Сны Раскольникова и сны Веры Павловны из романа "что делать?

Предмет: Экономика
Тип работы: Эссе
Язык: Русский
Дата добавления: 27.01.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете научиться правильно оформлять эссе:

 

Как правильно оформлять эссе

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Эссе по Чатфилду (индуктивная и дедуктивная аргументация)
Фантастическое в творчестве М.Салтыкова-Щедрина
эссе "чистота и опасность" Мэри Дуглас
Дедукция и индукция: какой метод рассуждения более фундаментален для познания действительности ?

 

Введение:

Достоевский по праву считается писателем – психологом. Никто из авторов, как он, не может так точно и чётко раскрыть все душевные человеческие конфликты, переживания, стремления и проблемы, которые хранятся глубоко в подсознании каждого из нас, и только такой художественный приём, как раскрытие личности персонажа через его сон, помогает это сделать.

Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание» настолько погружен в себя, в свои мысли, что не замечает, как его сущность «раскалывается» на две части, действительность сливается с фантазиями и реальность становится какой-то далёкой и невозможной.

На протяжении всего романа Родион Раскольников несколько раз видит сны. Но так как герой испытывает апатию, полусон – полубред, то с большой уверенностью нельзя сказать, был ли это сон или очередной бред, или это всего лишь игра воображения. Но каждый сон по-своему считается ключевым моментом в сюжете произведения. Без этих снов невозможно до конца понять душевное состояние героя.

Сны не только являются осмыслением его жизненной ситуации, но и предвещают грядущие перемены в жизни. Но наиболее значимым для понимания характера и мировоззрения Раскольникова, для понимания его поступков играет первый сон – сон об убийстве лошади. Этот эпизод помогает заглянуть в душу Раскольникова-ребенка, еще не обезображенную страшной «идеей».

После долгих блужданий по Петербургу и размышлений о пользе смерти старухи-процентщицы главный герой засыпает в парке после «пробы». Как только сон сковывает сознание Раскольникова, мы попадаем в его небольшой родной городок, оказываемся вдали от суеты и давящей желтизны домов больших городов. Вокруг всё зелено, ярко, всё является воплощением веры в добро, милосердие и сострадание к другим, то есть перед нами раскрывается внутренний мир маленького Роди, душа которого наполнена добром и только положительными качествами. Мальчик испытывает «неприятнейшее впечатление и даже страх», лишь только проходя с отцом мимо городского кабака, «весь дрожит» от одних только доносящихся из него звуков и вида «шляющихся кругом пьяных и страшных рож». И когда впоследствии сам герой с теплотой и любовью вспоминает бедную городскую церковь и старого священника, то в этот момент мы видим не человека, который хочет совершить убийство, а человека, который поистине живёт, любит жизнь в любом её проявлении, радуется каждому дню и верит, что добро есть

Но светлые краски тускнеют, небо заволакивают чёрные тучи, когда начинаем читать строки из сна об избиении лошади: «Но уж бедной лошаденке плохо». «Она задыхается, останавливается, опять дергается, чуть не падает». Все это мы видим глазами семилетнего мальчика, навечно запомнившего воплощение жестокости. Раскольников-ребенок в первый момент смотрит на все происходящее в ужасе, потом бросается защищать лошадь, но слишком поздно: «Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает».

Непосредственно перед эпизодом сна Раскольников, идя по бульвару, видит, как некий господин пытается совратить молодую девушку, и тогда герой решает за неё заступиться, как он впоследствии пытается спасти лошадь в своём сне. Но увиденное происшествие на улице ещё больше убеждает его в правильности теории и допустимости «крови по совести», а избиение животного лишний раз напоминает Раскольникову о насилии и жестокости в мире. Он уже не видит никакой разницы между животным и человеком. И эта лошадь становится воплощением страданий оскорблённых и униженных.

Сам сон довольно точно передаёт почти все детали предстоящего убийства старухи – лошадку в итоге убивают топором, по её морде течёт кровь, а на Миколке, мы замечаем, нет креста, как впоследствии и на Раскольникове.

 

В этом сне мы видим целую огромную толпу, жестокую и бессердечную. Лишь один человек, который пытается вступиться за лошадь, – это старик, но он один ничем не может помочь бедному животному.

Это сновидение является вещим, оно указывает герою на неудачный исход задуманного им дела, потому что он один не может изменить общественный строй, каких бы огромных усилий не прикладывал.

В Раскольникове ещё остались некоторые положительные качества, он колеблется в исполнении своего страшного замысла. Пробудившись, обращается к Богу и всем своим существом отрекается от своей сумасшедшей идеи, но, несмотря на это, почти через сутки убивает старуху.

Читая роман дальше, мы никак не можем забыть этот первый сон, а Достоевский постоянно на него указывает. Когда Раскольников возвращается к себе в комнату, спрятав украденные драгоценности, он дрожит, как лошадь, потом ему мерещится, что на лестнице бьют его квартирную хозяйку, а Катерина Ивановна Мармеладова, умирая, кричит: «Уездили клячу!», случайно подвернувшийся красильщик оказывается Миколкой, появляется кабатчик Душкин, который «врёт, как лошадь».

Да и сам первый сон по-настоящему фантастичен, во многом потому, что здесь нашли своё отражение черты придуманного страшного плана Родиона.

Сны Раскольникова и сны Веры Павловны из романа "что делать?

Роман Чернышевского «Что делать?» отличается необычной композицией построения сюжета. Автор излагает собственные идеи и описывает идеалы через сновидения персонажа. Смысл и значение снов Веры Павловны напрямую переплетается с событиями произведения. При этом их нельзя воспринимать прямо, ведь каждый из них это аллегория.

Сны Веры Павловны в романе «Что делать?» появляются начиная с двенадцатой главы. Именно тогда автор описывает первое из них.

В начале своего сновидения Вера оказывается заперта в погребе. Но неожиданно она освобождается и переносится на поле, где спелые колоски поражают своим ярким желтым цветом. В момент перехода героиня выздоравливает: она словно была парализована, но очутившись на свободе, ее самочувствие резко улучшается, а тело начинает слушаться. С Верой разговаривает девушка, «невеста ее жениха». Через ее образ Чернышевский отобразил любовь к людям. Вера идет на прогулку по городу и по пути помогает всем, кто встречается на ее пути, ведь новая знакомая попросила ее освобождать девушек из темных подвалов и лечить их. Первое сновидение символизирует освобождение Веры из общества людей ограниченного, старого типа мышления.

Образы в нем это аллегория и каждый из них имеет смысл:

  • Подвал — символизирует «темное царство», в котором душный воздух — отсутствие свободы, а темнота — незнание.
  • Родители девушки — пленники средневекового мышления и стереотипов.

Поэтому мать и учит Веру обольщать богатых мужчин и говорит о замужестве по расчету. В головах ее родителей плотно засела мысль, что женщина больше ни для чего не годиться. Поэтому оставив родной дом, Вера испытала облегчение: она теперь не обязана стараться продать себя подороже. Раньше ее жизнь была наполнена страхом и злобой из-за сильного давления матери. Но освободившись, она познает истинную любовь к человечеству. Девушка понимает, что на планете есть и другие люди, разумные и не испорченные. Таких она встречает повсюду на улицах своего сна и ей становится радостно.

В своем следующем сновидении Вера увидела, как Лопухов вместе с Мерцаловым идет по полю, где они обсуждают реальную и фантастическую грязь. Первая наполнена здоровой и природной жизнью, в ней прорастают колосья. А вторая — лишь гниль и фальшь, она не плодородит и в ней нет великого смысла. Во время их беседы героиня замечает свою мать, бедную и обеспокоенную вопросом пропитания семьи. Но все же на ее лице она заметила едва заметную улыбку. В следующий миг героине снится, словно она сидит на коленях у офицера. Эта сцена меняется на ту, где Вера не может найти работу. Ее давняя знакомая, Любовь к людям, изъясняет, что девушке необходимо перестать держать обиду на свою мать за ее жестокость. Поскольку Марья Алеексеевна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы вывести семью из нищеты, а потому и обозлилась на мир, что оказалась в невыносимо тяжелых условиях.

Заключение

Сны в романе «Что делать?» значение имеют символическое. Но они раскрывают содержание истинных мыслей героини и ее желаний. Два первых сновидения отображают отношения Веры с теми, кто относится к людям старого типа мышления. Их легко назвать пошлыми, но они превратились в таких из-за трудностей жизни. И как бы они ни пытались, но пробиться в люди они никогда не смогут. Честный труд сможет дать им кусок хлеба и кров над головой, но не поможет повысить уровень жизни.