Социальная политика государства: цели, инструменты, особенности

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 05.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Экономические проблемы развивающихся стран   
Современное российское налоговое законодательство: преимущества и недостатки
Права собственности: проблемы гарантий и ответственности
Интеллектуальная собственность и бизнес


Введение:

В настоящее время число людей с доходами ниже прожиточного минимума медленно сокращается. Увеличивается дифференциация населения по доходам, усиливается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Существует проблема с демографической ситуацией в стране, так как население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и улучшения потребительских качеств среды обитания, доступности бесплатной медицинской помощи и качество услуг снижается, число безработных растет с каждым днем, качество жизни россиян находится на низком уровне. Таким образом, социальная политика в России неэффективна.

Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики, особенно сейчас, в период экономического кризиса, и требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведения эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, национальностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов человека и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. население.

Целью курсовой работы является изучение социальной политики государства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть происхождение и сущность государственной социальной политики;
  • изучить функции и модели социальной политики государства;
  • рассмотреть основные направления социальной политики в России;
  • выявить проблемы социальной политики в России и пути их решения.

Объектом исследования является экономическая теория, предметом исследования является социальная политика государства.

В ходе работы были изучены теоретические разработки специалистов в области экономической теории, представленные в учебниках под редакцией таких авторов, как Борисов Е.Ф., Антропов В.В. Кочетков А.А. и другие.

 

Происхождение и сущность социальной политики государства

 

Социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, что она суть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы.

Проблематика собственной политики оформлялась в течение ХIХ-ХХI веков. И с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы способствовала выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности.

Появление самого понятия "социальная политика" связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, получили более системный и качественно определенный характер и были объединены термином "социальная политика".

По мнению А.А. Кочеткова, социальная политика - это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети).

С точки зрения И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами - с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. 

Социальная политика государства - форма сознательного воздействия на социальную сферу жизнедеятельности людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей.

Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.

Попытки обосновать социально-политический характер феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, так как уровень развития потребностей человека рабовладельческого общества и общества феодального таков, что даже примитивные средства производства позволяли их удовлетворять за счет собственного труда. Развитая потребность человека появляется с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт.

Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, порождает следующие группы людей. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.

Социальная защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть.

Социальные права граждан - это та область социальной сферы жизни людей, которая недоступна никаким силам общества, кроме государства, это тот объект деятельности государства, где его полномочия абсолютны.

Социальные права - это реализуемые отношения под эгидой государства, это отношения, в которые вступает индивид свободно, по праву, без каких-либо ограничений и предварительных условий со стороны кого бы то ни было.

Социальные права - это особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства и особая институциональная форма разрешения социального конфликта.

Социальные гарантии - это обязательные для государства социальные права, т.е. такие отношения, которые не могут не состояться.

Социальные гарантии - это обеспеченные существующими государственными ресурсами декларированные социальные права. Поэтому для государства в его социально-политической деятельности является важной проблемой определение круга лиц, которые имеют право на часть дохода государства, а тем самым на некоторые льготы.

Социальная льгота - это такое отношение в обществе, при котором индивид или группа индивидов наделяется продуктом из общественных фондов в силу его или их нуждаемости. В основании получения гражданами социальных льгот лежит принцип нуждаемости.

Нуждаемость - это такое состояние индивидов, которое возникает на неспособности самого индивида удовлетворить свои потребности, а значит быть ограниченным для вступления в отношения, имеющие значимый характер для общества в целом. Данная неспособность возникает на ряде ограничений биологического, экономического, политического и социального характера. Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, не позволяющие индивиду либо по малолетству и старости, либо по причине инвалидности и болезни трудиться, а значит вступать в отношения, носящие всеобщий характер.

Однако недопотребление не станет нуждаемостью до тех пор, пока недопотребление не приобретет для государства значимый характер. Значимое для государства недопотребление и называется нуждаемостью. С этого момента недопотребление индивида как его ограниченная связь с обществом становится политической категорией и полностью определяется государством, а ее установление зависит от определения верхнего и нижнего пределов нуждаемости. Различные государства по-разному формулируют эти пределы, поэтому в различных странах верхний и нижний пределы нуждаемости различны, но они не могут быть ниже предельно допустимых физиологических норм и выше среднего дохода, принятого в обществе.

Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Однако социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся, прежде всего, механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые "стартовые условия" для граждан страны.

 

Функции и модели социальной политики государства

 

Социальная политика государства выполняет ряд функций, к этим функциям можно отнести следующие:

  • обеспечение социальной безопасности, которая рассматривается, как возможность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы;
  • обеспечение политической устойчивости власти;
  • обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое признавалось бы большинством справедливым;
  • налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает, в первую очередь, реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы. При этом в качестве объектов социальной защиты подразумеваются условия труда и условия жизни;
  • обеспечение потребления основных благ на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как посредством оплаты труда, так и посредством предоставления различных социальных трансфертов.

Все эти функции тем в большей степени представлены в социальной политике государства, чем в большей степени социальная политика находится в тесной зависимости от политики государства вообще.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

  • обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала);
  • уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала;
  • обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом;
  • дальнейшее совершенствование общественно - политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Различают несколько моделей социальной политики

По типу субъекта социальной ответственности:

  • либеральная;
  • корпоративная;
  • общественная;
  • патерналистская.

По типу участия государства в реализации социальной политики:

  • благотворительная;
  • административная;
  • стимулирующая.

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи.

При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, согласно которому корпорация, предприятие, организация или учреждение, в котором работает этот сотрудник, несут максимальную ответственность за судьбу своих сотрудников. Предприятие, поощряя работников вносить максимальный трудовой вклад, предлагает им различные виды социальных гарантий в виде пенсий, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышение квалификации).

Социальная модель предполагает принцип совместной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, в которой богатые платят за бедных, здоровые за больных, молодые за стариков. Основным социальным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Патерналистская модель предполагает принцип ответственности государства. Государство централизованно и полностью берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Преимущество социальной политики патернализма заключается в так называемой «уверенности в завтрашнем дне» для основной массы населения.

Благотворительная модель - это когда государство за счет специально накопленных ресурсов создает определенные «опоры» для рынка в форме государственной системы социальной поддержки и, таким образом, помогает нейтрализовать некоторые наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь предоставляются государством.

Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство на рынке и носит характер администрации. Условием реализации этой модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, которые находятся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования и занятости.

 

Социальная политика государства: цели, инструменты, особенности

 

Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство устанавливает для общества внешние «правила игры» по отношению к рынку и другим публичным субъектам (юридическим, кредитно-финансовым, налоговым).

Это выражается в создании таких систем налогообложения и государственной поддержки, которые позволяют всем субъектам предпринимательской деятельности выгодно инвестировать и инвестировать как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом.

Подобная модель социальной политики может быть реализована в условиях высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночной экономики.

Таким образом, суммируя этот раздел, можно отметить, что социальная политика выполняет следующие функции:

  • обеспечение политической стабильности власти;
  • обеспечение распределения власти в экономике, что будет признан справедливым большинством;
  • создание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защиты как населения в целом, так и каждой социальной группы;
  • обеспечение потребления основных товаров на уровне социальных стандартов для всех слоев населения.

Кроме того, существует два типа моделей социальной политики:

По типу субъекта социальной ответственности:

  • либеральная модель, при которой государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения.
  • корпоративная модель, которая предполагает принцип корпоративной ответственности, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится.
  • общественная модель, которая предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов.
  • патерналистская модель, которая предполагает принцип государственной ответственности.

По типу участия государства в реализации социальной политики:

  • благотворительная модель, при которой государство за счет специально аккумулированных ресурсов создает определенные "подпорки" к рынку в виде государственной системы социальной поддержки и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка.
  • административная модель, которая предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования.
  • стимулирующая модель, которая предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем.

 

Основные направления социальной политики в России

 

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке труда, ухудшилась демографическая ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России нужно проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда, формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования учреждений социальной сферы, сохранения и развития систем социальной защиты населения.

Существует шесть основных направлений социальной политики:

  1. политика в области улучшения жилищных условий;
  2. политика в области регулирования пенсионного обеспечения;
  3. политика в области здравоохранения;
  4. политика в области образования.
  5. политика в области регулирования уровня безработицы и занятости;
  6. политика в области регулирования доходов населения.

В России обеспечение населения жильем и повышение потребительских качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем - достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных - по отечественным меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки прекратили выдавать кредиты или изменили условия договоров, поскольку наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности.

В очереди на улучшение жилищных условий стоят 4,43 млн. семей (8,6%); время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. м2 (55% имеющегося фонда).

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии самостоятельно с использованием кредита либо с частичной помощью государства приобрести жилье. Социологические опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку.

Доходы Пенсионного Фонда России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73 трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей. Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе).

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произошло увеличение еще на 31,4%. В результате, средний размер базовой части трудовой пенсии составил 2 562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии была повышена на 17,5%. А 1 августа 2009 года была проведена ещё одна индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

В секторе здравоохранения практика оплаты медицинских услуг становится все более распространенной - в последние годы каждая вторая семья должна была оплачивать их самостоятельно. Платное лечение является обязательным: уровень благосостояния семей, которым приходится платить за медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда масштабы платных лекарств увеличиваются на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения материальные причины. За годы реформ лекарства перестали быть в дефиците, но для многих они недоступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, а цены растут как на импортные лекарства, так и на отечественные. Структура продаж изменилась в сторону более дешевых лекарств, средний чек в аптеках упал в цене, снизился потребительский спрос на медицинские товары, продукты, улучшающие качество жизни, средства по уходу и другие. До 35% пациентов вынуждены отказаться от покупки прописанных лекарств. Государство ввело льготы на бесплатную покупку лекарств, но из-за отсутствия финансовой поддержки это право предоставляется большинству «бенефициаров». Ситуация усугубляется, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями оказания медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенных реформах здравоохранения, слабой координации всех структур, ответственных за ситуацию в этой ситуации. сфера. Доля населения в оплате медицинских услуг постоянно растет, сегодня она равна доле государства. Наиболее сложная ситуация с государственным финансированием - в небольших городах и деревнях, где нет широкой налоговой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию системы здравоохранения через 2 года, чтобы всем нуждающимся был предоставлен стандартный набор качественных медицинских услуг. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся сейчас задолго до их открытия, указывают на то, что эта идея не была реализована за 2 года. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В связи с этим сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получить доступ к бесплатной медицинской помощи. И если принять во внимание, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, это означает, что значительная часть населения фактически лишена возможности получать медицинскую помощь согласно полису медицинского страхования.

В 2009 году было зарегистрировано 924,8 пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни на 1000 человек населения. Коэффициент младенческой смертности в России за период январь-февраль 2009 года составил 8,2 на 1000 живорождений. В то же время снижение младенческой смертности произошло во всех федеральных округах. Все это стало результатом программы «Свидетельство о рождении», которая в настоящее время охватывает 92,7% женщин и новорожденных. До введения сертификатов коэффициент младенческой смертности составлял 11 на 1000 живорождений.

В 2009 г. количество дневных общеобразовательных учреждений уменьшилось, что в определенной степени связано с уменьшением числа детей школьного возраста (по предварительным данным, среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшился на 4,7%), в то же время увеличилось количество гимназий и лицеев. Количество учреждений высшего профессионального образования увеличилось на 26 единиц (на 2,3%). В 2009 г. 1,3 млн. Юношей и девушек получили аттестат о базовом общем образовании (90,8% к уровню 2008 года), а также аттестат о среднем (полном) общем образовании - 1,0 млн. Человек (86,8%).

 

19 февраля Росстат сообщил, что в январе 2008 года реальные доходы населения выросли на 10,1% по сравнению с январем 2007 года. В номинальном сравнении доходы за этот же срок повысились на 7,3% и составили 11 тысяч 430 рублей. Номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе 2009 года составила в среднем по России 15 тысяч 200 рублей, что на 3,0% выше уровня января 2008 года и на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. Реальная величина заработной платы (скорректированная на инфляцию) упала в январе на 9,1% по сравнению с январем 2008 года и снизилась на 26,7% к минувшему декабрю. Однако, несмотря на падение доходов населения, оборот торговли в январе год к году вырос на 2,4% - до 1,07 трлн. рублей. В первые 11 месяцев 2008 года этот показатель колебался в пределах 10-18% в месяц, а в декабре темпы его прироста показали снижение до +4,8%.

В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат заморожен, скорее даже наблюдается их снижение. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%.

Генеральный директор Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру по больнице и не вполне отражают те противоречивые тенденции, которые идут в сфере оплаты труда в разных регионах и в различных слоях населения. Ведь существенный вклад в повышение среднего уровня зарплат вносит Москва, а также другие крупные города. Это ретуширует крайне низкий уровень доходов населения в большинстве регионов. Но основной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Отчасти это падение, прежде всего в своих интересах, пытаются компенсировать работодатели, так как уже наметилась тенденция ухода зарплат в тень. В период кризиса наиболее явно проявляется "универсальный закон", согласно которому бедные становятся еще беднее, а богатые - богаче. Наиболее актуален сейчас вопрос о том, как будут меняться пропорции между слоями. По некоторым произведенным оценкам уже очевиден ряд тенденций. Так, произойдет значимое расширение бедности за счет людей оказавшихся полностью или частично "за бортом", сузится и средний класс, который достаточно быстро прирастал в последние годы. В те же время вряд ли произойдет существенное падение доходов и статусов высшего среднего класса.

 

Проблемы социальной политики России и пути их решения

 

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое ирреальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

  • становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест;
  • образование нового источника доходов - предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Множественность форм трудовой активности, особенно развитие индивидуальной трудовой деятельности, привело к возрастанию самозанятости населения. В связи либерализацией таможенной политики и правил торговли набольший размах получил так называемый “челночный” бизнес. Снятие ограничений на вторичную занятость также расширило спектр источников доходов.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако с точки зрения конкретных функций правительства при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Зависимость сферы занятости от макроэкономической ситуации и изменением в структуре производства в экономике рыночного типа определяет подчинённое положение политики на рынке труда по отношению к политике финансово - экономических структур правительства России. Социальный его “блок" (включающий Министерство труда РФ, Федеральную службу занятости, Федеральную миграционную службу и т.д.) практически не обладает возможностями прямо влиять на масштабы занятости и безработицы. К его прерогативам относятся лишь нормативное обеспечение и оперативное регулирование конкретных процессов на рынке труда.

Изменение экономической ситуации в стране обусловило необходимость создание правовых основ. Регулирующих поведение всех экономических субъектов на рынке труда. Несмотря на то, что Закон о занятости - первый правовой акт, нормы которого в основном адекватны формирующимся рыночным отношениям, отдельные его статьи и механизм реализации привели к возникновению ряда социальных проблем. Социальное и экономическое положение сегодняшнего безработного крайне противоречиво. Введённые Законом о занятости нормы социальной защиты безработных на первый взгляд довольно либеральны: минимальный стаж работы, достаточный для получения пособия, составляют лишь 12 недель за предыдущий год, размер пособия по безработице гарантирован не ниже минимальной заработной платы, определены достаточно высокие пороги шкалы пособия. Однако при сложившейся инфляционной динамики реальное наполнение этих выплат стремительно обесценивается и пособия не в состоянии эффективно выполнять функцию поддержание доходов безработных на приемлемом уровне, что сводит на нет усилия по социальной защите данной категории людей.

Хуже всего положение лиц, длительное время не работающих. В настоящее время отсутствует чёткое законодательство относительно тех лиц, кто по истечении 12 или 15 месяцев не имеют работы ни работы, ни право на получение пособия. В то же время наблюдается ярко выраженная тенденция роста средней продолжительности безработицы. Неразработанность данного круга вопросов, по существу, означает, что она вынуждает государство платить значительные дополнительные средства на помощь безработным, но и тем, что необратимо меняет качество рабочей силы (утрата квалификации и трудовых навыков).

Регистрация и учет безработных в органах ФСЗ - сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающийся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально. Особые надежды с точки зрения стабилизации рынка труда возлагались на реализацию идеи социального партнёрства и регулирование занятости на основе коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Первым опытом в этом направлении стало Генеральное соглашение на 1992 г., заключённое между правительством РФ, российским объединением профсоюзов и объединениями предпринимателей, в котором нашли отражение основные направления содействия занятости и развития рынка труда. В условиях массового высвобождения тарифных соглашений предусматривает ряд гарантий для них: направление на переобучение или освоение другой профессии с отрывом от производства с выплатой разницы между стипендией и средней заработной платы по месту последней работы; защиту интересов работников в период массового высвобождения со стороны общественных организаций (профсоюзов); приоритетное право работника, временно переведённого на другое предприятие, на восстановлении в прежней должности по окончанию реконструкции и прочее.

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

Индексация осуществляется путем регулирования номинальной зарплаты, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определенные промежутки времени. Во втором - заранее делаются надбавки к зарплате с учетом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятия на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию.

Итак, результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы, на лицо значительные сдвиги в выплатах населению, но тем не мене уровень нищеты в стране говорит о малой ее эффективности.

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод:

Социальная политика - это система экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимума, необходимого для развития и использования его способностей.

Основными принципами социальной политики являются:

  • защита уровня жизни путем введения различных форм компенсации в случае повышения цен и индексации;
  • оказание помощи беднейшим семьям;
  • выдача пособий по безработице;
  • обеспечение полиса социального страхования, установление минимальной заработной платы работников;
  • развитие образования, защита здоровья, окружающей среды, в основном за счет государства;
  • проводить активную политику, направленную на обеспечение квалификации.

Социальная политика выполняет следующие функции:

  • обеспечение политической стабильности власти;
  • обеспечение распределения власти в экономике, что будет признан справедливым большинством;
  • создание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
  • обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защиты как населения в целом, так и каждой социальной группы;
  • обеспечение потребления основных товаров на уровне социальных стандартов для всех слоев населения.

Существует два типа моделей социальной политики:

  • По типу субъекта социальной ответственности;
  • По типу участия государства в реализации социальной политики

 Основными направлениями социальной политики России являются:

  • Политика в области улучшения жилищных условий.
  • Политика пенсионного регулирования.
  • Политика здравоохранения.
  • Образовательная политика.
  • Политика в области регулирования безработицы и занятости.
  • Политика в области регулирования доходов населения.

У России исторически самый большой духовный потенциал в мире. Однако наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантами десятков поколений, используется очень плохо, разворовывается и становится дефицитным.

После рассмотрения и анализа вышеуказанных проблем и предложений по их решению напрашивается вывод, что для нормального функционирования социальной политики государства необходимы следующие конкретные шаги, такие как немедленное принятие и строгое выполнение нормативных и законодательных актов. направлена ​​на повышение занятости населения и оказание государственной социальной поддержки населению; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых институтов, присущих рыночной экономике, как биржи труда, рынок труда, центры занятости и профессионального развития.