Социальная политика государства и ее особенности в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Рынок труда и заработной платы
Воспроизводство на макроэкономическом уровне и способы определения его эффективности
Выбор в условиях неопределенности
Банкротство предприятий: причины и актуальность для России


Введение:

В настоящее время число людей с доходами ниже прожиточного минимума медленно уменьшается, дифференциация доходов населения увеличивается, напряженность на рынке труда возрастает, задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий растет, наблюдается Проблема с демографической ситуацией в стране, поскольку население Российской Федерации сокращается, существует проблема обеспечения населения жильем и улучшения потребительских качеств среды обитания, доступности бесплатной медицинской помощи и качества услуги сокращаются, число безработных увеличивается с каждым днем, система образования в стране близка к общему застою, качество жизни россиян находится на низком уровне. Таким образом, социальная политика в России неэффективна.

Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики, особенно сейчас, в период экономического кризиса, и требует принятия адекватных мер путем реформирования общественной жизни, проведения эффективной социальной политики государства. Реформирование общественной жизни глубоко затрагивает не только механизм управления обществом, но и весь комплекс интересов личности, трудовых коллективов, классов, национальностей, социальных и профессиональных групп и слоев населения. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов человека и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения. население.

Целью курсовой работы является выявление проблем в реализации социальной политики Российской Федерации и разработка рекомендаций по их устранению.

Эта цель предопределила необходимость решения следующих задач:

  • Изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
  • Характеристика функций и моделей социальной политики;
  • Выявление основных направлений социальной политики в России;
  • Исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;

Объектом нашего исследования является система социальной политики государства. Предметом исследования являются особенности социальной политики, основные направления, механизмы ее реализации в России.

В первой главе этой работы мы рассмотрим решение первых двух поставленных нами проблем, то есть рассмотрим концепцию и сущность социальной политики, а также определим ее функции и модели. Тогда как вторая глава будет посвящена решению остающихся задач данной работы, а именно рассмотрению основных направлений социальной политики в России, изучению проблем социальной политики в России и возможных путей их решения.

Следует также добавить, что степень проработки этой темы в отечественной и зарубежной науке достаточно высока. Например, работы С.Н. Смирнова Т.Ю. Сидорина, Н.А. Исаева. Тем не менее, большая часть российских работ основана исключительно на опыте западных ученых, где эту проблему начали исследовать гораздо раньше. Можно утверждать, что отечественный опыт изучения системы социальной политики неразрывно связан с зарубежным опытом, и поэтому их разделение невозможно.

Теоретические аспекты исследования социальной политики

Происхождение и сущность государственной социальной политики

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную активность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует работникам права на работу, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальной защиты инвалидов, малоимущих и пенсионеров. Следовательно, существует необходимость вмешательства государства в распределение доходов посредством социальной политики.

Существует известное мнение, что социальная политика как историческое явление появилась совсем недавно, что она является продуктом 20-го века, даже его второй половины. Однако в истории не было государств, которые каким-то образом не решали бы социальных проблем, но, прежде всего, эта деятельность сводилась к неизбежной помощи тем, кто пострадал от неурожаев, засух, стихийных бедствий и эпидемий. Социальная политика вплетена в общую систему государственной политики, и в рамках формирования гражданского общества она расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Проблематика их собственной политики сформировалась в XIX и XXI веках. А с ростом масштабов вмешательства государства в социальные процессы оно способствовало отделению социальной политики от всего комплекса социального регулирования как самостоятельного направления, охватывающего определенную сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине 19 века. теория и практика государства всеобщего благосостояния, которые вмешиваются в социальные процессы с целью их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие в связи с его социализацией, приобрели более системный и качественно определенный характер и были объединены термином «социальная политика».

А.А. Кочетков считает, что социальная политика - это система экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимума, необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личных) и обеспечения его на случай потеря этих способностей (пожилые, больные, инвалиды, дети).

С точки зрения И.П. Николаева, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами, с другой, в отношении обеспечения последний с достойными условиями жизни. В узком смысле социальная политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем. Однако чаще всего можно увидеть следующее определение социальной политики и ее сущность: социальная политика государства - это политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальные конфликты. Есть много терминов, которые определяют это явление, но одно остается неизменным - социальная политика является важной частью государственной политики, без которой многие люди просто не могли бы выжить.

Социальная политика государства может быть представлена ​​как форма осознанного воздействия на социальную сферу жизни людей с целью ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет нам рассматривать его как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. Ввиду специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также оказывает определенное влияние. Поняв эту особенность социальной сферы, мы также сможем понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием, как «социальная политика». Социальная сфера жизни общества раскладывается на объективную и субъективную составляющие.

Необходимо ссылаться на объективные условия жизни индивидов, а на субъективные - потребности индивидов. В то же время социальная сфера жизни людей представлена ​​как связь между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика влияет на условия жизни людей. Пределы этого влияния заключаются в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых чувство потребности не воспроизводится у отдельных лиц. Чтобы социальная сфера стала объектом государственного управления, необходим уровень ее развития, который потребует вмешательства государства.

Условием, при котором это вмешательство становится эффективным, является такой уровень развития потребностей людей, который не может быть удовлетворен с помощью их собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, но удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости вмешательства государства в социальную сферу жизни людей. Попытки обосновать социально-политическую природу феодального или рабовладельческого государства не выдерживают критики, поскольку уровень развития человеческих потребностей в рабовладельческом обществе и феодальном обществе таков, что даже примитивные средства производства позволяли они должны быть удовлетворены за счет собственного труда. Возникает развитая человеческая потребность с развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения к продуктам этого производства, основанным на разделении труда.

В социально-экономической школе анализа социальной политики отмечалось, что чем больше представителей наемного труда в социальной структуре общества, чем выше разделение труда, тем больше доля вклада, вносимого государством в социальные нужды населения страны. Если экономической основой общественно-политической деятельности государства является индустриальный способ производства и разделения труда, то социальной основой является объединение представителей наемного труда, интересы которого, как и интересы предпринимателей, основываются на этом. производство. Из-за ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности отдельных лиц возникает противоречие между производством и потреблением, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и противоречивый характер отношений между индивидами в результате ограниченного производства порождает группы людей, которые могут быть воспроизведены с помощью последних из общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые из-за детства, болезни, старости или отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своих семей. Эти группы людей существовали во все времена, но потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты от государства и выполнялись в основном на местном уровне.

Неспособность самого человека удовлетворить свои потребности порождает потребность. Эта неспособность возникает из-за ряда биологических, экономических, политических и социальных ограничений.

Биологические ограничения подразделяются на физиологические и психологические ограничения, которые не позволяют человеку работать либо в связи с ранним возрастом и старостью, либо из-за инвалидности и болезни, и поэтому вступают в отношения универсального характера.

Экономические ограничения подразделяются на материальные и моральные ограничения. Первая из них включает уровень развития производительных сил, вторая - установленные экономические отношения или элементы этих отношений. Последние связаны с принципами, на которых строятся не только отношения, но и посредством которых они также укрепляются.

И последняя причина - социальная. Он состоит из существующей системы социальной защиты, а также социальной силы наемного труда, которая является наиболее значимой в совокупности представленных причин.

Суть социальной политики государства состоит в том, чтобы поддерживать отношения как между социальными группами, так и внутри них, обеспечивать условия для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создавать социальные гарантии в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Следует отметить, что социальная политика государства, которая является неотъемлемой частью мер, принимаемых государством для регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общей экономической ситуацией в стране.

Однако социальную политику нельзя рассматривать как исключительно экономическую проблему. Экономическая наука, как предмет своих исследований в области социальной политики, ориентирована на экономические механизмы ее реализации. В рыночной экономике к ним относятся, прежде всего, механизмы получения доходов и поддержания занятости населения.

Выделяют узкая и широкая концепция социальной политики. В узком смысле слова социальная политика - это, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. В широком смысле социальная политика является одной из областей макроэкономического регулирования, призванной обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.

Основными принципами социальной политики являются:

  1. защита уровня жизни путем введения различных форм компенсации в случае повышения цен и индексации;
  2. оказание помощи беднейшим семьям;
  3. вопрос помощи в случае безработицы;
  4. обеспечение полиса социального страхования, установление минимальной заработной платы работников;
  5. развитие образования, здравоохранения, окружающей среды, в основном за счет государства;
  6. проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Функции и модели социальной политики государства

Социальная политика выполняет ряд функций, которые в конечном итоге определяют гуманистическую природу государства, стремясь с помощью политически созданных общественных фондов поддержать состояние людей в таком социальном статусе, которое не было бы обременительным для него.

Эти функции включают в себя следующее:

  1. Обеспечение социального обеспечения, которое рассматривается, прежде всего, как способность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.
  2. Обеспечение политической стабильности власти.
  3. Обеспечение такого распределения власти в экономике, которое было бы признано большинством как справедливое.
  4. Создание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что предполагает, прежде всего, реализацию принципа социальной справедливости.
  5. Обеспечение необходимого и достаточного уровня экологической безопасности обществом и государством.
  6. Обеспечение общества и государства необходимым и достаточным уровнем социальной защиты как для населения в целом, так и для каждой социальной группы. В то же время условия труда и быта - объекты социальной защиты.
  7. Обеспечение потребления основных товаров на уровне социальных стандартов для всех слоев населения, что достигается как за счет вознаграждения, так и путем предоставления различных социальных трансфертов.

Все эти функции чем больше представлены в социальной политике государства, тем больше социальная политика тесно зависит от политики государства в целом.

С точки зрения функционирования экономической системы социальная политика играет двойную роль.

Во-первых, по мере экономического роста накопление национального богатства, создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле цели экономического роста сосредоточены в социальной политике; Все остальные аспекты экономического развития начинают рассматриваться как средство реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика также является фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается повышением благосостояния, люди теряют стимулы для эффективной экономической деятельности. В то же время, чем выше достигнутая стадия экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знания, культуру, физическое и нравственное развитие. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Государственная социальная политика предусматривает решение следующих задач:

  1. Обеспечение равных возможностей в реализации права на образование и доли в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества (капитала).
  2. Сокращение нежелательных рыночных различий между богатыми и бедными в возникновении доходов и капитала.
  3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения человеческого достоинства, обеспечения развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
  4. Дальнейшее совершенствование социально-политических инструментов и норм, регулирующих существующую структуру, с целью обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения определенных проблем социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все виды государственной социальной политики, разработанные сегодня в развитых странах, можно разделить на две группы.

Первое можно условно назвать остаточным. В этом случае социальная политика выполняет функции, которые рынок не в состоянии реализовать. Это социальная политика, ограниченная по своим масштабам и охватывающая контингент, в основном пассивный и имеющий компенсационный характер. Его концептуальные основы формируются под влиянием идей консерватизма. Типичным представителем этого варианта (с определенной степенью условности) является американская модель.

Вторая группа институциональная. Здесь социальная политика играет важную роль в предоставлении населению социальных услуг и рассматривается в качестве более эффективного средства в социально-экономическом и политическом отношении, чем система частных учреждений. Это более конструктивная и перераспределительная политика. С концептуальной точки зрения на эту группу сильнее всего влияет социал-демократическая идеология, и ее типичным представителем (также условно) является шведская версия государства всеобщего благосостояния.

Обе группы отличаются друг от друга не наличием или отсутствием определенных компонентов, а их соотношением, а также степенью вмешательства государства в социальную сферу, ролью процессов перераспределения и степенью приоритетности социальных проблем в деятельность государства.

Существует несколько моделей социальной политики:

По типу субъекта социальной ответственности:

  • либеральная модель
  • корпоративная модель
  • социальная модель
  • патерналистская модель

По типу участия государства в реализации социальной политики:

  • благотворительная модель
  • административная модель
  • стимулирующая модель.

Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своих семей. Роль государственных структур в непосредственном осуществлении социальной политики сведена к минимуму, основными субъектами социальной политики являются граждане, семьи и различные неправительственные организации - фонды социального страхования и объединения третьего сектора. Финансовая основа для реализации социальных программ состоит из частных сбережений и частного страхования, а не средств из государственного бюджета. Поэтому при реализации этой модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездия, что подразумевает, например, прямую связь между размером страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, и не принцип солидарности, который подразумевает перераспределение доходов от одного человека к другому. 

Согласно либеральной модели социальной политики, государство берет на себя ответственность за поддержание лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но, с другой стороны, это максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов увеличения доходов граждан. Основным преимуществом либеральной модели является ориентация на раскрытие способностей членов общества (прежде всего на производительную и творческую работу) в интересах роста их уровня потребления, неограниченного государством, и частичного перераспределения ресурсов в интересах социальной поддержки граждан, которые в этом нуждаются. У граждан, которые постоянно участвовали в своих взносах в системы обязательного социального страхования (прежде всего, пенсии), уровень дохода при наступлении страхового случая (например, достижение пенсионного возраста) несколько снижается. Следствием экономической и социальной самореализации граждан является независимость большинства из них от государства, что является фактором развития гражданского общества.

Недостатки этой модели проявляются в значительных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; значения социальных выплат, произведенных из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования, с другой. Эти различия для разных категорий людей также имеют место в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Важным аспектом либеральной модели социальной политики является укорененность в индивидуальном и общественном сознании чувства высокой личной ответственности за свое социальное благополучие и отношение к государству не как единственного источника социальных выгод, а как гаранта. их прав и свобод.

Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, согласно которому корпорация, предприятие, организация или учреждение, в котором работает этот сотрудник, несут максимальную ответственность за судьбу своих сотрудников. Предприятие, поощряя работников вносить максимальный трудовой вклад, предлагает им различные виды социальных гарантий в виде пенсий, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышение квалификации). В этой модели как государство, так и неправительственные организации и граждане также несут часть ответственности за социальное благополучие в обществе, но важную роль играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру и собственные фонды социального страхования.

Финансовая основа в корпоративной модели социальной политики - это средства предприятий и корпоративные социальные фонды, поэтому важную роль здесь играют организации-работодатели, для которых социальная политика является существенным элементом системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами.

Социальная модель предполагает принцип совместной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, в которой богатые платят за бедных, здоровые за больных, молодые за стариков. Основным социальным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.

Финансовыми механизмами перераспределения являются государственный бюджет и государственные фонды социального страхования, средства которых используются для предоставления широкого спектра государственных социальных гарантий, которые в основном бесплатны (безвозмездны) для населения. Принцип солидарности предполагает реализацию в нескольких планах: солидарность между различными социальными группами и слоями общества, между разными поколениями, а также между государством, предприятием и работником через систему налогов, бюджетных взносов и страховых взносов.

Патерналистская модель предполагает принцип ответственности государства. Государство централизованно и полностью берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Все остальные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации) действуют либо от имени государства, либо под его контролем. Финансовая основа патерналистской модели - средства государственного бюджета и бюджетов государственных предприятий.

Эта модель реализует принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общей доступности, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

Преимущество социальной политики патернализма заключается в так называемой «уверенности в завтрашнем дне» для основной массы населения. Безработица исключается как социальное явление. Размер заработной платы и социальных пособий, перечень бесплатных гарантий в сфере здравоохранения, образования и других сферах общественной жизни известны заранее. Цены на товары первой необходимости и услуги стабильны. Интеллектуальный потенциал нации развивается, который, однако, во многих случаях остается невостребованным. Государство защищает экономические и социальные права идеологически послушных граждан в сфере труда и занятости, но зачастую за счет экономической эффективности.

К недостаткам этого подхода относится, прежде всего, нехватка товаров и услуг, в том числе товаров первой необходимости и услуг. Государство вынуждено вмешиваться в сферу их распространения, заменяя денежный оборот в определенных секторах потребительского рынка на оборот так или иначе документированных прав на покупку товаров и услуг. Тщательно контролируя соотношение между мерой труда и мерой потребления, государство не допускает развития в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе экономики, что может привести к неконтролируемому увеличению доходов.

Благотворительная модель - это когда государство за счет специально накопленных ресурсов создает определенные «опоры» для рынка в форме государственной системы социальной поддержки и, таким образом, помогает нейтрализовать некоторые наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, предоставляемые государством, состоят в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично из государственной казны.

Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство на рынке и носит характер администрации. Условием реализации этой модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, которые находятся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования и занятости.

Государство заставляет организации частного и государственного секторов выполнять социальные функции, например, заставляя их делать обязательные взносы в социальные фонды, выплачивать заработную плату не ниже установленного уровня и т. д. С точки зрения экономической эффективности большинство социальные функции для частного сектора убыточны, поэтому в обществе активируются многие сдерживающие факторы экономического развития - тяжелое налоговое бремя для производителя, обеспечивающее большой объем социальных трансфертов, государственное регулирование цен в ущерб интересам производителей, искусственное сдерживание безработицы путем поддержки неэффективных рабочих мест, отвлечение значительной части государственных средств из активной экономики в дорогостоящий социальный сектор.

Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство устанавливает для общества внешние «правила игры» по отношению к рынку и другим публичным субъектам (юридическим, кредитно-финансовым, налоговым).

Это выражается в создании таких систем налогообложения и государственной поддержки, которые позволяют всем субъектам предпринимательской деятельности выгодно инвестировать и инвестировать как в отдельные социальные проекты и программы, так и в социальную сферу в целом.

Подобная модель социальной политики может быть реализована в условиях высокого уровня экономического развития, развитой инфраструктуры гражданского общества и рыночной экономики.

Особенности социальной политики в России

Основные направления социальной политики в России

По ряду причин на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной акцент был сделан на финансовом оздоровлении экономики и макроэкономической стабилизации. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на задний план. В результате население России сталкивается с резким падением уровня жизни на фоне усиливающейся социальной дифференциации общества, в том числе по заработной плате. Ситуация на рынке труда ухудшилась, демографическая ситуация ухудшилась, началось абсолютное сокращение населения страны, а продолжительность жизни снизилась. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, в отношении заработной платы рабочих Россия закрывается в Европе в четвертой дюжине стран (оценка дана по состоянию на февраль 2004 года). Неудивительно, что в стране сформировался стабильный слой «новых бедных»; те граждане, которые, даже имея постоянную работу, имеют доходы ниже тех, которые необходимы для нормального существования.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что России необходимо проводить социальную политику, направленную на достижение рационального уровня потребления для большинства населения, создание условий для квалифицированного творческого труда и формирование эффективной системы социальной защиты. Государство должно быть гарантом функционирования социальных институтов, сохранения и развития систем социальной защиты.

Основными направлениями социальной политики России являются:

  1. Политика в области улучшения жилищных условий.
  2. Политика пенсионного регулирования.
  3. Политика здравоохранения.
  4. Внутривенно Образовательная политика.
  5. Политика в области регулирования безработицы и занятости.
  6. Политика в области регулирования доходов населения.

В России обеспечение населения жильем и улучшение потребительских качеств среды обитания было и остается одной из наиболее острых социальных проблем - достаточно сравнить количество квадратных метров на душу населения в России и, скажем, в Германия и США: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о разнице показателей качества среднего жилья.

По меньшей мере 15% населения страны суетятся в мало пригодном для жизни жилище, а 12% в принципе не имеют коммунальных удобств. Четверть населения России живет в относительно благополучных - по внутренним меркам - жилищных условиях, то есть в отдельном доме или квартире со всеми коммунальными услугами, из расчета 18 м2 на человека.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье для граждан России» был в основном ориентирован на то, чтобы люди брали ипотечные кредиты и покупали квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство граждан, рассчитывавших на ипотеку, не смогут ее взять. Многие банки прекратили выдачу кредитов или изменили условия договоров, поскольку на финансовых рынках нестабильная ситуация и проблема низкой ликвидности.

По мнению экспертов, в наиболее благоприятных условиях для развития ипотеки, не более 7-8% населения России могут реально использовать этот финансово-экономический инструмент. Число тех, кто улучшил свои жилищные условия с 2003 года, быстро сокращается вследствие безудержного роста цен на недвижимость: в 2003 году этот показатель составлял 14%, в 2005 году - 10%, в 2006 году - 7%. 4,43 миллиона семей (8,6%) находятся в очереди на улучшение своих жилищных условий; время ожидания в очереди на социальное жилье для малообеспеченных граждан составляет 15 - 20 лет. Число желающих улучшить свои жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. Семей). Общий спрос на жилье составляет около 1,57 млрд. М2 (55% от имеющихся запасов).

Из-за резкой дифференциации населения по доходам решение жилищной проблемы для большинства желающих более чем сложно. В то же время в очереди находятся не только бедные, но и те, кто может приобрести жилье самостоятельно, используя кредит или при частичной государственной помощи. Опросы общественного мнения показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут сделать это сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за отсутствия сбережений не может купить новый дом или квартиру и вынуждено откладывать такую ​​покупку на многие годы.

В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируемой государством, и ее размер устанавливается законом в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов работа конкретного человека) и финансируется (формируется только среди граждан 1967 года рождения и моложе).

С 1 марта 2009 года базовая часть трудовой пенсии увеличилась на 8,7%. А с 1 декабря 2009 года произойдет увеличение еще на 31,4%. В результате средний размер базовой части трудовой пенсии составит 2562 рубля. Кроме того, с 1 апреля 2009 года страховая часть трудовой пенсии будет увеличена на 17,5%. А 1 августа 2009 года будет проведена очередная индексация страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Так, в 2009 году среднегодовая пенсия по старости, которую получают более 30 миллионов человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и составит 5641 рубль. Размер социальной пенсии к концу года достигнет прожиточного минимума - это затронет 2,5 миллиона россиян.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию системы здравоохранения через 2 года, чтобы всем нуждающимся был предоставлен стандартный набор качественных медицинских услуг. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся сейчас задолго до их открытия, указывают на то, что эта идея не была реализована за 2 года. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В связи с этим сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получить доступ к бесплатной медицинской помощи. И если принять во внимание, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, это означает, что значительная часть населения фактически лишена возможности получать медицинскую помощь согласно полису медицинского страхования.

В 2007 году было зарегистрировано 924,8 пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения. Коэффициент младенческой смертности в России за период январь-февраль 2009 года составил 8,2 на 1000 живорождений. В то же время снижение младенческой смертности произошло во всех федеральных округах. Все это стало результатом программы «Свидетельство о рождении», которая в настоящее время охватывает 92,7% женщин и новорожденных. В 2005 году, до введения свидетельств, коэффициент младенческой смертности составлял 11 на 1000 живорождений.

Зачисление в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократилось по сравнению с 2007 г. на 60,3 тыс. Человек, или на 8,3%. На условиях полного возмещения затрат на обучение в техникумах начали обучение 190,4 тыс. Студентов, или 28,4% от общего количества студентов (в 2007 г. - 238,1 тыс., Или 32,6%). Прием в государственные и муниципальные вузы в 2008 г. снизился на 21,3 тыс. Человек (1,5%) в основном за счет студентов, поступивших на очную форму обучения, сокращение приема в которые составило 47,7 тыс. Человек или 6,7%. Количество студентов, обучающихся в заочной форме обучения, увеличилось на 29,8 тыс. Человек, или на 5,1%.

Прием на обучение в государственные и муниципальные вузы за счет бюджетов всех уровней составил 561,3 тыс. Человек и снизился по сравнению с 2007 годом. На 7,4 тыс. Человек, или на 1,3%. Доля тех, кто был принят с полным возмещением расходов на обучение, осталась на уровне 2007 года. и составил 58,8% от общего числа поступивших. По результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в государственные и муниципальные вузы поступило 566,0 тыс. Человек, что превышает аналогичный показатель в 2007 году. На 117,2 тыс. Человек, или на 26,1%.

Платных образовательных услуг населению в 2008 году по предварительным данным было предоставлено на 281,0 млрд рублей, или на 1,3% больше, чем в 2007 году. 28% семей платят за обучение своих детей, выделяя деньги на дополнительные, дополнительные занятия. Доля населения, оплачивающего определенные образовательные услуги (питание, содержание, охрана школ, индивидуальные занятия), увеличивается с ростом урбанизации. В целом, 60% семей с детьми школьного возраста считают, что они не смогут оплачивать обучение своих детей в университете.

Нынешняя система образования постепенно теряет свою эффективность. Разрыв между различными уровнями системы увеличивается, теория отрывается от практики, число выпускников, не работающих по специальности, растет, а позиции российских вузов в международных рейтингах постепенно падают.

Численность безработных в соответствии с методологией МОТ в феврале 2009 года составляла 1,8 млн. Человек, или на треть больше, чем в ноябре 2008 года и феврале 2008 года. Уровень безработицы, рассчитываемый как отношение количества безработных к числу экономически активное население, в феврале 2009 года составило 9,5% и было на 2,5-2,4 процентных пункта выше, чем в ноябре 2008 года. и феврале 2008 года. Занятое население в феврале 2009 года сократилось по сравнению с ноябрем 2008 года. на 2,9 млн человек, или на 4,2%, по сравнению с с февраля 2008г. - на 1,8 млн человек, или на 2,6%. По сравнению с ноябрем 2008 года число безработных мужчин увеличилось на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных, согласно методологии МОТ, доля женщин в феврале 2009 г. составила 44,4%. Доля городских жителей среди безработных, согласно методологии МОТ, в феврале 2009 г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008 г. на 3,7 процентных пункта.

Городская и сельская безработица характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. Это превышение составило 1,5 раза.

Средний возраст безработных в феврале 2009 года составил 35,2 года (в ноябре 2008 года - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года. Молодые люди в возрасте до 25 лет составляют 27,4% безработных, а лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. Около 36,4% безработных составляют лица, чей период пребывания в состоянии поиска работы (безработица) не превышает 3 месяцев. Один год или более 27,5% безработных ищут работу. По сравнению с ноябрем 2008 года доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентных пункта, доля долгосрочной безработицы (12 месяцев и более) снизилась на 5,8 процентных пункта. Среди сельских жителей доля застойной безработицы значительно выше, чем среди городских жителей в феврале 2009 года. Составила 37,5% и 22,4% соответственно. По сравнению с ноябрем 2008 года доля долгосрочной безработицы среди сельских жителей снизилась на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время, затраченное на поиск работы безработными в феврале 2009 года, составило 6,9 месяца. Для женщин это было 7,3 месяца, для мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы снизилась по сравнению с ноябрем 2008 года. С 7,0 до 6,2 месяца, в сельской местности она снизилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Около 23,3% безработных составляют лица без опыта работы. В феврале 2009 г. их количество составило 1,7 млн. Эта группа безработных формируется в основном из молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - с 20 до 24, на 17% - у 25–29). По сравнению с ноябрем 2008 года доля безработных без стажа работы снизилась на 3,7 процентных пункта. В феврале 2009г. Среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. И ноябрем 2008г. Доля людей, оставивших свою прежнюю работу в связи с увольнением или сокращением численности работников, увеличилась. Самый низкий уровень безработицы, согласно методологии МОТ, согласно опросу населения по проблемам занятости, отмечен в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.

Можно сказать, что рост зарегистрированной безработицы в период с октября 2008 года по февраль 2009 года очень высок, во всех регионах он превышает 100%, больше всего пострадала Челябинская область. Среднемесячная номинальная заработная плата в регионах существенно отличается, равно как и среднемесячное пособие по безработице, самая высокая заработная плата в Свердловской области, самая низкая во Владимирской области, а разница между ними превышает прожиточный минимум. Соотношение возможного размера пособий по безработице превышает установленный максимум в 4900 руб. и опять же, наибольшее количество льгот приходится на Свердловскую область, наименьшее - на Владимирскую область.

В регионах, где в последние месяцы наблюдается значительный рост безработицы, ограничение максимального размера пособий (4900 руб.) Приводит к тому, что размер ежемесячных выплат безработным в 1,5-2 раза ниже уровня, который позволял бы поддержание приемлемого уровня жизни для населения, не способного найти работу.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе 2009 года сократились на 6,7% по сравнению с январем 2008 года. Гораздо большее снижение продемонстрировала реальная стоимость заработной платы с учетом инфляции - на 9,1% за тот же период.

19 февраля Росстат сообщил, что в январе 2008 года реальные доходы населения увеличились на 10,1% по сравнению с январем 2007 года. В номинальном сравнении выручка за тот же период увеличилась на 7,3% и составила 11 430 рублей. Номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе 2009 года в среднем по России составляла 15 200 рублей, что на 3,0% выше, чем в январе 2008 года, и на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. Реальная стоимость заработной платы (с учетом инфляции) в январе упала на 9,1% по сравнению с январем 2008 года и снизился на 26,7% по сравнению с декабрем прошлого года. Однако, несмотря на падение доходов населения, товарооборот в январе в годовом исчислении вырос на 2,4% - до 1,07 трлн. рублей. В первые 11 месяцев 2008 года этот показатель колебался в пределах 10-18% в месяц, а в декабре темпы его роста снизились до + 4,8%.

В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А когда учитывается реальная стоимость заработной платы, рассчитывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи также растут, а рост номинальной заработной платы заморожен, скорее, даже снижается. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля их падение произошло примерно на 35%.

Генеральный директор Института сравнительных социальных исследований (CESSI) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру в стационаре и не в полной мере отражают противоречивые тенденции в заработной плате в разных регионах и в разных слоях населения. Ведь Москва, как и другие крупные города, вносит значительный вклад в повышение среднего уровня заработной платы. Это ретуширует крайне низкие доходы населения в большинстве регионов. Но главной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Частично работодатели пытаются компенсировать это снижение, в первую очередь в своих собственных интересах, так как зарплаты уже уходят в тень. Во времена кризиса наиболее универсально проявляется «универсальный закон», согласно которому бедные становятся беднее, а богатые - богаче. Самый актуальный вопрос сейчас - как изменятся пропорции между слоями. По некоторым оценкам, ряд тенденций уже очевиден. Таким образом, произойдет значительное расширение бедности за счет людей, которые оказались полностью или частично «за бортом», а средний класс, который довольно быстро вырос в последние годы, также сократится. В то же время, значительное снижение доходов и статуса высшего среднего класса вряд ли произойдет.

Реальные располагаемые доходы населения значительно увеличились в 2000 году, и именно с этого года они стали увеличиваться более чем на 100%. Наблюдается постепенный рост среднего денежного дохода на душу населения, а численность населения с доходами ниже прожиточного минимума как в количественном, так и в процентном отношении ежегодно уменьшается, к 2008 году более чем в 2 раза.

В конце 2008 года количество людей, живущих за чертой бедности, практически не уменьшалось. В конце прошлой недели Министерство экономического развития опубликовало предварительную оценку численности бедного населения, проживающего в России. Согласно этим данным, в 2008 г. 18,6 млн. Человек или 13,2% населения страны имели доходы ниже официально установленного прожиточного минимума (4593 руб. В месяц). Таким образом, по сравнению с 2007 г. (18,7 млн ​​человек) ситуация с бедностью в России практически не улучшилась. Очевидно, что в условиях экономического кризиса, сопровождающегося ростом уровня безработицы и значительным замедлением роста реальных доходов населения, а в последние месяцы - даже их падение, ситуация с бедностью может только ухудшиться , Поэтому предыдущие намерения правительства добиться снижения уровня бедности до 10% к 2011 году становятся нереальными.

Проблемы социальной политики в России и пути их решения

Среди основных проблем, которые накопились в жилищном секторе и требуют решения, особенно острыми являются четыре группы проблем.

Во-первых, обострение ситуации в сфере ЖКХ.

Эта проблема возникла в связи с долгосрочным недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За последнее десятилетие значительно увеличился износ жилищно-коммунальных объектов, что привело к увеличению объема ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем и увеличение текущих затрат на их содержание.

Системы управления, ценообразования и финансирования отрасли в современных социально-экономических условиях обеспечивают не только развитие, но и стабилизацию существующего уровня обслуживания населения. В то же время увеличилась доля собственных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре расходов семьи. Темпы роста доли платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги без заметного улучшения их качества все чаще вызывают недовольство малообеспеченной части населения. В то же время во многих отношениях высокие эксплуатационные расходы на жилищно-коммунальные услуги обусловлены низким качеством проектирования и строительства объектов, использованием недолговечных материалов и пренебрежением последующими затратами на текущее содержание жилья. и коммунальная инфраструктура.

Во-вторых, существует проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья и платежеспособного спроса населения.

Основная причина этого процесса - ограниченные возможности для привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций и недоступность кредитных ресурсов. Существующая система городского регулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Стоимость нового жилья не соответствует платежеспособному спросу потребителей.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем доходов и связанная с этим проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Действующее законодательство Российской Федерации определяет отдельные категории граждан, обязанности которых по обеспечению жильем берет на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других областях (демографическая, миграционная и т. д.) Государство обязано оказывать помощь в улучшении условий жизни других категорий граждан (работников бюджетной сферы, молодых семей, сельского населения). и т.д.). Принятие таких решений не всегда соответствует бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия к ним граждан. В то же время не было сформировано единых принципов определения размера поддержки различных категорий граждан за счет бюджетных средств, а также механизмов выполнения государственных обязательств.

В-четвертых, решение актуальных проблем жилищного строительства требует значительных инвестиций.

Концепция жилищной политики, основанная на анализе ситуации и проблем, существующих в жилищном секторе, предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищном секторе.

Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее компонентов в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой на 2002 - 2010 годы, с учетом особенностей развития жилищного сектора в современной экономике. условия.

Учитывая это, можно предложить следующие пути решения жилищной проблемы:

  1. развитие сферы обслуживания и обслуживания жилищного фонда;
  2. реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;
  3. развитие рынка жилья и финансовых механизмов для обеспечения доступности жилья;
  4. выполнение обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению жилья отдельным категориям граждан.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье для граждан России» направлен на удвоение объемов жилищного строительства к 2010 году, доведя их до 80 млн. М2 в год, что воспроизводит исторический максимум доперестроечных лет. В то же время планируется значительно сократить продолжительность пребывания в очереди на улучшение жилищных условий.

Глобальные задачи новой Жилищной политики на ближайшее будущее должны быть:

  • удвоение жилищного фонда Российской Федерации (современный жилой фонд - 2,85 млрд. кв. м общей площади) с условием замены и реконструкции в этот период не менее 70% существующего жилищного фонда. Для этого за пять лет необходимо достичь годового объема жилищного строительства и реконструкции около 90 миллионов квадратных метров.
  • увеличение среднего обеспеченности граждан жильем до 40 кв. на человека (сейчас - 19,7 кв. м на человека).

Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, и, как следствие, возникает проблема качества жизни пенсионеров.

Эти проблемы могут быть решены:

  • во-первых, введение обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников для будущих пенсионных пособий последних;
  • во-вторых, предоставление гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);
  • в-третьих, путем создания условий для развития негосударственных пенсионных систем (негосударственных пенсионных фондов), взносы в которые также оплачиваются работниками или работодателями;

Во всех случаях создаются механизмы, гарантирующие текущие пенсионные выплаты и, что особенно важно для будущих пенсионеров, безопасность их пенсионных накоплений, в том числе в негосударственной части пенсионной системы. Очевидно, что уровень таких гарантий должен превышать уровень гарантий по вкладам населения в финансово-кредитных учреждениях страны.

В области здравоохранения можно выделить следующие проблемы:

  • доступность бесплатной медицинской помощи;
  • недостаточная эффективность финансирования здравоохранения;
  • нехватка персонала;
  • обеспечение лекарствами;
  • качество предоставляемых услуг.

В связи с существующими проблемами мы предлагаем следующие решения:

  • повышение реальной доступности медицинской помощи населению в целом: создание правовых, экономических и организационных условий для оказания медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, Современный уровень медицинской науки и техники, а также ресурсы, доступные государству и гражданам.
  • обеспечение баланса объема государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи населению с финансовыми возможностями государства.
  • разработка механизмов координации деятельности всех звеньев в системе управления здравоохранением на основе внедрения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.
  • реформирование системы финансирования здравоохранения, включая:
  • обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования здравоохранения;
  • внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
  • завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых ресурсов для здравоохранения и страхового финансирования медицинских организаций;
  • усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;
  • Постепенная легализация участия населения в оплате медицинской помощи.
  • реструктуризация сети медицинских организаций.
  • обеспечение экономической независимости государственных и муниципальных медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций.
  • изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.
  • создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.
  • развитие научных исследований и технологических разработок для повышения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.
  • укрепление учреждений по защите прав пациентов и медицинских работников.

Говоря о программе развития здравоохранения, необходимо учитывать, что невозможно разработать национальный проект «Здоровье» без эффективной системы медицинского страхования, особенно для работающего населения. Это означает, что для стабильных финансовых поступлений в национальную систему здравоохранения необходима высокая легальная заработная плата работников. Между тем, отсутствие принципов страхования и снижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и малообеспеченных категорий граждан, с детьми. оздоровление. Следовательно, действительно невозможно решить эти проблемы без увеличения заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства.

Внутривенно Существует ряд проблем, которые могут привести российскую систему образования к общему застою:

  1. Неопределенность школьного образования. Он заключается в отсутствии конкретного «образовательного вектора». Студента учат понемногу всему, без конкретной цели. В то же время образование, которое современные российские школы предлагают ребенку, носит, как правило, чисто теоретический характер, а на данном этапе формирования личности человеку нужны только практические навыки.
  2. Сомнительная эффективность единого государственного экзамена. Пройдя первый этап образовательной системы (закончив обучение в школе), молодой русский сталкивается с проблемой сдачи единого государственного экзамена. Многие российские школы просто не готовы к этой форме экзаменов. Ведь решение об оценке теперь присваивается компьютеру, а не конкретному человеку. Знания оцениваются исключительно на основе заполненной формы ЕГЭ, а не на основе представления учителя о потенциале и степени развития учащегося.
  3. Снижение качества высшего образования. В Российской Федерации на 1000 человек приходится 50 студентов. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте Российской Федерации рекомендует абитуриентов только 150.

В связи с этим необходимо создать более эффективные формы контроля, способные обеспечить права граждан на получение качественного образования. Это означает, что в системе непрерывного образования необходимо организовать систему управления качеством образования для широкой сети образовательных учреждений, различающихся по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования и формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, решит большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет юридическую, финансовую и экономическую независимость образовательных учреждений, а с другой - объединяет эти институты через единую систему управления качеством образовательного процесса.

Основная схема финансирования образования должна выглядеть так:

  • программы финансируются из государственного бюджета:
  1. обучение в рамках государственного образовательного стандарта;
  2. подготовка специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
  3. профессиональная переподготовка специалистов со средним и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
  • за счет средств работодателей в негосударственном секторе экономики финансируются образовательные программы для обучения и переподготовки работников, имеющих юридически значимые соглашения о продолжении работы с этим работодателем после завершения учебных программ;
  • образовательные программы, которые превышают минимальный обязательный уровень, установленный государственным образовательным стандартом, финансируются за счет бюджетов домохозяйств.

В настоящий момент в Российской Федерации существует проблема высокого уровня безработицы и низкого уровня занятости.

Важнейшим направлением снижения безработицы следует считать развитие самозанятости населения. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, с формированием рыночных отношений и необходимостью в этих условиях рационализировать занятость, найти новые ее формы.

Развитие общественных работ имеет большое значение для решения проблем безработицы. Опыт и практика зарубежных стран показывает, что это может значительно снизить уровень негативных последствий, связанных с безработицей. Общественные работы в первую очередь поддерживают доход безработных.

Еще одним важным направлением минимизации безработицы является организация обучения и переподготовки кадров. Количество людей, занятых в ряде отраслей российской экономики, действительно чрезмерно. Таким образом, в нефтегазовом секторе аппарат управления в последние годы был раздут из-за сверхвысоких цен на нефть. В секторе электроэнергетики тот же процесс наблюдался благодаря возможности устанавливать монопольные тарифы. В некоторых других отраслях эффективность тоже не блестит.

Эта деятельность сегодня должна, прежде всего, рассматриваться как важнейшая составляющая процесса формирования человеческого капитала. Эта работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. В то же время количественные и качественные характеристики процесса подготовки и переподготовки кадров должны удовлетворять потребности экономики в кадрах и обеспечивать не только текущие, но и будущие потребности при условии согласованности спроса и предложения труда.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, если научно-техническая политика четко определяет приоритетные области и обеспечивает их финансирование.

Кризис, наконец, заставит власти правильно рассчитывать количество безработных, улучшить адресность пособий по безработице и повысить качество профессиональной переподготовки кадров.

После преодоления кризиса правительство может понять, что необходимо воссоздать фонд занятости (который был ошибочно ликвидирован в начале 2000 года), из которого пособия по безработице будут выплачиваться на страховой основе. Теперь выплата пособий безработным является дополнительной нагрузкой на бюджет.

В идеале, вполне возможно, что в стране возникнут реальные профсоюзы, которые фактически будут защищать интересы работников и стремиться повысить их роль в управлении предприятием.

Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. Сегодня существует проблема высокой дифференциации заработной платы и недостаточного уровня среднего дохода в текущих ценах.

Для изменения уровня заработной платы требуются одновременные и комплексные изменения:

  • Во-первых, минимальная заработная плата должна устанавливаться на почасовой основе и не включать никаких дополнительных выплат - это должна быть чистая почасовая ставка заработной платы. Введение минимальной почасовой ставки заработной платы позволит гораздо более гибко реагировать на изменения в экономике и более точно регулировать вопросы заработной платы не только на уровне отдельной организации, но и в регионах России.
  • Во-вторых, необходимо коренным образом изменить структуру налога на доходы физических лиц - он должен иметь разные ставки по отношению к разным видам доходов:
  1. по отношению к заработной плате она должна оставаться неизменной по размеру или, возможно, даже иметь прогрессивную шкалу, и сбор подоходного налога с населения должен начинаться не с 401 рубля заработной платы на основном месте работы, а только после того, как она будет в два раза меньше минимальной. месячная заработная плата;
  2. по отношению к доходам физических лиц от дивидендов, то есть к доходу от прибыли экономического субъекта, необходимо законодательно установить регрессивную шкалу налогов, начиная с 10 процентов дохода;
  3. в отношении доходов физических лиц, которые не имеют прямого отношения к экономической деятельности (доход от выигрышей в лотерее, лотереи, поиск сокровищ и т. д.), Необходимо законодательно установить более высокую налоговую шкалу - можно установить налоговую ставку, например, на 25 процентов. Такая структура НДФЛ будет стимулировать руководство компаний показывать реальную прибыль, а не привязывать свои личные доходы только к заработной плате.
  • В-третьих, хозяйствующий субъект должен самостоятельно установить минимальный уровень заработной платы для своих работников, который не может быть меньше установленного законом, и этот минимальный уровень должен быть освобожден от уплаты подоходного налога с населения.
  • В-четвертых, необходимо законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях заработной платы работников.
  • В-пятых, необходимо закрепить в Налоговом кодексе требование о том, что единый социальный налог рассчитывается для всей команды работников организации в целом. Это тот редкий случай, когда средняя температура в больнице играет положительную роль.

С одновременным внесением предлагаемых изменений в законодательство и одновременным их вступлением в силу есть надежда, что заработная плата в стране постепенно начнет принимать цивилизованные формы.

Вывод:

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

Социальная политика - это система экономических отношений, которая обеспечивает каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимума, необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личных) и предоставления его в случае утраты. из этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети).

Основными принципами социальной политики являются:

  • защита уровня жизни путем введения различных форм компенсации в случае повышения цен и индексации;
  • оказание помощи беднейшим семьям;
  • выдача помощи в случае безработицы;
  • обеспечение полиса социального страхования, установление минимальной заработной платы для работников;
  • развитие образования, здравоохранения, охраны окружающей среды в основном за счет государства;
  • проводить активную политику, направленную на обеспечение квалификации.

Социальная политика выполняет следующие функции:

  • Обеспечение социального обеспечения, которое рассматривается как способность человека удовлетворять свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы.
  • Обеспечение политической стабильности власти.
  • Обеспечение распределения власти в экономике, которая
  • будет признан большинством как справедливый.
  • Создание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов хозяйственной деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости.
  • Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.
  • Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защиты как населения в целом, так и каждой социальной группы.
  • Обеспечение потребления основных товаров на уровне социальных стандартов для всех слоев населения.

Существует несколько моделей социальной политики:

По типу субъекта социальной ответственности:

  • Либеральная модель, при которой государство берет на себя ответственность за поддержание только минимального дохода граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения.
  • Корпоративная модель, которая предполагает принцип корпоративной ответственности, согласно которой корпорация, предприятие, организация или учреждение, в котором работает этот сотрудник, несут наибольшую ответственность за судьбу своих сотрудников.
  • Социальная модель, которая предполагает принцип совместной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу своих членов.
  • Патерналистская модель, предполагающая принцип ответственности государства.

По типу участия государства в реализации социальной политики:

  • Благотворительная модель, при которой государство за счет специально накопленных ресурсов создает определенные «опоры» для рынка в форме государственной системы социальной поддержки и, таким образом, помогает нейтрализовать некоторые наиболее острые негативные социальные последствия функционирование рынка.
  • Административная модель, которая предполагает прямое, активное государственное вмешательство на рынке и носит характер администрирования.
  • Стимулирующая модель, предполагающая косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем.

Основными направлениями социальной политики России являются.

Политика в области улучшения жилищных условий.

Среди основных проблем, которые накопились в жилищном секторе и требуют решения, особенно остро стоят четыре группы проблем.

Во-первых, обострение ситуации в сфере ЖКХ.

Во-вторых, существует проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья и платежеспособного спроса населения.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем доходов и связанная с этим проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

В-четвертых, решение актуальных проблем жилищного строительства требует значительных инвестиций.

Учитывая это, можно предложить следующие пути решения жилищной проблемы:

  1. развитие сферы обслуживания и обслуживания жилищного фонда;
  2. реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;
  3. развитие рынка жилья и финансовых механизмов для обеспечения доступности жилья;
  4. выполнение обязательств субъекта Российской Федерации по предоставлению жилья отдельным категориям граждан.

Политика пенсионного регулирования.

Проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, связаны, прежде всего, с низким уровнем пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, и, как следствие, возникает проблема качества жизни пенсионеров.

Эти проблемы могут быть решены:

  • во-первых, введение обязательных страховых взносов для большинства работодателей и самих работников для будущих пенсионных пособий последних;
  • во-вторых, предоставление гарантий государственного пенсионного обеспечения отдельным категориям работников (как правило, выполняющих государственные функции);
  • в-третьих, путем создания условий для развития негосударственных пенсионных систем, взносы в которые также выплачиваются работниками или работодателями;

Политика здравоохранения.

В сфере здравоохранения существует ряд проблем:

  • доступность бесплатной медицинской помощи
  • недостаточная эффективность финансирования здравоохранения
  • нехватка персонала
  • обеспечение лекарствами
  • качество предоставляемых услуг.

В связи с существующими проблемами предлагаем следующие решения.

  1. повышение реальной доступности медицинской помощи для населения в целом.
  2. реформирование системы финансирования здравоохранения;
  3. изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников.
  4. создание рациональной системы государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.
  5. развитие научных исследований и технологических разработок для повышения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.

Внутривенно Образовательная политика.

Существует ряд проблем, которые могут поставить российскую систему образования в состояние общей стагнации:

  1. Неопределенность школьного образования.
  2. сомнительная эффективность единого государственного экзамена.
  3. Снижение качества высшего образования.

В связи с этим необходимо создать более эффективные формы контроля, способные обеспечить права граждан на получение качественного образования. Это означает, что в системе непрерывного образования необходимо организовать систему управления качеством образования для широкой сети образовательных учреждений, различающихся по содержанию, уровню и характеру образовательных услуг, времени существования и формам собственности. Такая интеграция учреждений, основанная на управлении качеством образовательного процесса, решит большинство проблем. С одной стороны, интеграция оставляет юридическую, финансовую и экономическую независимость образовательных учреждений, а с другой стороны, она объединяет эти учреждения через единую систему управления качеством образовательного процесса.

Политика в области регулирования безработицы и занятости.

В настоящий момент в Российской Федерации существует проблема высокого уровня безработицы и низкого уровня занятости.

Важнейшим направлением снижения безработицы следует считать развитие самозанятости населения.

Развитие общественных работ имеет большое значение для решения проблем безработицы.

Другим важным фактором минимизации безработицы является организация обучения и переподготовки кадров.

Решение проблем безработицы неразрывно связано с инвестиционной политикой государства. Успех этой деятельности может быть обеспечен только в том случае, если научно-техническая политика четко определяет приоритетные области и обеспечивает их финансирование.

Необходимо воссоздать фонд занятости (ликвидированный по ошибке в начале 2000 года), из которого пособия по безработице будут выплачиваться на страховой основе.

Политика в области регулирования доходов населения.

Доходы населения России неразрывно связаны с уровнем заработной платы. Сегодня существует проблема высокой дифференциации заработной платы и недостаточного уровня среднего дохода в текущих ценах.

Изменение заработной платы требует одновременных и сложных изменений:

  • Во-первых, минимальная заработная плата должна устанавливаться на почасовой основе и не включать никаких дополнительных выплат - это должна быть чистая почасовая ставка заработной платы. Введение минимальной почасовой ставки позволит гораздо более гибко реагировать на изменения в экономике и более точно регулировать вопросы заработной платы.
  • Во-вторых, необходимо коренным образом изменить структуру подоходного налога с населения - он должен иметь разные ставки по отношению к разным видам доходов.
  • В-третьих, хозяйствующий субъект должен самостоятельно устанавливать минимальный уровень заработной платы для своих работников, который не может быть ниже установленного законом.
  • В-четвертых, необходимо законодательно установить возможный максимальный разрыв в уровнях заработной платы работников.