Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Содержание:

  1. Что такое сочинение по обществознанию
  2. План написания сочинения по обществознанию
  3. Критерии оценивания сочинения по обществознанию
  4. Советы по написанию сочинения по обществознанию
  5. Структура сочинения по обществознанию
  6. Алгоритм написания сочинения по обществознанию
  7. Пример написания черновика сочинения по обществознанию
  8. Основные фразы-клише для сочинения по обществознанию
  9. Ошибки при написании сочинения по обществознанию
  10. Пример сочинения ЕГЭ по обществознанию
  11. Скачать готовые сочинения по обществознанию
  12. Образцы сочинений по обществознанию
  13. Учебник по написанию и оформлению сочинения

Сочинение по обществознанию - это последнее задание в ЕГЭ. По мнению большинства учеников и преподавателей, его выполнение чаще всего затруднено, так как требует специальных знаний и компетентности. Это альтернативная задача, так как ученику предоставляется возможность выбрать одну из пяти тем, соответствующих фундаментальным наукам обществознания: философию, экономику, социологию, социальную психологию, политологию и право. На самом деле, это очень интересная задача, поскольку она позволяет выразить свое мнение по актуальному вопросу, проявить творческий подход и продемонстрировать уверенное знание материала по обществознанию.

Можно научиться писать сочинение по обществознанию на высокий балл. Для этого необходимо четко понимать основные требования, предъявляемые к сочинению ЕГЭ, усвоить особенности ее структуры, быть терпеливыми и настойчивыми в работе по формированию и развитию специальных знаний, умений и компетенций.

Что такое сочинение по обществознанию

Сочинение ЕГЭ по обществознанию — это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и мысли по конкретному вопросу или случаю. Она не претендует на исчерпывающий характер и не определяет предмет, ее задача - выразить аргументированное мнение.

Сочинение ЕГЭ по обществознанию характеризуется следующими особенностями:

  • наличие конкретной темы или вопроса;
  • личностный характер восприятия проблемы и ее отражения;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • внутреннее семантическое единство;
  • открытость (произведение, со всей полнотой, должно оставлять вопросы для ответа с большим запасом времени).

Форма сочинения дает место творчеству, субъективности, открытости, образности и художественной репрезентативности.

В то же время в практике оценки этой задачи требуется особая точность, взвешенность, объективность и в то же время относительная простота и технология" шкалы оценок.

Сочинение выступает и как мера знаний, умений и компетенций ученика, и как инструмент, позволяющий ученику выполнить задание, основанное на личном социальном опыте, знаниях и знаниях в области социальных наук по другим школьным предметам.

Успех в развитии навыков и компетенций, необходимых для написания сочинения, демонстрирует тот факт, что ученик:

  1. на сознательном уровне имеют теоретические знания и концептуальный аппарат в области социальных наук;
  2. на высоком уровне обладают методиками анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;
  3. знают и понимают особенности мини-композиций в обществоведении;
  4. обладают практическими навыками: могут адекватно оценивать содержание социальной информации, трансформировать проблему и раскрывать ее на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, в том числе в стиле, присущем мини-оценке социальной науки.

Предложенные в заданиях цитаты проблематичны, что позволяет неоднозначно интерпретировать и оценивать.

Проблема, выявленная в формулировке темы, должна решаться на основе концептуального аппарата и теоретического содержания конкретной науки. Это является основополагающим аспектом системы оценки заданий. Тема, раскрытая в рамках другой науки, нежели та, которая указана в задании, не может быть оценена положительно.

План написания сочинения по обществознанию

Выбор темы:

При выборе темы Вы должны исходить из того, какая тема вам знакома больше всего, насколько вы знакомы с терминологией науки и насколько убедительными Вы можете быть в аргументации своих высказываний.

Объем работы:

К объему сочинения по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

Написание цитаты:

Начните с написания цитаты, Это позволит Вам не смотреть в бланк задания все время во время написания сочинения, а внимательно анализировать мысли по сочинению.

Интерпретация цитаты:

Прежде всего, необходимо объяснить, как вы понимаете идею, выраженную в цитате. Одна и та же цитата может быть понята по-разному разными людьми или, по крайней мере, интерпретирована с разными нюансами. Это позволит вам и учителю иметь четкое представление о том, как будет происходить дальнейшее обсуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кто был автором цитаты, если вам это известно.

Написание высказывания:

Далее, вы должны выразить свое отношение к мысли, которую вы выразили и интерпретировали. Вы можете либо согласиться с ней, либо не согласиться с ней, либо согласиться частично. Это будет зависеть от вашей оценки, докажете ли вы, опровергнете или частично докажете и частично опровергнете автора цитаты. Конечно, вы должны объяснить позицию, которую вы выбрали. В этой части работы также будет рассмотрено несколько предложений.

Написание рассуждения:

Большая часть работы - это ваша аргументация с использованием ваших знаний. Рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной теме. Термины и понятия должны использоваться в месте, а не как обычно, механически, пару из них можно расшифровать, показав свой словарь. Напомню еще раз: рассуждения и терминология должны соответствовать выбранной теме.

Формулирование аргументации:

Аргументация должна быть подкреплена аргументами. В качестве аргументов могут использоваться истинные, логически правильные выводы, примеры и ссылки на авторитетное мнение. Было бы лучше, если бы это были факты из научной практики, журналистики и художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из научной, новостной или художественной литературы - одного из методов ведения домашнего хозяйства. Если ваши примеры подробно описаны, двух будет достаточно. Аргументы могут быть легко интегрированы в текст вашего обсуждения темы, или же они могут стать самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

Написание заключения:

Произведение заканчивается кратким изложением, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого сочинение можно считать законченным.

Проверка ошибок:

Проверьте сочинение на ошибки, актуальность темы, соответствующие понятия и термины, аргументы. Разумеется, текст должен быть четким, компетентным и разборчивым по почерку.

Критерии оценивания сочинения по обществознанию

Среди критериев, по которым оценивается качество сочинения, решающим является критерий К1. Если ученик не раскрыл (или раскрыл неправильно) значение утверждения и дал оценку К10, ответ не проверяется далее. Для остальных критериев (К2, короткое замыкание) в отчете о проверке пишется 0 баллов для заданий с расширенным ответом.

Сочинение ЕГЭ по обществознанию оценивается:

Раскрытие смысла высказывания — 1 балл.

  • Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования — 1 балл.
  • Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Теоретическое содержание мини-сочинения — 2 балла. (объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения — 2 балла.
  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл.

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод — 1 балл.
  • Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

Качество приводимых фактов и примеров — 2 балла.

  • Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом — 2 балла.
  • Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0 — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

  1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

При всем многообразии подходов к технологии написания сочинения ЕГЭ по обществознанию в области социальных наук можно выделить ряд требований, которые в любом случае должны быть выполнены:

  1. адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;
  2. соответствие содержания сочинения заявленной проблеме;
  3. выделение и раскрытие в сочинение основных аспектов проблемы, указанных автором сообщения;
  4. раскрытие аспектов проблемы в данном научном контексте;
  5. четкое определение позиции ученика, его отношения к проблеме и мнения автора постановки задания;
  6. обоснование собственной позиции ученика на теоретическом уровне;
  7. теоретические высказывания подкрепляются значимыми фактами социальной жизни, социального поведения и личного опыта;
  8. логическое рассуждение;
  9. отсутствие социальных (сущностных, терминологических) и других (фактических, логических, этических) ошибок;
  10. соответствие сочинения требованиям жанра и нормам русского языка.

Строгих требований к объему сочинения ЕГЭ по обществознанию не существует, однако я рекомендую сосредоточиться примерно на 1,5-2 страницах. Главное, чтобы сочинение соответствовало представленным выше критериям.

Ученики, способные применить свои знания по обществознанию в новой ситуации, имеющие собственную позицию по ключевым вопросам и умеющие правильно организовать сочинение и распределить свое время, смогут успешно написать сочинение на экзамене ЕГЭ. Работа над сочинением состоит из нескольких этапов:

  1. написание сочинение в черновом варианте;
  2. анализ содержания текста;
  3. проверка стиля, логики и последовательности изложения работы;
  4. внесение необходимых изменений и написание окончательной версии.

Советы по написанию сочинения по обществознанию

  1. Работа над сочинением должна начинаться только после того, как будут завершены другие, более простые задачи в части 1 и части 2;
  2. На написание сочинения следует выделить в среднем около 90 минут.
  3. Необходимо работать с черновиком, оставляя широкие поля для возможных дополнений и исправлений;
  4. Необходимо четко следовать определенной структуре сочинения, либо самостоятельно разработанной.
  5. Необходимо строго следить за качеством аргументов и их соответствием рассматриваемой теме, чтобы не отклоняться от доказываемой мысли;
  6. Необходимо выбрать правильную цитату (тему) для сочинения. Выберите тему из раздела "Обществознания", которую вы освоили лучше всего. Кроме того, постарайтесь определить, способны ли вы привести примеры из социальной практики, истории, литературы и личного жизненного опыта, чтобы подтвердить свое мнение. Чем лучше вы будете знать терминологию и фактическое содержание гуманитарных наук, тем более убедительными будут ваши аргументы и тем лучше будет ваше мини сочинение;
  7. Начните с написания цитаты, имени процитированного, названия науки и номера задания. Это облегчит вам задачу не обращаться к бланку задания во время работы, а учителю оценить вашу работу. Например, учителю будет проще оценить вашу работу вот так: 29.3 - социология, социальная психология. Гений может быть только мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ему жизнь и превратить его в славу" (Сергей Есенин).

Структура сочинения по обществознанию

Следует помнить, что сочинение по обществознанию - это творческая работа, поэтому ученик имеет право самостоятельно определять порядок и стиль изложения своих мыслей по выбранной обществоведческой проблеме. Результат будет зависеть от литературных способностей ученика, его образа мышления и устойчивых знаний из курса обществознания. На мой взгляд, такой подход к написанию сочинения могут позволить себе ученики, у которых много опыта при написании олимпиад. Они могут четко отслеживать выполнение всех требований, критериев, учитываемых при проверке сочинения, даже при первоначальном построении сочинения. Но обладая этой структурой написания сочинения ЕГЭ ученик сможет написать сочинение на отлично.

Структурные элементы сочинения ЕГЭ по обществознанию:

  1. цитата;
  2. проблема, поднятая автором, ее актуальность;
  3. смысл высказывания;
  4. собственная точка зрения автора;
  5. аргументация на теоретическом уровне;
  6. фактическая аргументация - два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающие правильность высказанных мнений;
  7. заключение.

Для того, чтобы построить сочинение логически правильно, не пропустить ничего важного, избежать долгих рассуждений, я рекомендую при написании сочинения использовать таблицу, отмечающую основные конструктивные элементы будущего сочинения:

Сочинение по обществознанию

Алгоритм написания сочинения по обществознанию

Сделайте разумный выбор цитат для сочинения. Запишите это в первой части черновика.

Во второй колонке запишите сформулированную постановку проблемы. Проблема выявляется в процессе обобщения. Вам необходимо следовать личному мнению автора и увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само высказывание автора - это только один из подходов к решению конкретной социальной проблемы. Здесь Вы также должны указать на его актуальность в современном контексте.

Запишите основную идею автора. Не следует повторять цитату дословно, главное - раскрыть смысл высказывания. Вы можете использовать следующие клише:

  • "Смысл этого утверждения в том, что..."
  • "Автор обращает наше внимание на то, что...".
  • "Автор убежден, что..."

Определите свою позицию по отношению к высказыванию автора. Здесь Вы можете либо полностью или частично согласиться с автором, опровергнув определенную часть высказывания, либо поспорить с автором, выразив противоположное мнение.

Запишите свое собственное мнение по проблеме.

Подберите теоретические аргументы для своей позиции по представленной проблеме. Для этого запомните основные термины, теоретические позиции из обществоведческого словаря, с которым вы работали дома и в классе, текст абзаца в учебнике, схемы, составленные в вашей тетради, и пояснения учителя.

Напишите понятия, противоречия, тезисы и обобщения. При этом помните, что они должны раскрыть и подтвердить высказанную вами позицию. Помните, что наличие положений, ошибочных с точки зрения научного общества, приводит к снижению балла 1 по этому критерию.

Докажите свою точку зрения фактами и примерами из различных источников. Вы можете использовать сообщения СМИ, материалы курса (литература, история, география и т.д.), факты из личного социального опыта и собственные наблюдения. Необходимо привести как минимум два примера из разных источников (примеры по разным предметам считаются примерами из разных источников).

Фактические аргументы должны иллюстрировать и поддерживать теоретические утверждения, используемые для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из социальной жизни и личного социального опыта, которые необходимы для обоснования Вашей позиции, ответьте на вопросы в Вашей голове:

  1. Подтверждают ли они мое мнение?
  2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  3. Не противоречат ли они моей диссертации?
  4. Убедительны ли они?

Если Вы уверены, что приведенные примеры действительно подтверждают вашу точку зрения, запишите их.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете строго контролировать релевантность приведенных аргументов и примеров и не будете отклоняться от темы.

Сформулируйте заключение. Оно не должно дословно совпадать с суждением, выбранным для рассуждения: в заключении в одном или двух предложениях обобщаются основные идеи аргументов и суммируются рассуждения, подтверждающие правильность или неверность суждения, ставшего темой сочинения.

Для формулирования проблемного вывода можно использовать клише:

  • "Таким образом, можно сделать вывод..."
  • "Проводя черту, я хотел бы отметить, что..."

Можно перечислить вопросы, которые относятся к теме, но которые остались нерешенными.

Форматируйте полученный материал в черновике в виде мини-выдержки: составьте текст, используя словосочетания, обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов. Разбейте текст сочинения на абзацы, каждый из которых должен выражать отдельную мысль.

Прочитайте готовый черновик сочинения, сделайте заметки и вставки на полях, затем проанализируйте его на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы:

  • К1 - выявить проблему и раскрыть смысл высказывания;
  • К2 - характер и уровень теоретических рассуждений;
  • К3 - качество фактической аргументации.

Если на черновике вс отлично, внимательно перепишите полученное сочинение на лист ЕГЭ.

Дополнительным (но не обязательным!) преимуществом сочинения ЕГЭ по обществознанию является:

  1. краткая информация об авторе выступления (например, "выдающийся французский философ-педагог", "великий русский мыслитель Серебряного века", "известный философ-экзистенциалист", "основатель идеалистического направления в философии" и т.д.);
  2. описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  3. указание на множественность используемых понятий и терминов, обосновывающих значение, в котором они используются в мини-композиции;
  4. указание на альтернативные решения проблемы.

Пример написания черновика сочинения по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Основные фразы-клише для сочинения по обществознанию

Для того, чтобы сочинение стало гармоничным и приобрело стилистическую гармонию, в каждом элементе ее структуры рекомендуется использовать специальные клише-фразы.

Формулирование проблемы, темы высказывания, актуальность проблемы:

  • В этом заявлении автор обсуждает тему... Автор поднимает вопрос...
  • Эта проблема актуальна в контексте ... ... глобализации социальных отношений; ... формирования единого информационного, образовательного и экономического пространства; ... обострения глобальных проблем современности; ... особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развитие международной интеграции; ...современная рыночная экономика;
  • ...развитие и преодоление глобального экономического кризиса; ...жесткая дифференциация общества; ...открытая социальная структура современного общества; ...формирование правового государства;
  • ...преодоление духовно-нравственного кризиса; ...диалог между культурами;
  • ...необходимость сохранения собственной идентичности и традиционных духовных ценностей.

Раскрытие смысла высказывания автора:

  • Автор убежден, что...
  • Автор хотел донести до нас идею, что...
  • Идея автора в том, что...
  • В своем высказывании автор имел в виду, что... Идея автора в том, что...

Формулирование собственной позиции ученика:

  • Я согласен с автором, что...
  • Я не могу не согласиться с автором этого заявления, потому что...
  • Автор был прав, потому что...
  • На мой взгляд, автор четко отразил в своем высказывании картину современной России (современное общество/ситуация в обществе/одна из проблем современности). Действительно...
  • Разрешите не согласиться с мнением автора о том, что... Частично я придерживаюсь точки зрения автора о ... но с ... ... ...я не могу с этим согласиться. Вы когда-нибудь думали о том, что...?

Теоретическая аргументация:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / экономической / политологии)..... Рассмотрим теоретический смысл высказывания.... Это утверждение может быть теоретически обосновано как....
  • Определим сущность ... как ключевое понятие в этом утверждении.
  • В ходе социологии этот социальный феномен рассматривается как...

Фактическая аргументация:

  • Многочисленные примеры из истории нашей страны подтверждают идею автора...
  • Я могу подтвердить эту теоретическую позицию фактом из собственной жизни...
  • Факты общественной жизни подтверждают (опровергают) идею автора...
  • Я приведу вам примеры социальных реалий, которые подтверждают мысль автора...
  • Рассмотрим примеры из произведений русской литературы...
  • Средства массовой информации представляют множество доказательств, подтверждающих точку зрения автора....

Вывод:

  • Таким образом, можно сделать вывод... Основываясь на моих собственных рассуждениях, я подведу итог... В заключение можно сказать, что...

Ошибки при написании сочинения по обществознанию

Неправильное формулирование проблемы и смысла высказывания автора:

  1. непонимание и неспособность определить проблему высказывания объясняется, с одной стороны, незнанием фундаментальной науки, к которой относится цитата, и, с другой стороны, попыткой адаптировать ее к известным проблемам, обсуждавшимся на уроках в ранее написанных, прочитанных и готовых мини-сносках;
  2. невозможность сформулировать проблему часто объясняется отсутствием развитой лексики и терминологии в области фундаментальных социальных наук;
  3. невозможность сформулировать смысл высказывания автора вызвана непониманием или непониманием его содержания, отсутствием необходимых знаний в области социальных наук;
  4. подмена авторской позиции по проблеме связана с тем, что ученик не видит разницы между ними. Проблема является предметом рассуждений автора. Она всегда широка, включает в себя несколько мнений и позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Суть или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

Неправильное выражение и аргументации собственной позиции:

  1. отсутствие аргументов обусловлено незнанием или невежеством студента требований, предъявляемых к мини-объекту по обществоведению и его структуре;
  2. аргумент ученика лишь повторяет исследование автора (ученик перефразировал ее своими словами);
  3. ошибки в работе с понятиями: необоснованное расширение или сужение смысла рассматриваемого понятия, подмена понятий;
  4. ошибки в работе с информацией, вызванные неспособностью анализировать факты общественной жизни, социальный опыт, материалы СМИ. Часто примеры, приведенные выпускниками, плохо связаны с рассматриваемой ситуацией (связь либо вообще не прослеживается, либо прослеживается поверхностно и не отражает значимых моментов);
  5. некритическое восприятие социальной информации из средств массовой информации и интернет-репортажей. В результате, непроверенные факты, необоснованные или провокационные заявления, предвзятые оценки часто используются выпускниками в качестве доказательств в мини-сборках;
  6. преобладание одностороннего взгляда на социальные проблемы, неспособность выявить и выстроить причинно-следственные связи.

Пример сочинения ЕГЭ по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Скачать готовые сочинения по обществознанию

  1. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Отношение к свободе обществом в России
  2. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Смысл высказывания
  3. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Язык камень рушит, слово железо пробьет
  4. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Кто сочиняет новые слова

Образцы сочинений по обществознанию

  1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
  2. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
  3. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
  4. «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).
  5. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.М. Шукшин).
  6. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н.Г. Чернышевский).
  7. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)
  8. «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро)
  9. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)
  10. «Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).
  11. «Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс).
  12. «Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания» (И. Гете).
  13. «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов).
  14. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).
  15. «Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).
  16. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю.М. Лотман).
  17. «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А. Н. Леонтьев).
  18. «Личность – это человек как носитель сознания» (К. К. Платонов).
  19. «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л.Н. Толстой).
  20. «Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений» (Г. Лихтенберг).

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение рассуждение
  7. Как написать сочинение по картине
  8. Как написать комментарий к проблеме сочинения
  9. Критерии оценивания сочинения