Сочинение ЕГЭ по истории

Сочинение ЕГЭ по истории

История - это наука об изучении законов развития человеческого общества. Целью изучения истории являются прошедшие события, социальные структуры, экономические отношения, культура и т. д.

Но в то же время история - это не просто констатация фактов или изучение социальных процессов, имевших место 100, 100 или 1000 лет назад. Во-первых, история - это клад знаний в социологии, военной науке и политологии, который может быть применен к современности или, наоборот, извлечен из ошибок прошлого и не повторен.

История - точная наука, потому что она требует хронологии событий. Как экзистенциальная наука о фактах, связанных с конкретной датой, она имеет несколько функций:

  1. Взгляд на мир (понимание прошлых событий);
  2. Практическое (объективное понимание истории процесса);
  3. Воспитание (нравственность, патриотизм, формирование сознания)
  4. Познание (предоставляет информацию о событиях и времени)

Как написать сочинение ЕГЭ по истории

  1. Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?)
  2. Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.

Как начать сочинение по истории

Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах:

  1. Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы.
  2. Не начинайте сочинение с местоименной фразы этом тексте говорится...).

Приведем удачные, на наш взгляд, приме­ры из экзаменационных работ:

  1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.
  2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовав­шим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производ­стве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чте­ния текста Г. Смирнова.

Речевые клише:

В данном тексте

  • анализируется проблема
  • автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему
  • автор размышляет над проблемой
  • даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
  • излагается история – возникновения, формирования, развития, создания…
  • исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
  • показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
  • подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
  • характеризуется – состояние, сущность…
  • рассматривается – вопрос, пример…

Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию.

Прокомментируйте авторскую позицию.

Речевые клише:

Автор

  • убедительно доказывает, что…
  • обращает внимание на то, что…
  • даёт оценку…
  • выражает тревогу…
  • выявляет сущность…
  • разграничивает понятия …
  • верно (тонко) замечает…
  • по мнению автора, главное значение имеет…

Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте. Дайте обоснование своей позиции.

Речевые клише:

  • с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
  • автор абсолютно прав, утверждая, что…
  • трудно не согласиться с автором в том, что…
  • по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что…
  • мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
  • не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
  • представляется спорным утверждение автора о том, что…

Приведите 2 аргумента в доказательство своей позиции, разверните и прокомментируйте основные мысли текста.

Виды аргументов

I. Логические (рациональные) аргументы.

  1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
  2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
  3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
  4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
  5. Законы природы.
  6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета.
  7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
  8. Данные экспериментов и экспертиз.
  9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры.

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

  • пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
  • литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:

  • мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
  • цитата из авторитетного источника;
  • мнение специалиста, эксперта;
  • обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
  • мнение очевидцев;
  • мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
  • общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Напишите (жизнеутверждающее, эмоционально положительное) заключение.

Речевые клише:

  • итак, можно сделать вывод, что…
  • таким образом, всё вышесказанное
  • убеждает читателя в том, что…
  • позволяет утверждать, что…

Как поготовиться к сочинению ЕГЭ по истории

Периоды для минисочинений по истории

IX-XVII вв.

XVIII в. – 1914 гг.

1914-2014 гг.

862—882 гг.;

862—988 гг.;

879912 гг.;

912—962 гг.;

912—972 гг.;

945972 гг.;

957—972 гг.;

972—1015 гг.;

978—1015 гг.;

980—1015 гг.;

1019—1054 гг.;

10541132 гг.;

10541216 гг.;

1093—1113 гг.;

11131125 гг.;

1113—1237 гг.;

1132—1236 гг.;

1132—1237 гг.;

1223—1243 гг.;

12371243 гг.;

1237—1257 гг.;

1237—1480 гг.;

1325—1340 гг.;

1325—1359 гг.;

1359—1389 гг.;

1389—1425 гг.;

1425—1462 гг.;

1425—1505 гг.;

1425—1533 гг.;

14621505 гг.;

1505—1533 гг.;

1505—1538 гг.;

1533—1584 гг.;

1547—1584 гг.;

15651572 гг.

16131645 гг.;

1613—1649 гг.;

1645—1676 гг.;

1645—1676 гг.;

1645—1676 гг.;

1682—1725 гг.;

сентябрь 1689 г. — январь 1725 г.;

октябрь 1689 г. — январь 1725 г.;

август 1700 г. — август 1721 г.;

1725 — 1730 гг.;

январь 1725 г. — июнь 1762 г.;

ноябрь 1741 – декабрь 1761 гг.;

июнь 1762 г. — ноябрь 1796 г.;

ноябрь 1796 г. — март 1801 г.;

март 1801 г. — ноябрь 1825 гг.;

март 1801 г.май 1812 г.;

март 1801 г. — июнь 1812 г.;

июнь декабрь 1812 г.;

январь 1813 г. — ноябрь 1825 г.;

декабрь 1825 г. — февраль 1855 г.

февраль 1855 г. — март 1881 г.;

март 1881 г. — октябрь 1894 г.;

октябрь 1894 г. — июль 1914 г.;

октябрь 1894 г. — август 1914 г.;

ноябрь 1894 г. — июнь 1914 г.;

1894 — 1917 гг.

1914 — 1916 гг.

1914 — 1918 гг.

октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г.

1917 — 1924 гг.

май 1918 ноябрь 1920 гг.

март 1921 г. — октябрь 1928 г

1924 — 1953 гг.

октябрь 1928 г. — май 1941 г.

19291940 гг.

1941 — 1943 гг.

июнь 1941 — ноябрь 1942 г.

ноябрь 1942 г. — декабрь 1943 г.

январь 1944 г.май 1945 г.

май 1945 г. — март 1953 г.

март 1953 г. — октябрь 1964 г.

1964 1982 гг.

октябрь 1964 г. — март 1985 г.

1982 — 1985 гг.

март 1985 г. — декабрь 1991 г.

апрель 1985 г. — декабрь 1991 г.

январь 1992 г. — декабрь 1999 г.

январь 2000 г. — май 2012 г.

Критерии оценивания сочиненияЕГЭ по истории

Критерии оценивания

Баллы

К1

Указание событий (явлений, процессов)

2

Правильно указаны два события (явления, процесса)

2

Правильно указано одно событие (явление, процесс)

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно

0

К2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

2

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности
с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса)

1

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

Исторические личности не названы

0

К3

Причинно-следственные связи

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

2

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

1

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны

0

К4

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1

Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков

1

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана

0

К5

Использование исторической терминологии

1

При изложении корректно использована историческая терминология

1

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

0

К6

Наличие фактических ошибок.

1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено
в сумме не менее 4 баллов

2

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2

Допущена одна фактическая ошибка

1

Допущены две или более фактические ошибки/

0

К7

Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только
в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме
не менее 4 баллов

1

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

1

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

0

Максимальный балл

11

Критерии К5, К6 и К7 оцениваются только если за К1-К4 набрано 4 балла и выше!

Технология написания сочинения ЕГЭ по истории

Написание блока К1

К1

Указание событий (явлений, процессов)

2

Правильно указаны два события (явления, процесса)

2

Правильно указано одно событие (явление, процесс)

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно

0

Теория:

Событие – единичное событие, объективно имевшее место и локализованное во времени и пространстве.

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон.

Явление – исторический факт, отражающий типичное, общее; периодически повторяющееся событие.

Князь Игорь ввел полюдье – ежегодный сбор дани с племен, входивших в Древнюю Русь.

Процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей.

Процесс собирания русских земель проводился московскими князьями на протяжении двух веков, начиная с Ивана Калиты и заканчивая Василием III.

Лайфхаки:

1) Работаем с запасом: приводим не два факта, а больше.

2) События относятся к описываемому периоду!

3) Приведя 2 факта – не радуйся, ты еще не герой. Эти баллы есть во всех сочинениях.

4) Получите первые два балла уже в первом абзаце – при характеристике исторического периода:

1. Нельзя называть период только именем правителя, надо называть и центральный процесс времени.

2. Характеристика периода: экономика, политика, социальная и духовная сферы.

980-1015 гг. – это время правления Владимира Святого (Красное Солнышко), важный период становления Древнерусского государства. В этот период развивалось земледелие и торговые связи, чеканились златники и сребренники, укреплялась власть князя, который посадил своих сыновей в качестве наместников в разные земли, продолжалась расслоение общества, но главное – Владимир дважды провел преобразования в духовной сфере, реформируя религию.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Нет фактов. При выборе периода декабрь 1825 г. – февраль 1855 г. положение «Это время правления Николая I» не будет засчитано как историческое явление, так как упоминание имени монарха не содержит указания на социально-экономические, политические отношения в данный период или явления, связанные с развитием общественной жизни, духовной культуры.

«Декабрь 1825-февраль 1855 г. – это время правления Николая I. В данный период господствовала крепостническая система ведения хозяйства» по критерию К1 будет засчитано, так как оно указывает на определенную исторически обусловленную систему социально-экономических отношений, характерных для данного периода.

Фактическая ошибка

«А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко».

«А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и рассказы Зощенко».

Фактическая ошибка и некорректная формулировка

«Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Задачей этих реформ было улучшить положение в сельском хозяйстве. Реформы Косыгина были очень удачными и позже они вылились в восьмую пятилетку…» Обратим внимание на то, что небрежность в формулировках приводит в приведенном примере к фактическим ошибкам, так как задачи реформ Косыгина указаны неправильно. Формулировка «реформы вылились в восьмую пятилетку» абсолютно ошибочная, так как реформы не «вылились», а осуществлялись в ходе восьмой пятилетки.

Если бы выпускник сформулировал свою мысль так: «Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Одной из задач этих реформ было улучшить положение в сельском хозяйстве»., то смысл ответа был бы иным

Написание блока К2

К2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности
с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса)

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

Исторические личности не названы

Теория:

Конкретные действия – осмысленные социальные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля.

Должны быть названы изменения, произведенные этими действиями – события, явления, процессы, в которых указанные в сочинении личности сыграли роль своими действиями.

Несомненно, что требование указания конкретных действий придает заданию определенную трудность.

Не социальное действие

Екатерина I родила будущую императрицу Елизавету.

Не единичное действие

Жуков координировал фронты во время Курской битвы.

Исторический деятель не принимал в действии непосредственного участия

Войска Андрея Боголюбского разорили Киев в 1169 г.

Не указаны последствия действий

Владимир крестился в Херсонесе в 988 г.

Лайфхаки:

I. ВЫБИРАЕМ ПЕРИОД ПРИ ЗНАНИИ ДВУХ ДЕЯТЕЛЕЙ

II. Создание произведений культуры является конкретными действиями.

III. Действия деятелей относятся к названным событиям!!!

IV. Ответьте на 3 вопроса:

1) Кто этот исторический деятель?

2) Что конкретно СДЕЛАЛ (НЕ СДЕЛАЛ) исторический деятель?

Не работают:

ЧТО ДЕЛАЛ? Командовал фронтом

СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ

попал в плен

3) Какие последствия имело конкретно это действие?

Владимир и Добрыня

Алексей Михайлович и Разин

«Н.М. Карамзин написал повесть “Бедная Лиза” (конкретное действие), чем внес вклад в появление и утверждение сентиментализма в русской литературе»

2 мая 1945 г. Егоров и Кантария водрузили знамя Победы над Рейхстагом, что символизировало Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Проявил инициативу, приказал, отказался принять католичество, послал приглашение, написал «Поучение», ввел указом, разработал план, вызвал на поединок, передал власть, благословил, перенес митрополичью кафедру…

Не решился принять закон/начать штурм/объявить войну, в результате чего…

Событие +1 балл

Личность и ее конкретные действия, связанные с этим событием +1 балл

Идол, языческий, великий князь, капище могут рассматриваться как термины, а могут и нет; Перун точно нет. Надеюсь, что если написать племена, а не племенные союзы, то балл не вычтут, но…

Причины ­– стоит выделять это слово, чтобы эксперты не проспали - +1 балл

Первый раз великий князь провел религиозную реформу сразу после того, как он взошел на киевский стол в 980 году. По указанию Владимира на холме были установлены 7 идолов высших языческих богов во главе с Перуном, которые стали центральным капищем страны на следующие восемь лет. Причиной таких преобразований было стремление Владимира укрепить власть великого князя и личную власть над разрозненными славянскими племенными союзами. Однако усиление государства с помощью не только силы, но и духовной власти оказалось сложным. Последствия, того, что Владимир установил иерархию множества племенных богов, оказались не столь значимыми. Даже принесение человеческих жертв Перуну не сплачивало должным образом государство. Владимир задумался о новых духовных преобразованиях.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Не единичный факт

«М.И. Кутузов командовал русской армией в ходе Отечественной войны 1812 г., и в этом состоит его роль в победе в данной войне»

«На военном совете в деревне Фили, о том, что М.И. Кутузов произнес свои знаменитые слова: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна», после чего отдал приказ об оставлении Москвы, сыграв тем самым роль в сохранении русской армии, а значит, и в победе над неприятелем»

Действие совершено не только этим историческим деятелем

«Роль Александра Невского в отпоре завоевателям, совершившим в XIII в. нашествие на русские земли с северо-запада, состоит в том, что он одержал победы в Невской битве и Ледовом побоище».

«Александр Невский в Ледовом побоище предпринял следующие конкретные действия: расположил отряд ополченцев против головы рыцарской «свиньи», расположил за спинами ополченцев обоз, расположил конницу по флангам, в решающий момент битвы отдал приказ коннице вступить в бой»

Не указано конкретных действий

«В этот период была проведена реформа А.Н. Косыгина. В ходе реформы было сокращено количество плановых показателей для предприятий, расширена их хозяйственная самостоятельность, предприятия получили возможность формировать фонды, которые использовали по собственному усмотрению, в том числе для материального стимулирования работников, были упразднены совнархозы. Косыгин руководил проведением этой реформы».

«В сентябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на Пленуме ЦК КПСС с докладом об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства (конкретное действие). Фактически именно с этого доклада и с принятия соответствующего Постановления Пленума ЦК КПСС началось проведение реформы в промышленности.» (Разработчиком же реформы был экономист Е.Г. Либерман).

При описании не указана роль исторического деятеля

«При Николае I была проведена реформа государственной деревни Киселева. Во время реформы было введено крестьянское самоуправление в государственной деревне, в деревнях создавались школы, больницы, осуществлялось переселение крестьян на свободные земли в другие районы страны»

«П.Д. Киселев лично посетил Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, чтобы убедиться в действенности предлагаемых им мер. По возвращении Киселев представил Николаю I доклад, в котором наметил основные направления реформы, а в мае 1837 г. он представил императору подробный проект реформы, получивший одобрение. Все эти действия Киселева сыграли важнейшую роль в подготовке реформы государственной деревни.»

Приведение конкретных действий исторической личности без указания того процесса, в котором этим действием личность сыграла роль

«Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина» (на этом сочинение заканчивается).

«Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина. Это стихотворение фактически обвиняло власть в гибели поэта. В результате стихотворения Лермонтов был отправлен служить на Кавказ».

Конкретных действия исторических личностей, которые спорны с исторической точки зрения

«Николай I лично вышел на Сенатскую площадь к восставшим и попытался уговорить их разойтись».

Потерян балл за фактическую ошибку

«Николай I лично отдал приказ артиллерийским офицерам на Сенатской площади дать залп картечью по войскам декабристов».

Написание блока К3

К3

Причинно-следственные связи

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

2

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

1

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны

0

Теория:

Причинно-следственная связь всегда предполагает, что одно историческое событие (процесс, явление) при определенных исторических условиях порождает другое событие (процесс, явление). Поэтому между причиной и следствием всегда существует определенное временное соотношение: сначала происходит событие-причина, а затем – событие-следствие.

Однако не всегда предшествующее событие является причиной последующего, так как они могут быть не связаны.

Лайфхаки:

Нельзя смешивать причины и последствия действий личности. Пишите это в разных предложениях!

Пример приведения причины:

Причиной принятия христианства стала государственная воля руководителей Древней Руси: два года великий князь вместе с боярами, дружиной и старцами градскими выбирал из монотеистических религий ту, которая наилучшим образом подойдет для объединения Русской земли.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Фактическая ошибка

«Последствием заключения Россией Тильзитского мира стала Континентальная блокада».

«Последствием заключения Россией Тильзитского мира стало присоединение страны к Континентальной блокаде».

Указание желания исторического деятеля произвести какое-либо действие в качестве причины этого действия

«Причиной издания Жалованной грамоты дворянству было стремление Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые».

«Стремление князей совместно обсудить некоторые вопросы стало причиной Любечского съезда»

Указано историческое явление (усобицы), с которым связано возникновение стремления

«Зависимость императора от гвардии стало причиной стремления Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые».

«Причиной Любечского съезда было стремление князей прекратить усобицы».

В качестве причины указывается факт, представляющий собой субъективную характеристику мотива каких-либо действий исторической личности, но упоминание об этом факте в исторических источниках отсутствует

«Князь Святослав хотел быть похожим на своих предшественников – Олега и Игоря, – поэтому он стал храбрым воином и совершал походы на Византию».

«Святослав стал продолжателем дела своих предшественников, это подтверждается анализом внешней политики указанных князей.»

Написание блока К4

К4

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1

Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков

1

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана

0

Теория:

Оценивается не период, а его события!!!

Указываются события, повлиявшие на события в дальнейшем, а не просто явления, дошедшие до нашего времени.

Лайфхаки:

1) Оценку событий периода можно не всегда приводить в конце.

2) Плюсы и минусы писать не обязательно.

3) Историков цитировать не обязательно.

4) Главное – показать последствия действия событий периода на последующие эпохи.

5) Можно дома при подготовке:

А) выписать мнения историков (в т.ч. Кацва, Сахаров, Орлов…

Б) писать без ссылки на конкретного историка («по мнению историков…»)

В) свое с опорой на факты!

Последствия правления Владимира, который скончался в 1015 году, трудно переоценить. Распространение вместе с принятием христианства письменности, начало каменного строительства (Десятинная церковь с 989 года), создание художественных произведений в разных видах искусства (фрески, иконы, мозаики, литургия), начало распространения грамотности, смягчение нравов, вхождение восточнославянских племен в семью христианских народов, а, главное, укрепление Древнерусского государства – все это стало своеобразным предисловием к расцвету Древней Руси при Ярославе Мудром. Принцип «Один Бог на небе – один князь на земле» был воплощен в жизнь.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Вывод выпускника, который писал сочинение по периоду 1565–1572 гг.:

«Итак, данный период был одним из самых страшных и кровавых в истории России. В ходе проведения политики опричнины погибли представители знатных боярских родов, что укрепило личную власть. В результате политики опричнины страна была разорена».

«В период опричнины общепринятыми явлениями были попирание царём и опричниками христианских и моральных норм и ценностей, репрессии в отношении церкви. Это привело к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Особенно ослабление нравственных ориентиров, произошедшее в период опричнины, проявилось через 30 лет, в годы Смуты, когда самозванчество, заговоры против монархов, предательство, братоубийственные войны, массовые грабежи и убийства мирных жителей стали закономерным результатом забвения ценностей, традиций и святынь, произошедшего при царе Иване Грозном».

Указаны не события следующих исторических эпох, порожденные событиями (процессами, явлениями) выбранного периода истории, а явления, возникшие в выбранный период истории и в неизменном виде продолжавшие существовать в будущем.

«Военные поселения, созданные в эти годы, просуществовали до начала правления Александра II».

«Военные поселения, созданные в данный период, характеризовались крайне жесткими порядками, что приводило к восстаниям военных поселян в последующие периоды истории (например, восстание военных поселян в Новгородской губернии в 1831 г.)».

Правильно: Июнь 1812 г. – декабрь 1825 г. достаточно написать, что «восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 г., его поражение, привели при императоре Николае I к усилению реакционной политики российского самодержавия, в частности это проявилось в создании III Отделения ЕИВК, занимавшегося политическим сыском».

Написание блока К5

К5

Использование исторической терминологии

1

При изложении корректно использована историческая терминология

1

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

0

Теория:

Термины – это не имена собственные!!!

Термины – это не географические названия, не названия битв и не общепринятые слова (князь)

Лайфхаки:

Для одного балла достаточно использовать один термин! См. список терминов из Историко-культурного стандарта, а их определения – в пособиях «Эксперта»! Термины надо употреблять точно, уместно и грамотно!

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Неточные термины

«В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Канцелярия».

«Павел I издал декрет о трехдневной барщине».

«В июне 1905 г. началась забастовка на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"».

«В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Отделения Его императорского величества Канцелярия».

«Павел I издал указ о трехдневной барщине».

«В июне 1905 г. началось восстание на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"».

Перечень исторических понятий, рекомендуемых "Историко-культурным стандартом"

Раздел I. От Древней Руси к российскому государству.

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Русь. Подсечно огневая система земледелия. Город. Село. Дань, полюдье. Князь, вече, посад ник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк Смерды, закупы, холопы. Язычестве, христианство, православие, ислам, иуда изм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.

Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины Орда. Курултай, баскак, ярлык. Крестоносцы. Централизация. Кормление Царь. Герб.

Раздел II. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству.

Местничество. «Избранная рада». Реформы. Челобитная. Самодержавие Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. При­казы. Опричнина. Заповедные лета. Урочные лета. Крепостное право. Собор­ное уложение. Казачество. Гетман. Засечная черта. Самозванство. Посад. Сло­бода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки но­вого (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак.

Раздел III. Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи.

Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ре­визия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. «Кондиции». «Бироновщи­на». «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм. Магистрат. Духов­ные управления (мусульманские).

Раздел IV. Российская империя в XIX-начале XX вв.

Модернизация, индустриализация, урбанизация, самодержавие, бюро­кратия, славянофильство, западничество, теория официальной народности, народничество, нигилизм, либерализм, консерватизм, социализм, радикализм, анархизм, марксизм, национализм, нация, многопартийность, конституциона­лизм, парламентаризм, революция, классицизм, ампир, романтизм, символизм.

Раздел V. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1921 гг.

Временное правительство, «двоевластие», Советская власть, Учреди­тельное собрание, Российская коммунистическая партия (большевиков) — РКП(б), диктатура пролетариата, ВЦИК Советов, Совнарком, ВСНХ, ВЧК, политика «военного коммунизма», Декрет о земле, Декрет о мире, Красная гвардия, рабочий контроль, продразверстка, продотряды, комбед, мешочники, Гражданская война, «красные», «белые», зелёные», Рабоче-крестьянская Красная Армия, Реввоенсовет- Добровольческая армия, КОМУЧ, карточная система, субботник, «чёрный рынок», спекуляция, отделение церкви от госу­дарства, первая волна эмиграции, «Окна РОСТА», план ГОЭЛРО.

Раздел VI. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.

Нэп, нэпман, «червонец», «лишенцы», «антоновщина», трудармия, ГО­ЭЛРО, продналог, хозрасчёт, трест, синдикат, концессия, пятилетка, коммуна, кооперация, ТОЗ, наркомат, кулаки, бедняки, середняки, номенклатура, лик­без, рабфак, комсомол, пионерия, Коминтерн, Пролеткульт, социальные лиф­ты, обновленчество, «комчванство», «выдвиженцы», Союз воинствующих безбожников, эмансипация женщин, Комакадемия.

«Великий перелом», сталинская диктатура, культ личности, советская индустриализация, коллективизация, культурная революция, урбанизация, колхоз, совхоз, МТС, трудодень, раскулачивание, спецпоселенцы, ОСО- АВИАХИМ, «челюскинцы», враг народа, ударники, стахановцы, массовые ре­прессии, НКВД, ГУЛАГ, освоение Арктики, социалистический реализм, ком­мунальный быт, барак, карточная система снабжения, паспортная система, си­стема коллективной безопасности в Европе, советско-германский договор о ненападении

Раздел VII. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.

Антигитлеровская коалиция, антифашистское подполье, генеральный план «Ост», план «Барбаросса», блицкриг, ГКО, блокада, Тегеранская конфе­ренция, Ялтинская конференция, Потсдамская конференция, Брестская кре­пость, оккупация, партизанские отряды, освободительная миссия Красной Армии, перелом в войне, приказ № 227 («Ни шагу назад!»), эвакуация, колла­борационизм, «власовцы», концлагеря, Холокост, ленд-лиз, народное ополче­ние, насильственное переселение, репатриация, второй фронт, капитуляция, Организация Объединенных Наций (ООН), репарации.

Раздел VIII. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.

Репатриация. Репарации. «Лесные братья». «Бандеровцы». Космополи­тизм. «Еврейский антифашистский комитет». «Дело врачей». «Ленинградское дело». Атомная бомба. Ядерное оружие. «План Маршалла». «Доктрина Трумэна». «Холодная война». Страны «народной демократии». Организация объединенных наций (ООН). Коминформбюро. Организация Североатланти­ческого договора (НАТО). Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Гонка вооружений. Десталинизация. Реабилитация. «Оттепель». Целина. БАМ, все­союзные комсомольские стройки. Совнархозы. Организация Варшавского до­говора (ОВД). Мировая социалистическая система. Мирное сосуществование государств. Страны «третьего мира». Движение неприсоединения. «Самиздат» и «тамиздат». Поколение «шестидесятников». «Хрущевки». Клубы самодея­тельной (бардовской) песни. Движение КВН. Стиляги. «Развитой социализм». Скрытая инфляция. Нефтедоллары. Общность людей «советский народ». Ко- сыгинская реформа. Хозрасчет. Военно-промышленный комплекс. Теневая экономика. «Пражская весна». Дача. Товарный дефицит. ВИА.

«Перестройка», «гласность», «новое политическое мышление», «страте­гия ускорения», «долларовая игла», общечеловеческие ценности, «социализм с человеческим лицом», антиалкогольная кампания, человеческий фактор, но­вое политическое мышление, общечеловеческие ценности, политический плюрализм, правовое государство, разделение властей, межнациональный конфликт, титульная нация, коммерческий банк, индивидуальная трудовая де­ятельность, конверсия оборонных предприятий, съезд народных депутатов, Межрегиональная депутатская группа, Государственный комитет по чрезвы­чайному положению (ГКЧП).

Раздел IX. Российская Федерация в 1991-2014 гг.

«Шоковая терапия», дефолт, ваучер, залоговый аукцион, либерализация цен, приватизация, Международный валютный фонд (МВФ), Конституцион­ный суд, импичмент, олигархи, вертикаль власти, стабилизационный фонд, «челноки» (челночная торговля), «финансовые пирамиды», «потребительская корзина», естественная монополия, диверсификация производства, мажори­тарная и пропорциональная избирательные системы, исламский радикализм (фундаментализм), вертикаль власти.

Примерный перечень «трудных вопросов изучения истории России» в соответствии с "Историко-культурным стандартом":

  1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом про­цессе.
  2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Бе­ларуси.
  3. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения рус­ских земель Золотой Орде.
  4. Роль Ивана IV Грозного в российской ис­тории.
  5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попы­ток.
  6. Присоединение Украины к России (причины и последствия).
  7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России. (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
  8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразова­ний.
  9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти. большевиков и их победы в Гражданской войне.
  10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры.
  11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка.
  12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной дикта­туры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
  13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны.
  14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне.
  15. Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны».
  16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева.
  17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского дви­жения
  18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР.
  19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ нача­ла 1990- х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг..
  20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политиче­ской системы России в 2000-е гг.

980-1015 егэ историческое сочинение

Вводная характеристика:

Текст

Комментарий

980-1015 гг. – это время правления Владимира Святого (Красное Солнышко), важный период становления Древнерусского государства. В этот период развивалось земледелие и торговые связи, чеканились златники и сребренники, укреплялась власть князя, который посадил своих сыновей в качестве наместников в разные земли, продолжалась расслоение общества, но главное – Владимир дважды провел преобразования в духовной сфере, реформируя религию.

1. Нельзя называть период только именем правителя, надо называть и центральный процесс времени.

2. Характеристика периода: экономика, политика, социальная и духовная сферы.

3. Златники и сребренники – термины +1 балл

Первый раз великий князь провел религиозную реформу сразу после того, как он взошел на киевский стол в 980 году. По указанию Владимира на холме были установлены 7 идолов высших языческих богов во главе с Перуном, которые стали центральным капищем страны на следующие восемь лет. Причиной таких преобразований было стремление Владимира укрепить власть великого князя и личную власть над разрозненными славянскими племенными союзами. Однако усиление государства с помощью не только силы, но и духовной власти оказалось сложным. Последствия, того, что Владимир установил иерархию множества племенных богов, оказались не столь значимыми. Даже принесение человеческих жертв Перуну не сплачивало должным образом государство. Владимир задумался о новых духовных преобразованиях.

Событие +1 балл

Личность и ее конкретные действия, связанные с этим событием +1 балл

Идол, языческий, великий князь, капище могут рассматриваться как термины, а могут и нет; Перун точно нет. Надеюсь, что если написать племена, а не племенные союзы, то балл не вычтут, но…

Причины ­– стоит выделять это слово, чтобы эксперты не проспали - +1 балл

Причиной принятия христианства стала государственная воля руководителей Древней Руси: два года великий князь вместе с боярами, дружиной и старцами градскими выбирал из монотеистических религий ту, которая наилучшим образом подойдет для объединения Русской земли. После встреч с представителями иудаизма, ислама, восточного и западного христианства был отвергнут иудаизм (отсутствие еврейского государства было слабостью в глазах князя). После посылки делегаций в исламский Булгар мусульманство было отвергнуто ввиду запретов на употребления свинины, а главное, вина. Наконец, из западной и восточной ветвей христианства было выбрано восточное, византийское. Однако Владимир попытался выжать из ситуации максимум, попытавшись взять в жены сестру императора Анну. Подавив по просьбе византийцев восстание, но не получив обещанного, он осадил Корсунь (Херсонес). И только осада города вынудила византийцев выполнить обещание.

Причины +1 балл

Текст курсивом демонстрирует знания, но баллов за него не получить.

Принятие христианства в 988 году проводилось во многом насильственно. Идолы свергались, киевлян загоняли в Днепр ради крещения. Недаром, «Повесть временных лет» гласила, что Добрыня (дядя великого князя) крестил Новгород огнем, а Путята (дружинник) мечом. Крестят не огнем, как это делал Добрыня, а водой; не мечом, как это делал Путята, а крестом. Они сумели распространить христианство на крупнейшие города Руси, но при этом действовали, во многом, насильственным путем.

Событие +1

Личности и их влияние +1

Эти и другие соратники князя играли большую роль и в других событиях – создании богатырских застав (Добрыня стал прообразом былинного богатыря Добрыня Никитича). Результатом создания застав стало уменьшение потерь от набегов печенегов, отражение набегов венгров (998).

Дополнительный третий блок, который «страхует» получение балла за деятельность Добрыни, и за причинно-следственные связи

Последствия правления Владимира, который скончался в 1015 году, трудно переоценить. Распространение вместе с принятием христианства письменности, начало каменного строительства (Десятинная церковь с 989 года), создание художественных произведений в разных видах искусства (фрески, иконы, мозаики, литургия), начало распространения грамотности, смягчение нравов, вхождение восточнославянских племен в семью христианских народов, а, главное, укрепление Древнерусского государства – все это стало своеобразным предисловием к расцвету Древней Руси при Ярославе Мудром. Принцип «Один Бог на небе – один князь на земле» был воплощен в жизнь.

Оценка +1, перечислено множество событий, которые имели последствия за пределами описываемого периода.

Ошибок нет +2

Стиль +1

Пример сочинения ЕГЭ по истории

Период 1598-1613 (Смутное время)

Период конца XVI века и начала XVII в отечественной истории носит название Смутного Времени. В это время российскому государству пришлось столкнуться с политическим, экономическим и социальным кризисами, приведшими страну на грань краха.

В этот период можно выделить немало политических деятелей, чьей основной задачей было удержать власть в своих руках в условиях голода, частых восстаний и иностранной интервенции. После кончины последнего государя из династии Рюриковичей, Фёдора Иоанновича, страной правил, избранный Земским собором, Борис Годунов (1598-1605), влиятельный боярин и ранее ближайший советник царя Федора.

С началом его правления многие историки связывают на начало Смуты. Последствия политики опричнины, проводимой Иваном IV, а также голод 1601-1603 годов сильно ослабили экономику и вызвали волну недовольства среди населения, которая привела к смертям, грабежу и многочисленным восстаниям, например, восстанию Хлопка (1603). Все вышеуказанные события так или иначе способствовали росту недовольства правлением Бориса и усилению его соперников.

Ситуация ухудшилась с появлением на территории Российского царства Лжедмитрия I, предъявившего свои права на престол от имени «чудом спасшегося» наследника Дмитрия Иоанновича. Заручившись поддержкой части крестьян, некоторых отрядов казаков и бояр, Лжедмитрию вместе с польским отрядом удалось закрепиться в Москве.

К этому времени уже умер Борис Годунов, его жена и сын были убиты в результате боярского заговора. Царствование самозванца было недолгим и характеризовалось курсом на сближение с Польшей и проведением множества реформ, которые одобрили далеко не все слои населения. Подтверждение указов, закрепощающих крестьян, венчание по католическому обычаю — всё это подрывало сложившийся образ «правильного» царя и надежду на лучшее будущее при новом государе.

Очередной боярский заговор, организованный Василием Шуйским, одним из самых влиятельных бояр, покончил с правлением Лжедмитрия. Россия при Шуйском и последующим правлением бояр (Семибоярщина) столкнулась новыми крестьянскими волнениями (восстание Ивана Болотникова), а также с польско-шведской интервенцией.

В итоге Русь ещё долго не могла восстановиться после Смутного Времени. Первый шаг к восстановлению русской государственности был положен в 1613 году, когда на Земском соборе Михаил Фёдорович Романов был избран и приглашен на царство. Завершилась же Смута лишь в 1618 году после подписания Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполитой.

Смута начала XVII века – одна из самых тёмных эпох в истории российского государства. Многочисленные кризисы, нестабильность власти и слабость на политической арене привели к иностранным вторжениям и потере некоторых территорий на западе и северо-западе Руси. С другой стороны, в условиях Смутного Времени оказалось, что страна оказалась способна противостоять оккупации, голоду и кризису власти, ведь в итоге члены Земского Собора пришли к компромиссу и выбрали нового государя.

Готовые сочинения ЕГЭ по истории написанные на высокий балл:

  1. I период
  2. 862−945
  3. 945−972
  4. 980−1015
  5. 1015−1054
  6. 1054−1132
  7. 1132−1236
  8. 1237−1257
  9. 1263−1325
  10. 1325−1340
  11. 1359−1389
  12. 1389−1462
  13. 1462−1505
  14. 1533−1565
  15. 1564−1572
  16. 1584−1598
  17. 1598−1613
  18. 1613−1645
  19. 1645−1676
  20. 1676−1689
  21. II период
  22. сентябрь 1689 – январь 1725
  23. июнь 1762 – ноябрь 1796
  24. ноябрь 1796 – март 1801
  25. март 1801 – май 1812
  26. июнь 1812 – декабрь 1825
  27. декабрь 1825 – февраль 1855
  28. февраль 1855 – март 1881
  29. март 1881 – октябрь 1894
  30. октябрь 1894 – июль 1914
  31. III период
  32. июль 1914 − январь 1917
  33. февраль 1917 − октябрь 1917
  34. 1918 − 1922
  35. март 1921 − октябрь 1928
  36. октябрь 1928 − май 1941
  37. июнь 1941 − ноябрь 1942
  38. ноябрь 1942 − декабрь 1943
  39. январь 1944 − май 1945
  40. июнь 1945 − март 1953
  41. март 1953 − октябрь 1964
  42. октябрь 1964 − март 1985
  43. март 1985 − декабрь 1991

База знаний для самостоятельного написания и оформления сочинения на отлично:

  1. Как написать сочинение рассуждение
  2. Как написать сочинение: примеры и правила написания
  3. Как написать сочинение по картине
  4. Готовые сочинения по ЕГЭ и шаблоны написания по плану
  5. Сочинение ЕГЭ по русскому языку пример и план написания
  6. Сочинение ЕГЭ по обществознанию пример и план написания
  7. План и структура сочинения
  8. Критерии оценивания сочинения
  9. Комментарий к сформулированной проблеме ЕГЭ