Сочинение по истории

Сочинение по истории

Содержание:

  1. План написания сочинения по истории
  2. Часть 1. Общая характеристика (введение)
  3. Часть 2. Основная часть
  4. Часть 3. Заключение
  5. Как писать сочинение по истории
  6. Как начать сочинение по истории
  7. Речевые клише для сочинения по истории
  8. Виды аргументов для сочинения по истории
  9. Как подготовиться к сочинению по истории
  10. Критерии оценивания сочинения по истории
  11. Технология написания сочинения по истории
  12. Написание блока К1
  13. Написание блока К2
  14. Написание блока К3
  15. Написание блока К4
  16. Написание блока К5
  17. Пример сочинения по истории
  18. Скачать готовые сочинения по истории
  19. Образцы сочинений по истории
  20. Учебник по написанию и оформлению сочинения

История - это наука об изучении законов развития человеческого общества. Целью изучения истории являются прошедшие события, социальные структуры, экономические отношения, культура и т. д.

Но в то же время история - это не просто констатация фактов или изучение социальных процессов, имевших место 100, 100 или 1000 лет назад. Во-первых, история - это клад знаний в социологии, военной науке и политологии, который может быть применен к современности или, наоборот, извлечен из ошибок прошлого и не повторен.

История - точная наука, потому что она требует хронологии событий. Как экзистенциальная наука о фактах, связанных с конкретной датой, она имеет несколько функций:

  1. Взгляд на мир (понимание прошлых событий);
  2. Практическое (объективное понимание истории процесса);
  3. Воспитание (нравственность, патриотизм, формирование сознания)
  4. Познание (предоставляет информацию о событиях и времени)

План написания сочинения по истории

Сочинение по истории должно представлять собой последовательное, связное изложение материала. Таким образом, главное требование к сочинению ЕГЭ по истории: последовательность и связность. Какие-то более конкретные пожелания по форме составители КИМов не указали. Но учитывая, что в критериях оценивания предъявляется ряд требований по содержанию исторического сочинения, то при определении шаблона сочинения можно отталкиваться именно от этих требований. В историческом сочинении должны быть указаны:

  • два события/явления/процесса
  • две исторические личности и их роль в указанных событиях/явлениях/процессах
  • две причинно-следственные связи между указанными событиями/явлениями/процессами (внутри периода!)
  • оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

Кроме того, в сочинении ЕГЭ по истории необходимо использовать исторические термины и избегать фактических ошибок. Исходя из вышеприведенных требований можно выработать подходящий именно вам шаблон сочинения по истории. План сочинения ЕГЭ по истории:

Часть 1. Общая характеристика (введение)

Прежде всего надо дать общую характеристику периода в нескольких предложениях. Для этого следует сформулировать, чем определяются хронологические рамки периода (это обязательно какие-то значимые события), выявить главные, ключевые особенности периода и господствующие тенденции. Рекомендуемые выражения:

  • Период с … по … - время ...
  • Хронологические рамки определяются ...
  • Это было время ...
  • Данный период характеризуется ...

Часть 2. Основная часть

Рекомендуется примерно придерживаться следующего плана:

  1. внутриполитическое развитие (если возможно – с разделением на отдельные этапы);
  2. внешняя политика (войны, дипломатия) – рекомендуется выделять направления и задачи по этим направлениям;
  3. социально-экономическое развитие (экономика, изменения в обществе);
  4. культура (общее состояние, основные деятели, памятники).

Выдержать этот план не всегда удается – например, для периода 1917-1921 гг. трудно разделить внутреннюю и внешнюю политику. Зато там надо обязательно выделить отдельные этапы (февраль-октябрь 1917 г.; октябрь 1917 – март 1918 гг.; март 1918 – март 1921 гг.) и в их рамках упомянуть о внешнеполитических проблемах. При характеристике требуется называть события, личности, указывать причинно-следственные связи, использовать понятия и термины.

События:

Называя конкретные события, желательно указывать их даты (хотя бы примерные: например, в 1870-х), места, участников, возможные причины и последствия. Важно не пропустить ключевые события (так, вас не поймут, если в рассказе об эпохе дворцовых переворотов не будет истории с кондициями).

Личности:

Важно не просто упомянуть личности, но показать их роль в событиях. Она может заключаться в руководстве чем-либо, а также в создании памятников (культуры). Также желательно указывать важные родственные связи – например, упомянуть, что Ярослав Мудрый – сын Владимира I Святого.

Причинно-следственные связи:

Можно выделить следующие виды причин: А) объективные и субъективные (не зависящие и зависящие от воли и желания людей); Б) политические (внешние и внутренние), социально-экономические и культурные (культурно-идеологические). Причины и последствия часто взаимосвязаны друг с другом. Можно выделить причины как самого события, так и причины определенного исхода события. Например, причины войны и причины поражения (победы) в войне. Очень желательно охарактеризовать причины (и, если возможно, последствия) господствующей тенденции периода, его главных особенностей.

Термины и понятия:

Их число не лимитировано, но, конечно, должно быть больше одного. Очень желательно дать определения некоторых понятий. Надо следить, чтобы в определениях не было тавтологии («масло – это то, что масляное») и избегать сравнений, метафор и т.п.

Часть 3. Заключение

Здесь нужно дать оценку влияния событий (явлений, процессов) описываемого периода на дальнейшую историю России Кроме того, требуется опора на исторические факты и/или мнение историков. То есть надо показать, какие последствия имели те события и явления, которые происходили в описываемый период, для истории страны, и дать им оценку. Оценка может быть:

  • А) положительной (подъём, прогресс, рост, создание, расширение, присоединение, победа, эффективная реформа)
  • Б) отрицательной (упадок, регресс, разрушение, конфликты, террор, репрессии, потери, поражения, неэффективные реформы)

Редкие периоды можно оценить однозначно. Обычно: с одной стороны…, с другой стороны… С историографией – возможно использование формулировок «Многие историки», «По мнению ряда историков» и т.п. Если известно мнение какого-либо конкретного историка - обязательно его привести.

Как писать сочинение по истории

  1. Сформулируйте тему текста. (О чём говорится в данном тексте?)
  2. Укажите, какую основную проблему затрагивает автор в этом тексте.
  3. Напишите вступление, в котором будет указана тема и перечислены основные вопросы, которые автор затрагивает в тексте.

Как начать сочинение по истории

Постарайтесь избежать в своем сочинении типичных ошибок, которые обычно встречаются в работах:

  1. Не превращайте сочинение в изложение: нужен не пересказ текста, а его интерпретация — толкование затронутой в тексте проблемы.
  2. Не начинайте сочинение с местоименной фразы этом тексте говорится...).

Приведу удачные, на мой взгляд, примеры из экзаменационных работ:

  1. Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, которая вся в росе и сверкает в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передается и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте Владимира Солоухина.
  2. За что дают ордена и медали старикам, когда-то участвовавшим в войне, или людям, добросовестно трудящимся на производстве? Справедливы ли эти государственные награды? И нужно ли вообще их давать? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Г. Смирнова.

Речевые клише для сочинения по истории

Если в тексте:

  • анализируется проблема
  • автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему
  • автор размышляет над проблемой
  • даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
  • излагается история – возникновения, формирования, развития, создания…
  • исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
  • показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
  • подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
  • характеризуется – состояние, сущность…
  • рассматривается – вопрос, пример…

Найдите предложение, которое выражает авторскую позицию.

Прокомментируйте авторскую позицию:

Автор

  • убедительно доказывает, что…
  • обращает внимание на то, что…
  • даёт оценку…
  • выражает тревогу…
  • выявляет сущность…
  • разграничивает понятия …
  • верно (тонко) замечает…
  • по мнению автора, главное значение имеет…

Сформулируйте и запишите свою точку зрения на проблемы, затронутые в тексте.

Дайте обоснование своей позиции:

  • с моей точки зрения, эта проблема весьма актуальна…
  • автор абсолютно прав, утверждая, что…
  • трудно не согласиться с автором в том, что…
  • по моему мнению, злободневность затронутой проблемы в том, что…
  • мне кажется, что автор не прав, утверждая, что…
  • не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
  • представляется спорным утверждение автора о том, что…

Приведите 2 аргумента в доказательство своей позиции, разверните и прокомментируйте основные мысли текста.

Виды аргументов для сочинения по истории

I. Логические (рациональные) аргументы:

  1. Факты (представлены в предложениях, фиксирующих эмпирические знания).
  2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы и т.д.).
  3. Статистика (количественные показатели развития производства и общества).
  4. Объективные показатели состояния дел (например: Волга длиннее Оки).
  5. Законы природы.
  6. Определение, задача которого – обобщить, дать представление о предмете как части более широкой категории; опирается на выявленные сущностные признаки определяемого предмета.
  7. Положения юридических законов, официальных документов, постановлений и др. нормативных актов, обязательных для выполнения.
  8. Данные экспериментов и экспертиз.
  9. Свидетельства очевидцев.

II. Иллюстративные аргументы – примеры:

В отличие от факта – обобщённо-объективированного утверждения – пример имеет наглядную описательную форму; его задача – объяснить понимание тезиса, доказать его правильность.

а) конкретный пример:

  • пример-сообщение о событии (берётся из жизни, рассказывает о действительно имевшем место случае);
  • литературный пример (пример – текст из общеизвестного произведения);

б) предположительный пример (рассказывает о том, что могло быть при определённых условиях).

III. Ссылки на авторитет:

  • мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, общественного деятеля и т.п.;
  • цитата из авторитетного источника;
  • мнение специалиста, эксперта;
  • обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
  • мнение очевидцев;
  • мнение должностных лиц (когда речь идёт о вопросах, находящихся в сфере их компетенции);
  • общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе.

Напишите (жизнеутверждающее, эмоционально положительное) заключение.

Речевые клише:

  • итак, можно сделать вывод, что…
  • таким образом, всё вышесказанное
  • убеждает читателя в том, что…
  • позволяет утверждать, что…

Как подготовиться к сочинению по истории

Это задание даёт целых 12 первичных баллов из 56! То есть пятую часть вашего экзамена. Очень важно научиться правильно писать историческое сочинение

Формулировка задания в ЕГЭ выглядит так:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. – май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. Вам дано на выбор 3 исторических периода, каждый из них относится к трём разным группам периодов. Из каждой группы Вам представлено по одному. Первая группа периодов: 862 - 1689 годы (От призвания Рюрика в Новгород, то есть начала русской истории, до фактического прихода к власти Петра I) Вторая группа: 1689 - 1914 годы (От правления Петра I до начала Первой Мировой войны) Третья группа: 1914 - 1991 (От начала Первой Мировой войны до распада СССР)

Вам в ходе подготовки нужно выбрать "любимую" группу, в рамках которой вы бы изучили историю максимально тщательно. Рекомендую выбирать вторую группу. Подавляющее большинство периодов привязано к датам правления глав Российского государства. Некоторые периоды не привязаны к правителям и отражают особенности времени (Смута или эпоха дворцовых переворотов, например).

Когда вы выбрали период (разумеется, тот, который лучше знаете), набросайте себе основные события, которые тогда произошли. Желательно вспомнить 5-6 событий. Даты в сочинении можно вообще ни разу не указывать! Сомневаетесь - не пишите. За неправильную дату снимут балл. Есть 2 правильных события - получаем 2 балла.

Общую характеристику периода писать не обязательно! За это баллов не ставят. Но написать можно, для красоты.

Далее Вам нужно выбрать такие события, в которых решающую роль сыграл известный вам исторический персонаж. Этот персонаж должен не просто жить в то время или проходить мимо, а напрямую своим осознанным действием (или бездействием) повлиять на ход этого события, сделав его именно таким, каким оно стало. И обязательно нужно указать, что это было за действие (или бездействие) и как именно оно повлияло на это событие. Мало указать на титул или должность, нужна конкретная роль. "Суворов выиграл сражение при Рымнике" - мало. А какое, он, спрашивается, отношение имел к этому сражению? "Командуя русской армией, Суворов разбил пятикратно превосходящую армию турок в сражении у реки Рымник". Есть чёткая связь персонажа, его роли и события - получаем ещё 2 балла. Можно привязать двух персонажей к одному из выбранных событий!

Итак, у вас есть 2 события с чётко привязанными к нам персонажами. Теперь надо подумать над тем, а почему эти события произошли? Что послужило их причиной (причинами)? У любого события есть причина. Роль личности в событии не должна совпадать с причиной события. Причины - это то, что сложилось до события и к нему привело. Роль личности проявляется прямо в самом событии. Грамотно оформили две причины событий (это может быть одно событие, а могут быть и разные!) - получаем ещё 2 балла за причинно-следственные связи. Связывать 2 ваших события друг с другом не обязательно! Писать последствия событий тоже не обязательно, но очень желательно. Почему?

Потому что в конце нужно сделать вывод. И здесь тоже не всё так просто. В выводе нужно показать, как те события, что вы описали в сочинении, повлияли на дальнейшую историю России. То есть нужно "закинуть удочку" на следующий период. Пишете при Александра I - в выводе не забудьте про то, что в последние годы его правления сложились причины для восстания декабристов, случившегося сразу после его смерти. Что это за причины, разумеется, нужно раскрыть. Те события, что вы до этого указывали, также обязательно должны "засветиться" в выводе. Вот тут нам и помогут уже описанные вами последствия этих событий. Как эти последствия отразились на следующем периоде истории? Расписываете в выводе. На мнения историков опираться не обязательно! Можно ограничиться только фактами без потери балла. Если вывод правильный - получаете ещё один балл.

По ходу сочинения вы должны упомянуть хотя бы один исторический термин. Список всех терминов, которые должен знать школьник к ЕГЭ имеется в документе, называемом "Историкокультурный стандарт". Используя термин, очень желательно раскрыть его смысл, чтобы эксперты точно его "увидели". Например: в проведении реформ Ивану IV помогала Избранная рада (Так Андрей Курбский называл круг друзей и сподвижников Ивана, которых царь привлекал к управлению государством. Туда входили сам Курбский, а также Сильвестр, Макарий, Адашев, и т.д.). Есть хоть один термин - есть ещё 1 балл.

За всё вышеописанное вы получаете максимум 8 баллов. Откуда берётся ещё 4?

Если вы суммарно за события, персонажей, причины и вывод получили хотя бы 5 баллов (максимально там 7, так как балл за термины не в счёт), тогда для вас открывается возможность получить:

  • 3 балла за отсутствие фактических ошибок. Каждая ошибка лишает вас одного из этих баллов. Сделали больше 3 ошибок - в минус не уйдёте, но и баллов не получите, разумеется. Что считается исторической ошибкой? Это неверные даты, имена персонажей, порядковые номера правителей (вот тут будьте особо внимательны! Одна лишняя палочка превращает Александра II в его сына!), неправильные термины, события, которые происходили в другой период. Орфографические, синтаксические, и другие ошибки в русском языке сюда не засчитываются! За них баллы не снимаются, но настроение эксперту они портят. Так что не рекомендую. Орфографическая ошибка в термине может исказить его смысл (например если это кампания - компания, верфь - вервь и другие слова, где ошибка в букве меняет смысл). Тогда можно потерять балл за термин, если другого (правильного) термина в сочинении нет.
  • 1 балл за связность сочинения. Оно должно представлять не сборник отрывочных кусков текста, а единый рассказ. Используйте связки между смысловыми частями! Все они должны быть связаны переходами. Например: "Также в этот период произошло ещё одна важное событие - ...", "В заключение хотелось бы отметить, что...". Это по сути уже не вопрос к вашей общей грамотности, а не к знаниям истории.

Вот так вы и получите идеальное сочинение. Самое главное - практикуйтесь. К моменту сдачи ЕГЭ вы должны последовательно написать минимум 10 сочинений, совершенствуя новые после проверки старых. Удачи вам!

Критерии оценивания сочинения по истории

 

Критерии оценивания

Баллы

К1

Указание событий (явлений, процессов)

2

Правильно указаны два события (явления, процесса)

2

Правильно указано одно событие (явление, процесс)

1

События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно

0

К2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

2

Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

2

Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса)

1

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

Исторические личности не названы

0

  Критерии оценивания Баллы

К3

Причинно-следственные связи

По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

2

Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

2

Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период

1

Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны

0

К4

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

1

Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков

1

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

ИЛИ

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана

0

К5

Использование исторической терминологии

1

При изложении корректно использована историческая терминология

1

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

ИЛИ

Исторические термины, понятия не использованы

0

К6

Наличие фактических ошибок.

1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

2

В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

2

Допущена одна фактическая ошибка

1

Допущены две или более фактические ошибки/

0

К7

Форма изложения.

1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов

1

Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

1

Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

0

Максимальный балл

11

Критерии К5, К6 и К7 оцениваются только если за К1-К4 набрано 4 балла и выше!

Технология написания сочинения по истории

Написание блока К1

Теория:

Событие – единичное событие, объективно имевшее место и локализованное во времени и пространстве.

Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон.

Явление – исторический факт, отражающий типичное, общее; периодически повторяющееся событие.

Князь Игорь ввел полюдье – ежегодный сбор дани с племен, входивших в Древнюю Русь.

Процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей.

Процесс собирания русских земель проводился московскими князьями на протяжении двух веков, начиная с Ивана Калиты и заканчивая Василием III.

Лайфхаки:

1) Работаем с запасом: приводим не два факта, а больше.

2) События относятся к описываемому периоду!

3) Приведя 2 факта – не радуйся, ты еще не герой. Эти баллы есть во всех сочинениях.

4) Получите первые два балла уже в первом абзаце – при характеристике исторического периода:

1. Нельзя называть период только именем правителя, надо называть и центральный процесс времени.

2. Характеристика периода: экономика, политика, социальная и духовная сферы.

980-1015 гг. – это время правления Владимира Святого (Красное Солнышко), важный период становления Древнерусского государства. В этот период развивалось земледелие и торговые связи, чеканились златники и сребренники, укреплялась власть князя, который посадил своих сыновей в качестве наместников в разные земли, продолжалась расслоение общества, но главное – Владимир дважды провел преобразования в духовной сфере, реформируя религию.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Нет фактов. При выборе периода декабрь 1825 г. – февраль 1855 г. положение «Это время правления Николая I» не будет засчитано как историческое явление, так как упоминание имени монарха не содержит указания на социально-экономические, политические отношения в данный период или явления, связанные с развитием общественной жизни, духовной культуры.

«Декабрь 1825-февраль 1855 г. – это время правления Николая I. В данный период господствовала крепостническая система ведения хозяйства» по критерию К1 будет засчитано, так как оно указывает на определенную исторически обусловленную систему социально-экономических отношений, характерных для данного периода.

Фактическая ошибка

«А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко».

«А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и рассказы Зощенко».

Фактическая ошибка и некорректная формулировка

«Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Задачей этих реформ было улучшить положение в сельском хозяйстве. Реформы Косыгина были очень удачными и позже они вылились в восьмую пятилетку…» Обратим внимание на то, что небрежность в формулировках приводит в приведенном примере к фактическим ошибкам, так как задачи реформ Косыгина указаны неправильно. Формулировка «реформы вылились в восьмую пятилетку» абсолютно ошибочная, так как реформы не «вылились», а осуществлялись в ходе восьмой пятилетки.

Если бы выпускник сформулировал свою мысль так: «Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Одной из задач этих реформ было улучшить положение в сельском хозяйстве»., то смысл ответа был бы иным

Написание блока К2

Теория:

Конкретные действия – осмысленные социальные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля.

Должны быть названы изменения, произведенные этими действиями – события, явления, процессы, в которых указанные в сочинении личности сыграли роль своими действиями.

Несомненно, что требование указания конкретных действий придает заданию определенную трудность.

Не социальное действие

Екатерина I родила будущую императрицу Елизавету.

Не единичное действие

Жуков координировал фронты во время Курской битвы.

Исторический деятель не принимал в действии непосредственного участия

Войска Андрея Боголюбского разорили Киев в 1169 г.

Не указаны последствия действий

Владимир крестился в Херсонесе в 988 г.

Лайфхаки:

I. ВЫБИРАЕМ ПЕРИОД ПРИ ЗНАНИИ ДВУХ ДЕЯТЕЛЕЙ

II. Создание произведений культуры является конкретными действиями.

III. Действия деятелей относятся к названным событиям!!!

IV. Ответьте на 3 вопроса:

1) Кто этот исторический деятель?

2) Что конкретно СДЕЛАЛ (НЕ СДЕЛАЛ) исторический деятель?

Не работают:

ЧТО ДЕЛАЛ? Командовал фронтом

СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ

попал в плен

3) Какие последствия имело конкретно это действие?

Владимир и Добрыня

Алексей Михайлович и Разин

«Н.М. Карамзин написал повесть “Бедная Лиза” (конкретное действие), чем внес вклад в появление и утверждение сентиментализма в русской литературе»

2 мая 1945 г. Егоров и Кантария водрузили знамя Победы над Рейхстагом, что символизировало Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Проявил инициативу, приказал, отказался принять католичество, послал приглашение, написал «Поучение», ввел указом, разработал план, вызвал на поединок, передал власть, благословил, перенес митрополичью кафедру…

Не решился принять закон/начать штурм/объявить войну, в результате чего…

Событие +1 балл

Личность и ее конкретные действия, связанные с этим событием +1 балл

Идол, языческий, великий князь, капище могут рассматриваться как термины, а могут и нет; Перун точно нет. Надеюсь, что если написать племена, а не племенные союзы, то балл не вычтут, но…

Причины – стоит выделять это слово, чтобы эксперты не проспали - +1 балл

Первый раз великий князь провел религиозную реформу сразу после того, как он взошел на киевский стол в 980 году. По указанию Владимира на холме были установлены 7 идолов высших языческих богов во главе с Перуном, которые стали центральным капищем страны на следующие восемь лет. Причиной таких преобразований было стремление Владимира укрепить власть великого князя и личную власть над разрозненными славянскими племенными союзами. Однако усиление государства с помощью не только силы, но и духовной власти оказалось сложным. Последствия, того, что Владимир установил иерархию множества племенных богов, оказались не столь значимыми. Даже принесение человеческих жертв Перуну не сплачивало должным образом государство. Владимир задумался о новых духовных преобразованиях.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Не единичный факт

«М.И. Кутузов командовал русской армией в ходе Отечественной войны 1812 г., и в этом состоит его роль в победе в данной войне»

«На военном совете в деревне Фили, о том, что М.И. Кутузов произнес свои знаменитые слова: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна», после чего отдал приказ об оставлении Москвы, сыграв тем самым роль в сохранении русской армии, а значит, и в победе над неприятелем»

Действие совершено не только этим историческим деятелем

«Роль Александра Невского в отпоре завоевателям, совершившим в XIII в. нашествие на русские земли с северо-запада, состоит в том, что он одержал победы в Невской битве и Ледовом побоище».

«Александр Невский в Ледовом побоище предпринял следующие конкретные действия: расположил отряд ополченцев против головы рыцарской «свиньи», расположил за спинами ополченцев обоз, расположил конницу по флангам, в решающий момент битвы отдал приказ коннице вступить в бой»

Не указано конкретных действий

«В этот период была проведена реформа А.Н. Косыгина. В ходе реформы было сокращено количество плановых показателей для предприятий, расширена их хозяйственная самостоятельность, предприятия получили возможность формировать фонды, которые использовали по собственному усмотрению, в том числе для материального стимулирования работников, были упразднены совнархозы. Косыгин руководил проведением этой реформы».

«В сентябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на Пленуме ЦК КПСС с докладом об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства (конкретное действие). Фактически именно с этого доклада и с принятия соответствующего Постановления Пленума ЦК КПСС началось проведение реформы в промышленности.» (Разработчиком же реформы был экономист Е.Г. Либерман).

При описании не указана роль исторического деятеля

«При Николае I была проведена реформа государственной деревни Киселева. Во время реформы было введено крестьянское самоуправление в государственной деревне, в деревнях создавались школы, больницы, осуществлялось переселение крестьян на свободные земли в другие районы страны»

«П.Д. Киселев лично посетил Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, чтобы убедиться в действенности предлагаемых им мер. По возвращении Киселев представил Николаю I доклад, в котором наметил основные направления реформы, а в мае 1837 г. он представил императору подробный проект реформы, получивший одобрение. Все эти действия Киселева сыграли важнейшую роль в подготовке реформы государственной деревни.»

Приведение конкретных действий исторической личности без указания того процесса, в котором этим действием личность сыграла роль

«Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина» (на этом сочинение заканчивается).

«Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина. Это стихотворение фактически обвиняло власть в гибели поэта. В результате стихотворения Лермонтов был отправлен служить на Кавказ».

Конкретных действия исторических личностей, которые спорны с исторической точки зрения

«Николай I лично вышел на Сенатскую площадь к восставшим и попытался уговорить их разойтись».

Потерян балл за фактическую ошибку

«Николай I лично отдал приказ артиллерийским офицерам на Сенатской площади дать залп картечью по войскам декабристов».

Написание блока К3

Теория:

Причинно-следственная связь всегда предполагает, что одно историческое событие (процесс, явление) при определенных исторических условиях порождает другое событие (процесс, явление). Поэтому между причиной и следствием всегда существует определенное временное соотношение: сначала происходит событие-причина, а затем – событие-следствие.

Однако не всегда предшествующее событие является причиной последующего, так как они могут быть не связаны.

Лайфхаки:

Нельзя смешивать причины и последствия действий личности. Пишите это в разных предложениях!

Пример приведения причины:

Причиной принятия христианства стала государственная воля руководителей Древней Руси: два года великий князь вместе с боярами, дружиной и старцами градскими выбирал из монотеистических религий ту, которая наилучшим образом подойдет для объединения Русской земли.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Фактическая ошибка

«Последствием заключения Россией Тильзитского мира стала Континентальная блокада».

«Последствием заключения Россией Тильзитского мира стало присоединение страны к Континентальной блокаде».

Указание желания исторического деятеля произвести какое-либо действие в качестве причины этого действия

«Причиной издания Жалованной грамоты дворянству было стремление Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые».

«Стремление князей совместно обсудить некоторые вопросы стало причиной Любечского съезда»

Указано историческое явление (усобицы), с которым связано возникновение стремления

«Зависимость императора от гвардии стало причиной стремления Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые».

«Причиной Любечского съезда было стремление князей прекратить усобицы».

В качестве причины указывается факт, представляющий собой субъективную характеристику мотива каких-либо действий исторической личности, но упоминание об этом факте в исторических источниках отсутствует

«Князь Святослав хотел быть похожим на своих предшественников – Олега и Игоря, – поэтому он стал храбрым воином и совершал походы на Византию».

«Святослав стал продолжателем дела своих предшественников, это подтверждается анализом внешней политики указанных князей.»

Написание блока К4

Теория:

Оценивается не период, а его события!!!

Указываются события, повлиявшие на события в дальнейшем, а не просто явления, дошедшие до нашего времени.

Лайфхаки:

1) Оценку событий периода можно не всегда приводить в конце.

2) Плюсы и минусы писать не обязательно.

3) Историков цитировать не обязательно.

4) Главное – показать последствия действия событий периода на последующие эпохи.

5) Можно дома при подготовке:

А) выписать мнения историков (в т.ч. Кацва, Сахаров, Орлов…

Б) писать без ссылки на конкретного историка («по мнению историков…»)

В) свое с опорой на факты!

Последствия правления Владимира, который скончался в 1015 году, трудно переоценить. Распространение вместе с принятием христианства письменности, начало каменного строительства (Десятинная церковь с 989 года), создание художественных произведений в разных видах искусства (фрески, иконы, мозаики, литургия), начало распространения грамотности, смягчение нравов, вхождение восточнославянских племен в семью христианских народов, а, главное, укрепление Древнерусского государства – все это стало своеобразным предисловием к расцвету Древней Руси при Ярославе Мудром. Принцип «Один Бог на небе – один князь на земле» был воплощен в жизнь.

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Вывод выпускника, который писал сочинение по периоду 1565–1572 гг.:

«Итак, данный период был одним из самых страшных и кровавых в истории России. В ходе проведения политики опричнины погибли представители знатных боярских родов, что укрепило личную власть. В результате политики опричнины страна была разорена».

«В период опричнины общепринятыми явлениями были попирание царём и опричниками христианских и моральных норм и ценностей, репрессии в отношении церкви. Это привело к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Особенно ослабление нравственных ориентиров, произошедшее в период опричнины, проявилось через 30 лет, в годы Смуты, когда самозванчество, заговоры против монархов, предательство, братоубийственные войны, массовые грабежи и убийства мирных жителей стали закономерным результатом забвения ценностей, традиций и святынь, произошедшего при царе Иване Грозном».

Указаны не события следующих исторических эпох, порожденные событиями (процессами, явлениями) выбранного периода истории, а явления, возникшие в выбранный период истории и в неизменном виде продолжавшие существовать в будущем.

«Военные поселения, созданные в эти годы, просуществовали до начала правления Александра II».

«Военные поселения, созданные в данный период, характеризовались крайне жесткими порядками, что приводило к восстаниям военных поселян в последующие периоды истории (например, восстание военных поселян в Новгородской губернии в 1831 г.)».

Правильно: Июнь 1812 г. – декабрь 1825 г. достаточно написать, что «восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 г., его поражение, привели при императоре Николае I к усилению реакционной политики российского самодержавия, в частности это проявилось в создании III Отделения ЕИВК, занимавшегося политическим сыском».

Написание блока К5

Теория:

Термины – это не имена собственные!!!

Термины – это не географические названия, не названия битв и не общепринятые слова (князь)

Лайфхаки:

Для одного балла достаточно использовать один термин! См. список терминов из Историко-культурного стандарта, а их определения – в пособиях «Эксперта»! Термины надо употреблять точно, уместно и грамотно!

Типичные ошибки:

НЕПРАВИЛЬНО

ПРАВИЛЬНО

Неточные термины

«В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Канцелярия».

«Павел I издал декрет о трехдневной барщине».

«В июне 1905 г. началась забастовка на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"».

«В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Отделения Его императорского величества Канцелярия».

«Павел I издал указ о трехдневной барщине».

«В июне 1905 г. началось восстание на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"».

Пример сочинения по истории

Сочинение по истории

Скачать готовые сочинения по истории

  1. Скачать сочинение по истории на тему: Ярослав Мудрый: исторический портрет
  2. Скачать сочинение по истории на тему: Голод 1932-1933 гг. и его причины
  3. Скачать сочинение по истории на тему: Самозванцы в истории России
  4. Скачать сочинение по истории на тему: История Отечества в первой половине ХIX века
  5. Скачать сочинение по истории на тему: Политический и экономический строй на Киевской Руси
  6. Скачать сочинение по истории на тему: Александр Невский и его место в русской истории

Образцы сочинений по истории

  1. От Древней Руси к российскому государству
  2. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству
  3. Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи
  4. Российская империя в XIX-начале XX вв.
  5. Россия в «годы великих потрясений». 1914-1921 гг.
  6. Советское общество в 1920-е-1930-е гг.
  7. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
  8. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 гг.
  9. Российская Федерация в 1991-2014 гг.
  10. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе
  11. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси
  12. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде
  13. Роль Ивана IV Грозного в российской истории
  14. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток
  15. Присоединение Украины к России (причины и последствия)
  16. Фундаментальные особенности социального и политического строя России. (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы
  17. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований
  18. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти. большевиков и их победы в Гражданской войне
  19. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры
  20. Характер национальной политики большевиков и ее оценка
  21. Январь 1944 − май 1945
  22. Июнь 1945 − март 1953
  23. Март 1953 − октябрь 1964
  24. Октябрь 1964 − март 1985
  25. Март 1985 − декабрь 1991

Учебник по написанию и оформлению сочинения

  1. План и структура сочинения
  2. Как написать сочинение
  3. Как написать сочинение по ЕГЭ
  4. Как написать сочинение по русскому языку
  5. Как написать сочинение по обществознанию
  6. Как написать сочинение рассуждение
  7. Как написать сочинение по картине
  8. Как написать комментарий к проблеме сочинения
  9. Критерии оценивания сочинения