Социализация как функция воспитания.

Предмет: Воспитание
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы по воспитанию и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем рефератов по воспитанию

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
 
 

 

Введение:

 

Интересы любого общества, его процветание, безопасность в значительной степени во все времена определялись интеллектуальной силой и духовностью населения. Мировой опыт показывает, что многие страны достигли социально-экономического прогресса благодаря приоритетному развитию системы образования и воспитания, которая обеспечивала социальное развитие молодого поколения, а также постоянный рост духовного и материального благосостояния общества.

Однако состояние современной проблемы социализации и воспитания подрастающего поколения в целом можно охарактеризовать как сложное, что связано с распадом основных целеобразующих элементов социальной политики, поиском новых ориентиров в образовании, и воспитание молодежи. Происходят изменения ценностных ориентаций различных социально-демографических групп населения России, в том числе молодежи. В современных противоречивых условиях образование становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно воспитание может и должно сегодня оказывать свое эффективное влияние на процесс социализации молодежи, формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуальных и общественных мировоззрений, поведенческих стереотипов и конкретных действий. Проблема социализации и воспитания подрастающего поколения сильно осложняется отсутствием целенаправленно реализуемой государственной молодежной политики в стране, а также четкой концепцией воспитания на государственном уровне.

 

Социализация личности


Социализация личности - это процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек трансформирует социальный опыт в свои ценности и ориентации, избирательно внедряет в свою систему поведения эти нормы и образцы поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, человеческие убеждения определяются теми нормами, которые приняты в этом обществе. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные сообщества, которые индивидуализирует каждый человек: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы, нормы и ценности, принятые в обществе. Благодаря этому человек входит во многие социальные системы, каждая из которых оказывает на него систематическое формирующее воздействие.

Американский социолог Нил Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».

Польский социолог академик Ян Щепанский определил социализацию как «влияние окружающей среды в целом, которое вовлекает человека в участие в общественной жизни, учит его понимать культуру, вести себя в группах, утверждать себя и выполнять различные социальные роли».

«Социализация пишет  И. С. Кон - близко к русскому слову воспитание», значение которого гораздо шире английского, несмотря на их идентичную этимологию. Но воспитание подразумевает, прежде всего, целенаправленные действия, посредством которых индивид сознательно пытается привить желаемые черты и свойства, в то время как социализация наряду с воспитанием включает непреднамеренные, спонтанные влияния, благодаря которым индивид присоединяется к культуре и становится полноправным членом общества.

В различных источниках социализация определяется как:

  1. Процесс усвоения человеком в течение всей его жизни социальных норм и культурных ценностей общества, к которому он принадлежит.
  2. Как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социокультурного опыта.
  3. Как процесс формирования личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, паттернов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
  4. Как сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения социальных качеств, усвоения социального опыта и реализации собственной сущности путем выполнения определенной роли в практической деятельности.

В руководстве А.В. Мудрика «Социализация человека» определяет и раскрывает сущность социализации. Социализация рассматривается автором как мера адаптации человека к обществу и степень его изолированности. А.В Мудрик отмечает, что взгляд на социализацию как на непрерывный процесс предопределяет новые подходы к периодизации ее этапов. Этапы социализации, по его мнению, можно соотнести с возрастной периодизацией человеческой жизни (этапы: младенчество, юность, юность, зрелость, старость).

Мы будем использовать следующее определение: социализация - это процесс усвоения индивидом моделей поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе.

По своему содержанию социализация - это двусторонний процесс. С одной стороны, оно заключается в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей, норм, знаний и навыков. Этот процесс может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств, иногда имеющих характер разнонаправленных факторов, так и в условиях целенаправленного педагогически организованного процесса обучения и воспитания. С другой стороны, социализация предполагает процесс усвоения индивидом социального опыта, его интернализацию. В этом случае под интернализацией понимается переход внешних по форме процессов социальной жизни к внутренним процессам психики человека, в которых они претерпевают соответствующую трансформацию: обобщают, вербализируют, становятся способными к использованию и дальнейшему развитию.

В соответствии с характеристиками сфер и участников процесса различают два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта.

Институты социализации - это институты, которые влияют и направляют процесс социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. Основной средой социализации является непосредственная среда личности: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, инструкторы, врачи и т. д. Эти агенты называются первичными не только потому, что они наиболее тесно общаются с человеком, но также потому, что их влияние на формирование личности занимает первое место с точки зрения важности.

Вторичная социализация происходит на уровне крупных социальных групп и институтов. Вторичные агенты - официальные организации, официальные учреждения; представители администрации школы, армии, государства и т. д.

Каждый агент социализации предусматривает формирование личности, которой он может обучать и воспитывать. Агенты первичной социализации универсальны. Их влияние охватывает практически все сферы жизни человека, и их функции взаимозаменяемы. Другими словами, и родители, и родственники, и друзья, способствующие становлению личности, часто пересекаются в своих функциях. Агенты вторичной социализации являются узкоспециализированными. Каждый институт нацелен на решение своих проблем в соответствии со своими функциями.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Жизненные циклы являются важнейшими вехами в биографии человека, которые можно рассматривать как качественные этапы формирования социального «Я» - дошкольный период, школьное образование, студенческая жизнь, брак (семейная жизнь), военная служба, карьера выбор и трудоустройство (рабочий цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл). Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового социального статуса, отказом от предыдущих привычек, изменения окружающей среды, изменений образа жизни и т. д.

Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаимодополняющими процессами:

  • десоциализация;
  • ресоциализация.

Десоциализация - это процесс отлучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.

Ресоциализация - это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения вместо старых.

Факторами социализации являются обстоятельства, условия, побуждающие человека к активности, к действию.

В отечественной и западной науке существуют различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичным и продуктивным для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. 

Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

  • Макро факторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство);
  • Мезофакторы - условия для социализации больших групп людей, различающихся по этнической принадлежности (этнической группе); по месту и типу населенного пункта (регион, село, город, город); по принадлежности к аудитории различных средств массовой информации (радио, телевидение, кино и т. д.);
  • Микрофакторы - социальные группы, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное образование - образовательные, профессиональные, социальные и т. д.).

 

Сущность и содержание образования

 

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних, независимых и зависящих от воли и сознания людей, действующих спонтанно или в соответствии с определенными целями. Более того, сам человек не воспринимается как пассивное существо. Он действует как субъект своего становления и развития.

Воспитание детей является одним из ведущих понятий в педагогике. Прежде всего, они различают образование в широком и узком смысле. Образование в широком смысле рассматривается как социальное явление, как влияние общества на человека. В этом случае образование практически приравнивается к социализации. Образование в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность учителей и учеников, направленная на реализацию целей образования в контексте педагогического процесса. Деятельность учителей в этом случае называется воспитательной работой.

Воспитание - это воспитание человека в специально созданных образовательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации.

Воспитание является неотъемлемой частью относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, корректирующим воспитанием и воспитанием).

Обучение осуществляется во взаимодействии различных предметов: индивидуальных (конкретные люди), групповых (коллективы) и социальных (образовательные организации и органы управления).

В образовательных организациях воспитание реализуется в трех процессах, которые взаимосвязаны и в то же время относительно автономны с точки зрения содержания, форм, методов и стиля взаимодействия субъектов: организация социального опыта приемных детей, их воспитание и обучение, оказание индивидуальной помощи им. Организация социального опыта осуществляется посредством: организации жизни и деятельности формализованных групп (коллективов); организация взаимодействия, а также обучение для него; стимулирование инициативы в формализованных группах и влияние на неформальные микрогруппы (неформальные ассоциации). Индивидуальный социальный опыт - в широком смысле - единство различных знаний и способов мышления, способностей и навыков, норм и стереотипов поведения, ценностных установок, уловленных чувств и опыта, усвоенных и разработанных методов взаимодействия, самопознания, самопознания, определение, самореализация.

Образование включает в себя:

  • систематическое обучение (формальное образование, начальное и среднее);
  • образование, то есть пропаганда и распространение культуры (неформальное образование),
  • стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе оказания помощи человеку в решении проблем, создания особых ситуаций в образовательных организациях для его позитивного самораскрытия, а также повышения его статуса, самооценки, самоуважения и т. д., Стимулирования личной самореализации, развитие. Индивидуальная помощь - это преднамеренная попытка помочь человеку приобрести знания, установки и навыки, необходимые для удовлетворения потребностей и интересов других людей; в реализации и, при необходимости, изменении собственных ценностей человека, в развитии самосознания, в самоопределении и самореализации, в коррекции самооценки, и самопринятия; в развитии понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к индивидуальным, групповым и социальным проблемам; в развитии чувства причастности к семье, группе, обществу; в разработке стратегии адаптации и изоляции в обществе.

Мера систематичности, интенсивности, характера, содержания, форм и методов организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи зависит от возраста и пола приемных детей, а также, в определенной степени, их этнической и социокультурной принадлежности. В разных видах и типах организаций образования и в конкретных организациях объем и соотношение организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи существенно различаются. Различия зависят как от функций организаций, так и от ценностных устремлений, установок и концепций образования, доступных преподавателям этой образовательной организации. Эти различия определяют содержание и характер взаимодействия, реализуемого в образовательной организации.

Взаимодействие в процессе воспитания осуществляется в виде множества «цепочек»: организация воспитания - составляющие ее формализованные группы (коллективы), коллектив - индивид, коллектив - включенные в него микрогруппы - индивид, учитель - коллектив, учитель - индивид и т. д. Содержание взаимодействия - это обмен между субъектами информацией, ценностями, типами и способами общения, познания, деятельности, игр, поведения, выбор и усвоение которых осуществляется индивидуально, селективные. В целом, взаимодействие - это диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и образовательная эффективность которых определяются тем, какие личности в нем участвуют, в какой степени они сами чувствуют себя личностями и видят личность в каждом, с кем они взаимодействуют.

Обучение, проводимое в образовательных организациях различных типов и видов, дает человеку опыт взаимодействия с людьми, создает условия для позитивно ориентированного самопознания, самоопределения, самореализации и самоизменения и в целом для приобретения опыта адаптации, и изоляция в обществе.

Социализация как функция воспитания.

Виды обучения классифицируются по различным признакам. Наиболее обобщенная классификация включает умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в учебных заведениях различают гражданское, политическое, международное, моральное, эстетическое, трудовое, физическое, юридическое, экологическое и экономическое образование.

На институциональной основе различают семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), общинное образование (общинное основание в американской педагогике), воспитание в детских и молодежных организациях, воспитание в специальных учебных заведениях. По стилю отношений между педагогами и учениками они различают авторитарное, демократическое, либеральное и бесплатное образование; в зависимости от конкретной философской концепции различают прагматический, аксиологический, коллективистский, индивидуалистический и другие виды образования.

Принципы образовательного процесса (принципы обучения) являются общими отправными точками, в которых выражаются основные требования к содержанию, методам и организации образовательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, это общие положения, которыми руководствуются учителя при решении образовательных задач.

Опишем требования к принципам обучения:

Обязательност. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного внедрения на практике. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не только снижает эффективность образовательного процесса, но и подрывает его основы. Педагог, нарушающий требования принципов, исключается из руководства этим процессом, и за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, таких как принципы гуманизма, уважение к личности, он может даже подвергнуться судебному преследованию.

Сложность. Принципы несут требование сложности, подразумевая их одновременное, а не последовательное, изолированное применение на всех этапах образовательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально  и все сразу.

Эквивалентность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения эквивалентны», среди них нет основных и второстепенных, те, которые требуют реализации в первую очередь, и те, которые могут быть отложены до завтра. Такое же внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения образовательного процесса.

Принципы, на которых основан образовательный процесс, составляют систему. Есть много образовательных систем. И, естественно, природа, индивидуальные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться неизменными в них.

Современная отечественная образовательная система руководствуется следующими принципами:

  • общественная направленность образования;
  • связь образования с жизнью, работой;
  • опора на позитив в образовании;
  • гуманизация образования;
  • персональный подход;
  • единство образовательных влияний.
  • социализация личности воспитание общества.

 

Вывод:

 

Механизм и процесс формирования личности раскрывается в психологии на основе понятия «социализация». Социализация - это процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Социализация охватывает все формы участия человека в культуре, обучении и воспитании, с помощью которых человек приобретает социальную природу, короче говоря, социализация - это процесс становления социального «Я».

Воспитание - это воспитание человека в специально созданных образовательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Воспитание детей является неотъемлемой частью относительно контролируемой социализации (наряду с семейным воспитанием, религиозным воспитанием, воспитательным воспитанием). Обучение осуществляется во взаимодействии различных предметов: индивидуальных (конкретные люди), групповых (коллективы) и социальных (образовательные организации и органы управления).

Принципы образования, на которых основан образовательный процесс, составляют систему. Есть много образовательных систем. И, естественно, природа, индивидуальные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться неизменными в них. Современная отечественная система образования руководствуется следующими принципами: социальная направленность образования; связь образования с жизнью, работой; опора на позитив в образовании; гуманизация образования; персональный подход; единство образовательных влияний.