товара до покупателя [6, с. 166].
Основными критериями успешности выполнения поставленной задачи являются широкий ассортимент выпускаемой продукции, хорошее качество, высокий уровень обслуживания клиентов, наименьшие временные и трудовые затраты при достижении более высоких темпов хозяйственной деятельности коммерческих предприятий.
Эффективность ведения бизнеса в целом зависит от хорошо спланированной и отлаженной структуры предприятия. Существует несколько наиболее распространенных типов структуры коммерческого предприятия:

линейный;
функциональная;
линейно-функциональный;
линейный персонал;
участковый;
матрица.
Малые торговые организации обычно реализуют линейную структуру, которая подразумевает распределение полномочий сверху вниз. Среднее коммерческое предприятие широко использует функциональную структуру, которая предполагает разделение управления на отдельные функции-финансы, персонал, маркетинг и т. д.
Линейно-функциональная структура применяется также на средних предприятиях, где процесс управления подразделяется на основные функции, образующие иерархию различных служб по всему предприятию.
Линейно-штатная организационная структура состоит из создания штаб - квартиры-информационно-аналитического отдела, выполняющего функции сбора и анализа информации о деятельности компании, мониторинга, консультирования и информирования высшего руководства компании. Такая схема организации работы позволяет существенно освободить руководство предприятия от второстепенных управленческих функций.
Крупные розничные компании часто используют дивизиональную структуру, в которой организация делится на элементы по типу продукта, группам конечных пользователей или географическому положению.
Матричная структура предприятия объединяет горизонтальные линии связи с вертикальными линейными и функциональными. При такой структуре торгового предприятия для выполнения определенных проектов и работ организуются специальные штабы, руководители которых управляют ходом работ, устанавливают последовательность и состав необходимых работ [18, С. 243].
Сотрудники, являясь исполнителями работ по конкретным проектам, сохраняют свое подчинение руководителям подразделений, в которых они зарегистрированы.
По мере своего развития торговая компания может использовать различные схемы управления, адаптируясь к новым внутренним и внешним условиям и постепенно доводя свою структуру до наиболее удобной формы в конкретных условиях.
Финансовые ресурсы розничных торговцев продовольственным резервом являются все денежные поступления и поступления, поступающие к субъекту торговли и используемые для осуществления различных видов деятельности (финансовые обязательства, затраты на осуществление расширенного воспроизводства, стимулирование экономической деятельности и др.).) первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент создания общества, когда формируется уставный фонд. Его источниками, в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования, являются: уставный капитал, паевые взносы членов кооператива, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур), долгосрочный кредит, бюджетные средства [4, с. 66].
Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях является себестоимость реализованной продукции (оказанных услуг). Финансовые ресурсы формируются в основном за счет прибыли (от основной и прочей деятельности) и амортизационных отчислений. Наряду с ними источниками финансовых ресурсов являются: доходы от реализации имущества и иных имущественных прав, стабильные обязательства, различные целевые поступления и др.
Значительные финансовые ресурсы, особенно для вновь создаваемых и реконструируемых предприятий, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Формами их мобилизации являются: продажа акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпущенных данным предприятием, кредитные вложения. Использование финансовых ресурсов осуществляется предприятием розничной торговли по многим направлениям, основными из которых являются:
платежи в органы финансово-банковской системы. Сюда относятся: налоговые платежи в бюджет, процентные платежи банкам за пользование кредитами, погашение ранее взятых кредитов, страховые выплаты и др.; 
инвестирование собственных средств в капитальные затраты (реинвестирование), связанные с расширением производства и его техническим обновлением, переходом на новые прогрессивные технологии и др.; 
инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги, приобретенные на рынке;
направление финансовых ресурсов наг формирование денежных фондов стимулирующего и социального характера;
использование финансовых ресурсов на благотворительные цели, спонсорство и т.д.
Прибыль - это основной источник средств для динамично развивающейся торговой компании. В бухгалтерском балансе она присутствует явно как "прибыль отчетного года" и "неиспользованная прибыль прошлых лет", а также в завуалированном виде - как средства и резервы, созданные за счет прибыли. В рыночной экономике величина прибыли зависит от многих факторов, главным из которых является соотношение доходов и расходов. В то же время действующие нормативные документы предусматривают возможность определенного регулирования прибыли руководством компании. Эти регулирующие процедуры включают в себя: 
изменение распределения активов по основным средствам;
ускоренная амортизация основных средств;
применяемый метод амортизации малоценных и изнашиваемых изделий;
оценка и Амортизация нематериальных активов;
порядок оценки вклада участников в уставный капитал;
выбор метода оценки производственных запасов;
учет процентов по банковским кредитам, используемым для финансирования капитальных вложений;
порядок формирования резерва по сомнительным долгам;
порядок отнесения отдельных видов расходов на себестоимость реализованной продукции;
состав накладных расходов и порядок их распределения. Прибыль является основным источником формирования резервного капитала (Фонда). Этот капитал предназначен для компенсации непредвиденных убытков и возможных потерь от хозяйственной деятельности, то есть он застрахован по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность данного вида предприятия, а также его уставными документами.
Дополнительный капитал как источник денежных средств предприятия формируется, как правило, в результате переоценки основных фондов и других материальных ценностей. Нормативные документы запрещают его использование в потребительских целях [11, С. 256].
Специфическим источником средств являются целевые фонды и целевое финансирование: безвозмездно полученные ценности, а также безотзывные и возвратные государственные ассигнования на финансирование некоммерческой деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунального назначения и др. 
2.2 статистическая оценка динамики развития торговых предприятий
Изучение современных тенденций и возможностей предприятия, связанных с реализацией товаров, выявление факторов, положительно и отрицательно влияющих на оборот предприятия, достигаются в процессе анализа объемов и структуры торговли предприятий.
Экономический анализ позволяет вам:: 
Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
Изучение состава товарооборота по формам, видам, способам реализации, ассортиментной структуре;
Определите основные тенденции и закономерности в реализации товаров;

2.3 особенности изучения российских конкурентоспособных предприятий
В современной экономической науке большое внимание традиционно уделяется изучению конкурентоспособности национальной продукции (производств). Многочисленные научные работы пытаются "разложить" эту категорию на многочисленные составные факторы, выделить ключевые из них и на этой основе - количественно оценить уровень конкурентоспособности конкретного продукта (или производителя) [22, с. 366].
Принято считать, что потребитель, отдавая предпочтение продукции конкретного производителя, чаще всего (сознательно или бессознательно) оперирует понятиями такой базовой категории, как "цена - качество" (или, реже, стоимость единицы потребительских характеристик). На практике категория конкурентоспособности продукции не ограничивается соотношением этих двух параметров, она гораздо более универсальна. В их ценовых " нишах "начинает" работать " еще одна группа важных для потребителя параметров, которые не в меньшей степени влияют на успешность реализации продукции. Их очень много, можно лишь выделить некоторые из них-стоимость последующего обслуживания, экономия на эксплуатации, сложившиеся национальные предпочтения и традиции потребления, ремонтопригодность, сложившийся имидж производителя и ряд других факторов, которые зачастую не поддаются формализации и количественной оценке. Именно в силу этих обстоятельств отсутствует" абсолютная " конкурентоспособность, последняя всегда не конкретна и относительна.
Приоритетной задачей, стоящей перед отечественной экономикой, является повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей, к которым относятся промышленные предприятия и отрасли промышленности.
Активизация внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов невозможна без производства высококачественной, конкурентоспособной продукции, соответствующей международным стандартам, подтвержденной международными сертификатами. Современное состояние большинства российских предприятий не соответствует научно-техническому уровню экономически развитых стран. Обладая огромным потенциалом всех видов экономических ресурсов, российская экономика занимает, однако, весьма скромное место в мировом разделении труда.
Несмотря на значительный экономический рост последних восьми-десяти лет, низкая конкурентоспособность остается одной из наиболее серьезных проблем российской экономики.
По данным Всемирного экономического форума, в 2007 году Россия занимала 58-е место в мире по уровню конкурентоспособности (из 131 страны). В этом отношении наша страна отстала от Турции (53-е место), Индии (48-е место) и Китая (34-е место), опередив только Бразилию (72-е место). Это показывает, что, хотя общая конкурентоспособность недостаточно высока, конкурентоспособность бизнеса в России еще ниже [24, с. 366].

Вывод
Россия должна стать конкурентоспособной - это один из наиболее часто повторяемых призывов, который подразумевает, что вопросы регионального экономического развития и региональной конкурентоспособности стали сегодня одними из важнейших для Российской Федерации. Конкурентоспособность региональной экономики - это способность реализовать главную цель ее функционирования-устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность региона - это экономическая категория, выражающая отношения взаимодействия между системой производительных сил определенной территории, экономическими отношениями и институциональной формой этих процессов, которые реализуются как синергетический эффект такого взаимодействия.
Экономический, научно-технический и кадровый потенциал является основой, на которой формируется конкурентоспособность региона или конкретного субъекта Федерации. Под влиянием факторных условий эта база трансформируется из состояния потенции в новую реальность - конкурентное положение региона. Конкурентная позиция региона определяется как совокупность конкурентных преимуществ, определяемых факторами и условиями, создающими для региона благоприятное положение в соответствующей конкурентной сфере (рынках товаров, услуг, капитала, инвестиций). Конкурентное положение региона будет благоприятным, если оно будет соответствовать таким качественным параметрам, как стабильность, надежность, стабильность и привлекательность для инвесторов (отечественных и зарубежных). Конкурентоспособность региона базируется на этих параметрах.
Факторы конкурентоспособности - обстоятельства и условия, определяющие конкурентоспособность. Конкурентные преимущества - это факторы, которые выгодно отличают конкурирующий субъект (продукт) от других. Экономика региона считается внутренне конкурентоспособной, если относительный индекс конкурентоспособности этого региона больше единицы, то есть если ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения в регионе больше ВВП (валового внутреннего продукта) на душу населения в стране. Экономика региона считается внутренне неконкурентоспособной, если относительный индекс конкурентоспособности региона меньше единицы.
Одним из основных факторов, определяющих конкурентные позиции регионов, является уровень развития институциональной среды.
Повышение качества институциональной среды способствует формированию и реализации региональных конкурентных преимуществ, так как существенно снижает трансакционные издержки и повышает эффективность хозяйственной деятельности. В долгосрочной перспективе конкурентоспособность региона должна определяться способностью государственных и рыночных институтов создавать эффективные механизмы непрерывного развития и совершенствования региональных конкурентных преимуществ.
В заключение подчеркнем, что концепция конкурентоспособности должна базироваться на взаимном балансе всех принципов социально-экономического развития региона. Хотя экономический аспект конкурентоспособности является ведущим и определяющим фактором, такие составляющие, как территориальная (географическая), природно-экологическая, социальная и др., должны быть приняты во внимание при его строительстве.