Социальная организация первобытнообщинного общества и возникновение права

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
Правоведение как наука и учебная дисциплина
Понятие и признаки государства. Особенности правового государства
Основные теории происхождения государства


Введение:

Выбранная мной тема актуальна в настоящее время, поскольку социальные нормы являются наиболее важными и необходимыми не только в первобытнообщинной системе, но и в настоящее время. Потому что они регулируют и регулируют между людьми и их объединениями в процессе материального производства, в политической, социальной и культурной сферах.

Предметом исследования курсовой работы является знание социальных норм первобытного общества.

Цель моей курсовой работы - раскрыть наиболее подробно и подробно освящение основных аспектов представленной темы - раскрытие социальных норм первобытного общества.

Задача - определить роль социальных норм в общественной жизни первобытного общества.

Методы: в курсовой работе я использовал методы как общенаучные (сравнение, анализ), специальные научные (исторические, материальные, логические).

Теоретической основой при изучении курсовой работы является рассмотрение данной проблемы такими авторами и учеными: В.В. Лазарев, Липен С.В., В.Д. Перевалов Н.И. Матузов и А.В. Малко, П.И. Борисковский, И.Л. Андреев В.Н. Хропанюк М.Н. Марченко А.Т., Назаров Н.А., Шулепов А.В. Клименко В.В. Романина, А.В. Венгерова, М.Н. Марченко, Лукашева Е.В. Мальцев Г.В., Несрух М., Гернес М. Кошанина Т.В., Ключевский В., Перевалов В.Д., Косарев А.И., Лазарев В.В., Мейсон В.М., Марченко М.Н. ...

Структура курсовой работы состоит из введения, трех разделов, двух параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников. Во введении содержатся основные вопросы и задачи, которые необходимо изучить и раскрыть. Главы позволяют вам более подробно изучить объект моей курсовой работы. Заключение содержит выводы о проделанной работе.

Сущность социальных норм первобытного общества

Понятие и признаки социальных норм первобытного общества

Социальные нормы - это правила взаимодействия в обществе, связанные с волей и сознанием людей, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Признаки социальных норм

  • Социальные нормы - это правила взаимодействия людей в обществе.

Практическое взаимодействие людей в обществе осуществляется в их поведении. Следовательно, с точки зрения их содержания, социальные нормы представляются как общие (имеющие множество действий и адресованные неопределенному кругу лиц) правила, которые устанавливают природу и границы возможного или правильного поведения человека по отношению к другим людям, и, таким образом, правила социального взаимодействия. В то же время термин «правила» трактуется широко и относится как к широко сформулированным предписаниям требуемого или допустимого поведения, так и к моральным идеалам и моральным принципам, которые не имеют строгих формулировок.

  • Это правила социального взаимодействия, которые связаны с волей и сознанием людей.

Само существование социальных норм как одного из элементов общества, необходимых условий его существования объективно определяется и, конечно же, не зависит от воли и сознания конкретных людей. Эта связь заключается в том, что социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей. Более того, характер и степень связи различных социальных норм с волей и сознанием не совпадают. Некоторые из них создаются в процессе целенаправленного нормотворчества и оформляются в виде подробных требований к поведению. Другие формируются в повторяющихся актах поведения, не отделяются от него и выступают в качестве моделей и стереотипов такого поведения (обычаев). Третьи формируются в результате понимания фундаментальных этических идей, фундаментальных ценностей человеческого существования, закрепления в общественном сознании, главным образом в форме принципов (морали) и т. д. Таким образом, социальные нормы по-разному соотносятся с воля и сознание людей, но они всегда возникают и функционируют в связи с ними.

  • Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором в этом процессе.

С одной стороны, социальные нормы, являясь элементом общества, возникают в процессе его развития. Таким образом, историческое усложнение социальной организации, возникновение относительно независимых сфер жизни, таких как экономика, политика, государства, религия и т. д., Приводит к существенной дифференциации первичных «мононормативов» той или иной сферы общества, то есть приобретение предмета регулирования, отличного от других. Так возникают политические, экономические, религиозные и другие нормы, различающиеся по сфере деятельности, типу регулируемых отношений. Более того, наряду с историческими изменениями в сферах регулируемых отношений меняется содержание соответствующих норм, что, в свою очередь, влияет на изменения в общественных отношениях.

С другой стороны, регулируя поведение людей, определяя формы их социально значимого взаимодействия, социальные нормы влияют на характер и темпы происходящих в обществе процессов, могут замедляться или, в этом смысле, являются фактором, влияющим на историческое развитие общества. Например, было отмечено, что принятие римского частного права странами Западной Европы привело к либерализации их государственных и политических режимов.

  • Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, который определяет особенности организации конкретного общества.

Соответствие социальных норм определенному типу культуры проявляется, прежде всего, через особенности их содержания. С этой точки зрения легко заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих к разным культурным традициям, например, основанным на христианстве и исламе. Можно сказать, что культурные различия этих обществ выражаются в социальных нормах, а также в их религиозных учениях и философских традициях. Однако в правовых системах особенности культурных традиций присутствуют достаточно четко.

  • Социальные нормы направлены на организацию общественных отношений.

Одной из фундаментальных характеристик любого общества является упорядоченность и организация его отношений. Социальные нормы направлены на обеспечение такой организации. Поэтому с точки зрения своих функций и назначения социальные нормы представляют собой систему регулирования жизни общества, формирующуюся в процессе социальной эволюции, обеспечивающую его организацию, формирование определенного социального порядка.

Следует иметь в виду, что в своем поведении человек не всегда руководствуется только социальными нормами. Есть много других правил, которые регулируют поведение людей в различных областях их деятельности. Таким образом, порядок и методы обращения с природными объектами стандартизируются знаниями о свойствах окружающего мира, которые существуют в виде научных законов и принципов.

На реальное состояние социального порядка конкретного общества влияют не только социальные нормы, но и ряд других факторов, многие из которых могут оказывать на него дестабилизирующее воздействие.

К ним, в частности, относятся так называемые «спонтанные регуляторы» как прямое проявление объективных законов природы и общества. Регулирующее влияние стихийных факторов является естественным и может проявляться в виде довольно резкого изменения определенных параметров жизни.

Общество, явления массового поведения, экономические колебания и т. д. это, например, увеличение или уменьшение продолжительности жизни людей, эпидемии и пандемии, демократические процессы, миграционные всплески, инфляционные ожидания. В своем стремлении к стабильности, порядку общество и государство стремятся контролировать эти факторы, прежде всего, посредством принятия управленческих решений на разных уровнях масштаба. Однако дестабилизирующее влияние стихийных факторов часто воспринимается неадекватно или не воспринимается вовсе, что делает невозможным его компенсацию посредством конкретных действий руководства. Именно поэтому необходимый уровень стабильности в организации жизни общества обеспечивается в основном социальными дырами как формирующейся в процессе регулирования системой.

В юридической литературе социальные нормы рассматриваются в основном как регуляторы общественных отношений. Но в целом их роль не ограничивается только одной функцией. Исходя из вышеизложенного, можно назвать как минимум три функции социальных норм (регуляторные, оценочные, трансляционные).

Неотъемлемой чертой любого социального сообщества, любого человеческого общества является регулирование и упорядоченность социальных отношений. Возьмем ли мы первобытное общество, современное или то или иное формальное и неформальное объединение людей (включая любые преступные группировки), мы всегда найдем тот или иной порядок.

Понятно, что способы осуществления власти и социальной направленности этих норм в разных сообществах будут разными, но их присутствие настолько же необходимо, насколько это необходимо для отдельного человека и тела.

Урегулирование и порядок - это то качество социального организма, которое объективно требует социального регулирования. В противном случае общество не только не сможет нормально развиваться, но и не сможет существовать.

Регулировать в переводе с латыни означает подчинение определенному порядку, правилу, порядку; установить правильное взаимодействие частей механизма.

Существует два типа социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Индивидуальность - это упорядочение поведения людей с помощью приказов, указов, связанных с конкретным человеком и конкретной ситуацией. Например, старейшина приказал определенному члену племенного сообщества поддерживать огонь на следующую ночь. Нормативным является упорядочение поведения людей с использованием социальных правил поведения, которые применяются ко всем членам сообщества. Именно социальные нормы первобытного общества были прообразом будущего закона.

Таким образом, социальные нормы - это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

До недавнего времени считалось, что социальные нормы возникли прежде всего из-за материальных, экономических предпосылок. Например, Ф. Энгельс писал: «На определенном, очень раннем этапе развития общества возникла необходимость охватить общее правило актов производства, распределения и обмена продукции, повторяемое изо дня в день, и обеспечить что индивидуальное лицо подчиняется общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, а затем становится законом».

В этой цитате материальные предпосылки для возникновения социальных норм достаточно отчетливо видны. Тем не менее, они единственные? Вопрос не возникает случайно. Дело в том, что многие ученые, анализируя эту проблему, ограничились представлением этой позиции Ф. Энгельса.

Другие, занимающие сегодня позицию полного отрицания марксизма, также отрицают материальные предпосылки для возникновения социальных норм, тем самым выбрасывая ребенка вместе с водой. Материальные предпосылки являются одними из самых важных, но далеко не единственными.

Существовали социальные нормы, в генезисе которых заложены биологические, природные, экономические, религиозные, ритуальные, санитарные и другие основания. Так, у многих народов Малой Азии и Средней Азии в Африке был запрет на употребление в пищу свинины, по-видимому, вызванный тем, что свиньи на юге заражены опасными паразитами. Этот запрет из далекого прошлого вошел в мусульманскую религию и стал религиозным запретом. Его нарушителю угрожали не только осуждением, церковным покаянием, но и очень суровым наказанием вплоть до смертной казни. Здесь была санитарная причина.

Любопытно, что в некоторых случаях появление социальных норм определялось антиалкогольными причинами. Так, в некоторых религиозных движениях (адвентисты седьмого дня) есть запрет на употребление в пищу зайца. Это объясняется следующим образом.

Тело зайца спроектировано таким образом, что в процессе переваривания пищи выделяется большое количество алкоголя.

А так как алкоголь запрещен, запрещается употреблять зайца.

И вот причина появления еще одной, очень распространенной в древности, социальной нормы. Поскольку люди работали вместе, взаимопомощь была естественным явлением, она распространялась на все другие аспекты жизни клана или племени. В столкновении с другими кланами, в защите человека клана от внешних посягательств, члены сообщества проявили полную солидарность. Из этого естественного чувства самообороны следует, что все народы без исключения стремятся отомстить за вред, причиненный клану или его отдельным членам.

Если, например, один из членов клана был убит, его родственники были обязаны отомстить убийце или перейти к другому члену клана. Древние скандинавы дали клятву: «Годы превратят раковину устрицы в пыль, пройдет еще тысяча лет, но месть не перестанет гореть в моем сердце».

В то же время ни у кого не возникало вопроса о том, что это за характер: моральный, моральный или религиозный. Отступнику угрожали всеобщее презрение, жестокое наказание и гнев богов. Напротив, жестокость мести поощрялась всеми возможными способами.

Социальные нормы играли огромную роль в первобытном обществе, они регулировали поведение людей, и благодаря этим нормам были установлены природа и границы возможного или правильного поведения человека по отношению к другим людям, и, таким образом, это правила социального взаимодействия.

Понятие «мононормы» и его содержание, понятие «табу»

Социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе, называются мононормами. Впервые понятие «мононорм» было введено выдающимся советским этнографом А.И. Першиц: «Мононорма (от греческого monos - единое, единичное и латинское норма-правило) является обязательным правилом поведения, в котором еще не разграничены различные нормы социального регулирования: право, мораль и этикет и т. д.». Без сомнения, в сознании первобытного человека не могло возникнуть вопроса, какой социальной нормой он руководствуется в этом случае, но это вовсе не означает, что с точки зрения современных идей невозможно Четко различают основные разновидности социальных норм того периода времени и обозначают их особенности Основными разновидностями социальных норм первобытного общества являются обычаи, нравственные нормы, религиозные нормы, табу, сельскохозяйственные календари и мифология.

Обычаи являются исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате многократного повторения стали привычкой.

Особенность обычаев заключается в том, что никто не изобретает, не устанавливает, не навязывает их обществу. Они возникают в результате наиболее целесообразного варианта поведения, которому все члены рода неосознанно следовали, и повторное повторение делало такое поведение привычкой. Тогда обычаи были признаны людьми необходимыми условиями их жизни и передавались из поколения в поколение.

Нормы первобытной морали - это правила поведения, которые регулировали отношения между людьми на основе примитивных представлений о добре и зле.

Моральные нормы возникают гораздо позже обычаев, а именно на той стадии развития человеческого общества, когда люди имеют возможность оценивать свои собственные действия и действия других людей с точки зрения добра и зла.

Религиозные нормы - это правила поведения, которые регулируют отношения между людьми на основе их религиозных убеждений.

Неспособность первобытных людей научно объяснить многие природные явления, беспомощность перед ними привела к тому, что их начали объяснять существованием чего-то сверхъестественного, фантастического, божественного. Сами люди «придумали» божество (животное, гора и т. д.) И начали поклоняться ему. Особое место в их жизни занимает администрирование религиозных культов, то есть телодвижений, заклинаний и т. д., С целью визуального выражения религиозного поклонения или привлечения божественной силы к их исполнителям.

Обязательной частью религиозного культа того периода времени было жертвоприношение богам, духам даров, убийство животных (иногда людей) на алтарах и в святилищах.

Табу - это религиозный запрет, налагаемый на любой предмет, действие, слово и т. д., Нарушение которого предположительно неизбежно влечет за собой жестокое наказание (болезнь, смерть) фантастических духов и богов.

По своему содержанию и формам эти разные степени являются аспектами личной и социальной жизни первобытного человека. Суть табу заключается в идеологическом освещении и закреплении существующего порядка в обществе.

Ряд ученых предполагают, что табу не создает ни обычая, ни морали, а только укрепляет обычай и, с точки зрения, вовсе не является самостоятельной социальной нормой. Более правильная позиция, по-видимому, заключается в том, что система табу - это система обычаев, но она облечена в форму религиозного запрета. И это именно его особенность.

Агрокалендары - это система правил наиболее целесообразных сельскохозяйственных работ и распространения их результатов. Их возникновение восходит к периоду производительной экономики, когда люди начали активно заниматься сельским хозяйством.

Они были сформированы на основе многолетних наблюдений и касались, в первую очередь, сроков определенных сельскохозяйственных операций. Чтобы получить достойный урожай, нужно знать, когда пахать, сеять, перемалывать, собирать урожай, как лучше его сохранить и т. д.

Мифология - это набор мифов (истории, рассказы о богах, героях, природных явлениях и т. д.), которые отражают представления людей о мире, природе и человеческом существовании.

В мифах зафиксированы методы изготовления орудий труда, информация о маршрутах кочевников, местах для лагерей, о нормах семейных и брачных отношений, сексуальных, пищевых и возрастных запретах, а также ряд других правил поведения.

Социальные нормы универсальны. Выражая определенное правило поведения, социальная норма распространяет свое действие не только на конкретного человека (т. е. не имеет специфического характера), но и на всех людей, оказавшихся в похожих ситуациях. Для социальных норм так же, как универсальные правила поведения, характерны повторное применение, продолжительность действия, неопределенность адресата (они адресованы всем, кто оказывается в определенном качестве, в определенных условиях, предусмотренных социальными нормами).

Социальные нормы формируются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают объективные законы общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и развития окружающей действительности, конкретизированные в виде социальных норм.

Реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а также тех организаций и социальных групп, интересы которых отражают определенные социальные нормы. Например, нормы права, установленные государством, могут при необходимости обеспечиваться принудительной силой последнего.

Система и содержание социальных норм определяются уровнем экономического, политического и культурного развития, достигнутого в обществе, историческими характеристиками конкретной страны.

Человеческое общество - это всегда устойчивая взаимосвязь различных социальных сил, консенсус противоречий и конфликтов, баланс центростремительных и центробежных тенденций и моделей.

Объективно необходимыми факторами для установления общественного порядка, минимизации беспорядочных отношений и устранения социального хаоса являются власть, контроль и регулирование.

Каждое исторически специфическое общество требует своих собственных мер, типа и метода осуществления власти, управления и регулирования. С усложнением и развитием общественной жизни административно-регулирующие средства меняются.

Формы социального управления в первобытном обществе

Социальное управление и нормативное регулирование поведения человека в первобытном обществе - проблемная тема. Существуют различные концепции, которые учитывают закономерности формирования и развития первобытных социальных структур, возникновение в недрах этих структур институтов, способствующих эволюции.

В эту эпоху не было государства и права, существование которых насчитывалось всего несколько тысячелетий. Но их история берет свое начало именно в относительно развитых социальных структурах первобытности. В нашей стране было принято делить первобытные общества на ранние примитивные (охотники, собиратели, рыбаки), поздние примитивные (ранние фермеры и скотоводы и ряд рыбаков) и до-класс. Рассмотрим ряд известных концепций на эту тему.

Известный американский антрополог Льюис Генри Морган выделил два этапа политической эволюции:

  1. социальная организация на основе родов, фратрий и племен
  2. политическая организация, основанная на территориальных отношениях и частной собственности.

Переход от племенной организации к государству осуществлялся, по словам Моргана, в форме «военной демократии». Фридрих Энгельс полагался на идеи американского антрополога, который последовательно, на примере ряда обществ, исследовал, как осуществляется переход от родовой организации через «военную демократию» к классовому обществу и государству. Приверженцы этой концепции придавали решающее значение войнам в процессе генезиса государств. Но такие теории не могли объяснить, где и как возникли эти мощные организационные структуры, без которых нет крупных армий и войн. Появилась точка зрения, согласно которой войны и завоевания являются не причиной, а следствием появления надобщинных прото-государственных образований.

Поэтому так называемая «военная демократия» не является универсальной формой перехода к государственности.

В нашей стране было принято делить первобытные общества на:

  1. ранний примитив (охотники, собиратели, рыбаки)
  2. поздних примитива (ранние фермеры и скотоводы и ряд рыбаков)
  3. предкласса.

Функционалисты предложили очевидную классификацию обществ на кефал (без гражданства) и «государство» (т. е. Иерархический).

Политическая антропология определила три уровня управления:

  1. недостаток власти, но с институтом посредников между кланами;
  2. наличие авторитетных лидеров, таких как руководитель;
  3. возрастная система.

Одна из самых популярных схем эволюции политических форм была окончательно сформулирована американским антропологом Элманом Сервисом (1915-1996).

Он включает в себя следующие пять типов общества:

  1. местная группа
  2. сообщества
  3. вождество
  4. архаичных государства
  5. государство-нация.

Первой формой объединения людей, по его мнению, были местные группы. У них была эгалитарная (от французского эгалита - равенство) социальная структура, аморфное руководство наиболее авторитетных людей. С переходом к производительной экономике (сельское хозяйство и животноводство) появляются общины и племена, появляется институт межобщинного лидерства, возможно, ранние формы системы возрастных классов (дети, подростки, юноши, мужчины, старики). Следующий этап - вождество (англ. Shiеfdom). В большинстве случаев возникает социальное расслоение, удаление масс из процесса принятия решений. Позиции правителей вождей основаны на контроле над ресурсами и перераспределении прибавочного продукта. С созреванием государства центральное правительство получает монополию на легализованное применение силы. На этом этапе пишут, появляются цивилизация, города.

Однако не все зарубежные исследователи разделяют взгляды Сервиса.

Концепция другого известного американского исследователя Мортона Фрида (1923-1986) включает четыре уровня, выделяет следующие этапы развития общества:

  • эгалитарный
  • место
  • стратифицированные
  • государства

В эгалитарных обществах существуют взаимные отношения и гендерная и возрастная дифференциация. В ранжированных обществах появляются перераспределение и дифференциация на основе престижа. В стратифицированных обществах разделение на статусы дополняется неравенством в доступе к основным экономическим ресурсам. Наконец, классы, частная собственность и эксплуатация появляются на государственной стадии. Ричард Адамс рассматривал эволюцию форм власти как прогрессивное усиление контроля над энергией.

Основываясь на типологии Э. Сервиса и М. Салинса, он создал более глобальную структуру, включающую шесть уровней социальной интеграции:

  1. Локальные группы
  2. Вождества или провинции
  3. государства или королевства
  4. Национальный уровень интеграции
  5. Международный уровень интеграции
  6. Уровень глобальной интеграции

Каждый из этих уровней был разделен на два параллельных потока - централизованные и скоординированные подразделения. Централизованные единицы примерно соответствуют уровням интеграции Службы - Сален, и в круг согласованных единиц Адам входил различные объединения слабой структурированности (от сегментарных линий и племен до ООН и международного суда). Уровни соответствуют друг другу. Например, на третьем уровне город-государство и королевство были включены в категорию централизованных единиц, а союзы, религиозные объединения и формирования крестоносцев попали в группу согласованных единиц. Некоторые авторы считают, что формы политической организации архаичных обществ были не намного разнообразнее, и можно с уверенностью говорить только о разделении на равноправные и иерархические общества. Наконец, значительное количество зарубежных исследователей в целом скептически относятся к возможности создания универсальных типологий.

Охотники-собиратели. Самые простые формы общественной жизни были характерны для охотников-собирателей. Как правило, это были группы из нескольких десятков человек, которые вели преимущественно мобильный способ существования на определенной территории, концентрируясь вокруг зоны, где располагались ресурсы. Они были основаны на нестабильных парных семьях. Все мероприятия в этих группах проводились, как правило, в семье на основе полового и возрастного разделения труда: мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины занимались сбором и ведением домашнего хозяйства, а пожилые люди обучали детей. В таком обществе не было формальных органов принуждения и контроля. Группу из нескольких семей могут возглавлять самые авторитетные из ее членов - самые опытные или умелые.

Ранговые общества "Неолитическая революция". Политическая организация усложняется с переходом к оседлому образу жизни и продуктивной экономике (сельское хозяйство и животноводство).

В археологии это явление часто называют «неолитической революцией» - этот термин был предложен британским археологом Виром Гордоном Чайлдом (1892-1957). По словам Чайлда, возникновение экономики обрабатывающей промышленности сопровождалось ростом производительности труда и увеличением производства продукции людьми. В результате возникло поселение, возникли новые компактные типы поселений, увеличились численность и плотность населения, и, как следствие, возникли конфликты и столкновения, ремесло (гончарное дело, ткачество), социальная организация стала более сложной и более сложной системой Правительство возникло. Эти процессы сопровождались изменениями в отношениях собственности, идеологических представлений архаичных фермеров. Все эти нововведения носили кардинальный, революционный характер для человечества.

Под давлением новых фактов старые схемы рушатся и уступают место новым, более гибким конструкциям. Тем не менее, в основном, Г. Чайлд был прав - переход к производительной экономике стал важной, революционной вехой в истории человеческой цивилизации. С того времени ранние примитивные местные группы были заменены устойчивыми, сидячими формами сообщества, число которых варьировалось от многих десятков до нескольких тысяч человек. Крупные протогородские центры (Иерихон, Чатал-Хуюк и др.) Появляются в ряде мест, благоприятных для ведения продуктивной экономики. В общинах усилилось неравенство, возникли возрастные статусы, имущественная и социальная дифференциация, появились зачатки власти старейшин. На основе родственных, брачных, экономических, культурных, идеологических и других принципов общины объединялись в нестабильные надобщественные образования (в том числе племена).

Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Социальная структура, власть и власть в первобытном обществе. Рассмотрев наиболее важные теории происхождения государства и права, мы можем убедиться, что по большей части они не связывают возникновение государства и права с возникновением общества, а исходят из того факта, что как государство, так и Право появляется только на определенном этапе его исторического развития ... В основном на той же позиции находится современная отечественная теория государства и права. Поэтому можно утверждать, что в истории человечества существовало общество, которое не знало ни государства, ни закона. По крайней мере, утверждает, что, согласно современной науке, человеческое общество возникло около сорока тысяч лет назад, тогда как первые государства появились только в IV-III тысячелетиях до нашей эры. е. Что это было за государство, точнее догосударственное общество, и как оно было организовано? Это важно уточнить, так как невозможно понять процесс возникновения государства, не зная, что ему предшествовало.

Предгосударственное общество, которое, как вы знаете, обычно называют примитивным, а существовавшее в нем общество первобытнообщинное заняло довольно значительный период в истории человечества - более тридцати тысяч лет - и несколько периодов. прошло в своем развитии. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет однозначного решения в отечественной науке. Долгое время было принято различать два периода - матриархат и патриархат. Матриархат - это материнская семья, в которой доминирующая роль принадлежала женщине, а отношения осуществлялись по материнской линии. Это примитивная коммунальная система в чистом виде. Патриархат - это отцовский клан, заменивший материнский клан и родство, в котором уже осуществлялся отцовский род.

Этот период был связан с процессом разложения первобытнообщинного строя и появлением государства. Эта периодизация первобытного общества встречается во многих учебниках по теории государства и права даже сейчас. В то же время не все исследователи считают его достаточно последовательным, в связи с чем предлагаются другие варианты периодизации первобытного общества. В частности, некоторые предпочитают различать три периода - ранний, средний и поздний, из которых ранним является период формирования первобытнообщинного строя, средним является период зрелости, а последним - период распада. первобытное общество. Другие, сосредотачиваясь на экономической стороне вопроса, выделяют период присвоения и период производства экономики, связывая с последним процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновение государства. Как бы то ни было, но в истории первобытного общества необходимо различать такие периоды, как период зрелого первобытного общества, где примитивная общинная система существует как бы в чистом виде, и период распад первобытного общества, когда происходит процесс разложения первобытнообщинного строя и его постепенного замещения государством.

Говоря о социальной структуре, власти и управлении в первобытном обществе, необходимо иметь в виду, главным образом, период зрелого первобытного общества, потому что в период распада первобытнообщинная система и присущая ей власть и управление претерпевают определенные изменения.

Социальная структура зрелого первобытного общества характеризуется двумя основными формами объединения людей - клановым и племенным. Почти все народы мира прошли через эти формы, в связи с чем первобытнообщинный строй часто называют племенной организацией общества.

Клан (племенное сообщество) исторически является первой формой социального объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на крови или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Иногда род отождествляется с семьей. Однако это не совсем так. Клан не был семьей в современном смысле этого слова. Род - это как раз союз, объединение людей, связанных родством, хотя в определенном смысле род можно также назвать семьей.

Другой важной формой общественного объединения первобытных людей было племя. Племя - это более крупная и более поздняя социальная формация, которая возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа клановых общин. Племя, опять же, основано на семейных узах, союзе клановых сообществ, у которого есть своя собственная территория, имя, язык, общие религиозные и повседневные ритуалы. Объединение клановых сообществ в племена было вызвано различными обстоятельствами, в том числе совместной охотой на крупных животных, отражением атак противника, нападениями на другие племена и т. д.

Помимо кланов и племен в первобытном обществе существуют также такие формы объединения людей, как фратрии и племенные союзы. Фратрии (братства) - это либо искусственные объединения нескольких родственных кланов, либо первичные разветвленные кланы. Они были промежуточной формой между кланом и племенем и происходили не среди всех, а только среди некоторых народов (например, среди греков). Племенные союзы - это объединения, которые возникли у многих народов, но уже в период распада первобытнообщинного строя. Они были созданы либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей, именно из племенных союзов развивались ранние государства.

Кланы, фратрии, племена, племенные союзы, являясь различными формами социального объединения первобытных людей, в то же время мало чем отличались друг от друга. Каждый из них представляет собой только более крупную и, следовательно, более сложную форму по сравнению с предыдущим. Но это были все те же ассоциации людей, основанные на крови или предполагаемом родстве.

Теперь посмотрим, на что были похожи власть и правительство в период зрелого первобытного общества.

Власть как способность и способность оказывать определенное влияние на деятельность и поведение людей с помощью любых средств (власти, воли, принуждения, насилия и т. д.) Присуща любому обществу. Она возникает с ним и является его непременным атрибутом. Власть дает обществу организацию, управляемость и порядок. Публичная власть - это публичная власть, хотя часто под публичной властью они подразумевают только государственную власть, что не совсем правильно. Управление тесно связано с публичной властью, которая является способом осуществления власти, ее реализации. Управлять - значит вести, распоряжаться кем-то или чем-то.

Публичная власть первобытного общества, которую, в отличие от государственной власти, часто называют потестарной (от латинского «potestas» - власть, власть), имеет следующие особенности. Во-первых, она не была отрезана от общества и не стояла над ним. Оно осуществлялось либо самим обществом, либо избранными им лицами, которые не обладали никакими привилегиями и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Эта власть не имела никакого особого административного аппарата, особой категории менеджеров, существующей в любом государстве. Во-вторых, публичная власть первобытного общества основывалась, как правило, на общественном мнении и авторитете тех, кто его использовал. Принуждение, если оно имело место, исходило от всего общества - клана, племени и т. д. - и каких-либо специальных принудительных органов в виде армии, полиции, судов и т. д., которые снова существуют в любом государстве, также не было здесь.

В племенном сообществе, как основной форме объединения людей, власть, а вместе с ней и правительство, выглядели так. Основным органом власти и контроля было, как принято считать, племенное собрание, в состав которого входили все взрослые представители рода. Здесь решены все самые важные вопросы жизни племенного сообщества. Он выбрал старейшину или лидера для решения текущих повседневных проблем. Старейшина или лидер был выбран из числа самых авторитетных и уважаемых членов семьи. У него не было никаких привилегий по сравнению с другими членами семьи. Как и все остальные, он принимал участие в производственной деятельности и, как и все остальные, получил свою долю. Его власть опиралась исключительно на его авторитет и уважение к нему со стороны других членов семьи. В то же время он может быть в любое время снят с должности общим собранием и заменен другим. Помимо старейшины или лидера, племенное собрание избирало военного лидера (командира) во время военных кампаний и некоторых других «чиновников» - священников, шаманов, колдунов и т. д., которые также не имели никаких привилегий.

В племени организация власти и контроля была примерно такой же, как и в племенном сообществе. Основным органом власти и управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и национальное собрание (собрание племени). Совет старейшин состоял из старейшин, вождей, полевых командиров и других членов кланов, составляющих племя. Совет старейшин решил все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также во время военных кампаний был избран лидер племени, чье положение практически не отличалось от положения старейшины или лидера клана. Как и старейшина, предводитель племени не имел никаких привилегий и считался только первым среди равных.

Организация власти и управления во фратриях и племенных союзах была схожей. Как и в кланах и племенах, существуют народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военных лидеров и другие органы, которые являются олицетворением так называемой первобытной демократии. Никакого специального аппарата контроля или принуждения, а также власти, оторванной от общества, здесь еще не существует. Все это начинает проявляться только с распадом первобытнообщинного строя.

Таким образом, с точки зрения своей структуры первобытное общество представляло собой довольно простую организацию человеческой жизни, основанную на семейных узах, коллективном труде, социальной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила по-настоящему народный характер и была построена на основе самоуправления. Никакого особого административного аппарата, существующего в каком-либо государстве, здесь не существовало, поскольку все вопросы общественной жизни решались самим обществом. Не было специального аппарата принуждения в форме судов, армии, полиции и т. д., Который также является собственностью любого государства1. Принуждение в случае необходимости (например, изгнание из клана) исходило только от общества (клана, племя и т. д.) и ни от кого другого. В современных условиях само общество было парламентом, правительством и судом.

Ф. Энгельс дал своеобразное и довольно точное описание первобытнообщинного строя. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он писал: «И что за удивительная организация этой племенной системы во всей ее наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полиции, без дворян, королей, правителей, Префекты или судьи, без тюрем, без судебных разбирательств - все идет в своем собственном установленном порядке. Любые споры и раздоры разрешаются совместно теми, кого они касаются, - кланом или племенем, или отдельными кланами между собой. раздутый и сложный административный аппарат. Все вопросы решаются самими заинтересованными сторонами, и в большинстве случаев вековой обычай уже все уладил ». Возможно, к этому трудно что-либо добавить.

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером социальных отношений: социальных, культурных, религиозных, экономических и, наконец, политических. Самая длинная эпоха в истории человечества - это примитивная организация общества, которая характеризуется отсутствием политической организации и правовых норм, которые являются инструментом управления.

Вывод:

Человек смог выделиться из животного мира и выжить в экстремальных условиях благодаря своей социальной природе. Социальная личность должна пониматься как личность, которая освоила нормы и модели поведения, характерные для данного общества, и нашла в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных отношений. Основа поведения человека в этих условиях была обычаем.

Таможня регулировала отношения в первобытном обществе и передавалась из поколения в поколение, определяя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. В ранней степени они выражали интересы всех членов сообщества, и из-за коллективистского характера деятельности рода они были ограничены не отдельными лицами, а определенными социальными группами. Личные интересы членов сообщества не были приняты во внимание.

Возникновение обычаев было обусловлено их практической необходимостью. Люди видели, что в определенных жизненных ситуациях нужно соблюдать соответствующее поведение. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо этот акт вызовет негативные последствия для всего сообщества.

Таким образом, обычаи регулировались во всех сферах деятельности первобытного человека и действовали в сочетании с нормами морали, возникшими позднее как представления о добре и зле, честных и бесчестных, а также религиозных догмах.

Социальные нормы формируются в результате сознательно-волевой деятельности людей как высшей формы отражения объективного мира. В своей совокупности они выражают объективные законы общественного развития, познаваемые людьми в процессе общения и развития окружающей действительности, конкретизированные в виде социальных норм.

Реализация социальных норм обеспечивается сознанием людей, а также тех организаций и социальных групп, интересы которых отражают определенные социальные нормы.

Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их отношениях. С помощью социальных норм достигается наиболее подходящее взаимодействие людей; решаются задачи, которые не под силу человеку.

Каждое исторически специфическое общество требует своих собственных мер, типа и метода осуществления власти, управления и регулирования. С усложнением и развитием общественной жизни административно-регулирующие средства меняются.