Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Школьники считают самым сложным заданием написание сочинения ЕГЭ о русскому языку. Поэтому подготовка к сочинения должна быть тщательно рассмотрена, я сделала подробный план написания сочинение по русскому языку.

Проблема

Что такое проблема?

Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно сформулировать двумя способами:

а) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием. проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды

б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием. Можно ли переоценить роль книги в жизни человека?

Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?

А) острая, важная, животрепещущая, спорная, актуальная, серьезная

Б) философская, психологическая, общественно-политическая, этическая, моральная

КЛИШЕ:

а) «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф.И.О.) в своем тексте.

б) «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.

в) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)

г) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала. Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.

д) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность). е) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…

Комментарий по проблеме (актуальность)

В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов: 1. Актуально ли то, о чем пишет автор? 2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни? 3. Что делает ее жизнеспособной? 4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы? 5. Как автору далось привлечь к ней внимание читателя? 6. Как эту проблему рассматривали другие авторы? 7. Как они предлагали ее решить?

В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ: 1) пересказа исходного текста или любой его части 2) рассуждений по поводу всех проблем текста 3) комментариев о действиях героев текста 4) общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)

КЛИШЕ:

а) Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни.

б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.

Позиция автора

Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т.д. Как найти позицию автора?

1) Автор может прямо высказывать свое мнение (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)

2) Позиция автора может быть передана через индивидуальные, конкретные примеры.

3) Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер.

4) Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.

КЛИШЕ:

«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор. «Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему. автор поражен (встревожен, призывает к…) автор считает (утверждает), что… автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что Цель автора – заставить читателя обратить внимание на… Автор подводит читателя к мысли о том, что… … – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Согласие с автором

Обратите внимание! Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

КЛИШЕ:

Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.) Мне близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему. С удовольствием прочитал… Нельзя остаться равнодушным… К сожалению… К немалому удивлению, узнал, что… Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя… Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что… Интересно то, как автор…

Аргументы

Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения.

Вторым аргументом ты можешь привести следующее:

1) ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

2) имена исторических деятелей

3) ссылки на призванные авторитеты и их произведения

4) свидетельства очевидцев

5) названия событий

6) цитаты

7) собственные наблюдения и выводы

8 ) положения официальных документов

9) различные общественные законы

10) законы природы

11) народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы)

12) статистические или научные данные

13) примеры из научно-популярной, исторической литературы

14) примеры из жизни окружающих.

Заключение

Последнее, что эксперт читает в твоей работе, – заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид.

Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.

Варианты вступления в сочинении

1) Вопросно-ответное единство.

Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узнаваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необычайная образность и величавость. Недаром А. Н. Толстой сравнивал русский язык по яркости с радугой после весеннего ливня, по меткости - со стрелами, по задушевности — с песней над колыбелью. Но в данном тексте многовековой эпитет к языку живой вдруг соседствует со словами портим, обижаем. Чем? По мнению автора...

2) Цепочка риторических предложений.

Откуда в нашем великом и могучем русском языке появляются непристойные слова? Почему они быстро плодятся и бытуют в речи, звучат с экрана и пестрят в печати? Чем закончатся подобные изменения в лексическом составе русского языка? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Т. Жаровой.

3) Назывное предложение в качестве зачина.

Язык. Это понятие известно каждому с малых лет. А русский язык мы изучаем, наблюдаем, но порой портим и не бережем его. Мне кажется, что трудно найти человека, который не задумывался бы о проблемах русского литературного языка. Исследователь языка Т. Жарова — одна из тех, кому не безразлично «языковое разноцветье». В своем тексте она стремится раскрыть те изменения, которые происходят в языке в настоящее время.

4) Риторический вопрос.

Современный русский язык «великий, могучий, правдивый и свободный»? Без сомнения это так. Но многие в нашем обществе забывают об этом, употребляя ненормативную лексику, принижая статус русского языка. Конечно, проблемы бережного отношения к русскому литературному языку еще остаются. Их и рассматривает исследователь языка Т. Жарова.

5) Цитата в качестве зачина.

«... Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» — эти бессмертные строки И. С. Тургенева вспомнились мне после прочтения текста Т. Жаровой. Наш язык «всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо...». И это правда. Но порой все процессы в языке происходят стихийно, люди неправильно понимают изменения в развитии языка, тем самым нарушая нормы русского языка.

6)Лирическое отступление.

Наверно, каждый человек в определенное время задумывался о состоянии языка. За короткий срок привычные для нас слова исчезают, а другие, казалось бы. появившиеся совсем недавно, становятся «свойскими». Совсем как люди — живут и умирают. Именно об этом размышляет автор текста.

7) Определение темы текста.

Язык — история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение н сохранение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной необходимостью. Русский язык в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен — одним словом, «языковое разноцветье» (в хорошем смысле), по определению автора текста. Задача всех, кто «радеет» за наш язык, — сохранить его.

8) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений).

Сладость. Чистота., Пышность. Богатство. Это все — о нем, о нашем русском языке. Пошлость, сор, ненормативная лексика, канцелярские изыски, мешанина. И это тоже о русском языке. Старая загадка о том, что слаще всего и что горше всего, подразумевающая в ответе слово язык, приобретает в свете данного текста иной смысл. Чистый язык времен А. С. Пушкина противопоставляется языку, на котором разговаривают современные люди. Т. Жарова с болью и грустью пишет об изменениях в языке.

9) Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста.

Первые слова, которые я услышала на родном языке, конечно же, были нежными и ласковыми. Их звучание было приятно, успокаивало и убаюкивало. Тот язык, который я слышу сейчас, — иной. «Режет ухо» пошлость, ненормативная лексика, сленг. Не одной мне неприятны изменения в языковой среде. Об этом же и текст Т. Жаровой.

10) Приводится краткая справка о писателе.

Т. Жарова — публицист, истинный любитель русской словесности. О ней с полным правом можно сказать, что она формирует нравственный мир читателя. Ее рассуждения о языке, об изменениях, происходящих в нем, очень яркие и эмоциональные. Неоднократно она поднимает проблему сохранения чистоты русского языка в своем творчестве. К этой теме Т. Жарова обращается и в этом тексте.

11) Собственная позиция пишущего по тем вопросам, которые затрагивались автором.

Я думаю, что в тексте Т. Жаровой подняты очень важные проблемы: проблема засилья иноязычных слов и жаргонизмов в речи молодежи, проблема безграничного смешения новых форм, устаревших слов и заимствований и. главное, проблема безответственного отношения человека к своему языку.

12) Связь с современностью.

Наша современная жизнь — это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим наш «великий, могучий, правдивый» язык. Эту проблему затрагивает Т. Жарова.

13) Рассуждение о заглавии, которое можно дать данному тексту.

«Сохраним наш великий и могучий язык!» Вот название, которое я дала бы предложенному тексту, потому что язык — это зеркало нашей жизни! В языке отражаются все изменения, происходящие в обществе. Именно мы должны помнить, что он живой, «великий, могучий, правдивый и свободный».

Варианты заключения в сочинении

1) Итог всему сказанному, обобщение.

Проблемы, поднятые Т. Жаровой, крайне актуальны и заставляют задуматься над их решением. Мы не властны над речью других, но можем быть внимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

2) Цитата, если она является итоговым суждением.

В завершение своего сочинения хочу привести слова Н. Рыленкова:
Язык народа и богат, и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

3) Личное отношение к решаемой проблеме.

Рассуждение Т. Жаровой о нашем языке не оставило меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что наша речь — это наше зеркало, только внутреннее. А ведь в зеркале всегда хочется видеть хорошее, красивое отражение. И мы должны к этому стремиться, не засоряя свою речь ненормативной лексикой, словами-паразитами и «чужим сором».

4) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка — ответ).

Так как же нам сохранить наш язык красивым, великим и выразительным? Самое главное, на мой взгляд, это не забывать о том, что русский язык прекрасен, богат и интересен по своей сути. Не стоит включать в свою речь иностранные слова и фразы, не зная их прямого значения. Не стоит употреблять сленговые выражения, стилистически сниженную лексику. Русский язык — потрясающий язык, способный передать любую мысль, и совсем не стоит портить его словами-паразитами.

5) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка — афоризм).

Бедность словарного запаса, косноязычие, жаргонизмы присущи как речи подростков, так, к сожалению, и речи взрослых. А ведь это должно беспокоить каждого, потому что уровень культуры любого человека можно определить с первой минуты общения, достаточно лишь услышать его речь. Недаром говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму».

6) Этически корректное возражение автору текста.

Сложно не согласиться с Т. Жаровой: есть моменты, когда становится стыдно за себя, за друзей, что следуют моле и включают в речь английские слова и выражения. Но все чаще я замечаю, что в компании молодых людей звучат замечания при употреблении стилистически сниженной лексики, при сквернословии.

Комметарий в сочинении

Комментарий — это рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

Тeкстуaльный кoммeнтaрий прeдстaвляeт сoбoй oбъяснeниe тeкстa, слeдoвaниe зa aвтoрoм в рaскрытии прoблeмы.

Кoнкрeтизирoвaть сoдeржaниe кoммeнтaрия мoжнo с пoмoщью слeдующиx вoпрoсoв:

1) Кaк, нa кaкoм мaтeриaлe aвтoр рaскрывaeт прoблeму?

2) Нa чeм зaoстряeт внимaниe? Пoчeму?

3) Кaкиe имeнa (фaкты, сoбытия) упoминaeт aв­тoр? Для чeгo?

4) Кaкиe эмoции aвтoрa вырaжeны в тeкстe?

5) Кaк вырaжeнo oтнoшeниe aвтoрa к изoбрaжa­eмoму? В чeм этo прoявляeтся?

6) Кaкиe срeдствa вырaзитeльнoсти пoмoгaют выявить aвтoрскoe oтнoшeниe к прoблeмe?

При кoнцeпциoннoм кoммeнтaрии в цeнтрe внимaния интeрпрeтaция прoблeмы тeкстa, ee aктуaльнoсть, стoлкнoвeниe рaзличныx мнeний пoдaннoму вoпрoсу и т.п. Нaйди oтвeты нa слeдующиe вoпрoсы:

1) К кaкoму типу принaдлeжит этa прoблeмa? (Сoциaльнaя, филoсoфскaя, экoлoгичeскaя, нрaвст­вeннaя и т.п.)

2) Aктуaльнa ли этa прoблeмa в нaши дни? В чeм ee знaчимoсть для oбщeствa?

3) Кaк чaстo мы стaлкивaeмся с этoй прoблeмoй? Кaсaeтся ли oнa кaждoгo из нaс или тoлькo людeй oпрeдeлeннoгo вoзрaстa, рoдa зaнятий и т.п.?

4) Пoчeму этa прoблeмa привлeклa внимaниe aвтoрa?

5) Кaкoй aспeкт (кaкую стoрoну) этoй прoблeмы рaссмaтривaeт aвтoр?

6) К кaким вывoдaм aвтoр пoдвoдит читaтeля?

В комментарии скажите о том, насколько данная проблема актуальна, важна, чьи интересы она задевает. По возможности, приведите исторический контекст, в котором существует данная проблема. Если говорить о примере можно, например, сказать о том, что загрязнение воздуха мешает жить людям с тех самых пор, как началось бурное развитие промышленности.

Комментарий не должен содержать авторской позиции и вашего мнения об этой проблеме – это именно объективный взгляд на ситуацию. Мнение автора и ваше – это уже другие составляющие сочинения.


Начало комментария

  • Проблему (чего?) автор раскрывает на примере…
  • Этот вопрос автор раскрывает, изучая…
  • Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с (иронией, тревого, возмущением и т.д.) рассказывает о том, что…
  • Комментируя данную проблему, хочется отметить ее (типичность; новизну; актуальность ит.д.)
  • проблема актуальна особенно сегодня, потому что…
  • Комментируя эту проблему, нельзя не отметить (ряд ее интересных аспектов; ее аспекты, которые особенно волнуют автора и т.п.)

Продолжение комментария

  • Автор текста обращает внимание читателя на…
  • Писатель, ведя повествование от лица…, дает возможность…
  • Две контрастные картины – и читатель понимает, что…
  • Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому…
  • Автор так воссоздает эту историю, что…
  • Каждая реплика героя (ев) текста позволяет понять, что…
  • Избранный автором художественный прием… усиливает эмоциональное воздействие рассказа…
  • В… (диалоге, художественной детали и т.д.) проясняется художественный замысел автора…
  • Композиционный прием (указать, какой (-ие)… помогает автору…
  • Избранный автором художественный прием (указать, какой (-ие)… помогает глубже понять…, усиливает эмоциональное воздействие текста.
  • Проникновенность авторской речи объясняется тем, что…
  • Контраст в тексте воссоздает реальные жизненные конфликты, через которые познается…
  • Автор объективно показал, почему…
  • … - все это дает возможность автору показать…
  • Интересен у автора способ раскрытия характера героя…
  • В читателе писатель предполагает единомышленника, и потому…
  • Автор за частными судьбами видит…, и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о…
  • Текст привлекает внимание не только композиционным построением, но и глубиной авторской мысли, …
  • … ярко выражен внутренний конфликт, благодаря чему внимание читателей приковано к…
  • Взаимодействие текста и подтекста позволяет…
  • Художественные детали помогают автору подчеркнуть…
  • Автор почти не дает портретных характеристик, их заменяют…
  • Композиция текста помогает понять, что…
  • Автор не делает прямых выводов, а…
  • Автор убедительно показывает, что… В этом ему помогает (подтекст; прием иронии и т.д.)
  • Писатель стремится к такому изображению жизни, когда читатель получает возможность…
  • Автор замечает, что…
  • Художественный прием контраста, удачно примененный здесь писателем, подчеркивает…
  • …, замечает автор,…
  • Не случайно писатель особо подчеркивает…
  • Писатель всем ходом повествования доказывает…
  • Автор обосновал справедливость своих суждений, используя…

Финальная часть комментария и переход к формулировке авторской позиции

  • Таким образом, авторская позиция по исследуемой проблеме очевидна:…
  • … - вот авторская позиция по данной проблеме.
  • Автор считает, что… и т.д.

Виды аргументов

1. Свой жизненный опыт: факты из собственной жизни или жизни знакомых, события, свидетелем которых вы стали случайно, свидетельства очевидцев,
о которых вы знаете из СМИ, какой-то действительно имевший место случай.
Обязательно указать место, время, имена, подробные обстоятельства, источник информации.
Как-то я услышал разговор двух пассажиров в электричке: видимо, это были два приятеля, уже немолодые мужчины, которые не могли отгадать какое-то слово в кроссворде. Один сказал, что это слово из школьной программы, но он никак не может его вспомнить. Я задумался о том, как много дает школьное образование знаний, которых, казалось бы , мы никогда не используем…


2. Научные знания: законы, теории, аксиомы, гипотезы, открытия, исследования в разных областях знаний, эксперименты.
Ученые открыли способ превращения соленой воды в топливо, решив проблему энергетического дефицита.


3. Статистика: количественные данные об общественном мнении, о фактах общественной жизни или показатели развития общества.
В среднем 70 % школьников около двух часов ежедневно проводят за компьютером.


4. Законы природы.
Вымирание одного из видов в пищевой цепочке неминуемо ведет к гибели другого вида.


5. Определение понятия или термина.
Свобода – это право на самостоятельный выбор.


6. Официальные документы, законы, постановления.
Конституция РФ возлагает ответственность за образование ребенка на родителей.


7. Читательский опыт: цитаты, аналогичные поступки, ситуации, характер литературного героя, сюжет, конфликт, разные точки зрения авторов на проблему.
По словам Пушкина, «на свете счастья нет, но есть покой и воля».


8. Ссылки на авторитетное мнение известных людей (актеры и артисты, исторические деятели, деятели культуры, политики…): высказывания, афоризмы.
Как тут ни вспомнить слова Ницше: «Никогда истина не повисала на руке безусловного».


9. Общественное мнение, отражающее общепринятое представление о том, что считать правильным, справедливым.
Всем известно, что предательство – самый низкий поступок, однако никто из нас не задумывался, что самое сильное оружие – шантаж - может заставить любого человека пойти на предательство.


10. Факты из биографии известных и замечательных людей.
Когда завистники подрезали струны на скрипке великого Паганини, он сыграл концерт на одной оставшейся струне, потому что настоящий гений не может быть побежден ничтожествами.


11. Культура и национальные особенности разных народов: обычаи, традиции, обряды, легенды, предания, сказки, приметы, песни.
В культуре индейцев существует обряд инициации: это испытание подростка, пройдя которое он имеет право называться мужчиной и сидеть у костра с мужчинами племени. Интересно, что если испытание не пройдено, то сколько бы ни было лет юноше, он продолжает считаться несовершеннолетним и сидеть у костра среди женщин. То есть взросление определяется не количеством лет, а физическими способностями и интеллектуальным развитием. У нас же взрослым становятся, получив паспорт…


12. Исторический факт. Сравнение или противопоставление явлений и фактов, чтобы сделать вывод о преимуществах или недостатках.
И в Англии, и во Франции, и в России буржуазные революции начинались казнью монарха, а заканчивались возвращением монархии и казнью тех, кто эту революцию начинал.


13. Научно-популярные, публицистические передачи и ток-шоу.
Одна из передач канала ТВЦ «Времечко» была посвящена утилизации отходов. Вывод был неутешительный: русский менталитет таков, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится, поэтому никто всерьез не занимается проблемой, которая представляется далекой перспективой.


14. Сведения из Интернета.
Всемирная паутина так перегружена пошлостью и насилием, что всерьез задумались о разработке программ, блокирующих проникновение подобной информации в школьный компьютер.


15. Мировая художественная культура: живопись, музыка, архитектура.
После смерти последнего патриарха Тихона художник Корин пишет картину «Уходящая Россия», на которой изображает портреты тех верующих, которые присутствовали на похоронах. Здесь есть и святые, и убогие, и страдальцы, и праведники… После того, как Россия была объявлена страной атеистов, такая вера, которая изображена на полотне Корина, утрачена нами навсегда.


16. Мифология и религия.
Даже праведники могут оступиться. Апостол Петр, один из учеников Христа, трижды отрекся от своего учителя. Однако он получил прощение Христа, который доверил ему создание одного из Евангелиев. Библия учит тому, что ни у кого нет права судить и осуждать человека за проступок. Надо учиться понимать и прощать, потому что раскаянье в корне изменяет человека. Это и есть его наказание и искупление.


17. Фильмы.
В фильме «Апокалипсис» показывается гибель цивилизации майя, причиной которой стала утрата человечности, гуманности. Одно только интеллектуальное развитие не является гарантией будущего народа, если утрачены нравственные основы.


18. Предположение: что могло бы быть при определенных условиях. Доказательство от противного: сначала дается пример того, как не должно быть, затем делается вывод о том, как надо.
Если любить себя, это приведет к тому, что человек будет много позволять себе и прощать. Если уважать себя, то человек будет стремиться к тому, чтобы совершить что-то, за что можно было бы себя уважать. Ведь любят ни за что, а уважают за что-то. Себялюбие – конец пути, в то время как самоуважение – начало.

Образец сочинения ЕГЭ по русскому языку

По Л.П. Овчинниковой. Почти каждый, кто воевал…. Проблема товарищества, взаимопомощи во время войны

Сочинение к варианту № 1 по тексту Л. П. Овчинниковой

(1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам он спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны.

(5)Шёл 1942 год. (б)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (8)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (10)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет.

(12)Перед опасностью все равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную.

(15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.

(17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин. (19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку. (21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Раненый Степан попросил положить рядом с

ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо... (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания.

(25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (ЗО)Выбирали самые глухие места в лесу.

(31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, - рассказывает Виктор Александрович Правдин. - Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли носилки. (З6)Степан переносил всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. (З8)Потом на бинты пошли нательные рубашки. (39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой... (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень...(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути. (43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску. (47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе. (50)Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».

(По Л.П. Овчинниковой)

Три проблемы:

1) проблема товарищества, взаимопомощи во время войны

2) проблемы веры и ее значения в преодолении жизненных трудностей

3) проблема пробуждения в человеке в критических ситуациях особых, несвойственных ему сил.

Комментарии к проблеме: ( к той, которую выбрали)

1) «Нет уз святее товарищества», - восклицает Тарас Бульба. Этот лозунг особенно важен на войне. Невозможно победить без единства, не навалившись на врага всем миром, не чувствуя плеча товарища.

Именно проблемы товарищества, взаимовыручки на войне и касается Овчинникова, рассказывая, как партизаны 19 дней тащили в тыл своего раненого товарища, чтобы доставить его в госпиталь.

2) Вера в лучшее – в Бога, в победу, в достижение цели или в преданность любимого человека – окрыляет, придает силы. Стоит потерять веру, засомневаться – и ты сломлен, энергия покидает тебя, теряется уверенность в своих силах.

Именно проблемы веры и ее значения в преодолении трудностей и опасностей военного времени касается Овчинникова, рассказывая, как партизаны 19 дней тащили в тыл своего раненого товарища, чтобы доставить его в госпиталь.

3) Все знают, что в спорте есть такое понятие – второе дыхание. Казалось бы, сил уже нет, но, вопреки обычным представлениям о человеческих возможностях, спортсмен борется за победу. Широко известен случай, когда мать, слабая женщина, смогла приподнять машину, под колесом которой лежал ее ребенок. Не поддается логичному объяснению существование жителей блокадного Ленинграда или жителей Бреста, в первый же день войны спрятавшихся в катакомбы и продержавшихся там, совершая ежедневные вылазки против гитлеровцев, почти год.

Именно проблему жизни за пределом возможностей, которая требуется от человека во время войны, поднимает Овчинникова, рассказывая, как партизаны 19 дней тащили в тыл своего раненого товарища, чтобы доставить его в госпиталь. Раненый, как ни странно, выдержал это испытание, выстояли и его товарищи, ослабленные, полуголодные, вынужденные пробираться болотами и скрываться от немцев.

Комментарий к тексту:

Л. Овчинникова повествует о реальном событии в одном из партизанских отрядов, действовавших на территории Белоруссии. Отряду из шести человек ( автор называет реальные фамилии и приводит выдержки из разговора с одним из членов этого отряда) удалось вынести раненого к своим в одном из районов Калининской области. Их путь начался под Оршей, им пришлось преодолеть Витебскую и Смоленскую области, и только в районе Калинина они вышли к передовой. Девятнадцать дней пути… Какими они были, эти дни, можно представить себе по таким строчкам: «Несли носилки, буквально шатаясь от усталости», «пробирались по пояс в болоте», «с боем пересекли железную дорогу», «потом на бинты пошли нательные рубашки».

Позиция автора (формулируется в зависимости от выбранной проблемы)

1) Размышляя на тему товарищества на войне, Л.Овчинникова пишет, что «помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны». Не было бы святого братства, рожденного под пулями, возможно, и победы бы тоже не было.

2) Свой рассказ Л.Овчинникова завершает словами одного из партизан, Виктора Правдина, который спустя годы скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу». Эту позицию разделяет и автор текста, считая, что вера в себя, в своих товарищей, в свою способность преодолеть все преграды на пути к победе сделала этих людей непобедимыми.

3) Описывая все то, что пришлось пережить отряду на пути к передовой, Л.Овчинникова наводит читателей на мысль, что человек в определенных обстоятельствах может свернуть горы. Война и необходимость защищать Родину, выстоять в годину невзгод пробуждает в человеке скрытые силы, как физические, так и моральные. Этот психологический фактор оказался очень важным в годы Великой Отечественной войны, явился одной из причин победы русского народа.

Аргументы ( в зависимости от проблемы)

1) «Война и мир» Л. Толстого: после Шенграбенского сражения батарея капитана Тушина отступала изрядно потрепанная, выводя оставшиеся орудия, но Тушин и его подчиненные с готовностью сажали на лафеты пушек раненых из других войск. Повезло и Николаю Ростову, это было его первое ранение. Если бы не помощь Тушина, неизвестно, выжил ли Ростов и если выжил – смог ли не озлобиться, стать достойным офицером.

2) Доказательством сильнейшего воздействия веры на человека может служить роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Вера в Бога спасает Сонечку Мармеладову от нравственного падения. А ее вера в главного героя, Родиона Раскольникова, излечивает его от бесчеловечной идеи крови по совести.

3) В повести Б.Васильева «В списках не значился» рассказывается о лейтенанте Плужникове, одном из защитников Брестской крепости, который сумел продержаться в ее развалинах в течение десяти месяцев. Когда немцы взяли его, их лейтенант скомандовал «На караул!» и Плужников, слепой, седой старик в свои двадцать лет, шел сквозь строй врагов, которые отдавали ему высшие воинские почести. То, что он совершил, было за пределами человеческих возможностей, это было понятно им.

Готовое сочинение

«Нет уз святее товарищества!» - восклицает Тарас Бульба, главный герой повести

Н. В. Гоголя. Действительно, одно из самых святых человеческих качеств – умение дружить по-настоящему, готовность прийти на помощь другу в трудную минуту. Именно об этой проблеме, проблеме дружбы, взаимовыручки на войне размышляет Л. П. Овчинникова.

Писательница рассказывает о событиях далёкого 1942 года. В партизанском отряде был тяжело ранен боец, срочно нужна операция. Командир отряда отобрал шестерых ребят, чтобы добраться до передовой. Сложным был путь партизан: они «всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов». И вот теперь, когда они несли носилки, почувствовали, как ослабли. Трудно было всем, «тяжелее всех, конечно, приходилось раненому», но и он переносил всё мужественно. Когда на девятнадцатый день пути маленький отряд вышел к своим, хирурги были поражены состоянием ран у Степана Несынова: оно не только не стало хуже, улучшилось! Л. П. Овчинникова называет произошедшее «подвигом товарищества»

Автор в самом начале своего повествования заявляет свою позицию: «Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны».

Ты настоящий друг, если боль товарища переживаешь, как свою собственную.

У каждого из нас есть друг, каждому хочется верить, что он настоящий, не предаст, поможет в трудную минуту. Тому, как надо по-настоящему дружить, нас учат книги о войне. Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми не существует. Сейчас уже немного забыли о великом романе А. Фадеева «Молодая гвардия», а я очень люблю эту книгу. Меня потряс подвиг Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Любови Шевцовой, Сергея Тюленина, других молодогвардейцев. Когда подпольщики оказались руках фашистских палачей, их подвергли страшным пыткам, но никто не признался в своей принадлежности к подпольной организации и не предал товарищей.

В повести Б. Васильева "А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. Меня поразил подвиг Риты Осяниной, которая застрелилась ради того, чтобы Федот Евграфович Васков выжил, она дала товарищу шанс остаться живым, отомстить за погибших подруг.

«В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей», - пишет Л. П. Овчинникова. У них, у тех, кто ковал Победу, мы учимся, как надо дружить.

Критерии и нормативы оценки задания с1 сочинения по русскому языку ЕГЭ

К-1. Выявлена ли проблема текста (0-1)

К-2. Комментарий по поводу проблемы (0-2)

К-3. Позиция автора (0-1)

К-4. Изложение собственного мнения и его аргументация (3 балла – 2 аргумента, один из которых из литературного произведения), 2 балла – 2 аргумента не из литературного произведения, 1 балл – 1 аргумент, 0 баллов – ни одного)

К-5. Смысловая целостность и композиционная стройность (0-2)

К-6. Точность, богатство и выразительность речи (0-2)

К-7. Соблюдение орфографических норм (0-3; от 4 ошибок – 0)

К-8. Соблюдение пунктуационных норм (0-3; от 5 ошибок – 0)

К-9. Соблюдение языковых норм (0-2; от 3 ошибок – 0)

К-10. Соблюдение речевых норм (2 балла – даже одна, небольшая ошибка, 1 балл – 2 ошибки, 0 баллов – 3 и более ошибок)

К-11. Соблюдение этических норм (нет сленга, жаргона и т.д.) (0-1)

К-12. Фактические ошибки (0-1) Максимальное количество – 23 баллов.

Готовые сочинения ЕГЭ по русскому языку написанные на высокий балл:

  1. Взаимоотношения человека и природы
  2. Как деятельность человека влияет на природу?
  3. Как нужно относиться природе?
  4. Почему природа важна для человека?
  5. Должен ли человек беречь природу?
  6. Как природа влияет на человека?
  7. Чем плохо потребительское отношение к природе?
  8. Зависит ли человек от природы?
  9. Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
  10. Как природа может вдохновить человека?
  11. Как проявляется разрушающая сила природы?
  12. Почему нужно жить в гармонии с природой?
  13. В чем проявляется красота природы?
  14. Взаимоотношения человека и животных
  15. Почему человек должен заботиться о животных?
  16. Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
  17. Как люди должны относиться к своим питомцам?
  18. Все ли люди любят животных?
  19. Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
  20. Что заставляет человека убивать животных?
  21. Может ли животное быть полезно человеку?
  22. Всегда ли человек разумнее животного?
  23. Отношения в семье, детство
  24. Как семья влияет на формирование личности ребенка?
  25. Есть ли что-то сильнее материнской любви?
  26. Как проявляется забота родителей о своих детях?
  27. Почему родители строги с детьми?
  28. Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
  29. Всегда ли материнская любовь идет во благо?
  30. Как воспитание отражается на будущем человека?
  31. Должны ли дети бросать своих родителей?
  32. Какая атмосфера должна быть в семье?
  33. Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
  34. Почему родители должны быть честны с детьми?
  35. Почему случаются конфликты "отцов" и "детей"?
  36. Что значат для человека детские воспоминания?
  37. Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?
  38. Красота и богатство русского языка
  39. Что значит для человека родной язык?
  40. Почему нужно беречь русский язык?
  41. К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
  42. Как сохранить красоту русского языка?
  43. Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
  44. В чем состоит богатство русского языка?
  45. Школа, учителя, книги
  46. Почему человеку важно получить хорошее образование?
  47. Как школа участвует в формировании личности ребенка?
  48. Чем важны школьные уроки?
  49. Почему нужно помнить своих учителей?
  50. Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
  51. Каким должен быть настоящий учитель?
  52. Почему человек должен стремиться к знаниям?
  53. Чем плохо нежелание учиться?
  54. Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
  55. Почему человек должен читать книги?
  56. Как книги влияют на мировоззрение человека?
  57. Какое место в жизни человека должно занимать чтение?
  58. Внутренний мир, нравственные качества человека
  59. О чем может сказать внешность человека?
  60. Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
  61. В каких ситуациях проявляется характер человека?
  62. Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
  63. Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
  64. Почему люди совершают безнравственные поступки?
  65. Можно ли чем-то оправдать предательство?
  66. Почему люди встают на путь духовной деградации?
  67. Как проявляется малодушие?
  68. Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
  69. К чему приводит человеческая жестокость?
  70. Почему происходят внутриличностные конфликты?
  71. Может ли нравственный человек изменить своим принципам?
  72. Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
  73. Почему происходят ссоры между друзьями?
  74. Почему дружба не терпит предательства?
  75. Какого человека можно назвать настоящим другом?
  76. Могут ли друзья быть соперниками?
  77. Какова настоящая любовь?
  78. Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
  79. Всегда ли любовь бывает счастливой?
  80. Что может совершить человек во имя любви?
  81. Чем опасна безответная любовь?
  82. Все ли можно простить любимому человеку?
  83. Как нужно относиться к бедным?
  84. Почему следует помогать бездомным?
  85. Всегда ли можно доверять власти?
  86. Как проявляется проблема чинопочитания?
  87. Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
  88. Почему процветает преступность?
  89. Можно ли чем-то оправдать воровство?
  90. Что может сделать человека пьяницей?
  91. Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?
  92. Какого человека можно назвать воспитанным?
  93. Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
  94. Почему человек должен быть отзывчивым?
  95. Кто дает человеку воспитание?
  96. Почему важно уважать окружающих?
  97. Должен ли человек быть вежливым?
  98. Искусство в жизни человека
  99. Всегда ли талантливого человека замечают?
  100. Что дает человеку искусство?
  101. Как музыка влияет на человека?
  102. Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
  103. Что значила для людей музыка в военное время?
  104. Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
  105. За что люди любят искусство?
  106. Как искусство помогает человеку?
  107. Почему в военное время героизм был обычным делом?
  108. На что готовы люди, любящие свою Родину?
  109. Какого человека можно назвать патриотом?
  110. Как проявляется ложный патриотизм?
  111. Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
  112. Почему война - горе для каждой семьи?
  113. Почему мы должны помнить героев войны?
  114. Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?
  115. Л. П. Овчинникова. У них, у тех, кто ковал Победу, мы учимся, как надо дружить.

База знаний для самостоятельного написания и оформления сочинения на отлично:

  1. Как написать сочинение рассуждение
  2. Как написать сочинение: примеры и правила написания
  3. Как написать сочинение по картине
  4. Готовые сочинения по ЕГЭ и шаблоны написания по плану
  5. Сочинение ЕГЭ по истории пример и план написания
  6. Сочинение ЕГЭ по обществознанию пример и план написания
  7. План и структура сочинения
  8. Критерии оценивания сочинения
  9. Комментарий к сформулированной проблеме ЕГЭ