Социальная мобильность в российском обществе в ХХ веке

Содержание:

  1. Теоретические аспекты изучения социальной мобильности в современной России
  2. Понятие социальной мобильности
  3. Виды социальной мобильности
  4. Русское общество в 18-20 веках
  5. Социальная мобильность в эпоху Петра I и после Петра
  6. Россия в пореформенный период
  7. Социальная мобильность в 20 веке
  8. Эмпирические исследования социальной мобильности
  9. Изучение межпоколенческой и карьерной мобильности в СССР
  10. Изучение экономических и расчетных факторов социальной мобильности
  11. Вывод:
Предмет: Социология
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по социологии:

 

Много готовых курсовых работ по социологии

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Исторические формы социальной стратификации: сравнительный анализ
Основные подходы к исследованию социальной стратификации в отечественной и зарубежной социологии
Влияние глобализации на развитие российского общества
Социальная структура российского общества в конце ХХ – начале XXI веков

Введение:

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность является неотъемлемой частью жизни любого современного демократического общества, в том, что люди всегда стремятся улучшить свой социальный статус. Социальная мобильность всегда будет существовать, и ученые всегда будут изучать ее темп, интенсивность, членов какого класса чаще всего перемещать, и что стало источником движения. Многие люди начинают социализацию в одном классе и заканчивают в другом, иногда перепрыгивая сразу несколько шагов. Факторами социальной мобильности, которые помогают человеку подняться по социальной лестнице, являются социальный статус семьи, уровень образования, физические и умственные способности, внешние данные, место жительства и выгодный брак. Следовательно, мобильность во многом зависит от мотивации людей и их стартовых возможностей.

Объект исследования - социальная мобильность.

Предметом исследования являются виды и типы социальной мобильности в России в ХХ веке.

Цель исследования: охарактеризовать социальную мобильность в России в ХХ веке, ее основные виды и типы.

Целью исследования были определены следующие задачи, которые были поставлены и впоследствии решены в данной работе:

  1. рассмотреть понятие социальной мобильности;
  2. выделить основные виды и виды социальной мобильности;
  3. выявить особенности и темпы социальной мобильности в 18-20 веках;
  4. проанализировать полученные данные исследований по социальной мобильности.

«Социальная стратификация - это разделение определенного набора людей (населения) на классы в иерархическом ранге». В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. В обществе индивид или группа часто меняет свое социальное положение, место, занимаемое в социальной структуре. И такое изменение называется социальной мобильностью. Понятие социальной мобильности было введено П. Сорокиным. «Социальная мобильность - это любой переход человека, социального объекта или ценности, созданный или измененный в результате деятельности, из одной социальной позиции в другую».

Социологи выделяют два основных типа социальной мобильности: вертикальный и горизонтальный. Вертикальная социальная мобильность делится на восходящую и нисходящую подвижность, это зависит от направления движения. Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Географическая мобильность - это перемещение человека из одного места в другое без изменения предыдущего статуса. Помимо вертикальной и горизонтальной мобильности, различают индивидуальную и групповую мобильность. В дополнение к ним иногда выделяют организованную социальную мобильность, от которой следует отличать структурную мобильность, которая обусловлена ​​изменениями в структуре народного хозяйства и происходит в дополнение к воле и сознанию отдельных людей. Существует также социальная мобильность между поколениями и поколениями. Социальная мобильность внутри поколения - это разница в социальном статусе детей и их родителей. Межпоколенческая мобильность - это изменение социального статуса сыновей по отношению к их отцам.

Наблюдая за развитием российского государства, можно отметить, что характер социальной мобильности населения с каждым годом менялся. Эти изменения можно наблюдать с началом эпохи Петра I. В российском государстве, как и в любом другом традиционном обществе, наблюдались низкие показатели вертикальной мобильности. Но, заплатив налоговую ставку и выкуп, крестьяне могли попасть в городские владения и перейти к купцам первой гильдии. Реформы 1860–70-х годов оказали влияние на все сферы жизни России во второй половине XIX - начале XX веков. Они способствовали разрушению сословной системы государства. Самым доступным и довольно привлекательным поместьем для крестьян оставались купцы. Советские социологи в середине 20-го века изучали межпоколенческую и внутрипоколенческую, межклассовую и внутриклассовую социальную мобильность. Основу всех классов составляли крестьяне и рабочие, а средний слой - интеллигенция. Движения между этими классами называются межклассовыми движениями, а внутри группы - внутриклассовыми движениями.

Высокая динамика социальной мобильности наблюдалась в промышленно развитых советских городах. Это связано, во-первых, с тем, что люди также стремились переехать в город, чтобы получить образование и стать высококвалифицированными рабочими, а во-вторых, дети из рабочих семей успешно стали квалифицированными специалистами. Как вы знаете, социальная и профессиональная мобильность между поколениями является результатом многих противоречивых факторов, которые можно условно классифицировать как два типа, которые изменяют качественные характеристики личности - участника трудового процесса и влияют на условия (в широком смысле) человеческий труд. В зависимости от характера влияния на интенсивность мобильности все факторы делятся на способствующие и препятствующие увеличению количества социальных и профессиональных движений.

По мнению россиян, наиболее прибыльными и престижными профессиями являются: юрист, экономист, банкир, которым требуется образование, что подтверждает высокую роль образования в повышении их статуса. Благодаря получению престижной профессии и статусу квалифицированного специалиста, это позволяет расширить возможности передвижения в социальном пространстве. Дополнительное профессиональное образование выступает каналом социальной мобильности. Говоря о социальной мобильности, население полагало, что не только собственные усилия человека, но и положение и образование родителей влияют на жизненные шансы детей.

Основные методы исследования: анализ научной и учебной литературы.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, состоящие из семи абзацев, заключение и список литературы.

Теоретические аспекты изучения социальной мобильности в современной России

Понятие социальной мобильности

В этом разделе мы рассмотрим две взаимосвязанные концепции и процессы, так называемые «социальная мобильность» и «социальная стратификация». В каждом обществе существует социальное неравенство, в котором люди занимают разные позиции по отношению друг к другу. Расслоение общества, различия в социальном статусе его членов - это понятие стратификации. Теория стратификации была впервые описана Питиримом Сорокиным в его работе «Социальная мобильность» в 1927 году, в которой он рассматривает основные концепции, принципы, типы и причины разнообразного перемещения людей в неоднородном социальном пространстве. П. Сорокин писал: «Социальная стратификация - это разграничение определенного набора людей на классы в иерархическом ранге». 

Энтони Гидденс утверждал, что при изучении стратификации социологи должны учитывать различия между экономическими и профессиональными позициями и то, как ведут себя люди на этих позициях.

П. Сорокин выделил основы и сущность социальной стратификации, которая заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, обязанностей и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов данного сообщества.

В своей работе Сорокин писал, что социальное расслоение во всех обществах и во все времена в его конкретных формах, недостатках и преимуществах различно. По его мнению, в обществе всегда существуют три основные формы неравенства (стратификации): экономическое расслоение (по уровню доходов), при котором существует богатство и бедность, между ними расположены слои, более или менее отделенные друг от друга; политический (согласно критериям влияния и власти), что означает разделение населения на правящее меньшинство и подчиненное большинство; профессиональная стратификация (по критериям мастерства, профессиональных навыков, успешного выполнения социальных ролей), согласно которым профессии находятся в иерархии, чем выше профессия, тем более важные функции они выполняют в организации общества. 

Примером социального расслоения является разделение общества на класс богатых, средний класс и бедный класс. В этом случае критерием социальной стратификации является уровень благосостояния. Одни и те же члены общества могут одновременно принадлежать к разным социальным слоям. Все зависит от того, какие критерии социальной стратификации используются.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые. Каждая социальная структура представляет собой комбинацию всех действующих социальных сообществ. Человек, который занимает определенную позицию в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, повышая или понижая свой социальный статус.

В обществе индивид или группа часто меняет свое социальное положение, место, занимаемое в социальной структуре. И такое изменение называется социальной мобильностью. Понятие социальной мобильности было введено П. Сорокиным. Под мобильностью П. Сорокин понимал «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или измененной в результате деятельности, из одной социальной позиции в другую». 

Социальным объектом может быть человек, сообщество, телевидение, средство передвижения, интересы, идеология, то есть все, что связано с человеческой деятельностью. В обществе с этими объектами происходят различные метаморфозы: они стареют, ломаются, становятся менее привлекательными и полезными. Все их существование связано с социальной мобильностью.

Питирим Сорокин изучает социальную мобильность людей, ее причины, интенсивность и мобильность групп в периоды революционных преобразований в обществе. Социальная мобильность является удобным объектом для исследований, так как движение людей измеримо.

Наблюдая за людьми и их прогрессом, мы можем определить условия социальной мобильности и ее интенсивность, то есть, насколько быстро они движутся по социальной лестнице, что является способом продвижения, в каком направлении они предпочитают, сколько человек продвинулись. Учитывая количество людей в группе и количество людей из нее, мы можем оценить шансы социального продвижения тех, кто принадлежит к этой группе. В этом случае социальная мобильность является определяющим фактором степени равенства или неравенства между группами. Сравнение этого показателя за разные периоды времени позволяет сделать выводы о тенденциях развития человечества.

Проанализировав большое количество исторического материала, П. Сорокин пришел к выводу, что изменения положения индивидов между различными социальными позициями не имеют определенной тенденции, в каждом периоде времени они определяются борьбой между силами расслоения, которые ограничивают социальная мобильность и силы, стремящиеся к равенству. Другими словами, социальное развитие не влечет за собой увеличение интенсивности социальной мобильности.

Конечно, ни один П. Сорокин не изучал социальную мобильность и ее виды. Многие были заинтересованы в этой теме. Одним из тех, кто интересовался социальной мобильностью, был А.И. Кравченко. Он писал: «Люди находятся в постоянном движении, а общество развивается. Совокупность социальных движений людей, то есть изменений их статуса, называется социальной мобильностью. 

Однако история человечества формируется не столько из отдельных судеб, сколько из движения крупных социальных групп. Феодалов заменяет финансовая буржуазия, низкоквалифицированные профессии заменяются в современном производстве такими профессиями, как инженер, программист. Войны и революции изменили социальную структуру общества, подняв одних и опустив других. Такие изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 года. Они наблюдаются сегодня, когда бизнес-элита заменяет партийную элиту.

Следует также отметить, что каждый хочет «подняться» через социальные каналы, изменить свой статус, свой социальный статус, увеличить возможности, улучшить качество и уровень жизни. Никто не хочет «падать» и падать. Таким образом, подъем является добровольным явлением, а спуск является принудительным. 

«Исследования показывают, что обладатели более высокого статуса предпочитают высокие должности для себя и своих детей, но обладатели низкого статуса для себя и своих детей желают того же. Вот и получается, что в человеческом обществе все движутся вверх, а никто не идет вниз. 

Также социальная мобильность была изучена В.М. Медки. В своем энциклопедическом словаре он писал: «Социальная мобильность - это переход людей из одной социальной группы и слоев, социальных и профессиональных групп в другие, изменение места, которое они занимают в социальной структуре общества. Социальная мобильность связана как с общими тенденциями изменения социальной структуры, так и с личной активностью людей. 

П. Штомпка писал, что социальная мобильность - это перемещение людей между позициями и группами, расположенными на разных уровнях иерархии стратификации. 

Виды социальной мобильности

Питирим Сорокин писал в своей работе, что существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. По мнению П. Сорокина, горизонтальная социальная мобильность - это перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенную на одном уровне. Он привел примеры горизонтальной мобильности, такие как переход из одного гражданства в другое, из одной семьи (мужа и жены) в другую, с одной фабрики на другую.

Вертикальная социальная мобильность - это перемещение индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сорокин писал, что, в зависимости от направления движения, существует социальная мобильность вверх и вниз, то есть социальный подъем или социальный спуск.

Важнейшими социальными лифтами, обеспечивающими социальный подъем людей в обществе, являются такие социальные институты, как армия, школа, брак, доход. 

Социологи также различают два основных типа социальной мобильности: вертикальный и горизонтальный. Вертикальная социальная мобильность делится на восходящую и нисходящую подвижность, это зависит от направления движения.

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность. Географическая мобильность - это перемещение человека из одного места в другое без изменения предыдущего статуса. Примером географической мобильности является туризм, перемещение из одного города в другой. Если человек при переезде получил другой статус, то это уже миграция, а не географическая мобильность. Миграция - это перемещение людей по территории только одной страны. Миграции носят сезонный характер, то есть происходят в определенное время года (лечение, учеба), а маятник - постоянное движение из определенного места и возвращение к нему, например, на работу на работу в другой город. В дополнение к понятию «миграция» существуют такие понятия, как «эмиграция» и «иммиграция». Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное жительство или долгосрочное проживание. Иммиграция - въезд в эту страну для постоянного проживания или длительного проживания. 

В дополнение к вертикальной и горизонтальной мобильности, индивидуальная мобильность также отличается, когда движение индивидуума по социальной лестнице не зависит от других, и групповая мобильность, когда движения происходят коллективно, например, работники одного предприятия все одновременно перемещаются в новый офис, который находится в другом городе.

В дополнение к ним иногда выделяется организованная мобильность, когда движения отдельных лиц или целых групп без изменения их положения регулируются государством. Это движение может быть добровольным или принудительным. В современном мире это движение обычно добровольное. Вынужденное перемещение мы можем наблюдать в эпоху Петра I, когда он переехал купцов в новую столицу - Санкт-Петербург.

Структурную мобильность следует отличать от организованной мобильности. Это вызвано изменениями в структуре народного хозяйства и происходит в дополнение к воле и сознанию отдельных людей. Например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещению больших масс людей.

Существует также межпоколенческая (межпоколенческая) и межпоколенческая (внутрипоколенческая) социальная мобильность. Социальная мобильность внутри поколения - это разница в социальном статусе детей и их родителей. Межпоколенческая мобильность - это изменение социального статуса сыновей по отношению к их отцам. Например, сын электросварщика достиг статуса президента корпорации или наоборот. Межпоколенческая мобильность является наиболее важной формой социальной мобильности. Изучив его, мы можем сделать вывод о том, в какой степени в данном обществе неравенство переходит от одного поколения к другому.

Первый тип социальной мобильности, то есть мобильность между поколениями, относится к долгосрочным социальным процессам, а второй - мобильность между поколениями к краткосрочным социальным процессам. 

Таким образом, социальная мобильность представляет собой изменение индивида или группы своих позиций в социальном пространстве. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная, которая делится на восходящую и нисходящую. Помимо вертикальной и горизонтальной мобильности, иногда выделяют организованную и структурную мобильность. Кроме того, существует социальная мобильность между поколениями и поколениями. Социальная мобильность связана как с общими тенденциями изменения социальной структуры, так и с личной активностью индивидов. Социальная стратификация - это дифференциация определенного набора людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Можно сказать, что в обществе всегда существовало, существует и будет существовать социальное неравенство и социальная мобильность независимо от эпохи или века, так как люди всегда стремятся изменить свое социальное положение в обществе с помощью социальных лифтов, таких как армия, школа , доход, выгодный брак, политические, экономические и профессиональные организации.

Русское общество в 18-20 веках

Социальная мобильность в эпоху Петра I и после Петра

Наблюдая за развитием российского государства, можно отметить, что характер социальной мобильности населения менялся с каждым годом. Эти изменения можно наблюдать с началом эпохи Петра I. В российском государстве, как и в любом другом традиционном обществе, наблюдались низкие показатели вертикальной мобильности. Во времена правления Петра I основой структуры общества была усадьба. Этому способствовала политика неограниченной власти, то есть политика абсолютизма, проводимая государством. Среди знати отмечались относительно высокие показатели социальной мобильности. Оплатив налоговую ставку и выкуп, крестьяне могли попасть в городские усадьбы и перейти к купцам первой гильдии. Также многие пополнили ряды служащего дворянства.

В последнее время появился ряд исследований, в которых традиционные представления об эпохе Петра I как эпохи социальной мобильности решительно опровергаются. Многие утверждают, что во времена правления Петра I не было социальной мобильности и даже ее проявление, особенно такое мнение, отчетливо проявилось в работах современных западных и российских историков.

Немецкий историк Лоренц Эррен в своей работе «Русская знать в первой половине XVIII века на службе и в поместье» пишет: «Несмотря на распространенный до сих пор миф, хотя и опровергнутый современной историографией, петровские реформы не только сделали не открыли путь для дворян различным классам, и впервые в русской истории они позволили дворянству четко отмежеваться от низших социальных слоев. «Эррен Л. Русское дворянство в первой половине 18 века на службе и на усадьбе.

Он также писал, что возможности карьерного роста на военной службе регулировались нормами, официально отмененными в 1682 году, но на практике продолжала действовать система распределения официальных населенных пунктов. Как моральный кодекс, он оставался в силе до второй половины 18 века. В том же месте.

С.В. Черников в своей работе «Российская военная элита 1700-1725 годов: меритократические и аристократические тенденции в кадровой политике Петра Великого» писал о военной элите, но дело в том, что те, кто имел благородные корни, поднимаются по карьерной лестнице, и это было не только в военной деятельности. Он писал: «Подавляющее большинство руководства армии и флота было дворянского происхождения (96%). Всего три: А.Д. Меньшиков, Ф.О. Осипов и Ф.М. Скляеву удалось прорваться на вершину иерархии со дна общества. 

Россия в пореформенный период

Реформы 1860–70-х годов оказали влияние на все сферы жизни России во второй половине XIX - начале XX веков. Они способствовали разрушению сословной системы государства. Постепенно классовая структура общества начинает обретать форму, и буржуазия и рабочий класс получают импульс для развития. Крестьянство вовлечено в этот процесс. Повышение уровня межсоциальной социальной мобильности и, как следствие, повышение открытости сословий способствовало их превращению в классы.

В ходе реформ положение крестьянства меняется, хотя оно по-прежнему остается самым бессильным из всех социальных слоев. Крестьяне могли изменить свое социальное положение, перейдя в другой класс. В послереформенную эпоху этот переход для бывших крепостных стал более осуществимым.

У Б. Н. Миронова другое мнение. Он считает, что крестьяне, в отличие от других классов до революции 1917 года, оставались достаточно однородными в имущественных и общественных отношениях, были только зачатки так называемой буржуазной стратификации. Социальная и имущественная однородность крестьянства во многом определялась его мобильностью в самом имении, хотя в послереформенный период эта мобильность начала уменьшаться. Миронов Б.Н. Социальная история России в период империи (XVIII - начало - XX век). Генезис личности, демократическая семья, гражданское общество и верховенство закона. 

Реформы Александра II с точки зрения социальной мобилизации имели двойной эффект. С 1775 по 1913 год доля крестьян непрерывно уменьшалась (с 91,0 до 80,1%). Только между 1874 и 1897 гг. Произошло кратковременное увеличение доли крестьянства на 4,1% (с 81,8 до 85,9%), что объясняется введением всеобщей военной службы. С тех пор поместье крестьян, призванных в армию, перестало меняться, и по окончании службы они, как правило, возвращались в деревни. Многие представители военного имения стали считаться крестьянами. 

Самым доступным и довольно привлекательным поместьем для крестьян оставались купцы. Взаимодействие города и села в пореформенный период усиливается. В ходе осуществления всех буржуазных реформ Александра II привилегия купцов по отношению к крестьянству сохраняется.

Социальная мобильность в 20 веке

Советские социологи в середине 20-го века изучали межпоколенческую и внутрипоколенческую, межклассовую и внутриклассовую социальную мобильность. Основу всех классов составляли крестьяне и рабочие, а средний слой - интеллигенция.

Движения между этими классами называются межклассовыми движениями, а внутри группы - внутриклассовыми движениями. Если члены этих классов повысили уровень образования и перешли на более квалифицированные должности, оставаясь в своем классе, то они осуществили внутриклассовый переход.

Передача крестьян и рабочих в интеллигенцию называется вертикальной межклассовой мобильностью. В 20-50-х годах 20-го века это было особенно интенсивно. Старая интеллигенция была уничтожена выходцами из класса рабочих и крестьян. Появилась новая социальная группа под названием «народная интеллигенция». Партия большевиков выдвинула руководящие позиции в промышленности, сельском хозяйстве и в органах управления простых людей. Их называли «красными директорами», «номинантами». Но в 60-80-х годах межклассовая мобильность замедлилась. Период стабилизации наступил.

Внутриклассовая социальная мобильность вышла на первое место, составляя до 80% всех движений в 70-х и 80-х годах 20-го века. внутриклассовая мобильность также называется переходом от простого труда к сложному труду. Человек остается в том же положении, но его квалификация постоянно растет.

В целом социальная мобильность более интенсивна у женщин, чем у мужчин, у молодых людей, чем у пожилых людей. Но мужчины чаще преодолевают несколько ступеней в социальной лестнице, чем женщины.

В середине 20-го века молодые люди начинали свою карьеру в возрасте от 18 до 20 лет. Чаще женщины начинали свою карьеру позже, чем мужчины, поскольку они занимались детьми. 

Во времена правления Брежнева социальная мобильность стала проявляться значительно реже, это было связано с кадровой политикой, социальная мобильность в научной и образовательной сфере оставалась высокой благодаря научно-технической революции.

Таким образом, можно сказать, что, наблюдая за развитием российского государства, можно отметить, что характер социальной мобильности населения менялся с каждым годом. Эти изменения можно наблюдать с началом эпохи Петра I. В российском государстве, как и в любом другом традиционном обществе, наблюдались низкие показатели вертикальной мобильности. Но, заплатив налоговую ставку и выкуп, крестьяне могли попасть в городские владения и перейти к купцам первой гильдии. Также многие пополнили ряды служащего дворянства. Во время реформ 1860 - 1870-х гг. Положение крестьянства меняется, хотя оно остается самым бессильным из всех социальных слоев. Крестьяне могли бы повысить свой социальный статус, перейдя в другой класс. А купцы оставались самым доступным и довольно привлекательным поместьем для крестьян. Социальная мобильность XX века существенно меняется в зависимости от того, кто станет главой государства. Каждый правитель имеет свои особенности социальной мобильности. В начале-середине 20-го века проявилась социальная мобильность между поколениями, поколениями, внутриклассами и между классами. Сформировалось новое социальное сообщество - «народная интеллигенция». В годы брежневского «застоя» социальная мобильность замедлилась, осталась только социальная мобильность в научной и образовательной сфере, где появились новые возможности в результате научно-технической революции.

Эмпирические исследования социальной мобильности

Изучение межпоколенческой и карьерной мобильности в СССР

В последние годы советской власти российское государство утратило статус высокодинамичной страны, как это было во время промышленной революции и массовой урбанизации, что позволило людям улучшить свой социальный статус и социальный статус.

Высокая динамика социальной мобильности наблюдалась в промышленно развитых советских городах. Данные по нему приведены в таблице 1. Это связано, во-первых, с тем, что люди также стремились переехать в город, чтобы получить образование и стать высококвалифицированными работниками, а во-вторых, дети из работающих семей успешно стали квалифицированными специалисты.

Если говорить о данных, представленных в таблице 1, то следует подчеркнуть, что изменения в технологической базе труда в условиях научно-технической революции, улучшение общего и профессионального образования и увеличение процесса урбанизации привели к тому, что вместо работы в традиционных и индустриальных типах общества, культурно развитый человек. Это должно было привести к резкому росту социальных и профессиональных движений во время трудовой карьеры людей. Но на самом деле, в 70-х - 80-х. общественно-профессиональное движение работников было незначительным. 

Поразительно, что резко сократилась не только доля работников сельского хозяйства среди отцов респондентов (с 40,1% до 19,0%), но и среди самих респондентов (5,6–6,9%), в том числе их дети (0,0–0,7%). В городской массе между 1974 и 1983 годами процент людей, начавших свою карьеру в качестве низкоквалифицированных рабочих, неуклонно снижался, что было вызвано продолжающимся развитием промышленности в СССР и системой образования и обучения, которая его обеспечивала.

Как вы знаете, социальная и профессиональная мобильность между поколениями является результатом многих противоречивых факторов, которые можно условно классифицировать как два типа, которые изменяют качественные характеристики личности - участника трудового процесса и влияют на условия (в широком смысле) человеческий труд. В зависимости от характера влияния на интенсивность мобильности все факторы делятся на способствующие и препятствующие увеличению количества социальных и профессиональных движений. Поскольку вышеприведенные данные указывают на отсутствие роста карьерной мобильности в течение рассматриваемых периодов времени, логично предположить, что в эти периоды преобладало влияние факторов, ведущих к усилению тенденций стабилизации социальных и профессиональных групп. 

Тенденции роста уровня образования отдельных лиц отражают данные о межпоколенной и внутрипоколенной динамике этого фактора. По данным 1983 года, 69,0% отцов и 73,5% матерей респондентов имели образование до 9 класса, в то время как среди респондентов такое образование составляло 19,9%. 22,8% отцов, 18,7 матерей и 55,4 респондентов имели среднее специальное образование и выше.

В дополнение к таблице 1 следует также отметить, что согласно исследованию 1983 года в Казани 88, 2% респондентов старше 60 лет имели социальный и профессиональный статус выше, чем их родители. Среди 50–59-летних - 82,1%; 40-49 лет - 75,4%; 30-39 лет - 67,0%. Эта динамика во многом была связана с качественными преобразованиями содержания деятельности. Имея это в виду, те, кто сохранил социальный и профессиональный статус своих родителей в условиях поздней индустриализации, будут справедливо отнесены к таким носителям, как расширенное социальное воспроизводство. 

Хочу добавить, что такое ускорение социальных процессов не привело к каким-либо затратам для населения. Достаточно предоставить данные об удовлетворенности занятого населения обследованных городов способностью совершенствовать свои навыки. Для всех социальных слоев и городов доля удовлетворенности никогда не опускалась ниже 65 - 70%. Еще выше доля тех, кто признал, что их квалификация соответствует требованиям работы (80-87%). Доля тех, кто утверждал, что работа требует больше знаний и повышения квалификации, не превышала 8-10%. Только в группе работников, связанных с разработкой новейших для того времени технологических процессов, этот процент был выше 17. Таким образом, есть все основания полагать, что в СССР расширенное воспроизводство трудовых ресурсов на заключительном этапе его развития. развитие происходило как органический процесс без каких-либо социально значимых патологических явлений.

Нет необходимости сравнивать небольшие изменения, произошедшие менее чем за десять лет, которые разделили два опроса. Однако стоит отметить, что за столь относительно короткий период времени ощутимых изменений в характере социальной мобильности не произошло. Следует отметить, что во всех слоях, связанных с квалифицированным трудом, прежде всего среди статистически преобладающих работников квалифицированного труда, в течение жизни преобладала стабильность как в профессии, так и в социальном статусе. Это неудивительно, если учесть, что этому способствовала политика правящей партии, которая стремилась сформировать так называемые «рабочие династии» и поэтому всячески продвигала тезис о ведущей роли рабочего класса в обществе. В то же время КПСС стимулировала повышение образовательного уровня работников, всячески развивая вечернюю систему и заочную, в первую очередь техническую, образовательную (как средне-специальную, так и высшую), рассчитанную, прежде всего, на представителей рабочих профессий. 

Роль типа расселения как фактора, влияющего на динамику социальных движений, вытекает из следующих данных. В 1974 году в Казани из тех респондентов, которые начали свою трудовую деятельность неквалифицированными работниками и учились в сельской школе, 38,3% остались в том же слое, 29,3% перешли в слой квалифицированных работников, 10,8% стали работниками на должности, которые не требующие специального образования, 11,3% стали работниками со средним специальным образованием, и только 5,3% стали умственными работниками на работах, требующих высшего образования.

Из неквалифицированных рабочих, которые начали учебу в большом городе, 26,3% остались в слое, 10,7% стали квалифицированными работниками, 10,1% были работниками, не нуждающимися в специальном образовании, и 15,8% были работниками со средним специальным образованием, 26,3% - работники умственного труда, требующие высшего образования, 4,9% - работники умственного труда, требующие высшего образования и повышения квалификации.

Рассматривая данные по другим социальным слоям, можно отметить, что среди работников, начавших учебу в менее развитых населенных пунктах, группу «квалифицированных рабочих» оставили 59,2% выходцев из села и 40,5% среди горожан. Более того, для этой категории гораздо больше людей, которые перешли на более низкие социальные слои. Например, 9,0% перешли от «квалифицированных рабочих» к «неквалифицированным» и 2,7% среди граждан; из работников со средним специальным образованием они переведены на должности, не требующие среднего специального образования, соответственно 4,6% и 0,0%, 7,7% и 2,9% стали квалифицированными работниками, а 7,7% и 2 неквалифицированных работника - 9%. 

Таким образом, тип поселения повлиял на направление мобильности населения, то есть мобильность иммигрантов из малых городов и деревень больше ориентирована на профессии и должности управленческого труда, а иммигрантов из больших и крупных городов на профессию творческого труда. Возможно, причина в том, что иммигранты из различных социальных групп еще не полностью разработали возможности для получения высшего или среднего специального образования, а также повышения своей квалификации.

Это связано с существовавшими тогда социальными различиями в уровне подготовки выпускников различных типов школ: городских и сельских; средние общеобразовательные школы, где процент учащихся рабочих и сельскохозяйственных рабочих в старших классах был немного ниже, чем в младших классах, и вечерние (сменные) средние школы, где большинство учащихся составляли рабочие и колхозники.

Изучение экономических и расчетных факторов социальной мобильности

Рассмотрим наиболее, по мнению людей, престижные и прибыльные профессии в нашей стране. Мы дадим рейтинг самых престижных и прибыльных профессий в России по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 19 - 20 сентября 2009 года.

Согласно опросу, 20% россиян считают адвоката престижным, а 13% считают эту профессию прибыльной. Врачи и экономисты заняли второе место в рейтинге самых престижных профессий России, на каждую из которых приходится 12%.

Далее следует профессия банкира (7%), по 6% для таких профессий, как программист, государственный служащий. Пять процентов россиян сказали, что быть работником - это престижно. Такие профессии, как учитель, дизайнер, художник, получили 4% голосов.

Ниже в рейтинге профессии бухгалтера, военнослужащего, инженера, менеджера, нефтяника (по 3%). По мнению россиян, быть ученым менее престижно - 1%.

Среди прибыльных профессий после юриста предприниматель - 13%. По мнению респондентов, банкир является прибыльной профессией - 11%. За ними следуют такие профессии, как экономист и государственный служащий (по 8% каждая) и врач (7%).

4% респондентов считают, что наибольшие доходы получают военнослужащие, нефтяники (по 4% каждый), 3% каждый от программистов, обладателей творческих профессий, и 2% каждый получил профессию бухгалтера и менеджера. Наименее выгодно, по мнению россиян, быть преподавателем и научным сотрудником (по 1% каждый).

Но, тем не менее, россияне хотят видеть своих детей врачами (21%). На втором месте юристы и экономисты (по 12% каждый). Девять процентов респондентов хотят, чтобы их дети занимались бизнесом. 7% предпочитают такие профессии, как военнослужащие и преподаватели, 6% предпочитают программистов, а также творческие и рабочие профессии.

Ниже рейтинга указаны профессии инженера (5%), строителя, спортсмена (4% каждая), банкира, бухгалтера, менеджера, нефтяника (3% каждая), научного работника, государственного служащего и политика (2% каждая). Наименее популярным среди россиян является работа переводчика, журналиста и инженера (по 1%). 

Согласно этим данным, можно сказать, что, по мнению россиян, наиболее прибыльными и престижными профессиями являются такие, как юрист, экономист, банкир, и которые требуют высшего образования, что подтверждает высокую роль образования в повышении их статуса. 

Благодаря получению престижной профессии и статусу квалифицированного специалиста, это позволяет расширить возможности передвижения в социальном пространстве. Дополнительное профессиональное образование выступает каналом социальной мобильности.

Говоря о социальной мобильности, население полагало, что не только собственные усилия человека, но и положение и образование родителей влияют на жизненные шансы детей.

Судя по результатам исследования, фактор расселения также важен для социальной мобильности. Жители мегаполисов - Москва, Санкт-Петербург - были более успешными. В этих городах больше возможностей получить образование и хорошую должность не только для жителей, но и для тех, кто приехал из других городов.

Таким образом, в индустриальных советских городах наблюдалась высокая динамика общественных движений. Это связано, во-первых, с тем, что люди также стремились переехать в город, чтобы получить образование и стать высококвалифицированными рабочими, а во-вторых, дети из рабочих семей успешно стали квалифицированными специалистами. Согласно исследованию, вы можете видеть, что, по мнению россиян, наиболее прибыльными и престижными профессиями являются, например, юрист, экономист, банкир, которым требуется образование, что подтверждает высокую роль образования в повышении их статуса. При изменении их социального статуса влияет не только полученное образование, но и социальный статус и образование родителей.

Вывод:

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная мобильность - это совокупность социальных движений людей в обществе, то есть изменения их статуса. В зависимости от различных критериев разделяются понятия межпоколенческой и внутрипоколенческой, вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей, географической, индивидуальной и групповой, организованной и структурной социальной мобильности.

В эпоху Петра I иммигранты из крестьян довольно легко попадали в городские владения, могли продвигаться по социальной иерархии вплоть до купцов первой гильдии. И очень интенсивно ряды служащего дворянства также пополнялись. Во время реформ 1860 - 1870-х гг. Положение крестьянства меняется, хотя оно остается самым бессильным из всех социальных слоев. Крестьяне могли изменить свое социальное положение, перейдя в другой класс. В начале-середине 20-го века проявилась социальная мобильность между поколениями, поколениями, внутриклассами и между классами. Сформировалось новое социальное сообщество - «народная интеллигенция».

В 50-60-х гг. В 20 веке наблюдалась высокая динамика общественных движений в промышленно развитых советских городах. Это связано, во-первых, с тем, что люди также стремились переехать в город, чтобы получить образование и стать высококвалифицированными рабочими, а во-вторых, дети из рабочих семей успешно стали квалифицированными специалистами.

В целом, социальная мобильность является спорным процессом. Если сложное общество позволяет людям относительно свободно преодолевать барьеры между социальными классами и слоями, это вовсе не означает, что любой человек, обладающий талантами и мотивацией, может легко подняться по лестнице социального подъема. В Питириме Сорокине человек продвигается вверх по социальной лестнице благодаря его таланту и способностям. Конечно, это так, но образование, положение родителей и деньги по-прежнему играют большую роль.

Таким образом, социальная мобильность является естественным сложным социальным процессом, который продолжается непрерывно, и остановить его просто невозможно.