Социальная защита и социальное обеспечение. Общие положения

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 24.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Прикладная информатика в экономике в программе arena
Взаимосвязь инфляции и безработицы. Экономическая политика государства в условиях безработицы
Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы становления в России
Французская школа геоэкономики, авторы, отличительные особенности концепций


Введение:

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область переплетения жизненно важных интересов граждан, имущественных и распределительных отношений, правовых методов и методов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, нравственные основы общества. Цель социального обеспечения заключается, прежде всего, в том, что это особая форма удовлетворения потребностей в средствах к существованию пожилых людей и инвалидов.

В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране, с появлением экономической нестабильности, инфляции, обнищания населения, возросшего расслоения общества, увеличения числа безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без определенного места жительства, проблемы социальной защиты граждан стало очень острым. Это невозможно решить в рамках одной отрасли - закона о социальном обеспечении, поскольку она распространяется одновременно на несколько отраслей права.

Трудовое право - это проблема безработицы, занятости и занятости различных слоев населения, стабильности трудовых отношений, повышения социальных гарантий в сфере оплаты труда (определенный уровень заработной платы, в том числе установление минимальной заработной платы, гарантии соблюдения с принципами оплаты труда, оплаты региональных коэффициентов, оплаты труда при выполнении работ, отклоненных от тарифа и т. д.); проблемы воспроизводства рабочей силы, в том числе вопросы рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, гарантии работникам при рассмотрении трудовых споров (индивидуальных и коллективных). социальная защита инвалидов

Гражданское право - государственная поддержка, защита и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и др.

Жилищное право - вопросы, связанные с предоставлением жилья, улучшением жилищных условий.

Семейное право - это вопрос государственной поддержки института распада и семьи, установления законом прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т. д.

Экологическое право - это проблема, связанная с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизни членов общества и т. д.

В то же время основные вопросы социальной защиты граждан связаны с законом о социальном обеспечении. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов. Исходя из вышеизложенного, совершенно очевидно, что понятие «социальная защита» гораздо шире, чем понятие «социальное обеспечение», поскольку последнее входит в категорию первых.

Актуальность этой работы фактически определяется существующей в нашей стране проблемой невнимания государства к обществу.

Объект этой темы - социальная политика и социальная защита.

Предметом является система взаимодействия социальной политики и социальной защиты.

Целью данного исследования является изучение концепций социальной защиты и социального обеспечения, чтобы определить их взаимосвязь.

В соответствии с целью работы были сформулированы следующие задачи для формулирования концепции социального обеспечения и социальной защиты; а также рассмотреть систему законодательства о социальном обеспечении.

Теоретической основой исследования являются труды советских и российских ученых, среди которых труды М.Ю. Барщевский, К.Н. Гусова К.В. Добромыслова, Р.И. Иванова, С.И. Кобзева, В.А. Тарасова Е.Г. Тучкова и другие авторы.

Курсовая работа состоит из двух основных разделов.

Первый раздел состоит из двух разделов, в которых раскрываются сущность и основные направления социальной политики государства.

Второй раздел состоит из трех параграфов, в которых раскрывается сущность социальной защиты и ее связь с социальной политикой государства.

Целью данной работы является рассмотрение социальной политики и социальной защиты в их отношениях.

Задачи:

  1. Изучить сущность социальной политики, основные направления;
  2. Рассмотреть функции социальной политики;
  3. Раскрыть сущность социальной защиты населения;
  4. Рассмотреть принципы и функции социальной защиты населения;
  5. Определите взаимосвязь между социальной политикой и социальной защитой.

Социальная политика государства - основа социального обеспечения

Сущность государственной социальной политики

Социальная политика государства может быть представлена ​​как форма осознанного воздействия на социальную сферу жизни людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет нам рассматривать его как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. Ввиду специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также оказывает определенное влияние. Поняв эту особенность социальной сферы, мы также сможем понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием, как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективную и субъективную составляющие. Необходимо ссылаться на объективные условия жизни индивидов, а на субъективные - потребности индивидов.

В то же время социальная сфера жизни людей представлена ​​как связь между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика влияет на условия жизни людей. Пределы этого влияния заключаются в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых чувство потребности не воспроизводится у отдельных лиц. Чтобы социальная сфера стала объектом государственного управления, необходим уровень ее развития, который потребует вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится эффективным, является такой уровень развития потребностей людей, который не может быть удовлетворен с помощью их собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, но удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости вмешательства государства в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политическую природу феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, поскольку уровень развития человеческих потребностей в рабовладельческом обществе и феодальном обществе таков, что даже примитивные средства производства позволяли они должны быть удовлетворены за счет собственного труда. Возникает развитая человеческая потребность с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам этого производства, основанным на разделении труда.

В рамках социально-экономической школы анализа социальной политики отмечается, что чем больше представителей наемного труда в социальной структуре общества, тем выше разделение труда, чем больше доля взносов, вносимых государством в социальные нужды населения страны ... Если экономической основой общественно-политической деятельности государства является индустриальный способ производства и разделения труда, то социальная основа Это объединение представителей наемного труда, интересы которого, как и интересы предпринимателей, опираются на это производство. Из-за ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности отдельных лиц возникает противоречие между производством и потреблением, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и противоречивый характер отношений между людьми в результате ограниченного производства порождает такие группы людей, которые могут воспроизводиться с помощью последних из общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые из-за детства, болезни, старости или отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своих семей. Эти группы людей существовали во все времена, но потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты от государства и выполнялись в основном на местном уровне. Социальная защита как законная деятельность государства приобретает универсальный характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает приобретать социальный характер.

Этот социальный характер производства и человека определяет общественно-политическую активность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Чтобы государство могло управлять социальной сферой в рамках своей общественно-политической деятельности, оно сводит социальную сферу в разряд политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений в социальной сфере жизни общества такие отношения, которые начинают носить универсальный характер и поэтому должны быть защищены политически. Обязанность государства защищать своих граждан вытекает из социальной сущности самого государства, которое заключается в установлении политически определенных социальных связей между людьми. То есть социальная защита - это особая политическая форма вовлечения отдельных лиц в общественную жизнь с целью устранения экономических препятствий, которые не позволяют преодолеть их без посторонней помощи. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, свою защиту этой социальной зоны всеми доступными ему способами и методами. В то же время социальная сфера предстает перед нами в виде социальных прав и социальных гарантий, предоставляемых экономическими возможностями. Социальные права граждан - это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны. Социальные права - это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые человек вступает свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предпосылок со стороны кого-либо. Социальные права являются особой формой регулирования отношений в обществе государством и особой институциональной формой разрешения социальных конфликтов.

Социальные гарантии - это социальные права, которые являются обязательными для государства, то есть такие отношения, которые не могут потерпеть неудачу. Социальные гарантии декларируются социальными правами, обеспеченными существующими государственными ресурсами. Социальные гарантии - это социальные права в действии, реализованные социальные права. Поэтому, например, Г. Ламперт включает социальные гарантии и права в понятие собственности, которое как бы изначально наделено представителями наемного труда.

В этом отношении социальные гарантии можно рассматривать так же, как и возможное право граждан распоряжаться ресурсами, находящимися в распоряжении государства. Поэтому для государства в его общественно-политической деятельности важной задачей является определение круга лиц, которые имеют право на часть доходов государства и тем самым на некоторые льготы. Социальная выгода - это отношение в обществе, при котором отдельное лицо или группа лиц наделены продуктом из государственных средств в связи с его или их потребностями. Принцип необходимости является основой для получения гражданами социальных пособий.

Потребность - это временное или постоянное недопотребление продуктов питания, товаров длительного пользования и услуг, которые широко распространены в обществе. Однако недопотребление не станет нуждой, пока недопотребление не приобретет значительный характер для государства. Недостаточное потребление, которое является значимым для государства, называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченной связи с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а его установление зависит от определения верхних и нижних пределов потребности. Разные государства формулируют эти пределы по-разному, в зависимости от конкретной экономической ситуации и общей политики, проводимой правительством. Поэтому в разных странах верхний и нижний пределы потребности различны, но они не могут быть ниже максимально допустимых физиологических стандартов и выше, чем средний доход, принятый в обществе.

Основой потребности являются необходимые потребности личности, удовлетворение которых невозможно без помощи другого лица или государства. Потребность - это состояние индивида, возникающее из-за неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности и, следовательно, быть ограниченным для вступления в отношения, значимые для общества в целом. Эта неспособность возникает из-за ряда биологических, экономических, политических и социальных ограничений. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, которые не позволяют человеку работать либо в связи с ранним возрастом и старостью, либо из-за инвалидности и болезни, и поэтому вступают в отношения универсального характера.

Экономические ограничения подразделяются на материальные и моральные ограничения. Первая из них включает уровень развития производительных сил, вторая - установленные экономические отношения или элементы этих отношений. Последние связаны с принципами, на которых строятся не только отношения, но и посредством которых они также укрепляются. Установленный принцип, согласно которому удовлетворение потребностей общества осуществляется путем обмена ценностями, накладывает свой отпечаток на человека, на его нужды. В этом процессе государство играет важную роль, что укрепляет принцип обмена, делает его доминирующим и тем самым выступает в качестве политической причины возникновения потребности среди людей. Государство является одной из политических причин возникновения нужды, носителями которого являются люди, которые имеют способность работать, но не могут реализовать ее из-за острой конкуренции, которая является продуктом отношений обмена ценностями. Другой политической причиной необходимости является деятельность ассоциаций политического и профессионального характера, которые выражают интересы тех, кто в ней нуждается, и тех, кто может стать таковым из-за непредсказуемости обменных отношений. Эта причина, без учета прямого сговора правительства с профсоюзной и партийной бюрократией или предвзятости этих отношений, способствует расширению сферы потребностей людей. И последняя причина, которая влияет на пределы потребностей, является социальной. Он состоит из существующей системы социальной защиты, а также социальной силы (социальная сила - объединяющая способность индивидов за счет разделения труда) наемного труда, которая является наиболее значимой в совокупности представленных причин. 

Суть социальной политики государства состоит в том, чтобы поддерживать отношения как между социальными группами, так и внутри них, обеспечивать условия для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создавать социальные гарантии в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Следует отметить, что социальная политика государства, которая является неотъемлемой частью мер, принимаемых государством для регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общей экономической ситуацией в стране.

Однако социальную политику нельзя рассматривать как исключительно экономическую проблему. Экономическая наука, как предмет своих исследований в области социальной политики, ориентирована на экономические механизмы ее реализации. В рыночной экономике это, прежде всего, механизмы получения дохода и сохранения занятости населения.

Итак, говоря о социальной политике государства, мы имеем в виду, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле этого слова. В широком смысле социальная политика является одним из направлений макроэкономического регулирования, призванным обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

Финансирование социального обеспечения

Новая система финансирования государственной системы социального обеспечения сейчас практически сформирована. Средства для выплаты пенсий по старости, пособий по социальному страхованию и медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию сосредоточены в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Предоставление государственной социальной помощи, социальных услуг, предоставление пособий осуществляется за счет бюджетов разных уровней. 

Внебюджетные фонды - это независимые финансово-кредитные учреждения. Средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований и не подлежат изъятию.

Средства формируются за счет: страховых взносов работодателей; отчисления из государственного бюджета; инвестиционный доход; добровольные взносы юридических и физических лиц; прочие доходы. Работники платят взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, вносят взносы в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.

Ставки страховых премий устанавливаются федеральными законами ежегодно. Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. № 197-ФЗ утверждены следующие ставки страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: - для организаций-работодателей, для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов и граждан ( физические лица) нанимать по трудовому договору или выплачивать вознаграждение по гражданским договорам на выполнение работ и оказание услуг, а также по договорам об авторском праве в размере 28% выплат, начисленных по всем основаниям, в денежной форме и (или) в вид, независимо от источников финансирования; - для организаций-работодателей, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, в размере 20,6% от платежей, начисленных по всем признакам в денежной и (или) натуральной форме, независимо от источников финансирования; - для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой - 20,6% дохода, полученного от их деятельности, за вычетом расходов на его получение; - для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20,6% дохода, определяемого исходя из стоимости патента; - для клановых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занятых в традиционных отраслях, и крестьянских (фермерских) хозяйств - 20,6% платежей, начисляемых по всем признакам в денежной и (или) натуральной форме, независимо от источников финансирования ; - для адвокатов - 20,6% платежей, начисленных в пользу адвокатов; - для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам за выполнение работ или оказание услуг, а также по договорам об авторском праве, - 1% платежей, начисленных в пользу этих лиц по всем основаниям, независимо от источников финансирования.

Помимо основного тарифа в 28%, Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ ввел для организаций-работодателей, использующих труд членов летного экипажа воздушных судов гражданской авиации, дополнительный тариф в размере 14% от начисленных взносов. пользу по всем признакам, независимо от источников финансирования. Страховые взносы по дополнительной ставке считаются уплаченными в Пенсионный фонд Российской Федерации только в том случае, если страховые взносы по дополнительной ставке уплачены в полном объеме. Средства, полученные ПФР по дополнительной ставке, будут использованы для увеличения максимальной продолжительности пенсии за выслугу летного экипажа гражданской авиации.

Организации любых организационно-правовых форм в части платежей, начисляемых в пользу инвалидов I, II и III групп, общероссийских организаций инвалидов, индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов в частной практике и других инвалидов.

Перечень платежей, по которым не взимаются обязательные страховые взносы, утверждается для каждого фонда постановлением Правительства Российской Федерации.

Помимо самих средств налоговые органы также осуществляют контроль за правильным переводом средств на социальное страхование.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) производит:

  • адресный сбор и накопление страховых премий;
  • финансирование расходов на все виды пенсий и некоторые другие выплаты;
  • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, размера государственных пенсий по инвалидности в связи с производственными травмами, профессиональными заболеваниями или в случае потери кормильца;
  • капитализация средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • организация государственного банка данных для всех категорий плательщиков страховых взносов и некоторые другие функции. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе выезжающих за пределы Российской Федерации на постоянное жительство, и других видов деятельности, связанных с деятельностью фонда.

Государственный фонд занятости Российской Федерации (ГФЗ) представляет собой совокупность федеральной части Фонда занятости и фондов занятости, сформированных в субъектах Федерации.

Фонды занятости Российской Федерации и ее субъектов формируются за счет: отчислений из фондов занятости, сформированных в городах и районах (с учетом перевода части средств в федеральную часть Фонда занятости), в части обязательные страховые взносы работодателей; ассигнования из соответствующих бюджетов; инвестиционный доход; добровольные взносы и прочие поступления.

Источниками финансовых ресурсов для системы здравоохранения в Российской Федерации являются: средства из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации; страховые взносы на обязательное медицинское страхование; личные средства граждан; благотворительные взносы и разные доходы.

Средства государственной и муниципальной систем здравоохранения используются:

  • для осуществления мероприятий по разработке и реализации целевых программ, утвержденных Правительством Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • обеспечение профессиональной подготовки персонала;
  • проведение научных исследований;
  • развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
  • субсидирование конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию;
  • оплата особо дорогих видов медицинских услуг; финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
  • оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в районах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральные и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС).

При финансировании платежей по государственному социальному страхованию применяется принцип солидарности поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики. Солидарность поколений заключается в том, что все платежи осуществляются за счет текущих денежных поступлений от взносов экономически активного населения.

Солидарность субъектов Российской Федерации проявляется в перераспределении средств на федеральном уровне и субсидировании территориальных и местных страховых фондов. Это связано с различиями в экономическом развитии и демографической ситуации в субъектах Российской Федерации. В настоящее время из 89 субъектов Российской Федерации около 70 получают субсидии. 

Солидарность отраслей экономики выражается в межотраслевом перераспределении средств, что необходимо с учетом условий и размеров заработной платы.

Однако целесообразность дальнейшего использования этого принципа в качестве основы для финансирования пенсий по старости недавно подверглась критике. По запросу Министерства экономики России группа экспертов подготовила альтернативную концепцию пенсионной реформы, основанную на принципах накопительного финансирования. По мнению разработчиков этой концепции, основной причиной нынешнего кризиса пенсионной системы является не сокращение производства, а уменьшение численности занятых, уменьшение доли заработной платы в структуре валового внутреннего продукта, но в механизме распределения солидарности финансирования. Они утверждают, что дефицит средств ПФР не может быть покрыт по двум основным причинам. Первый связан с демографической ситуацией, соотношением экономически активного населения и пенсионеров. Сегодня в России на одного пенсионера приходится 1,7 работника, при этом для нормальной работы системы, как минимум, соотношение составляет 1: 3. Второе - это чрезмерное количество пособий, которые позволяют получать пенсию с уменьшением нормы Пенсионный возраст.

Для повышения финансовой устойчивости предлагается, начиная с 2000 года, ввести накопительные элементы в систему обязательного пенсионного страхования. По мнению авторов альтернативной концепции, в будущем трудовая пенсия по старости будет формироваться примерно в равных пропорциях из распределительных и накопительных источников.

Предусматривается постепенное увеличение к 2009 году страховой премии наемных работников, отчисляемой на накопительную часть пенсии, до 7-9%.

Для отраслей с вредными условиями труда, специальных природно-климатических зон будут установлены повышенные ставки пенсионных отчислений.

Однако прогнозируемые результаты перехода к накопительному принципу финансирования пенсий по старости выглядят слишком оптимистично. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца по самой своей природе не могут финансироваться путем накопления средств на индивидуальных пенсионных счетах.

Механизм накопления не используется для финансирования государственных пенсий по старости ни в одной из социально ориентированных экономик мира (он используется только в ряде стран Азии и Африки, а также в Чили, Аргентине, Колумбии и Перу). При сходных демографических процессах (увеличение доли пенсионеров в общей численности населения) пенсионные системы экономически развитых стран продолжают функционировать довольно успешно.

Острота проблемы финансирования свидетельствует о необходимости теоретической разработки такой модели пенсионного страхования, которая соответствовала бы уникальным социально-экономическим и политическим условиям России. Адаптация отечественной пенсионной системы к рыночным отношениям не должна сводиться только к переходу на накопительный принцип финансирования как единственно возможный вариант. Радикальные изменения в период общей экономической нестабильности в России вряд ли приведут к желаемым результатам. Кроме того, с научной точки зрения оба метода накопления и распределения средств эквивалентны.

Более перспективными являются предложения тех экономистов, которые считают, что необходимо лишь изменить характер перераспределения внутри системы солидарности, в частности, чтобы более точно определить долю материальной ответственности работников, работодателей и государства за потерю заработка. или трудовые доходы в связи с достижением пенсионного возраста.

Как отмечалось, внебюджетные фонды социального страхования не являются единственным источником финансирования социального обеспечения. В частности, расходы по реализации прав и льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах», покрываются из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения этих расходов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Когда местные органы власти устанавливают дополнительные меры социальной защиты, источником финансирования являются средства из местных бюджетов.

Общие положения о социальном обеспечении и социальной защите

Понятие и направления социальной защиты

В последнее время такой термин, как социальная защита населения, становится все более популярным как на международном уровне, так и внутри страны.

«Социальная защита - это комплекс дополнительных мер по оказанию материальной помощи наименее защищенным группам населения (пожилым людям, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, студентам, людям без средств к существованию), а также по предотвращению коллапса системы социальной защиты, для поддержания уровня социальных услуг. Этот комплекс мер осуществляется как за счет государственного и местных бюджетов, так и за счет специально созданных средств для социальной поддержки населения. «Эта« ведомственная »концепция социальной защиты не содержит каких-либо существенных признаков, которые позволили бы сравнивать или отличать социальную защиту населения от его социальной защиты.

Социальная защита населения понимается как более универсальная, чем социальная защита, система поддержки населения, ориентированная не только на классические социальные риски (старость, инвалидность, потеря кормильца, временная нетрудоспособность и т. д.), но и О рисках, вносимых в жизнь общества особенностью переходного периода, что связано с формированием в стране иной экономической системы. Наряду с узко-ведомственной концепцией социальная защита в теории права социального обеспечения рассматривается в более широком аспекте. Таким образом, В. Ш. Шайхатдинов считает, что это включает в себя деятельность государства и органов местного самоуправления, общественных организаций, предприятий по созданию благоприятной среды для людей, защите материнства и детства, помощи семье, защите здоровья граждан, профессиональной подготовке граждан, обеспечению занятости населения. народонаселение, охрана труда, регулирование заработной платы и доходов населения, обеспечение граждан жильем, регулирование имущественных прав граждан, материальные услуги и обеспечение инвалидов и других граждан, нуждающихся в социальной поддержке. Социальная защита - это практическая деятельность по реализации основных направлений социальной политики.

Некоторые авторы понимают социальную защиту как всю деятельность государства по обеспечению процесса формирования и развития полноценной личности, выявлению и нейтрализации негативных факторов, влияющих на личность, созданию условий для самоопределения и одобрения в жизни, или как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни.

Специальные работы обосновывают социальную защиту как одну из важнейших функций государства. В то же время социальная защита делится на общую и специальную. Под общим понимается деятельность по обеспечению основных социальных и других прав граждан, а под специальными - специальная система регулирования для стабилизации личности, социальной группы, которая в силу определенных характеристик нуждается в особой социальной помощи. В число нуждающихся входят, например, военные. Их социальная защита представляет собой набор социальных механизмов, направленных на устранение или минимизацию дискомфорта в отношении их положения в обществе, социальной организации, обеспечение полного включения личности военнослужащего, социальной группы военнослужащих и их семей в социальную деятельность, поддержание их высокого уровня. социальный статус.

Таким образом, концепция социальной защиты населения на данном этапе является скорее коллективным понятием, используемым практиками, учеными, политиками. Более того, его содержание отражает самые разнообразные аспекты социальной политики государства. Введение концепции социальной защиты населения в круговорот научных понятий является законным и необходимым, поскольку позволяет использовать метод научной абстракции для выделения из огромного комплекса общественных отношений, регулируемых нормами различных отраслей права. именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения или содержание которых включено наряду с другими правами в право человека на социальную защиту. Первое, конечно, следует отнести к социальным отношениям в сфере социальной защиты населения. Поэтому в широком смысле социальное обеспечение является одним из основных методов социальной защиты населения на случай социальных рисков.

В зависимости от выбранных подходов различают следующие системы социальной защиты:

  • Государство, основанное на принципе социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности;
  • Частный, основанный на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием дохода, полученного от его собственной трудовой и предпринимательской деятельности, дохода от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по работе и включает частное социальное страхование).

Центральным субъектом социальной защиты является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите, является одновременно и субъектом, и объектом социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты, представленные конкретными общественными организациями, институтами, системами (образование, здравоохранение, социальная защита, занятость, труд, культура, спортивно-оздоровительный комплекс).

Основные формы социальной защиты:

  • Юридически определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
  • Регулирование доходов и расходов населения;
  • социальное страхование;
  • Социальная помощь;
  • Социальные службы;
  • Адресные социальные программы.

В полном объеме социальная защита должна охватывать следующие области:

  • Предоставление членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кто по объективным причинам нуждается в ней, от факторов, снижающих уровень жизни;
  • Создание условий, позволяющих гражданам свободно зарабатывать себе на жизнь любыми способами, не противоречащими закону;
  • Обеспечение благоприятных условий труда для работников, защита их от негативных последствий промышленного производства;
  • Обеспечение экологической безопасности членов общества;
  • Защита граждан от преступных посягательств;
  • Защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
  • Создание условий, исключающих вооруженные, социальные и межнациональные конфликты;
  • Защита от политических преследований и административного произвола;
  • Обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
  • Создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического давления;
  • Обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

Сущность и функции социального обеспечения

Человеческая жизнь очень хрупкая. В процессе жизни каждый человек находится в опасности до наступления обстоятельств, которые могут непосредственно повлиять на его здоровье и привести к потере заработной платы - основного источника средств к существованию. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Во многих случаях их невозможно преодолеть самостоятельно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью и практически не зависят от воли человека. Но они напрямую влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство берет на себя определенную долю ответственности за их возникновение и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

Концепция социальной защиты населения России в связи с новыми политическими и экономическими условиями находится в стадии разработки. По многим ее положениям нет единого мнения среди специалистов. Под социальной защитой в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.

В узком смысле социальная защита рассматривается как совокупность юридически закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни. Но при всей своей новизне эта концепция должна основываться на результатах и ​​выводах отечественных ученых, которые ранее изучали такие важные компоненты социальной защиты, как социальное обеспечение и социальное страхование.

В 1920-х и 1930-х годах Х.А. изучал социальное обеспечение и социальное страхование. Вигдорчик, Л.В. Забелин, В. Дурденевский, З.Р. Tetterborn et al.

В. Дурденевский рассматривал социальное обеспечение как деятельность государственного управления, направленную на устранение социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню жизни различных слоев населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи. А социальное страхование - это система снижения риска путем разложения его на участников процесса общественного производства, неотъемлемая часть трудового права.

Л.В. Забелин считал социальное обеспечение общим термином в отношении социального страхования. Поэтому, с его точки зрения, все особенности социального обеспечения одинаково характерны для социального страхования.

В 1950-х и 1960-х годах Н.Г. Александров Б.С. Андреев Е.И. Астрахань, В. Б. Ачаркан, К.С. Батыгин М.В. Баглай, А.Д. Заикин, М.Л. Захаров и В.И. Усенин П.М. Цивилев и другие.

Андреев назвал социальное обеспечение, осуществляемое государством или поддерживаемое им, комплексом определенных социально-экономических мер, направленных на обеспечение граждан в старости и в случае инвалидности, обеспечение детей, медицинское обслуживание и лечение граждан.

Впоследствии исследования в области социального обеспечения проводили такие выдающиеся правоведы, как Р.И. Иванова, А.С. Пашков, М.И. Полупанов В.В. Рогожин А.И. Ставцева, В.Б. Тарасова Е.Г. Тучкова, В.Ш. Шайхатдинов и другие.

Большое теоретическое значение имеет разработка концепции социального обеспечения как категории общечеловеческой ценности, выдвинутой Р. И. Ивановой. По ее мнению, социальное обеспечение является формой распределения материальных благ не в обмен на трудозатраты, затрачиваемые на удовлетворение жизненно важных личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) пожилых людей, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормилец, безработный, все члены общества с целью охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет созданных в обществе специальных фондов, в случаях и на условиях, установленных социальными, в том числе правовыми, нормами.

Это определение является универсальным и отражает сущность социального обеспечения независимо от конкретных исторических условий (экономической и политической системы), в которых оно организовано. В его основе лежат следующие устойчивые признаки: - объективные основания, обусловливающие необходимость специального механизма социальной защиты, направленного на поддержание или обеспечение определенного уровня жизнеобеспечения; - специальные средства, источники социального обеспечения; - особые способы обеспечения средств к существованию; - закрепление правил обеспечения социального обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Сущность социального обеспечения наиболее ярко проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Экономическая функция социального обеспечения заключается в замене дохода (дохода или алиментов), потерянного в связи с возрастом, инвалидностью или потерей кормильца, частичного возмещения дополнительных расходов в случае определенных жизненных обстоятельств, а также предоставления минимального денежного или натурального дохода. помощь малообеспеченным гражданам.

Источником финансирования для его реализации являются государственные (централизованные) внебюджетные социальные фонды, которые формируются на территориальной основе. Внебюджетные социальные фонды включают в себя: пенсию, трудоустройство, обязательное медицинское страхование, социальное страхование, социальную поддержку.

Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором существуют значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, что необходимо для нормального развития страны.

Функция социальной реабилитации направлена ​​на восстановление социального статуса граждан с ограниченными возможностями и других социально слабых групп населения, позволяя им чувствовать себя полноправными членами общества.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой набор связей с общественностью для распределения внебюджетных фондов социального страхования и перераспределения части государственного бюджета с целью удовлетворения потребностей физических лиц в случаях потери заработка или трудового дохода, несущего дополнительные расходы для содержания и воспитания детей, поддержки других нуждающихся членов семьи. в сфере ухода - отсутствие средств в размере прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также на оказание медицинской помощи и социальных услуг.

Удовлетворение потребностей может быть осуществлено с использованием:

  1. назначение денежных выплат (пенсий, пособий, компенсаций) на неравной, но нормализованной основе или бесплатных (пищевых) вне связи с работой и выплатой взносов;
  2. предоставление потребителю бесплатных медицинских услуг по программам обязательного медицинского страхования;
  3. предоставление социальных услуг бесплатно для потребителя в рамках государственных минимальных стандартов, а над ними - по льготным тарифам.

Существование этого комплекса отношений обусловлено объективными причинами, поэтому государство заинтересовано в их развитии и осуществляет их правовое регулирование.

Что касается соотношения государственных систем социальной защиты и социального обеспечения, то второе следует рассматривать как неотъемлемую часть первого. Помимо социального обеспечения, социальная защита включает в себя гарантии охраны труда, здоровья и окружающей среды, минимальную заработную плату и другие меры, необходимые для нормальной жизни человека и функционирования государства.

Разница между социальным обеспечением и социальной защитой

В юридической литературе понятие государства всеобщего благосостояния по праву связано с понятием социальной защиты, а также его связи с социальным обеспечением.

Разработка концепции социальной защиты осуществляется с точки зрения тех элементов и свойств явления, которые входят в круг проблем, связанных с предметом конкретной науки. В результате концепция социальной защиты неоправданно сужается, и наблюдается фрагментарный подход к ее организации. Это также связано с тем, что сегодня термин «социальная защита» не имеет четко определенных рамок, границ и объема содержания.

Взаимосвязь между социальной защитой и социальным обеспечением может быть более объективно определена на основе международного опыта правового регулирования обеих этих социальных категорий. Возьмем, к примеру, Конвенцию МОТ № 102 «О минимальных стандартах социального обеспечения», которая вступила в силу в 1995 году, в которой перечислены девять видов социальной защиты: здравоохранение, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в связи с производственными травмами, пособия. но пособия по беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разнообразия социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение по-прежнему являются различными категориями, и, во-вторых, социальная защита может иметь в качестве объекта также социальные отношения, не связанные с социальным обеспечением.

В контексте превращения систем социального обеспечения в системы социальной защиты вновь встает вопрос о более четком разграничении основных понятий. В литературе можно встретить мнение, что термин «социальное обеспечение» в значении комплекса государственных мер по обеспечению нуждающихся граждан теперь носит более исторический характер, поскольку относится только к определенному периоду двадцатого века. Авторы полагают, что в последнее десятилетие была тенденция использовать выражение «социальная защита» в качестве обобщающего термина в этой сфере государственной деятельности, и это выражение заменило термин «социальное обеспечение». В то же время необходимость сохранения этого термина признана для обозначения направления государственной деятельности, которое относится к социальной защите граждан, которые имеют заслуги перед обществом, но не охвачены социальным страхованием (например, авторы включают военных ветеранов).

В некоторых случаях авторы не проводят различия между понятиями «социальное обеспечение» и «социальная защита», что отражено в соответствующих определениях. В качестве примера можно привести следующее определение: «В промышленно развитых странах социальное обеспечение или социальная защита населения рассматривается как совокупность законодательно закрепленных правовых и социально-экономических гарантий для граждан, обеспечивающих приемлемый уровень жизни». Существуют случаи полной идентификации понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение», когда эти понятия предлагается рассматривать как синонимы «в силу определения их сущности в законодательной базе как эквивалентной».

Отсутствие ясности и определенности в разграничении понятий приводит к противоречивым суждениям. С одной стороны, выражается мнение, что термин «социальная защита» является «более широкой концепцией, которая включает в себя не только гарантии социального обеспечения, но и гарантии прав работников в отношениях с работодателями». С другой стороны, в нем также утверждается, что «социальная защита может рассматриваться как широко понимаемое социальное обеспечение».

Иногда такой же подход имеет место при оценке содержательных аспектов социальной защиты как структурированного образования, когда социальная защита (социальное обеспечение) включает в себя социальное страхование и социальную помощь. Вопрос содержательного аспекта социальной защиты имеет принципиальное значение. Если социальная защита рассматривается только как социальное страхование и социальная помощь, то нельзя говорить о социальной защите как о более широком понятии, включая социальное обеспечение.

В.П. Юдин утверждает, что термин «социальная защита» не имеет четко определенных рамок, границ и объема содержания. Как следствие, в литературе высказываются разные мнения об основных элементах или составляющих социальной защиты.

Г. Скачко выражает согласие с теми учеными, которые на основе анализа мирового опыта выделяют пять основных институтов социальной защиты населения: 1) государственная социальная помощь; 2) государственное социальное обеспечение; 3) обязательное социальное страхование (по закону); 4) добровольное дополнительное социальное страхование; 5) добровольное личное страхование.

По мнению Т.Ф. Романова, в мировой практике разработаны и апробированы следующие основные институты социальной защиты населения: социальное страхование; социальная помощь, предоставляемая государством и муниципалитетами; частная страховая инициатива; социальные услуги, предоставляемые субъектами хозяйствования.

А.Н.Старшинов считает, что социальная защита включает в себя не только социальное страхование и социальную помощь, но и социальное обеспечение, а также государственные и негосударственные благотворительные сектора.

В.И.Шарин считает, что система социальной защиты населения состоит из четырех основных блоков или звеньев: 1) система социального обеспечения, включая социальные услуги; 2) система социального страхования в лице федеральных фондов: социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование и негосударственный сектор; 3) система социальной помощи (поддержки), которая включает в себя систему фондов социальной поддержки населения, а также негосударственный благотворительный сектор; 4) блок других социальных преференций и форм социальной защиты, предоставляемых государством, таких как индексация доходов населения, предоставление минимальных социальных гарантий дохода, предоставление льгот (скидки и субсидии), установление субсидий для цены, государственное регулирование потребительских цен, нормы прямого действия социального трудового законодательства.

Вывод:

Таким образом, социальная защита в любом государстве представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, призванную оказывать всестороннюю помощь инвалидам или инвалидам, а также семьям, чьи доходы трудоспособного населения не обеспечивают социально необходимый уровень жизни для семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, которая адекватно реагирует на социальное благополучие людей, способна отражать рост социального недовольства и социальной напряженности, предотвращать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

Одной из основных задач социальной политики на современном этапе является социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает сохранение баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения условий жизни граждан; развитие сферы обслуживания населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материально-технической базы для укрепления здоровья населения, роста его образования и культуры. Также важное место в государственной политике принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

В ходе работы была достигнута ее основная цель, то есть изучены теоретические основы социальной политики, а именно сущность и основные направления социальной политики, принципы социальной защиты населения и их взаимосвязь.

Сущностью социальной политики является деятельность государства и других государственных учреждений, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы, улучшение условий, образа жизни и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, обеспечение граждан с необходимой социальной поддержкой, помощью и защитой. Социальная политика имеет несколько направлений: социальное страхование, социальная защита работников, политика оплаты труда, социальные меры на рынке труда, жилищная политика.

Функции социальной политики заключаются в регулировании воспроизводства рабочей силы, поощрении прогрессивной мотивации к труду и социальной защите населения.

А также функции включают в себя:

  • интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.
  • выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.
  • Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.
  • выявление и учет общественно-политических конфликтов, их разрешение цивилизованными способами и методами.
  • Социализация личности, ее включение в сложный мир общественных отношений.
  • Обеспечение преемственности и обновления развития общества и личности.

Суть социальной защиты заключается в предоставлении социально-правовых гарантий обеспечения достойного уровня жизни.

Принципами социальной защиты являются гуманизм и социальная справедливость. Быть справедливым и гуманным в социальной защите - значит уметь правильно оценивать личностный потенциал человека, его внутренние ресурсы, понимать основные причины жизненных трудностей и определять пути их преодоления. Функциями социальной защиты являются экономическая, бытовая, психолого-педагогическая, социально-медицинская, правовая, культурно-досуговая, организация труда и другие.

Также в процессе выполнения работ выяснилось, что социальная политика и социальная защита тесно взаимосвязаны, фактически одно просто невозможно без другого. С одной стороны, социальная защита - это форма, способ реализации социальной политики. С другой стороны, социальная политика проявляется в социальной защите. Что такое социальная политика, так и социальная защита. Но есть и место для обратной связи, то есть социальная защита не может не влиять на социальную политику, ее руководящие принципы, цели и задачи. Отношения можно рассматривать с 2-х сторон - научно-познавательной стороны (формулирует цели и общее содержание развития социальной сферы, ее инфраструктуры, определяет направленность, стратегию организационной работы в этом направлении, а потому выполняет важную методологическую функции по отношению к социальной работе в обществе) и практико-организационной стороне (непосредственная реализация концептуальных положений, ее стратегических задач. Здесь разносторонняя организационная деятельность государственных органов системы социального обслуживания и работы с населением, подчиненных Задачи государственной социальной политики, имеют большое значение.

Одним из механизмов реализации социальных программ является разработка и реализация различных видов социальных программ.

Социальные программы в нашей стране реализуются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Основной проблемой при реализации этих программ является их недофинансирование.

Таким образом, социальная политика и социальная защита являются одной из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень их развития напрямую зависит от уровня развития этого общества.