Социальная сфера муниципального образования и пути её совершенствования

Предмет: Правоведение
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 19.01.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ:

 

Много готовых тем для дипломных работ

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Совершенствование государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации на современном этапе
Создание и совершенствование условий для оказания медицинской помощи населению в муниципальных образованиях
Управление инвестициями в социальную сферу и оценка их эффективности
Гарантии защиты прав несовершеннолетних в РФ

 

Введение:

Важнейшей составляющей социально ориентированной экономики является развитая и успешно функционирующая система отраслей социальной сферы. Социальная сфера - самостоятельная сфера общественной жизни, в которой реализуются различные социальные интересы в отношениях социальных субъектов.

В современной экономике социальная сфера стала основным фактором и источником экономического роста. Дело в том, что возможности для прогрессивного развития экономики оказались напрямую связаны с качественным развитием творческих способностей человека. Решающее влияние на качество рабочей силы оказывает образование, его профессиональная подготовка, важную роль в его формировании играют здравоохранение, культурные услуги, все те сферы деятельности, которые формируют человеческий капитал. Поэтому тема для данной дипломной работы показалась мне наиболее интересной и актуальной.

Целью работы является изучение состояния и особенностей развития социальной сферы муниципального образования, а также проблем, возникающих в этой области на муниципальном уровне.

Теоретические основы развития социальной сферы

Сущность социальной сферы и взаимоотношения с муниципалитетом

Содержание понятия «социальная сфера», как и любой научной категории, многогранно. Существует несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает его как совокупность крупных социальных групп: классов, наций, народов и т. l., gолагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень социальной жизни, в отличие от этого имеет существенный характер. к идее, что это просто сумма местных социальных образований. В принципе, понятие социальной сферы в этой интерпретации совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера теряет свои функциональные особенности, и важнейшим из них является обеспечение воспроизводства общества. Вторая точка зрения представлена ​​в основном экономистами. Активно используя категорию «социальная сфера» в научном анализе, они сводят ее к непроизводственной сфере и сфере услуг и интерпретируют как совокупность секторов национальной экономики, которые в той или иной степени вовлечены в процесс удовлетворения социальные потребности граждан, работники которых получают соответствующий доход из средств, выделяемых обществом на эти нужды.

Таким образом, социальная сфера находит свое проявление как в социальной инфраструктуре и комплексе соответствующих секторов, представляющих ее, так и в социальном пространстве, в котором деятельность индивидов, их общение, взаимодействие и многочисленные социальные связи действительно осуществляются.

Учитывая структуру социальной сферы, можно выделить следующие основные компоненты:

  • Здравоохранение
  • Социальная поддержка населения,
  • Образование
  • Культура
  • Физическое воспитание и спорт

Конституция Российской Федерации определяет здравоохранение как субъект совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов. Основная масса массовых видов медицинской помощи населению предоставляется на муниципальном уровне.

В муниципальную систему здравоохранения входят муниципальные органы здравоохранения, а также муниципальные медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Основной целью муниципальной системы здравоохранения является удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах, связанных с субъектами местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например, удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общей доступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (медицинских, профилактических, медицинских, медицинских, диагностических, и т. д.), обеспечение их качества и т. д.

Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет решение вопросов местного значения в области здравоохранения для муниципальных районов и городских округов. Среди этих вопросов - проблемы, связанные с организацией неотложной медицинской помощи (за исключением санитарной авиации), первичной медико-санитарной помощью в амбулаторных и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам во время беременности, родов и послеродового периода. Другие, более сложные виды медицинской помощи могут предоставляться через муниципальную систему здравоохранения в форме государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми ресурсами.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определяют государственные полномочия в области охраны здоровья, которые могут быть переданы органам местного самоуправления при соответствующем финансировании.

К ним относятся:

  • мониторинг соблюдения законодательства в области общественного здравоохранения;
  • защита прав и свобод человека и гражданина в области здравоохранения;
  • формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;
  • координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах их полномочий, контроль качества медицинской и социальной помощи, оказываемой в частной системе здравоохранения;
  • реализация мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
  • лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на территории юрисдикции от имени органа здравоохранения субъекта Российской Федерации;
  • регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;
  • санитарное просвещение населения.

Субъектами общественного здравоохранения на муниципальном уровне являются в основном муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, на территории муниципального образования обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрана здоровья детей, лечение некоторых заболеваний и т. l.

Система обязательного медицинского страхования заключается в бесплатном предоставлении гражданам за счет государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в списках, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в рамках единого социального налога. Размер взносов устанавливается федеральным законом. До недавнего времени страховые взносы для неработающего населения выплачивались из местных бюджетов, а муниципалитеты являлись крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам Пенсионного фонда Российской Федерации. Страховые организации, которые располагают средствами ФОМС, заключают соглашения с медицинскими учреждениями и оплачивают медицинские услуги, которые они предоставляют, за фактически пролеченное количество пациентов и характер предоставляемых услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, имеет возможность выбирать между медицинскими учреждениями, что позволяет создать конкурентную среду в сфере медицинской помощи и повысить ее качество. На самом деле система обязательного медицинского страхования нестабильна и нуждается в серьезном реформировании.

Доходы от ценных бумаг, банковских и других займов, безвозмездных и благотворительных взносов и пожертвований, других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, могут рассматриваться как дополнительные источники финансирования муниципального здравоохранения.

Целесообразно определить потребность в объектах системы здравоохранения и спланировать сеть учреждений здравоохранения в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения. Минимально допустимым размером основного функционального подразделения для больницы следует считать отделение, для амбулаторного отделения - медицинскую должность, которая предоставляет объем помощи в соответствии с функцией. Определение минимального размера функциональной медицинской единицы также следует проводить по каждой специальности с учетом этапов организации медицинской помощи.

Минимально приемлемый размер больничной палаты с большим радиусом обслуживания и низкой плотностью населения следует рассматривать как палату с 20-30 односпальными кроватями, что соответствует размеру отделения больницы, принятому в практике проектирования больниц.

В области здравоохранения применяются следующие стандарты:

  • норматив предоставления больниц составляет 134,7 коек на 10 тысяч жителей,
  • стандарт предоставления амбулаторно-поликлинических услуг - 181,5 посещения в смену на 10 тыс. жителей,
  • стандарт обеспеченности аптеками,
  • норматив обеспечения вторичного медицинского персонала - 114,3 чел. на 10 тыс. жителей,
  • стандарт оснащения санитарным транспортом.

Эти стандарты гарантируют оказание медицинской помощи населению на уровне не ниже минимально допустимого.

Состояние и развитие отрасли здравоохранения характеризуется таким показателем, как обеспечение муниципального образования медицинскими учреждениями.

Социальная защита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства. Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2003 году наделяет компетенцию муниципальных районов и городских округов в этой области только опекой и попечительством, а также обеспечивает опекунство и попечительство для Жители нуждающегося в нем поселения несут ответственность за установление опеки и попечительства. Однако основная часть забот о социальной поддержке граждан традиционно осуществляется местными органами власти как государственная власть. Будучи наиболее близкими к населению, местные органы власти лучше осведомлены о конкретных условиях жизни отдельных граждан и могут более эффективно выполнять функции социальной поддержки. Из-за отсутствия государственного финансирования местные бюджеты несут значительную долю расходов на социальную поддержку населения.

Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения:

  • денежные пособия;
  • помощь в натуральной форме (товары, одежда);
  • льготы (скидки) при оплате ряда услуг;
  • субсидии (целевые средства для оплаты услуг);
  • компенсация (возмещение определенных расходов).

Муниципальная политика в области социальной защиты и социальной поддержки населения заключается в реализации собственных и переданных (федеральных и региональных) государственных полномочий по организации комплекса мер, направленных на недопущение попадания в уязвимые группы населения и граждан. зона экстремальных социальных бедствий. Формирование и реализация местной политики в области социальной поддержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группам населения и отдельным гражданам.

Для реализации муниципальной политики в области социальной поддержки населения в муниципалитетах создаются различные учреждения социального обслуживания, а в структуре местных администраций - органы социальной защиты (отделы, комитеты, отделы). Структура этих органов и учреждений зависит от финансовых возможностей муниципалитета, существующей системы управления и наличия необходимых специалистов.

Основные организационные, практические и координационные мероприятия по предоставлению различных видов социальных услуг осуществляются муниципальными центрами социальных услуг. Они признаны для выявления граждан, нуждающихся в социальных услугах, для определения видов социальных услуг, которые им необходимы, и для обеспечения их предоставления.

Социальные услуги предоставляются учреждениями социального обслуживания бесплатно и за плату. Бесплатные социальные услуги предоставляются в объеме, определяемом региональными стандартами социальных услуг. Платные социальные услуги предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Муниципальный сектор системы социального обслуживания финансируется за счет субвенций из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых муниципальному бюджету на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, а также на оплату Гарантированные государством социальные услуги включены в федеральные и региональные списки. Размер субвенций будет определяться ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. Муниципалитеты имеют право выделять дополнительные средства из местных бюджетов на эти цели.

Одной из важнейших характеристик муниципалитета, определяющей его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность, является уровень образования населения. Стоимость обучения в большинстве муниципалитетов является одной из основных статей расходов местных бюджетов.

Дошкольный уровень является основным элементом образования. Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и реабилитацию детей от двух месяцев до семи лет. В соответствии с функциями, существуют следующие виды дошкольных образовательных учреждений: детский сад; общеобразовательный детский сад с одним или несколькими приоритетными направлениями развития учащихся; компенсирующий вид детского сада с приоритетной реализацией квалифицированной коррекции отклонений в физическом и умственном развитии учащихся; наблюдение и реабилитация детских садов с приоритетным выполнением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированной формы; Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и умственного развития, коррекции и реабилитации всех воспитанников.

К общеобразовательным учреждениям относятся общеобразовательные школы, интернаты, специальные и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам Российской Федерации возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования. Для обеспечения доступности и вариативности общего образования могут быть созданы следующие типы учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная школа; Средняя общеобразовательная школа; средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; спортивный зал; вечерняя общеобразовательная школа; образовательный центр; открытая (сменная) образовательная школа; курсантская школа; школа-интернат.

Учреждения высшего профессионального образования предназначены для удовлетворения потребностей личности в получении высшего образования и квалификации в выбранной сфере профессиональной деятельности. Этот тип учреждения подразделяется на следующие типы: университет; Академический институт.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:

  • организация предоставления государственного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансовой поддержки образовательного процесса, отнесенной к полномочиям субъектов Российской Федерации;
  • организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;
  • создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;
  • обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий;
  • регистрация детей, подлежащих обязательному образованию, по основным общеобразовательным программам;
  • опека и попечительство.

Деятельность различных типов муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и уставами образовательных учреждений, разработанными на их основе. Учредителями муниципальных образовательных учреждений являются местные органы образования. На основании своего решения органы управления муниципальной собственностью передают в учебные заведения для оперативного управления соответствующим имуществом и в неограниченное бесплатное пользование - земельные участки.

В целях реализации государственной политики в области образования местным органам власти были переданы полномочия по планированию, организации и регулированию деятельности местных (муниципальных) органов образования, по определению их структуры и полномочий, а также по назначению и увольнению руководителей.

В соответствии с законодательством местные органы власти формируют местные бюджеты с точки зрения расходов на образование и связанных с этим фондов развития образования. Они разрабатывают и принимают местные стандарты финансирования системы образования, устанавливают налоговые льготы, стимулирующие ее развитие.

Образование финансируется из областного и местного бюджетов.

Из областного бюджета финансируются:

  • заработная плата работников образовательных учреждений;
  • компенсация расходов на обучение в соответствии со стандартами расходов;
  • выплачивается пособие для компенсации публикации продукции;
  • расходы на интернет-услуги.

Финансирование осуществляется в виде субвенций из областного бюджета в местный бюджет муниципального образования.

За счет местного бюджета муниципалитета финансируются расходы на содержание сети дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, муниципального учреждения централизованного учета и административного аппарата.

Согласно условиям софинансирования (субсидий), питание для дошкольников и студентов финансируется в соответствии с утвержденными стандартами, капитальный ремонт зданий и сооружений.

Нормативная потребность муниципалитетов в образовательных учреждениях определяется с учетом всех форм собственности.

Требования к дошкольным образовательным учреждениям должны включать:

  1. Норматив для количества мест в дошкольных учреждениях для здоровых детей с количеством групп от 1 до 10 и количеством мест от 10 до 200. Норматив определяется исходя из размеров и количества жилых поселков и жилых комплексов (60 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности); стандартизированный радиус обслуживания (300 м для городских районов и 500 м для сельских районов); плотность населения населенных пунктов и жилых комплексов (чел / га); коэффициент рождаемости и фактический процент зачисления в дошкольные образовательные учреждения; гигиенические, педагогические и медицинские требования по ограничению максимальной вместимости зданий.
  2. Норма количества мест в санаториях дошкольных образовательных учреждений для детей с ранними проявлениями и малыми успокаивающими формами туберкулеза; для часто и постоянно болеющих дошкольников.
  3. Норма количества мест в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями физического, психического и умственного развития в 4 и 8 группах. Стандарт определяется на основе максимального приближения к месту проживания больных детей и требований к эффективной организации процессов медико-педагогического обслуживания детей, а также оснащения зданий соответствующим оборудованием.
  4. Нормативы по удельным показателям общей площади основных типов дошкольных образовательных учреждений для градостроительства:
  • на 4 группы (до 80 мест):
  • минимальный - 12,17 (19,68) кв. м;
  • на 6 групп (до 120 мест):
  • минимальная - 11,43 (17,09) кв. м;
  • на 8 групп (до 160 мест):
  • минимальная - 11,19 (15,62) кв. м;
  • на 10 групп (до 180 мест):
  • минимальный - 11,07 (15,0) кв. м;
  • на 12 групп (до 200 мест):
  • минимальный - 10,57 (14,02) кв. м;
  • по типу здания:
  • минимальная - 11,28 (16,28) кв. м

Нормативная потребность образовательных учреждений определяется на основании:

  1. норма для количества мест в учебных заведениях, рассчитанная на основе количества жителей населенных пунктов и жилых комплексов (85 мест на 100 детей в городе и 40 мест на 100 детей в сельской местности при условии, что вторая смена 10%);
  2. Нормативы по удельным показателям общей площади образовательных учреждений 1, 2 и 3 уровня образования для городского строительства:
  • 1 этап
  • на 4 класса (180 учеников):
  • минимальный - 27,48 (38,43) кв. м;
  • 1 и 2 шага
  • на 8 классов (400 учеников):
  • минимальная - 17,53 кв. м;
  • 3 шага
  • на 11 классов (275 учеников):
  • минимальная - 21,36 кв. м;
  • на 22 класса (550 учеников):
  • минимальная - 18,58 кв. м;
  • на 33 занятия (825 учеников):
  • минимальная - 15,31 кв. м

Нормативная потребность учреждений профессионального образования.

Потребность в новых учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования должна определяться прежде всего исходя из потребности в профессиональных кадрах той или иной квалификации, с учетом прогнозов рынка труда и существующих профессиональных учебных заведений.

Нормативная потребность в учреждениях начального профессионального образования.

Исходным показателем при расчете количества образовательных учреждений начального профессионального образования является норматив - 110 учащихся на 10 тыс. Жителей.

Стандарты определения потребности в учреждениях среднего профессионального образования.

Исходным показателем при расчете количества образовательных учреждений среднего профессионального образования (финансируемых из федерального бюджета) является норматив - 160 учащихся на 10 тысяч жителей.

Требования стандартов для высших учебных заведений.

Исходным показателем при расчете количества образовательных учреждений высшего профессионального образования (финансируемых из федерального бюджета) является норматив - 170 учащихся на 10 тысяч жителей.

Важной характеристикой развития сектора образования на муниципальном уровне является обеспечение муниципального образования образовательными учреждениями.

Важную роль в повышении уровня образования населения играет взаимодействие муниципальных органов власти с вузами и наукой. Высшие учебные заведения в Российской Федерации могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных университетов практически нет.

Муниципальное правительство заинтересовано в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:

  • обучение местного квалифицированного персонала;
  • прикладные научные исследования по проблемам местной жизни и развития территории;
  • повысить имидж территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.

Поддержка со стороны местных органов власти высших учебных заведений и научных учреждений может включать льготное налогообложение, аренду помещений и помощь в предоставлении жилья для преподавателей и исследователей. Органы местного самоуправления могут выполнять муниципальные заказы для университетов и научно-исследовательских учреждений по прикладным исследованиям.

Культурная отрасль призвана сохранять исторические, национальные культурные памятники, пополнять сокровищницу культурных достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, знакомить людей с культурными творениями и проводить исследования. в области культуры. Культурная индустрия включает в себя различные организации и виды деятельности.

Федеральный закон 2003 года касается вопросов местного значения населенных пунктов и городских округов, создания условий для предоставления жителям услуг организаций культуры, организации библиотечного обслуживания населения, охраны и сохранения объектов культурного наследия (исторических и памятники культуры) местного значения. В компетенцию муниципальных районов входит организация библиотечного обслуживания населенных пунктов.

Местные власти осуществляют строительство зданий и сооружений муниципальных культурных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Муниципальные образования могут владеть зданиями, сооружениями, объектами, другими объектами культуры (музеями, галереями, библиотеками), имеющими историческое и культурное значение.

Финансирование муниципальной сферы культуры осуществляется за счет бюджетных средств и предоставления платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. Органы местного самоуправления также могут выступать в качестве соучредителей фондов.

Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена ​​на обеспечение общедоступности культурных мероприятий, культурных ценностей для населения. В рамках своей компетенции органы местного самоуправления должны создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций - художественных школ, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и свободный доступ для населения муниципальных библиотек и других учреждений культуры.

Основными функциями муниципального органа управления культурой являются:

  • координация культурно-просветительской работы организаций и учреждений;
  • методическая и финансовая помощь учреждениям культуры;
  • контроль за основной и финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры;
  • выдача лицензий на ведение коммерческой деятельности в сфере культуры;
  • проведение публичных мероприятий;
  • учет, охрана, обслуживание и реставрация памятников истории и культуры местного значения;
  • контроль за использованием средств культурных фондов муниципальных предприятий и учреждений, принятие, при необходимости, мер по их централизации и т. д.

Федеральный закон 2003 года касается вопросов местного значения населенных пунктов и городских округов, обеспечения условий для развития массовой физкультуры и спорта на соответствующих территориях. На муниципальном уровне регулирование развития физической культуры и спорта осуществляется соответствующей структурной единицей администрации.

Это регулирование осуществляется в следующих областях:

  • финансирование деятельности в сфере физической культуры и спорта;
  • содержание спортивно-оздоровительных, спортивных сооружений, принадлежащих муниципалитету;
  • создание условий для развития физической культуры и спорта;
  • оказание адресной финансовой поддержки неправительственным спортивным организациям;
  • поддержка спортивно-оздоровительных и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально-технической базы.

Большое значение для развития социальной сферы муниципального образования имеет соблюдение минимальных государственных социальных стандартов.

Минимальные государственные социальные стандарты - единые требования на всей территории Российской Федерации к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально приемлемом уровне для обеспечения реализации определенных социальных гарантий и прав граждан, установленных в Конституция Российской Федерации финансируется из бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Минимальные государственные социальные стандарты утверждены и применяются для решения следующих задач:

  • реализация основных социальных гарантий и прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации;
  • упорядочение и совершенствование межбюджетных отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В качестве минимальных государственных социальных стандартов в области образования утверждены требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных образовательных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для получения дошкольных, базовых общих, начальных и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также для получения на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

В качестве минимальных государственных социальных стандартов в сфере здравоохранения утверждены требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных медицинских услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для оказания медицинской помощи и обеспечения санитарно-эпидемиологических благосостояние населения;

В качестве минимальных государственных социальных стандартов в области социальных услуг для населения утверждены требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для их социальных услуг, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

В качестве минимальных государственных социальных стандартов в области культуры утверждены требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации, необходимых для предоставления библиотечных услуг населению.

Минимальные государственные социальные стандарты используются для определения объема финансирования социальных секторов на следующий финансовый год из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют свои собственные доходы в местные бюджеты или переводят им другие источники доходов в соответствии с бюджетным регулированием, необходимым обеспечить минимальные государственные социальные стандарты.

Проблема использования социальных стандартов имеет особое значение на муниципальном уровне. Если федеральный и региональный уровни должны отдавать приоритет решению стратегических, концептуальных вопросов социальной политики, то большинство социальных услуг население получает на муниципальном уровне; именно на основании этого легче всего определить конкретные социальные проблемы и определить круг людей, нуждающихся в социальной защите. На муниципальном уровне социальные функции реализуются непосредственно и являются наиболее «социальной составляющей» среди других сфер деятельности.

Социальная сфера и ее проявления на местном уровне

Ключевым механизмом социального развития муниципалитета является активная социальная политика, направленная на достижение социальных целей.

Социальная политика является одним из направлений деятельности местных органов власти по регулированию социально-экономических условий жизни населения. Суть социальной политики заключается в поддержании отношений между социальными группами, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.

Основными принципами социальной политики являются:

  1. защита уровня жизни путем введения различных форм компенсации при повышении цен и индексации;
  2. оказание помощи беднейшим семьям;
  3. выдача помощи в случае безработицы;
  4. обеспечение полиса социального страхования, установление минимальной заработной платы;
  5. развитие образования, охрана здоровья.

Основной задачей социальной политики является повышение уровня жизни и снижение дифференциации населения по уровню доходов, реализация конституционных прав человека на образование, гарантированная бесплатная медицинская помощь и обеспечение доступа всех социальных слоев населения к культурным ценности.

В настоящее время реализация социальной политики становится одним из важных факторов развития муниципальных образований.

В социальной политике есть два относительно независимых блока:

  • социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и меры, затрагивающие все аспекты жизни членов общества, включая предоставление последним товаров, услуг жилья и социальной инфраструктуры, рабочих мест, разумных денежных доходов, расширение и укрепление материальной базы, защита и укрепление общественного здоровья, его образования и культуры, создание системы гарантированных социальных условий для жизни граждан;
  • на самом деле социальная политика (ее элементы политики в
  • направления социальной защиты населения и ее специфические виды: семейная политика, молодежная политика, политика социальной защиты престарелых и инвалидов).

Местная социальная политика - это взаимосогласованный набор социальных целей и задач (ориентиров), а также путей их достижения, разработка и практическая реализация которых осуществляется органами местного сообщества и самоуправления.

Социальная сфера муниципального образования и пути её совершенствования

Исходя из того, что федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к вопросам местного значения для жизнедеятельности муниципального образования, социальный блок является важнейшей составляющей местного самоуправления. политика в целом.

Итак, вопросы местного значения, включенные в тему местного самоуправления и имеющие очевидное социальное содержание:

  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
  • организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
  • поддержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
  • создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
  • создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
  • сохранение памятников истории и культуры в муниципальной собственности;
  • создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании и т. д.

Весь указанный круг вопросов, таким образом, составляет основную предметную область местной социальной политики и определяет задачи субъекта управления в процессе его формирования и реализации.

Важнейшим механизмом реализации местной социальной политики является местный социальный бюджет, который является неотъемлемой частью местного бюджета. Экономической основой для формирования местного социального бюджета должны быть муниципальная собственность, местные финансы, государственная собственность и передача в управление местным органам власти и т. д. Соответственно, наиболее важным условием эффективной местной социальной политики является полнота местные бюджеты, их полноценная доходная часть, баланс доходов и расходов.

Как видите, существует множество возможностей для формирования бюджетной базы эффективной социальной политики на местном уровне. При разработке конкретной системы мер для местной социальной политики следует учитывать специфику типа местного сообщества, для которого формируется соответствующий набор социальных программ и внепрограммных решений.

Анализ развития социальной сферы на примере города Воронежа

Показатели отдельных составляющих социальной сферы города Воронежа

Социальная сфера города Воронежа в настоящее время представлена ​​49 учреждениями здравоохранения, 311 учреждениями образования, 46 учреждениями культуры, 7 учреждениями и 1 физкультурно-спортивным предприятием, а также комитетом по труду и социальному развитию.

Дальнейшая реализация приоритетных национальных проектов, выделение средств из бюджетов всех уровней на строительство, ремонт социальных объектов, а также переход на промышленную систему оплаты труда существенно укрепили материально-техническое состояние социальных учреждений.

Развитие здоровья города.

В 49 медицинских учреждениях города работают более 13 тысяч медицинских работников.

В 2008 году на здравоохранение в городе было потрачено 3 196,1 млн. Рублей, что на 832,3 млн. Человек или на 35,2% больше, чем в 2008 году.

Средняя заработная плата медицинского персонала из всех источников финансирования по сравнению с 2008 годом увеличилась с 6 746 руб. до 9 246 руб. В результате выплаты федеральных пособий специалистам первичной медико-санитарной помощи средняя заработная плата районных врачей составила 17 тысяч рублей, медицинских сестер района - 9,5 рублей, врачей скорой помощи - 17,7 тысячи рублей, среднего медицинского персонала - 11,5 тысячи рублей.

Проблема кадрового обеспечения медицинских учреждений остается острой проблемой. Укомплектованность врачами по сравнению с 2008 годом снизилась с 63,4% до 62,7%, штатное расписание средних работников здравоохранения осталось без изменений и составило 60,3%.

В динамике за три года возросла доступность специалистов для местной службы: штат с местными терапевтами увеличился с 75% до 80% с 2007 года, а с местными педиатрами с 82% до 90%. Укомплектованность сестринским персоналом увеличилась в целом с 60% до 74%.

В рамках нацпроекта «Современное здравоохранение» получено на 42,9 млн. Рублей меньше, чем в 2008 году, поскольку в 2009 году централизованная поставка оборудования не производилась, но в других областях наблюдался рост выручки:

  • в участковой службе за 14,9 млн руб.
  • по семейным свидетельствам на 22,5 млн руб.
  • на медицинское обследование на 23,5 млн руб.

В рамках ведомственных целевых программ в 2009 году на здравоохранение было выделено 106,97 млн ​​рублей. на ремонт и 122,95 млн руб. купить оборудование.

В демографической ситуации в городе сохраняются положительные тенденции: в динамике за 5 лет рождаемость увеличилась на 11%, то есть с 8,9% до 9,9%. За тот же период уровень смертности снизился на 9% и в 2009 году составил 14,9%.

Приоритетными направлениями муниципального здравоохранения следует считать:

  • реализация Концепции демографической политики на период до 2025 года;
  • Реализация Концепции развития здравоохранения города Воронежа на 2008-2009 годы;
  • реализация мероприятий по строительству и реконструкции объектов здравоохранения в соответствии с целевой инвестиционной программой;
  • дальнейшая реализация приоритетного национального проекта «Современное здравоохранение»;
  • обеспечение роста доходов медицинских работников за счет внедрения новой системы оплаты труда.

Развитие образования.

Организация предоставления государственного и бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в городе Воронеже в 2009 году осуществлялась 311 учреждениями с общим охватом 114 840 детей.

Анализ финансирования системы образования в 2009 году показал, что на текущее содержание учебных заведений города было потрачено 2 776 718,6 тыс. Рублей, что на 63,9% больше, чем в 2008 году.

Средняя заработная плата учителей на конец 2009 года составила 8220 рублей. (на конец 2008 года - 6 283 руб.). Поощрительные пособия выплачены 1831 учителям в размере 2015,98 тыс. Руб. В настоящее время в результате введения новой системы оплаты труда заработная плата учителей была увеличена до 13 700 рублей, ликвидированы подходы к выравниванию оплаты труда, а также участие общественности в оценке работы учителей и руководителей учреждений. был обеспечен в распределении стимулирующей части заработной платы.

Летом 2009 года 65182 ребенка школьного возраста были охвачены всеми формами отдыха и реабилитации, что составляет 95,4% от общего числа учащихся (95,5% в 2008 году).

За время реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» 24 учебных заведения стали победителями конкурса «Стимулирование деятельности инновационных учебных заведений», 81 учитель города получил денежное вознаграждение в размере 100,0 тыс. Рублей. В рамках конкурса «Поддержка лидеров - лучших преподавателей учебных заведений» 2768 учителям было выплачено вознаграждение за выполнение функций классного учителя.

Уже второй год реализуются мероприятия муниципальной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений города Воронежа на 2008-2009 годы». На реализацию программных мероприятий в 2009 году было выделено 110 564,2 тыс. Рублей.

В 2009 году количество мест в дошкольных учреждениях увеличилось на 380 единиц. Капитальный ремонт и текущий ремонт были проведены в 124 дошкольных учреждениях, также была приобретена мебель, оборудование для медицинских кабинетов, наглядные пособия и средства пожаротушения.

Приоритетные направления работы на 2009 год:

  • проведение мероприятий по оптимизации сети образовательных учреждений города;
  • реализация мероприятий муниципальной целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений города Воронежа» на 2008-2009 годы;
  • дальнейшее развитие материально-технической базы учебных заведений;
  • проведение мероприятий в рамках модернизации российского образования;
  • проведение мероприятий по социальной поддержке студентов и преподавателей.

Развитие городской культуры.

На территории города Воронежа действуют 46 муниципальных учреждений культуры, в том числе: 27 учреждений дополнительного образования для детей, 4 театра, 1 музей, 12 учреждений культуры и досуга, муниципальная библиотечная система, в которую входят 46 филиалов и муниципальный бюджет. учреждение «Культурное наследие».

В 2009 году на сферу культуры и дополнительного образования было выделено 275770,9 тыс. Руб. (2008 г. - 189 265,0 тыс. Руб.). В 2009 году доходы от предоставления платных услуг стали существенным дополнением к бюджету; в целом по отрасли он составил 20191,0 тыс. руб.

Средняя заработная плата работников сферы культуры в 2009 году составила 6064,6 руб. (2008 г. - 4946,1 руб.). В 2009 году после введения новой системы оплаты труда средняя заработная плата увеличилась до 10 921 рубля. менеджеры и до 7692 руб. с работниками учреждений.

В 2009 году в 43 учреждениях культуры был проведен капитальный и текущий ремонт на общую сумму 28 994,3 тыс. Рублей, закуплено оборудование и музыкальные инструменты на сумму 12 664,6 тыс. Рублей. (2008 г. - проведен капитальный и текущий ремонтные работы в 41 городском учреждении культуры на общую сумму 10 605,6 тыс. Руб., Приобретено оборудование и музыкальные инструменты на общую сумму 793,0 тыс. Руб.

Благодаря частным инвестициям в Ленинский район, в 2009 году началось строительство жилого здания, в котором будет расположена Детская школа искусств № 18.

В 2009 году впервые была профинансирована деятельность муниципальной целевой программы «Создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей города Воронежа».

В 2009 году Комитет по культуре разработал ведомственную целевую программу «Сохранение и популяризация объектов монументальной скульптуры, расположенных в городе Воронеже». На данный момент отремонтировано 17 монументальных предметов искусства.

Основными направлениями деятельности в сфере культуры города на 2009 год станут:

  • укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений культуры, решение вопросов по выделению помещений для размещения учреждений культуры и строительству новых зданий;
  • улучшение работы с персоналом культурной сферы города;
  • организация библиотечного обслуживания населения города;
  • реализация мероприятий, направленных на сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Развитие физической культуры и спорта.

На территории города действуют 7 муниципальных учреждений физической культуры и спорта и одно коммунальное предприятие "Физкультурно-спортивный комплекс".

Объем финансирования комитета и подведомственных учреждений в 2009 году составил 151 601,9 тыс. Руб. (в 2008 году - 89 544,3 тыс. руб.).

Средняя заработная плата работников отрасли составила 6018 рублей, в 2008 году - 3579 рублей. В 2009 году после введения новой системы оплаты труда средняя заработная плата составит 7143 рубля.

В 2009 году Комитет по физической культуре и спорту совместно с администрациями городских районов, спортивными и спортивными обществами, спортивными федерациями и спортивными клубами провел 312 спортивных мероприятий и соревнований по 52 видам спорта на общую сумму 180 617 человек.

Согласно статистике за 2009 год, количество учащихся в юношеских спортивных школах составляет 6635 человек (в 2008 году - 6477 человек), учебный процесс осуществляют 224 тренера и учителя (в 2008 году - 212 тренеров).

Задачи отрасли на 2009 год:

  • увеличение доли жителей города, занимающихся физической культурой и спортом, до 23% от общей численности населения;
  • повышение уровня обеспечения населения спортивными сооружениями различного типа за счет ввода в эксплуатацию новых спортивных сооружений, реконструкции существующих объектов;
  • Реализация ведомственной целевой программы спорта и отдыха и массовых видов спорта в городе Воронеже на 2009 - 2011 гг. И др.

Социальное развитие.

В 2009 году сумма, выделенная Комитету по труду и социальному развитию, составила 338 908,5 тыс. Руб. (2008 г. - 354 314,8 тыс. Руб.)

В соответствии с Муниципальной целевой программой социальной поддержки города Воронежа в 2009 году было назначено 3 002 гражданина, которым оказана денежная помощь на общую сумму 9 011,82 тысячи рублей. (2008 г. - 3295 чел. / 8920,5 тыс. Руб.). 983 малообеспеченных граждан отдыхали и проходили санаторно-курортное лечение, что на 12% больше, чем в 2008 году. В рамках программы было проведено 19 социально значимых мероприятий, а также новогодние и рождественские праздники для детей из малообеспеченных семей , Всего в общественных мероприятиях приняли участие 63097 человек.

В рамках реализации ведомственной целевой программы «Старшее поколение» в 2009 году программными мероприятиями было охвачено 5672 пенсионера, что составляет 141,8% от запланированного показателя (4000 граждан).

Перспективными направлениями развития в комитете станут:

  • мониторинг рынка труда и содействие занятости для освобождаемых работников и тех, кто рискует выйти из кризиса;
  • предоставление социальных гарантий отдельным категориям жителей города;
  • продолжение работы в сфере содействия занятости уязвимых групп населения города в период финансового кризиса;
  • социальная поддержка социально уязвимых слоев населения и граждан старшего поколения города путем реализации ведомственных целевых программ.

Теперь, работая в условиях кризиса, следующей основной задачей комитетов и учреждений социальной сферы города Воронежа в 2009 году должна стать успешная реализация приоритетов развития с учетом муниципальных, ведомственных целевых программ и планов действий.

Общая характеристика социальной сферы

Поскольку уровень развития муниципальных образований характеризует материальные аспекты удовлетворения различных потребностей человека, это неизбежно включает социальный компонент в качестве структурного компонента. Социальная составляющая уровня развития выполняет двойную роль: определенный способ удовлетворения потребностей населения муниципалитета с помощью услуг социальной инфраструктуры, с одной стороны, и всестороннее развитие личности, с другой.

Уровень развития муниципального образования призван обеспечить условия для воспроизводства человеческой жизни. Для воспроизводства населения необходимо обеспечить процесс потребления товаров через определенные организационные формы, в том числе через товары и услуги предприятий и учреждений социальной инфраструктуры. Нормальные условия жизни в значительной степени обеспечиваются путем удовлетворения совокупности материальных, социальных и культурных потребностей в процессе использования преимуществ и услуг предприятий социальной инфраструктуры муниципального образования.

Система показателей социального уровня развития муниципального образования представляет собой иерархическую структуру. Вершина этой пирамиды занята индикаторами, которые дают обобщенную оценку социального развития.

Среди частных показателей, характеризующих элементы социального развития муниципального образования, можно выделить традиционные и нетрадиционные. В первую группу входят также такие показатели, как уровень образования, уровень профессиональной квалификации персонала, наличие образовательных, медицинских и культурных учреждений и т. д. Во вторую - демографические показатели, некоторые показатели условий жизни населения.

К показателям, характеризующим состояние социальной сферы муниципального образования, относятся:

  • дошкольные образовательные учреждения:
  • количество дошкольных образовательных учреждений,
  • количество мест в дошкольных образовательных учреждениях,
  • количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения,
  • количество детей, зарегистрированных для определения в дошкольных учреждениях.
  • образовательные учреждения:
  • количество дневных учебных заведений,
  • количество студентов в очных учебных заведениях.
  • учреждения культуры и искусства:
  • количество учреждений культуры и искусства,
  • численность работников учреждений культуры и искусства,
  • учреждения здравоохранения:
  • количество больниц
  • количество коек в больничных учреждениях,
  • количество амбулаторно-поликлинических учреждений
  • количество детских поликлиник,
  • количество станций скорой помощи,
  • количество врачей всех специальностей в медицинских учреждениях,
  • количество медсестер в медицинских учреждениях.
  • учреждения социального обслуживания:
  • количество стационарных социальных услуг для пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями,
  • количество учреждений для детей с ограниченными возможностями,
  • количество центров социальных услуг для пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями,
  • количество людей, обслуживаемых отделами социального обслуживания дома престарелых граждан и людей с ограниченными возможностями.

Анализируя показатели социального развития Воронежа, становится ясно, что количество дошкольных образовательных учреждений города в 2008 году по сравнению с 2007 годом сократилось на 2,16 процента. В то же время количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, также сократилось на 0,34 процента. Предыдущее количество штатных государственных и муниципальных образовательных учреждений было сохранено, а количество учащихся в них сократилось на 4,62 процента. В медицинских учреждениях количество больничных коек уменьшилось в 2008 году. По сравнению с 2007 годом на 0,91 процента; количество врачей всех специальностей уменьшилось на 0,11 процента. Численность сестринского персонала на 10 000 человек снизилась на 0,16 процента, количество стационарных учреждений социального обслуживания осталось прежним (1 учреждение). В то же время увеличилось число пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в социальной поддержке. Количество учреждений культурно-досугового типа сократилось на 9,52 процента. В целом, по многим показателям наблюдаются заметные негативные тенденции, что связано с неблагоприятной демографической ситуацией в городе, нехваткой высококвалифицированных кадров и недостаточной финансовой безопасностью отраслей.

Таким образом, социальные показатели следует понимать как определенное сочетание качественных и количественных характеристик отдельных свойств и состояний социальных объектов и процессов, которое отражает их существенные признаки в статике и динамике. Анализ данных социальных показателей позволяет сделать вывод о том, что муниципалитет обеспечен различными институтами социальной сферы, выявить тенденции по этим показателям, и в результате получить комплексные данные о состоянии и развитии социальной сферы муниципалитет.

Предложения по улучшению развития социальной сферы муниципального образования

Совершенствование системы социальной политики на местном уровне

Проблема повышения эффективности использования средств муниципальных бюджетов, выделяемых на образовательную сферу, является достаточно актуальной в настоящее время. В некоторых муниципалитетах доля расходов по разделу «Образование» превышает 50% общих расходов бюджета. Сумма расходов на образование зависит от стоимости обучения по государственному стандарту. Таким образом, необходимо определить стандартную норму, гарантированную государством образовательных услуг, финансирование которых должно осуществляться в основном за счет средств областного и муниципального бюджетов, а также дополнительных расходов, возникающих в связи с диверсификацией образовательных услуг. Внедрение практики на практике является весьма перспективным и экономически эффективным. метод финансирования подушевого бюджета, который имеет определенные правовые основания. Так, статья 41 Закона «Об образовании» устанавливает, что «финансирование образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, осуществляется на основе федеральных стандартов и стандартов субъекта Российская Федерация.

Эти стандарты определяются для каждого типа, типа и категории учебного заведения для каждого учащегося, ученика, а также на разной основе. Практика бюджетного муниципального планирования показала, что муниципалитеты применяют большое количество отраслевых стандартов, что приводит к значительному увеличению стоимости бюджетных образовательных услуг. Это, например, нормы, которые позволяют разделять классы, создавать компенсационные классы для детей с нарушениями развития, вводить дополнительный персонал, доплаты и т. д. Однако все эти нормы отраслевого федерального законодательства не являются обязательными и могут использоваться при наличии финансовые возможности. Суть этого метода бюджетного планирования можно охарактеризовать как «дорогостоящее».

В муниципалитетах разработаны и утверждены методы формирования стандартов бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений; дошкольные образовательные учреждения; учреждения непрерывного образования для детей; детские дома, школы-интернаты всех видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эта практика может быть описана как большой шаг вперед в реализации принципов нормативного финансирования образовательных услуг. Однако эти методы имеют ряд недостатков, в частности: основой для расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений (школ) является алгоритм расчета нормативов подушевого бюджетного финансирования, который позволяет рассчитать соответствующее среднее значение. норма и распределение финансовых ресурсов областного бюджета между муниципалитетами, которые передаются им в виде субвенций, в процессе реализации полномочий, которыми наделен областной бюджет в соответствии с пунктом 6 статьи 29 Закона о Российской Федерации « Об образовании ».

Региональная методология не отвечает на вопрос о том, как муниципалитет должен распределять финансовые ресурсы, полученные в виде субвенций между образовательными учреждениями. Финансовым органам муниципалитета рекомендуется только разработать собственные методы распределения средств, основанные на принципах подушевого финансирования. Метод дает ответ только на вопрос о том, как рассчитать норму бюджетного финансирования на душу населения для фонда оплаты труда, оставив вне рассмотрения вопрос о формировании соответствующего стандарта для фонда материальной поддержки, который включает в себя канцелярские товары и; материалы и предметы для текущих деловых целей; на приобретение учебно-наглядных пособий и учебной литературы. Анализируя основы правового регулирования, определяющие возможность разрешения проблемных ситуаций, мы можем сделать вывод, что действующее отраслевое законодательство существенно не ограничивает предмет как регионального, так и муниципального нормотворчества в выборе путей эффективного преодоления трудностей, основанных на экономической природе.

Так, в статье 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации говорится о бюджетных полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, «определяющих порядок установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций от бюджет субъекта Российской Федерации ». Толкование этой нормы бюджетного законодательства выявляет потенциальную возможность для органов государственной власти субъекта Российской Федерации разработать и принять обязательные методы расчета стандартов бюджетного финансирования на душу населения, которые определяют общие методологические принципы и порядок распределения финансовых ресурсов между конкретными образовательные учреждения, расположенные на территории соответствующего муниципального образования.

Присвоение этих полномочий субъекту Российской Федерации представляется чрезвычайно оправданным, поскольку логично отнести определение компетенции субъекта образования к распределению средств областного бюджета, выделяемых муниципалитетам в виде субвенций на образовательный процесс. субъект Российской Федерации как первоначальный владелец этих финансовых ресурсов. Перспективным направлением совершенствования практики бюджетного планирования в образовании является внедрение системы муниципального бюджетирования, ориентированной на результат (далее - БОР), экономическую сущность которого можно выразить формулой: «каждый бюджетный рубль должен давать социальные и экономическая отдача. " Бюджетирование, ориентированное на результат, является механизмом повышения эффективности социально-экономической политики муниципалитета за счет оптимизации структуры муниципальных расходов и результатов использования бюджетных средств.

Это подразумевает реформу бюджетного процесса, которая заключается в поэтапной замене дорогостоящего метода планирования и исполнения бюджета более прогрессивным методом, при котором планирование, распределение и расходование бюджетных средств оправдывается окончательными социально-экономическими результатами. предоставления бюджетных услуг, и вводится для приведения процесса планирования муниципального бюджета в соответствие с основными принципами бюджетной реформы Российской Федерации. В настоящее время при планировании расходной части бюджета на образование основная часть бюджетных расходов осуществляется без тесной координации с приоритетами образовательной политики, проводимой местными органами власти на среднесрочную перспективу; При подготовке проекта бюджета по заявкам, поступающим от главных распорядителей бюджетных средств в финансовые органы, потребности в финансировании основываются, как правило, на корректировке объема бюджетных средств, выделенных в предыдущем году, а не на количественной, социально значимой, фактической и ожидаемые результаты расходования средств местного бюджета. Внедрение системы BOR повысит эффективность расходов муниципального образования за счет их концентрации в наиболее важных областях для муниципалитета.

Распределение бюджетных средств должно зависеть от достижения показателей социально-экономических показателей, формируемых для каждого учебного заведения в отдельности. Анализируя законодательную базу для внедрения системы BOR на муниципальном уровне, следует отметить, что в соответствии со статьей 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетные полномочия местных органов власти включают «установление и реализацию расходных обязательств». муниципалитета », а также« установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета ». Консолидация диспозитивного порядка реализации этих полномочий муниципалитетами на уровне федерального закона позволяет внедрить механизм РБ в бюджетном планировании органами местного самоуправления с целью повышения социально-экономической эффективности бюджетных расходов на образование. и создать дополнительный рычаг административного воздействия на руководителей образовательных учреждений путем обеспечения ответственности за них для достижения показателей эффективности для образовательных учреждений, вменяемых на основании выданных бюджетных задач. Указанное перспективное направление деятельности местных органов власти является новым и достаточно интересным, с точки зрения увязки с повышением социально-экономической эффективности образовательного сектора, направлением местного нормотворчества.

Стратегия развития социальной сферы, как основной способ решения основных проблем

Определяя направления развития социальной сферы в будущем, необходимо решить ряд важнейших проблем общественного развития, поскольку без их решения невозможно дальнейшее устойчивое развитие муниципального образования:

  • Проблема снижения качества жизни населения;
  • Проблема бедности, социального неблагополучия отдельных категорий населения, порождение социальной напряженности и социальных конфликтов;
  • Проблема укрепления семьи, обеспечения защиты прав материнства и детства и многие другие.

Определяя основные цели и приоритеты социального развития муниципального образования, необходимо применять такие механизмы управления, которые обеспечат более рациональное использование материальных, финансовых и людских ресурсов в социальной сфере. Основной целью развития социальной сферы должно быть обеспечение устойчивого сбалансированного развития социальных компонентов качества жизни населения при сохранении историко-культурной среды и эффективном развитии производственного потенциала территории.

Суть социальной политики по отношению к населению муниципального образования на длительный срок должна заключаться в одновременном воздействии органов управления различного уровня (федерального, регионального и местного) на каждый из компонентов качества жизни населения в целом. Для того чтобы придать последнему положительную направленность и динамику. В то же время администрация муниципалитета должна обеспечить координацию усилий органов власти различных уровней и эффективное использование всех видов ресурсов на собственной территории. В этом должны участвовать все комитеты и функциональные подразделения администрации, а не только комитеты, непосредственно отвечающие за развитие социальных секторов.

Исходя из проблем общественного развития на местном уровне, система направлений развития социальной сферы может быть представлена ​​следующим образом:

  • нормализация и улучшение демографической ситуации;
  • внедрение нового подхода к охране здоровья; - реализация мероприятий национального проекта в области здравоохранения;
  • ориентация социальной политики на семью, предоставление социальных гарантий семье, детям и молодежи;
  • активизация адресной социальной помощи, достижение заметного улучшения материального положения и условий жизни людей;
  • интенсификация развития культурно-образовательного потенциала территории на основе наиболее эффективных современных образовательных технологий, реализация национального проекта в области образования;
  • сохранение и приумножение культурно-исторического наследия;
  • развитие секторов социальной инфраструктуры.

В каждом структурном компоненте социальной сферы муниципального образования также можно выделить определенные направления развития.

Основной целью развития образования является повышение доступности качественного образования.

Основными направлениями здесь должны быть:

  • создание условий для эффективного обеспечения образовательных учреждений финансовыми ресурсами;
  • повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения высококвалифицированных кадров в сферу образования;
  • повышение доступности качественного дошкольного образования и воспитания;
  • создание условий для воспитания и социальной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями;
  • создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

Основной целью развития здравоохранения является улучшение состояния здоровья населения путем предоставления доступной и качественной медицинской помощи.

Для этого необходимо:

  • осуществление перехода от увеличения ресурсов в отрасли к их эффективному использованию;
  • развитие профилактической направленности отрасли;
  • внедрение современных подходов к кадровому обеспечению отрасли;
  • улучшение первичной медико-санитарной помощи;
  • повышение доступности и качества высокотехнологичной медицинской помощи;
  • укрепление материально-технической базы медицинских учреждений;
  • обеспечение развития нормативно-правовой базы в сфере здравоохранения.

Основной целью социальной поддержки населения муниципального образования является обеспечение и развитие государственных гарантий и социальных услуг.

Основные направления:

  • совершенствование законодательства в области социальной поддержки населения;
  • обеспечение качества и доступности социальных услуг;
  • развитие межведомственного сотрудничества и государственно-частного партнерства для разработки и внедрения наиболее эффективных форм социальных услуг для населения и привлечения дополнительных ресурсов.

Основной целью развития культурной сферы является духовно-нравственное воспитание общества и сохранение культурного наследия.

Важные области здесь:

  • создание условий для доступности широких слоев населения к культурным ценностям и информационным ресурсам;
  • укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
  • разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в области культуры.

Реализация этих направлений позволит расширить предложение населению о культурных ценностях и информации в области культуры, а также создаст благоприятные условия для творческой самореализации личности.

Социальная сфера не должна и не может больше существовать и развиваться как сфера исключительно интересов местных органов власти. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социальной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями является одним из необходимых условий сохранения культурного и исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала и развития культурной жизни.

Для его успешного функционирования в долгосрочной перспективе необходимо оценить текущую ситуацию в этой области, определить и реализовать направления дальнейшего развития и решить насущные проблемы, поскольку без этого невозможно не только развивать социальную сферу, но и поддерживать потенциал, накопленный на сегодняшний день.

Вывод:

В современных условиях местные органы власти обязаны выступать в качестве стабилизирующего фактора, обеспечивать минимально необходимый уровень социальной защиты и способствовать росту удовлетворения потребностей населения в материальных и духовных благах.

Перед лицом серьезных социальных проблем необходимо провести всесторонний анализ всех сторон, всех аспектов функционирования социальной сферы муниципалитетов, постоянного сравнения достигнутого уровня с запланированным и выявления наиболее узких мест в Для того чтобы устранить их. Это необходимо, поскольку социальная сфера муниципального образования является непосредственно важнейшей жизненной средой, которая во многом определяет качество жизни, условия жизни людей. Анализ состояния и проблем в этой области, разработка основных направлений развития и их реализация являются ключевыми целями деятельности местных органов власти на данном этапе развития.