Содержание права государственной и муниципальной собственности

Предмет: Гражданское право
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 29.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по гражданскому праву на любые темы и посмотреть как они написаны:

 

Много готовых тем для рефератов по гражданскому праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Формы и виды договоров
Виды права общей собственности
Договор как основание возникновения обязательства
Предмет, метод и функции гражданского права

 

Введение:

Актуальность валютного курса заключается в том, что сегодня проблема развития государства и его форм собственности очень часто изучается, в частности одной из этих форм является форма государственной собственности.

Согласно статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс Российской Федерации) под государственной собственностью в Российской Федерации понимается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным округам, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Соответственно субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъекты собственности республик второго типа, территория, область, город федерального значения, автономный округ, автономные округа.

В этом случае государство (государственное образование) следует понимать как государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта Федерации), которая связана, но не совпадает с гражданским обществом. Право собственности на каждый вид государственной собственности, а также в пределах второго типа и каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации, считается самостоятельным правом. В то же время в условиях федеративного государства эти права должны рассматриваться как часть федеральной системы государственной собственности страны. 

Понятие государственной собственности

В нашей стране государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольшую долю. Концентрация собственности в государственной собственности и, как следствие, ограничение сферы собственности и полномочий других собственников, исключение частной собственности как таковой, не дали положительных результатов. В настоящее время законодательство закрепляет равенство всех участников гражданских отношений, включая государство1. Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в имущественных отношениях, было лишение государства ряда преимуществ (отказ от неограниченной защиты государственной собственности, распространение ограничений на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других преимуществ) и предоставление всем владельцам равных прав на защиту своего имущества (п. 4 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

В связи с переходом к обществу с рыночной экономикой субъекты Российской Федерации как государственные субъекты действуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, наравне с другими участниками этих отношений, гражданами и юридическими лицами (пункт 1 , Ст. 124 ГК РФ). Российская Федерация отказалась от иммунитета как особого субъекта права в области гражданских правоотношений внутри страны. 

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противоположные формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, которые не имеют политической окраски2. Развитие частной собственности в разумных пределах под контролем государства, а также рост государственной собственности могут и должны приносить пользу всему обществу. В сложной системе экономических отношений государственная собственность является формой собственности с целью общенационального присвоения имущества, изолированного от собственности других организаций и граждан. Совпадение национальных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основано на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 

Право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, которые фиксируют принадлежность материальных благ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, право пользования своим имуществом и защиту прав собственников в случае нарушения. В субъективном смысле право на государственную собственность включает в себя полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, осуществляемой собственниками по своему усмотрению, с учетом общественных интересов. 

Основания возникновения государственного права собственности

Среди различных оснований возникновения государственной собственности необходимо выделить общегражданские и особые способы приобретения государственной собственности. К первой группе методов относятся основания, по которым не только государство, но и любой другой субъект гражданского права может стать собственником. Вторая группа состоит из оснований, по которым только государство может стать владельцем соответствующего имущества. Здесь рассматриваются только специальные способы приобретения права государственной собственности: национализация, реквизиция, конфискация, другие случаи принудительного изъятия государством собственности из частной собственности; налоги и другие обязательные платежи (пошлины, сборы и т. д.), наследование вырученного имущества. В свою очередь, каждый из этих методов в соответствии с общепринятой классификацией оснований возникновения прав собственности можно отнести к оригинальным или производным методам возникновения прав собственности. 

Национализация это принудительный вывод имущества из частной собственности в государственную собственность на основании специальных законодательных актов. Это осуществляется с выплатой определенной компенсации бывшим владельцам. При формировании советской власти в нашей стране в основном использовалась форма прямой экспроприации, то есть безвозмездное изъятие имущества из частной собственности в собственность государства. В настоящее время принудительное отчуждение имущества для государственных нужд допускается нашим законодательством при условии предварительной и эквивалентной компенсации (ст. 35 Конституции РФ, ст. 235, 306 ГК РФ), что соответствует идея верховенства закона.

Отклонение от этого правила может быть предусмотрено федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения национальной обороны и государственной безопасности. Статья 306 Гражданского кодекса определяет общее правило о последствиях прекращения права собственности в силу закона. Он устанавливает, что в случае принятия Российской Федерацией закона о прекращении права собственности убытки, понесенные владельцем в результате принятия этого акта, включая стоимость имущества, возмещаются государством. Сам закон о национализации не может быть обжалован в суде в гражданском процессе.

Однако споры относительно компенсации убытков, понесенных в результате национализации, разрешаются судом. Иностранные инвестиции могут быть национализированы, а также конфискованы и реквизированы в исключительных случаях, предусмотренных законодательными актами, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В процессе национализации и реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация, которая служит гарантией от насильственных захватов и незаконных действий государственных органов и их должностных лиц. 

Реквизиция3 это принудительная конфискация имущества у владельца в государственных, общественных интересах с возмещением ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемая в условиях чрезвычайного характера. Имущество владельца может быть реквизировано в тех случаях, когда эта мера вызвана неотложными социальными потребностями и связана со стихийными бедствиями, авариями, эпидемиями, эпизоотиями и другими чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция осуществляется по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законодательными актами. Оценка, согласно которой стоимость реквизированного имущества возмещается владельцу, может быть оспорена им в суде.

Лицо, имущество которого было конфисковано, вправе после прекращения обстоятельств, в связи с которыми была осуществлена ​​реквизиция, требовать в суде возврата сохраненного имущества. Следует предположить, что требование вернуть сохраненное имущество подлежит удовлетворению только в том случае, если стоимость имущества не была возмещена владельцу. В противном случае бывший владелец может потребовать предоставления ему права выкупить у государства имущество, переданное ему в результате реквизиции. 

Конфискация (статья 213 Гражданского кодекса Российской Федерации) ссылается на обязательный безвозмездный захват имущества в государственную собственность в качестве санкции за правонарушение4. Конфискация это карательная мера, используемая в случаях, предусмотренных законом. Решение о конфискации принимается судом. Конфискация может быть осуществлена ​​в административном порядке (например, в случае нарушения таможенных правил статьи 16.1 КоАП).

Решение об административной конфискации может быть обжаловано в суде5. При совершении административного правонарушения конфискация применяется к физическим и юридическим лицам (например, при конфискации незаконной охоты и рыболовных снастей у рыболовецкого кооператива). Лицо, имущество которого было незаконно конфисковано или конфисковано, имеет право обратиться в суд за компенсацией материального ущерба. Иск подан против государственного органа, должностное лицо которого осуществило незаконную конфискацию или реквизицию. Ущерб возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме, если должностные лица виновны (статья 1069 Гражданского кодекса) или при отсутствии их вина (статья 1070 ГК РФ).

Другие случаи насильственного изъятия имущества из частной собственности включают: выкуп (продажу с публичных торгов) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно расположено (статья 239 Гражданского кодекса); выкуп неуправляемых культурных ценностей (статья 240 Гражданского кодекса); приобретение государственного имущества в собственность, которая в силу закона не может принадлежать этому лицу (статья 238 Гражданского кодекса). 

Указанные случаи принудительного прекращения права собственности предполагают передачу имущества не только в государственную (муниципальную), но и в частную собственность посредством публичной продажи. Однако требование о принудительном выкупе вышеуказанных объектов может быть заявлено только государством. Публичная продажа рассматривается как реализация предоставленного государству права распоряжаться принудительно арестованным имуществом. Учитывая эти обстоятельства, принудительный выкуп этих объектов следует отнести к особым основаниям для возникновения прав собственности, уникальных для государства. 

Приобретение государством права собственности на имущество, находящееся на земельном участке, которое изъято для государственных или муниципальных нужд вследствие его нецелевого использования, предусматривает соблюдение определенного порядка изъятия земельного участка. При изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд принимается решение о выкупе земельного участка, которое может быть принято федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Решение об изъятии (выкупе) земельного участка подлежит государственной регистрации. Владелец должен быть уведомлен о регистрации с указанием его даты, а также о предстоящем выкупе его земельного участка не позднее, чем за год до его захвата. Выкуп земельного участка до истечения года со дня, когда владелец получает такое уведомление, допускается только с согласия владельца.

Если владелец не согласен с решением об изъятии земли у него, или если соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа не было достигнуто, государственный орган, принявший это решение, может подать иск о выкупе в суд. в течение двух лет с момента отправки уведомления о выкупе владельцу. Иск о наложении ареста подлежит удовлетворению, если в суде будет доказано, что использование земельного участка в целях, для которых он изъят, невозможно без прекращения права собственности на указанное имущество. При определении цены выкупа она включает рыночную стоимость земельного участка и расположенного на нем недвижимого имущества, а также все убытки, вызванные захватом земельного участка, включая упущенную выгоду, возмещаются. По договоренности с владельцем вместо изъятой земли ему может быть предоставлена ​​другая земля с зачетом его стоимости по выкупной цене. 

Земельный кодекс Российской Федерации (далее Земельный кодекс РФ) вводит дополнительные гарантии для владельцев земельных участков, отобранных для государственных нужд. Изъятие осуществляется в исключительных случаях, в частности, при выполнении международных обязательств Российской Федерации, а также при размещении объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ст. 49).

Кроме того, введены ограничения на освобождение для государственных или муниципальных нужд земель определенных категорий (статьи 79, 83, 94, 101 ТК). Изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием предполагает установление фактов землепользования не по назначению (статья 284 Гражданского кодекса) или использование с нарушением закона (статья 285 Гражданского кодекса). Предполагаемое использование земли означает использование земли в соответствии с заранее определенными целями: для сельскохозяйственного производства или для жилищного или другого строительства. Неиспользование земельного участка владельцем в соответствии с его назначением на три года (если законом не установлен более длительный срок) служит основанием для принятия решения о его изъятии.

Землепользование с нарушением законодательства является более широким понятием, которое связано с грубым нарушением правил рационального использования земель, установленных земельным законодательством. Следствием такого ненадлежащего использования может быть значительное снижение плодородия сельскохозяйственных земель, или значительное ухудшение экологической ситуации, или отсутствие полезного результата, который, как ожидалось, будет получен при использовании земли по прямому назначению. 

Государственная собственность также прекращается в результате такого особого метода прекращения собственности, как приватизация. Под приватизацией понимается передача имущества из государственной (государственной или муниципальной) в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных специальным законодательством о приватизации.

При приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения, предусмотренные Гражданским кодексом, регулирующие приобретение и прекращение прав собственности, если иное не предусмотрено законом о приватизации (статья 217 Гражданского кодекса). Это означает, что «в соответствии с общим правилом об исключении специальным законом действия общего права приватизационные отношения основаны главным образом на правилах Кодекса».

Содержание права государственной и муниципальной собственности

Следует исходить из того, что приватизационные отношения отделены от других гражданских отношений. Правовые отношения и их регулирование в рамках специальных норм оправдано. Однако необходимо сохранить приоритет норм Конституции и Гражданского кодекса, регулирующих приобретение и прекращение прав собственности. В Гражданском кодексе также требуется более детальное регулирование отношений распоряжения государственной собственностью в соответствии с принципом справедливости, чтобы приватизация государственной собственности не могла превратиться в незаконное присвоение государственной собственности частными лицами.

Осуществление полномочий частного собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом находится под контролем государства. Но государство как собственник должно находиться под контролем закона, который выражает волю всего народа и его заинтересованность в справедливом распределении государственной собственности. Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию, являются Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее Закон), иные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые в соответствии с ними, в том числе в том числе с программами приватизации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 

Субъекты государственной собственности

В отношении государственной собственности, ст. 214 Гражданского кодекса устанавливает правило о множественности субъектов государственной собственности, носителями которых являются либо Российская Федерация в целом (по отношению к имуществу, составляющему федеральную собственность), либо ее субъекты индивидуально в республике, территории, регионе, город федерального значения, автономный округ, автономные округа (в отношении имущества, являющегося собственностью субъекта федерации). Эта сложная структурная модель государственной собственности является более предпочтительной. Без этого при переходе от монополистической государственной (общественной) собственности к системе собственности, характерной для рыночной экономики, в условиях, когда субъекты Федерации осознали свою собственность и экономическую независимость, управлять просто невозможно. 

Статья 72 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность совместной юрисдикции Российской Федерации и ее субъектов в отношении владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Совместное управление имущественными вопросами по этим объектам означает, прежде всего, решение на основе согласования вопросов отнесения государственного имущества к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, но не подразумевает установление общей совместной собственности субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены эти объекты, и Российской Федерации в целом. Являясь собственниками своего имущества, Российская Федерация и ее субъекты являются независимыми и не несут ответственности по обязательствам друг друга (пункт 5 статьи 126 Гражданского кодекса).

Указано в ст. 124 ГК РФ, субъекты государственной собственности Российской Федерации в целом, республики, национальногосударственные и административно-территориальные образования вступают в гражданские отношения и действуют в соответствии с правилами, определяющими участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданскими закон, если иное не предусмотрено законом или особенностями этих субъектов. 

Управление государственной собственностью и осуществление компетенций собственника осуществляются через систему государственных органов юридическими и физическими лицами, которые можно объединить в две группы. К первой группе относятся органы государственной власти, наделенные общей или специальной правоспособностью. В пределах компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их правовой статус, органы государственной власти от имени Российской Федерации или субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия собственника.

Вторую группу составляют государственные органы, а также юридические лица и граждане, которые выполняют возложенные на них функции в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. нормативные акты субъектов Российской Федерации от их имени и от их имени.

Система государственных органов, осуществляющих полномочия владельцев государственной собственности соответственно от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах предоставленных им полномочий, определенных законом, возглавляются высшими органами государственной власти (Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, президенты, правительства и законодательные органы субъектов РФ). 

Среди государственных органов, осуществляющих полномочия собственника, важное место принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации. В его компетенцию входят полномочия, связанные с проведением единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение государственной собственностью и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности в области имущественных и земельных отношений других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Функции Министерства имущественных отношений Российской Федерации пересекаются с функциями другого государственного органа Российского фонда федерального имущества, который действует при Правительстве Российской Федерации как специализированный финансовый институт на основе. В рамках полномочий, предоставленных ему Правительством, Российский фонд федерального имущества выступает учредителем акционерных обществ, приобретает доли участия (паи, доли) в капитале компаний и товариществ, а также осуществляет другие действия, связанные с осуществлением прав, вытекающих из владения долями участия (долями, акциями). 

Особое место в системе государственных органов занимает Федеральное казначейство Российской Федерации. Федеральное казначейство Российской Федерации по поручению правительства и министра финансов осуществляет операции с федеральным бюджетом, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и организует, на возмездной и платной основе централизованные финансовые ресурсы находятся в ведении федерального правительства и проводят операции по учету государственной казны. В случаях, предусмотренных законодательством, Федеральное казначейство Российской Федерации может выступать истцом в суде в защиту прав государственной собственности. 

Право защищать интересы государства как собственника было также предоставлено Федеральной службе по финансовому оздоровлению и банкротству, которой поручено осуществление государственной политики по предотвращению банкротств, а также обеспечение условий для реализации Процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве). 

В системе органов управления государственным имуществом важное место принадлежит Счетной палате. Основы правового статуса Счетной палаты определены Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Счетная палата как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, в частности, осуществляет: организацию и проведение контроля за своевременным исполнением статей доходов и расходов федерального бюджета по объему, структуре и назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности. Соответствующие органы, осуществляющие полномочия собственника, действующие на постоянной основе, также представили систему органов субъектов Российской Федерации. 

Объекты государственной собственности

Круг объектов государственной собственности неограничен. Собственность государства может быть любой собственностью, в том числе и той, которая не входит в круг объектов частной собственности: имущество, составляющее исключительную собственность государства. Это имущество, которое находится в исключительном владении общества и используется исключительно в интересах народа или для обслуживания особых государственных нужд.

Объекты исключительной государственной собственности действуют в особом правовом режиме, который не полностью определен на законодательном уровне. Режим имущества, составляющего исключительную государственную собственность, связан с государственной монополией на это имущество, ограничением его оборота и, как правило, наложением законодательных запретов на превращение его в частную собственность. Так, в случае обнаружения сокровища, содержащего вещи, связанные с историческими или культурными памятниками, они подлежат передаче в государственную собственность (статья 233 Гражданского кодекса). Список имущества, которое может находиться в исключительной государственной собственности, должно быть решающим по отношению к списку имущества, не подлежащего приватизации. Круг объектов, составляющих исключительную государственную собственность, определяется законом. 

В Российской Федерации к ним относятся: недра, лесные ресурсы, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальные воды и морская экономическая зона, а также другие природные объекты, объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности национального значения; собственность государственной казны, Вооруженных Сил; объекты оборонного производства, атомная энергетика; делящиеся материалы; ядовитые и наркотические вещества; другие объекты и имущество. 

Этот перечень объектов исключительной государственной собственности не является исчерпывающим. Он может быть дополнен, конкретизирован, некоторые объекты могут быть исключены из него. Стремление сохранить стабильный статус объектов с исключительной государственной собственностью не должно противоречить основным принципам осуществления имущественных прав: максимальное использование полезных свойств имущества и наибольшая прибыль.

Намерение добиться наибольшего экономического эффекта от их использования продиктовано изменениями в праве собственности на природные ресурсы. Однако расширение сферы частной собственности на природные ресурсы требует тщательного анализа возможных негативных экономических и экологических последствий. Решение вопроса о классификации природных объектов как объектов частной собственности возможно в том случае, когда прибыль, доход от использования объекта в первую очередь зависит от его наиболее эффективного и рационального использования. Эта зависимость наблюдается при использовании земли. 

Что касается других объектов природных ресурсов (вода, минеральные ресурсы, леса), то их передача в частную собственность неоправданна (по крайней мере, сегодня, когда механизм государственного контроля неэффективен), хотя использование этих объектов частными лицами под режимом другие права не исключаются (например, на условиях аренды). Наряду с категорией «исключительная государственная собственность» существует еще одна категория объектов государственной собственности, классифицируемая как «неотъемлемая собственность народов».

По мнению некоторых ученых, собственность, объявленная собственностью народа, представляет собой вид собственности, составляющий исключительную государственную собственность. Согласно точке зрения других ученых, категория «собственность народов» используется в отношении собственности, установление права собственности на которую вообще невозможно (она не может быть объектом права собственности). Государство как законный владелец (фактический владелец люди) в отношении собственности, объявленной собственностью народа, обладает только компетенцией управления в общественных интересах, использования ее в ограниченных пределах и передачи ее в ограниченное пользование. другим лицам (юридическим или физическим).

Другими словами, строгие запреты налагаются на власть распоряжаться этим имуществом. Право распоряжаться имуществом, объявленным собственностью народов, настолько ограничено, что его можно сравнить с полномочиями по распоряжению в других ограниченных правах собственности. Отсюда вывод о том, что эта недвижимость не имеет владельца. Он управляется государственными органами, избранными народом. Из-за отсутствия юридического определения категории «наследие народов» термин «наследие народов», используемый в некоторых нормативных актах, иногда имеет другое значение.

Например, в преамбуле Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, оздоровительных зонах и курортах» говорится, что природные лечебные ресурсы, оздоровительные зоны и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации и в ст. 9 Закона провозглашает право государственной собственности на те же объекты. Позиции ученых относительно категории «собственность народов» не столь противоречивы, поскольку признание собственности, объявленной собственностью народов, как разновидности исключительной государственной собственности, как утверждают авторы одной из точек зрения, признает признание особый правовой режим по сравнению с общим режимом имущества, составляющего исключительную государственную собственность.

Стоит согласиться с теми, кто считает, что эти объекты требуют особого внимания, поэтому для обеспечения «их безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений россиян» способность владельца распоряжаться ими должна быть ограничена или полностью исключен. Объявление в общественном достоянии определенных объектов, в том числе объектов, связанных с природными ресурсами, должно осуществляться на индивидуальной основе на основе законодательного определения, после чего они должны находиться под особой защитой и действовать в особом правовом режиме, определенном законом. 

Что касается вопросов отнесения государственной собственности либо к федеральной собственности, либо к собственности субъектов Федерации, то в соответствии с пунктом «г» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности относится к совместная юрисдикция Российской Федерации и ее субъектов. Статус объектов государственной собственности, относящихся к их субъективной принадлежности, определяется в соответствии с Федеральным договором по взаимному согласию федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономного округа, автономного округа. округа, края, области, города Москвы и Санкт-Петербурга. 

Содержание права государственной собственности

Право государственной собственности в субъективном смысле включает полномочия владения, пользования и распоряжения. Право на владение имуществом, принадлежащим Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, означает, что материальные ценности находятся в их распоряжении, охраняемых законом. 

Собственность связана со способностью регистрировать собственность и защищать ее. При передаче части имущества его организациям (учреждениям и предприятиям) государство субъект Российской Федерации сохраняет за собой право владения этим имуществом, поскольку полномочия государственной организации не исчерпывают права собственности субъекта Право государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению.

Право собственности государственной организации (предприятия, учреждения) является производным, вторичным по отношению к собственности государства, субъекта Российской Федерации. В конечном итоге само государственное предприятие, а также государственное унитарное предприятие, государственное учреждение как определенный имущественный комплекс (статья 132 Гражданского кодекса) являются объектом государственной собственности и, следовательно, находятся во владении государства, субъекта Российской Федерации. 

Право пользования означает предоставленную государству, субъекту Российской Федерации возможность целенаправленно извлекать выгоду из имущественных ценностей в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта Российской Федерации с целью удовлетворить свои материальные потребности и создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право распоряжения субъектами государственной собственности должно заключаться в их способности определять законную судьбу имущества путем изменения его собственности, состояния или цели с учетом общественных интересов.

В науке о гражданском праве существовала точка зрения, согласно которой право государственного заказа заключалось в установлении порядка владения и использования общественного достояния, распределении собственности, определении наилучших правовых форм, в которых государство свойство должно управляться, т.е. существенно сводится к закону государства путем публикации законодательных актов, а также административных актов, устанавливающих рамки прав их владельцев и пределы их реализации. Нельзя игнорировать тот факт, что государство и субъекты Российской Федерации как политические суверены не могут не влиять на установление границ содержания прав собственности. Однако с установлением равенства защиты всех форм собственности и утратой государством определенных преимуществ перед другими участниками гражданских отношений ситуация изменилась.

В то же время следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственным имуществом не на должном уровне. В значительной степени регулирование имущественных отношений с участием государства осуществляется на основе публичного права, а не гражданского права. Те же отношения, которые регулируются нормами Гражданского кодекса, иногда требуют более детального регулирования. Например, отсутствие в Гражданском кодексе определения категории «государственные потребности» приводит к тому, что земельные участки, отобранные у собственника для государственных нужд, впоследствии становятся собственностью частных юридических лиц. Гражданский кодекс (ст. 1071) также не дает четкого определения органов и лиц, действующих от имени казначейства, в качестве компенсации за ущерб за его счет, в результате чего жертвы часто сталкиваются с трудностями, связанными с компенсацией за причиненный им ущерб. 

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что государственная собственность является одним из важных институтов гражданского права. Это связано с тем, что право государственной собственности является одним из ведущих элементов реализации прав субъектов Российской Федерации на их муниципалитеты и государство в целом как субъектов государственной собственности. 

Это также способствует разграничению прав государственной и частной собственности. Кроме того, следует отметить, что в ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к двум типам имущества, принадлежащего государству: имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и имущество, составляющее государственное казначейство Российской Федерации и казначейство субъектов Российской Федерации. В отношении указанных видов собственности было бы правильно говорить о праве государственной собственности, как оно указано в названии статьи, а не о государственной собственности в целом. Понятие государственной собственности как экономической категории включает наряду с этими видами собственности собственность государственных хозяйственных товариществ и компаний. Имущество первого типа предназначено для использования в промышленных, научных, образовательных, социально-культурных целях. 

Что касается имущества казначейства, это означает все виды имущества, включая финансовые ресурсы, которые не переданы государственным предприятиям и учреждениям Российской Федерацией или соответствующим субъектом Российской Федерации.

Право распоряжения устанавливает способность определять законную судьбу имущества путем изменения его собственности, состояния или цели с учетом общественных интересов.