Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Содержание:

  1. Что такое сочинение по обществознанию
  2. План написания сочинения по обществознанию
  3. Критерии оценивания сочинения по обществознанию
  4. Советы по написанию сочинения по обществознанию
  5. Структура сочинения по обществознанию
  6. Алгоритм написания сочинения по обществознанию
  7. Пример написания черновика сочинения по обществознанию
  8. Основные фразы-клише для сочинения по обществознанию
  9. Ошибки при написании сочинения по обществознанию
  10. Пример сочинения ЕГЭ по обществознанию
  11. Скачать готовые сочинения по обществознанию
  12. Образцы сочинений по обществознанию
  13. Учебник по написанию и оформлению сочинения

Сочинение по обществознанию - это последнее задание в ЕГЭ. По мнению большинства учеников и преподавателей, его выполнение чаще всего затруднено, так как требует специальных знаний и компетентности. Это альтернативная задача, так как ученику предоставляется возможность выбрать одну из пяти тем, соответствующих фундаментальным наукам обществознания: философию, экономику, социологию, социальную психологию, политологию и право. На самом деле, это очень интересная задача, поскольку она позволяет выразить свое мнение по актуальному вопросу, проявить творческий подход и продемонстрировать уверенное знание материала по обществознанию.

Можно научиться писать сочинение по обществознанию на высокий балл. Для этого необходимо четко понимать основные требования, предъявляемые к сочинению ЕГЭ, усвоить особенности ее структуры, быть терпеливыми и настойчивыми в работе по формированию и развитию специальных знаний, умений и компетенций.

Что такое сочинение по обществознанию

Сочинение ЕГЭ по обществознанию — это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и мысли по конкретному вопросу или случаю. Она не претендует на исчерпывающий характер и не определяет предмет, ее задача - выразить аргументированное мнение.

Сочинение ЕГЭ по обществознанию характеризуется следующими особенностями:

  • наличие конкретной темы или вопроса;
  • личностный характер восприятия проблемы и ее отражения;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • внутреннее семантическое единство;
  • открытость (произведение, со всей полнотой, должно оставлять вопросы для ответа с большим запасом времени).

Форма сочинения дает место творчеству, субъективности, открытости, образности и художественной репрезентативности.

В то же время в практике оценки этой задачи требуется особая точность, взвешенность, объективность и в то же время относительная простота и технология" шкалы оценок.

Сочинение выступает и как мера знаний, умений и компетенций ученика, и как инструмент, позволяющий ученику выполнить задание, основанное на личном социальном опыте, знаниях и знаниях в области социальных наук по другим школьным предметам.

Успех в развитии навыков и компетенций, необходимых для написания сочинения, демонстрирует тот факт, что ученик:

  1. на сознательном уровне имеют теоретические знания и концептуальный аппарат в области социальных наук;
  2. на высоком уровне обладают методиками анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;
  3. знают и понимают особенности мини-композиций в обществоведении;
  4. обладают практическими навыками: могут адекватно оценивать содержание социальной информации, трансформировать проблему и раскрывать ее на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, в том числе в стиле, присущем мини-оценке социальной науки.

Предложенные в заданиях цитаты проблематичны, что позволяет неоднозначно интерпретировать и оценивать.

Проблема, выявленная в формулировке темы, должна решаться на основе концептуального аппарата и теоретического содержания конкретной науки. Это является основополагающим аспектом системы оценки заданий. Тема, раскрытая в рамках другой науки, нежели та, которая указана в задании, не может быть оценена положительно.

План написания сочинения по обществознанию

Выбор темы:

При выборе темы Вы должны исходить из того, какая тема вам знакома больше всего, насколько вы знакомы с терминологией науки и насколько убедительными Вы можете быть в аргументации своих высказываний.

Объем работы:

К объему сочинения по обществознанию не предъявляется строгих требований. Но при подготовке к экзамену следует сразу привыкать к работе на стандартном листе формата А4.

Написание цитаты:

Начните с написания цитаты, Это позволит Вам не смотреть в бланк задания все время во время написания сочинения, а внимательно анализировать мысли по сочинению.

Интерпретация цитаты:

Прежде всего, необходимо объяснить, как вы понимаете идею, выраженную в цитате. Одна и та же цитата может быть понята по-разному разными людьми или, по крайней мере, интерпретирована с разными нюансами. Это позволит вам и учителю иметь четкое представление о том, как будет происходить дальнейшее обсуждение. Интерпретация цитаты займет два-три предложения. Упомяните, кто был автором цитаты, если вам это известно.

Написание высказывания:

Далее, вы должны выразить свое отношение к мысли, которую вы выразили и интерпретировали. Вы можете либо согласиться с ней, либо не согласиться с ней, либо согласиться частично. Это будет зависеть от вашей оценки, докажете ли вы, опровергнете или частично докажете и частично опровергнете автора цитаты. Конечно, вы должны объяснить позицию, которую вы выбрали. В этой части работы также будет рассмотрено несколько предложений.

Написание рассуждения:

Большая часть работы - это ваша аргументация с использованием ваших знаний. Рекомендуется использовать 5-6 терминов строго по выбранной теме. Термины и понятия должны использоваться в месте, а не как обычно, механически, пару из них можно расшифровать, показав свой словарь. Напомню еще раз: рассуждения и терминология должны соответствовать выбранной теме.

Формулирование аргументации:

Аргументация должна быть подкреплена аргументами. В качестве аргументов могут использоваться истинные, логически правильные выводы, примеры и ссылки на авторитетное мнение. Было бы лучше, если бы это были факты из научной практики, журналистики и художественной литературы. Менее предпочтительны бытовые примеры. Лучше всего привести 2-3 примера из научной, новостной или художественной литературы - одного из методов ведения домашнего хозяйства. Если ваши примеры подробно описаны, двух будет достаточно. Аргументы могут быть легко интегрированы в текст вашего обсуждения темы, или же они могут стать самостоятельной частью работы, занимая отдельный абзац.

Написание заключения:

Произведение заканчивается кратким изложением, выводом, в котором автор подтверждает свое понимание высказанной мысли. После этого сочинение можно считать законченным.

Проверка ошибок:

Проверьте сочинение на ошибки, актуальность темы, соответствующие понятия и термины, аргументы. Разумеется, текст должен быть четким, компетентным и разборчивым по почерку.

Критерии оценивания сочинения по обществознанию

Среди критериев, по которым оценивается качество сочинения, решающим является критерий К1. Если ученик не раскрыл (или раскрыл неправильно) значение утверждения и дал оценку К10, ответ не проверяется далее. Для остальных критериев (К2, короткое замыкание) в отчете о проверке пишется 0 баллов для заданий с расширенным ответом.

Сочинение ЕГЭ по обществознанию оценивается:

Раскрытие смысла высказывания — 1 балл.

  • Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или сформулированы один или несколько тезисов в контексте высказывания, который(-е) требует(-ют) обоснования — 1 балл.
  • Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован. ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания. ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов.

Теоретическое содержание мини-сочинения — 2 балла. (объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие и корректность теоретических положений)

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения — 2 балла.
  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены. ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт. ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания. ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

  • Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов.

Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов — 1 балл.

  • В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод — 1 балл.
  • Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания — 0 баллов.

Качество приводимых фактов и примеров — 2 балла.

  • Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом — 2 балла.
  • Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом. ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом. ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом — 1 балл.
  • Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0 — 0 баллов.

Указание по оцениванию:

В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).

  1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников
  2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.

При всем многообразии подходов к технологии написания сочинения ЕГЭ по обществознанию в области социальных наук можно выделить ряд требований, которые в любом случае должны быть выполнены:

  1. адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;
  2. соответствие содержания сочинения заявленной проблеме;
  3. выделение и раскрытие в сочинение основных аспектов проблемы, указанных автором сообщения;
  4. раскрытие аспектов проблемы в данном научном контексте;
  5. четкое определение позиции ученика, его отношения к проблеме и мнения автора постановки задания;
  6. обоснование собственной позиции ученика на теоретическом уровне;
  7. теоретические высказывания подкрепляются значимыми фактами социальной жизни, социального поведения и личного опыта;
  8. логическое рассуждение;
  9. отсутствие социальных (сущностных, терминологических) и других (фактических, логических, этических) ошибок;
  10. соответствие сочинения требованиям жанра и нормам русского языка.

Строгих требований к объему сочинения ЕГЭ по обществознанию не существует, однако я рекомендую сосредоточиться примерно на 1,5-2 страницах. Главное, чтобы сочинение соответствовало представленным выше критериям.

Ученики, способные применить свои знания по обществознанию в новой ситуации, имеющие собственную позицию по ключевым вопросам и умеющие правильно организовать сочинение и распределить свое время, смогут успешно написать сочинение на экзамене ЕГЭ. Работа над сочинением состоит из нескольких этапов:

  1. написание сочинение в черновом варианте;
  2. анализ содержания текста;
  3. проверка стиля, логики и последовательности изложения работы;
  4. внесение необходимых изменений и написание окончательной версии.

Советы по написанию сочинения по обществознанию

  1. Работа над сочинением должна начинаться только после того, как будут завершены другие, более простые задачи в части 1 и части 2;
  2. На написание сочинения следует выделить в среднем около 90 минут.
  3. Необходимо работать с черновиком, оставляя широкие поля для возможных дополнений и исправлений;
  4. Необходимо четко следовать определенной структуре сочинения, либо самостоятельно разработанной.
  5. Необходимо строго следить за качеством аргументов и их соответствием рассматриваемой теме, чтобы не отклоняться от доказываемой мысли;
  6. Необходимо выбрать правильную цитату (тему) для сочинения. Выберите тему из раздела "Обществознания", которую вы освоили лучше всего. Кроме того, постарайтесь определить, способны ли вы привести примеры из социальной практики, истории, литературы и личного жизненного опыта, чтобы подтвердить свое мнение. Чем лучше вы будете знать терминологию и фактическое содержание гуманитарных наук, тем более убедительными будут ваши аргументы и тем лучше будет ваше мини сочинение;
  7. Начните с написания цитаты, имени процитированного, названия науки и номера задания. Это облегчит вам задачу не обращаться к бланку задания во время работы, а учителю оценить вашу работу. Например, учителю будет проще оценить вашу работу вот так: 29.3 - социология, социальная психология. Гений может быть только мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ему жизнь и превратить его в славу" (Сергей Есенин).

Структура сочинения по обществознанию

Следует помнить, что сочинение по обществознанию - это творческая работа, поэтому ученик имеет право самостоятельно определять порядок и стиль изложения своих мыслей по выбранной обществоведческой проблеме. Результат будет зависеть от литературных способностей ученика, его образа мышления и устойчивых знаний из курса обществознания. На мой взгляд, такой подход к написанию сочинения могут позволить себе ученики, у которых много опыта при написании олимпиад. Они могут четко отслеживать выполнение всех требований, критериев, учитываемых при проверке сочинения, даже при первоначальном построении сочинения. Но обладая этой структурой написания сочинения ЕГЭ ученик сможет написать сочинение на отлично.

Структурные элементы сочинения ЕГЭ по обществознанию:

  1. цитата;
  2. проблема, поднятая автором, ее актуальность;
  3. смысл высказывания;
  4. собственная точка зрения автора;
  5. аргументация на теоретическом уровне;
  6. фактическая аргументация - два примера из социальной практики, истории, литературы, подтверждающие правильность высказанных мнений;
  7. заключение.

Для того, чтобы построить сочинение логически правильно, не пропустить ничего важного, избежать долгих рассуждений, я рекомендую при написании сочинения использовать таблицу, отмечающую основные конструктивные элементы будущего сочинения:

Сочинение по обществознанию

Алгоритм написания сочинения по обществознанию

Сделайте разумный выбор цитат для сочинения. Запишите это в первой части черновика.

Во второй колонке запишите сформулированную постановку проблемы. Проблема выявляется в процессе обобщения. Вам необходимо следовать личному мнению автора и увидеть общий вопрос, на который он отвечает. Необходимо помнить, что само высказывание автора - это только один из подходов к решению конкретной социальной проблемы. Здесь Вы также должны указать на его актуальность в современном контексте.

Запишите основную идею автора. Не следует повторять цитату дословно, главное - раскрыть смысл высказывания. Вы можете использовать следующие клише:

  • "Смысл этого утверждения в том, что..."
  • "Автор обращает наше внимание на то, что...".
  • "Автор убежден, что..."

Определите свою позицию по отношению к высказыванию автора. Здесь Вы можете либо полностью или частично согласиться с автором, опровергнув определенную часть высказывания, либо поспорить с автором, выразив противоположное мнение.

Запишите свое собственное мнение по проблеме.

Подберите теоретические аргументы для своей позиции по представленной проблеме. Для этого запомните основные термины, теоретические позиции из обществоведческого словаря, с которым вы работали дома и в классе, текст абзаца в учебнике, схемы, составленные в вашей тетради, и пояснения учителя.

Напишите понятия, противоречия, тезисы и обобщения. При этом помните, что они должны раскрыть и подтвердить высказанную вами позицию. Помните, что наличие положений, ошибочных с точки зрения научного общества, приводит к снижению балла 1 по этому критерию.

Докажите свою точку зрения фактами и примерами из различных источников. Вы можете использовать сообщения СМИ, материалы курса (литература, история, география и т.д.), факты из личного социального опыта и собственные наблюдения. Необходимо привести как минимум два примера из разных источников (примеры по разным предметам считаются примерами из разных источников).

Фактические аргументы должны иллюстрировать и поддерживать теоретические утверждения, используемые для обоснования собственной позиции.

При отборе фактов, примеров из социальной жизни и личного социального опыта, которые необходимы для обоснования Вашей позиции, ответьте на вопросы в Вашей голове:

  1. Подтверждают ли они мое мнение?
  2. Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  3. Не противоречат ли они моей диссертации?
  4. Убедительны ли они?

Если Вы уверены, что приведенные примеры действительно подтверждают вашу точку зрения, запишите их.

Следуя этим рекомендациям, вы сможете строго контролировать релевантность приведенных аргументов и примеров и не будете отклоняться от темы.

Сформулируйте заключение. Оно не должно дословно совпадать с суждением, выбранным для рассуждения: в заключении в одном или двух предложениях обобщаются основные идеи аргументов и суммируются рассуждения, подтверждающие правильность или неверность суждения, ставшего темой сочинения.

Для формулирования проблемного вывода можно использовать клише:

  • "Таким образом, можно сделать вывод..."
  • "Проводя черту, я хотел бы отметить, что..."

Можно перечислить вопросы, которые относятся к теме, но которые остались нерешенными.

Форматируйте полученный материал в черновике в виде мини-выдержки: составьте текст, используя словосочетания, обращая внимание на грамотное написание обществоведческих терминов. Разбейте текст сочинения на абзацы, каждый из которых должен выражать отдельную мысль.

Прочитайте готовый черновик сочинения, сделайте заметки и вставки на полях, затем проанализируйте его на предмет соответствия критериям, используемым для оценки работы:

  • К1 - выявить проблему и раскрыть смысл высказывания;
  • К2 - характер и уровень теоретических рассуждений;
  • К3 - качество фактической аргументации.

Если на черновике вс отлично, внимательно перепишите полученное сочинение на лист ЕГЭ.

Дополнительным (но не обязательным!) преимуществом сочинения ЕГЭ по обществознанию является:

  1. краткая информация об авторе выступления (например, "выдающийся французский философ-педагог", "великий русский мыслитель Серебряного века", "известный философ-экзистенциалист", "основатель идеалистического направления в философии" и т.д.);
  2. описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  3. указание на множественность используемых понятий и терминов, обосновывающих значение, в котором они используются в мини-композиции;
  4. указание на альтернативные решения проблемы.

Пример написания черновика сочинения по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Основные фразы-клише для сочинения по обществознанию

Для того, чтобы сочинение стало гармоничным и приобрело стилистическую гармонию, в каждом элементе ее структуры рекомендуется использовать специальные клише-фразы.

Формулирование проблемы, темы высказывания, актуальность проблемы:

  • В этом заявлении автор обсуждает тему... Автор поднимает вопрос...
  • Эта проблема актуальна в контексте ... ... глобализации социальных отношений; ... формирования единого информационного, образовательного и экономического пространства; ... обострения глобальных проблем современности; ... особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развитие международной интеграции; ...современная рыночная экономика;
  • ...развитие и преодоление глобального экономического кризиса; ...жесткая дифференциация общества; ...открытая социальная структура современного общества; ...формирование правового государства;
  • ...преодоление духовно-нравственного кризиса; ...диалог между культурами;
  • ...необходимость сохранения собственной идентичности и традиционных духовных ценностей.

Раскрытие смысла высказывания автора:

  • Автор убежден, что...
  • Автор хотел донести до нас идею, что...
  • Идея автора в том, что...
  • В своем высказывании автор имел в виду, что... Идея автора в том, что...

Формулирование собственной позиции ученика:

  • Я согласен с автором, что...
  • Я не могу не согласиться с автором этого заявления, потому что...
  • Автор был прав, потому что...
  • На мой взгляд, автор четко отразил в своем высказывании картину современной России (современное общество/ситуация в обществе/одна из проблем современности). Действительно...
  • Разрешите не согласиться с мнением автора о том, что... Частично я придерживаюсь точки зрения автора о ... но с ... ... ...я не могу с этим согласиться. Вы когда-нибудь думали о том, что...?

Теоретическая аргументация:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения (философии / социологии / экономической / политологии)..... Рассмотрим теоретический смысл высказывания.... Это утверждение может быть теоретически обосновано как....
  • Определим сущность ... как ключевое понятие в этом утверждении.
  • В ходе социологии этот социальный феномен рассматривается как...

Фактическая аргументация:

  • Многочисленные примеры из истории нашей страны подтверждают идею автора...
  • Я могу подтвердить эту теоретическую позицию фактом из собственной жизни...
  • Факты общественной жизни подтверждают (опровергают) идею автора...
  • Я приведу вам примеры социальных реалий, которые подтверждают мысль автора...
  • Рассмотрим примеры из произведений русской литературы...
  • Средства массовой информации представляют множество доказательств, подтверждающих точку зрения автора....

Вывод:

  • Таким образом, можно сделать вывод... Основываясь на моих собственных рассуждениях, я подведу итог... В заключение можно сказать, что...

Ошибки при написании сочинения по обществознанию

Неправильное формулирование проблемы и смысла высказывания автора:

  1. непонимание и неспособность определить проблему высказывания объясняется, с одной стороны, незнанием фундаментальной науки, к которой относится цитата, и, с другой стороны, попыткой адаптировать ее к известным проблемам, обсуждавшимся на уроках в ранее написанных, прочитанных и готовых мини-сносках;
  2. невозможность сформулировать проблему часто объясняется отсутствием развитой лексики и терминологии в области фундаментальных социальных наук;
  3. невозможность сформулировать смысл высказывания автора вызвана непониманием или непониманием его содержания, отсутствием необходимых знаний в области социальных наук;
  4. подмена авторской позиции по проблеме связана с тем, что ученик не видит разницы между ними. Проблема является предметом рассуждений автора. Она всегда широка, включает в себя несколько мнений и позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Суть или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

Неправильное выражение и аргументации собственной позиции:

  1. отсутствие аргументов обусловлено незнанием или невежеством студента требований, предъявляемых к мини-объекту по обществоведению и его структуре;
  2. аргумент ученика лишь повторяет исследование автора (ученик перефразировал ее своими словами);
  3. ошибки в работе с понятиями: необоснованное расширение или сужение смысла рассматриваемого понятия, подмена понятий;
  4. ошибки в работе с информацией, вызванные неспособностью анализировать факты общественной жизни, социальный опыт, материалы СМИ. Часто примеры, приведенные выпускниками, плохо связаны с рассматриваемой ситуацией (связь либо вообще не прослеживается, либо прослеживается поверхностно и не отражает значимых моментов);
  5. некритическое восприятие социальной информации из средств массовой информации и интернет-репортажей. В результате, непроверенные факты, необоснованные или провокационные заявления, предвзятые оценки часто используются выпускниками в качестве доказательств в мини-сборках;
  6. преобладание одностороннего взгляда на социальные проблемы, неспособность выявить и выстроить причинно-следственные связи.

Пример сочинения ЕГЭ по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Сочинение по обществознанию

Скачать готовые сочинения по обществознанию

  1. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Отношение к свободе обществом в России
  2. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Смысл высказывания
  3. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Язык камень рушит, слово железо пробьет
  4. Скачать сочинение по обществознанию на тему: Кто сочиняет новые слова

Образцы сочинений по обществознанию

  1. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
  2. «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
  3. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).
  4. «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).
  5. «Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.М. Шукшин).
  6. «Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н.Г. Чернышевский).
  7. «Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)
  8. «Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро)
  9. «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)
  10. «Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).
  11. «Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс).
  12. «Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания» (И. Гете).
  13. «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов).
  14. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).
  15. «Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).
  16. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю.М. Лотман).
  17. «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А. Н. Леонтьев).
  18. «Личность – это человек как носитель сознания» (К. К. Платонов).
  19. «В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л.Н. Толстой).
  20. «Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений» (Г. Лихтенберг).
  21. «Познание и жизнь неотделимы» (Л. Фейхтвангер).
  22. «Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон).
  23. «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (С. Лем).
  24. «Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (К. Краус).
  25. «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» (И.В. Гёте).
  26. «Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен).
  27. «Человечество, как оказалось, не способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить их все» (Д. Джеролд).
  28. «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин).
  29. «Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).
  30. «Заблуждение всегда противоречит себе, истина – никогда» (К. Гельвеций).
  31. «Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер).
  32. «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать». (Ф. Бэкон)
  33. «Свойства личности никак не сводятся к её индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». (С.Л. Рубинштейн)
  34. «Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью». (А. Эйнштейн)
  35. «Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания, далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма». (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко)
  36. «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком». (А. де Сент-Экзюпери)
  37. «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)
  38. «Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли)
  39. «Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности». (Л. Фейербах)
  40. «Человек – это нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самоё себя». (В. Шукшин)
  41. «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)
  42. «Знание – орудие, а не цель». (Л. Толстой)
  43. «Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)
  44. «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)
  45. «Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика». (Т. Фуллер)
  46. «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)
  47. «Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника – социальную жизнь». (Э. Кассирер)
  48. «Знание – орудие, а не цель». (Л. Толстой)
  49. «Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)
  50. «Революция – варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)
  51. «Знание – сокровищница, но ключ к ней – практика». (Т. Фуллер)
  52. «Личный пример не просто лучший метод убеждения, а единственный». (А. Швейцер)
  53. «Наука – это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)
  54. «Глобализация не есть феномен, присущий исключительно крупномасштабным глобальным системам». (Э. Гидденс)
  55. «Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)
  56. «Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития». (Э. Фромм)
  57. «Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)
  58. «У человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. (О. Шпенглер)
  59. «Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». (П.С. Гуревич)
  60. «Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты». (М. Малерб)
  61. «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». (Э. Тоффлер)
  62. «Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами». (Д.С. Лихачёв)
  63. «Привилегия рыб, крыс и волков состоит в том, чтобы жить по закону спроса и предложения; законом же жизни человечества является справедливость». (Д. Рёскин)
  64. «Познавая всё больше законы природы и на их основе преобразуя её, человек увеличивает свою власть над ней. Вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во всё более широкий и глубокий контакт с природой». (Н.Н. Моисеев)
  65. «Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве… Другое дело – самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности». (А.Н. Леонтьев)
  66. «Недаром сравнивают научное творчество с подъёмом на высоту, но подъёму нет конца: только вечное стремление вперёд движет науку». (А.Ф. Йоффе)
  67. «Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара». (Н.Н. Моисеев)
  68. «Здесь не должно быть двойных стандартов, нельзя делить террористов на "хороших" и "плохих". И конечно, недопустимо и крайне опасно пытаться использовать террористические и радикальные, экстремистские группировки в политических или геополитических интересах». (В.В. Путин)
  69. «Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьёзными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики». (В.В. Путин)
  70. «Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». (У. Филлипс)
  71. «Искусство живёт вымыслами, наука реализует вымыслы». (М. Горький)
  72. «Труд облагораживает человека». (В.Г. Белинский)
  73. «Добродетель состоит не в том, чтобы делать то, за что получится теперь же награда. Это может быть и не быть». (Д. Рёскин)
  74. «Ничто так не угрожает свободе личности и смыслу жизни, как война, нищета, террор».(А.Д. Сахаров)
  75. «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают». (Я.Л. Коломинский)
  76. «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли». (С. Смайлс)
  77. «Вопросы: что? как? и для кого? производить – не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)
  78. «Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам)
  79. «Деньги – это ничтожные куски бумаги или металла, но они дают их владельцу законное право на огромное количество хлеба или пива, бриллиантов или автомобилей, да и мало ли на что еще» (Г. Шоу).
  80. «Золотой век был тогда, когда золото не властвовало» (К.Ф. Лезе-Марнезиа)
  81. «Сильной компанию делает не её продукт или услуга, а то положение, которое она занимает в сознании потребителей». (Д. Траут)
  82. «Бизнес – это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)
  83. «Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (А.М. Веббер)
  84. «Главный недостаток капитализма – неравное распределение благ» (У. Черчилль).
  85. «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)
  86. «Если мы перестанем предлагать новые решения, чтобы соответствовать запросам потребителей и технологическому прогрессу, нас в любое время могут вытеснить из бизнеса». (Д. Рейкс)
  87. «Основное средство производства – это скромное серое вещество весом приблизительно 1,3 кг. Это человеческий мозг». (И. Риддерстрале)
  88. «...Все люди нуждаются друг в друге, и... вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас» (Д. Дидро).
  89. «Каждый живёт, продавая что-то». (Р.Л. Стивенсон)
  90. «Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой – прибыль». (Р. Хэйан)
  91. «Существует только один босс – Потребитель. И он может уволить любого из компании, начиная с руководства, просто тратя деньги где-то ещё». (С. Вальтон)
  92. «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)
  93. «Первая цель – качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)
  94. «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)
  95. «Частная собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет». (Ф. Хайек)
  96. «Ваши клиенты определяют, что и как вы делаете, где вы торгуете, какие цены вы назначаете, кого вы нанимаете на работу и даже как вы распоряжаетесь финансами своего бизнеса». (C. Годин)
  97. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
  98. «Чтобы оставаться здоровой, современная экономика периодически нуждается в кризисе». (В. Швебель)
  99. «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)
  100. «Креативность, которую работники приносят в компанию, создаёт конкурентное преимущество». (Д. Гуднайт)
  101. «Одна треть успеха – это знание технологий, другая – понимание бизнеса, а оставшаяся – лидерские качества, которые нужно выработать в себе». (Р. Мотт)
  102. «Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С.Н. Канарейкин)
  103. «Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны». (С. Левис)
  104. «Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают». (Ф. Хайек)
  105. «Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С.М. Брин)
  106. «Я твёрдо верю в одну простую вещь: самый надёжный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей – это хорошо организовать работу с информацией». (Б. Гейтс)
  107. «Виды бизнеса различны, но бизнес как система остаётся одним и тем же независимо от его масштаба и структуры, товаров, технологий и рынков». (П. Дракер)
  108. «Если мы планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна, и это поставит крест и на самом планировании» (Карл Раймунд Поппер).
  109. «Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
  110. «Ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость. Здесь и скорость изменения характера бизнеса, и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов». (Б. Гейтс)
  111. «В бизнесе и спорте слишком многие боятся конкуренции. В результате этого люди избегают стремления к успеху, если это требует упорного труда, тренировки и самопожертвования». (К. Рокне)
  112. «Деньги не нужны: эти бумажки уже в современной экономике никому не нужны – нам нужны активы». (В.В. Путин)
  113. «Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).
  114. «Частная собственность – это плод труда; она предмет желаний; она полезна для мира». (А. Линкольн)
  115. «Дайте мне хорошую политику, и я дам вам хорошие финансы» (Анн Робер Жан Тюрго).
  116. «Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).
  117. «Инфляция – одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении». (М. Фридман)
  118. «Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).
  119. «Истинное качество и качество в восприятии потребителя далеко не одно и то же». (Д. Огилви)
  120. «Инвесторы, рискующие своими деньгами, будут принимать более правильные решения, чем центральные плановые органы, распоряжающиеся деньгами налогоплательщиков». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)
  121. «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И. Н. Шевелев).
  122. «Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев).
  123. «Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное» (И.Н. Шевелев).
  124. «Свой долг родителям дети отдают своим детям» (И.Н. Шевелев).
  125. «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).
  126. «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
  127. «Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М. Вебер).
  128. «Социальный статус означает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» (М. Вебер).
  129. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (М. Янг).
  130. «Каждый человек – творец собственного благополучия» (Р. Стил)
  131. «У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Н. Шевелев).
  132. «…Только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности» (В. Дудинцев).
  133. «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).
  134. «Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И. Гете).
  135. «Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев).
  136. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).
  137. «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов).
  138. «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан).
  139. «Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).
  140. «Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев).
  141. «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)
  142. «Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А.Н. Толстой)
  143. «Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс)
  144. «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)
  145. «Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)
  146. «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)
  147. «Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)
  148. «Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)
  149. «Приспособляемость – естественный способ выживания». (Ю. Кантор)
  150. «Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство». (Р. Уэйтли)
  151. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека».(В.Г. Белинский)
  152. «Правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык». (Ф. Бэкон)
  153. «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность». (В.В. Путин)
  154. «Стратификация действительно естественное социальное расслоение общества». (П.С. Гуревич)
  155. «К различным социальным, профессиональным, возрастным группам нужен различный подход». (Д. Огилви)
  156. «Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределённое между различными лицами». (Л. Фейербах)
  157. «В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место». (Г. Спенсер)
  158. «Педагог – это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней». (А.В. Луначарский)
  159. «Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека». (В.Г. Белинский)
  160. «Когда миром движут великие мотивы, мы вдруг начинаем понимать, что мы люди, а не звери». (У. Черчилль)
  161. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться». (Л. да Винчи)
  162. «Личность может проявить свои таланты только тогда, когда она займёт необходимое для этого положение в обществе». (Г.В. Плеханов)
  163. «Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья, несомненно, важнее того, что есть у человека». (А. Шопенгауэр)
  164. «Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)
  165. «Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости» (А. Сталь).
  166. «Государство – территория власти» (А. Круглов).
  167. «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).
  168. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство» (Вольтер).
  169. «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу).
  170. «Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А. Смит).
  171. «Если же не к общему благу многих, но к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено» (Фома Аквинский).
  172. «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).
  173. «Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций).
  174. «Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право» (Генрик Ибсен).
  175. «Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).
  176. «Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни; но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко еще дальше от жизни» (К. Ижиковский).
  177. «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)
  178. «Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин)
  179. «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». (К.Д. Бота)
  180. «Справедливость без силы беспомощна, а сила без справедливости деспотична». (Б. Паскаль)
  181. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)
  182. «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)
  183. «Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш. Монтескьё)
  184. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели». (Дж. Б. Шоу)
  185. «Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа». (А. Линкольн)
  186. «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)
  187. «Тоталитаризм – образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)
  188. «Политическая культура – проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)
  189. «Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля». (В.В. Путин)
  190. «Демократия означает возможно полную свободу личности, свободу её исканий, свободу состязания мнений и систем». (П.И. Новгородцев)
  191. «Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)
  192. «"Разделяй и властвуй" – мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)
  193. «Обязанностям правительственной власти соответствуют права; её правам – обязанности подвластных». (В.М. Гессен)
  194. «Законодательная власть – сердце государства; власть исполнительная – его мозг». (Ж.-Ж. Руссо)
  195. «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайлс)
  196. «Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна». (Г.К. Лихтенберг)
  197. «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)
  198. «Верховная власть достойна почитания лишь постольку, поскольку она является средством обеспечения человеческих прав». (А. Кюстин)
  199. «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». (Б. Шоу)
  200. «Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех». (Плиний Младший)
  201. «Демократия – правила общежития для свободных людей». (А.А. Круглов)
  202. «Тот, кто добивается того, чтобы считаться лидером и получить какую-то номинацию, никогда не должен задирать нос, полагая, что он лучше всех». (В.В. Путин)
  203. «На свете существует две истины, которые следует помнить нераздельно. Первая: источник верховной власти – народ; вторая: он не должен её осуществлять».(А. Ливароль)
  204. «Демократия – это не власть большинства, а защита меньшинства». (А. Камю)
  205. «Принятие отчётов от должностных лиц и их выборы – дело очень важное». (Аристотель)
  206. «Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться». (Ф. Хайек)
  207. «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит)
  208. «Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает» (В. Швебель).
  209. «Права влекут за собой обязанности» (Латинское юридическое изречение).
  210. «Когда закон дает право, он также дает и средство его защиты» (Латинское юридическое изречение).
  211. «Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих» (Г. Гейне).
  212. «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» (И. Кант).
  213. «Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд).
  214. «Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).
  215. «Одни преступления открывают путь другим» (Сенека).
  216. «Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся» (В. Швебель).
  217. «Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя». (Г. Гейне)
  218. «У того, кто решит изучать законы, не останется времени их нарушать» (И.В. Гете).
  219. «Урегулирование всех параметров бизнеса с помощью закона – дело бесперспективное и даже вредное». (Т.В. Кашанина)
  220. «Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой». (Г. Ламенэ)
  221. «Когда в законах признаются произвол, насилие, своеволие, то право немногим отличается от прямого произвола власти». (С.С. Алексеев)
  222. «Иные вещи легче ввести в закон, чем узаконить в общественном мнении». (Н. Шамфор)
  223. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». (В.С. Соловьёв)
  224. «Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)
  225. «Самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости». (Ш. Монтескьё)
  226. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)
  227. «Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву, и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого». (Г. Бокль)
  228. «Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)
  229. «Право и нравственность определяют две разные области человеческой свободы: первое касается исключительно внешних действий, вторая даёт закон внутренним побуждениям».(Б.Н. Чичерин)
  230. «Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)
  231. «Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)
  232. «Закон – величественная статуя, перед которой снимают шляпу, но проходят мимо». (И. Тэн)
  233. «Право – это искусство добра и справедливости». (Изречение римского права)
  234. «Защита права есть обязанность перед обществом. Кто защищает свое право, тот защищает право вообще». (Р. Иеринг)
  235. «Закон всегда опирается на меч». (М. Фуко)
  236. «Все должны понять, что жить, соблюдая закон, гораздо комфортнее и выгоднее, чем пытаясь его обойти». (В.В. Путин)
  237. «Не выноси приговора, не выслушав обе стороны». (Солон)
  238. «Я также придерживаюсь принципа: задержка в отправлении правосудия равнозначна отказу в нём». (Р. Сингер)
  239. «Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по истории
  6. Как написать сочинение рассуждение
  7. Как написать сочинение по картине
  8. Как написать комментарий к проблеме сочинения
  9. Критерии оценивания сочинения