Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 10.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Антиинфляционная политика, ее направления
Инструменты, виды и эффективность антиинфляционной политики государства
Теоретические основы антиинфляционной политики государства
Антиинфляционная политика государства в России


Введение:

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и мирового хозяйства. Актуальность данного вопроса в современных условиях определяется необходимостью уточнения сущности, первопричин и механизма инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики В России с учетом мирового опыта. Критический период в истории России характеризуется огромной инфляцией во всех ее формах и проявлениях. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не полностью контролируется, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особенно актуальной и будет актуальной в ближайшее время. Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы, необходимый элемент экономической стабилизации. Такая программа должна базироваться на анализе факторов, определяющих инфляцию, комплексе мер экономической политики, способствующих устранению инфляции или снижению уровня инфляции до разумного уровня.
Сегодня, в условиях мирового финансового кризиса, вопросы антиинфляционного регулирования экономики как никогда актуальны.

Целью данной курсовой работы является изучение антиинфляционной политики государства как системы мер по предупреждению и преодолению инфляции и анализ возможных вариантов проведения антиинфляционной политики в Российской Федерации.

Теория инфляции

Как экономический феномен инфляция существует уже давно. Считается, что она появилась с появлением денег, с функционированием которых неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio) буквально означает раздувание. Действительно, финансирование государственных расходов (например, в периоды крайнего экономического развития во время войн и революций) посредством эмиссии бумажных денег с прекращением обмена банкнот на металл привело к раздуванию денежного обращения и обесцениванию бумажных денег.

Существуют различные определения инфляции. Инфляция характеризуется как:

  • Обесценивание денежной единицы, снижение ее покупательной способности;
  • Повышение общего уровня цен в стране, обусловленное долгосрочным дисбалансом на большинстве рынков в пользу спроса;
  • Социально-экономическое явление, порожденное искажениями воспроизводства;
  • Многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, приводящих к увеличению диспропорций общественного производства и влияющих на цены в сторону их увеличения.

Следует отметить, что сколько бы определений инфляции ни существовало, ни одно из них не может охватить всего содержания инфляции как явления экономической жизни. Они только отражают ее черты.

Наиболее распространенное, традиционное определение инфляции, переполнение каналов обращения денежной массы за пределы потребностей оборота, что вызывает обесценение валюты и, соответственно, рост цен на товары.

Однако определение инфляции как переполнения каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя и проявляется в росте цен на сырьевые товары, не может быть сведена к чисто денежному феномену.

Это сложное социальное явление, порожденное диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночной экономики. Независимо от состояния денежной сферы, цены на сырьевые товары могут повышаться вследствие изменения динамики производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых налоговых ставок, девальвации и переоценки денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, влияния внешнеэкономических связей, стихийных бедствий.

Современная инфляция имеет ряд отличительных особенностей. Таким образом, ее прежний локальный характер сменился широким, всеобъемлющим, периодичность стала хронической, и на нее влияют не только денежные факторы, как раньше, но и другие.

К первой группе таких факторов относятся те, которые вызывают превышение денежного спроса над товарным предложением, приводящее к нарушению требований закона денежного обращения.

Вторая группа объединяет факторы, вызывающие рост издержек и цен на товары, подкрепленные последующим подтягиванием денежной массы к их повышенному уровню. В действительности обе группы факторов переплетаются и взаимодействуют друг с другом, вызывая рост цен на товары и услуги или инфляцию.

Будучи многомерным явлением, инфляция имеет множество форм (типов) своего проявления. В экономической литературе тип инфляции определяется различными критериями.

По темпам роста цен различают следующие виды инфляции:

  • Нормальная инфляция, в размере 3-5% в год, ее можно считать полезной для экономики; 
  • Умеренная или ползучая инфляция, при уровне инфляции до 10% в год. Она характерна для большинства стран с развитой рыночной экономикой и является элементом нормального экономического развития;
  • Галопирующая инфляция, характеризуется ростом цен до 200% в год. Она проявляется не только в росте цен, но и в превышении спроса над предложением, а избыточный положительный спрос не стимулирует рост предложения. Такая инфляция уже опасна для экономики и требует антиинфляционных мер;
  • Гиперинфляция, когда уровень инфляции составляет 50% в месяц и более в течение более 6 месяцев. При гиперинфляции ценность денег падает так быстро, что они перестают выполнять свои основные функции, а бартер увеличивается.

В форме проявления инфляция может быть открытой и подавленной (скрытой).

Открытая инфляция присуща экономике рыночного типа, где цены определяются исключительно взаимодействием спроса и предложения и где нет командных цен.

Инфляция не только открыта. Бывает, что государство, озабоченное инфляционным неравновесием рынков, обращает внимание не столько на причины, которые его породили, сколько на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматься антиинфляционной профилактикой и при необходимости методично демонстрировать уже сложившиеся механизмы инфляции, она пытается подавить формы ее проявления. Это делается по-разному. Например, вводится временное замораживание цен и доходов, устанавливаются верхние границы их роста и так далее. Иногда государство ставит перед собой задачу поддержания динамики заработной платы на уровне, не превышающем темпов роста производительности труда. Практика показывает, что возможен и крайний вариант-тотальный административный контроль над ценами и доходами. Когда события разворачиваются таким образом, открытая инфляция уступает место подавленной инфляции.

Одно из ведущих звеньев в механизме подавления инфляции связано с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными ценами и другими, значительно более высокими, которые выравнивают предложение с инфляционным спросом. Существует мощный экономический стимул, который вызывает перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую.

Подавленная инфляция лишает производителей стимулов, поскольку цены ограничены и независимы от спроса, что препятствует расширению производства и предложения.

По причинам возникновения существует различие между инфляцией издержек и инфляцией спроса.

Инфляция издержек (инфляция предложения) возникает в результате увеличения объема издержек, например, за счет сильного повышения заработной платы, которое несоразмерно росту производительности труда. Рост цен на факторы производства (сырье, энергию, рабочую силу и др.) снижают прибыль фирм,что приводит к снижению совокупного предложения.

Здесь денежная масса значительно и быстро опережает количество товаров и услуг в обращении (образно говоря, слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров).

Борьба с инфляцией как многофакторным явлением 

Инфляция вызвана острым нарушением пропорций воспроизводства, связана с действием экономических, финансовых, политических, монетарных, внешних и психологических факторов. Государство также может играть значительную роль в повышении инфляции, особенно если оно стремится повысить различные виды тарифов, надбавок, то есть конечную цену товаров при сохранении их рыночной стоимости.

Исторический ход инфляции показывает, что ее подавление невозможно на основе устранения какой-либо одной группы факторов, оказывающих негативное влияние на переполнение каналов обращения, поскольку хорошо известно, что инфляция является многофакторным процессом, решать вопрос о ее снижении с экономической точки зрения необходимо с точки зрения реорганизации воспроизводства в целом, в действующем законодательстве. Это означает, что принятие государственных законов в области цен, финансов, налогообложения, банков, развития экспорта и импорта

она должна осуществляться не в интересах одной из отраслей или секторов экономики, а в интересах экономики в целом. Попытка отдельно решить текущие проблемы в сфере социального обеспечения, бюджета, капиталовложений или банковского сектора неизбежно может вызвать новые диспропорции, в какой-то момент создать видимость улучшения ситуации, но, в конечном итоге, ухудшит экономическую и социальную ситуацию в обществе.

Поскольку ход инфляции в России и других странах показывает, что инфляционная спираль начинает раскручиваться в результате спада производства, следует признать, что основными первоначальными мерами по преодолению экономического кризиса являются меры, затрагивающие производственный сектор. Не случайно, когда производство падает, только увеличение или сокращение денежной массы не является решающим фактором. Более того, инфляция может уменьшаться при росте М2 и увеличиваться при сжатии денежной массы.

Несмотря на абсолютную важность монетарных факторов, центр тяжести в антиинфляционной политике, вероятно, должен быть более тесно связан с повышением эффективности производственного сектора. С точки зрения законодательства это означает, что государственные акты в области экономического права, нормативно-правовой базы, финансово-денежных отношений должны измеряться, прежде всего, с точки зрения их стимулирования производства. Роль центрального банка здесь может проявляться двояко, во-первых, через меры, снижающие уровень инфляции и повышающие репрезентативную ценность денег, во-вторых, через кредитную поддержку коммерческих банков, регулирование процентных ставок и так далее. Таким образом, первый и второй пути взаимосвязаны. Вы можете поддерживать производство в достаточно стабильном денежном потоке. Расчеты показывают, что сильная инфляция обесценивает капитал, снижает инвестиционный эффект и оказывает положительное влияние на производство только при темпах роста не более 3-4% в год.

Действительно, можно и целесообразно поддерживать экономику денежного оборота за счет денежных инструментов, но с оглядкой на их негативное инфляционное воздействие.

Таким образом, для борьбы с инфляцией важно помнить, что инфляция-это многофакторное явление, требующее особого подхода. Для борьбы с инфляцией необходимо разработать стратегию, основанную на постепенном осуществлении мер, направленных на регулирование инфляции.

К ним относятся:

  • Общие экономические меры;
  • Контроль финансовых и монетарных факторов инфляции;
  • Восстановление банковской системы;
  • Регулирование цен и заработной платы;
  • Мониторинг состояния фондового рынка;
  • Разработка эффективного законодательства;
  • Борьба с теневой экономикой;
  • Устранение внешних факторов инфляции.

Антиинфляционная политика государства

Существуют различные методы борьбы с инфляцией. Использование той или иной комбинации инструментов антиинфляционной политики зависит главным образом от типа инфляции и причин, ее вызвавших.

Мы не можем не согласиться с его мнением, однако вспышки инфляции во время социальных потрясений также можно объяснить с точки зрения монетаризма, в такие моменты истории отдельных стран их правительства используют все возможные способы восстановления спокойствия, что требует больших денег. Следовательно правительства часто включают печатный станок, чтобы получить эти средства, или, если этого не происходит, создается дефицит бюджета или государственный долг, что приводит к повышению уровня цен.

Инфляция во многом зависит от объема денежной массы. Поэтому изменения денежной массы могут активно влиять на уровень инфляции. Уровень инфляции может быть снижен за счет сокращения денежной массы.

Для воздействия на денежную массу используются различные методы, некоторые из них перечислены ниже: 

  • Процентная политика (ставка дисконтирования, ставка рефинансирования);
  • Изменение ставки обязательных резервов;
  • Изменение объема рефинансирования коммерческих банков;
  • Операции на открытом рынке;
  • Контроль над денежной эмиссией.

Эффективным инструментом регулирования денежной массы в обращении является процентная политика, в рамках которой Национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. В мировой практике ставка дисконтирования, с точки зрения коммерческих банков, представляет собой стоимость избыточных резервов. Поэтому, когда Национальный банк снижает ставку рефинансирования, он снижает издержки коммерческих банков, что стимулирует банки к получению кредитов.

Получение кредитов коммерческими банками увеличивает объем имеющихся в их распоряжении средств. Банки начинают активно кредитовать организации и частных лиц, что увеличивает денежную массу в целом.

Повышая процентную ставку, Нацбанк все меньше стимулирует банки выдавать кредиты, что снижает денежную массу.

Джон Кейнс отмечал, что изменение учетной ставки является прежде всего средством регулирования количества банковских денег и часто используется для ограничения денежной массы.

Изменение ставки обязательных резервов. Мировой опыт показывает, что даже незначительные колебания резервных требований приводят к существенным изменениям величины денежной массы (это напрямую связано с понятием денежного мультипликатора, его существование обусловлено тем, что каждый из банков при различных межбанковских операциях обязан производить отчисления под резервные требования, приводящие к значительным изменениям количества денег). Поэтому ставка обязательных резервов часто не меняется, и этот инструмент фискальной политики используется только в крайних случаях.

Чрезмерное повышение ставки обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, тормозит развитие банковской системы и может привести к ее кризису.

Значительное снижение ставки резервирования может привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствие, повышению уровня цен, то есть росту темпов инфляции.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Центральным банком, Джон Кейнс считал контроль над общим объемом банковских денег, создаваемых коммерческими банками. Он считал, что преимущество этого метода заключается в том, что он оказывает непосредственное влияние на величину банковских резервов и приводит их к изменению в нужном для Центрального банка направлении.

Особое место в антиинфляционной политике принадлежит банковской системе.

Как биржевой институт банк стал единственным каналом, по которому деньги поступают в экономический оборот. Являясь участником кредитных отношений, Банк неизбежно превращает деньги в капитал, заставляя их перетекать из одной отрасли, одного региона в другие отрасли народного хозяйства и регионы страны. В странах со слаборазвитой банковской системой описанные выше функции не могут выполняться банками, поэтому таким странам необходимо развивать свою банковскую систему. Банковская система должна быть связана с реальным сектором экономики, чтобы она могла реально влиять на динамику производства.

Для этого необходимо выполнить ряд условий: 

  • Государство должно определить приоритеты инвестиционной деятельности;
  • Инвестиционные формы и технология их выпуска;
  • Ставка дисконтирования и обязательные резервные требования должны стимулировать коммерческие банки к выдаче кредитов;
  • Инвестиционная деятельность должна быть четко определена законом;
  • Информация об экономическом состоянии экономики должна быть точной и доступной;
  • Только высокая степень доверия к банкам способствует привлечению свободных средств населения;
  • При низкой степени доверия к банкам население просто не будет размещать свободные средства на банковских счетах.

Налоговая система также может стать мощным инструментом антиинфляционной политики. Налоги могут использоваться для ограничения роста заработной платы, что может быть особенно актуально в случае инфляции заработной платы. Для этого достаточно ввести прогрессивную шкалу налогообложения физических лиц. Затем, по мере роста доходов населения, увеличивается и доля снимаемых налогов. Происходит увеличение начислений, но уровень реальной заработной платы не повышается. Однако в ряде случаев это может привести к переходу значительной части работников на сокращенный рабочий день и появлению большого количества нелегальных заработков, что может существенно снизить эффективность экономики.

В целом возможность использования налогов в качестве антиинфляционного фактора ограничена. Повышение налогов может привести к падению производительности труда из-за снижения стимулов для предпринимательства. В некоторых случаях производители компенсируют более высокие налоговые ставки повышением цен. Если это возможно в данной экономической ситуации, то повышение налогов становится инфляционным фактором.

Изменение налоговых ставок может увеличить или уменьшить стимулы для предпринимательской деятельности. Снижение налоговой нагрузки стимулирует предпринимателей увеличивать объемы производства, так как снижаются издержки производства. Однако удобство использования этого инструмента сильно ограничено: значительное снижение налоговых ставок приведет к тому, что доходы бюджета могут сократиться до такой степени, что в бюджете возникнет дефицит. Значительное повышение налоговых ставок может либо снизить эффективность производства, так как снизятся стимулы для предпринимательской деятельности, либо вызвать рост цен, так как производители будут вынуждены покрывать издержки производства.

Повышение налогов является одной из мер, уменьшающих денежную массу в обращении, так как эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно, снижение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы.

Использование неденежных инструментов является эффективным методом борьбы с инфляцией, поскольку таким образом государство активно воздействует непосредственно на состояние экономики. Однако использование этих инструментов вне монетарных вряд ли будет эффективным. Например, даже при значительном улучшении состояния экономики произойдет инфляция, если не будет контролироваться эмиссия как наличных, так и безналичных денег.

Меры антиинфляционной политики и их эффективность на различных этапах развития российской экономики

Более того, в условиях плановой и централизованной экономики в СССР преобладало ошибочное представление о неприменимости понятия инфляция и неуклонном росте покупательной способности рубля.

Основной причиной скрытой инфляции стала милитаризация экономики и структурные перекосы в национальной экономике. Основные фонды страны всегда были связаны с развитием и модернизацией добывающих отраслей, нефтегазовой, что было недопустимо, так как с точки зрения сравнительных затрат продукция добывающих отраслей не может быть перспективной ни с какой точки зрения. В целом экономическая политика административно-командной системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.

В условиях шокового перехода России к рыночной экономике произошли структурные изменения. В результате приватизации сформировался частный сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую спекулятивную игру на удорожание ценных бумаг, а также доллара США и обесценивание рубля. Было много финансовых пирамид, таких как МММ на частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном уровне.

Зарождающаяся рыночная экономика сотрясается финансовыми, банковскими и валютными кризисами в условиях экономического спада. Скрытая инфляция, которая ранее проявлялась в дефиците сырьевых товаров, стала очевидной.

С 1992 года инфляция в России превратилась в стагфляцию (сочетание экономического спада, стагнации, с инфляцией). Розничные цены выросли в 26,1 раза в 1992 году, в 9,4 раза в 1993 году, в 3,2 раза в 1994 году и в 2,3 раза в 1995 году при условии снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций.

Резкий рост импорта потребительских товаров с 1992 года, позволивший в какой-то мере приостановить и предотвратить катастрофическое падение уровня жизни в России, стал важнейшим фактором социальной стабильности. Но это также означало усиление зависимости от зарубежных стран и начало массовой долларизации экономических отношений внутри страны. Выбранный курс реформ предполагал жизнь в долг, увеличение внешнего и внутреннего долга. Естественно, следствием всего этого стало увеличение инфляции.

Объявляя о либерализации цен с 1 января 1992 года, реформаторы, естественно, предполагали ее рост. По их расчетам, цены в стране должны были вырасти не более чем в 3-4 раза. На самом деле рост цен составил 26 раз. Это был первый просчет, но не главный. Главной ошибкой было неверно истолковать природу инфляции в России и, соответственно, выбрать неверные средства борьбы с ней. Наши реформаторы приняли одну из разновидностей количественной теории денег, монетаризм.

В связи с этим с 1994 года монетаристская антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

  • Ограничение эмиссии денег Центральным банком Российской Федерации;
  • Сокращение дефицита бюджета путем секвестра государственных расходов;
  • Контроль за колебаниями курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их лимитов и использования валютных интервенций.

Но оказалось, что монетаристские методы не могли подавить неденежные факторы инфляции, скрытые в сфере воспроизводства. Поэтому снижение темпов роста цен не означало достижения реальной финансовой стабилизации, так как не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное, стагнация в экономике и инвестициях.

Это несоответствие между характером российской инфляции и методом борьбы с ней стало главной особенностью инфляционной ситуации в стране в период с 1992 по 1996 год.

Антиинфляционная политика реформистских правительств, проводившаяся с 1995 по август 1998 года, помимо безрассудного ограничения денежной массы включала в себя так называемый неинфляционный метод покрытия бюджетного дефицита. Если замораживание денежной массы и денежный голод в экономике были сомнительны с самого начала, то переход от бюджетного кредитования к выпуску государственного долга оказался вполне оправданным и не вызвал особой критики. Напротив, его приветствовали сторонники различных взглядов на проведение реформ в России.

С 1995 года эмиссия государственных ценных бумаг стала основным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В 1995-1996 годах все было относительно благополучно, но потом система, как ее называют, начала давать сбои. Главной причиной окончательного провала цивилизованного покрытия дефицита бюджета стало несоответствие и даже противоречие двух направлений финансовой политики, денежно-кредитной и бюджетной. Денежно-кредитная политика привела к падению производства и доходов, в то время как налоговая политика была основана на предполагаемом увеличении, по крайней мере, номинальных доходов. В первые три года высокой инфляции (1992-1995 гг.) Такое сочетание еще наблюдалось, но затем снижение темпов инфляции, которое было главной целью реформаторов, замедлило рост доходов, а нагрузка на бюджет осталась прежней. С другой стороны, объем производства и реальные доходы резко сократились, и для удовлетворения традиционного уровня государственных расходов потребовались дополнительные, т.е. заемные средства. Они должны были получить их на рынке государственных ценных бумаг, и в течение первых двух лет это было довольно успешно. Но затем ситуация резко ухудшилась.

Заключение

В заключение можно сделать вывод, что инфляция - это сложный многодисциплинарный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны и ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ним с целью его уменьшения требует больших усилий и материальных затрат.

Инфляция чревата рядом крайне неприятных для общества последствий. Таким образом, доходы перераспределяются в пользу монополистических предприятий, финансовых структур, теневой экономики и так далее. При этом наибольшую выгоду получают должники, в том числе и государство, которое всегда имеет возможность покрыть свои инфляционные издержки путем выпуска необеспеченных денег. Последствия инфляции включают разрушение нормальных социально-экономических отношений, в том числе отказ от товарно-денежных отношений и переход к бартеру. Опасным явлением для страны является также инфляционная психология, возникающая в это время, ситуация, когда люди, уверенные в том, что инфляция будет продолжаться, принимают соответствующие меры, запасают товары на будущее, требуют более быстрого роста заработной платы или закладывают ожидаемый уровень инфляции в цену товаров. Инфляция негативно влияет на экономический рост страны и рациональное использование ее ресурсов, так как инвестиции (капитальные вложения) в производство сокращаются, а население вкладывает деньги в недвижимость или иностранную валюту.

Отметим также ряд особенностей современной инфляции:

  • Во-первых, если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а универсальный, глобальный характер;
  • Во-вторых, инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачками. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, которые могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от конкретной фазы цикла, а также степенью государственного вмешательства в регулирование экономики;
  • В-третьих, современная инфляция носит не эпизодический, а постоянный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее время цены растут на всех стадиях производственного цикла, не снижаясь существенно даже в периоды экономического кризиса.


Проанализировав в данной работе понятие, причины инфляции и особенности инфляционных процессов в России, мы пришли к выводу, что инфляционные процессы в России имеют характерные национальные особенности, связанные со спецификой исторического развития государства. Следует отметить, что большинство негативных явлений, связанных с высокой инфляцией, вызваны неправильным набором антиинфляционных инструментов, используемых правительством в определенные периоды. Примечательно, что Арсенал в последние годы расширяется, и уже есть некоторые позитивные сдвиги. Тем не менее уровень инфляции в России остается достаточно высоким. Мировой финансовый кризис, обрушившийся на мировой рынок, не мог не отразиться на ситуации в финансовом секторе России, что повернуло наметившуюся тенденцию снижения уровня инфляции в нашей стране в обратную сторону.