Социально-демографическая ситуация в современной России

Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Бюрократия в России: история и современность
Общее и особенное в развитии современного российского общества
Современные российские социологические школы
Социология в российских университетах: история и современность


Введение:

За последние десять лет население региона сократилось на двадцать пять тысяч человек. Учитывая приток мигрантов, это вообще 56,8 тысячи. Число граждан трудоспособного возраста уменьшается. Сто жителей нашего региона сегодня имеют тридцать пять пенсионеров. Ожидаемая продолжительность жизни жителей Костромы и жителей области снизилась на 3,2%. Для мужчин это в среднем 58,8 лет, а для женщин чуть больше семидесяти одного года.

Слушая эти ужасные статистические данные, у меня возник вопрос: чего ожидает человечество в будущем, сохранится ли жизнь на земле, каковы перспективы страны и маленькой Родины, в которой мы живем? Тема демографии интересна по нескольким причинам: во-первых, сложность демографической ситуации в России очевидна для большинства населения России. СМИ, периодически поднимающие эту тему, информируют людей, ссылаясь на страшную статистику. Мы наблюдаем за «старением нации». Поэтому в своей работе я постараюсь раскрыть само понятие «демография», показать в ряде статистических исследований тенденции демографических процессов в мире и, в частности, в России, проанализировать ситуацию. Во-вторых, демографическая ситуация в рамках демографической политики тесно связана с социальной политикой государства. В главе о социальной политике я постараюсь раскрыть основные принципы и характеристики социальной политики в Российской Федерации, тем более что эта тема затрагивает интересы всего населения.

Актуальность темы. В настоящее время демографические процессы перестали быть сферой анализа только ученых, они приобрели беспрецедентную остроту, и поэтому необходимо смотреть на них не с традиционной узкопрофессиональной точки зрения, а с гораздо более широкой перспективы. Особенно важно правильно оценить возможные последствия изменений, а также предусмотреть необходимые действия государства и общества для обеспечения его дальнейшего существования и развития. В последнее время русская нация понесла значительные потери. Россия сталкивается с новым явлением для себя, когда изменения, которые ставят под сомнение продолжающееся существование нации и государства, происходят не в результате кровавой внешней и внутренней войны, а в относительно мирный период. Репродуктивное поведение русских семей по-прежнему ориентировано на рождение в основном одного ребенка. На уровень смертности населения России существенное влияние оказывают перспективы социально-экономического развития страны, поскольку уровень смертности зависит не только от возрастного состава населения, но и от состояния системы здравоохранения, уровня жизни, экология, криминологическая ситуация и др.

К сожалению, демографический кризис, охвативший Россию, переходит в стадию длительной стагнации, которая во многом определяет демографические прогнозы на следующее десятилетие.

Цель теста: изучить демографическую ситуацию в современной России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и причины демографического кризиса;
  • охарактеризовать особенности демографической ситуации в современной России.

Данные о населении

Я считаю, что эта тема не будет полностью раскрыта без разъяснения самого понятия «демография». Демография - это наука о законах воспроизводства населения в их социально-исторической обусловленности. Демография изучает законы явлений и процессов, которые в совокупности включают процесс воспроизводства населения (рождаемость, смертность, брачность), возраст и пол и брачно-семейную структуру населения, их зависимость от условий жизни, культуры, факторов окружающей среды и т. д. На этой основе демография изучает закономерности (причины) уровня и динамики демографических процессов, разрабатывает прогнозы будущих размеров и состава населения, а также меры по управлению демографическими процессами. Сегодня в демографии все чаще используются методы социологии и социальной психологии.

Перепись населения как инструмент оценки демографической ситуации

Первая оценка населения мира была сделана в 1682 году основателем классической политической экономии англичанином сэром Уильямом Петти. Он считал, что к концу 17 века. количество людей, живущих на Земле, составило 320 миллионов человек (по современным демографическим оценкам, число в то время было почти в 2 раза выше). Точные данные о населении страны дают переписи - одновременный сбор статистической информации обо всех жителях. Для обеспечения качественной переписи необходимо подготовить счетчиков, которые должны заполнять анкеты для всех граждан страны с указанием возраста, пола, количества детей в семье, образования, национальности и т. д. Один день, Результаты переписей служат основой для государственной социально-экономической политики, планирования экономического роста, доходов и расходов бюджетных статей. Переписи населения являются чрезвычайно дорогостоящим мероприятием, и поэтому они должны проводиться регулярно каждые 10 лет, как рекомендует ООН, только государства, обладающие достаточными финансовыми ресурсами. Стимулом для первых переписей было упростить налогообложение. К середине XVII в. Переписи проходили в скандинавских странах, в Австро-Венгрии, в 1790 г. в США. В 19 веке в большинстве европейских стран (в 1801 году в Британии, в 1897 году в Российской империи) и в некоторых странах Латинской Америки впервые были получены официальные данные о населении. В Азии переписи впервые проводились только после Второй мировой войны, за исключением Индии (1867-1872) и Японии (1920). Особенно остро стоит проблема учета населения в развивающихся странах, где нехватка финансовых ресурсов, плохая доступность внутренних районов и неграмотность населения не позволяют получить качественные результаты. Кроме того, при проведении переписей четко прослеживаются две противоположные тенденции: завышение численности населения из-за причин престижа и недооценка населения - в основном для уменьшения суммы налогов на душу населения на семью.

Демографическая ситуация в России

Системный кризис в российском обществе резко ухудшил демографическую ситуацию и здоровье населения.

Количество смертей заметно увеличилось из-за всех наиболее распространенных причин, приводящих к преждевременной смертности. Независимая газета (в выпуске от 2 февраля 1994 года) пишет: «Разница между ростом смертности и снижением рождаемости в Российской Федерации (и особенно в ее российских регионах) позволяет нам характеризовать Россию как страну с вырожденным населением». В 1990 году впервые после войны наблюдалось естественное сокращение населения. В 1993 году он охватывал 8 субъектов Российской Федерации, где проживает 63% россиян, тогда как в 1992 году таких субъектов было 45. Смертность населения трудоспособного возраста растет.

Превышение смертности над рождаемостью с 1992 года часто оценивается как депопуляция, то есть вымирание России, составляющее около 700 000 человек в год.

Это общая характеристика. Ниже мы остановимся на конкретных демографических показателях.

Ожидаемая продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни в современной России составляет 57 лет для мужчин и 72 года для женщин. Например, для США, Канады, Франции, Германии и других развитых стран мира этот показатель равен 73-80 годам соответственно. А для Японии - 76 и 82. Таким образом, русские мужчины сегодня живут в среднем на 16, а женщины - на 8 лет меньше, чем на Западе. Разрыв между продолжительностью жизни противоположных полов составляет 15 лет. Такого нет нигде.

The New York Times пишет, что Россия была первой промышленно развитой страной, пережившей столь резкое сокращение населения в таких условиях.

Примечательно, что разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин увеличивался с конца 19-го века, достигнув почти девяти лет в 1968-1971 годах.

Разрыв в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин обусловлен не только биологическими факторами, которые составляют четыре-пять лет такого рода различий. Оставшиеся годы разрыва обусловлены конкретными факторами.

И тем более важно выяснить причины того, что происходит в нашей стране, если «небиологический разрыв» достигнет 10 лет, что крайне страшно.

Уровень рождаемости

За последние сто лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродуктивного поведения.

Традиционный тип репродуктивного поведения исключает любое намеренное вмешательство в процесс зачатия и беременности. Социокультурные нормы, сформировавшиеся с течением времени и поддерживаемые религией и обычаями, не позволяют регулировать деторождение внутри семьи как массовое явление. Коэффициент рождаемости при традиционном типе репродуктивного поведения довольно высок.

При современном типе репродуктивного поведения внутрисемейное регулирование деторождения становится широко распространенным, превращается в неотъемлемую черту образа жизни людей и становится основным фактором, определяющим уровень рождаемости.

Изменения репродуктивного поведения русских семей являются следствием трансформации функции семьи, в том числе ее репродуктивной функции, в ходе длительного исторического, экономического и социокультурного развития России.

К концу 60-х годов XX века контроль над рождаемостью стал характерным для поведения подавляющего большинства семей в нашей стране. Его распространение сопровождалось переходом в двухдетную семью. Демографический переход в России, включая переход к новому, близкому к европейскому, типу репродуктивного поведения, в его основных чертах, завершен.

Плавный процесс перехода к малой семье был нарушен в брачных когортах, которые сформировались в 1985 - 1989 и 1990 - 1993 годах. В распределении женщин по числу ожидаемых детей произошли очень существенные изменения: доля людей, планирующих резко ограничилось ограничение их семьи одним ребенком, а доля тех, кто планирует иметь трех или более детей, резко сократилась. Резкое падение рождаемости в начале 90-х годов породило мнение, что главной причиной этого был экономический и политический кризис. Однако исследования показывают, что это снижение и снижение рождаемости в последующие годы является продолжением объективного процесса его эволюции, который продолжается уже более столетия, хотя условия жизни семьи оказывают существенное влияние.

Таким образом, очень быстро перейдя от традиционного типа рождаемости к современному, Россия в 90-х годах заняла место среди ряда стран с самым низким уровнем рождаемости.

В 1993 году уровень рождаемости снизился на 15% по сравнению с предыдущим годом и составил 9,0 рождений на тысячу человек.

Сейчас наблюдается тенденция сокращения количества детей в семье. По данным Госкомстата, большинство россиян в наши дни считают наиболее приемлемым иметь одного ребенка, тогда как ранее в семье было 3-4 ребенка. Более того, как и прежде, в сельских семьях больше детей, чем в городских.

Пока что уровень рождаемости в сельской местности значительно выше, чем в крупных городах, несмотря на то, что социально-экономическая ситуация привела к неконтролируемому процессу урбанизации во многих странах, включая Россию. Доля городского населения в некоторых странах равна: Австралии - 75%; США - 80%; Германия - 90%. Помимо крупных городов с миллионерами, городские агломерации и мегаполисы быстро растут.

В 1997 году общий коэффициент рождаемости для всего населения составил 1,23, для городского населения - 1,12, а для сельского населения - 1,59.

Снижение уровня жизни большинства семей было предопределено самой природой реформ, либерализацией цен при сохранении монополии производителей и отсутствием полноценного рынка товаров и услуг. В течение 1992-1995 годов произошел резкий спад производства, экономический кризис приобрел особую глубину. Сокращение производства, потеря экономических связей, нехватка сырья, сокращение заказов привели к реальной безработице. За период 1992 - 1996 гг. Цены на основные виды потребительских товаров и услуг выросли в 2200 раз, а по сравнению с началом 1991 г. они выросли в среднем в 6000 раз, а на мясо и молочные продукты - в 8-12 тысяч раз. и хлеб - 15 тысяч раз.

Во взглядах ученых и политиков на разработку экономических мер семейной политики видны две позиции, если не противоположные, то довольно противоречивые. Одним из них является обеспечение гарантированного минимума социальной поддержки для всех инвалидов. Сторонники другого подхода предлагают отказаться от принципа универсальности и равенства при получении поддержки от государства семьями с детьми и сосредоточить очень ограниченные ресурсы на поддержке «наиболее уязвимых социальных групп» (к ним относятся большие одинокие матери, семьи с детьми-инвалидами, и т.д.) . Такой подход называется адресной социальной помощью. С введением централизованных мер по оказанию помощи семьям с детьми в 1990 году, а затем в 1991 году ряд базовых пособий был назначен не всем, а только бедным. В 1991 году российское правительство сняло эти ограничения. Однако принцип определения нуждающихся в социальной защите путем подсчета доходов и «выравнивания» - перераспределения доходов от семей с более высокими доходами к семьям с более низкими доходами находит многих сторонников в государственных структурах. По мнению авторов, эта концепция позволяет недооценивать объем средств на содержание семьи и сдерживать рост обесценивающейся денежной массы.

В краткосрочной перспективе активный процесс снижения рождаемости продолжится как в городских, так и в сельских районах. Здесь, по всей вероятности, произойдет переход от большой к средней, а затем к небольшой семье. Согласно наблюдениям, если естественный прирост населения не изменится, то в 2050 году население России составит всего 125-130 миллионов человек (сегодня население страны составляет 143,3 миллиона человек). В этих условиях важно усилить демографическую политику таким образом, чтобы предотвратить дальнейший переход населения в маленькую семью. Возможно, что со временем ситуация изменится, и рождаемость немного увеличится, но возврат к прежним репродуктивным нормам вряд ли возможен вообще.

Смертность

По данным 1993 года, смертность в России составила 16,6 смертей на 1000 человек. Для сравнения, в США - 9,0 человек на 1000 человек.

Основными причинами смерти сегодня являются заболевания так называемого эндогенного типа, то есть связанные с нарушением жизнедеятельности важнейших систем организма человека. Таким образом, увеличение доли пожилых людей в общей численности населения приводит к увеличению общего количества смертей и, следовательно, общего уровня смертности. Эта тенденция наблюдалась в прошлом. Например, с 1939 по 1970 год доля людей в возрасте 57 лет и старше увеличилась с 6,8% до 11,8%.

Если в 1973 году 49,5% всех смертей умерли от болезней системы кровообращения, то в 1985 году - 53,4%. Этот показатель остается неизменным в 1995 году. От рака в 1995 году 17,5% умерли, 16% умерли в результате несчастных случаев.

Страшная статистика и младенческая смертность в России. Этот показатель равен сегодня 18,6 смертей на 1000 новорожденных и детей в возрасте до 1 года. Для сравнения: в США 5 новорожденных из 1000 умирают, в Канаде и Японии - 7, в наиболее развитых странах Западной Европы - с 6 до 8. В современной России младенческая смертность почти в 3 раза выше, чем в цивилизованном мире, что свидетельствует о гораздо худшем состоянии отечественной медицинской службы, а также о здоровье родителей.

Тенденции заболеваемости и смертности в ближайшем будущем будут во многом зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения, что довольно проблематично из-за эмиграции научных специалистов из России.

Внутривенно Статистика абортов

Статистика абортов всегда была запрещена. Число абортов на тысячу женщин детородного возраста в России составляет 83. На западе: Германия - 5,1; Австрия - 7,7; Франция - 13,8. Этот список можно продолжить, что не изменит сути: среди стран Западной Европы мы остаемся бесспорными лидерами по количеству абортов, и наше разделение на остальных просто поражает. Примечательно, что при перемещении по карте Европы с запада на восток количество абортов увеличивается: в Венгрии - 35,6; в Югославии - 38,6; в Болгарии - 67,2.

Есть и неофициальные данные, еще более тревожные. По их данным, к концу 1994 года только 32% от общего числа зарегистрированных беременностей закончились родами, остальные 68% - абортами. Аборт является одной из основных причин низкого уровня рождаемости и отрицательного естественного прироста населения. Такое огромное количество абортов в нашей стране связано, прежде всего, с экономической ситуацией в современной России. Вот уже десять лет наша страна переживает социально-экономический кризис, который является причиной такого демографического явления, как аборт. Большинство абортов - женщины в возрасте от 16 до 25 лет, так как этот социальный слой находится в наиболее неблагоприятном финансовом положении. Ведь одинокая молодая женщина просто не в состоянии адекватно обеспечить себя и своего ребенка. Моральное и моральное здоровье людей также влияет на процент абортов. Действительно, за последние несколько лет моральные рамки значительно расширились, и многие моральные принципы в глазах современной молодежи выглядят безнадежно устаревшими и совершенно неприемлемыми.

Самоубийства

На население России, хотя и в небольшой степени, влияет процент самоубийств.

С 1992 по 1995 год число самоубийств заметно возросло с 46125 до 61 000 соответственно. Затем с 1995 по 1996 год их количество несколько уменьшилось. Резкий рост числа самоубийств в период с 1992 по 1995 год связан с кризисом в экономике страны и спадом производства, а также с резким ухудшением социально-экономических условий в Российской Федерации. Обратите внимание, что Россия входит в первую десятку стран с самым высоким уровнем самоубийств.

Также высок процент преступных преступлений, в частности убийств, по количеству которых мы уже приближаемся к США - лидерам в этой области. Убийства во многом негативно влияют на социальное положение России.

Миграция

Миграция - это перемещение населения. Его большие объемы наблюдались в годы Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1941-1942 годах 25 миллионов человек были эвакуированы из районов, находящихся под угрозой оккупации.

В 1968-1969 гг. 13,9 млн. Человек изменили свое постоянное место жительства, причем 72% мигрантов трудоспособного возраста. В последние годы миграционные потоки из сельской местности в города были потоками населения. Так, в результате миграции из сельской местности в города с 1970 по 1983 год сельское население сократилось с 105,7 до 96 миллионов человек (или 8,9%), а доля сельского населения в общей численности населения снизилась с 44 до 35%. Эта тенденция продолжает активно сегодня. Влияние миграции на развитие населения часто неоднозначно. Рост мобильности населения является важным фактором развития общества, способствует повышению культурного и социального уровня людей. Без миграции в прошлом было бы невозможно развивать экономику страны, разрабатывать природные ресурсы Сибири, Дальнего Востока и т. д. Однако чрезмерная миграция из села ведет к возникновению дисбаланса между мужчинами и женщинами, к дефициту молодежи в селе, что затрудняет развитие сельского хозяйства, бурное развитие новых технологий. Большой отток молодежи приводит к снижению рождаемости в деревнях и старению населения. С другой стороны, прибытие больших масс молодежи из деревень в крупные города создает дополнительную нагрузку на бытовые услуги городов, усложняет решение жилищной проблемы.

Переезд людей в новые районы страны часто связан с решением других проблем. Важно, чтобы люди не только приходили в районы нового развития, но и оставались там, чтобы работать и жить долго. Действительно, пока человек накапливает опыт в новых условиях, на это уходит не менее шести месяцев. Другими словами, существует проблема «выживания» новых поселенцев. В противном случае, когда человек, проработав непродолжительное время на новом месте, уходит обратно, общество несет значительные экономические и социальные потери. В последние годы процесс еще одного типа миграции в России резко усилился - интеллектуальный или, как его еще называют, «утечка мозгов». Его масштаб во многом угрожает существованию и развитию целых областей российской науки, вызывая множество негативных социально-экономических последствий для российского общества в целом. Кроме того, такая миграция является ощутимой финансовой потерей для государства. Действительно, по приблизительным оценкам, правительство тратит около 300 000 долларов на подготовку одного квалифицированного специалиста, который в первую очередь уезжает за границу (значительные средства и, по крайней мере, должны быть возвращены в страну).

Важнейшим условием краха «утечки мозгов» было резкое повышение открытости в начале советского, а затем и российского государства, а также создание законодательной базы для прозрачности границ.

Факторами такого типа миграции были, прежде всего, глубокий социально-экономический кризис в стране и до недавнего времени снижение приоритета науки.

Причиной такого рода миграции является не потребность в научном, интеллектуальном потенциале, невозможность для конкретных ученых реализовать себя в стране научно, материально и интеллектуально, обеспечивая творческий рост.

Причины эмиграции ученых и специалистов высшей и высшей квалификации из России известны в принципе. Экономический кризис привел к резкому сокращению государственного финансирования научных исследований. До сих пор наука не нашла места среди государственных приоритетов, а переход научных учреждений на рыночные принципы функционирования осуществляется по объективным причинам с большим трудом.

Важной причиной интеллектуальной эмиграции является инфраструктурная нестабильность российской науки, которая стала тормозом развития научных исследований.

Этническая эмиграция ученых также высока - 35 тысяч человек в последние годы, что составляет около 10% всех ученых на 1995 год. Более того, 17% ученых покинули систему Российской академии наук. Однако дело не только в количественном соотношении.

Просто инициатива и талантливые люди оставили отечественную науку. В последние годы 42% этнической эмиграции уехали в Германию, 41% - в Израиль. Есть все основания полагать, что этот поток не самый большой по масштабу: в последние годы ежегодно уезжает около 100-120 тысяч человек. Конечно, есть много желающих, но страны-получатели ограничивают и растягивают свой приток во времени, делая свой выбор. Однако следует иметь в виду, что доля людей с высшим образованием среди тех, кто путешествует по этому каналу, почти в 20 раз выше, чем в целом по России. К 2000 году около 1,5 миллионов ученых и специалистов покинули страну. В последние годы процесс «бизнес-эмиграции» из России получил все большее развитие. Молодые талантливые бизнесмены, добившись высокого процветания в России, заработав значительные суммы, эмигрируют, покупают недвижимость и ведут бизнес в развитых странах. Общий годовой вывоз валюты из страны превышает 20 миллиардов долларов. Эти деньги не могут быть возвращены в Россию.

Следует отметить, что одновременно с экспортом интеллектуального потенциала в Россию импортируется значительное количество менее квалифицированных работников (по некоторым данным, их число превышает 1 миллион человек). Таким образом, Россия снижает свой интеллектуальный потенциал. Целесообразно разработать меры по защите этого потенциала. В целом можно констатировать, что проблема «утечки мозгов», сохранения национальной интеллектуальной собственности является одной из важнейших проблем, стоящих не только перед российской наукой, но и над российским обществом в целом. А будущее страны зависит от того, как оно будет решено.

Демографическая политика в России: успехи и неудачи

В 1995 году началась работа над глобальным проектом «Сексуальное образование российских школьников», который финансировался Фондом ООН по народонаселению. 22 апреля 1997 года проект был приостановлен по приказу Министерства образования. Фонд народонаселения ООН заморозил финансирование; из обещанных 750 тысяч долларов не было потрачено даже двадцатого ... Вот еще несколько тревожных цифр (по данным ООН): в 1997 году почти 240 тысяч девочек-подростков сделали аборт. Заболеваемость сифилисом увеличилась среди подростков 15-17 лет - в 70 раз, до 14 лет - в 89 раз, с 18 до 19 лет - в 56 раз. Узаконив аборты в 1955 году, советское правительство не потрудилось предложить своим гражданам какую-либо альтернативу. В СССР не было клиник планирования семьи. В 1972 году Минздрав СССР направил специальное письмо об опасности гормональных таблеток. В результате к 1990 году менее 19% женщин использовали гормональные контрацептивы и внутриматочные контрацептивы, а сегодня из 34 миллионов россиян фертильного возраста 5 миллионов бесплодны, в основном из-за последствий аборта. Чтобы изменить что-то к лучшему в России, в 1991 году появилась Российская ассоциация планирования семьи.

Она начала РАПС с обучения врачей современной гормональной контрацепции, а к середине 90-х РАПС приняла участие в разработке проекта закона «О репродуктивных правах граждан» и в реализации федеральной программы «Планирование семьи». Первой, по сути, должна была стать конституция в области репродуктивного здоровья: впервые в истории России были законодательно закреплены права на деторождение, планирование семьи, использование контрацепции и информация обо всех ее методах. Документ революционный для нашей страны: впервые прозвучало понятие «репродуктивные права», которое сейчас применяется во всем мире. Тем не менее, этот документ находился под одеждой в Государственной Думе в течение пяти лет, и у него нет никаких шансов для принятия. Федеральная программа «Планирование семьи» оказалась более удачной: с 1994 года она стала отдельной строкой в ​​бюджете. В соответствии с названием был сделан акцент на создании сети центров планирования семьи по всей стране, где взрослые и подростки могли бы проходить анонимные и бесплатные медицинские осмотры, разговаривать с психологом, получать всю информацию о противозачаточных средствах и, самое главное, Противозачаточные средства сами. Многодетные и малообеспеченные семьи с низким доходом бесплатно получали самые современные гормональные таблетки, разумеется, только по запросу и после консультации с врачом. Результаты оказались поразительными: за 4 года работы программы количество абортов в России сократилось почти на 30% - как у взрослых, так и у подростков. Ведущие медицинские специалисты признали планирование семьи одной из самых эффективных программ здравоохранения за десятилетие. А 2 февраля 1998 года в Государственной Думе «Планирование семьи» было исключено из бюджета абсолютным большинством голосов. Некоторое время центры планирования семьи работали над старыми акциями и втайне надеялись, что депутаты передумают и вернут программу на следующий год. Затем разразился кризис, и программа так и не была возвращена. Как видно из приведенных данных, демографическая ситуация в России крайне неблагоприятная. Учитывая текущее состояние экономики, неубедительную демографическую политику государства, мы можем сделать вывод, что неблагоприятные тенденции в демографической сфере сохраняются.

Прогнозирование населения

Демографические прогнозы являются важным элементом комплексного долгосрочного социально-экономического планирования. Практически очень трудно найти какую-либо область экономики и социальной жизни, где данные демографических прогнозов используются для долгосрочного планирования.

Демографические прогнозы, как говорится, активны. Они позволяют не только ограничивать определение будущих характеристик населения. Сравнение значений и параметров демографических процессов, полученных в результате проспективных оценок, например, численности и возрастного состава населения в конкретном регионе, которые являются желательными с социально-экономической точки зрения для общества в будущем Можно определить степень несоответствия между желаемыми и возможными характеристиками демографических процессов. Если такие различия велики, тогда общество может принять меры для устранения или уменьшения возможного дисбаланса в этих процессах. Следовательно, демографические прогнозы являются важным элементом управления общественными процессами. Они позволяют, исходя из знаний о перспективах его развития, целенаправленно влиять на развитие социально-экономических явлений, корректировать их в нужном для страны направлении.

История демографического прогнозирования

История развития демографического прогнозирования во многом определялась требованиями практики, потребностями правительств, различных государственных органов в демографических данных, пониманием роли демографического фактора в развитии общества и состоянием научных исследований в область экономики, статистики и математики.

Первоначальные попытки определить «демографическое будущее» чаще всего сводились к определению будущей численности населения в условиях, когда темпы изменения численности населения и его возрастная и гендерная структура в среднем за длительный период практически не изменились. Напомним, что в большинстве стран Западной Европы, в любом случае, до начала 19-го века были характерны высокая рождаемость и смертность, а также относительно стабильная возрастная и гендерная структура населения.

Демографические прогнозы рассчитываются во многих странах мира. Они систематически публикуются ООН (1).

Основной причиной такого ускорения темпов роста населения Земли стало явление, получившее более образное, чем точное название, «демографический взрыв». Суть его заключается в быстром увеличении в исторически короткий период темпов роста населения стран, освобожденных от колониальной зависимости в 50–60-е годы нашего столетия. Это увеличение прироста населения было связано с быстрым снижением смертности при сохранении высокого уровня рождаемости.

Поскольку такой ускоряющийся рост населения создает дополнительные трудности в развитии экономики нескольких стран и повышает уровень жизни, многочисленные решения социально-экономических проблем в развивающихся странах появились только «демографическим образом», то есть снижение рождаемости. Но это не относится к России, поскольку в нашей стране наблюдается отрицательный естественный прирост населения, и поэтому демографическая политика в нашей стране должна проводиться таким образом, чтобы повысить рождаемость и снизить темпы роста смертности.

Нормативное регулирование демографических процессов
Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства со стороны законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья и снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых недавно и направленных на улучшение финансового положения женщин во время беременности и после родов, а также на защиту интересов семей и детей, направлены на повышение воспроизводства населения.

Так, например, в федеральные законы, принятые в 1996-1999 гг., Были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О государственных пособиях для граждан с детьми», который предусматривает увеличение размера ежемесячного пособия на детей одиноких матерей; введение в начале учебного года дополнительного пособия для детей, живущих в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам детей ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Важным шагом на пути улучшения положения детей-школьников стало принятие Федерального закона «О компенсационных выплатах за питание учащихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования».

В целях расширения возможностей для лечения и отдыха детей были приняты два федеральных закона: «О льготах междугородного транспорта для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» и «О льготах междугородного транспорта для определенных категорий учащихся в штате и муниципальные образовательные учреждения.

Ряд законов, направленных на оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, направлены на решение наиболее важной проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с безудержной бедностью в стране, усугубляющей демографический кризис.

Так, Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовые основы определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и реализации мер по социальной защите населения России. Федерация.

В целях реализации закона «Об уровне прожиточного минимума в Российской Федерации» были приняты два федеральных закона. Первый из них - «О государственной социальной помощи» - определяет порядок предоставления государственной социальной помощи малообеспеченным группам населения. Второй - «О потребительской корзине в целом в Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета стоимости жизни в 2000 году».

Федеральные законы «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также направлены на улучшение важнейших демографических показателей - общественного здравоохранения, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Проекты федеральных законов «О здравоохранении в Российской Федерации», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О профилактике распространения туберкулеза в Российской Федерации» находятся на рассмотрении в Государственной Думе. Помимо нормативных правовых актов органов законодательной власти Российской Федерации, существует ряд федеральных целевых программ, направленных на улучшение демографической ситуации. В частности, следует упомянуть федеральные программы «Дети России», «Безопасное материнство» и План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 годы. Только в 1999 году Правительство Российской Федерации приняло два постановления, направленных на улучшение медицинского обслуживания населения и обеспечение лекарственными средствами: «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» (март) и «О программе государственных гарантий предоставления лекарств». граждане Российской Федерации с бесплатной медицинской помощью »(октябрь).

В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры по улучшению демографической ситуации. В Московской области, например, утверждена государственная программа «Дети Московской области», утвержденная решением Мособлдумы. В Ханты-Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, согласно которому все дети, родившиеся после 2000 года, получат сберегательную книжку с довольно внушительной суммой к совершеннолетию. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет накапливаться часть выручки от продажи нефти. В городе Смоленске в соответствии с решением городского совета с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные пакеты с продуктами питания.

В 2000 - 2003 годах по инициативе депутатов-членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи были разработаны, приняты и вступили в силу следующие законы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации № 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона« О государственных пособиях гражданам с детьми ». В документе говорится о предоставлении права на ежемесячное пособие на ребенка гражданам, средний доход на душу населения которых не превышает прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации. Принят Государственной Думой 23 июня 2000 года, подписан Президентом Российской Федерации 10 июля 2000 года.
  2. Федеральный закон Российской Федерации № 103-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона« Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ». В документе уточняется правовой статус годового отчета о гарантиях прав детей. Отчет предназначен для предоставления государственным органам объективной статистики о положении детей. Принят Государственной Думой 28 июня 2000 года, подписан Президентом Российской Федерации 20 июля 2000 года.
  3. Федеральный закон № 1-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона« Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ». Документ разработан с целью устранения законодательного коллизии между Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Принят Государственной Думой 20 декабря 2000 года, подписан Президентом Российской Федерации 13 января 2001 года.
  4. Федеральный закон № 44-ФЗ «О Государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей». Документ устанавливает порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью государственной регистрации детей, оставшихся без попечения родителей, и облегчения перевода таких детей в приемные семьи. Принят Государственной Думой 15 марта 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 16 апреля 2001 года.
  5. Федеральный закон № 66-ФЗ «О внесении изменений в часть первую статьи 16 Федерального закона« О государственных пособиях гражданам с детьми ». В документе представлены права на ежемесячное пособие на детей гражданам, средний доход на душу населения которых не превышает 100 процентов прожиточного минимума в субъекте Федерации, а также исключает обязательство ежегодного законодательного регулирования соотношения среднего доход на душу населения в семье с учетом прожиточного минимума для получения ежемесячного пособия на ребенка. Принят Государственной Думой 26 апреля 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 мая 2001 года.
  6. Федеральный закон № 67-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 4 Федерального закона« О государственных льготах для граждан с детьми ». Документ меняет механизм финансирования ежемесячных пособий гражданам с детьми и закрепляет его законодательно. Принят Государственной Думой 26 апреля 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 30 мая 2001 года.
  7. Федеральный закон № 181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон« О государственных льготах для граждан с детьми ». Законопроект вводит поправки для увеличения размера пособий в связи с материнством. Четыре вида пособий, связанных с беременностью, родами и воспитанием новорожденных, подлежат увеличению. В три раза предлагается увеличить единовременное пособие по декретному отпуску, в 2,5 раза - ежемесячные выплаты. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, подписан Президентом Российской Федерации 28 декабря 2001 года.
  8. Федеральный закон № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 6 Федерального закона« О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ». Документ вносит изменения в вопрос материального обеспечения выпускников образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принят Государственной Думой 13 марта 2002 года, Подписан Президентом Российской Федерации 8 апреля 2002 года.
  9. Федеральный закон № 44-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон« Об актах гражданского состояния ». В документе уточняются правила, регулирующие порядок государственной регистрации актов гражданского состояния, порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния, актов книг. В отличие от действующей нормы, которая требует, чтобы место рождения ребенка было зарегистрировано в географическом месте, где находилась больница, счет предоставляет родителям право указывать свое место жительства в качестве места рождения ребенка. Принят Государственной Думой 17 апреля 2002 года, подписан Президентом Российской Федерации 29 апреля 2002 года.
  10. Федеральный закон Российской Федерации № 46-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 12 Федерального закона« Об актах гражданского состояния ». Документ расширяет перечень органов, которым предоставляется информация о государственной регистрации актов гражданского состояния. Принят Государственной Думой 2 апреля 2003 года, подписан Президентом Российской Федерации 22 апреля 2003 года.
  11. Федеральный закон Российской Федерации № 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации« Об основах системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних »и другие законодательные акты Российской Федерации. «. Документ направлен на гуманизацию прав несовершеннолетних в учреждениях системы предотвращения детской безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. Принят Государственной Думой 18 июня 2003 года, подписан Президентом Российской Федерации 7 июля 2003 года.
  12. Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 79 Федерального закона« Об актах гражданского состояния ». Законопроект уточняет некоторые положения, касающиеся полномочий органов, регистрирующих акты гражданского состояния. Принят Государственной Думой 18 июня 2003 года, подписан Президентом Российской Федерации 7 июля 2003 года.

Подводя общие итоги, следует отметить, что эти и другие меры, несмотря на их определенное положительное влияние, не могут коренным образом изменить демографическую ситуацию в стране, что требует ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мер со стороны законодательной и исполнительной власти, как на федеральном уровне. так на региональном уровне.

Очевидно, что основой для улучшения воспроизводства населения может стать обеспечение достойного уровня и качества жизни. Также нет сомнений в том, что возникшая демографическая ситуация требует немедленного вмешательства как государства, так и всех гражданских институтов российского общества.

Вывод:

Итак, в своей работе я показал и раскрыл демографические процессы, происходящие на территории Российской Федерации. Исходя из приведенных официальных данных, можно сделать вывод, что ситуация крайне неблагоприятная, и подтвердить прогноз «старения нации». Также, согласно приведенным документам и статистике, я пришел к выводу, что крайне неэффективна демографическая политика.

Было проведено достаточно исследований, чтобы с уверенностью определить основные причины демографического кризиса.

Прежде всего, это катастрофическое и постоянно продолжающееся снижение рождаемости, вызванное долгосрочными культурными факторами. Это означает, что снижение рождаемости будет продолжаться в будущем, и ничто, кроме искусственного вмешательства, не сможет остановить его. Ситуация с рождаемостью аналогична в других странах.

Еще одним критическим фактором, влияющим на демографическую ситуацию в России, является смертность. Основной причиной высокой смертности является плохое духовное, психологическое состояние общества, вызванное общим кризисом в нашей стране. Смертность, в отличие от рождаемости, должна уменьшиться в ближайшем будущем и будет снижаться параллельно с улучшением экономических и других показателей в нашей стране.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что смертность играет значительно меньшую роль в демографическом кризисе, чем рождаемость. Поэтому главной задачей ученых всего мира сегодня является разработка эффективных мер по повышению рождаемости. Разработка мер по увеличению рождаемости является сложной, но первостепенной задачей для всех социальных и экономических наук.

Будет чрезвычайно важно отметить, что огромные маленькие семьи и снижение рождаемости наблюдаются во всем мире, и их причины одинаковы во всем мире.

Хотя общество является саморегулирующейся системой, очевидно, что механизм саморегуляции по какой-то причине практически не работает в отношении населения, не защищая ни от перенаселения, ни от вымирания. Поэтому только искуственные меры могут спасти Россию и весь мир от депопуляции. Но, хотя меры по борьбе с перенаселением довольно просты и уже давно используются в разных странах, ситуация с мерами по борьбе с вымиранием населения совершенно противоположна. Нет способов повысить рождаемость не только в нашей стране, но и за рубежом.

Помимо плавного сокращения населения, в России ожидаются два демографических удара. В период с 1990 по 1993 год рождаемость снизилась вдвое. Так, в 2000 году число первоклассников сократилось вдвое. И спустя десять или тринадцать лет мы обнаруживаем, что в армию некому присоединиться, а приток предприятий уменьшился. Это первый демографический хит. А в 2013 году будет создано вдвое меньше семей. Это означает, что в 2033 году нас ожидает новый сокрушительный демографический удар, от которого они не уклонятся, если они не будут заниматься этой проблемой сегодня.

Во второй главе этой работы я указал на некоторые федеральные законы Российской Федерации, которые направлены на регулирование демографических процессов. Мне кажется, что Правительству Российской Федерации вместе с Федеральным Собранием Российской Федерации и субъектами Российской Федерации необходимо разработать национальную комплексную программу по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть меры, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, формирование в обществе идеологии и практики спасительного поведения, здоровой и долгой жизни, всестороннее укрепление института семьи и другие меры, способствующие радикальному улучшение демографической ситуации в России.

В третьей главе представлены прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России на основе характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографического фона более ранних лет. Прогноз основан на предположении, что произошедшие в России изменения репродуктивного поведения населения необратимы, в результате чего модель семьи с одним, реже двумя детьми распространяется, что характерно для самые развитые европейские страны сегодня.