Сопоставление отраслевой структуры национальной экономики России и ведущих стран мира

Содержание:

  1. Отраслевая структура национальной экономики и механизм ее формирования
  2. Функционирование национальной экономики
  3. Механизм воздействия государства на отраслевую структуру национальной экономики на примере Российской Федерации
  4. Заключение
Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая
Язык: Русский
Дата добавления: 18.06.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться защищать свою курсовую работу на отлично:

 

Как защищать курсовую работу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Особенности проявления экономического кризиса в разных регионах России
Инфляция и политика регулирования доходов
Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования
Эффективность инвестиций в человеческий капитал и экономический рост в стране

 

Введение:

 

Секторная структура национальной экономики состоит в группировке субъектов в группы, которые однородны по составу и связаны однородными функциональными характеристиками. Это отрасль народного хозяйства.

Достижения науки и техники оказывают существенное влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики. Хотя некоторые отрасли исчезли, это привело к тому, что другие отрасли, такие как атомная, активно развиваются.

Отличительной особенностью является появление смежных отраслей, таких как нефтехимия и космические ракеты.

Характеристики экономики с точки зрения структуры сектора позволяют увидеть вклад каждой отрасли в создание ВВП, отслеживать перекрестные связи и анализировать распределение и перераспределение доходов и инвестиций.

Каждая расширяющаяся отрасль состоит из отраслей, подсекторов и видов производства. При присвоении компании определенной отрасли учитываются назначение товара, виды основного сырья и характер технического процесса.

Следовательно, структура сектора представляет собой долю отдельных секторов в национальной экономике и характеризуется весом отдельных секторов в национальной экономике.

Отраслевая структура национальной экономики и механизм ее формирования

Экономика каждой страны - это национальный экономический комплекс, который возникает на основе социально-экономического развития, межрегионального разделения труда и интеграционного процесса.

Современный этап экономического и социального развития каждой страны связан с фундаментальными изменениями, вызванными переходом к рыночным отношениям. Формирование рыночной экономики предполагает создание социально ориентированной экономики. Это означает, что вся продукция адаптирована к потребностям потребителей.

Разделение экономики представляет собой совокупность компаний и организаций, которые представляют продукты, характеризующиеся общностью состава.

Кроме того, для производства такой группы продуктов требуется та же технология, основанная на использовании стандартного ассортимента базового оборудования.

Формирование промышленности происходит в результате общественного разделения труда. Это разделение труда делится на общее, индивидуальное и индивидуальное.

Распространенным разделением труда является разделение общественного производства на большие области материального производства (и производственных услуг) и непроизводственных (непроизводственные услуги).

 

Структура национального экономического сектора представляет собой совокупность видов промышленности и экономической деятельности, характеризующихся количественными корреляциями и взаимосвязями. Сектор национальной экономики определяется как группа качественно однородных бизнес-единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородными продуктами и определенной ролью в расширенном воспроизводственном процессе. Каждая отрасль как совокупность взаимосвязанных компаний и организаций имеет определенное производственно-техническое единство.

Различают следующие основные отрасли экономики:

  • промышленность
  • Сельское и лесное хозяйство
  • Строительство
  • Транспорт и связь
  • Трейд и кейтеринг
  • Жилые и коммунальные услуги и бытовые услуги
  • Образование
  • Здоровье
  • Физическое воспитание
  • Социальная безопасность
  • Культура и искусство
  • Научные и научные услуги,
  • Финансы, кредит, страхование, управление и т. д.

Сопоставление отраслевой структуры национальной экономики России и ведущих стран мира

Во время перехода на рынок появятся новые промышленные подразделения, такие как финансовые посредники, компании, занимающиеся недвижимостью, коммерческая деятельность для обеспечения функционирования рынка, информационные и вычислительные услуги.

Отраслевая функциональная классификация очень важна для изучения любого народнохозяйственного комплекса. Включает четыре отраслевые группы:

  1. Первичная добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство.
  2. вторичное производство;
  3. Транспорт, торговля, жилье, здравоохранение, обслуживание производства и населения.
  4. Менеджмент, наука, научные услуги.

Развитие производства ведет к постоянному выбору новых отраслей, особенно на основе прогресса науки и техники. В то же время идет процесс сокращения доли горнодобывающей промышленности в связи с ростом наукоемких отраслей.

Характерной чертой современной структуры народного хозяйства является наличие секторов и межотраслевых комплексов. Кроме того, ведутся процессы для укрепления производственных отношений и интеграции различных уровней производства. Межотраслевые комплексы были разработаны для топливно-энергетического комплекса, металлургии, машиностроения, химии и лесного хозяйства, строительства, сельского хозяйства и транспорта. Все эти комплексы имеют сложную и дифференцированную структуру.

Инфраструктура становится все более важной по мере развития рыночных отношений. Инфраструктура представляет собой сочетание важных мер для обеспечения производственных и социальных потребностей. Он делится на промышленность и общество. Производственная инфраструктура включает в себя транспорт, коммуникации, складирование и упаковку, логистику, инженерные сооружения, теплотрассы, водоснабжение, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и многое другое. Социально-пассажирский транспорт, городские и поселковые коммунальные службы. Инфраструктура, как промышленная, так и социальная, играет важную роль в сложности национальной экономики и освоении новых территорий.

Структура экономического сектора страны анализируется в основном на основе валового внутреннего продукта, численности работников и концентрации основных средств (основного капитала) по отраслям.

Разделение на три сектора, утвержденное СНС, используется для сравнения структуры сектора экономики отдельных стран мира и уровня их экономического развития. Первый - это добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охота и рыболовство. Второе охватывает производственную, строительную и другую производственную деятельность. Третий сектор включает все другие сектора экономической деятельности (т.е. производство услуг).

Такая же картина наблюдается почти во всех странах мира, принадлежащих к разным типам экономик. По мере роста доходов на душу населения первый (главным образом, сельскохозяйственный) сектор постепенно теряет основную роль в экономике страны и переходит к промышленности и сфере услуг. Этими двумя наиболее важными структурными изменениями обычно считаются индустриализация и постиндустриализация, необходимые этапы экономического развития в каждой стране.

Процесс формирования национальной экономики объективно ведет к повышению уровня сложности, расширению и углублению всех видов отношений в стране. Предприятия (субъекты), которые являются основными звеньями в национальной экономике, не включаются напрямую одновременно, но включаются в качестве основных звеньев более широкого субъекта. Эти хозяйствующие субъекты или структуры объединяются в две основные серии - отраслевые и территориальные. В то же время отраслевая и территориальная структура самой экономики сложна. Результатом является сложная система взаимосвязанных и взаимозависимых компаний.

По мере роста сектора производства услуг в национальной экономике усиливается процесс интеграции между секторами и формируются новые экономические комплексы, такие как социально-культурный сектор, сектор жизнеобеспечения и сектор социального потребления. В развитии страны нет четкого различия в соотношении упомянутых комплексов в сфере производства услуг.

Структура национального экономического сектора проходит очередной этап своего развития.

  1. Первое относится к активному развитию и доминированию ключевых секторов экономики, таких как сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность.
  2. Второе относится к развитию и контролю вторичного сектора - производства, строительства;
  3. Третий связан с развитием и преимуществами третичного сектора промышленности услуг.

Хотя эти этапы развития структуры национального экономического сектора были успешными друг с другом, каждая отдельная страна имеет свои особенности.

Динамические изменения в структуре промышленности периодически происходят в течение 10-20 лет. Они характеризуются следующими особенностями:

  1. Увеличение стоимости и количества сферы услуг - интеллектуального информационного поля.
  2. Снижение в горнодобывающей промышленности по сравнению с другими.
  3. Рост промышленного производства по сравнению с аграрным сектором экономики.

Изменения в структуре отрасли происходят в следующих ключевых областях:

  1. коренное изменение технологии производства.
  2. Производственное преимущество перед добычей.
  3. Развитие высокотехнологичного сектора народного хозяйства.
  4. Перенос центра тяжести в непроизводительную отрасль.

Достижения науки и техники оказывают существенное влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики. В то время как некоторые отрасли промышленности исчезают или остаются в застое, это приводит к тому, что другие отрасли, такие как атомная, активно развиваются. Отличительной особенностью является появление смежных отраслей, таких как нефтехимия и космические ракеты.

В соответствии с классификацией сектора экономики, основные отрасли промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, грузового транспорта, производственного обслуживания, связи, строительства, торговли и общественного питания, логистики и маркетинга, закупок, информационных и вычислительных услуг-14 классифицируются как материальное производство. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, операции с недвижимостью, геология, разведка полезных ископаемых, геодезия и гидрометеорология I. Услуги.

Отличительной чертой, которая выделяет большой сектор экономики в области материального производства, является единообразие функций и видов деятельности, выполняемых компаниями и организациями. Подразделение отраслевой классификации - это компании с независимыми балансами и банковскими счетами. Если компания занимается разнородной деятельностью, она учитывается как часть экономического сектора, к которому относится большая часть этой деятельности.

Частью более крупной отрасли является подсектор, межотраслевой экономический комплекс. Подсектор - это группа компаний, которые производят аналогичные продукты или выполняют аналогичные задачи.

Экономическая наука выделяет несколько технических способов и заменяет друг друга в процессе развития промышленного производства и последующих постиндустриальных этапах. Кроме того, каждый последующий образ жизни представляет собой высокую степень технологических изменений.

Первый метод был основан на использовании энергии воды, новой технологии в текстильной промышленности. Он руководил развитием средств производства, связанных с текстильной промышленностью.

Второе относится к развитию железнодорожного транспорта и механизации производства на основе использования паровых двигателей. Экономическими символами этой эпохи были угольная и транспортная инфраструктура.

Третий метод основан на использовании электричества в промышленном производстве, развитии тяжелой промышленности и новых открытиях в электротехнической и химической промышленности, использующих сталь. В этот период начнется производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, будет сконцентрирован банковский и финансовый капитал.

Четвертый метод основан на дальнейшем развитии энергетики, в основном на основе использования нефти и нефтепродуктов, газа и телекоммуникаций. Это эпоха массового производства тракторов, самолетов, танков и различных видов оружия.

Пятый метод, разработанный в начале восьмидесятых годов двадцатого века, основан на достижениях в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, освоения космоса и спутниковой связи.

В сфере производства товаров крупнейшими являются индустриальные парки. Комплекс топливно-энергетического и машиностроительного производства встречается реже, за исключением химических веществ и лесного хозяйства (как часть химии и нефтехимии, лесного хозяйства, деревообработки, целлюлозно-бумажной промышленности). Аграрно-строительный комплекс, объединяющий различные отрасли народного хозяйства, имеет сложную структуру. Комплекс производственной инфраструктуры включает в себя транспорт и связь, торговлю и другие отрасли, которые в первую очередь обслуживают производство товаров.

Промышленность является важнейшей областью материального производства и оказывает решающее влияние на развитие производительности труда в обществе и удовлетворение потребностей населения.

Эта отрасль состоит из многих специализированных отраслей, которые производят инструменты, составляющие большую часть рабочей силы, товаров и товаров народного потребления.

Промышленность служит основой для расширенного разведения народного хозяйства. Он непрерывно воспроизводит средства производства, как себя, так и другие части экономики. Роль тяжелой промышленности особенно велика, поскольку она обеспечивает все отрасли промышленного производства, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи и торговли необходимым оборудованием и технологиями для обеспечения дальнейшего технического прогресса. Под влиянием промышленности развиваются сложные экономические системы, растут города, формируется база сельскохозяйственного сырья, разрабатываются новые источники коммуникационных маршрутов, сырья, топлива и энергии.

Промышленность имеет конкурентное преимущество по сравнению с другими отраслями экономики. Он является лидером по объему экспорта страны (более 90%) и валютным доходам, бюджетному и внебюджетному финансированию, достижениям в области инноваций, науки и техники, а также развитию научно-технического прогресса в Беларуси.

Современная отрасль характеризуется высокой степенью экспертизы. В результате углубления общественного разделения труда возникает множество отраслей, подсекторов и типов промышленности, которые вместе образуют отраслевую отраслевую структуру, определяемую многими социальными и экономическими факторами. Основными из них являются уровень развития производства, технический прогресс, социально-историческая ситуация, навыки производства населения и природные ресурсы. Важнейшими факторами, определяющими изменение отраслевой структуры отрасли, являются прогресс науки и техники и ее основные направления - автоматизация производства, компьютеризация и механизация, совершенствование технологий, кооперация специализации и производства. Изменения и улучшения в структуре промышленного сектора под влиянием научно-технического прогресса происходят постоянно.

Текущая отраслевая классификация определяет пять сложных отраслей. Таким образом, в топливно-энергетический комплекс входят топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная, электроэнергетическая). Достижения в области науки и техники имеют особенно большое влияние на отраслевую структуру машиностроения, где развиваются такие отрасли, как электротехника, машиностроение с подсекторами: производство компьютерного оборудования, управление и координация сложных технических процессов. Устройства, роботы и др. Новые подсектора появились в металлургии, химии и других отраслях.

Промышленность делится на добычу и производство. Производство составляет основу тяжелой промышленности. Они составляют 90% от общего объема производства в отрасли.

В зависимости от экономической цели продукта вся отрасль может быть разделена на две большие группы.

  • Производство средств производства (группа А)
  • Производство товаров народного потребления (группа B).

Доля продукции группы А составляет более 65%. Разделение отраслей на группы очень важно с экономической точки зрения. Определите натуральный материальный состав выпускаемой продукции, рассчитайте долю каждой группы в общем объеме промышленного производства, и на основании этого можно установить правильное соотношение между производством средств производства и производством товаров народного потребления.

Существует около 20 отраслей, каждая из которых представляет собой совокупность компаний и ассоциаций, характеризующихся:

  • Цель продукта;
  • однородность потребляемого сырья.
  • Общая технологическая база и техпроцесс.
  • Staff специалист по персоналу;
  • Общественная организация управления.

Следующим элементом в структуре сектора является сельскохозяйственный сектор.

Агропромышленный комплекс является важнейшим перекрестным комплексом материальной промышленности и формируется на основе интеграции агропромышленного комплекса. Он суммирует три тесно связанных области. Первое направление предназначено для отраслей, которые поставляют средства сельскохозяйственного производства и обеспечивают производственно-техническое обслуживание сложных объектов. Второй состоит из сельского и лесного хозяйства. Третье - заготовка, хранение, переработка, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленные комплексы включают зерновые, картофель, мясо, молочные продукты и другие подкомплексы, которые формируются на основе технических взаимосвязей для производства конечных продуктов.

Все области и компоненты агропромышленного комплекса непрерывно и тесно взаимосвязаны и выполняют свои уникальные функции в рамках единого процесса тиражирования агропромышленного комплекса. Унификация их функций направлена ​​на достижение основных целей агропромышленного комплекса - удовлетворение потребностей населения и сектора экономики страны в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, обеспечение продовольственной безопасности страны. ,

Отраслевая структура валового внутреннего продукта характеризует соотношение производства товаров и услуг в отдельных секторах экономики - промышленности, сельского хозяйства, строительства и т. Д. К объему производства. Различия между отраслями зависят от характера производимых товаров и услуг, характера производственного процесса и средств труда. Сектор национальной экономики делится на подотрасли. Производственная дифференциация существует в областях материального производства и непроизводства.

Промышленность занимает наибольшую долю в структуре сектора ВВП.

Анализ структуры национального экономического сектора основан на ВВП, рассчитанном по отраслям. При сравнении уровней развития в соответствии со структурой сектора изучается связь между материальным производством и нематериальным производством, промышленностью и крупными экономическими комплексами. Отрасль, которая обеспечивает вес механической и химической промышленности, то есть достижения в области науки и техники, а также доля топлива и энергии, сельского хозяйства, строительства, обороны и других комплексов.

Поскольку сектора экономики постоянно взаимодействуют друг с другом, необходим четкий государственный контроль над их структурой и развитием.

Корпоративные финансы и национальные бюджеты используются для регулирования доли промышленности. В то же время компании ищут возможности на финансовых рынках для наиболее выгодных инвестиций в свои финансовые ресурсы: покупки акций других компаний, инвестиций в недвижимость и кредитования банков и стран. С другой стороны, государства используют бюджетные и внебюджетные средства для регулирования структуры сектора общественного производства и проводят агрессивную политику амортизации, таможни и ценообразования. В то же время уплата бюджетов, налоговых ставок, льгот и санкций гарантирует влияние на стоимость определенных ресурсов, оставшихся в распоряжении соответствующей организации. Бюджетное финансирование может помочь компаниям увеличить свои финансовые возможности и ускорить развитие отдельных секторов экономики, внедрение современных технологий и развитие науки и техники.

Основным направлением структурной политики государства является повышение конкурентного преимущества экономики страны путем достижения четырех взаимосвязанных целей:

  1. Повысить конкурентоспособность отечественных производителей товаров и услуг на национальном и мировом рынках и обеспечить структурные операции в направлении увеличения доли отрасли, которая производит продукты и услуги высокой степени переработки.
  2. Исправление накопленных структурных деформаций - восстановление убыточных секторов экономики. Искусственно поддерживаемый системой бюджетных субсидий, невыплаченных налоговых просрочек и дефолтов по естественным монополиям, он решает проблему единого промышленного города.
  3. Преобразование существующих неэффективных институтов "переходных" экономик (структур государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, национальных систем регулирования и многих других) в соответствии с требованиями современной рыночной экономики. завершение.
  4. Ускорить развитие и реструктуризацию экономических систем, предприятий и рынков и усилить глобальные и региональные интеграционные процессы в процессе глобальных экономических преобразований на основе новых информационных технологий.

Основными задачами структурной политики являются:

  • Усиление инновационной деятельности и бурное развитие высокотехнологичного сектора экономики.
  • Стимулировать экономический рост и повышать эффективность производства на микроуровне, поддерживая использование новых цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и других косвенных инструментов.
  • Сокращение корпоративных трансакционных издержек за счет развития инфраструктуры для предоставления товаров, услуг, рабочей силы, институтов рынков капитала и предпринимательской деятельности.
  • Отмена прямых и косвенных субсидий для неэффективных компаний, эффективный отбор эффективных компаний, повышение эффективности режимов банкротства, реструктуризация неэффективных секторов экономики, единой отрасли. Решение городских проблем
  • Содействие процессу корпоративной реструктуризации и реформирования, включая развитие рынка консалтинговых услуг, и повышение эффективности. Облегчение процесса интеграции и формирования крупных и эффективных предприятий со всей возможной поддержкой для развития малых и средних предприятий.
  • Свободное снятие компаний с бремени поддержания некоммерческих связей.
  • Сокращение и оптимизация государственного сектора за счет повышения эффективности управления государственной собственностью.
  • Повышение эффективности естественных монополий за счет повышения прозрачности информации и усиления контроля над расходами. Организованное разделение естественных монополистических и немонопольных сегментов, создание конкурентной среды в немонопольных сегментах, обеспечение равного доступа к сетям. Обеспечить контроль для поддержания необходимого уровня инвестиций.
  • Внедрение целевых программ по развитию транспорта, телекоммуникаций, телекоммуникационной инфраструктуры, созданию конкурентной среды, созданию равных и предсказуемых условий для экономической деятельности в России, как в экономике, так и на отдельных промышленных рынках.

Одна из ключевых задач экономического развития заключается в том, что при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетаются все методы перераспределения затрат (финансовые (в том числе бюджетные), кредитные, ценовые). Каждый из этих экономических методов (инструментов) должен функционировать в той области его распространения, которая объективно предопределена его социальным назначением и выполняемой функцией. Дифференцированные функциональные области и расширенное взаимодействие различных регуляторов затрат позволили более агрессивно использовать средства (включая бюджет) в ключевых областях сектора регулирования экономической стратегии и территориальных пропорций И обеспечить структурные изменения в экономике, сформировать национальные резервы и повысить эффективность всего общественного производства.

Основной целью структурной политики является создание условий для устойчивого долгосрочного экономического роста продуктов, которые либо имеют платежеспособный спрос на внутреннем и внешнем рынках, либо служат национальным интересам.

Структурная политика в основном влияет на общее предложение. В то же время различают прямое и косвенное воздействие на экономику. Прямое воздействие может быть в форме субсидий и приоритетных инвестиционных кредитов, направленных на создание, поддержку и развитие отдельных компаний и отраслей, а также проведение фундаментальных научных исследований. Косвенные эффекты реализуются, в частности, через налоговые стимулы для поддержания или увеличения объема продукции (производства) и стимулирования инвестиций.

Ключевым вопросом структурной политики в переходный период, особенно на ранних этапах, является поддержка государством внутреннего производства, которое конкурирует с импортом и помогает государству в создании конкурирующих отраслей и компаний, которые поставляют важные части товаров и услуг на внешние рынки.

Одним из основных направлений структурной политики в этот период является формирование финансовой системы, способной временно накапливать временно свободные ресурсы населения и направлять их преимущественно на инвестиционные проекты в реальном секторе экономики. , Решение этой проблемы заключается в улучшении налоговых и финансовых услуг, как путем непосредственного участия государства в инвестициях, так и в предоставлении гарантий, а также в том, чтобы сделать инвестиции в наиболее эффективные объекты реального сектора наиболее прибыльными. Вы можете сделать это на основании правил.

Особое значение имеет политика перестройки структуры экономического сектора, которая была добровольной с начала рыночной трансформации. Приоритет отдается слаборазвитым отраслям в плановой экономике, а именно производству товаров народного потребления и оказанию услуг (финансы, информация и общество).

Структурные изменения на макроуровне отражаются в том, что компании ограничивают свой ассортимент наиболее конкурентоспособными видами продукции и зачастую осваивают производство новых продуктов на основе сотрудничества с зарубежными партнерами. , Результатом является постепенное возрождение производства.

Функционирование национальной экономики

Экономическая структура Республики

средняя европейская страна. Белорусская экономика очень открыта и развивается и основана на технологии обрабатывающей промышленности. Важнейшим условием успешного функционирования является обеспечение растущего рынка продукции и бесперебойных, взаимоприемлемых цен на энергоносители.

Как упоминалось ранее, основными отраслями экономики Республики являются:

  • Топливно-энергетический комплекс
  • Аграрный индустриальный парк
  • Лесный комплекс
  • Промышленный парк
  • Транспорт и связь
  • Связь и связь.

Каждый объясняется подробно.

Топливно-энергетический комплекс республики обеспечивает производство, транспортировку, хранение, производство и распределение всех видов энергоносителей, включая газ, нефть и продукты ее переработки, твердое топливо, электрическую и тепловую энергию.

 

имеет свои небольшие запасы нефти. Разведочное месторождение расположено на территории Припятской впадины, занимая площадь около 30 000 кв. В начале км извлекаемые запасы нефти оцениваются в 355,6 млн. Тонн, из которых менее половины было перенесено в промышленный сектор. В 2007 году 44 месторождения находились в разработке.

Использование передовых методов при разработке нефтяных месторождений. Бурение горизонтальных скважин и горизонтальных стволов позволило белорусским нефтяникам в последние годы добывать около 1,8 миллиона тонн нефти в год, несмотря на их высокие разведочные запасы. Я держу это. Кроме того, опыт белорусских специалистов необходим за рубежом.

Транспортировка нефти через территорию Беларуси осуществляется РУП «Гомельтранснефть - Дружба» и Новополоцким республиканским унитарным предприятием по транспортировке нефти Дружба. Длина этих трубопроводов (однопоточные версии) составляет 1923 км и 1065 км соответственно. Нефтепровод Дружба является важнейшим транспортным коридором для экспорта российской нефти и является продолжением системы магистральных нефтепроводов российской компании ОАО «Транснефть».

Торфяная промышленность производит торф для топлива, сельского хозяйства и химической переработки, а также производит торфяные брикеты.

Производственные мощности белорусской энергетики представлены 27 крупными электростанциями. Примерно половину структуры генерирующих мощностей занимают теплоэлектростанции (ТЭЦ), которые производят электричество и тепло, причем 43% приходится на электростанции. Малые гидроэлектростанции и блочные электростанции также работают на энергосистеме.

Несмотря на то, что обладает собственной полной мощностью для выработки электрической и тепловой энергии, недостаток собственных запасов топливно-энергетических ресурсов вынудил республику закупать природный газ, нефть и уголь. Были. Это делает экономику страны зависимой от внешних поставщиков и более уязвимой для колебаний цен на энергоносители.

Наряду с устойчивыми поставками энергии в страну важнейшим приоритетом белорусской экономики, а главное энергетической политики является наиболее эффективное использование топливно-энергетических и материальных ресурсов для функционирования и развития экономики. Это создать условия. Сбережения и раскол являются важными факторами социально-экономического развития белорусского государства.

В 2007 году к 2020 году был разработан проект Концепции энергетической безопасности Республики . Это всеобъемлющий документ, направленный на обеспечение национальной энергетической безопасности и, следовательно, экономической, политической и промышленной безопасности.

Сельское хозяйство, одна из важнейших отраслей белорусской экономики и важнейшая составляющая агропромышленного комплекса страны.

В производстве сельскохозяйственной продукции участвовали производители различных форм собственности и управления: сельскохозяйственные предприятия, фермерские (фермерские) хозяйства, хозяйственные участки и т. Д.

Сельскохозяйственный сектор включает животноводство и растениеводство. Скотоводство составляет более половины от общего объема животноводства. По состоянию на 1 января 2008 года на ферме было 4 миллиона голов коров, из которых 1 миллион составлял 555 000. В сельскохозяйственных организациях большинство поголовья крупного рогатого скота сосредоточено - 91% -79%, включая поголовье крупного рогатого скота. занимает первое место в странах СНГ и четвертое в Европе по производству молока на душу населения.

В 2007 году количество свиней составило 3 064 000, из которых 72,5% принадлежали сельскохозяйственной организации республики, а остальные - домашним хозяйствам и фермерам. Сельскохозяйственные организации производят 69% всего производства свинины в стране.

Одной из наиболее развитых отраслей является птицеводство. Каждый человек производит 15 кг мяса птицы и 320 штук. Яйца. В республике насчитывается 28,7 млн. Птиц, из которых только 22% являются частными хозяйствами.

Сельскохозяйственные организации производят 97% мяса птицы и более 65% яиц. Птицеводческая отрасль в государственном секторе сконцентрирована в основном в республиканской ассоциации "Белптицепром", в состав которой входят птицефабрика, две комбикормовые фабрики и фабрика по производству перьев.

В республике также разрабатывают рыбу, лошадей, пчел и скот.

Белорусские сельхозугодья занимают 89,8 кв. км, из которых 55,4 тыс. кв. км-пахотная земля. Основу зернового хозяйства составляют ячмень, рожь, овес, озимая пшеница, яровая пшеница, тритикале и другие культуры. Зерновые структуры составляют около 90%.

Урожайность зерна в белорусских хозяйствах всех категорий в 2008 году достигла рекордного уровня в 9,1 млн. Тонн.

В 2007 году сельхозпредприятия республики по картофелю посевной площади составляли 45,9 тыс. Га, а в частных хозяйствах - около 370 тыс. Га. Общий объем производства картофеля превышает 8 млн. Тонн, и около 16% мирового урожая льна сосредоточено в Беларуси.

входит в пятерку из 26 стран мира, производящих льноволокно. Среди стран СНГ республика занимает треть рынка льноволокна. Индустрия первичной переработки льна включает 49 льнозаводов. Их среднегодовая мощность по производству льноволокна составляет около 50 000 тонн, включая четыре экспортные просеянные льняные базы. Более половины всех поставок льноволокна приходится на внутренний рынок, а остальная часть экспортируется. Основными статьями являются льноволокно, пряжа, льняная ткань для дома и тара.

В этой стране более 1000 сельскохозяйственных компаний, около 3 миллионов частных дочерних предприятий и других домашних хозяйств занимаются производством овощей.

В Беларуси 70% сельхозугодий используется для производства кормов. Животноводческие и птицеводческие фермы получают более 20 миллионов тонн кормов в год. Перерабатывающая промышленность занимает второе место в структуре агропромышленного комплекса по объему производства.

Белорусский лесной комплекс представляет собой сочетание отрасли и производства лесной и лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

Лесные ресурсы являются одним из основных природных ресурсов Республики . Лесной фонд занимает площадь 9,35 млн. Га, а запас леса составляет 1,43 млрд. Кубометров. м, а территория лесной площади составляет 37,7%. На душу населения приходится 147 кубометров. м лесного заповедника. Это в 2,2 раза больше, чем в мире.

В бревнах преобладают промышленно ценные породы, сосна (55%), береза ​​(18,4%) и ель (11,5%). В последние годы в белорусских лесах ежегодно заготовляется 14-15 миллионов кубометров древесины. м древесины почти полностью удовлетворит потребности внутреннего рынка, но также позволит экспортировать около 2 миллионов кубометров. М деловой лес.

Белорусские леса являются национальным достоянием. Основным держателем лесного фонда является Министерство лесного хозяйства, которое управляет 86,7% общей площади. В Беларуси лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность представлена ​​280 предприятиями, из которых более 330 являются крупными и средними. В структуру лесопромышленного комплекса входят лесозаготовительный (13,4% от общего объема производства), деревообрабатывающий (68,2%), целлюлозно-бумажный (17,7%) и лесохимический (0,7%) секторы. Мебельная промышленность играет важную роль в деревообрабатывающей промышленности.

Лесная промышленность страны ориентирована на экспорт. Ежегодно более 50% всей продукции поставляется за границу. Расширяется география международных перевозок грузов. В 2008 году экспорт лесных товаров и услуг в Министерство лесного хозяйства превысил 100 миллионов долларов США. В том числе экспорт услуг - около 1,8 млн долларов.

Флагманом экономического роста Беларуси является промышленность. Это важнейшая отрасль экономики республики, на которую приходится почти треть валового внутреннего продукта. Разнообразие производимых и реализуемых промышленных товаров определяет профиль внешней торговли страны (около 90% от общего объема экспорта) и обеспечивает большую часть доходов от форекс.

Промышленность Беларуси насчитывает более 100 отраслей. В республике более 20 тысяч промышленных предприятий и предприятий.

Основными отраслями народного хозяйства являются машиностроение и металлообработка.

Наибольшую долю машиностроительного комплекса республики занимает автомобильная промышленность, которая производит четверть всей продукции машиностроения. Основными компаниями являются Минский автомобильный завод (ПРУП МАЗ) и Белорусский автомобильный завод (РУП БелАЗ, Жодино).

Практически полностью он может предоставить необходимую технику и оборудование для белорусских тракторов и сельскохозяйственного сектора сельскохозяйственного машиностроения. В отрасли работают более 40 компаний, специализирующихся на разработке и производстве тракторов и сельскохозяйственной техники, крупнейшими из которых являются минские тракторы и моторные заводы, производственное объединение "Гонсель Маш" и ОАО "Боб Луи Кагро Маш".

Минский тракторный завод (МТЗ) - один из восьми крупнейших мировых производителей тракторов, обеспечивающий 96% мирового рынка этого оборудования. МТЗ экспортирует продукцию в более чем 60 стран мира.

Зерноуборочные и кормоуборочные комбайны производятся производственным объединением Гомсельмаш, одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в СНГ.

Одним из крупнейших секторов белорусского индустриального парка является химическая и нефтехимическая промышленность.

является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров калийных удобрений. На РУП «ПА» калий приходится более 14% мировых производственных мощностей и около 16% мирового экспорта калийных удобрений.

Следующий рассматриваемый комплекс - транспорт и связь.

расположена на пересечении основных транспортных путей между государствами Западной Европы и восточными, черноморскими прибрежными районами и странами Балтии.

имеет разветвленную дорожную сеть с доступом ко всем населенным пунктам и круглый год. Страна занимает 15-е место в мире по плотности дорог общего пользования на квадратный километр. Км на 1000 жителей и 12 место.

По состоянию на 1 января 2009 года сеть автомобильных дорог общего пользования составляла 85,7 тыс. Км, из которых 15,4 тыс. Км были республиканскими, а 70,3 тыс. Км - местными. Более 1000 км дорог было восстановлено и восстановлено в соответствии с государственной программой восстановления и развития села.

Белорусская железная дорога активно работает с международными перевозками.

В 2007 году транспорт республики в целом удовлетворял платежеспособный спрос экономики республики на транспортные услуги. Было перевезено 474,7 млн. Тонн грузов (105,9% от уровня 2006 года), и увеличение объема было обусловлено всеми видами транспорта. Значительная работа была проделана для организации морских перевозок белорусских внешнеторговых товаров. Объем морских перевозок, организованных белорусскими пароходствами, достиг 3,8 млн тонн.

Внешняя торговля в сфере услуг продолжает развиваться. Рост экспорта транспортных услуг в 2007 году составил 137,1% по сравнению с 2006 годом.

По состоянию на 1 января 2008 года доля услуг связи в структуре валового внутреннего продукта составила 2,2%. В связи с динамичным развитием сотовой мобильной связи, абонентская база которой увеличилась более чем на миллион в год, а количество базовых телефонов увеличилось на 91,1 тысячи, объем услуг связи для корпораций и частных лиц увеличился на 16,4%. , -17% объема платных услуг населению по всем каналам продаж. В начале 2008 года экспорт телекоммуникационных услуг вырос на 114,9% по сравнению с предыдущим годом.

В 2007 году продолжалась модернизация и модернизация существующих телекоммуникационных сетей, развитие почтовых услуг и расширение сетей вещания. В конце 2007 года уровень оцифровки коммутатора местной телефонной сети составлял 75%.

Изучив основные комплексы белорусского народного хозяйства, можно проанализировать удельный вес основных секторов народного хозяйства в отраслевой структуре ВВП 2006-2008 гг.

На основании данных, приведенных в табл. В 2.1 и на рисунке 2.3 мы можем сделать следующие выводы. В период с 2006 по 2008 год структура сектора экономики Республики претерпела небольшие изменения.

  1. Удельный вес площадей товарного производства в 2007 году увеличился на 0,5 пункта по сравнению с 2006 годом и не изменился в 2008 году, что свидетельствует о стабильном развитии площадей товарного производства.
  2. В 2007 году доля отрасли увеличилась на 1,2 пункта по сравнению с 2006 годом, но снизилась на 0,8 пункта в 2008 году. Это указывает на небольшое ухудшение промышленного развития в 2008 году, но не оказало существенного влияния на общее экономическое развитие.
  3. В период с 2006 по 2008 год доля сельского хозяйства в структуре сектора снизилась. По сравнению с 2006 годом он снизился на 1,4 пункта. Это связано с технологическими достижениями, урбанизацией и другими факторами.
  4. В течение анализируемого периода доля строительства постоянно увеличивается. С 7,1 пункта в 2006 году он вырос на 1,6 пункта до 8,7 в 2008 году. Это говорит о том, что государство выполняет задачу в жилищном секторе.
  5. Доля услуг в период с 2006 по 2008 год имеет тенденцию к снижению. Достижение 44,4 процентных пункта в 2006 году приведет к 43,0 и 42,3 процентным пунктам в 2007 и 2008 годах, соответственно. Поскольку доля сектора услуг увеличивается с ростом доходов потребителей, это снижение указывает на уменьшение денежных доходов населения.
  6. Соотношение чистого налога на продукты и импорт значительно увеличилось в 2008 году по сравнению с 2006 годом. Это свидетельствует об эффективности проводимой государством налоговой политики.

Структура экономики Российской Федерации

Основой российской экономики был начальный капитал, сформированный в советское время, который был приобретен частными владельцами в конце Советского Союза посредством механизма приватизации.

В 2006 году, по данным Росстата, рост промышленного производства (по классификации ОКВЭД) достиг 3,9% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года.

Наибольший вклад в рост общего объема промышленного производства в 2006 году по сравнению с 2005 годом внес обрабатывающий сектор. Индекс производства составил 104,4%, а его вклад составил около 74% (в 2005 году индекс производства составил 105,7%, вклад составил 90,3%). Из общего объема производства в этом секторе около 26% общего роста приходится на «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (индекс 108,8%), 10,1% - «производство кокса и нефтепродуктов» (индекс 106,1%), 12,9% - «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак» (индекс 105,4%), 7,6% - «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (индекс 110,8%).

Индекс производства по видам экономической деятельности "добыча" достиг в 2006 году 102,3% и составил 13,8% от общего роста (2005 год, индекс производства 101,3%, вклад 6,2%). Среди отраслей этого сектора наибольший вклад в общий рост производства (12,6%) вносит добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (индекс производства 102,5%).

В 2007 году рост промышленного производства достиг 6,3% по сравнению с 2006 годом.

По сравнению с 2006 г. наибольший вклад в общий рост промышленного производства в 2007 г. внес производственный сектор. Индекс производства составил 109,3%, а вклад составил 93,6% (индекс производства 2006 года составил 104,4%, а вклад составил 73,1%). Из производства в этой области деятельности 13,2% валового роста пришлись на «Производство машин и оборудования» (индекс 119,3%), 19,4% - «Производство транспортных средств и оборудования» (индекс 115,9%), 13,0% Это было. - «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак» (индекс 106,1%), 9,6% - «Производство электрического, электронного и оптического оборудования» (индекс 112,8%), 5,9% - «Производство металлургии и готовых металлических изделий» (индекс Индекс 102,0%), 7,8% «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» (индекс 110,8%), 5,9% - «Химическое производство горных пород» (индекс 106,1%), 7,5% - Производство резиновых и пластмассовых изделий ( Индекс 123,0%).

Индекс производства по виду экономической деятельности «горнодобывающий» достиг в 2007 году 101,9%, вклад составил 6,8% от общего прироста (в 2006 году индекс производства составил 102,3%, вклад составил 14,0%). Среди отраслей в этой сфере деятельности наибольший вклад в общий рост производства (6,1%) внесла добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (индекс производства 101,9%).

В области деятельности по производству и распределению электроэнергии, газа и воды индекс производства в 2007 году составил 99,8% (в 2006 году индекс составлял 104,2%, а вклад - 12,9%).

Индекс промышленного производства в 2008 году достиг 102,1% против 106,3% в 2007 году. Положительная динамика месячного развития промышленного производства (по сравнению с соответствующим месяцем 2007 года) сохранялась до ноября 2008 года, когда производство впервые упало (91,3%). В декабре производство резко упало (на 89,7%), так что в четвертом квартале 2008 года по сравнению с четвертым кварталом 2007 года (-104,7% в третьем квартале 2008 года), Общий объем производства достиг 93,9%.

Падение производства было обусловлено ухудшением внешнеэкономических условий в большинстве основных экспортно-ориентированных отраслей, а также сокращением внутреннего спроса, связанного с прогрессом финансового кризиса.

В целом, в 2008 году производство кожи, кожгалантереи и обуви (101,7% против 100% в 2007 году) и электроэнергии, газа и воды (101,4% против 99,8%).

В то же время производство резиновых и пластмассовых изделий значительно превысило уровень 2007 года (12,5%). Это связано с увеличением производства пластиковых изделий. Производство транспортных средств и оборудования, в основном за счет увеличения производства легковых, грузовых и легковых автомобилей (9,5%).

Подумайте о производстве текстиля и одежды.

С января по декабрь 2006 года производство текстиля и одежды значительно увеличилось с января по декабрь 2005 года, достигнув 107,3%. Производство кожи, изделий из кожи и обуви составляет 116,7%.

Индекс производства волокна в 2006 году составил 110,7% по сравнению с 2005 годом. Производство масляной ткани на тканевой основе (157,8%), увеличение производства ткани (100,7%), включая постельное белье (119,8%), носки (110,7%), лен (107,0), шелк (108,2%) и производство хлопчатобумажных тканей Снизился (99,4%). Вяжем (97,6%).

Снижение внутреннего производства хлопчатобумажных тканей обусловлено снижением спроса на данный вид продукции. Указанные факторы повлияли на снижение импорта хлопкового волокна. Так, с января по ноябрь 2006 года было импортировано 255,0 тыс. Тонн хлопка или 93,5% от уровня соответствующего периода 2005 года.

С января по декабрь 2007 года индекс производства текстиля и одежды достиг 99,7% по сравнению с январем-декабрем 2006 года, а производство кожи, изделий из кожи и обуви составило 99,9%.

Значительное замедление развития по сравнению с 2006 годом связано с усилением давления на импорт (стоимость одежды увеличилась на 85,5%, а физическая стоимость обуви - 2,0 рубля с января по ноябрь 2007 года). Товары народного потребления.

Индекс производства волокна с января по декабрь 2007 года составил 98,7% по сравнению с январем-декабрем 2006 года. Снижение общего производства тканей (97,6%), в том числе шерсти (98,3%) и хлопка (96,4%). Постельное белье (81,3%) и трикотаж (95,3%), увеличение производства шелковых тканей (114,1%), масляной ткани на основе ткани (112,4%), нетканых материалов, таких как тканые ткани (105,3%), постельное белье (101,1%).

В 2008 году индекс текстильного и швейного производства достиг 95,5% по сравнению с 2007 годом (с декабря 2008 года по декабрь 2007 года - 79,5%), а производство кожи, изделий из кожи и обуви - 101,7% (86,5%).

Снижение производства продукции легкой промышленности в условиях экономической нестабильности в стране во многом связано с трудностями, с которыми сталкиваются компании по пополнению оборотных средств.

Что касается сельского хозяйства, следует отметить, что многие положительные тенденции в сельском хозяйстве были зафиксированы и продолжали развиваться в 2006 году. Прошлый год характеризовался рекордными суммарными урожаями подсолнечника и сахарной свеклы, преодолением спада в молочном секторе и увеличением количества свиней.

По данным Федерального статистического управления, индекс сельскохозяйственного производства в 2006 году составил 102,8% против 102,4% в 2005 году.

В 2006 году была улучшена структура посевной площади с точки зрения увеличения посевов под высокоэнергетическими культурами. Кукуруза на зерно -24,4%, ячмень и бобовые -9,1%, зерно -27,6%

В период с января по декабрь 2006 года животноводство и птицеводство на убой в живом весе на фермах всех категорий достигло 7 932,5 тыс. Тонн, увеличив производство свиней в сельскохозяйственных предприятиях на 14, что на 4,6 процентных пункта больше, чем за аналогичный период прошлого года. % Увеличился Убойное производство крупного рогатого скота, овец, коз и других видов скота снизилось на 5,3%, 9,4% и 11,2% соответственно, на 4%, птицы - на 18,4%.

В 2006 году сокращение поголовья крупного рогатого скота было ниже, чем в предыдущем году, а количество других видов крупного рогатого скота и птицы, особенно свиней, увеличилось.

Недавние меры, принятые для улучшения экономического положения развития сельского хозяйства в период с января по декабрь 2007 года, позволили увеличить производство и повысить эффективность производства в 2007 году. Этому во многом способствовала реализация высокоприоритетного национального проекта «Развитие АПК», усиление инвестиционной деятельности и государственной поддержки растениеводства и животноводства.

С января по декабрь 2007 года хозяйства всех категорий произвели 2017,22 млрд рублей продукции по текущей цене.

С точки зрения структуры домашнего скота, домашние хозяйства составляют 46,4% крупного рогатого скота, 41,3% свиней и 54,0% овец и коз (45,6%, 41,6% и 53, соответственно, к началу января 2007 года) и 1%.

В 2008 году развитие сельского хозяйства было предпринято в процессе реализации мер по созданию условий для увеличения сельскохозяйственного производства и повышения его эффективности. Он регулируется Национальной программой развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы и регулированием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В 2008 году было внесено 2,1 млн. Тонн минеральных удобрений для поддержания плодородия почвы, что на 23,5% больше, чем в 2007 году. Погибли скот и свиньи.

Наиболее значительными темпами роста животноводства и птицеводства от живого убоя стали Белгородская (142,6%), Новгородская (140,3%), Ленинградская (126,4%), Брянская (123,3%) и Калужская сельскохозяйственные организации. Региональный (122,7%).

С точки зрения структуры домашнего скота, домашние хозяйства составляют 47,5% домашних животных (-46,6% на конец декабря 2007 года), 38,8% (40,8%) свиней и 52,1% (51,8%) овец и коз.

Далее рассмотрим транспорт.

По предварительным данным Росстата, грузопоток с учетом транспортных операций в национальной экономике 2006 года, оценки трубопроводного и негосударственного железнодорожного транспорта в 2006 году составил около 10 031 млн. Тонн (102% от уровня 2005 года). Грузооборот - 478,6 млрд. Ткм (102,2%). Увеличение грузоперевозок было связано с ростом производства в основных отраслях, формирующих грузоперевозки. Следует отметить, что около 73% народнохозяйственных грузов транспортируется экономическим сектором, и более 50% грузооборота составляет доля трубопроводного транспорта.

В структуре коммерческих грузовых перевозок преобладает доля общественного транспорта автомобильным и железнодорожным транспортом - 45% и 32,7% соответственно. Кроме того, увеличивается доля автомобильного транспорта (43,4% в 2005 году), а доля общественного железнодорожного транспорта уменьшается (в 2005 году - около 34,2%). Доля внутреннего водного транспорта составила 3,3% (в 2005 году - 3,6%) и менее -0,6% в море (в 2005 году - 0,7%).

По предварительным данным, объем грузов, перевезенных организациями всех видов экономической деятельности, в 2007 году составил 10 137,4 млн. Тонн (101,6% к уровню 2006 года), а грузооборот - 49,145 млрд. Тонн км (102,2%). Важно отметить, что около 75% народнохозяйственных грузов транспортируется экономическим сектором, и около 50% грузооборота составляет доля трубопроводного транспорта.

В структуре объема коммерческих грузовых перевозок преобладает доля общественного транспорта автомобильным и железнодорожным транспортом, с 47,3% и 32,0% соответственно.

По предварительным данным Росстата, в 2008 году объем грузов, перевезенных организациями всех видов транспорта (кроме трубопроводного и негосударственного железнодорожного транспорта), составил около 8365,4 млн. Тонн (99,7% от уровня 2007 года). ), Грузооборот - 248 500 млн. Т-км (101,2%).

И последняя область, рассматриваемая в этой главе, - это общение и общение.

В 2006 году область информационных и коммуникационных технологий сохранила динамичное и прибыльное развитие и была в числе лидеров по темпам развития.

Во всей области информационных и коммуникационных технологий объем услуг связи составляет около 70 процентов.

По предварительным оценкам, в 2006 году телекоммуникационная организация предоставила 827,9 млрд рублей телекоммуникационных услуг. (Сопоставимая цена: 123,7% г / г).

По предварительным оценкам, в 2007 году телекоммуникационная организация предоставила 1,33363 трлн рублей телекоммуникационных услуг. (Сопоставимая цена: 120,1% г / г).

В структуре объема услуг связи услуги телефонии будут по-прежнему иметь приоритет (по итогам девяти месяцев 2007 года). 43,7% приходится на мобильную связь, 11,2% - на междугородние и международные звонки, 13,2% - на местную и междугородную телефонную связь. Сохраняется тенденция к сокращению доли междугородных, внутризоновых, международных и местных услуг связи в общем объеме услуг.

По предварительным оценкам, в 2008 году телекоммуникационная организация оказала 123,4 млрд рублей телекоммуникационных услуг. (112,8% по сравнению с 2007 г. в эквивалентной цене). Несмотря на общие негативные ожидания и ожидания, телекоммуникационный рынок не понес существенных потерь. Большой потенциал и ежедневный спрос на телекоммуникационные услуги определяют инерцию вхождения в кризис. Динамика объема телекоммуникационных услуг определялась уровнем доходов населения, деловой активностью компании, дальнейшим развитием инфраструктуры, улучшением качества телекоммуникаций и внедрением новых видов услуг.

Можно проанализировать удельный вес основных отраслей народного хозяйства в отраслевой структуре ВВП 2006-2008 гг. С учетом основных секторов народного хозяйства Российской Федерации.

На основании данных, приведенных в табл. В 2.2 и на рисунке 2.6 мы можем сделать следующие выводы. В период с 2006 по 2008 годы структура промышленности Российской Федерации изменилась следующим образом:

  1. Сферы сельского, охотничьего, лесного и рыбного хозяйства остались на одном уровне с небольшими изменениями и сократились на 0,1 процентного пункта (п.п.). Это не оказало существенного влияния на экономическое развитие Российской Федерации.
  2. По сравнению с 2006 г. доля обрабатывающей промышленности снизилась на 0,6 пункта к 2008 г., но в 2007 г. она была такой же, как и в предыдущем году. Это указывает на спад производства.
  3. За отчетный период доля майнинга снизилась на 1,3 пункта. Это указывает на истощение минералов.
  4. Доля строительных материалов имеет тенденцию к увеличению. За анализируемый период он увеличился на один процентный пункт. Это свидетельствует о своевременном вводе жилого объекта в эксплуатацию.
  5. Доля сектора услуг в 2007 году увеличилась на 1,1 пункта по сравнению с 2006 годом, но не изменилась в 2008 году. Это свидетельствует о том, что реальные доходы населения не изменились и что государство проводит эффективную экономическую политику в условиях мирового финансового кризиса.
  6. Произошли небольшие изменения в производстве и распределении газа, электроэнергии и воды (снижение на 0,1 процентного пункта за весь анализируемый период), что не оказывает существенного влияния на экономическое положение Российской Федерации.

Механизм воздействия государства на отраслевую структуру национальной экономики на примере Российской Федерации

После 10 лет непрерывного экономического роста и улучшения благосостояния Россия столкнулась с серьезными экономическими проблемами. Глобальный экономический кризис приводит к сокращению производства, росту безработицы и снижению доходов во всех странах мира.

Влияние России на мировой экономический кризис имеет свои особенности, связанные с накопленной деформацией экономической структуры и слабым развитием многих рыночных институтов, включая финансовую систему.

Эффективное управление компанией требует государственного влияния.

Структурная политика относится к комплексу государственных нормативно-правовых, налоговых и административных мер, направленных на оптимизацию структуры ВВП в средне- и долгосрочной перспективе для обеспечения быстрого, стабильного и сбалансированного экономического роста. ,

Одним из ключевых элементов структурной политики является промышленная политика.

Несмотря на некоторые негативные явления, иностранные инвесторы все больше заинтересованы в инвестировании в российскую экономику.

 

Несмотря на постоянные сомнения в способности государства эффективно влиять на структуру национальной экономики, тем не менее, могут потребоваться конкретные меры по следующим причинам:

  • Некоторые области экономики имеют значительные мультипликативные эффекты, но менее развиты в рамках общего режима.
  • Большой частный капитал является консервативным и, при равных условиях, обычно стремится оставаться в рамках отрасли.
  • Наиболее перспективные направления на ранних этапах зачастую бывают очень рискованными и убыточными.
  • Многие капиталоемкие и наукоемкие отрасли находятся в депрессивном состоянии, но, вероятно, будут развиваться и требуют быстрого притока больших объемов долгосрочного капитала для качественных изменений.
  • Если государство проводит политику сохранения или дальнейшего усиления воздействия на деятельность экономических агентов, компании могут получить хотя бы некоторые четкие руководящие принципы для принятия долгосрочных решений. желательно.

В России структурные реформы происходили на протяжении всего периода реформ. Это федеральные и отраслевые целевые программы, прямое финансирование и выборочные льготы, льготный лизинг и политически мотивированные государственные мандаты, барьерные тарифы и другие ограничения. Однако эти методы характеризовались низкой эффективностью в большинстве случаев. Основная проблема - безответственное расходование государственных средств.

С 2000 года произошло коренное изменение ситуации. В стране сформировался стабильный профицит государства. Учитывая возможность крупномасштабной диверсификации, увеличения производства и обновления основных фондов, крупные компании располагают значительным количеством свободных средств. Внутренний спрос постоянно увеличивается и составляет значительную долю роста ВВП.

Сочетание этих факторов создает очень хорошие предпосылки для эффективной реализации структурной политики. Это снизит зависимость страны от сырья и ускорит экономический рост. В то же время важно предотвратить простое «развитие» существующих богатых ресурсов. Это приводит только к временному восстановлению отдельной отрасли и легкому богатству личности.

Инструменты, которые появились недавно, могут четко дифференцировать эти различия.

Расширение использования конкурентных механизмов при определении направления государственной поддержки. Это увеличивает использование измеримых критериев для определения победителей.

  • Бюджетные средства в основном направляются на создание базовой инфраструктуры.
  • Роль проектов государственно-частного партнерства возрастает, и нация объявила о своей приоритетности участвовать в проектах с высоким уровнем синергизма во всей экономике.
  • Внедрение большинства инструментов структурной политики с использованием проектного подхода, включая контроль конечных и промежуточных результатов.
  • Период планирования расширяется, и акцент делается на долгосрочные меры.

То есть фактически государство пытается оживить свой бизнес в тех областях, где рассматриваются приоритеты. Этот подход является рыночным и эффективным.

Однако на практике не все будут положительными, как ожидалось. Большинство документов государственно-частного партнерства не предполагают равных прав для сторон, но имеют явную тенденцию в пользу государства. Несмотря на то, что мы используем конкурентный механизм, у нас все еще есть прекрасная возможность для субъективности в принятии важных решений. Внедренные новые инструменты структурной политики требуют высокой квалификации и добросовестного отношения к работе государственных служащих при отборе, управлении и управлении проектами, и могут быть достигнуты только в относительно немногих случаях сегодня. Кроме того, не все многообещающие темы по разным причинам могут быть быстро и эффективно подготовлены для конкурентного выбора (например, отсутствие финансирования для разработки проекта и / или софинансирования, персонал Недостаточная квалификация и недостаток информации, необходимой на местах).

Кроме того, вопрос структурной политики более подробно рассматривается в контексте ключевых инструментов, которые сегодня различимы в России: пять особых экономических зон, инвестиционные фонды, концессии, национальные проекты, создание интегрированных структур.

Особая экономическая зона

Идея создания особой экономической зоны (ОЭЗ) заключается в создании точек роста в специально отведенных для этого местах за счет привлечения инвестиций на выгодных условиях. Россия определяет три типа ОЭЗ: промышленность, технологии, инновации и туризм. Вы должны увидеть портовые зоны в ближайшее время. Механизм ОЭЗ включает преференции в трех областях: налоговые и тарифные льготы, национальное финансирование инфраструктуры и снижение административных барьеров. Статус особой экономической зоны присваивается по итогам федерального конкурса, где рассматриваются заявки из региона.

В глобальном масштабе российские ОЭЗ менее привлекательны для глобальных инвесторов из-за их относительно низких налоговых льгот. Фактически, поскольку штат снизил только местные и местные налоги, этот инструмент не интересен для федеральной аудитории. Поэтому представляется необходимым расширить приоритетный механизм за счет федеральной части налогов и сборов. Кроме того, иностранные резиденты ОЭЗ имеют другие виды помощи. Им предоставляется консультационная помощь, интенсивный маркетинг и PR, а также льготные кредиты. В некоторых случаях могут быть введены специальные сборы за предоставление ресурсов. Например, в Хэйхэ, Китай, стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в два раза ниже, чем в Амурской области, куда она поставляется.

Примечательно, что законодательство не регламентирует выбор резидентов (инвесторов) в создаваемой особой экономической зоне и распределение земель между ними. Этот вопрос менее важен для СЭЗ, связанных с инновациями и промышленным производством, но он приобретает фундаментальное значение в сфере туризма и отдыха, поскольку посылки явно не соответствуют этим целям. Это создает основу для коррупции и вызывает недоверие среди потенциальных инвесторов. Кроме того, даже инвесторы, которые подписали согласие на этапе разработки приложения, не имеют формальных гарантий или преимуществ. Фактически, после победы в конкурсе, те, кто помогал подготовиться к проекту ОЭЗ, могли быть полностью лишены возможности приобретать земельные участки.

Текущее управление ОЭЗ предполагает чрезмерную централизацию функций государственных управляющих компаний. В его компетенцию входят все вопросы, связанные с созданием и управлением инфраструктурой ОЭЗ. Однако многие из них могут быть определены на коммерческой основе частными компаниями. Например, электричество и тепло, наиболее дорогие части инфраструктуры, могут создаваться в ОЭЗ на основе автономных источников, которые являются самоокупаемыми. Проекты водоснабжения, санитарии и газоснабжения, а также телекоммуникационные услуги и вывоз мусора являются экономически выгодными. Передавая эти функции частным компаниям, государства могут сэкономить значительные затраты на инфраструктуру и ограничиться гораздо меньшими административными ресурсами. Монопольных рисков и низкого качества обслуживания можно избежать с помощью таможенных правил и специальных условий контракта (например, с помощью механизма концессии). Наш опыт подготовки заявок на создание ОЭЗ демонстрирует высокую заинтересованность инвесторов в таких инфраструктурных проектах.

Конечно, понятие особых экономических зон на региональном и муниципальном уровнях заслуживает внимания. Как отмечалось выше, Федеральный налоговый кодекс об особых экономических зонах призван обеспечить ключевые налоговые льготы за счет средств региональных и местных бюджетов. Основным вкладом Федерального центра является софинансирование инфраструктуры и таможенных льгот. Кроме того, федеральные ОЭЗ имеют более мощные компоненты изображения. Таким образом, регионы не должны выигрывать федеральную конкуренцию и могут создавать свои собственные ОЭЗ без значительных потерь. Это наиболее актуально для крупных инвестиций в базовую инфраструктуру, крупных закупок импортного оборудования и проектов, в которых еще нет потенциальных инвесторов. Для реализации этой идеи необходимо соответствующим образом изменить местные законы, чтобы эффективно организовать разработку и запуск инвестиционных проектов. Хорошим примером в этом смысле является Липецкая область. Это не только выиграло федеральный конкурс по промышленному производству ОЭЗ, но и создало свои особые зоны на региональном уровне.

В целом процесс создания ОЭЗ в России находится в зачаточном состоянии, поэтому вы можете учесть все описанные комментарии. Количество выбранных проектов очень мало, даже для первого проекта с начала строительства. Координация федерального закона, местное стимулирование формирования такого механизма и более широкое участие частных компаний в создании и управлении ОЭЗ позволят процессу иметь больший масштаб и эффективность.

Инвестиционный фонд Российской Федерации

Этот инструмент был создан для реализации важных для страны инвестиционных проектов и был реализован в рамках государственно-частного партнерства. Объем финансирования, который будет распределен через этот механизм, очень велик. Например, в 2007 году это будет 110,6 млрд рублей. (Около 2% расходов федерального бюджета). Распределение средств концентрировано и конкурентно.

Создание инвестиционных фондов заставило многие регионы и компании серьезно относиться к крупным инфраструктурным проектам, которые ранее находились в состоянии идей, деклараций и концепций. Кроме того, многие крупные частные инвесторы в конечном итоге четко определили условия готовности участвовать в этих проектах.

Однако механизмы инвестиционных фондов, таких как ОЭЗ, далеки от завершения.

Установлен минимальный стандарт инвестиций в 5 млрд руб. Заблокируйте многие важные инфраструктурные проекты с помощью этого инструмента. Например, в сфере коммунальных услуг инвестиции такого размера возможны только в крупнейших городах России. Но в других областях статус ЖКХ еще важнее! Кроме того, хотя все участвуют в формировании федерального бюджета, маловероятно, что небольшие территории смогут предоставлять такие крупные проекты другим отраслям. Оказывается, что рассматриваемый инструмент только увеличивает разрыв между качеством жизни различных субъектов федерации.

Очевидно, что это ограничение связано с нежеланием государства «разбросать» по многим мелким проектам, которые требуют больших ресурсов для выбора, реализации и контроля. Этот аргумент убедителен с точки зрения государственного служащего, но не очень разумен с точки зрения развития национальной экономики. Множество задач с вложением менее 5 млрд руб. Кажется правильным уменьшить этот лимит примерно до 100-200 миллионов рублей, так как он не так важен, как огромный проект. Несколько иная версия этого предложения заключается в том, чтобы различать минимальные инвестиционные границы в зависимости от отрасли (характер проекта) или размера экономики, в которой готовится заявка.

Статус консалтинга для инвестиционных фондов четко отражает общую государственную политику отрасли. Именно здесь конкурентная среда наиболее систематически и последовательно нарушается правительствами и государственными предприятиями. Крупнейшие консалтинговые компании получают искусственные преференции через механизмы сертификации, специальные конкурентные стандарты и даже прямые регуляторные ограничения, как в случае, описанном в инвестиционном фонде. В то же время, иностранные компании получают наибольшую выгоду и значительно ограничивают возможности роста отечественных консалтинговых компаний.

В настоящее время штаты обычно предлагают менее 25% от общего объема инвестиций в награжденные проекты за счет инвестиционных средств. Такая поддержка больше похожа на недорогое финансирование существующего проекта, а не на импульс для запуска новой большой и важной задачи. В зависимости от характера проекта представляется необходимым повысить уровень фактического бюджетного финансирования до 40-60%.

Отметим, что процесс конкурсного отбора заявок на получение средств от инвестиционных фондов имеет широкую субъективность.

Первоначальный опыт торгов с финансированием инвестиционного фонда показал, что правительство четко определило приоритетность строительства дорог. Кроме того, выбор часто бывает очень субъективным и локальным для проекта. Этот отраслевой лимит представляется не вполне оправданным, поскольку в России есть не менее важные инфраструктурные проекты в области железнодорожного транспорта, коммунального хозяйства, энергетики, портовых сооружений, каналов и развития ключевых технологий. Интересны и перспективны проекты территориально-интегрированного развития, которые пока представлены только одним новым крупным кластером среди победителей - Нижней Приангарью. Существующая законодательная база не препятствует более диверсифицированной политике распределения ресурсов инвестиционных фондов.

Без решения этих вопросов распределение средств в инвестиционных фондах было бы очень расплывчатым и неэффективным. Фактически рассматриваемые механизмы должны быть более «демократичными» и прозрачными.

Концессия.

Концессия - это передача государственной или муниципальной собственности коммерческой организации для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, администрирования, технического обслуживания и тому подобного. На условиях, оговоренных в договоре. При передаче имущества в концессию использование механизма конкуренции является обязательным.

Преимуществами использования этого инструмента являются возможность привлечения частных инвестиций, внедрение современных методов управления, создание конкурентных элементов в монопольных сегментах, снижение финансовой нагрузки на бюджеты и повышение качества обслуживания клиентов.

Сфера льготных отношений очень широка. Они могут быть использованы в следующих секторах экономики и могут быть разделены на четыре основные группы:

  • Транспортная инфраструктура.
  • Жилищно-коммунальные услуги.
  • Природные ресурсы;
  • Другие сферы деятельности (социальная инфраструктура, таможенная деятельность, строительство и содержание тюрем и т. Д.).

Основная идея заключается в привлечении частных компаний в сектор эксклюзивных контрактов на основе долгосрочных контрактов.

В российском контексте концессии особенно важны с учетом значительного износа значительного числа объектов инфраструктуры и хронического недостатка средств, особенно в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В то же время уровень подготовки российской национальной системы к практической реализации этого прогрессивного инструмента не очень высок.

На сегодняшний день многие важные механизмы для обеспечения соблюдения законодательства о концессионных соглашениях просто отсутствуют сами по себе. Необходимо разработать соответствующие постановления, отраслевые инструкции, правила и положения, которые включают в себя специальные документы: стандартные контракты, как определить требования концессионера, оценить участников торгов Критерии для расчета, как рассчитать возможные коммерческие показатели, технические регламенты и т. Д. Кроме того, в настоящее время отсутствует сбалансированный механизм распределения рисков, который гарантирует концессионерам возврат инвестиций и возврат рынка.

Ключевой проблемой является отсутствие качественного анализа текущей ситуации с четкими планами объектов инфраструктуры и их реконструкции и строительства в большинстве районов. Без этого невозможно разработать разумные условия инвестирования для концессионного соглашения. Без активного участия консалтинговой фирмы с подходящим персоналом, навыками и независимостью практически невозможно решить проблему.

Национальный проект.

Целью приоритетных национальных проектов является адресная поддержка ключевых направлений развития. Поэтому был выбран жилой, медицинский, образовательный и сельскохозяйственный комбинат. Расходы федерального бюджета на национальные проекты в 2006 году составили около 120 млрд. Рублей, а в 2007 году - 170 млрд. Рублей. Это в 1,5 раза превышает плановую стоимость инвестиционного фонда.

Положительные аспекты этого инструмента включают в себя определение приоритетов государственной политики и стремление максимизировать распределение средств через механизмы конкуренции или в соответствии с официальными стандартами.

Тем не менее, многие вопросы поднимаются по национальным проектам.

Неоднозначным является выбор приоритетов, которые не были явно обоснованы. Однако менее ясно, что государство пытается сделать в неприоритетных областях, и интерес к этим областям резко падает. В результате постоянно идет речь о «Пятом национальном проекте» (дороги, газификация, демография, оборона и т. Д.).

Несмотря на крупные рекламные кампании, сумма, выделяемая на национальные проекты, невелика (около 3% расходов федерального бюджета). Это создает разрыв между высокими ожиданиями и реальными возможностями. Кроме того, чрезмерно активный пиар привел к непропорционально большим административным расходам при распределении этих средств.

С другой стороны - стремление максимально использовать механизмы конкуренции при распределении средств. Например, значительное дополнительное финансирование лучших школ может привести к дальнейшим задержкам и ухудшению состояния большинства учебных заведений. Следует отметить, что для реализации национальных проектов все еще используется слишком стандартный подход, который не в полной мере учитывает особенности региона. Конечно, субъект федерации сообщает об адаптации проекта и его активной и творческой реализации на местном уровне, но обычно за ним скрываются только очень формальные действия.

Формирование интегрированной структуры.

Недавно государство взорвалось в деятельности по созданию или расширению холдингов и других интегрированных структур, в том числе конкретных компаний в одной или нескольких смежных отраслях. Среди прочего, это касается военно-промышленного комплекса, но этот процесс оказывает значительное влияние на другие отрасли машиностроения, сырьевой промышленности, СМИ и начинает распространяться на металлургию и транспорт.

Консолидация происходит как путем прямого введения государственных пакетов акций в капитал головной структуры, так и посредством сделок слияния, а также менее прозрачными путями покупки компаний государственными компаниями (Рособоронэкспорт, Газпром и т. Д.).

Часто эти процессы можно оценить положительно. Создаются условия для восстановления производственных цепочек, увеличения инвестиционных возможностей, ускорения управления государственными активами, сокращения затрат, повышения уровня инноваций и повышения глобальной конкурентоспособности. В то же время многие интегрированные структуры могут ставить очень рыночные задачи (например, доступ к IPO).

Но в вопросе интеграции нации, как правило, всегда излишни. Это подтверждается международным опытом, в котором правительство способствовало созданию медленных и неэффективных монстров. В российской ситуации эта опасность еще больше.

Часто для организации таких транзакций используются нерыночные методы. В то же время, обоснование покупки, их фактическая стоимость, источники финансирования и планы дальнейшего развития, как правило, неизвестны.

Формирование интегрированной структуры несет риск чрезмерной монополии на внутреннем рынке. Как показывает российский опыт, в такой ситуации предприятия редко могут повысить свою глобальную конкурентоспособность, не говоря уже об интересах внутренних потребителей. Вместо того, чтобы повышать свою эффективность, такие гиганты часто концентрируются на лоббировании различных протекционистских мер.

В целом, правительства должны явно ограничивать деятельность, которая создает крупные интегрированные структуры под прямым государственным контролем. Поскольку тенденция расширения государства в экономике становится доминирующей, все другие средства структурной политики (СЭЗ, инвестиционные фонды, концессии и т. Д.) Теряют смысл. «Принудительная» интеграция должна в первую очередь включать в себя узкий список высокотехнологичных и стратегических компаний. Однако даже в этих сегментах желательно планировать более существенное участие частного капитала в дальнейшем.

Заключение

В заключение я хотел бы отметить тот позитивный факт, что российское правительство всерьез обеспокоено систематическим осуществлением структурной политики. В то же время, некоторые интересные и перспективные инструменты были созданы.

С октября по декабрь 2008 года, когда глобальный экономический кризис начал оказывать серьезное влияние на российскую экономику, правительство начало осуществлять антикризисные меры. По этой причине была разработана программа кризисного реагирования для улучшения российской экономики. В Приложении А приведен перечень мер, составленных Правительством Российской Федерации, и политики их реализации, посредством которых применяются четкие государственные нормативные акты в отношении экономики страны. В Приложении А также приведены результаты эффективной реализации этих мер.

Белорусская экономика представляет собой сложный экономический механизм, который определяется социально-экономическим развитием, разделением труда между регионами и интеграционными процессами.

Структура национального экономического сектора представляет собой совокупность видов промышленности и экономической деятельности, характеризующихся количественными корреляциями и взаимосвязями. Сектор национальной экономики определяется как группа качественно однородных бизнес-единиц с особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородными продуктами и определенной ролью в расширенном воспроизводственном процессе. Каждая отрасль как совокупность взаимосвязанных компаний и организаций имеет определенное производственно-техническое единство.

Основными отраслями экономики являются: Промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и потребительские услуги, образование, здравоохранение, физическое воспитание, социальная работа, культура и искусство, наука и научные услуги, финансы, кредит, страхование Управление и др.

Во время перехода на рынок появятся новые промышленные подразделения, такие как финансовые посредники, компании, занимающиеся недвижимостью, коммерческая деятельность для обеспечения функционирования рынка, информационные и вычислительные услуги.

Формирование рыночной экономики в Республике требует решения наиболее важных вопросов - отрасли, характеризующейся относительно низким удельным весом наукоемких отраслей промышленности и высоким удельным весом топливной и сырьевой отраслей. Структурные улучшения не совсем соответствуют экономической структуре высокоразвитых стран мира. В этом контексте необходим переход от базового отраслевого взвешивания экономики к экономической структуре, ориентированной на удовлетворение потребностей населения.

Основными отраслями белорусской экономики являются промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь.

Индустриальные парки являются важнейшим пересекающим комплексом народного хозяйства. Промышленность играет решающую роль в экономическом развитии Республики и определяет структуру производительности и размер территориальной организации.

Российская экономика по состоянию на 2008 год является восьмой национальной экономикой (по данным Международного валютного фонда) по номинальному ВВП.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее мощными являются:

  • Экстракция топливно-энергетических полезных ископаемых.
  • Целлюлозно-бумажное производство (российские лесные ресурсы являются крупнейшими в мире);
  • Издательская и полиграфическая деятельность.
  • Металлургическое производство;
  • Электричество, производство и распределение газа и воды.

Создание коалиционного государства между Российской Федерацией и Республикой находится под противоречивым влиянием различных международных факторов, влияющих на темпы строительства профсоюзов. К ним относятся глобализация, европейская интеграция, а также политические и экономические процессы, происходящие на постсоветском пространстве.

Создание общего рынка, единого экономического пространства, создание равных условий для развития экономических отношений, переход к единой валюте, создание единой тарифной территории, для развития интеграции на постсоветском пространстве Является приоритетной областью

С точки зрения рыночных отношений и периода перехода к рынкам используются различные формы и методы государственного воздействия, что позволяет достичь национальных целей социально-экономического развития, выбрать лучшие альтернативы и обеспечить их реализацию. Разработка различных вариантов для вас гарантирована. В конечном итоге все инструменты нацелены на ориентацию макроэкономического развития, обеспечивая достижение целей и задач.