Как написать сочинение по ЕГЭ

Как написать сочинение по ЕГЭ

Содержание:

  1. Что такое сочинение
  2. Стратегия работы с текстом сочинения
  3. План написания сочинения
  4. Вступление + проблема
  5. Комментарий к выделенной проблеме
  6. Формулировка позиции автора текста по проблеме
  7. Ваша собственная позиция
  8. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)
  9. Заключение
  10. Содержание введения в сочинение
  11. Типы введений
  12. Биографическое представление
  13. Сравнительное введение
  14. Аналитическое введение
  15. Историческое введение
  16. Лирическое вступление
  17. Введение - перекличка с современностью
  18. Введение является традиционным
  19. Как написать введение в сочинение
  20. Основная часть сочинения
  21. Как написать основную часть сочинения
  22. Этап подбора и отбора материала
  23. Логика изложения
  24. Соразмерность частей
  25. Цитирование в сочинении
  26. Как написать заключение в сочинении
  27. Проверка ошибок
  28. ТОП 5 советов как написать сочинение
  29. Нужно много читать
  30. Ознакомиться с требованиями к сочинению и критериями его оценивания
  31. Знать структуру сочинения
  32. Писать тренировочные сочинения
  33. Нужно не нервничать и не паниковать
  34. Шаблон к сочинению на ЕГЭ
  35. 1. Проблема, поставленная автором текста
  36. 2. Комментарий к проблеме
  37. 3. Авторская позиция
  38. 4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование
  39. 5. Заключение
  40. Пример сочинения ЕГЭ
  41. Ошибки при написании сочинения
  42. Скачать готовые сочинения ЕГЭ
  43. Образцы сочинений для ЕГЭ
  44. Учебник по написанию и оформлению сочинения

Сочинение - это особый школьный жанр, включающий, прежде всего, письменный анализ литературных произведений.

Многие выпускники школ буквально впадают в панику, когда нужно начинать подготовку к этому испытанию в виде написания сочинения по ЕГЭ. Но почему? Написать итоговое сочинение очень просто, и сейчас я расскажу, как это сделать.

Что такое сочинение

Сочинение - это последовательное изложение мыслей, приведение их в порядок, продиктованное выбранной темой и материалом анализа. Как и художественное произведение, ваше сочинение должно быть последовательным изложением с точки зрения его композиции. С древних времен композиция произведения строится примерно по одной и той же модели. Возможно, применяется некий универсальный закон, согласно которому одни и те же элементы выполняют сходные функции как в древних текстах, так и в современных произведениях. Структура сочинения играет важную роль в понимании смысла текста.

Сочинение ЕГЭ имеет определённую структуру:

  1. Введение. (Здесь вы выдвигаете идею — главную мысль сочинения, которую вы позже раскроете и докажете.)
  2. Основная часть. (Доказательства исследования и примеры.)
  3. Заключение. (Здесь вы подводите итог всей своей работе на основе исследования, предложенной в первой части сочинения.)

Помните, что в любом сочинении должно быть не менее трех абзацев!

Конечно, в зависимости от требований к сочинению ЕГЭ, структура может немного отличаться. Но такие правила как минимальное количество абзацев (должно оставаться не менее трех) и структура введения, заключения и основной части, будут проверяться учителя всегда. Основная часть должна быть основной, введение должно быть примерно в два раза меньше, а заключение должно быть наименьшим по объему. Помните, что любое несоблюдение соразмерности частей сочинения может негативно сказаться на заключительной части. Проверяя любое сочинение, учитель всегда обращает внимание на критерии оценки. Среди них один критерий останется неизменным: "полнота смысла, речь,согласованность и последовательность изложения".

Поэтому очень важно следовать правилам для написания сочинения на "отлично":

  • Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
  • Сочинение должно основываться на знании текста.
  • Сочинение должно демонстрировать знание работ школьной программы по выбранной теме (как правило!).
  • В сочинении вы должны показать строгое и точное знание терминологии, которую вы используете. Если вы цитируете термин, который не имеет однозначного определения в науке (например, символ), вы должны конкретно указать, что вы под ним подразумеваете.
  • Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и прослеживаемую логику. Должны быть сохранены основные элементы композиции: вступление ("вступление в тему"), основная часть ("основные мысли и их доказательство") и заключение (результаты по теме, выводы, "выход из темы").
  • Все ваши мысли (идеи, тезисы, позиции и т.д.) должны быть доказаны. Основной (обычно) аргумент - художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуары, а также литературные произведения и критика возможны там, где это позволяют условия написания сочинения.
  • Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
  • Стиль написания сочинения должен быть одинаковым. Стиль и содержание сочинения должны быть единообразными.
  • Наличие эпиграфа не является обязательным условием для написания сочинения. Не забывайте, что эпиграф - это украшение вашего сочинения, но если вы не уверены, подходит ли оно, или неточно знаете текст и пунктуационные знаки, лучше вообще его не писать - из-за отсутствия эпиграфа никто не снизит ваш балл.
  • При работе над сочинением, даже если вы анализируете только эпизод, всегда составляйте план рассуждений. План решения проблемы предпочтительнее, потому что он позволяет сразу же сформулировать проблемные вопросы, которые составят основную часть вашей работы, с подробными и обоснованными ответами.

Стратегия работы с текстом сочинения

  1. По мере прочтения исходного текста определите, о каком вопросе думает автор и как он на него отвечает. Таким образом вы найдете проблему и сформулируете позицию автора.
  2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, которые важны для понимания проблемы, объяснить смысл примеров и указать на семантическую связь между ними. Напишите комментарии, которые впишутся между проблемой и позицией автора.
  3. Сформулируй свою позицию и обоснуй ее.
  4. Напишите заключение.

План написания сочинения

1. Вступление + проблема

2. Комментарий (2 примера-иллюстрации, пояснения к каждому примеру, смысловая связь)

3. Позиция автора

4. Собственная позиция

5. Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)

6. Заключение

Вступление + проблема

Объем: 2-3 предложения.

Задача: подвести читателя к проблеме, познакомить с автором, четко сформулировать проблему текста и написать связку (например, именно эта проблема находится в центре внимания автора). К сожалению, не во всех предложенных текстах сразу удается понять, что хочет сказать \ автор. Есть несколько секретов, которые помогут облегчить задачу. Во-первых, проблема, как \ правило, сформулирована либо в начале, либо в конце текста. Это зависит от хода мыслей — автора: он может сначала привести тезис, затем аргументацию, либо наоборот. Во-вторых, в любом тексте есть ключевая лексика, т.е. слова, которые несут в себе основную мысль текста.

Комментарий к выделенной проблеме

За комментарий в сочинении можно получить 5 баллов.

Комментарий - это подтверждение того, что заявленная тобой проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве примера-иллюстрации можно использовать:

  • Цитаты.
  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.

Структура комментария:

  • Пример-иллюстрация из текста.
  • Пояснение примера.
  • Смысловая связь между примерами.
  • Пример-иллюстрация из текста. Пояснение.

Как писать комментарий:

  1. Чтобы правильно написать комментарий, необходимо внимательно прочитать текст.
  2. Если текст публицистический, нужно проследить за тем, как развивается мысль автора до того, как он сам приходит к какому-либо выводу.
  3. В художественном тексте авторская позиция не выражена прямо. Ее необходимо понять из контекста, проанализировав поведение героев, ситуации, лексические средства, которые использует автор. Получается так: все, что ты используешь для того, чтобы понять авторскую позицию по проблеме станет твоим комментарием.

Требования к комментарию:

2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы.

Смысловая связь. Необходимо указать на причинно-следственную связь, противительную или другую связь между примерами. Все будет зависеть от приемов, которые использует автор тексте

Пояснение к примерам-иллюстрациям. Нужно объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария недостаточно просто показать две ситуации, привести два примера, важно их проанализировать.

Нельзя переписывать целые куски из текста или пересказывать весь текст или фрагмент. Если в качестве иллюстраций вы цитируете текст, то лучше использовать «частичное цитирование». Соответствие заявленной проблеме. Фактическая точность.

0 баллов за комментарий можно получить ЕСЛИ:

  • Комментарий не написан.
  • Комментарий написан без опоры на текст.
  • В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Слова, которые помогут оформить комментарий:

  • Автор считает (что?)
  • Автор рассказывает (о чём?)
  • Автор размышляет (о чём?)
  • Автор обращает внимание на (что?)
  • Автор подчеркивает (что?)
  • Автор раскрывает проблему на примере
  • Автор делает акцент на том, что

Формулировка позиции автора текста по проблеме

Задача: рассказать о том, как автор отвечает на поставленный вопрос, как относится к проблеме.

Объем: 1 предложение.

Эта часть предполагает раскрытие позиции автора на выделенную проблему. Это можно выразить одной фразой (автор считает:, позиция автора такова). Как сам автор отвечает на поставленный вопрос? Как он предполагает решить поставленную проблему?

Ваша собственная позиция

Задача: объявить свое согласие с мнением автора, сформулировать тезис, который будете доказывать аргументом. Объем: 1-2 предложения.

Обоснование своей позиции (аргументы, доказательства)

Вы должна обосновать свою позицию одним аргументом (литература, жизненный опыт и т. д.)

Заключение

Заключение вы можете оформить 1-2 предложениями.

Содержание введения в сочинение

Введение в сочинение ЕГЭ может содержать:

  • ответы на заданные тематические вопросы;
  • личное мнение студента, если в названии сочинения есть предпосылка для выражения собственного мнения ("что, по-вашему, хотел донести до читателя автор в произведении...");
  • факты биографического характера об авторе или характерный исторический период, если такая информация важна для смысла и анализа текста;
  • сформулированное понимание темы судьбы или образа персонажа, если эта цель отражена в названии произведения. В любом случае написание хорошего введения для сочинения ЕГЭ - очень сложная задача, так как в небольшой объем нужно вместить всё что будет в вашем сочинении (напомню, введение и заключение, должны занимать ¼ сочинения)

Типы введений

Существует несколько типов введения для сочинений.

Биографическое представление

Если вы хорошо знакомы с биографией писателя, обладаете хорошей памятью о датах, местах и других деталях, то этот вид введения для вас. Это уместно, если биография писателя может как-то повлиять на развитие темы в его творчестве или если произведение сыграло свою роль в творческой судьбе писателя. Например, и Есенин создавал свои произведения, неизбежно отражая эпизоды и события своей жизни. И в этом случае, если вы захотите коснуться творчества, Есенина, то это будет уместно.

Сравнительное введение

Этот вид введения целесообразно использовать, если тема сформулирована по принципу "1-й Герой и 2-й Герой" или просто дана, например, цитата, а работы или авторы в скобках перечислены, которые относятся к предлагаемой теме. В этом случае автор сочинения должен сравнить героев в произведениях друг с другом.

Аналитическое введение

Это уместно, когда в формулировке предмета сочинения присутствуют литературные, философские, нравственные термины, которые нуждаются в объяснении. Например, "образ дороги в художественной литературе", "образ маленького человека в произведениях русских писателей", "честь и достоинство", "что такое дружба" и др. Во введении к такому произведению можно говорить об эволюции образов (дорога, маленький человек и т.д.), объяснять понятия, давать определения из словарей и другой научно-популярной литературы, на которую мы будем опираться и дальше.

Историческое введение

Это уместно, когда вы собираетесь обратиться к исторической теме в своем сочинении. Возможно, речь будет идти об исторической эпохе, или же вы сосредоточитесь на работе, которая по существу является исторической сама по себе. Например, говоря о романе Льва Толстого и эпическом романе "Война и мир", нельзя не коснуться эпохи Александра I и Наполеона. А говоря в его сочинении о повести Шолохова "Судьба человека", уместно в предисловии к повести рассказать о событиях той грозной эпохи, которая сформировала характер не только одного человека, но и всей страны.

Лирическое вступление

Это введение является своего рода ответом на вопросы: "Почему я выбрал эту тему? Что меня в ней интересует? Почему именно эта тема заставила меня задуматься...? Именно в этом предисловии лучше всего отражается ваша творческая индивидуальность. Но, наверное, именно творческие люди хорошо владеют пером и способны говорить на эту тему, не отходя от сути вопроса.

Введение - перекличка с современностью

Здесь ваша задача рассказать вам, почему тема, о которой вы собираетесь говорить, остается актуальной и сегодня. Какова связь между работой, героем, проблемами, о которых вы пишете, и сегодняшним днем?

Введение является традиционным

Введение состоит из нескольких элементов: ключевые слова темы, общее обсуждение значения этих понятий в жизни человека и основной вопрос темы.

Как написать введение в сочинение

Введение в сочинение неоднократно я слышал от учеников: "Я не знаю с чего начать", "Я не могу написать первое предложение" и т.д. и т.п. На самом деле, начинать сочинение всегда непросто. Но она может быть решена. Главное - знать основные правила.

Так как же начать писать сочинение по ЕГЭ? Хочу напомнить, что в своем введении к сочинению вы всегда должны основывать сочинение на теме и ключевых словах, которые в формулировке подтолкнули вас к идее сочинения. Во-первых, сформулируйте те проблемные вопросы, на которые можно ответить в соответствии с вашей темой. После этого выберите для себя наиболее привлекательный, "удобный" вопрос и постарайтесь обосновать причину своего выбора и ответить на него - это будет основная мысль сочинения. Не забудьте ввести необходимые термины, раскрыть их, если важно рассмотреть тему вашего сочинения. Иногда во введении вы можете описать эпоху работы, или рассказать эпизод из биографии писателя, или привести некоторые другие факты, которые важны для раскрытия темы или анализа какого-либо важного аспекта характеристики. Но не забывайте, что вам не нужно вводить никакой дополнительной информации (той, которая не имеет отношения к раскрытию темы).

Пример введения в сочинение ЕГЭ:

Как написать сочинение по ЕГЭ

Основная часть сочинения

Содержание основной части сочинения ЕГЭ является подробным и наглядным ответом на вопросы, которые вы сформулировали во введении. Вы убеждаете читателя в том, что правильно поставили вопросы и правильно на них ответили. Эта часть является самой большой по объему.

Для того, чтобы написать сочинение правильно, вы вполне можете использовать метод аргументации со своим воображаемым оппонентом или наоборот. Важно показать свое отношение к фактам, проанализировать каждый абзац текста, сделать мини-выдержки и обобщения.

В основной части, вы должны избегать:

  • пересказ литературного произведения;
  • представление информации, не имеющей прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала и умение излагать мысли логически, аргументировано и стилистически правильно. Основная часть является проверкой того, насколько хорошо понята тема.

Пример основной части в сочинение ЕГЭ:

Как написать сочинение по ЕГЭ

Как написать основную часть сочинения

Этап подбора и отбора материала

Когда вы выбираете аргументы, важно понять, откуда их взять. Все зависит от того, как сформулирована тема: для того, чтобы это сделать нужно вам либо должны дать произведение либо вы сами сами должны выбрать произведение.

На данном этапе необходимо рассмотреть три случая:

  • Формулировка темы даётся произведением или произведениями
  • Формулировка темы относится к автору (авторам), или выбор зависит от вас;
  • Формулировка темы оставляет за вами право выбора как автора, так и произведения.

Если произведение определяется темой, то выбор материала будет направлен на выбор отдельных эпизодов, фрагментов произведения, содержание которых вы должны запомнить в своей памяти.

Строгий отбор поможет вам глубже изучить тему, не перегружая работу дополнительным материалом. Если выбор зависит от вас, то вы должны знать, что для того, чтобы раскрыть тему, вам необходимо проанализировать 2-4 стихотворения или 2-4 небольших эпизода, драматургические произведения, чтобы убедительно доказать идею произведения.

Во время написания сочинения постарайтесь знать содержание и уметь анализировать как можно больше небольших произведений: рассказов, романов и повестей. Выбирайте работы, которые "работают" по нескольким темам. Вы можете собрать воедино конкретные блоки по различным темам: экологическим, моральным, историческим, военным и т.д. Каждый блок должен содержать 2-4 работы. Эти блоки должны быть подвижными: одна и та же работа может быть частью разных блоков. Ни для кого не секрет, что на всех экзаменах ЕГЭ нельзя использовать художественные тексты, как в любой другой литературе, поэтому запоминайте отдельные фрагменты наизусть.

Логика изложения

Не отклоняйтесь от темы во время работы над основной частью сочинения: рекомендуется держать план перед глазами на протяжении всего процесса написания сочинения. Это даст вам возможность контролировать себя. Пока вы работаете над сочинением, у вас могут быть мысли, которые не совсем подходят к теме, они правильные, но не совсем передают основную идею сочинения, поэтому вы можете ими пожертвовать, чтобы не отклоняться от темы. В то же время, если логика сочинения требует перетасовки аргументов во время работы, то это необходимо сделать, не следует слепо следовать плану, а следует придерживаться логики сочинения. Однако такая корректировка должна быть сделана уже в черновике, постарайтесь удостовериться, что сочинение следует плану.

Попробуйте проделать всю работу по построению логических частей сочинения на черновике, чтобы не тратить время на переписывание сочинения с черновика на чистовик бланка ЕГЭ.

Соразмерность частей

Соблюдайте пропорциональность частей сочинения. Если вы используете два, три, четыре или пять аргументов для доказательства идеи, то основная часть вашего сочинения должна состоять из трех, четырех или пяти абзацев, приблизительно равных друг другу, соответственно. Если части не равны, постарайтесь сделать их пропорциональными. Если в исследовании вы делаете утверждение, которое содержит несколько подразделов или противоположных утверждений, вы должны сделать утверждение, которое отражает эти подразделы.

Избегайте прямого перефразирования: перефразировка должна быть прокомментирована, направлена на раскрытие темы, доказательство идеи сочинения. Выразите свое отношение к теме, желательно, чтобы это отношение пронизывало всё ваше сочинение.

Цитирование в сочинении

Цитата - буквальное воспроизведение отрывка из текста.

Цитата необходима:

  • для подтверждения собственной мысли;
  • для опровержения чужого мнения о том, что вы считаете неправильным, с тем, чтобы обеспечить разумное визуальное доказательство правильности мысли;
  • для ознакомления с чьим-либо авторитетным мнением;
  • для демонстрации в вашем сочинении дискуссионных моментов о проблеме, о которой вы думаете;
  • для сохранения языка и вкуса художественного текста в его изложении. При цитировании необходимо выполнить ряд условий:
  • не цитируйте известные и банальные истины, не вводите в свое эссе оригинальные и парадоксальные мысли и суждения;
  • не искажайте смысл цитаты, чтобы угодить собственной идее: смысл цитаты, даже после того, как она значительно сокращена, должен быть сохранен;
  • не перегружайте своё сочинение цитатами, особенно большими, используйте фрагментарные цитаты.

Помните, что цитата не повторяет, а доказывает идею.

Цитата становится лишней, если дублирует мысль, выраженную собственными словами (это чаще всего встречается в работах, связанных с лирическим анализом текста).

В сочинение ЕГЭ можно использовать различные методы цитирования:

  1. полное цитирование (используется с маленькой цитатой, грамматически расположенной как прямая или косвенная речь);
  2. частичное (фрагментарное) цитирование (используется для больших кавычек, в текст включаются отдельные слова и выражения из кавычки);
  3. ссылка на цитату (содержание цитаты достаточно известно, чтобы исключить необходимость ее цитирования);

Пример цитирования в сочинение ЕГЭ:

Как написать сочинение по ЕГЭ

Если цитата не приведена полностью, пропущенное слово обозначается эллипсисом, который может стоять перед цитатой, если оно не приведено от начала фразы (после эллипсиса цитата начинается с строчной буквы);

  • в середине цитаты, если пропущена часть цитаты;
  • в конце цитаты, если она прервана и не исчерпывает всего изложения автора.

При введении цитаты можно использовать такие глаголы: поясняет, полагает, пишет, утверждает, отмечает, думает, считает.

В экзаменационном сочинении ЕГЭ используйте только хорошо знакомые вам слова и выражения, в которых вы уверены в том, что сможете написать. Не используйте слова, в правописании которых у вас есть сомнения!

Поверьте, когда учитель вместе с речью "школьника" встречает "заумные слова", в интерпретации которых в сочинении допущены ошибки, это не производит очень благоприятного впечатления на учителя.

Как написать заключение в сочинении

В заключение вы суммируете все, что вы обсуждали в основном тексте сочинения. Вы даете краткий ответ на проблемный вопрос, указанный во введении к сочинению. Напоминаю, что если в формулировке темы были какие-либо термины или понятия (например, если в тексте были слова "образ", "композиция", "любовь", "долг", "пейзаж", "проблема", "счастье" и т. д.), то в заключении следует еще раз упомянуть о них и резюмировать выводы, касающиеся их раскрытия.

Хочу напомнить, что введение и заключение по содержанию очень похожи. Но во введении вы задаете вопрос, исходя из своей заинтересованности в нем, а в заключении даете обобщенный ответ, принимая во внимание доказательства вашей точки зрения, изложенной в основной части. Вывод должен логически суммировать ваши размышления на эту тему.

Вывод должен быть кратким, но лаконичным и органичным по отношению к предыдущему тексту!

Пример заключения в сочинение ЕГЭ:

Как написать сочинение по ЕГЭ

В заключении вы можете выразить свое отношение к произведению, его героям и автору, теме и проблеме (но не увлекайтесь!). Напоминаю, что эта часть сочинения должна составлять ¼ всей работы, равную (приблизительно) введению, но не более чем основная часть. Вывод должен завершать сочинение в полном объеме.

Попробуйте мою технику, чтобы проверить, не оставляете ли вы в заключении основную часть сочинения: перефразируйте тему и проверьте, является ли заключение ответом на этот вопрос. Если да, то все сделано правильно, если нет, то у вас есть возможность исправить написанное перед тем, как переписать на чистовик.

Перечитайте сочинение, прежде чем писать заключение. Вы можете отметить свои основные мысли на полях карандашом, чтобы в заключении можно было к ним прикоснуться.

Заключение является очень важной частью работы, которая может "спасти" или "уничтожить" ваше сочинение. Кроме того, без заключения сочинение не может быть завершено.

Проверка ошибок

В заключение еще раз проверьте свою работу. Объем всех частей должен быть следующим: основная часть - примерно ¾ от общего объема, введение и заключение - примерно ¼ от общего объема.

Снова перечитываем сочинение и исправляем написанное, стараясь исключить отдельные предложения, если выясняется, что некоторые фрагменты не несут смысла. Убедитесь, что вы проверили, доказательства и они соответствуют теме сочинения, совпадают ли они, являются ли они ответами на вопрос (если тема сочинения сформулирована как вопрос). Проверьте грамматику. И только после этой проверки вы переписываете сочинение на специальный бланк ЕГЭ.

ТОП 5 советов как написать сочинение

Вот пять простых советов, как легко и успешно справиться с написание сочинения по ЕГЭ.

Нужно много читать

Причем читать не много, но обязательно качественно, то есть запоминая проблемы, затронутые в произведении, пути их разрешения, а также имена и фамилии авторов и литературных героев.

Разумеется, было бы неплохо хорошо знать произведения школьной программы по литературе, потому что среди них много так называемых «универсальных», то есть подходящих почти под любые направления и темы. Например, к ним можно отнести романы «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова и многие другие. В таких произведениях, как правило, затрагиваются самые разные проблемы, например, любви, дружбы, поиска смысла жизни и своего пути, взаимоотношения поколений, войны и т.д.

Но необязательно знать только классиков и только объемные произведения. Можно читать, например, рассказы на разные темы, главное, помнить название, автора, имена героев и не искажать содержание при привлечении их в качестве литературных аргументов.

А ведь это так просто!

Ознакомиться с требованиями к сочинению и критериями его оценивания

В этом случае будет проще не допустить ошибок, которые могут привести к не зачету. Сами критерии можно легко найти в интернете. Помните, что не зачет по любому из первых двух критериев, а именно, «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала», автоматически ведет к не зачету за работу в целом. Всего критериев пять, и, помимо первых двух, для общего зачета за сочинение необходимо получить еще как минимум один зачет по критериям 3-5. Не зачет по каждому критерию выставляется только, так сказать, в крайнем случае, так что нет ничего трудного в том, чтобы написать сочинение успешно!

Знать структуру сочинения

Здесь тоже нет ничего сложного, так как композиция итогового сочинения представляет собой самое обычное для любого сочинения соотношения частей: «Вступление» - «Основная часть» - «Заключение». Конечно, эти части не равны по объему, а основная часть делится на несколько абзацев. Но и здесь все просто и логично.

После небольшого по объему вступления (3-4 предложения) в следующем абзаце необходимо написать тезис, то есть основную мысль, проблему сочинения. Это может быть вопрос или высказывание. Затем в этом же втором абзаце необходимо высказать свое мнение по поставленной проблеме, дать один или несколько ответов на поставленный вами вопрос.

Именно свое мнение, то есть ваши ответы на основной тезис сочинения, вам и нужно подкрепить литературными аргументами. Обязательно нужно привести хотя бы один пример из литературы. В этом случае, у вас будет еще один абзац. Если аргументов два, значит, и абзацев будет еще два. То есть, для каждого аргумента свой абзац. Причем при приведении литературного аргумента важно не забыть сначала указать мысль, которую вы подкрепляете конкретным аргументом, а в конце абзаца обязательно сделать микровывод, то есть еще раз повторить уже доказанную мысль.

Последний абзац – заключение, то есть общий вывод по всей работе. Следите, чтобы он соотносился с темой сочинения и вашим общим тезисом.

Лучше всего заранее научиться составлять план работы, ведь писать гораздо легче, когда четко представляешь себе все сочинение целиком. Такой план составить очень просто. После того, как внимательно прочитаете тему, нужно подумать над тезисом, то есть постановкой общей проблемы сочинения. Удобнее всего сделать это в виде вопроса. Затем схематично запишите ответы на этот вопрос и продумайте аргументы для каждого из них.

С помощью этого простого и удобного плана:

  • тезис-вопрос
  • ваше мнение – ответы на тезис-вопрос
  • литературные аргументы

вы с легкостью напишете отличное сочинение!

Писать тренировочные сочинения

В этом году направления итогового декабрьского сочинения были известны уже в сентябре. Тогда же в сети стали появляться и примерные темы (кстати, настоящие темы итогового сочинения будут известны только в день экзамена, поэтому не верьте никому, кто будет утверждать, что у него есть реальные темы). Времени на подготовку по известным заранее направлениям (но не конкретным темам) вполне достаточно – несколько месяцев. Поэтому можно успеть как следует потренироваться.

Можно, конечно, выбрать только одно, наиболее близкое вам, направление и писать сочинения на всевозможные темы по данному направлению, но в таком случае вы изрядно рискуете. На самом экзамене может попасться неудобная или непонятная вам тема по этому направлению, и вы растеряетесь, потому что к сочинению по другим направлениям не готовились.

Лучше выбрать 2-3 направления, как следует поработать с аргументами и написать как можно больше тренировочных сочинений. Чем больше тренировочных сочинений вы напишете, тем лучше для вас, потому что таким образом вы изучите множество проблем и подберете массу разнообразных аргументов. Все это так или иначе отложится в вашей голове, и на самом экзамене у вас не возникнет трудностей.

Конечно, можно подготовиться самостоятельно, но хорошо бы, если ваши тренировочные работы будут проверяться специалистом, который поможет устранить ошибки и недочеты и добиться наилучшего результата!

Нужно не нервничать и не паниковать

Лишние переживания и стресс могут привести к снижению вашей продуктивности и путанице в мыслях, а это, как вы понимаете, не лучшее состояние на экзамене. Не впадайте в депрессию, сосредоточьтесь и постарайтесь спокойно поразмышлять над темой сочинения и вспомнить, где в литературе вам встречались подобные проблемы и ситуации.

Если вы начали подготовку своевременно и следовали всем предыдущим советам, никаких проблем не возникнет, на самом экзамене вы будете чувствовать себя уверенно и с легкостью справитесь с итоговым сочинением!

Шаблон к сочинению на ЕГЭ

1. Проблема, поставленная автором текста

Вопрос, над которым размышляет автор.

  • Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…
  • Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…
  • В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
  • Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).
  • Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).
  • Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)
  • «…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).

2. Комментарий к проблеме

Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста

ВАЖНО: комментарий - не пересказ

На каком материале он раскрывает своё видение этой проблемы. (На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьи мнения ссылается?)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)

1) Примеры – иллюстрации:

  • Проблема раскрывается автором на примере…
  • Автор обращает внимание читателя на …
  • Не случайно автор изображает (кого, что?)…
  • Поступок героя свидетельствует о том, что…
  • В качестве примера автор рассматривает…

2) Пояснение к примерам:

  • Писатель убеждает читателя в том, что…
  • Этот пример показывает, что…
  • Этот пример убедительно доказывает, что…
  • Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…
  • Автор неслучайно обращает внимание на…
  • Эти события(факты, примеры) помогают понять…
  • АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

3) Связь между примерами:

  • Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
  • Для сравнения автор обращается к …
  • Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
  • Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
  • Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…
  • Объясняя причину поступка героя, автор приводит….

3. Авторская позиция

Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста

  • Автор считает, что…
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что…
  • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
  • Позиция автора такова…
  • Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование

Мой ответ на этот вопрос + обоснование (опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к собственному читательскому опыту, а так же зрительский опыт)

1) Отношение к позиции автора по проблеме:

  • Я согласен с мнением автора.
  • Нельзя не согласиться с мнением автора.
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.

2) Обоснование собственной позиции:

  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
  • Когда-то и я впервые услышал о том, что…
  • Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…

5. Заключение

Подводим итог сочинения - примерно 2-3 предложения.

  • Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что...

Пример сочинения ЕГЭ

Как написать сочинение по ЕГЭ

Ошибки при написании сочинения

К наиболее типичным грамматическим ошибкам относятся ошибки, связанные с использованием глаголов, форм глаголов, наречий и частиц:

  1. Ошибки в формировании форм личных глаголов: сострадание движет ими. (следует: движет);
  2. Неправильное использование глагольных форм: Эта книга дает знания об истории календаря и учит быстро и точно производить календарные вычисления. (следует: ...даст.., научит... или ...дает.., учит...);
  3. ошибки в использовании действительных и страдающих причастий: струи воды, стекающие вниз по лестнице, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. ошибки в образовании деепричастий: Вышел на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Ошибки в образование наречий: Учитель был тута не прав (норма: тут).

Эти ошибки, как правило, связаны с нарушением законов и правил грамматики и подвержены влиянию простых слов и диалектов.

Кроме того, типичны грамматические и синтаксические ошибки, которые также выявляются в работе экзаменаторов:

  1. Разрыв связи между тем, что должно быть сказано и тем, что должно быть сказано: главное, на что я сейчас хочу обратить внимание, это художественная сторона работы. (норма: ... это художественная сторона произведения); Нужны мужество, знания и честность, чтобы быть в состоянии принести пользу своей родине. (норма: ... нужны смелость, знания, честность);
  2. ошибки, связанные с использованием частиц, например, неоправданное повторение: Было бы хорошо, если бы на картине была подпись художника, отделяющего частицу от компонента предложения, к которому она относится. (частицы обычно помещаются перед членами предложения, которое они должны распределить, но эта закономерность часто нарушается в эссе.): В тексте выявлены две проблемы (ограничительная частица «всего» должна стоять перед подлежащим: «... всего две проблемы»);
  3. неоправданный пропуск подлежащего: Его мужество, (?) отстаивать честь и справедливость привлекает автора текста.;
  4. Неправильное построение сложного предложения: Автор текста понимает разум не только как просвещенный и умный, но и как понятие "умный" было связано с идеей вольнодумства.

Анализируя ошибки учеников с точки зрения речевой грамотности, можно также выявить типичные речевые ошибки.

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи:

  • плеоназм, тавтология, речевые штампы;
  • немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов;
  • неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов;
  • ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее часто встречающимся речевым ошибкам относятся следующие:

  1. не различение (смешение) паронимов: В таких случаях я взглядываю в «Философский словарь» (глагол взглянуть обычно требует управления существительным или местоимением с предлогом «на» («взглянуть на кого-нибудь или на что-нибудь»), а глагол заглянуть («быстро или украдкой посмотреть куда-нибудь, взглянуть с целью узнать, выяснить что-нибудь»), который необходимо употребить в приведённом предложении, управляет существительным или местоимением с предлогом «в»);
  2. ошибки в выборе синонима: Имя этого поэта знакомо во многих странах (вместо слова известно в предложении ошибочно употреблен его синоним знакомо); Теперь в нашей печати отводится значительное пространство для рекламы, и это нам не импонирует (в данном случае вместо слова пространство лучше употребить его синоним - место; иноязычное слово импонирует также требует синонимической замены);
  3. ошибки в подборе антонимов при построении антитезы: В третьей части текста веселый, а не мажорный мотив заставляет нас задуматься (антитеза требует точности при выборе слов с противоположными значениями, а слова«веселый» и «мажорный» антонимами не являются;
  4. разрушение образной структуры фразеологизмов, что случается в неудачно организованном контексте: Этому, безусловно, талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Скачать готовые сочинения ЕГЭ

  1. Скачать сочинение на тему: Творчество А. А. Ахматовой
  2. Скачать сочинение на тему: Творчество А. А. Блок
  3. Скачать сочинение на тему: Проблема творчества в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
  4. Скачать сочинение на тему: И. А. Бунин. Тема любви
  5. Скачать сочинение на тему: Использование Н.В.Гоголем фантастики и гротеска

Образцы сочинений для ЕГЭ

  1. Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?
  2. Что даёт основание утверждать, что Репетилов выступает в качестве пародийного «двойника» Чацкого?
  3. Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А.С.Пушкин считал язык комедии?
  4. Как соотносится с реальными событиями пьесы придуманный Софьей сон?
  5. Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая свое место в жизни?
  6. В каких произведениях русской классики описаны сны героев и в чем их можно сравнить со сном героини пьесы А.С.Грибоедова?
  7. В каких произведениях русской классики главных героев сопровождают их «двойники» и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовской пьесой?
  8. В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом?
  9. В чём заключается своеобразие финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
  10. Что даёт основание рассматривать пьесу А.С.Грибоедова «Горе от ума» как трагикомедию?
  11. Что позволило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина одной из самых страшных фигур русского общества?
  12. Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и содержательные монологи в пьесе?
  13. Почему Софья, героиня комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», по выражению автора, – «девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?
  14. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?
  15. Как название комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?
  16. Как в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема «злонравия» и форм его проявления?
  17. В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?
  18. Почему комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?
  19. В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещённости и в чём эти произведения можно сопоставить спьесой Д.И.Фонвизина?
  20. Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»?

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по русскому языку
  4. Как написать сочинение по истории
  5. Как написать сочинение по обществознанию
  6. Как написать сочинение рассуждение
  7. Как написать сочинение по картине
  8. Как написать комментарий к проблеме сочинения
  9. Критерии оценивания сочинения