Собственность как экономическая категория

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Проблема неравенства доходов в современной России
Проблема ограниченности ресурсов в экономике
Экономическая роль государства
Экономическая безопасность РФ и основные пути ее повышения


Введение:

Среди разнообразных желаний и стремлений человека, отражающих его экономическую сущность, интерес к обладанию материальным богатством занимает достойное место. Этот интерес, выработанный веками, вошел в плоть и кровь людей, находит свое проявление в появлении и существовании особого ощущения - чувства хозяина, владельца.

Экономика - это, прежде всего, экономика. Но там, где есть ферма, должен быть хозяин. Каждый хозяйственный объект, каждый ресурс, каждый товар должен иметь своего владельца. С экономической точки зрения владелец - это человек, который вовлекает объект в экономические процессы, стремясь наилучшим образом использовать его, чтобы получить от него большую выгоду. Там, где есть экономическая деятельность, всегда есть проблема собственности. Имущественные отношения пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в другой мир. Везде и всюду мы постоянно сталкиваемся с одним общим фундаментальным вопросом: кто владеет экономической властью, кто присваивает материальные условия человеческого существования, является ли он собственником земли, заводов и духовных ценностей? Социальная сущность этих отношений является выражением экономических отношений собственности, присущих данному обществу. Сегодня мы все готовы подать в суд на государство, которое присвоило и растратило наши трудовые сбережения, не платит нам заработанные деньги и пенсии. В связи с этим цивилизация не ушла далеко от животного мира, где каждый защищает свою среду обитания, претендует на тот или иной «кусочек» или территорию.

Общепринято, что проблема собственности является, пожалуй, одной из наиболее важных проблем, определяющих формирование, существование и развитие человеческого общества. Стабильность, благополучие и зачастую само существование любого общества, а также каждого отдельного члена данного общества, зависит от того, как и кем оно установлено, определено и регулируется в данный момент времени, в том числе в данный исторический период времени. 

Фактор ограниченных жизненных благ и экономических ресурсов требует не только разработки определенного порядка их распределения, но и установления некоторых правил контроля над ними. Конечные товары и экономические ресурсы, если они ограничены, не могут быть одинаково доступны для утилизации и использования абсолютно всеми членами общества. Если бы это было так, то общество было бы в беспорядке.

Собственность - это закрепление права на управление экономическими ресурсами и благосостоянием назначенных хозяйствующих субъектов.

В повседневной жизни существует точка зрения, что собственность - это отношения между человеком и собственностью, власть над собственностью. Стремление человека к владению собственностью рассматривается как врожденный инстинкт.

Однако экономика все больше признает доминирование социальной основы собственности, а не естественной. И в этом смысле можно до некоторой степени признать высказывание П.-Ж. Прудон: «Собственность - это кража» - ведь никто не будет возражать, что если один человек является владельцем вещи, то другой лишается возможности иметь ее в своем распоряжении.

Собственность рождает уверенность в непосредственном участии человека в вещах и событиях и тем самым связывает его с ними крепкими нитями, побуждает его постоянно действовать во имя сохранения и рационального использования предметов и объектов окружающего мира. И наоборот, отчуждение людей от вещей, лишение их возможности чувствовать себя хозяином порождает равнодушие, равнодушие, а иногда даже враждебность к тому, что воспринимается не как их, чужое.

В каждую историческую эпоху собственность как экономическая категория отражает всю систему социально-экономических отношений. Формы собственности и ее разновидности соответствуют существующей социально-экономической системе на всех ее уровнях. Проблема собственности чрезвычайно разносторонняя, и с каждым новым этапом развития экономической мысли раскрывается все больше и больше аспектов этой проблемы.

Итак, актуальность данной работы обусловлена ​​важностью имущества в современных социально-экономических отношениях.

Объект работы: собственность.

Предмет работы: содержание и формы собственности.

Цель состоит в том, чтобы рассмотреть и проанализировать структуру собственности: ее социальные, правовые и экономические аспекты; изучение различных форм собственности; анализ развития собственности в России и взаимодействия государственной и частной собственности.

Имущество и социально-экономические отношения

История возникновения собственности и развития ее форм

Собственность как экономическое отношение формируется на заре становления человеческого общества. Труд и его разделение между людьми и племенами оказали значительное влияние на возникновение и развитие форм собственности. Владение средствами труда стало одним из определяющих условий жизни, производством необходимых средств к существованию. В то же время производительный труд позволил получить экономический продукт в большей степени, чем это было необходимо для удовлетворения самых простых жизненных потребностей того периода. Возникает накопление собственности, возникает ее форма в форме богатства.

Появление богатых и бедных, стремление расширить свои владения порождают войны за обладание территориями, богатством, собственностью; собственность начинает переходить из рук в руки. Растущее население нуждается во все большем количестве земли, природных ресурсов, вовлеченных в производство. В результате все доступное человеку немедленно изолируется, захватывается, присваивается, разделяется, т. е. Становится собственностью.

Появление государств способствовало возникновению государственной собственности. Таким образом, разнообразные формы собственности сложились в виде личной, семейной, клановой, государственной. В результате межплеменных, а затем и межгосударственных войн захват и наследование материальных ценностей породили самые уродливые формы собственности - рабство и крепостное право, объектами которых были люди.

В эпоху феодализма натуральное хозяйство было прочно связано узами собственности на землю, орудиями ее возделывания и скотом с хозяином-феодалом. При капитализме средства производства становятся собственностью владельца капитала. Частная собственность процветает, отношения между субъектами и объектами собственности все чаще делятся на владение, распоряжение и использование.

В дальнейшем частная собственность модифицируется. Появляется акционерная форма собственности. Наряду с владением землей, природными ресурсами, зданиями и сооружениями, оборудованием и другой недвижимостью возрастает роль владения золотом и ювелирными изделиями, денежными средствами и ценными бумагами. Существует проблема интеллектуальной собственности на духовный продукт, собственности на информацию.

Революции, происходящие в отдельных странах, трансформируют, трансформируют формы и отношения собственности. В частности, социалистические революции пытаются отменить частную собственность на средства производства, заменив ее общественной, государственной собственностью. Но экономика, основанная на подавляющем господстве государственной собственности, оказывается неэффективной. В результате современный экономический мир, ставший в основном миром рыночной экономики, опирается на частную собственность и исходит из целесообразности сосуществования различных форм собственности.

Недвижимость как экономическая категория

Идея собственности начала формироваться в науке и жизни задолго до того, как появилась экономика, экономическая теория как особая отрасль науки. Прежде всего, собственность стала официальным объектом юридического, правового характера и философии.

Долгое время собственность как особое социальное отношение была непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако с дальнейшим развитием общественного производства собственность вместе с юридической становится также определяющей экономической категорией.

Давайте обратимся к оригинальным понятиям и определениям.

Собственность - это отношения между человеком, группой или сообществом людей (субъекта), с одной стороны, и любым веществом материального мира (объектом), с другой стороны, состоящее в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, разъединении, присвоение предмета субъектом. Таким образом, свойство характеризует принадлежность объекта к определенному субъекту.

Субъектом собственности (собственником) является активная сторона имущественных отношений, которая имеет возможность и право владения объектом собственности. Субъектами собственности являются, в конечном счете, сознательно одушевленные лица. Попытки заменить их определенными категориями типа «государство» без указания того, какие органы и лица представляют «государство», фактически приводят к «бессубъектному» свойству, которое является абстракцией. Только люди могут персонифицировать, практически реализовать право собственности.

Имущественный объект - пассивная сторона имущественных отношений в виде объектов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, полностью или в некоторой степени принадлежащих субъекту. Объекты собственности часто называют просто собственностью, включая в эту концепцию как сам объект, так и связанные с ним отношения собственности.

Понятие «имущественные отношения» включает, с одной стороны, отношение владельца «к своей вещи», то есть собственность, субъект-объектные отношения между субъектом и объектом. Эти первичные отношения служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, то есть субъект-субъектными отношениями. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, отражают имущественные отношения субъекта с другими субъектами. Эта группа отношений носит социально-экономический характер и определяет, прежде всего, формы распределения имущества, товаров, товаров, доходов и других ценностей между собственниками.

Действительно, невозможно представить себе собственность без того факта, что некоторые люди или их группы относятся к определенным вещам, условиям и продуктам производства как к своим собственным, а другие - как к чужим. Отсюда, очевидно, следует, что свойство - это отношение индивида к вещи. В то же время, поскольку мы говорим об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, есть основания говорить о собственности как об отношениях между людьми по поводу вещей. Будучи юридически регулируемыми государством, они приобретают форму имущественных прав, которая включает в себя право владельца владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью.

С более полным развитием определения собственности как экономической категории различные экономисты исходили из разных оснований для статического или динамического характера этой категории, ее основных проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. Наиболее функциональным является определение через основные проявления экономического господства владельца над вещью: владение, использование, распоряжение.

В наиболее общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами в отношении присвоения экономических ресурсов и товаров народного потребления. Кроме того, в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим в отношении присвоения товаров народного потребления. В результате в любом обществе, в любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает, главным образом, из разного отношения людей к экономическим ресурсам как к своим, так и к чужим.

Все действующие экономические системы различаются по своему отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Существует несколько исторических типов собственности, для которых характерны разные способы объединения производителя и средств производства, а также распределение произведенного общественного продукта между членами общества.

Принято проводить различие между первобытно-коммунальным, рабовладельческим, феодально-крепостным и капиталистическим типами собственности. До недавнего времени социалистический тип собственности также выделялся как особый, для которого, по-видимому, не было достаточных оснований. Ни в одной из стран мира, которые когда-то были частью социалистического сообщества, социализм фактически не был построен. Прямые производители в этих странах продолжали эксплуатироваться; воссоединение средств производства с рабочими на самом деле не состоялось. Тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда явного, но в некоторых случаях завуалированного) в этих странах, был установлен, причудливо объединил характерные черты, присущие типам собственности как предыдущих эпох, так и тех, что в настоящее время существующий.

Таким образом, собственность как экономическая категория определяется как отношение отдельных лиц или сообщества лиц к принадлежащей им вещи, как к своей собственной, что выражается в владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранение влияния всех других субъектов в той сфере экономического господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как социальное отношение к владению, распоряжению и распоряжению вещью.

Теория прав собственности

Признание собственности как особой экономической категории, основного производственного отношения является доминирующим как в экономической, так и в юридической науке. Есть и другое мнение на этот счет, представленное в основном в работах экономиста В.П. Шкредов и адвокат К.И. Скловский. Они считают, что собственности как экономической категории не существует, и мы можем говорить об этом только как о правовой категории. Основным аргументом в пользу этой позиции является то, что собственность выражается во всей системе производственных отношений, и поэтому ее якобы невозможно выделить как особую экономическую категорию. Действительно, проявление собственности во всей системе производственных отношений неоспоримо. Тем не менее, именно поэтому оправдано изолировать собственность от этой системы. Только так можно раскрыть сущность собственности.

В государстве отношения экономической собственности неизбежно получают юридическое подтверждение. Это выражается как в системе правовых норм, регулирующих эти отношения и формирующих институт прав собственности, так и в обеспечении определенной меры юридической силы для конкретного лица, являющегося владельцем данной вещи. В первом случае речь идет о праве собственности в объективном смысле, а во втором - в субъективном смысле или о субъективном праве собственности.

Определяя содержание права собственности в субъективном смысле, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Владелец имеет право по своему усмотрению совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и интересы других лиц, охраняемых законом, в том числе передачу его собственность в собственность других, передача их, оставление собственника, право владеть, пользоваться и распоряжаться собственностью, закладывать имущество и обременять его другими способами, распоряжаться им по-другому.

Право владеть, пользоваться и распоряжаться, а также субъективное право собственности в целом, юридически предоставляют возможности для поведения владельца. Они принадлежат ему, пока он остается владельцем. В тех случаях, когда собственник не может реально осуществлять эти полномочия (например, при аресте имущества), он не лишается ни самих полномочий, ни права собственности вообще. Раскрытие сущности каждого из прав, принадлежащих собственнику, необходимо для понимания и определения прав собственности как в субъективном, так и в объективном смысле.

Право собственности - это начальная, начальная форма собственности, отражающая юридическую, документально подтвержденную фиксацию субъекта собственности или фактическое владение объектом. Владение является основной формой, которая в этом смысле является доминирующей. Собственность - это номинальное право или практическая возможность использовать объект, но не всегда существенная, существенная реализация такой возможности. Владелец, владеющий объектом, может иметь право, удостоверенное наличием необходимых документов или просто признанное фактом, без его реализации, без его использования. Индивидуальные владельцы уже давно передали полномочия по управлению своей собственностью управляющим, сохраняя при этом получение дохода от собственности. Таким образом, собственность, взятая отдельно, еще не является полностью собственностью в социально-экономическом смысле этого слова, что подразумевает не только собственность, но также управление и использование объекта.

В ряде случаев право собственности превращается в формальное, объявленное право, которое владелец не использует, а иногда не знает, как его использовать, и не стремится к нему. Аналогичная ситуация была и остается с государственной собственностью, формально принадлежащей народу. В других случаях наблюдается, что функция собственности отделена от законного владельца и передана другому лицу, которое, не являясь владельцем собственности по статусу, фактически распоряжается им и использует его. Так, например, государственные органы, не являющиеся юридически владельцами государственной собственности (это номинально государство в лице народа), фактически выступают в качестве владельцев. Они арендуют и даже продают государственную (публичную, государственную) собственность, могут использовать ее сами, а иногда и уместно, не во всех таких ситуациях, имеющих полномочия номинальных собственников.

Использование означает использование имущества в соответствии с его назначением и по усмотрению и желанию пользователя. Владение и использование собственности могут быть объединены в руках одного предмета или разделены между разными предметами. Последнее означает, что вы можете использовать вещь, не будучи ее владельцем (владельцем). И наоборот, вы можете быть владельцем и не использовать объект собственности, передав это право другому субъекту. Так, например, сотрудник использует средства производства, не будучи владельцем, и, скажем, владелец отеля обычно не использует его.

Если пользователь не является владельцем или управляющим имуществом, он осуществляет отношения использования в течение определенного периода и в соответствии с условиями, установленными владельцем имущества в лице владельца или управляющего.

В современных условиях порядок представляет собой наиболее всеобъемлющий, высший способ реализации отношений между объектом и субъектом собственности, предоставляя субъекту право и возможность действовать по отношению к объекту и использовать его в рамках закона. практически любым желаемым способом, вплоть до перехода к другому предмету, глубокого преобразования, превращения в другой объект и даже ликвидации. Субъект с правом управления имеет возможность осуществлять основные полномочия владельца: устанавливать способы использования объекта недвижимости, право совершать сделки (продажи, сдачи в аренду, дарения) в отношении объекта недвижимости. Фактически владелец становится таким, получив права и реальную возможность, распоряжаться собственностью. Таким образом, даже владелец является истинным владельцем, если он является владельцем-менеджером. Делегирование, передача прав управления означает, по сути, передачу полномочий владельца в другие руки.

Необходимо выделить формы ограниченного распоряжения имуществом, называемые правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, такие формы предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации. Круг имущественных полномочий государственных и муниципальных предприятий, которым предоставлены эти права, определяется уставами этих предприятий, утверждаемыми уполномоченными государственными органами.

Определение прав собственности путем указания триады прав собственности (владение, пользование и распоряжение) характерно исключительно для российской традиции гражданского права. Впервые это определение было введено в научный оборот в 1813 году известным русским юристом В.Г. Кукольник.

Указание законом о том, что владелец имеет право совершать какие-либо действия в отношении принадлежащего ему имущества, позволяет говорить об абсолютности его прав, т. е. Неисчерпаемости, с перечнем конкретных действий, которые владелец может выполнять в отношении его собственность. В то же время неприводимость прав собственности к конкретным действиям вовсе не означает невозможность определения ее через конкретные права собственника. Для определения права собственности посредством полномочий необходима и достаточна их менее дробная структура, то есть разделение на права собственности, пользования и распоряжения. По замыслу законодателя, элементы триады как крупнейших структурных образований прав собственности призваны поглотить все возможные более глубоко дифференцированные права собственника. Права на владение, пользование и распоряжение бесконечны сами по себе, подобно бесконечно закрепленному праву собственности. Триада включает в себя все возможные действия владельца, только условно разбитые на три направления. Положение закона о том, что владелец имеет право по своему усмотрению совершать любые действия в отношении принадлежащего ему имущества, которые не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц. означает только то, что совершение любого из них происходит в рамках реализации прав на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Выбор триады имеет как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическая ценность такого рода разграничения прав заключается в возможности глубокого анализа контента и каналов реализации прав собственности. Конечно, триада - не единственный возможный список полномочий владельца.

Их число в законодательстве и законодательстве различных штатов колеблется от двух (владение и использование во Франции и распоряжение и устранение влияния других лиц на вещи в Германии) до одиннадцати - классификация А. Оноре:

  1. Право переуступки
  2. Право на использование.
  3. Право управления.
  4. Право на доход.
  5. Право суверена, то есть абсолютное право определять дальнейшую судьбу вещи (отчуждение, потребление, изменение или уничтожение).
  6. Право на безопасность, то есть иммунитет от экспроприации.
  7. Право наследовать товар.
  8. Право на неопределенное владение благом.
  9. Запрещение использования метода, вредного для окружающей среды.
  10. Ответственность в виде инкассо, т.е. возможность забрать вещи, чтобы погасить долг.
  11. Остаточный характер, то есть обязанность вернуть полномочия, переданные кому-либо после истечения срока.

Некоторые полномочия (5, 7) дополняют друг друга. Другие повторяют элементы римского права (1, 2). Следующие (5, 7, 10, 11) образуют эквивалент «порядка», который в континентальной теории считается высшим авторитетом, иногда называемым полной собственностью или полной собственностью.

Не все полномочия напрямую связаны с экономикой. Например, право наследовать. Другие права и их реализация переводят собственность в экономически функциональное состояние - право владеть, пользоваться, распоряжаться. Право на доход является важнейшей формой экономической реализации и экономического функционирования собственности.

Независимо от того, насколько мал или велик круг полномочий, установленных в законе, его основным назначением является лишь условное разграничение всех возможных действий владельца, и, следовательно, объем этих полномочий практически неограничен. Если мы пойдем по пути указания только на абсолютность права собственности, его бесконечность, то при раскрытии содержания права собственности нам придется ограничиться только общими характеристиками этого права.

Не менее важно и практическое значение распределения конкретных полномочий в составе прав собственности. Это способствует более четкой характеристике в законодательстве той или иной формы собственности.

Раскрытие содержания права собственности, однако, не заканчивается изучением содержания субъективных полномочий владельца. Дело в том, что полномочия с одинаковыми именами могут также принадлежать лицу, которое владеет имуществом на основании права экономического управления или оперативного управления, доверенному лицу, арендатору и т. д. Это обстоятельство заставляет нас искать критерий, который будет отделять права собственности от других, так называемых вторичных, прав собственности. Этот критерий устанавливается самим законодателем и уже упоминался при цитировании юридического определения прав собственности. Дело в том, что, в отличие от всех других третьих лиц, которые могут иметь фактическое и юридическое влияние на вещь, владелец осуществляет свои полномочия по своему усмотрению. Власть владельца по отношению к вещи является первичной и основана только на законе. Власть всех третьих лиц в отношении вещи опирается не только на закон, но и на власть владельца и немыслима без этой власти. Эта разница особенно отчетливо прослеживается на примере различия между правом собственности и правом доверительного управляющего в отношении имущества, переданного ему в доверительное управление. Осуществляя доверительное управление имуществом, управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые законные и фактические действия в интересах бенефициара (п. 2 ст. 1012 ГК РФ). Таким образом, управляющий получает такие широкие полномочия владеть, пользоваться и распоряжаться указанным имуществом, что предполагает абсолютную характеристику только прав собственности, что законодатель был вынужден дважды указать в одном и том же нормативном акте, что передача имущества в доверительное управление не была влечет за собой передачу права собственности управляющему (пункт 4 статьи 209 и пункт 1 статьи 1012 Гражданского кодекса). В то же время анализ норм Гражданского кодекса о доверительном управлении позволяет подтвердить такое указание законодателя.

В отличие от прав собственности:

  1. Полномочия доверительного управляющего в отношении имущества, переданного ему в доверительное управление, основаны не только на законе, но и на договоре доверительного управления с владельцем этого имущества.
  2. Доверительное управление осуществляется управляющим не по его усмотрению, а в интересах бенефициара.
  3. Доверительный управляющий может поручить управление имуществом другому лицу только в случаях, предусмотренных законом.
  4. Доверенное лицо может распоряжаться недвижимым имуществом только в случаях, предусмотренных законом.
  5. Полномочия доверительного управляющего, в отличие от полномочий собственника, носят временный характер и ограничиваются договором доверительного управления.

Приведенный выше пример позволяет нам утверждать, что даже в тех случаях, когда полномочия других лиц в отношении вещей очень широко изложены в законе, они все же вытекают из власти владельца, опираясь на него. Определение прав собственности, указывающее на то, что владелец осуществляет свои полномочия по своему усмотрению, является не каким-то «дополнением» к триаде его полномочий, а является его сущностью.

Однако власть владельца над вещью не безгранична. Это ограничено законом. Об этом свидетельствует само содержание ст. 209 ГК РФ. Правовые пределы осуществления владельцем принадлежащих ему полномочий столь же органически присущи триаде, как и личное усмотрение владельца при ее реализации. Таким образом, собственник не может осуществлять свое право исключительно с намерением причинить вред другому лицу (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации); владелец несет бремя содержания имущества и риск его случайного уничтожения (статьи 210, 211 Гражданского кодекса Российской Федерации); в случаях, предусмотренных законом, он может быть обязан разрешить третьим сторонам использовать свое имущество и т. д. В рамках этих ограничений владелец имеет право делать то, что он хочет, или ничего не делать, делать что-то тем или иным образом.

Исходя из вышеизложенного, можно уточнить определение субъективных прав собственности, содержащееся в законе. Это юридически предоставленная возможность для лица в пределах, установленных законом, владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению. Основываясь на определении субъективных прав собственности, можно определить права собственности в объективном смысле. Это система правовых норм, регулирующих общественно-имущественные отношения, то есть отношения по владению, пользованию и распоряжению собственника принадлежащей ему вещью по его усмотрению.

Формы имущества и их классификация

Форма собственности - это ее тип, характеризуемый на основе предмета собственности. То есть форма собственности определяет принадлежность различных объектов собственности к субъекту какой-либо единой, общей природы, скажем, личности, семьи, группы, коллектива, населения. Вы не можете понять экономику, не научившись классифицировать собственность. То есть необходимо уметь распределять отношения присваивания по классам и подчиненным типам, конкретным формам в зависимости от их общих характеристик.

Классификация присвоения во многих отношениях затруднена из-за того, что существует два типа отношений собственности - в экономическом и юридическом смысле. Это приводит к двум различным основаниям классификации.

Основой классификации имущества в ее экономическом понимании является степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в трудовом процессе и фактически присваивает средства и результаты производства. Таким образом, определяется уровень реальной социализации собственности.

По масштабам социализация производства имеет три основных уровня:

  1. самый низкий уровень - индивидуальные ассигнования (небольшое предприятие, где работает один человек или его семья);
  2. средний масштаб социализации (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, где труд многих людей объединен под единым фундаментом);
  3. высший уровень - национальный комплекс (трудовая кооперация в национальном экономическом масштабе).

Классификация имущества в юридическом смысле основана на учете различных типов полномочий владельцев и характера собственности.

Здесь разные:

  1. характер присвоения и отношения между собственниками и не собственниками;
  2. возможность или невозможность свободного разделения общего имущества между индивидуальными собственниками по своему усмотрению.

Давайте рассмотрим форму собственности с экономической точки зрения.

В подавляющем большинстве стран мира частная собственность преобладает в той или иной степени.

Использование частной собственности является одним из основных элементов смешанной экономической системы. Большая часть капитала находится в частной собственности. Частная собственность на капитал, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.

Частная собственность называется собственностью, в отношении которой собственник является персонифицированным, идентифицированным как физическое лицо, отдельное лицо, физическое лицо. Частная собственность подразумевает определенный отказ от других лиц, которые не являются собственниками, право контролировать определенные объекты - капитал, землю, доходы, конечные товары и т. д. Все они теперь становятся персонализированными и имеют конкретных владельцев. Другими словами, собственность считается частной, если право на нее принадлежит одному человеку или относительно небольшой группе людей, каждый из которых является владельцем-компаньоном. Частная собственность принадлежит только частным лицам.

Своеобразной частной является индивидуальная собственность. Отдельные частные фирмы, которые образуют юридическое лицо, имеют небольшие размеры и представлены в небольшом количестве отраслей: ремесленное и сельскохозяйственное производство, различные виды услуг. Их владельцами являются либо один человек, либо небольшое количество людей; преобладает собственный труд (одного человека или семьи, как на фермах в сельской местности), но в дополнение к этому можно использовать наемный труд. В мире существует несколько сотен миллионов таких ферм, но они характеризуются огромной ротацией: каждый год большое количество таких фирм разрушается и ликвидируется, но на смену им приходят новые.

Помимо небольших фирм, индивидуальная частная собственность включает объекты собственности индивидуальных предпринимателей (мелких торговцев, ремесленников, людей свободных профессий), которые работают с разрешения властей (патента, лицензии) и не образуют юридическое лицо, которое обслуживает приносить доход.

Промежуточное место между частным и государственным является общей собственностью нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, общее имущество подразделяется на совместное и общее имущество. Общая совместная собственность принадлежит всем владельцам вместе и не делится на части между ними. Общая долевая собственность делится на акции, части. В кооперативах, товариществах доля каждого владельца называется долей. Во многих случаях долевое владение распространяется только на стоимость имущества, оно дает право участвовать в управлении имуществом, но в то же время владелец не может отозвать свою долю в материальной, материальной форме, забрать «свою часть».

Совместную собственность сложно отличить от частной собственности, граница между ними размыта. Например, акционерная собственность может считаться как частной, так и долевой, поскольку акционер вносит свою долю в капитал акционерного общества. Собственность акционера также называется корпоративной собственностью, поскольку она является собственностью одной корпорации.

Корпоративные предприятия существуют там, где технологическая база конкретной отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства, которое требует большого капитала. Эти предприятия существуют в форме компаний (акционерные и с ограниченной ответственностью), товарищества (полные, на веру и т. д.), Кооперативы, некоммерческие организации (фонды, ассоциации).

Любые владельцы, в том числе государственные, могут быть субъектами общей собственности. Если владелец отделяет свою долю от общей собственности, он становится частной собственностью.

Общая собственность, понимаемая в широком смысле слова, варьируется от узкой группы до общенациональной. В публичной собственности субъект собственности не выделяется как личность, но право собственности распространяется на всех граждан. В то же время было бы неуместно полагать, что в публичной собственности (иногда называемой публичной) личность как собственник вообще не появляется.

Публичная собственность - это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, то есть каждому члену общества, по крайней мере до некоторого минимума, но в определенной степени, принадлежит право собственника. Часто государственная собственность отождествляется с государственной собственностью, что не совсем правильно. Общая, в том числе государственная собственность, иногда делится по территориальным признакам. При этом выделяются такие формы собственности, как региональная (территориальная) и муниципальная (местная). Распределение таких форм собственности также подчеркивает тот факт, что собственность в определенной степени управляется властями на данной территории, скажем, муниципалитетом. Муниципальная собственность непосредственно примыкает к государственной собственности, которая, однако, как на Западе, так и в России, квалифицируется как отличная от государственной собственности. Однако по своей экономической природе они связаны друг с другом. Единственное отличие состоит в том, что муниципальная собственность связана с бюджетом более низкого уровня и функционирует в территориально ограниченной области национальной экономики; Земельная или государственная собственность также не распространяется на всю страну.

Государственная собственность - это закрепление права контроля над объектами над государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сегодня сосредоточена в крайне ограниченном круге отраслей, которые по тем или иным причинам убыточны или даже убыточны, что делает их непривлекательными для частного капитала. В основном речь идет о социально-экономической инфраструктуре (железнодорожный транспорт, коммунальные услуги, образование). В других отраслях существует только «точное» участие государства в виде долей в ряде фирм.

Государственные предприятия либо полностью принадлежат государству, либо владеют контрольным пакетом акций (или, по крайней мере, имеют солидное блокирующее меньшинство). Юридически они принадлежат федеральным и государственным органам в федеральных землях (таких как германские штаты или штаты США, т.е. субъекты, такие как субъекты федерации в России), а в унитарных штатах - соответствующим центральным и региональным институтам. Фирмы и учреждения (например, в области образования или здравоохранения), в которых государство участвует на уровне ниже блокирующего меньшинства, можно назвать смешанными.

В странах с федеративным устройством государственная собственность подразделяется на федеральную и субфедеральную, т. е. Собственность регионов - субъектов федерации. Трудно провести четкую грань между государственной и общественной собственностью. Логично, что объектами государственной собственности должны быть товары, которые обычно доступны всем гражданам на равной основе, такие как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи и лесные массивы. Если возможности их использования всеми людьми ограничены, то применяется принцип приоритета. А такие места, как зоопарки, заповедники, которые находятся в ведении государственных органов, уже являются государственной собственностью, так же как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов и оборонные объекты.

В структуре форм и отношений собственности следует различать природно-материальный и ценностный аспекты. Если природно-материальный состав имущества неделим, только денежная стоимость может быть разделена. Поэтому вполне возможны ситуации (и они часто наблюдаются), когда владелец имеет право требовать денежную оценку объекта, но не самого объекта.

Абсолютное разделение форм собственности отсутствует и не может существовать, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной формы к другой. Например, если собственность на труд индивидуальна, средства производства - обычные, на землю - государством, и все эти факторы производства объединены в одно предприятие, то собственность предприятия, очевидно, становится смешанной. Взаимопроникновение и общее существование различных форм собственности в пределах одного объекта должны быть признаны. Одни и те же средства производства могут быть одновременно, в определенной перспективе, объектами разных форм собственности. И очевидно, что владелец, менеджер, пользователь объекта может отличаться.

На территории страны в составе ее национального богатства может находиться имущество иностранных граждан, организаций, государств в виде объектов, полностью или частично находящихся в собственности иностранных лиц. Такое имущественное проникновение, к которому проявляется крайне настороженное отношение в нашей стране как со стороны определенных групп населения, так и в правительственных кругах, является неизбежным следствием развития внешнеэкономических связей и включения страны в мировую экономическую систему. Таким образом, законно включить иностранную собственность в изолированную форму или в состав смешанной собственности (совместные предприятия) в число форм собственности. Объектом такого имущества могут быть прежде всего средства производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, зачисленные средства, залог.

Приватизация и развитие имущества в России

Приватизация в России в конце 20 века

С конца 1980-х годов социалистические страны отмечают переход к радикальной трансформации отношений, присущих предыдущему типу экономики. Экономическая система, сложившаяся в СССР и других социалистических странах, отличалась рядом устойчивых черт от всех предыдущих и параллельных систем в мире. Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволила сконцентрировать материальные и человеческие ресурсы общества в наиболее важных областях и обеспечить мощный прорыв в решающих областях экономической деятельности. Однако исторически эта система была обречена на провал. Нормальное функционирование все более сложной экономики вступило в конфликт с централизованным директивным управлением. Возникла необходимость изменить имущественные отношения как основу всей системы экономических отношений.

Возрождение различных форм частной собственности путем разгосударствления предприятий началось в конце 1980-х годов. Приватизация была направлена ​​на повышение эффективности экономической деятельности посредством развития рынка и формирования слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирования предпринимателей к повышению эффективности предприятий, расширению индивидуальных свобод и созданию конкурентной среды, привлечению иностранных инвестиций, и содействие демократизации экономики. Сложный экономический комплекс с устоявшимися связями рванул в элемент рынка. Страна вышла на рынок, не будучи подготовленной ни экономически, ни социально.

В мировой практике накоплен определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации проходил в относительно крупных масштабах, например, в Великобритании, приватизация проводилась в течение восьми лет посредством: продажи и бесплатного распределения акций; договор на оказание услуг; продажа государственного жилья арендаторам; отказ от государственной монополии с целью развития конкуренции. Этот процесс длительный. В Западной Европе это продолжалось 10-15 лет. Большая кропотливая работа предшествовала приватизации. Определены основные направления: бесплатная передача имущества, выкуп предприятий на выгодных условиях, продажа акций, аренда предприятий, продажа малых предприятий с аукциона и т. д.

Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся в ходе бурных дискуссий, которые велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетов были обоснованы: денационализация с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого предпринимательства; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и с коллективной собственностью; свободное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и т. д.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была проведена в радикальном варианте с точки зрения характера, масштабов, темпов, сроков и методов.

В России приватизация началась в октябре 1992 года. Первым этапом была так называемая приватизационная приватизация. Он проводился в основном в форме выкупа арендованного имущества и в основном охватывал сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничный бизнес и т. д.

На втором этапе, так называемой ваучерной приватизации, была поставлена ​​задача положить конец государственной монополии собственности. Для организации «оползневой» приватизации через 22 месяца каждому гражданину страны был выдан приватизационный чек (так называемый ваучер). С помощью чеков произошла бесплатная передача гражданам в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, долей и долей в акционерных обществах и товариществах. От 50% до 80% стоимости акций и выкупленного имущества было оплачено приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в состоятельный «средний класс».

По официальным данным, в период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) 70% промышленных предприятий были денационализированы. Доля государственной собственности в общей стоимости имущества составила 35%. Государство не получало высоких доходов от продажи государственного имущества. И это не случайно. Например, ускоренный курс продажи акций способствовал их низкой рыночной цене. Если балансовая стоимость имущества (установленная по данным бухгалтерского учета) увеличилась в 1000 раз, то цена акции увеличилась по отношению к номиналу (номинальной стоимости) не более чем в 30 раз.

1 июля 1994 года был объявлен третий - денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (по аукционам, так и по конкурсу), а также акций предприятий, акционированных путем приватизации за деньги. В то же время основная цель была достигнута - способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы в развитии производства и вкладывать в него средства, повышая эффективность хозяйственной деятельности. На этом этапе надежды, которые еще не сбылись, были связаны с появлением «стратегических» инвесторов. Этому препятствовал ряд обстоятельств: 75% предприятий принадлежали трудовым коллективам, которые не собирались продавать свою долю другому лицу. Мелкие землевладельцы приобрели большое количество акций для ваучеров. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не инвестируют в производство. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

Четвертым этапом приватизации стали аукционы по продаже кредитов. Чтобы покрыть дефицит государственного бюджета, государство предоставляет в залог пакеты кредитов крупнейших предприятий, приватизированных путем приватизации, под кредиты коммерческих банков. Аукционы ссуд на акции должны рассматриваться как форма приватизации, поскольку государство, закладывая пакеты акций, не планирует их возвращать и не резервирует средства для возврата ссуд.

Каковы были основные черты процесса приватизации в России:

  1. Направленность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или управляющими, которые знали особенности финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам были даже прописаны количественные масштабы приватизации в разрезе промышленности. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбирать сроки и механизм преобразования имущества.
  2. Приоритет одной формы. Приоритетным направлением стало превращение государственной собственности в частную. Другие формы преобразования государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности, недооценивались и даже игнорировались. В результате российская модель была жестко направлена ​​на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
  3. Приоритет социальных и политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности осуществления приватизации в краткосрочной и среднесрочной перспективе, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованное в открытые акционерные общества путем приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 1980-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в минимизации стоимости выкупленного имущества государственных предприятий и величины уставного капитала акционированных предприятий. Резкое падение производства и обесценивание оборотного капитала предприятий привело к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала государственных предприятий, приватизируемых путем приватизации. А органы Госкомимущества были заинтересованы в быстрой и массовой приватизации.
  4. Социальная деформация с быстрой концентрацией капитала. Провозглашенная цель социального стартапа - превратить всех граждан в собственников и создать на практике массовый средний класс - превратилась в концентрацию государственной собственности в отдельных группах и отказ от реальной государственной собственности основной массы населения. Реальные результаты приватизации состояли в массовом (количественном) перераспределении государственной собственности и консолидации прав частной собственности в ограниченные сроки. Этот процесс был наиболее распространенным в 1992-1994 гг. В результате приватизации структура собственности изменилась. В количественном отношении это выглядело как 1995 г. следующим образом.
  5. Форсирование развития фондового рынка. Результаты приватизации по российской модели не ограничиваются изменениями в структуре собственности. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий была приватизирована в соответствии с директивой в форме преобразования государственных предприятий в открытые акционерные общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового рынка. Следует отметить, что акции приватизированных предприятий и сформированный ими фондовый рынок существенно отличаются от своих классических аналогов. Особенность в том, что если классические (обыкновенные) акции являются продуктом реального инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, которые вышли на фондовый рынок, берут свое начало от обмена на фиктивные активы в форме ваучеров и за ними не было никаких реальных инвестиций. обработать. Эти обстоятельства существенно влияют на формирование фондового рынка и движение собственного капитала. Поведение обменных курсов акций предприятий, приватизированных путем приватизации, не отражало реальных инвестиционных процессов или экономической эффективности предприятий, которые они представляли. На поведение обменного курса акций этого типа влияли другие факторы, которые были не совсем обычны для фондового рынка: желание перераспределить экономическую власть посредством формирования контрольных пакетов акций. Это было подтверждено тем фактом, что цена акций (в реальном выражении) росла при спаде производства на предприятиях. Стремительное развитие фиктивного рынка капитала сопровождалось столь же быстрым сокращением и деиндустриализацией реального сектора, снижение которого к 1997 году превысило 50% уровня 1990 года.

В последнее время в России наметились тенденции обратного преобразования собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примеры включают многочисленные случаи возврата приватизированного жилья в муниципальную собственность; консолидация акций акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными властями контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью увеличения производства и т. д.

Публичные корпорации и эффективное управление публичной собственностью

Актуальность проблемы государственной собственности в постсоветской России обусловлена ​​двумя причинами. С одной стороны, значительная часть объектов бывшей «публичной» собственности теперь формально оставалась закрепленной за государством, но в отсутствие эффективной системы управления она действительно не получила определенного статуса и нуждается в контрольных действиях, направленных на уточнение прав собственности и достижение национальных целей.

С другой стороны, провалы экономических реформ в России обычно связаны с низкой управляемостью национальной экономики. Желание «усилить» роль государства в экономике часто понимается как усиление государственного регулирования, расширение сферы прямого участия государства и накопленных им ресурсов в процессах производства, распределения, обмена и потребления. В этом случае особая роль отводится институту государственной собственности, объекты которого считаются наиболее управляемыми за счет использования методов прямого административного воздействия.

Организация управления государственным имуществом представляет собой сложный механизм, сочетающий в себе использование государством как частных, так и публичных правовых форм и средств, в том числе определение государственной политики в сфере государственного имущества, формирование институциональной основы управления (создания органов исполнительной власти и наделение их компетенцией), регистрация объектов государственного имущества (инвентаризация, классификация объектов, регистрация в реестрах объектов и сделок с ними), распределение объектов государственного имущества между субъектами, осуществление прямого управления в различных формах ( приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданские сделки, банкротство и т. д.).

Центральное значение в этом механизме приобретает установление субъектов, которые непосредственно управляют государственной собственностью, определение их типов и установление их правового статуса. Таким образом, важнейшим средством реализации целей включения государственной собственности в хозяйственный оборот является создание оптимальной модели управления ею. Похоже, это объясняет создание законодателем новой организационно-правовой формы юридического лица - государственной корпорации.

Государственная корпорация - это некоммерческая организация без членства, созданная Российской Федерацией на основании имущественного вклада путем издания специального закона о выполнении социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций (введена Федеральным законом «О неде -Профильные организации »от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ).

Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если иное не предусмотрено законом.

Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность только постольку, поскольку она служит для достижения целей, ради которых она была создана, и соответствует этим целям.

Государственная корпорация обязана публиковать ежегодные отчеты об использовании своего имущества.

Создание государственной корпорации не требует учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обоснование включения госкорпорации в систему юридических лиц не вызывает сомнений, поскольку эта организационно-правовая форма имеет ряд очевидных преимуществ. С одной стороны, государственная корпорация аккумулирует средства, которые создает определенное имущество, переданное ей государством для использования в конкретных целях, а с другой стороны, она выступает в качестве специально созданного государственного органа для управления денежными ресурсами со строго целевым назначением. социальная направленность. Кроме того, госкорпорации разрешено увеличивать объем финансовых ресурсов за счет эффективного размещения свободных средств фондов, осуществления хозяйственной деятельности.

Эффективность контроля в управлении государственным имуществом с точки зрения его целей и задач продолжает оставаться крайне низкой.

Факторы, определяющие такое состояние системы управления, следующие:

  • общая низкая эффективность использования и распоряжения имуществом, обусловленная несовершенством системы управления государственным имуществом в целом;
  • Нерешены многие фундаментальные проблемы функционирования системы управления собственностью государственного имущества.

Элементы всех форм собственности встречаются практически в любой экономике. В то же время их соотношение постоянно меняется в зависимости от характера экономического и социального развития. Согласно теории прав собственности, в закрытом, гомогенном, технологически статичном обществе издержки организации экономики на принципах, характерных для системы государственной собственности, могут быть довольно небольшими, но они быстро растут по мере расширения масштабов экономической деятельности. технические изменения ускоряются, и информационная среда становится более сложной. В результате она приходит к выводу, что чем сложнее общество, тем важнее становится институт частной собственности для ее процветания и простого выживания.

В широком смысле основным объектом собственности современного государства является его материальное пространство вместе с содержащимися в нем природными ресурсами. Однако для многих из этих объектов невозможно обеспечить эксклюзивность, и фактически они работают в режиме свободного доступа с некоторым контролем и регулированием со стороны государства, что обычно неэффективно.

Государство является крупнейшим владельцем другого недвижимого и движимого имущества. Ряд объектов недвижимости позволяет государству считаться собственником-предпринимателем.

Таким образом, российскому государству принадлежит около 20 000 унитарных государственных предприятий и около 65 000 муниципальных предприятий. Он является участником (акционером) в 2137 АО, представляющих основные отрасли национальной экономики, где его доля превышает 25% уставного капитала (в том числе 90 382 АО - 100% акций, 646 АО - более 50% акций 1401 акционерное общество - от 25 до 50% акций).

Основным элементом механизма управления предприятием с государственным участием является институт представителей государства. Этими представителями могут быть государственные чиновники или иные граждане Российской Федерации по соглашению представлять интересы государства в акционерном обществе. Альтернативой институту государственных представителей в настоящее время может быть представление интересов государства в акционерном обществе на договорной основе (для физических лиц - институт государственных адвокатов) и передача пакетов акций доверительное управление.

Попытки использовать другие варианты управления государственным имуществом в основном выражались в предоставлении государственных пакетов акций для получения кредитов у коммерческих банков. Особенности организации аукционов по продаже кредитов (например, заявки участников были приняты банком, который также участвовал в аукционе), и их результаты свидетельствуют о том, что государственными органами в этих случаях выступали представители интересы не общества в целом, а отдельных его членов. Фактически залог акций закончился их продажей, и ни одно из обязательств, обеспеченных залогом акций, не было погашено государством. Предполагаемое повышение эффективности деятельности предприятий, акции которых были предметом залога, в результате появления частного инвестора не состоялось.

В настоящее время предприняты некоторые шаги по организации представительства интересов государства в акционерных обществах на договорной основе, передаче пакетов акций в доверительное (доверительное) управление. Однако дальнейший прогресс в этом направлении замедлился из-за противоречий, возникших между федеральным правительством и региональными властями.

Кроме того, «укрепление» предприятия (холдинга) с государственным участием иногда происходит за счет вклада в его уставный капитал государственных пакетов акций других предприятий (включение в уставный капитал Связьинвеста до продажи его блокирующего пакета акций). акции контрольных пакетов акций "Ростелекома", "Центральный телеграф", ряда других предприятий, аналогично ряду угольных и нефтяных компаний).

Проблема государственной собственности является одной из самых сложных и актуальных в условиях переходной экономики. Его особая острота обусловлена ​​проблемами государственного бюджета и нехваткой финансовых ресурсов. В связи с этим повышение эффективности управления государственным имуществом может стать одним из способов сокращения дефицита бюджета и повышения платежеспособности страны.

Конкуренция со стороны других государств, угроза формирования экономической и, вследствие этого, политической зависимости, потеря репутации и увеличение эмиграционных потоков могут служить стимулом для повышения эффективности управления государственной собственностью.

Хотя основная роль в управлении государственной собственностью принадлежит совершенствованию формальных правил, однако именно здесь неофициальные институты могут иметь большое значение, оказывая прямое и косвенное регулирующее воздействие на объекты государственной собственности. Прежде всего, речь идет о возрождении частично утраченной традиции уважительного отношения граждан к социально значимым объектам государственной собственности - национальным паркам, памятникам природы, истории и культуры, спортивным и другим объектам, где это невозможно или нецелесообразно постоянно поддерживать эксклюзивный режим доступа. Примером этого может служить само государство, и тогда в общественном сознании государственная собственность будет эквивалентна национальной или народной собственности. Распространение идеологии, которая препятствует оппортунистическому поведению и созданию институтов общественного контроля, также важно.

В настоящее время в России существуют такие государственные корпорации, как Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Федеральный закон от 23 октября 2007 г. № 238-ФЗ), Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»), Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ФЗ от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития»), Государственная корпорация «Русские технологии» (Федеральный закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации« Российские технологии »), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии Росатом») и др.

Развитие малого бизнеса в России

За прошедшие годы в прессе, специализированных, в том числе научных, литературных и просто в кругах специалистов, бизнесменов, такое понятие, как «малый бизнес», стало прочно утвердившимся.

Малый бизнес в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» являются потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, а также физических лиц включены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянских (фермерских) хозяйств. 

Они отвечают следующим условиям:

  • для юридических лиц - общая доля участия субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, иностранных юридических лиц или иностранных граждан в уставном капитале этих юридических лиц не должна превышать двадцати пяти;
  • среднесписочная численность работников за предыдущий календарный год не должна превышать следующих предельных значений для среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (вступает в силу с 1 января 2010 года):
  1. от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  2. до ста человек включительно для малого бизнеса; микропредприятия выделяются среди малых предприятий - до пятнадцати человек;
  • выручка от продажи товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством. Российской Федерации для каждой категории малого и среднего бизнеса.

Развитие малого бизнеса в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровнях. В Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу до 2012 года подчеркивается, что «для ускорения экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций необходимо стимулировать создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность и увеличивать занятость работников». в этом секторе экономики ". В свою очередь, обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: роста реальных доходов населения, снижения безработицы и повышения уровня жизни населения.

Таким образом, развитие малого бизнеса имеет большое значение для сокращения безработицы, увеличения реальных доходов населения, формирования доходной базы для бюджета, повышения конкурентоспособности и, как следствие, ускорения экономического роста.

В то же время вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт России (далее - ВВП России) не превышает 10-12%, а средняя загрузка мощностей малого бизнеса составляет 30%. Доля занятых в малом бизнесе составляет 13%.

В современной мировой экономике насчитывается 50 миллионов фирм - различных предпринимательских структур, из которых 78% составляют малые предприятия. Более 20 миллионов фирм работают в Соединенных Штатах. В Европейском союзе насчитывается 23 миллиона малых предприятий, на которые приходится 70% занятости в частном секторе, 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. В Японии более 7 миллионов малых предприятий. Малые предприятия производят 70% ВВП Японии и 73% ВВП Италии.

В России развитие малого бизнеса определено в качестве приоритетной задачи экономической политики - обеспечения развития малого бизнеса и повышения конкурентоспособности продукции, основные направления которой отражены в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральное собрание.

В зарубежных странах малый бизнес является основной сферой занятости населения. Для сравнения приведем обобщение основных показателей, характеризующих состояние малого бизнеса в следующих странах: Великобритания, Германия, Италия, Франция, США, Япония и Россия.

Исходя из представленных данных, совершенно очевидно, что США (19 300 тыс.), Япония (6450 тыс.), Италия (3920 тыс.), Великобритания (2 630 тыс.), Германия (2 290 тыс.), Франция (1 980 тыс.) ). На последнем месте Россия (950 тыс.), Которая занимает наименьшие позиции как по доле малых и средних предприятий в общей численности работающих - 16%, так и по доле в ВВП (15-18%).

У малого бизнеса есть несколько преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, реструктурирует производство в зависимости от соотношения спроса и предложения, не требует увеличения первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий и повышение их эффективности - не самоцель, а реальный шаг к формированию рыночной среды, созданию условий для экономического роста и, на этой основе, повышению благосостояния россиян.

Количество малых предприятий в Самарской области по состоянию на 01.10.2007 г. составило 29,5 тыс. Единиц, что составляет 78,2% от общего количества действующих организаций в регионе. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года их количество сократилось на 1,2% или на 369 единиц. Однако, учитывая рост показателей стоимости, это свидетельствует о переходе малого бизнеса на более эффективные виды деятельности. В Самарской области на 1000 жителей приходится 9,2 малых предприятия, в Приволжском федеральном округе и в России этот показатель составляет соответственно 6,2 и 7,9.

Численность постоянно занятых на малых предприятиях составила 211,5 тыс. Человек - 17% от среднесписочной численности работников предприятий и организаций всех видов экономической деятельности в регионе с учетом предпринимателей, не имеющих юридического лица в сфере малого бизнеса, их доля это почти 24% всех занятых в экономике ...

Оборот малых организаций составляет 34,9% от оборота всех организаций региона. По обороту малых предприятий на душу населения Самарская область занимает пятое место среди регионов России и первое среди регионов Приволжского федерального округа.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изданный в соответствии с ним другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;
  • создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий малым бизнесом;
  • установление упрощенного порядка регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с иностранными государствами;
  • организация обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Между тем, хотя малый бизнес действительно нуждается в государственной поддержке, он действительно может противостоять крупнейшим монополиям, захватившим товарный рынок. За рубежом давно пришли к выводу, что малый бизнес является одним из краеугольных камней жизнеспособной экономики. Именно форма малого бизнеса создает наиболее благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, особенно на начальном этапе. Наличие значительного числа малых предприятий на рынке создает конкуренцию. На рынке всегда найдется ниша для малого бизнеса. Ведь это, как правило, гибкое, быстро перестраиваемое производство. Стимулируя конкуренцию, малый бизнес способствует повышению эффективности производства и производительности общественного труда, а следовательно, и реальному восстановлению экономики. Малые предприятия выполняют важнейшие социальные функции, используя трудовые ресурсы, освобожденные от государственного сектора экономики из-за сокращения объемов производства.

Вывод:

Подводя итог, можно сказать следующее: собственность - это многогранное и разнообразное понятие. Это очень широко рассматривается в юриспруденции, но только как материальное отношение.

В экономической теории собственность является одним из ключевых понятий. Здесь имущественные отношения имеют социально-экономический характер. Собственность определяет экономическую власть одних и экономическую зависимость других. Присвоение дохода определяется тем, кто владеет средствами производства.

Экономическое содержание имущества раскрывается через его функциональные характеристики: владение, пользование и распоряжение. Разделение прав собственности на несколько полномочий служит основой для формирования необходимых и достаточных прав для наиболее эффективных экономических решений. Некоторые комбинации прав определяют состояние собственности, другие переводят собственность в экономически функциональное состояние. Определенный отбор и наращивание прав собственности способствует превращению юридических лиц в хозяйствующих субъектов, приводит к появлению новых экономических лиц, то есть лиц как носителей социально-экономических отношений.

Учитывая формы собственности, оказалось, что они разнообразны, но можно выделить две основные - частную и государственную. Стало также ясно, что в экономической политике нельзя отдавать приоритет какой-либо конкретной форме, потому что в определенной экономической нише одна форма собственности действует более эффективно, чем другие, а в другой ее эффективность может быть равна нулю. В некоторых отраслях могут свободно сосуществовать мелкие и крупные частные фирмы, кооперативы и государственные предприятия.

Анализируя приватизацию в России, выяснилось, что она проводилась ускоренными темпами с учетом интересов не всего общества, а лишь его небольшой части, а ее масштабы были очень велики. В большей степени решались не экономические, а политические задачи.

Современная Россия находится на пути интеграции в мировую экономику, поэтому для нее характерны глобальные тенденции развития собственности, такие как: организация крупных транснациональных корпораций в топливно-энергетическом комплексе, военно-промышленном комплексе и др. создание государственных корпораций для реализации социальных, управленческих или иных общественно-полезных функций и поддержки развития малого бизнеса.

Экономика всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. И все же эта проблема остается неразвитой.