Системы образования за рубежом

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 15.05.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Новые парадигмы образования
Переход на Болонскую систему образования. Плюсы и минусы
Европейская философия и классические педагогические системы нового времени
Концептуальные идеи русского национального воспитания и педагогики (XVII-начало XX века)


Введение:

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтез мирового опыта. В контексте реформирования системы образования в нашей стране изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом приобретают все большее значение.

Как вы знаете, в образовательных системах ведущих стран мира в настоящее время происходят процессы демократизации. Его существенная особенность - наряду с доступностью, изменчивостью и дифференциацией, децентрализацией управления - это открытость, преемственность всех уровней.

Сегодня мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: постоянно растущий объем знаний, навыки, необходимые школьникам, результаты исследований характера детства, опыт учебных заведений разных стран. Кроме того, мировое образование должно соответствовать новому уровню производства, науки, культуры. Таким образом, обновление системы образования является неотложной, неизбежной задачей.

Образование является одной из важнейших жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена ​​не только желанием приобрести знания как гаранта извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.

Поэтому можно сказать, что анализ различных систем образования и выявление их достоинств и недостатков позволяют выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.

Исходя из этого, целью данного теста является изучение современных систем образования (например, США, Великобритания, Германия).

Объектом исследования являются образовательные системы современных стран, а его предметом является анализ различных аспектов образовательных систем в развитых странах.

Научно-исследовательские цели:

  • изучить педагогическую литературу по проблеме исследования;
  • проанализировать системы образования современных стран (на примере систем США, Великобритании и Германии);
  • выявить особенности развития образовательных систем этих стран.

Цель и задачи исследования определили выбор его методов:

  • Анализ педагогической литературы и периодических изданий.
  • Обследование, абстрагирование источников.

В состав данной работы входят: введение, три главы, заключение и список литературы.

Характеристика образовательных систем

Великобритания

Начальное и среднее образование

В последние десятилетия образование в Великобритании стало одним из важнейших приоритетов государственной политики, независимо от того, какие политические силы находятся у власти. Принимаются решения, определяющие будущее развитие отрасли, осуществляемые на высшем уровне в иерархической структуре управления парламентом, правительством. Закон об образовании 1944 года считается первым актом общегосударственного значения, который, хотя и был в основном посвящен школьному образованию, значительно упорядочил систему образования в целом и определил ее руководящие органы. Затем принятые акты были рассмотрены и дополнены. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотреть и улучшить качество образования, оно, как правило, существует в современной Англии. Так, в 1993 году Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала доклад с красноречивым названием «Учиться, чтобы добиться успеха. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегию на будущее », в котором представлены рекомендации о том, как добиться положительных изменений в образовании.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями, система образования Великобритании делится на три подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Образовательные системы Англии, Уэльса и Северной Ирландии немного различаются по своей структуре; Образовательная система Шотландии имеет свои традиционные особенности. Нынешняя система образования Великобритании включает в себя: дошкольное образование, начальное образование, общее среднее образование, дополнительное образование и высшее образование.

В Великобритании около 50% детей в возрасте от трех до четырех лет воспитываются в детских садах или детских садах. С 5 лет начинается обязательное образование, и дети ходят в школу для малышей.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков от 5 до 16 лет. В соответствии с Законом о реформе образования (1988 года) период обязательного образования разделен на четыре «ключевых этапа»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.

Начальное образование охватывает первые два этапа (от 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастному классу. Все предметы преподаются одним учителем. Урок длится от 15 до 45 минут. После окончания школы дети не сдают экзамены и не получают сертификатов об окончании школы. В начальной школе большую часть времени уделяют изучению английского языка (40% учебного времени), 15% - физическому воспитанию, около 12% - физическому труду и искусству, остальное время распределяется между уроками арифметика, история, география, естествознание и религия.

В системе среднего образования Великобритании различают два основных типа школ: грамматические и комбинированные (в дополнение к ним функционируют технические и современные средние школы). Наиболее распространенным типом школ являются комбинированные школы. Около 90% студентов в Англии учатся там. Выпускники начальных школ с различными уровнями умственных способностей и способностей принимаются в комбинированную школу. Совместные школы были организованы с целью создания равных образовательных возможностей. Они должны были обеспечить совместное обучение студентов с различными способностями, интересами и возможностями. Гимназии обеспечивают общее среднее образование и готовят учащихся к обучению в высших учебных заведениях. После окончания 5-го класса около 60% учащихся, сдавших экзамены и получивших общее свидетельство об образовании на обычном уровне, покидают школу. Оставшиеся 40% продолжают учиться по индивидуальным учебным планам в двухгодичном 6-м классе, который является выпускным.

Система дополнительного образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества различных колледжей, учебных центров, институтов, в которых обучение проводится на разных уровнях от профессионального до высшего. Всего в системе дополнительного образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений из местных колледжей, в которых молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет обучаются на работе от производства до политехнических, общеобразовательных учебных заведений, в которых обучение проводится на разных уровнях, в том числе и высший.

Все учреждения системы непрерывного образования находятся под контролем местных властей. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские уставы. По сравнению с предыдущими годами число студентов дневного отделения в общем объеме студентов растет. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебные заведения получили право присваивать ученые степени, то есть была возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе крупнейших технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными институтами системы дополнительного образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием.

Профессиональное обучение осуществляется в совместных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессионального обучения на рабочих местах и ​​в центрах занятости. Особое место занимают профессиональные колледжи. Здесь есть широкий спектр обучения - от квалифицированного рабочего до специалиста среднего уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на рабочем месте. Продолжительность обучения в профессиональном колледже составляет от одного до пяти лет.

Развитие системы высшего образования

Высшее образование в Великобритании представлено университетами и политехническими колледжами. До 60-х годов она проводилась исключительно в университетах. Но в 50-60-х гг. в Великобритании начинают резко обостряться противоречия между возможностями системы образования на всех уровнях и социальными потребностями социально-экономического характера. Реформы в сфере образования в Великобритании начались со средней школы. В начале 60-х годов в стране стала ощущаться острая нехватка высококвалифицированных кадров.

60-е годы отмечены быстрым ростом университетского образования. За этот период в стране было создано 23 университета, или половина из существующих.

В 1964-1977 годах был создан новый тип высшего учебного заведения для Великобритании - Технологический университет. Технологический университет стал 10 бывшими колледжами передовых технологий.

В 1969 году был создан первый в мире университет дистанционного обучения - Открытый университет. За 60–70-е годы число студентов университетов увеличилось более чем вдвое (в 1970 году в британских университетах обучалось 259 тысяч студентов), а общее количество университетов увеличилось до 45.

Параллельно с развитием университетского образования государственный сектор высшего образования развивается и расширяется, профессионально ориентируется и предназначен для удовлетворения местных потребностей. В его основу вошли 30 политехнических колледжей, созданных в 1969-1970 годах. в результате слияния ряда технических, коммерческих и художественных колледжей. Ценность альтернативного сектора высшего образования постоянно растет.

Так, в 60-х и начале 70-х годов в Великобритании была сформирована бинарная система высшего образования, представленная, с одной стороны, университетами, а с другой - политехническими колледжами и другими образовательными учреждениями государственного сектора высшего образования.

Консервативное правительство, пришедшее к власти в 1979 году, начало придерживаться тактики сближения двух секторов высшего образования, выстраивая правовую основу для деятельности всех высших учебных заведений, независимо от их статуса. Основные мероприятия этого периода были направлены на стимулирование деятельности высших учебных заведений по совершенствованию механизмов управления и финансирования с целью удовлетворения социально-экономических потребностей страны.

Основным рычагом влияния на систему высшего образования было финансирование. В начале 1980-х годов правительство предпринимает ряд мер по сокращению расходов на университетское образование, чтобы использовать их более рационально. По сути, развиваются естественнонаучные и инженерные сферы обучения, поощряется коммерческая деятельность университетов и расширение их контактов с производственной и коммерческой сферами. Автономия университетов резко ограничена, поскольку правительство требует отчетности о бюджетных расходах, что было новым в университетской жизни, а также вводит контроль над регулированием численности и распределением студентов по направлениям подготовки студентов, формированием содержание исследований и направления научных исследований. Королевская инспекция также осуществляет непосредственный контроль за деятельностью университетов. Прежде всего, это относится к организации педагогического образования в университетах.

Если главной проблемой для вузов была профессионализация образования, то для политехнических колледжей - укрепление общенаучной и профессиональной подготовки. С самого начала последние имели прочные связи с промышленными и торговыми предприятиями и фирмами. Однако они сильно зависели от местных органов образования, как в финансовом, так и в административном и образовательном отношении. Поэтому основной задачей этих колледжей было ограничение «мелкой» опеки над местными властями и передача под юрисдикцию центральных органов образования. В связи с этим цели университетов и политехнических колледжей были противоположными.

Следует также отметить, что структура вузов делится на коллегиальные и унитарные. Самым ярким примером университетских университетов являются Оксфорд и Кембридж, в которые входят соответственно 39 и 29 колледжей. Унитарные университеты включают факультеты и академические факультеты.

Университеты руководствуются своими королевскими уставами или уставами.

Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой, который, как правило, является церемониальной фигурой. На самом деле глава администрации университета является вице-канцлером или ректором. Руководящими органами университетов являются совет и сенат. Совет является высшим административным органом, который формирует преподавательский и вспомогательный персонал, решает финансовые вопросы. Сенат является академическим органом. Председателем совета и сената является вице-канцлер, которого избирают. Состав руководящих органов также избирается. В последнее время представители профессорско-преподавательского состава, студенты и сторонние организации, заинтересованные в подготовке специалистов, начали поступать в органы управления на равных.

Учебный год в университетах Великобритании начинается в октябре и обычно делится на триместры по 8-10 недель каждый. Продолжительность летних каникул составляет четыре месяца - с 1 июня по 30 сентября.

Система университетских экзаменов определяется уставами, но в большинстве случаев проводятся два основных экзамена - в конце 1-го и 3-го года обучения; по результатам экзаменов обычно устанавливается тип и уровень присуждаемой степени. Выпускникам высших учебных заведений присуждаются ученые степени; Университет и Национальный академический квалификационный совет.

Реформа высшего образования, которая в настоящее время проводится в Великобритании в соответствии с Законом о непрерывном и высшем образовании, предусматривает:

  1. создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;
  2. дальнейшее повышение качества подготовки специалистов и с этой целью организация внешнего контроля качества подготовки с помощью созданного университетами национального органа аудита;
  3. установление более тесных связей между университетами и промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;
  4. расширение доступа к высшему образованию для взрослого населения страны

Таким образом, совершенствование системы образования Великобритании в последние десятилетия является одним из заметных процессов социальной и культурной жизни страны, надежным инструментом решения социально-экономических проблем государства.

Германия

Система образования в Германии представляет собой классическую трехступенчатую структуру, состоящую из начального, среднего и высшего образования. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные учебные заведения, хотя число последних незначительно. Немецкое государство гарантирует всем гражданам обязательное среднее образование, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев обучение в государственных университетах бесплатное.

Основные черты современной системы образования в Германии сформировались во времена Веймарской республики (1920-е годы), когда средняя школа была разделена на полноценную государственную школу, настоящую школу и гимназию. До начала 1950-х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным.

Сеть дошкольных учреждений в Германии развита слабо. Небольшое количество детских садов, которые в основном являются частными, охватывают детей в возрасте 3-5 лет.

Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и является обязательным для 9, а в некоторых странах 10 лет.

Первым шагом в школьной системе является начальная школа: I-IV классы, в некоторых странах I-VI классы. В начальной школе, особенно в первые 2 года, широко используется комплексное образование. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Только в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, местная история и музыка продолжают преподаваться комплексно.

Обучение в полной государственной школе длится до 9-го или 10-го класса. Этот тип образовательного учреждения в первую очередь нацелен на получение профессии: на занятия по профессиональным навыкам ученики обычно охотнее, чем на другие предметы.

Немецкая система образования не создает тупиков в смысле непрерывного образования, и те, кто закончил полноценную государственную школу на ряде условий (дополнительное посещение, сдача экзаменов), могут получить сертификат реальной школы. Настоящая школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретическая и практическая». В отличие от полной государственной школы, физика, химия, биология и английский преподаются как обязательные предметы в реальных. На более высоком уровне математика преподается. Хорошо успевающие ученики в реальных школах могут пойти в гимназию.

Гимназии являются единственными образовательными учреждениями, которые предоставляют доступ к высшему образованию. На его более низких уровнях учатся не более 16% подростков соответствующего возраста. Во время школы выпадают школьники, которые особенно велики после X класса, а также при переходе от среднего к старшему уровню гимназии (классы XI-XIII). Только половина из тех, кто поступил в среднюю школу, заканчивают 13-й класс.

В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом в переходе системы среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех типов школ: полноценной общедоступной, реальной и гимназии. Тем не менее, пока они существуют, как бы, один над другим: конец X класса эквивалентен окончанию полной государственной школы, а IX класс делится на выпускной класс полной государственной школы и IX класс (начальный) настоящей школы. Выпускник X класса получает свидетельство об окончании настоящей школы, а XI-XII классы имеют статус уровня подготовки гимназии. Первая половина X класса считается пробной, и в этот период происходит значительный отсев, так что число реальных выпускников школ, обучающихся в гимназии, составляет около 16%.

Государственная система профессионального образования является обязательной для выпускников общеобразовательной школы. Из всех учеников подавляющее большинство посещает занятия в профессионально-техническом училище самого низкого класса без отрыва от производства, где они проходят курс обучения. Занятия в школе длятся 3 года, 6-8 часов в неделю.

Система профессионально-технических училищ очень разнообразна. Он включает в себя множество «специализированных школ» - домоводство, медицинский, сельскохозяйственный и др. Со сроком обучения от 1 до 4 лет. Эти школы готовят квалифицированных рабочих, прежде всего, для сферы услуг.

Система высшего образования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство из которых находятся в государственной собственности (негосударственные университеты обязаны иметь государственную лицензию на преподавание).

Следует также отметить, что политика федерального правительства направлена ​​на расширение сотрудничества между университетами и промышленными фирмами. С 50-х годов. Форма «совместного исследования» широко распространена, когда мелкие и средние фирмы определенной отрасли создают альянс с университетом (или с исследовательским институтом) для работы над проблемами, которые решают фирмы-члены ассоциации.

Важно, что практикуются не только стажировки сотрудников фирм в университетах, но и работа студентов и молодых ученых на фирмах. Это особенно актуально для специальных (профессиональных) университетов, где даже преподаватели должны периодически проходить практику в компании.

Одной из многообещающих черт немецкой системы образования, включая высшее образование, является Закон об образовании. Для студентов предусмотрены ежемесячные выплаты в размере около 600 марок, причем половина средств переводится в виде бесплатных грантов, а другая - в виде займа (однако для школьников средства выплачиваются исключительно в форме грантов, однако для Право на получение такой стипендии, они должны представить документы, подтверждающие, что родители не могут их поддержать).

Современная немецкая школа - это уникальное педагогическое пространство, в рамках которого происходит не столько территориальное воссоединение, сколько духовное, мировоззренческое развитие немецкой нации. В то же время одной из приоритетных задач в настоящее время является присоединение к «единой европейской школе» при сохранении лучших национальных традиций. В связи с этим в Германии пересматриваются цели и задачи среднего образования, а его содержание модернизируется с учетом требований будущего мира.

США

Современная система образования США, которая сложилась под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые в значительной степени отличают ее от западноевропейских стандартов. В США нет единой государственной системы образования, каждый штат имеет право самостоятельно определять свою структуру.

Нынешняя система образования США основана на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей.

Идея местного школьного самоуправления рассматривается как существенная для нации. На практике это означает, что комитеты отдельных штатов разрабатывают региональную школьную политику, устанавливают обязательные стандарты для учебных программ, распределяют распределение между районами, определяют квалификационные требования для учителей и занимаются материально-техническим оснащением школ. Как видите, основные вопросы - что преподавать, кто преподает и за какую плату, как оценивать и переводить ученика в следующий класс, при каких условиях предъявлять свидетельства об образовании, какие учебники использовать - находятся в компетенции из штатов.

Нынешняя система образования США включает дошкольные учреждения, общеобразовательную «общеобразовательную» школу (полное среднее образование - 12 лет обучения) и так называемые средние учебные заведения (профессиональные и высшие).

Дошкольные учреждения почти до середины 20 века. были восприняты большинством населения как организации социальной помощи бедным. На 2 этаже. XX век, имея широкие возможности выбирать неполный рабочий день, около половины американских матерей по-прежнему предпочитают воспитывать детей в возрасте 3-5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольного образования и обучения направлены на подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. В то же время дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт со своими родителями.

С 6 до 12 лет дети учатся в начальной школе. Программа начального образования включает в себя английский язык и литературу, математику, естественные науки, гражданское право, трудовое обучение, цикл эстетического воспитания (музыка, рисование, пение, лепка), спорт и физкультуру. Он дает элементарные навыки и знания, развивает осознанное отношение к обучению.

Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух подразделений: младшего и старшего. В средней школе (средней школе) (VII-IX классы) треть учебного времени отводится общей программе для всех, а остальная часть - изучать предметы по выбору (по выбору). Средняя школа (X-XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти предметов и многих профилей академического и практического обучения.

В 1993 году более 85 тысяч учебных заведений обеспечивали общее образование. На уровне начальной и неполной средней школы обучалось более 35 миллионов человек; Более 12 миллионов студентов получили полное среднее образование (или соответствующую профессиональную подготовку). Преподаватели на уровне начальной и младшей средней школы трудоустроили 1,4 миллиона учителей, на уровне полной средней школы - около 1,1 миллиона учителей.

Профессиональное обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (организованных при сотрудничестве нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Студенты приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионального обучения очень впечатляют. Как правило, студентам предлагается как минимум два-три курса профессиональной подготовки. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. По крайней мере две трети учащихся старших классов обучаются по крайней мере в одной учебной программе.

Высшее образование в США характеризуется значительным разнообразием учебных планов, курсов и дисциплин, которые представляют собой единый социальный институт, выполняющий важные экономические, социальные и идеологические функции.

В 90-х гг. Система высшего образования является наиболее динамично развивающейся отраслью образования в США.

Американские университеты обычно представляют собой образовательные кампусы, так называемые кампусы. У них есть учебные и лабораторные корпуса, библиотеки, общежития, жилые корпуса для преподавателей, объекты общественного питания, спортивные и культурные объекты.

Актуальной проблемой высшего образования остается привлечение способных молодых людей в технические вузы, необходимость реорганизации системы образования для получения степеней магистра (2-й академический) и ученого - доктора. По словам ученых, в предстоящем столетии будет значительная нехватка специалистов в области машиностроения.

Важным показателем уровня университета является так называемая степень избирательности. Почти 1400 университетов принимают всех заявителей; более 100 университетов в отдельных штатах очень избирательны, хотя на них также распространяется правило первичного зачисления «местных» абитуриентов. Частные высокоселективные университеты принимают около 30% абитуриентов. Выявление лучшего и создание для него благоприятных условий продолжается на протяжении всего периода обучения. Еще одним важным показателем качества вуза является соотношение студентов и преподавателей. В лучших университетах США на одного преподавателя приходится 6 студентов; среди университетских тренеров доля докторов наук составляет около 97%.

Качественная реализация принципов совершенствования высшего образования, их адаптации к постоянно меняющемуся обществу, позволит нам подняться до уровня осознания новых знаний и навыков, необходимых современному человеку, оценить новую информацию и технологическая эра.

Общий анализ систем образования

Среднее образование

Во второй половине двадцатого века ведущие страны мира претерпели реформы общеобразовательной системы. Условия обязательного бесплатного обучения увеличились. Существует промежуточная ступень между начальной и полной средней школой.

По окончании начального и неполного среднего образования учащиеся делятся на три основных потока обучения: общеобразовательная общеобразовательная школа, в которой основное внимание уделяется теоретической подготовке и дальнейшему образованию в университете; средняя школа с ориентацией на подготовку к обучению в техническом университете; профессиональные учебные заведения.

Наряду с государственными существуют частные учебные заведения. Они обычно оплачиваются. Некоторые из них являются привилегированными (английские «государственные школы», американские независимые школы и т. д.).

Государственная политика в отношении частных школ в разных странах основана на разных принципах. В Соединенных Штатах власти уделяют им меньше внимания, чем государственным школам, что выражается, прежде всего, в финансовых предпочтениях. В Англии частные и государственные школы пользуются равными правами при субсидировании.

Практически во всех ведущих странах мира школа является приоритетным объектом финансирования. В начале 90-х годов доля расходов на образование в общей сумме расходов составляла: США, Англия - около 14%, Германия - около 10%. В 80-е годы школьные ассигнования в этих странах росли быстрее, чем национальный доход в целом, утвердившись в качестве одной из основных статей бюджета.

Поддержание школьного образования на достаточно высоком уровне является важной предпосылкой для динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих экономических достижений во многом благодаря притоку квалифицированных и подготовленных кадров из системы образования.

Обратите внимание, что нет последовательного сочетания критериев и показателей эффективности образования. Речь идет не только о подготовке хорошо обученной молодежи, но и о формировании в стенах образовательных учреждений способных, инициативных, следуя идеалам поколения гуманизма.

В основном в учебных кружках всех изученных стран считают, что для повышения уровня образования, прежде всего, необходимо модернизировать содержание, формы и методы школьного образования.

В ведущих странах мира предпринимаются активные попытки повысить эффективность образования. На Западе США возглавляют движение за повышение качества образования. В этой стране, основываясь на общих стремлениях улучшить школьные показатели, объединяются центральные и местные органы власти, учителя и общественность. Специальная процедура аккредитации применяется для стимулирования соответствующей деятельности отдельных учебных заведений. В случае успешной аккредитации, когда подтверждается жизнеспособность учреждения, обеспечивающего качественное образование, школа получает дополнительные кредиты.

Не менее заботятся о повышении качества образования в других странах. Так, в 1993 году Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала доклад с красноречивым названием «Учиться, чтобы добиться успеха. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее. Рекомендации о том, как добиться положительных изменений, сформулированы в виде нескольких целей: сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы непрерывного образования для учителей, концентрация управления образованием и подготовки учителей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование и расширение участия общественности в школьных мероприятиях.

В заключение можно выделить несколько основных законов общего среднего образования в изучаемых странах:

  • Продолжительность обучения в полной средней школе составляет около 12 лет;
  • Полная средняя школа в основном делится на 3 уровня: начальная, средняя и старшая;
  • Обязательное образование предоставляется только в старшей школе, после чего студент выбирает следующий способ получения образования: академический - с целью поступления в университет или профессиональный - для среднего специального образования;
  • в старшей школе (обычно это 10-12 классы), специализированное образование - с рядом направлений специализации от двух до четырех;
  • количество обязательных дисциплин в вузе значительно сокращается, как правило, до 58, при изучении которых основное внимание уделяется последующему периоду обучения;
  • в некоторых странах свидетельство об окончании средней школы (диплом, аттестат) далеко не у всех претендентов;
  • в большинстве стран зачисление в университет происходит посредством конкурса сертификатов (дипломов, сертификатов) или по результатам тестирования, либо на национальном, либо на индивидуальном уровне университетом, основанного, как правило, на измерении уровня способностей абитуриентов.

Высшее образование

В исследованных странах мира за последние четверть века резко расширилась сеть высшего образования. Этот процесс отражал растущую роль высшего образования в экономическом прогрессе, обогащение представлений о жизненных идеалах. Социальный состав студентов заметно изменился: он стал более демократичным. Содержание программ университетского и неуниверситетского высшего образования меняется.

Ключевой проблемой политики ведущих стран мира в отношении высшего образования является поддержание качества образования. Для решения этой проблемы реформируется механизм государственного контроля за деятельностью высшего образования. Так, в Англии с 1993 года действует система оценки качества вузов, внедряемая Советом по высшему образованию. Размер государственных субсидий для отдельных учебных заведений зависит от результатов такой оценки. Аналогичная система действует в Соединенных Штатах. В некоторых штатах такая оценка проводится специальными агентствами по обеспечению качества образования.

Усиление конкуренции государств в сфере высшего образования - это, по сути, экономическая конкуренция, поскольку образование в современных условиях стало основным источником экономического роста. По данным американских ученых, занимающихся проблемами экономики образования, на долю последних приходится 15-20% роста национального дохода. Кроме того, совершенствование научных знаний и их применение обеспечивает рост от 20 до 40% - процесс, в котором ведущая роль принадлежит высшим учебным заведениям, и именно там подавляющее большинство фундаментальных исследований сосредоточено во всех западных странах.

Значение вклада высшего образования в реформирование общества подтверждается международным опытом. Это показывает, что все страны, которые успешно преодолели переход к современным рыночным отношениям, считали сферу высшего образования приоритетной и исходили из этого в своей инвестиционной политике.

Политическая элита в Великобритании, Германии и США сформировала своеобразный культ образования, поддерживаемый регулярными встречами глав государств с лучшими студентами, аспирантами, преподавателями и представлением их общественности как «интеллектуальная ценность страны». 

Такие встречи подчеркивают, что образование является основным показателем качества жизни, основой экономической мощи и творчества каждого человека.

Вывод:

Естественно, проблемы образования всегда занимали важнейшее место в деятельности любого государства: именно образование является одним из основных средств воспроизводства и развития культуры общества и человека, духовного, интеллектуального и профессионального потенциала общества. В последний раз, отмеченный переходным периодом для развития общества, тема образования в силу ряда объективных и субъективных условий выдвинулась в центр общественных идей и дискуссий, в котором практически все слои и группы население, представители науки из разных стран, всех отраслей и уровней законодательной и исполнительной власти.

Необходимость понимания реальных проблем образования в современных условиях становится все более актуальной и значимой. Это связано не только с причинами социально-экономического порядка, но и в значительной степени с изменением парадигм общественного развития. Все это, безусловно, влияет на состояние и перспективы развития образования как важной части социальной сферы, феномена культуры, одного из движущих сил прогрессивного общественного движения.

Проанализировав современные тенденции развития систем образования в ведущих западных странах, можно сделать вывод, что каждая из этих стран имеет определенные устоявшиеся традиции в области образования, которые связаны с особенностями их социально-экономического развития, историческими и национальными условиями. Но в то же время они также имеют определенное сходство в проблемах школьной реформы, связанной с модернизацией содержания образования, что приводит к совместным усилиям всего мирового сообщества по решению этих проблем.

Поэтому можно сказать, что сравнительный анализ различных систем образования и выявление конкретных подходов к содержанию образования позволяют выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.