Состояние и тенденции развития лицензионной торговли

Предмет: Международная экономика
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 05.11.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по международной экономике на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по международной экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

«Ноу-хау» как разновидность промышленной собственности
Лицензионная форма передачи технологии. Виды оплаты лицензий
Предоставление услуг типа инжиниринг на мировом рынке
Передача технологии по договору о франчайзинге

 

Введение:

Торговля интеллектуальной собственностью и лицензиями на ее использование становится все более прибыльным видом деятельности в рамках международных торговых отношений. Получение прибыли от интеллектуальной собственности может быть сделано двумя способами. Первый способ заключается в том, что владелец этой собственности самостоятельно превращает нематериальную интеллектуальную собственность в материальный продукт, который он может производить и продавать самостоятельно. Второй способ заключается в том, что владелец интеллектуальной собственности предоставляет лицензию кому-то другому, кто будет производить и распространять готовый продукт, выплачивая определенные платежи, обычно роялти. 

Существует как минимум девять экономических причин, по которым фирма может предпочесть лицензирование своей интеллектуальной собственности.

Во-первых, посредством лицензирования лицензиар получает дополнительные ресурсы в форме тех, которые доступны лицензиату. Предоставляя лицензиату право продвигать и распространять свои продукты, лицензиар получает возможность проникать на те рынки, которые ранее были для него закрыты. 

Во-вторых, лицензирование расширяет географию рынков. Большинство продуктов, экспортируемых за границу, требуют некоторой адаптации: этикетки и инструкции должны быть переведены; товары могут нуждаться в модификации, чтобы соответствовать местным законам и стандартам; Маркетинговая политика будет отличаться. 

В-третьих, лицензирование расширяет товарные возможности рынков. Фирма может иметь ресурсы для использования своей интеллектуальной собственности только в одном продукте, тогда как эта интеллектуальная собственность может быть применима к другим товарам и услугам. Например, производители фильмов и телевизионных шоу не всегда имеют ресурсы, необходимые для производства и распространения видеокассет и DVD-дисков. В этом случае они передадут свою интеллектуальную собственность, авторское право компании, которая будет производить копии и распространять видеокассеты и DVD-диски. 

В-четвертых, если компании не хватает финансовых ресурсов или персонала для быстрого проникновения на рынок, продажа лицензии значительно ускоряет процесс.

В-пятых, некоторые продукты продаются лучше, если они продаются вместе или для использования с другим продуктом. Например, программное обеспечение продается с аппаратным обеспечением лучше, чем как самостоятельный продукт. 

В-шестых, компания может предоставить лицензию по запросу неконкурентоспособной компании. Лицензирование для этой цели возможно только в том случае, если лицензиар не заинтересован в использовании интеллектуальной собственности в неконкурентной сфере. Например, компания, разрабатывающая программное обеспечение для серверов и рабочих станций, может предоставить лицензию производителю программного обеспечения для персональных компьютеров. 

В-седьмых, лицензирование это один из способов получения фирмой технологии, за которую в противном случае ей пришлось бы платить. Лицензиар, как правило, имеет право получать информацию об улучшениях, внесенных лицензиатом в интеллектуальную собственность. Перекрестное лицензирование также является эффективным методом обмена технологиями. Он заключается в том, что две конкурирующие фирмы с разными научными и технологическими преимуществами могут по соглашению использовать разработки друг друга. Перекрестное лицензирование имеет тот же эффект, что и совместное предприятие, но без необходимости координировать совместные операции. 

В случае, когда наряду с другой интеллектуальной собственностью объектом лицензии является товарный знак, то если лицензиат соблюдает стандарты качества и успешно продает, лицензиар получает дополнительные преимущества: известность среди потребителей, хорошая репутация и т. д.

И наконец, лицензирование позволяет компании осуществлять некоторый контроль над своими собственными инновациями и направлением развития отрасли в целом.

Объекты лицензий и их характерные особенности

Существуют три широкие категории лицензий на интеллектуальную собственность: лицензии на технологии, журналистские лицензии и лицензии на развлечения, торговые лицензии. Технологические лицензии охватывают патенты, промышленные образцы, ноу-хау, авторские права в области технических разработок (программное обеспечение, базы данных, инструкции). Лицензии на журналистские и развлекательные услуги включают авторское право в области творчества (книги, пьесы, фильмы, видеокассеты, телевизионная продукция, музыка и мультимедиа). Торговые лицензии охватывают торговые марки, дизайнерские решения и право на рекламу. 

В этой главе я рассмотрю объекты лицензий, такие как патенты, промышленные образцы, товарные знаки и авторские права. Я не буду рассматривать ноу-хау и торговые секреты. Прежде всего тем, что, хотя они лицензированы, они не защищены государственными и международными организациями. В отличие, скажем, от патентов, главная ценность ноу-хау конфиденциальность информации. Вся ответственность за сохранение коммерческой тайны лежит непосредственно на компании, которой она принадлежит. Государство может регулировать ноу-хау и аналогичные объекты лицензий с помощью гражданского, трудового законодательства и законов о недобросовестной конкуренции. Законодательство такого рода сильно различается между странами, и, соответственно, международное регулирование в этой области является сложным. Кроме того, как правило, ноу-хау и коммерческие секреты передаются лицензиаром вместе с патентными лицензиями, что значительно снижает риски лицензиата. Наиболее распространенными в международной торговле являются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и соответствующих ноу-хау. 

Патентная защита изобретения означает, что это изобретение не может быть использовано в коммерческих целях для производства товаров, распространения и продажи без согласия владельца патента. Патентные права имеют юридическую силу в суде и могут быть использованы против нарушителей, однако суд может также признать патент недействительным из-за успешного обоснования в суде третьей стороной. Патенты могут быть действительны в течение двадцати лет, после чего изобретение становится доступным для использования всеми желающими. Все патентообладатели обязаны предоставлять информацию о своих изобретениях в обмен на защиту своих прав. С практической точки зрения патент представляет собой совокупность документов, которые содержат название изобретения, его технические характеристики, описания, которые часто сопровождаются чертежами, планами, схемами. 

Чтобы изобретение было патентоспособным, оно должно отвечать определенным требованиям: содержать элемент новизны, быть практически применимым, иметь оригинальные характеристики. Изобретение должно быть создано способами, которые не могут быть определены человеком со средними знаниями в области техники. Кроме того, изобретение должно быть патентоспособным по закону. В разных странах законы предусматривают превосходные списки изобретений, которые не подлежат патенту. 

Если изобретение является патентоспособным, патент может быть подан в национальном патентном ведомстве или в региональных организациях, таких как ЕПВ (Европейское патентное ведомство (Европейская патентная организация). Если необходимо защитить изобретение в одной или нескольких странах, ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности) предлагает возможность подать заявку на международный патент в соответствии с Соглашением о патентной кооперации РСТ (Договор о патентной кооперации). 

Большинство патентных заявок поступают из Соединенных Штатов. Согласно данным ВОИС за 2001 г., из США было получено 375 657 заявок на патенты. Важно отметить, что США являются одной из нескольких стран в мире, где количество заявок от резидентов превышает количество заявок от нерезидентов, что свидетельствует о серьезных научных достижениях этой страны. Также в 2001 году заявителям из Соединенных Штатов было выдано 166 038 патентов, большинство из которых были получены резидентами. На втором месте после США по количеству патентов, выданных согласно ВОИС в 2001 г., оказалась Япония. Заявителям из этой страны было выдано в общей сложности 127742 патента, 109375 из которых получены резидентами. Другие страны, включая Францию, Германию и Великобританию, сильно отстали от Соединенных Штатов и Японии: число патентов, выданных заявителям из этих стран в 2001 году, составило менее 40 000 для каждой страны, несмотря на то, что более 2/3 из патентов были получены нерезидентами. Заявителям из Российской Федерации было выдано 16 292 патента, но 13 779 из них были получены резидентами. Более того, количество заявок от нерезидентов в 2001 году превысило количество заявок от резидентов более чем в 3 раза. 

На основании данных ВОИС за 2001 г. о патентах можно сделать вывод, что Соединенные Штаты играют доминирующую роль в научном мире, хотя позиция Японии также значительно укрепилась. Следует также отметить, что количество выданных международных патентов крайне мало, так как заявок на их регистрацию немного. Наибольшее количество международных патентов по РСТ в 2001 г. было получено США 15109. 

Промышленный дизайн это внешний вид продукта, который делает его привлекательным, повышает его коммерческую ценность и конкурентоспособность. Владелец зарегистрированного промышленного образца защищен от несанкционированного копирования или имитации дизайна. Чтобы зарегистрировать промышленный образец, необходимо, чтобы его внешний вид классифицировался как новый или необычный, что означает отсутствие чего-либо подобного в настоящем или в прошлом. Срок охраны промышленного образца составляет 5 лет, но может быть увеличен до 15 лет. В зависимости от национальных законов, промышленный образец также может быть защищен законами об авторских правах. В некоторых странах промышленный дизайн и авторское право могут существовать параллельно, а в некоторых они являются взаимоисключающими. При определенных обстоятельствах промышленный образец может быть защищен законами о честной конкуренции. 

По сути, промышленный образец охраняется только в той стране, в которой он был зарегистрирован. Однако в ВОИС можно подать заявку на международную регистрацию образца в соответствии с Гаагским соглашением о международном размещении промышленных образцов. 

Согласно данным ВОИС за 2001 г., лидером по количеству зарегистрированных промышленных образцов стала Франция 76257, Германия на втором месте 55621, Япония на третьем месте 32934. В США было зарегистрировано только 16872 образца. В Российской Федерации зарегистрировано 1507 образцов. Почти во всех странах количество промышленных образцов, зарегистрированных резидентами, значительно превышает количество образцов, зарегистрированных нерезидентами. Следует также отметить, что доля образцов, зарегистрированных в рамках Гаагского соглашения, очень мала. Тем не менее, в таких странах, как Болгария, Словения, Македония, доминировала международная регистрация промышленных образцов. 

Зарегистрированный товарный знак защищает владельца от несанкционированного использования. В принципе, товарный знак имеет неограниченный срок охраны при условии, что его владелец своевременно удерживает необходимые платежи для его продления. Защита товарных знаков необходима для борьбы с распространением контрафактной продукции и недобросовестных конкурентов, использующих аналогичные товарные знаки. Торговые марки могут представлять собой комбинации слов, букв или цифр, они также могут состоять из рисунков, символов, трехмерных символов, комбинаций цветов и даже звуков. Существуют также коллективные знаки, принадлежащие ассоциациям, члены которых идентифицируют себя с определенным уровнем качества и соответствия требованиям, установленным ассоциацией. Кроме того, известны сертификационные знаки, которые указывают, что продукт соответствует определенным установленным стандартам. 

Вы можете зарегистрировать товарный знак, подав заявку в национальный или региональный комитет по товарным знакам. Заявка должна точно отражать товарный знак, к нему должен прилагаться список товаров и услуг, в отношении которых он будет использоваться. 

Почти каждая страна в мире имеет возможность зарегистрировать товарный знак. Тем не менее, чтобы избежать необходимости регистрировать бренд в каждой отдельной стране, ВОИС предоставляет систему международной регистрации марок. Эта система регулируется Мадридским соглашением о международной регистрации марок и Мадридским протоколом. Более шестидесяти стран являются участниками одного или обоих соглашений. 

Согласно данным ВОИС за 2001 г., лидером по количеству зарегистрированных товарных знаков был Китай 192549, на втором месте со значительным отставанием США с 108840, Япония на третьем месте 94832. В этих странах подавляющее большинство торговые марки были зарегистрированы резидентами. В Российской Федерации в 2001 году было зарегистрировано в общей сложности 17 276 товарных знаков, причем более половины были нерезидентами. Как и в случае с вышеуказанными объектами лицензий, международная регистрация товарных знаков не так популярна. 

Географические указания

Географические обозначения указывают на то, что продукт имеет определенное географическое происхождение и, следовательно, обладает определенными свойствами. Многие из этих продуктов заслужили хорошую репутацию, и поэтому зачастую их недобросовестные конкуренты используют их географические обозначения без соответствующего разрешения. Географические указания защищены национальными законами о добросовестной конкуренции, законами о защите прав потребителей или специальными законами о защите географических указаний. Международная защита географических указаний еще не разработана. 

Отдельно следует сказать о так называемых общегеографических обозначениях. Если такое обозначение связано с потребителем с целью или свойством товара, а не напрямую с его географическим происхождением, то оно перестает быть географическим обозначением как таковым. 

В отличие от товарного знака, географическое обозначение может использоваться несколькими производителями, действующими в данном регионе и производящими товары со свойствами, характерными для данного региона.

Самым сложным и в то же время очень важным в современной международной торговле объектом лицензии является авторское право. Авторское право обеспечивает необходимую защиту автора и его наследников от несанкционированного использования его произведений. Он включает в себя два основных набора прав: экономические права и моральные права. Имущественные права включают: право на воспроизведение, общественное вещание, распространение, копирование, запись, перевод и т. д. моральные права включают право вносить изменения, исправления и другие изменения в произведение. Авторское право действует в течение всей жизни создателя произведения и не менее 50 лет после его смерти. Авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы операций или математические концепции. 

Авторское право в теории не зависит от официальных процедур. Работа считается защищенной авторским правом с момента ее создания. В любом случае, ВОИС не предлагает никакой системы регистрации авторских прав. Однако во многих странах есть национальные организации, занимающиеся этим вопросом. 

Музыкальные произведения, театральные постановки, телеи радиопрограммы, научные репортажи, фильмы и т. д. защищены авторским правом. Традиционно, начиная с 1980-х годов, защита программного обеспечения регулируется авторским правом, хотя в некоторых странах, включая США, защита патентов возможна.

Кроме того, авторское право распространяется на телевизионные форматы, выступления артистов, а иногда и на персонажей в фильмах, книгах, комиксах, телешоу и т. д. при определенных обстоятельствах игрушки, интерактивные игры, обложки книг и даже одежда также могут быть защищены авторским правом. 

В некоторых условиях вы можете частично использовать объекты, защищенные авторским правом, не приобретая лицензию. Например, в законодательстве многих стран разрешается использовать цитаты и выдержки из книг, делать ксерокопии журнальных статей, записывать радиои телевизионные программы для личного некоммерческого использования. Такие законы постоянно пересматриваются и обсуждаются, поскольку они часто позволяют пиратам с помощью опытных юристов найти лазейку для легализации по существу незаконных действий, как, например, в случае пресловутой компьютерной программы KaZaA. 

Управление авторскими правами и аналогичными им правами осуществляется с помощью организаций коллективного управления, которые создаются авторами, а чаще производителями и владельцами авторских прав. Эти организации несут ответственность за выдачу лицензий другим организациям, таким как радиостанции или телевизионные каналы, за сбор лицензионных платежей и контроль за выполнением всех обязательств. В целом, авторское право регулируется национальным законодательством. Иностранные правообладатели защищены на том же уровне, что и национальные. Этот принцип закреплен в Бернской и Римской конвенциях ВОИС. 

Особенности организации международной лицензионной торговли

Лицензия определяется в словаре как «официальный документ, дающий разрешение заниматься определенной деятельностью». Это, конечно, звучит просто, однако процесс приобретения и выдачи лицензии чрезвычайно сложен и может привести к выгоде для всех сторон, участвующих в контракте, или к судебному разбирательству, направленному на выяснение того, что не было прописано или не правильно поясняется в соглашении, подписанном всеми сторонами. 

Первоначальные усилия по лицензированию не должны предприниматься без помощи экспертов в этой области и юристов. Не существует стандартного лицензионного соглашения, которое можно использовать в качестве шаблона. Переговоры о передаче лицензии и оформлении соответствующих документов должны проводиться в соответствии с характеристиками каждой конкретной бизнес-ситуации и с учетом конкретной технологии. Лицензирование это договорные деловые отношения между лицензиаром, который разрешает использование его патента, товарного знака, авторского права или любой другой формы интеллектуальной собственности для компенсации, и лицензиатом. 

Несмотря на то, что лицензионные соглашения, как правило, имеют свои специфические особенности в каждом конкретном случае, существует хорошо отлаженная и широко используемая классификация видов лицензий в международной торговле.

При продаже простой лицензии лицензиар предоставляет лицензиату разрешение на использование прав на объект лицензии в течение определенного периода времени, осуществляя согласованные платежи на счет лицензиара. Более того, продавец простой лицензии оставляет за собой право использовать объект лицензии напрямую и продавать аналогичные лицензии третьим лицам. Продажа этого типа лицензии характерна для массового производства. В этом случае продукция, произведенная по лицензии под одним брендом на разных предприятиях, часто расположенных в одном регионе, пользуется таким спросом, что между лицензиатами нет конфликта интересов. 

Продажа эксклюзивных лицензий является наиболее распространенной формой лицензирования в международной торговле. При продаже эксклюзивной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право использовать объект лицензии на условиях и в пределах территории, указанной в договоре. 

Популярность этого типа лицензии основана на том факте, что лицензиат не рискует столкнуться с другим лицензиатом, работающим в определенном регионе, что избавляет его от нежелательной конкуренции. Лицензиар, в свою очередь, не теряет возможности продавать лицензии и использовать интеллектуальную собственность в других регионах. 

Территория, на которой действует эксклюзивная лицензия, может сильно различаться в зависимости от условий соглашения. Это может быть город, штат, страна или даже континент. 

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права самостоятельно использовать объект лицензии и продавать ее третьим лицам в течение срока, предусмотренного в соглашении. Продажа такого типа лицензий практикуется небольшими фирмами. 

Несмотря на многочисленные преимущества международного лицензирования, оно, несомненно, связано с определенным риском, как для лицензиара, так и для лицензиата. Основной риск для продавца лицензии заключается в том, что партнер, с которым было заключено соглашение, может не выполнять свои обязанности или будет выполнять их плохо. В связи с этим компания, продающая лицензию, проводит ряд исследований. Потенциальные рынки тщательно изучаются с точки зрения их объемов, оцениваются преимущества и недостатки лицензирования в этих условиях, составляется реестр существующих фирм, оценивается их доля на рынке и т. д. компания не сможет заключить выгодную лицензию. соглашение без соответствующих исследований, проводимых надежной организацией или непосредственно сотрудниками компании. Во многих случаях лицензиар предварительно консультируется с юристами, специализирующимися на интеллектуальной собственности, и другими фирмами или лицами, которые являются экспертами в этой области. При выборе лицензиата учитывается множество факторов. 

Если ранее прямая продажа лицензии была основной целью разработчика продукта или технологии, где роли были четко разграничены: лицензиар разрабатывает идею или прототип продукта, а лицензиат организует коммерческое производство и продвижение продукта, Теперь подход к этой проблеме изменился. «В современном мире фирмы рассматривают лицензионное соглашение не как завершение сделки, а как начало новых отношений».  Такой подход позволяет фирмам использовать лицензиата в качестве дополнительного ресурса. Лицензиар все больше стремится позиционировать себя в качестве члена команды лицензиата, поэтому выбор партнера очень важен. 

В последнее время лицензиар пытается предоставить лицензиату условия, при которых он сможет внести определенные улучшения в продукт. Наряду с этим продавец лицензии впоследствии направляет усилия на разработку таких идей и продуктов, которые будут отвечать требованиям клиентов лицензиата. То есть современные фирмы стремятся сделать лицензиата зависимым от своих услуг, без ущерба для его прав в любом случае. Лицензиар, работающий в современных условиях, пытается поддержать лицензиата наряду с продажей лицензии, поскольку он понимает, что заключение лицензионного соглашения это не конец, а начало совместной деятельности. 

Заключение лицензионного соглашения, как отмечалось ранее, представляет собой сложный и противоречивый процесс. Лицензиат несет определенные риски и поэтому стремится защитить себя от покупки недействительной лицензии. В связи с этим современные продавцы лицензий стараются предоставить покупателю всю необходимую информацию и убедить его в надежности приобретения. Лицензиар ставит перед собой определенные задачи по увеличению стоимости лицензии, чтобы максимизировать выгоды в процессе переговоров с клиентами. 

Лоуренс Уделл, сотрудник американской компании ThinkUSA ™, которая оказывает экономическую и юридическую поддержку фирмам при заключении лицензионных соглашений, выделил восемь этапов определения стоимости лицензии:

  • Сформулирована «сырая» идея или технология. Стоимость потенциальной лицензии минимальна или равна нулю. 
  • Заявка на патент подана в национальное патентное ведомство.
  • Был создан прототип или другой способ демонстрации идеи или технологии.
  • Патентные заявки поданы в других странах.
  • Национальный патент получен. Стоимость потенциальной лицензии достигла среднего уровня. 

Идея или изобретение коммерчески продвигаются, применяются на практике и признаны экспертами. Стоимость потенциальной лицензии увеличилась. 

Патенты получены за рубежом. Крупная, уважаемая компания заинтересовалась приобретением лицензии. Стоимость лицензии достигла высокого уровня. 

Была возможность продать дополнительные лицензии на товарный знак и т. д. Первоначальная идея или технология приобрели очень высокую стоимость.

Как известно, ценность чего-либо во многом определяется желанием кого-то за это заплатить. «Истинная ценность лицензируемой технологии, идеи, патента и т. д. основана на восприятии ценности приобретения лицензиата». Если покупатель лицензии осознает, насколько точно она будет вписываться в его бизнес, сколько будет приносить доход, как увеличиваются продажи, то заключение лицензионного соглашения принесет ощутимые выгоды как лицензиату, так и продавцу лицензии. 

Состояние и тенденции развития лицензионной торговли

Традиционно лицензирование подразумевает, что лицензиар дорабатывает продукт до состояния, способного лицензировать (разработка продукта и защита интеллектуальной собственности) и делегировать лицензиату ответственность за производство, финансирование, продвижение и продажу. Однако до тех пор, пока лицензионный продукт не станет популярным на рынке, лицензиат, как правило, не соглашается вносить авансовые платежи и не хочет предоставлять определенные гарантии. Поэтому так называемое лицензирование «под ключ» (лицензирование «под ключ») в последнее время получило широкое распространение. Основной целью такого лицензирования является снижение коммерческих рисков лицензиата, что позволяет продавцу повысить цену лицензии. С лицензированием «под ключ» лицензиар не только делает продукт способным к лицензированию, но также заключает сделки с компаниями, которые организуют производство, продвижение и продажу продукта. Лицензиат может обеспечить только финансирование и управление проектом. Несмотря на то, что покупателю лицензии теперь не нужно создавать собственную производственную сеть, заниматься продвижением товаров и разрабатывать маркетинговые схемы, количество потенциальных лицензиатов значительно увеличивается. Теперь лицензиар может заключить соглашение с одной из фирм-претендентов, которая предложит более выгодные условия. Это показывает главное преимущество лицензирования «под ключ» перед другим способом снижения рисков для лицензиата опционным соглашением. 

Американская компания ThinkUSA ™ предлагает вариант лицензирования под ключ:

  1. На первом этапе компания определяет затраты на эффективное производство, сравнивая цифры, полученные из США, Азии и Новой Зеландии, чтобы определить лучшее место для организации производства. Затем полученные данные отправляются потенциальным лицензиатам, и их мнение изучается. Многие могут предпочесть производство в Соединенных Штатах, чтобы избежать проблем в управлении азиатскими предприятиями. 
  2. Затем изучается структура продаж и стоимость услуг продавцов.
  3. На третьем этапе учитывается мнение продавцов о товаре, учитывается мнение маркетологов, и выясняется, нужно ли что-то менять в товаре. Однако если продукт является патентоспособным, но заявка на патент еще не отправлена ​​или патент еще не выдан, такие собеседования проводятся в условиях строгой конфиденциальности. 
  4. Затем определяется примерная стоимость товара в розничной сети и себестоимость продукции. Если необходимо подтвердить рыночный спрос на продукт, часто организуется производство в Новой Зеландии. Если продукт предназначен для американского рынка, то производство налаживается в Азии (для снижения себестоимости) или в США (для быстрого выхода продукта на рынок). 
  5. На последнем этапе на основе полученной информации строится модель ожидаемой прибыли от лицензирования.

«Если компания собирается лицензировать свои продукты, то она должна работать с экспертами в области оценки стоимости лицензий и ведения переговоров с лицензиатами. Если он этого не делает, он может запросить нереальную сумму и получить отказ или запросить небольшую сумму и дать миллионы долларов потенциальной прибыли.

Наиболее распространенный тип роялти это роялти. Роялти это периодические вычеты в форме фиксированных ставок, которые выплачиваются лицензиатом через согласованные промежутки времени в течение срока действия лицензионного соглашения. Несмотря на то, что в международной практике размер роялти часто определяется эмпирически путем оценки определенных средних (так называемых стандартных) роялти, установленных для различных отраслей промышленности, в последнее время во многих случаях ставка роялти определяется индивидуально после заключения соглашения в каждой конкретной кейс. Однако, как правило, доля, выплачиваемая покупателем простой лицензии, не превышает 15%, эксклюзивной лицензии 25%, полной лицензии 40%. 

Еще один вид роялти единовременные выплаты. Единовременный платеж это фиксированная в договоре сумма, которая выплачивается один раз или в рассрочку. Единовременные платежи используются гораздо реже, чем роялти, это связано с тем, что, хотя они устраняют риск срыва производства, их размер всегда ниже, чем окончательный размер всех полученных роялти. Следует отметить, что при покупке лицензированных музыкальных дисков, видеокассет или программного обеспечения мы вместе с физическим носителем приобретаем сублицензию для некоммерческого домашнего использования этих продуктов. В этом случае единовременный платеж входит в стоимость лицензионных продуктов. 

Иногда используются комбинированные платежи, которые сочетают единовременные платежи с периодическими вычетами. В последние годы в качестве вознаграждения лицензиар часто получает долю акций компании, которая приобрела лицензию. Особенно часто практика передачи части своих акций лицензиатом продавцу лицензии встречается в индустрии звукозаписи. «Процент полученных акций напрямую зависит от уровня взаимодействия и выгод, которые принес лицензиар, его позиции и ответственности».

Регламент международного лицензирования и защиты интеллектуальной собственности

«Интеллектуальная собственность это собственность, которая нематериальна и неделима, поэтому ее может использовать неограниченное количество пользователей, но она не иссякнет». В связи с этим интеллектуальная собственность нуждается в защите на национальном и международном уровнях. Самой первой многосторонней международной конвенцией в области защиты интеллектуальной собственности является Международная конвенция по охране промышленной собственности, также известная как Парижская конвенция. Эта конвенция защищает патенты, промышленные образцы, товарные знаки. Наиболее важной конвенцией об охране авторских прав является Конвенция об охране литературных и художественных произведений, также известная как Бернская конвенция. Интересно, что «исторически, Соединенные Штаты были известны пират иностранного защищенного авторским правом материала и упорно отказывался подписать Бернской конвенции до 1989 года». Если раньше Соединенные Штаты не слишком поддерживали европейские инициативы по защите интеллектуальной собственности, то теперь они являются главными борцами с международным пиратством. Это неудивительно, потому что «более 50% экспорта США идет на охрану интеллектуальной собственности». 

Что произойдет, если страна не признает право собственности на плоды интеллектуального труда? В этом случае из законодательства этой страны следует, что интеллектуальная собственность и вовсе не собственность, а общая собственность. Если интеллектуальная собственность не защищена, то международное лицензирование в такой среде не имеет смысла. Никто не купит лицензию на то, что вы можете получить бесплатно. 

В некоторых развивающихся странах права интеллектуальной собственности считаются слишком дорогими, а механизмы борьбы с пиратами не разработаны. «Такая политика называется свободной ездой». Правительства, осуществляющие такую ​​политику, разрешают своим гражданам пользоваться интеллектуальной собственностью без ее оплаты. Есть много стран, занимающихся фрирайдом. Слабое патентное право существует в Сингапуре, Тайване и Корее. Игнорируя патентные права американских полупроводниковых компаний , эти страны создали высокотехнологичную индустрию. Патенты на лекарства, химикаты, сплавы, оптику и полупроводники в Индии не признаются. В Таиланде и России авторские права и торговые марки очень плохо защищены, патентное законодательство содержит много неточностей. Тайвань не имеет законов о честной конкуренции, рекламе, товарных знаках и географических указаниях. Только те страны, которые мало экспортируют в Соединенные Штаты или Западную Европу, могут безнаказанно заниматься свободной ездой. Однако и Китай, и Турция, и тот же Тайвань не прекращают выпускать контрафактную продукцию на рынок, хотя правительства этих стран уверяют Запад, что их борьба с пиратством идет полным ходом. 

Защита прав владельцев интеллектуальной собственности осуществляется рядом национальных, региональных и международных организаций. В этой главе я рассмотрю деятельность ВПТЗ США (Бюро по патентам и товарным знакам США) в 2002 г., деятельность Европейского патентного ведомства ЕПВ в 2001 г. и достижения Всемирной организации интеллектуальной собственности ВОИС в 2002 г. Кроме того, Я рассмотрю перспективы сотрудничества между этими тремя крупнейшими организациями и то, как осуществляется Договор о патентной кооперации РСТ. 

В 2002 году ВПТЗ США отметило свое двухсотлетие. Приоритетной задачей этой организации по-прежнему является содействие развитию науки путем предоставления на определенный период времени исключительных прав изобретателей на плоды их труда. Патенты и торговые марки защищали американское творчество и изобретения на протяжении многих лет первый патент был выдан в 1790 году некому изобретателю удобрений, а самая старая активная торговая марка SAMSON, которая используется производителями кабелей и проводов, была впервые зарегистрирована в 1884 году. 

USPTO некоммерческое федеральное агентство в составе DOC Министерства торговли США (US Department of Commerce). Он, в свою очередь, разделен на два отдела: Патентная организация и Организация по товарным знакам. Управление осуществляется директором ВПТЗ США, помощником министра торговли по интеллектуальной собственности. В своей работе он опирается на общественные комитеты по патентам и товарным знакам. На данный момент руководителем бюро является Джеймс Э. Роган. 

В 2002 году Патентное ведомство успешно завершило ряд проектов. Организация показала значительное улучшение качества патентов. В частности, процент одобренных заявок со значительными дефектами снизился на 1,2% по сравнению с 2001 годом. Общая ошибка качества в 2002 году составила 4,2%. Ошибка определяется как минимум одно утверждение, найденное во время качественного выборочного анализа утвержденной заявки на патент, которое может быть признано недействительным в суде, если заявка может способствовать выдаче патента без надлежащих исправлений. Процент ошибок это отношение количества выданных патентов с ошибками к общему количеству выданных патентов. 

Патентная защита изобретения начинается с момента выдачи патента и осуществляется в течение 20 лет с момента подачи заявки на его выдачу. Поскольку количество времени, которое Бюро потратило на рассмотрение заявки, вычитается из срока действия патента, если он выдан, ВПТЗ США прилагает усилия для ускорения обработки заявок. Сокращение срока действия патента и длительный период рассмотрения негативно влияют на деловую активность изобретателей, не позволяя им продвигать продукты на рынке и собирать лицензионные сборы. Такие задержки особенно нежелательны в цифровых технологиях, где жизненный цикл продукта относительно короткий.

Время рассмотрения заявок USPTO характеризуется двумя значениями: 

  1. Периодичность первого действия среднее количество времени, прошедшее с момента подачи заявки в месяцах до оценки экспертом патентоспособности изобретения.
  2. Общий срок ожидания среднее количество времени в месяцах, прошедшее с момента подачи заявки до выдачи патента или оставления патента заявителем. 

В 2002 году сотрудники ВПТЗ США приступили к рассмотрению 275 054 заявок и завершили обработку 260 245 заявок. Кроме того, организация получила 42889 международных заявок по процедуре РСТ. 

Если количество заявок на регистрацию патентов, поданных в Бюро в 2002 году, увеличилось на 2,3% по сравнению с 2001 годом, то количество заявок на регистрацию товарных знаков сократилось на 13%. По словам Анны Х. Чассер, омбудсмена по товарным знакам, это связано с длительным временем обработки документов3. Чтобы ускорить процесс регистрации товарных знаков, ВПТЗ США планирует осуществить почти все транзакции с покупателями в электронном виде к концу 2004 года. Кроме того, планируется организовать для всех доступ к базе данных брендов в Интернете, чтобы предприниматели могут быстро найти интересующую их информацию. 

В 2002 году ВПТЗ США получило 207 287 заявок на товарные знаки. При рассмотрении находящихся на рассмотрении, зарегистрированных и отмененных товарных знаков был выявлен процент чистой ошибки (ошибка, которая может повлиять на возможность регистрации товарного знака) на уровне 4,3%.

Являясь старейшей организацией в области интеллектуальной собственности, ВПТЗ США играет важную роль в национальном и международном регулировании в этой области. Он активно сотрудничает с ЕПВ, ВОИС и ВТО. ВПТЗ США продолжает консультировать Офис торгового представителя США USTR (Торговый представитель США) по реализации специальных положений 301, которые требуют, чтобы USTR идентифицировал страны, которые не обеспечивают надлежащую защиту прав интеллектуальной собственности. «Специальный 301» дает президенту право вводить запреты на импорт, а также право USTR действовать по указанию президента, чтобы защитить интересы США и позволить USTR реагировать на несправедливую политику страны в отношении Соединенных Штатов путем навязывания импортные пошлины или ограничения ". ВПТЗ США проанализировало законы некоторых стран и провело серию двусторонних переговоров, организованных USTR в рамках Special 301, которые помогли USTR в заключении соглашений о свободной торговле с Чили и Сингапуром. В декабре 2001 года ВПТЗ США организовало в Вашингтоне совместную российско-американскую конференцию по защите прав интеллектуальной собственности в Российской Федерации.

Под давлением ВПТЗ, Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, предназначенные для защиты авторских прав в Интернете, вступили в силу 6 марта 2002 г. и 20 мая 2002 г. соответственно. В 2002 г. делегаты ВПТЗ посетили Конференцию ВОИС по генетическим ресурсам и фольклору (Межправительственный комитет ВОИС по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору). Усилия США направлены на то, чтобы стимулировать развивающиеся страны к защите генетических ресурсов, традиций и фольклора с помощью существующих законов об интеллектуальной собственности или других существующих законов и предупреждать эти страны от новых законов. 

Доход USPTO в 2002 году составил 1061,4 млн. Долл. США, из которых 910,1 долл. США поступили от патентных сделок, а операции с товарными знаками принесли 151,3 млн. Долл. США. Традиционно платежи за продление патента составляли наибольшую долю доходов от патентов. Подобные платежи производятся на третий год с момента выдачи патента, на седьмой год и на одиннадцатый год. Платежи за продление товарного знака производятся каждый десятый год с момента регистрации, однако они не приносят много денег, поскольку продление требуется только в том случае, если требуется очень длительная защита бренда.2 

Согласно данным 2001 года, в ЕПВ было подано 158 200 патентных заявок, что на 9% больше, чем в 2000 году. Кроме того, 64% были заявками на регистрацию международных патентов в рамках РСТ. С момента основания организации в 1978 году было обработано более 1 500 000 заявок. В 2001 году 43% заявок были получены из 20 стран-членов EPO3, 32% из США, 16% из Японии. 

Из всех заявок, обработанных в 2001 году, 36% были отозваны заявителями или отклонены, в остальных 64% случаев европейские патенты были выданы. Среднее время, прошедшее с момента подачи заявки до начала первой специальной оценки патентоспособности изобретения, составило 34,4 месяца в 2001 году . Среднее количество времени, прошедшее с подачи заявки до выдачи патента было 51,3 месяца. Таким образом, экспертиза документов на патент в ЕПВ занимает в 2 раза больше времени, чем аналогичная процедура в ВПТЗ США. 

Основной целью ЕПВ является повышение качества патентов и сокращение времени, необходимого для их обработки. Для этого многие документы переводятся в электронном виде. Кроме того, ЕПВ тесно сотрудничает с ВПТЗ США и JPO (Японская патентная организация). Ежегодно проводятся трехсторонние переговоры и конференции, на которых обсуждаются проекты по разработке общих международных стандартов в области интеллектуальной собственности. ЕПВ также консультируется со странами Азии, Латинской Америки и СНГ. В 2001 году организация провела семинары с участием представителей Российской Федерации, Украины, Армении, Таджикистана и Азербайджана. 

Приоритетами ВОИС в 2002 г. были развитие электронного документооборота и повышение качества защиты интеллектуальной собственности. Предпринимались попытки создать возможность регистрации географических указателей на международном уровне. В связи с ростом случаев пиратства в области телевизионных и интернет-трансляций была проведена конференция по этому вопросу. 

Количество заявок на получение международных патентов в рамках PCT1 увеличилось. В 2002 г. их число составило 114048, что на 10% больше, чем в 2001 г. Сент-Винсент и Гренадины, Сейшельские Острова и Никарагуа также присоединились к РСТ, что привело к увеличению числа участвующих стран до 118. В 2002 г. 22 236 новых международные бренды были также зарегистрированы. В общей сложности количество существующих международных товарных знаков на конец года составило 399865. В 2002 году было обновлено 6023 товарных знака. Македония и Беларусь присоединились к Мадридскому протоколу. Количество зарегистрированных промышленных образцов по Гаагскому соглашению составило 20705. Украина присоединилась к соглашению. 

В 2002 г. 54 страны присоединились к тому или иному соглашению ВОИС. 54% были развивающимися странами, 42% были странами с переходной экономикой и 4% были развитыми странами. 

В последнее время ВПТЗ США, ЕПВ и ВОИС более тесно сотрудничают друг с другом для реформирования международной системы защиты интеллектуальной собственности, особенно патентов. Идея формирования международной патентной системы была впервые выдвинута Президентской патентной комиссией США в 1966 году. С тех пор создание единого механизма патентования стало приоритетом для Соединенных Штатов. Стоимость регистрации и продления патентных прав за рубежом часто оказывается слишком высокой для американских фирм и изобретателей. Кроме того, в контексте глобализации мировой экономики национальные и региональные патентные структуры не всегда эффективны. Самым большим достижением международного патентного права является PCT, который вступил в силу в 1978 году. В 2000 году была также завершена разработка Договора о патентном праве (PLT), который предусматривает унификацию правил регистрации патентов во всем мире. Это поможет избежать многих бюрократических проволочек, поскольку устанавливает верхний предел возможных формальных процедур. 

Однако полное согласие по многим вопросам вряд ли будет достигнуто в ближайшее время. В частности, проводится различие между патентными системами. В Соединенных Штатах действует система «изобретатель первым» , в которой изобретатель обладает патентным преимуществом, а в остальном мире действует система «первым делом», в которой первый человек, подавший заявку на патент, имеет преимущество. 

Когда рекомендуется подавать патент в соответствии с РСТ? Во-первых, если планируется подать заявку на патенты в более чем пяти странах, причем неевропейских. Во-вторых, если планируется подать заявку на патенты за рубежом, но пока неизвестно, где именно. В-третьих, если необходимо отложить потенциальные затраты на получение иностранных патентов более чем на год с даты подачи заявки на выдачу национального патента. Большинство стран уже ратифицировали РСТ, и новые страны постоянно добавляются в список участников соглашения. 

Для начала, заявка подается в национальное патентное ведомство или региональную организацию. После того, как заявка была подана, заявитель имеет годичное преимущество при оформлении патента за рубежом. То есть, если заявка подается в министерство иностранных дел через год после начала действия национального патента, считается, что заявка была подана в министерство иностранных дел в тот же день, что и национальное. 

Когда патент подан в соответствии с РСТ, в заявке перечисляются все страны, в которых заявитель потенциально заинтересован. В этом случае заявителю предоставляется возможность начать процесс подачи патентов в этих странах через 30 месяцев (в некоторых странах через 31 месяц) после подачи заявки в национальное или региональное отделение. Другими словами, регистрация РСТ дает вам на 18 или 19 месяцев больше времени, чем подача заявления непосредственно в зарубежное бюро. 

РСТ дизайн не так дорого. Стоимость подачи первой главы заявки PCT, которая увеличивает предпочтительное время до 30 или 31 месяца, составляет 4000 долл. США. Подача второй главы заявки PCT в течение 19 месяцев с даты подачи заявки в национальное бюро, которое предусматривает предварительное международное исследование2, будет стоить 1500 долларов. В конце периода регистрации вам необходимо подать заявку в департаменты всех стран, перечисленных в заявке, если нет необходимости делать это в каждой отдельной стране. 

Заключение

Успех развития международной лицензионной торговли напрямую зависит от того, как интеллектуальная собственность обеспечивается современной и надежной защитой. К сожалению, многие развивающиеся страны, включая Российскую Федерацию, не придают большого значения этому факту. От этого страдают не только иностранные компании, торгующие лицензиями. Потребители в таких странах страдают от доминирования некачественной контрафактной продукции. Научно-технические отрасли не получают необходимых знаний и инвестиций. 

Однако правовые вопросы, связанные с регулированием механизмов защиты прав интеллектуальной собственности, чрезвычайно сложны. Даже во многих развитых странах ответы на самые важные вопросы в области авторских прав и аналогичных им прав не найдены. Механизм международной регистрации географических указаний не разработан. 

Конечно, глобализация бизнеса ускорит процессы международного лицензирования и будет способствовать усилению защиты интеллектуальной собственности. Несомненно, в конечном итоге западные принципы отношения к интеллектуальной собственности будут навязаны развивающимся странам в качестве платы за то, что они позволят им выйти на мировой рынок, контролируемый странами Северной Америки и Европы. Тем временем проблема пиратства продолжает оставаться актуальной и заставляет нас искать новые пути ее решения.