Система работы с кадрами в обеспечении экономической безопасности предприятия

Предмет: Экономика
Тип работы: Дипломная работа
Язык: Русский
Дата добавления: 08.03.2020

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем дипломных работ по экономике:

 

Дипломные работы по экономике

 

Посмотрите похожие темы дипломных работ возможно они вам могут быть полезны:

 

Анализ процессов и разработка проекта реинжиниринга управления кадровыми ресурсами 
Совершенствование системы управления экономической безопасностью промышленного предприятия
 
 

 

Введение:

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных экономических традиций и ценностей.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности является гарантией независимости страны, условием стабильности и эффективного функционирования общества и успеха. Это связано с тем, что экономика является одним из жизненно важных аспектов деятельности общества, государства и личности, и поэтому концепция национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее силы при возможном внешнем и внутренние угрозы. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов.

Конечно, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, наряду с ее условиями, такими как обеспечение надежной защиты страны, поддержание социального мира в обществе и защита от экологических катастроф. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: в слабой и неэффективной экономике не может быть военной безопасности, равно как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, учитывая те или иные аспекты безопасности, невозможно обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизни населения, устойчивое обеспечение ресурсами для развития национальной экономики, а также последовательное осуществление национальных интересы.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых и самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный ущерб, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают эти проблемы на передний план общественной жизни.

Легкомыслие и попытки преуменьшать угрожающие опасности здесь недопустимы. Роль науки в разработке концепции экономической безопасности очень велика и ответственна. И речь идет не только о словесных упражнениях, а не о поиске красивых формул, различных видов классификаций опасностей — внешних и внутренних, долгосрочных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы и предложить надежные и эффективные методы их отражения.

Сущность экономической безопасности реализована в системе критериев и показателей. Но для экономической безопасности важны не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые значения являются предельными значениями, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

Объектом исследования является экономическая система России.

Предметом исследования являются социально-экономические процессы воспроизводства в народном хозяйстве.

Целью работы является рассмотрение сущности, методов оценки и механизма обеспечения экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также перспектив развития экономической безопасности.

Для достижения этой цели планируется выполнить следующие задачи:

  • определение понятия и сущности экономической безопасности;
  • рассмотреть макроэкономические показатели и угрозы экономической безопасности национальной экономики;
  • рассмотреть механизм обеспечения экономической безопасности страны;
  • проанализировать основные показатели экономической безопасности России;
  • рассмотреть пути улучшения экономического развития и экономической безопасности России.

Различные аспекты управления народным хозяйством и его отдельными отраслями в контексте трансформации российской экономики изучались многими отечественными и зарубежными учеными. Экономическая безопасность в основных областях экономики посвящена творчеству Л.И. Абалкина В.Н. Анищенко И.Я. Богданова, А.В. Воженикова, А.Е. Городецкий, В.А. Зайцева Р.В. Илюхина, Н.П. Купрещенко А.В. Молчанова, А.А. Прохожие, св. Степашина В.К. Сенчагова А.В. Шестакова и соавт.

Теоретической и методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных экономистов в области управления и защиты экономических интересов, решения проблем безопасности, результаты научных исследований Института экономики РАН, Академии наук Управления МВД России, Академии экономической безопасности МВД России и ряда других учреждений по экономической безопасности.

Исходными материалами для исследования являются данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, представительные информационные и статистические материалы Министерства экономического развития Российской Федерации, правоохранительных и контрольных органов, результаты научных исследований и практической деятельности. правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности, публикации в экономических изданиях.

В ходе исследования использовалась система общенаучных методов диалектического познания, системного и факторного анализа. При решении конкретных задач использовались элементы теории управления, экономико-статистические, вычислительные и конструктивные методы исследования, методы экспертной оценки.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе рассматриваются основные понятия, сущность и субъекты экономической безопасности государства, основные показатели и критерии экономической безопасности, а также механизм обеспечения экономической безопасности.

Во второй главе анализируются основные показатели и факторы экономического развития России в 2007-2009 гг., А также приводится прогноз на 2010-2012 гг. Рассмотрены основные проблемы и пути повышения экономического развития и экономической безопасности России в 2010-2012 гг.

Экономическая безопасность: сущность, методы оценки и механизм безопасности

Понятие, сущность и субъекты экономической безопасности

Актуальность проблемы национальной безопасности в целом и экономической безопасности в частности стала реальностью в эпоху формирования капиталистических отношений и национальных государств в XVII — XVIII веках.

Именно тогда в странах европейской цивилизации была сформирована и развита идея, что государство ставит своей главной целью всеобщее благосостояние и безопасность.

Безопасность в то время понималась как «состояние, спокойная ситуация, проявляющаяся в результате отсутствия реальной опасности, а также наличия материальной организационной структуры, которая способствует созданию и поддержанию этой ситуации».

Активные дискуссии о национальной экономической безопасности не начались до 1930-1940 годов, когда закончилась эра свободной конкуренции и началась «административная революция» (как английский экономист Джон Хикс назвал процесс растущего влияния регулирования на рыночную экономику со времен конец 19 века). Именно тогда стала доминировать идея о том, что в интересах общества саморегулирование рынка должно дополняться централизованным регулированием.

Термин «национальная безопасность» впервые появился в Соединенных Штатах. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость — государство, которое обеспечивает достаточную экономическую и военную мощь, чтобы противостоять опасностям и угрозам своего существования, исходящим как от других стран, так и от их собственной страны.

Обязательным компонентом национальной безопасности в целом считается национальная экономическая безопасность. Интересно отметить, что вторая, более узкая концепция родилась даже несколько раньше, чем первая, более широкая.

В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерство экономики России при участии федеральных органов исполнительной власти и совместно С межведомственной комиссией Совета безопасности по экономической безопасности было поручено разработать «Основные положения стратегии обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.»

Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)» был подписан 29 апреля 1996 года. В этом Указе экономическая безопасность определялась как способность и желание экономики. обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и стать материальной основой национальной безопасности.

Таким образом, в структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Это связано с тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономической поддержки.

Распад СССР показал, что для безопасного существования государства недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, многие другие составляющие экономики, развитый сектор потребительских товаров и услуг, конкурентоспособность товаров на необходим мировой рынок, отлаженный механизм управления экономикой. Россия не только географически, но и в цивилизационном смысле является неотъемлемой, органической частью Европы. Не может быть Европы без России, как Россия без Европы. Разница между медом России и остальной Европы заключается в том, что те основные цивилизационные задачи, которые Европа уже так или иначе уже решила, еще предстоит решить. Речь идет о создании в России демократического правого государства, построении высокоэффективной рыночной экономики, обеспечении достойного уровня жизни и надежных социальных гарантий.

У нас есть одна общая черта — это духовно-нравственное состояние общества, будущие угрозы — терроризм, этнонациональные и религиозные конфликты, наркомания, преступность. Российское государство обязано идти по пути цивилизации, интегрироваться в мировое сообщество.

Изоляция России от глобальных процессов невозможна, но открытость и включение в глобальные процессы не является гарантией безопасного развития — обеспечение международной экономической безопасности является сложным, многогранным процессом.

Особое значение имеет обеспечение экономической безопасности в рамках региональных интеграционных объединений, классическим примером которого является Европейское сообщество. Особенность заключается, прежде всего, в том, что ЕС как интеграционное объединение является результатом открытости и участия его стран-членов в глобальных экономических процессах.

Целью системы обеспечения экономической безопасности считается достижение такого состояния экономического комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическая независимость, поступательное развитие, устойчивое положение в мировой экономике, надежная защита от внутренних и внешних угроз. Такое понимание системы экономической безопасности является приемлемым для ЕС. Другими словами, эти требования аналогичны для систем экономической безопасности любой региональной интеграционной ассоциации и могут быть определены с учетом конкретных реалий.

Сегодня различные международные и российские организации используют различные методологические схемы и комплексные индикаторы для изучения социальных процессов в обществе, которые позволяют оценивать безопасность России с различной степенью объективности в свете процессов европейской интеграции. Известны мировые фондовые индексы, которые характеризуют экономическую активность фондовых рынков различных стран, индексы деловой активности, индекс экономической свободы и экономического благосостояния и многие другие. Все они с разной объективностью и точностью описывают различные экономические и социально-политические процессы, но, что самое важное, они позволяют отслеживать их динамику.

Субъектами безопасности в обществе являются отдельные граждане (отдельные лица), социальные группы, общественные, экономические организации, которые осведомлены об угрозах и опасностях для общества, государства и призваны осуществлять определенные действия по их предотвращению и преодолению. В той или иной степени каждый отдельный человек, социальная группа, этническое и национальное сообщество занимаются обеспечением своей безопасности.

Закон Российской Федерации «О безопасности» подчеркивает: граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, имеют права и обязанности участвовать в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления. Администрация территорий, областей, автономных округов и автономных округов принята в пределах их компетенции в данной области.

Эффективность деятельности людей в области безопасности значительно возрастает, если они объединяются в соответствующие организации, учреждения и учреждения.

Наиболее мощной подготовленной формой организации, призванной обеспечить национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.

Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и иные нормативные акты и обеспечивает их выполнение всеми доступными ему способами, в том числе административными. Государство владеет монополией на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединенное им общество людей как целостность в отношениях с другими странами и народами. Посредством системы государственных механизмов создаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и всемирные организации и союзы для защиты политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки национальной стратегии и постановки целей государство привносит в общество интегрированный сознательный принцип, реализация которого направляет усилия всех социальных слоев и групп общества. Системный подход используется для обеспечения всех видов национальной безопасности, включая экономическую безопасность.

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует определенную экономическую мотивацию в обществе, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Фактически в обеспечении экономической безопасности участвуют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Более того, очень важно разграничить свои полномочия в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе Российской Федерации «О безопасности». В законе говорится, что общее руководство органами государственной безопасности в Российской Федерации осуществляет Президент.

Но поскольку эта сфера деятельности имеет большую сложность и требует профессиональных знаний и навыков в различных областях, Закон предусматривает создание специального органа — Совета Безопасности Российской Федерации, который призван готовить решения Президент страны в области обеспечения всех компонентов национальной безопасности, в том числе экономической безопасности.

Совет Безопасности является конституционным органом, призванным защищать жизненно важные интересы личности, общества и государства во всех публичных сферах, включая экономические, от внутренних и внешних угроз.

Закон «О безопасности» формулирует следующие основные задачи Совета Безопасности:

  1. определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
  2. разработка основных направлений стратегии государственной безопасности;
  3. подготовка оперативных решений по предупреждению чрезвычайных ситуаций в стране;
  4. разработка предложений по координации деятельности исполнительных органов при реализации решений, принятых в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и так далее.

При рассмотрении вопросов обеспечения безопасности территорий субъектов Российской Федерации, как правило, их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти привлекаются к участию в работе Совета безопасности. Секретарь Совета безопасности подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации.

Закон «О безопасности» устанавливает, что в случае необходимости разработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или устранению их последствий для определенных проблем защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть экономические интересы), Совет безопасности может создавать специальные межведомственные комиссии.

Помимо государственных органов и органов управления экономической безопасностью, создана и функционирует система неправительственных организаций, общественных объединений, гражданских движений, коммерческих структур, объединений юридических и физических лиц. Они объединяют жизненно важные экономические и социальные интересы, защищают экономические права и свободы различных социальных групп, трудовых и профессиональных коллективов и влияют на разработку экономической политики, стратегий и тактик экономической безопасности.

Возьмем, к примеру, деятельность такой массовой неправительственной организации, как профсоюзы. Они последовательно проводят политику защиты экономических интересов занятых работников, борьбы с безработицей, достижения полной занятости и улучшения условий труда.

Значительная роль профсоюзов в реализации института социального партнерства. В России социальное партнерство осуществляется в форме сотрудничества профсоюзов, бизнес-ассоциаций и государства. Обоснованная и эффективная политика профсоюзов по реализации принципов социального партнерства допускает участие членов трудового коллектива в разработке коллективных договоров и соглашений, в управлении производством, определении достойных условий труда. оплата труда и установление контроля за соблюдением оплаты труда.

Экономическая безопасность России тесно связана с усилением поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятия.

Стиль управления, основанный на жесткой административной иерархии, уходит в прошлое. На первый план выходит инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Таким образом, государство и его институты экономического управления, особенно такой конституционный орган, как Совет Безопасности, играют ведущую роль в управлении обеспечением экономической безопасности страны. С формированием гражданского общества в России неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, а также работники частных и государственных предприятий будут играть все более важную роль в обеспечении экономической безопасности.

Важную роль в изучении экономической безопасности в экономической науке играет установление базовых критериев и основных показателей.

Под критерием экономической безопасности, как правило, понимается оценка состояния экономики с точки зрения обеспечения экономической безопасности, а именно оценка:

  • ресурсный потенциал и возможности развития;
  • уровень эффективности использования факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов);
  • конкурентоспособность экономики; целостность экономического пространства;
  • экономический суверенитет, независимость; социальная стабильность.

Как правило, ученые включают в систему основных показателей экономической безопасности (ИЭБ): уровень и качество жизни; уровень инфляции; уровень безработицы; экономический рост; государственный долг; участие в мировой экономике; состояние валютных резервов; деятельность теневой экономики; состояние экологии.

Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизни населения, устойчивое обеспечение ресурсами для развития национальной экономики, а также последовательное осуществление национальных интересы.

Система макроэкономических показателей позволяет определить степень экономической безопасности государства. Кроме того, используя макроэкономические показатели, можно оценить макроэкономические результаты и проанализировать предпосылки их получения. Используя общие показатели, такие как чистое экономическое благосостояние, мы можем определить благосостояние граждан. Важность макроэкономических показателей очевидна, поскольку они играют значительную роль в экономике страны.

В научной экономической литературе приведено огромное количество показателей состояния экономической безопасности государства.

Все эти показатели можно разделить на внутренние и внешние.

По степени значимости показатели экономической безопасности можно разделить на общие, основные и частные.

По шкале охарактеризованного охранного объекта можно выделить:

  • микроэкономические показатели, определяющие состояние предприятия, предприятия, учреждения, а также семьи и отдельных лиц;
  • мезоэкономические показатели, характеризующие регион или отрасль;
  • макроэкономические показатели, отражающие состояние экономики страны в целом.

Наиболее значимые из них должны включать макроэкономические показатели. Тема макроэкономических показателей будет актуальна в любое время, поскольку именно с помощью этих показателей оценивается уровень экономики любой страны.

В эту группу входят следующие показатели:

1. Уровень и качество жизни населения, которое можно оценить по многим параметрам: производство валового внутреннего продукта или ВВП на душу населения; личный располагаемый доход; потребительские расходы; личные сбережения; индекс потребительских цен; Средняя заработная плата; социальная и физиологическая стоимость жизни; индекс дифференциации доходов (децильный коэффициент); уровень безработицы; уровень бедности населения; уровень потребления основных продуктов питания на душу населения; обеспечение жильем; статус здоровья; уровень образования; ожидаемая продолжительность жизни; показатель чистого экономического благополучия; «Совокупный индекс человеческого развития» и другие.

«Уровень жизни означает обеспечение населения необходимыми материальными товарами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей».

Качество жизни в широком понимании понимается как удовлетворение населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Эта концепция охватывает: характеристики и показатели уровня жизни как экономической категории, условий труда и отдыха, жилищных условий, социального обеспечения и гарантий, правоприменения и соблюдения прав человека, климатических условий, показателей сохранения окружающей среды, свободного времени и рационального использования, и, наконец, субъективные ощущения покоя, комфорта и стабильности.

2. Экономический рост: динамика и структура национального производства и доходов; показатели объемов и темпов промышленного производства; индекс роста промышленного производства, в том числе по отраслям и его доля в ВВП; темпы роста сельскохозяйственного производства; отраслевая структура экономики и динамика отдельных отраслей; капитальные вложения; Структура ВВП и др.

3. Характеристика природно-ресурсного, производственного, научно-технического потенциала страны: показатели ресурсосбережения; состояние воспроизводства факторов производства; эффективность использования научных технологий.

4. Характеризуя динамичность и адаптивность экономического механизма, а также его зависимость от внешних факторов: уровень цен в России в% от США; соотношение между ценой массы товара и денежным обеспечением; уровень инфляции; дефицит консолидированного бюджета; влияние внешнеэкономических факторов; стабильность национальной валюты; внутренний и внешний долг.

5. Характеристика деятельности теневой экономики: показатели производства товаров; показатели услуг и доходов от незарегистрированной и запрещенной деятельности, их доля в ВВП и национальном доходе.

6. Характеризуя вклад государства в мировую экономику: экспорт, импорт, баланс; структура, доля в экспорте готовой продукции и высокотехнологичных товаров; зависимость от импорта, доля импорта во внутреннем потреблении; курс обмена валют и паритет покупательной способности.

Важным для экономической безопасности страны является показатель количества наличной иностранной валюты к общей сумме наличных денег. Это отражает значительную долларизацию денежного обращения.

Однако индикатором, который в настоящее время представляет наибольшую угрозу для экономической безопасности России, является крайне низкая монетизация экономики. Стремление в прошлые годы снизить инфляцию за счет сужения денежной массы привело к резкому разрыву между пороговыми и фактическими значениями монетизации экономики. Это означает крайнюю недостаточность оборотных средств предприятий и вызывает ряд негативных явлений, в первую очередь, рост задолженности предприятий.

Рассмотрим более подробно наиболее важные макроэкономические показатели экономической безопасности страны.

Эти показатели в основном включают ВНП и ВВП, которые отражают результаты деятельности в двух секторах экономики: материальное производство и услуги. Оба определяются как стоимость общего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год (квартал, месяц). Эти показатели рассчитываются в ценах как текущих (текущих), так и постоянных (цены любого базового года).

Одним из основных макроэкономических параметров (показателей) оценки результатов хозяйственной деятельности является ВВП.

Валовой внутренний продукт (ВВП) является показателем национального объема производства, который включает товары и услуги, произведенные внутри страны и только с использованием факторов производства, принадлежащих владельцам данного государства.

Валовой национальный продукт (ВНП) — это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени. ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, принадлежащими предприятиям, в том числе в других странах.

Есть 3 способа измерения ВВП и ВНП:

  • По расходам (метод конечного использования): расходы по личному потреблению, государственным закупкам, инвестициям и сальдо внешней торговли суммируются. При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП домохозяйств, фирм, государства и экспорта. По сути, это совокупный спрос общества;
  • По доходам (способ распределения): доходы частного хозяйства, государства от предпринимательской деятельности суммируются;
  • По добавленной стоимости (метод производства): сумма чистой продукции всех секторов экономики. Стоимость каждого продукта включает в себя стоимость сырья, материалов, топлива, заработной платы рабочих, управленческого и обслуживающего персонала. Добавленная стоимость включает только ту часть стоимости продукта или услуги, которая создается на этом предприятии. Другими словами, если мы вычтем стоимость материалов, сырья, топлива и использованного оборудования из стоимости всего продукта, то остальное добавленная стоимость.

Номинальный ВВП — рассчитывается в текущих ценах за год его производства, а реальный ВВП — в сопоставимых базовых ценах. Такой расчет позволяет определить динамику ВВП за ряд лет. Это показывает, что на валовой продукт влияет, с одной стороны, объем производства, а с другой — динамика цен.

Реальный ВВП = Номинальный ВВП / Индекс цен

Реальный ВВП характеризует физический объем, а реальный продукт является стоимостным выражением ВВП. Чем выше цена, тем больше ценность продукта, хотя его физическое измерение не изменилось. Поэтому для измерения реальной динамики производства используется дефлятор ВВП.

Дефлятор ВВП равен отношению номинального ВВП к реальному продукту текущего года и выражается в процентах.

Дефлятор ВВП = Номинальный ВВП / Реальный ВВП

Расчет дефлятора позволяет оценить достижения реального сектора экономики, исключить рост фиктивного продукта за счет роста цен. С его помощью вы можете реально оценить стоимость набора продуктов из потребительской корзины и оценить благосостояние различных слоев населения.

Дефлятор ВВП показывает изменения цен по всему списку товаров и услуг, производимых в экономике; учитывает изменения в структуре выпускаемой продукции; показывает изменение цен на продукцию, производимую национальным капиталом.

Как упоминалось выше, индекс потребительских цен также относится к одному из важнейших макроэкономических показателей.

Для определения индекса потребительских цен используется понятие «потребительская корзина», которое включает около 300 наименований наиболее широко используемых товаров.

Индекс потребительских цен равен отношению цены потребительской корзины в текущем году к цене потребительской корзины в базовом году, умноженному на 100%.

Индекс потребительских цен рассчитывается, как правило, на основе постоянной рыночной корзины городских жителей и имеет ряд недостатков.

Индекс активно используется для индексации доходов домохозяйств, и экономисты считают, что во многих случаях использование этого индекса переоценивает рост цен и стимулирует инфляционные процессы в обществе.

В дополнение к этим показателям для учета экономической динамики используются и другие характеристики, в том числе чистый национальный продукт.

Чистый национальный продукт (ЧНП) — это чистый ВНП минус амортизация на потребленный капитал:

ЧНП = ВНП — амортизационные отчисления

ЧНП содержит различные налоги, которые напрямую не попадают в сферу потребления населения. Это в первую очередь относится к косвенным налогам, которые включают акцизы и таможенные пошлины.

Суть индикатора NNP заключается в том, что его можно использовать для измерения общего годового объема производства, который макроэкономика может потреблять, не ставя под угрозу производственные возможности последних лет.

Национальный доход является еще одним важным макроэкономическим показателем. Он показывает, сколько стоит обществу с точки зрения потребления ресурсов производство данного чистого объема производства (это объем потребления национальных ежегодных производственных ресурсов владельцами факторов производства).

Этот показатель рассчитывается следующим образом:

Национальный доход = чистый национальный продукт — косвенные налоги

Роль национального дохода как макроэкономического показателя проявляется в том, что он служит достаточно надежным показателем динамики цен национальных факторов производства или экономических ресурсов.

Национальный доход отражает ту часть фактического общего объема, который пошел на создание физического объема производства за данный год.

Однако национальный доход — это заработанный доход, который должен быть скорректирован с учетом фактора налогов и трансфертных платежей.

Национальный доход не полностью попадает в домашние хозяйства и не учитывает доходы, полученные гражданами, которые не являются результатом их участия в производстве конечных товаров и услуг в конкретном году. Поэтому они различают заработанный доход или, что то же самое, национальный доход и полученный доход, который часто называют личным доходом.

Также используется национальный доход, который равен разнице между национальным доходом и потерями, связанными со стихийными бедствиями, повреждением хранилища, а также минус внешнеторговый баланс.

Вышеупомянутый личный доход также относится к макроэкономическим показателям экономической безопасности страны и фактически является доходом, получаемым домохозяйствами.

Однако личный доход еще не является точной суммой дохода, которой управляют домохозяйства. Ведь с личного дохода необходимо платить индивидуальные налоги. В связи с этим также измеряется доход домашних хозяйств. Это называется личным располагаемым доходом (ЛРД). Этот доход после уплаты индивидуальных налогов домашних хозяйств находится в окончательной форме. Он направлен на потребление и экономию.

Такая структура личного располагаемого дохода обусловлена тем фактом, что гражданин в рыночной экономике выполняет две основные функции — потребитель и инвестор (он вкладывает свои сбережения в развитие имущественных компонентов домохозяйств и фирм, и в этом последнем случае с целью получения дохода).

Механизм обеспечения экономической безопасности страны

Чтобы обеспечить экономическую безопасность России, решить поставленные задачи, необходимо разработать соответствующий механизм их реализации.

Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз.

Включает в себя следующие элементы:

  • объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества с целью выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;
  • разработка пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;
  • государственная деятельность по выявлению и предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации реализуется через государственную стратегию, которая должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты и национальные интересы. Поэтому основной целью экономической стратегии является формирование структуры экономики и формирование производственных, финансовых и банковских структур, которые могут создать условия для введения капитала в новое направление экономического развития.

Одним из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности является создание системы гибкого регулирования рыночной экономики.

В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы:

  • макроэкономическое регулирование, установление общих правил и параметров управления для всех типов организаций;
  • индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие виды «отладки» механизма экономического управления для всех типов организаций;
  • более строгое планирование деятельности государственных предприятий, государственных заказов (прежде всего оборонного), а также разработка и внедрение методов управления государственным имуществом.

Другим важным аспектом стратегии экономической безопасности является стабильность национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России сегодня удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты становится актуальной во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности разрабатывается и реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение стабильности экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государство, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, верховенство закона и подчинение всем, в том числе правительству.

Для этого необходимо создать хорошо функционирующую и надежную систему государственного влияния на экономику, которая позволит наиболее экономически эффективно регулировать наиболее важные экономические преобразования, а также сможет взять на себя функции управления и контроля. поддержание экономики страны на безопасном уровне. В этом случае необходимо четко определить границы и критерии или условия государственного вмешательства в экономику, в частности, границы государственного сектора, а также обеспечить разработку эффективных методов государственного регулирования.

Государство должно реализовать комплекс мер, прежде всего для обеспечения экономического роста, который будет гарантировать экономическую безопасность страны. Эти меры должны охватывать все сферы экономики. Эти меры включают в себя реализацию активной структурной и социальной политики, усиление государственной активности в инвестиционной, финансовой, валютной и внешнеэкономической сферах, а также продолжение институциональных преобразований.

В то же время социальная политика должна способствовать консолидации общества на основе стабильного экономического положения граждан и повышения их уровня жизни. Определенный положительный сдвиг, наблюдаемый в росте среднемесячного денежного дохода населения за прошедшее время, произошел на фоне значительных задержек с выплатами наличными, повышенной дифференциации доходов различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, который создает потенциальную угрозу социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для восстановления российской экономики.

При проведении эффективной инвестиционной политики необходимо соблюдать следующие основные принципы:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
  • повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных фондов для реализации особо эффективных и быстрых окупаемых инвестиционных проектов и предприятий малого бизнеса независимо от их отрасли и форм собственности для ускорения структурной и технологической перестройки производства;
  • стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Следует отметить, что наиболее важным элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно в нынешней социально-политической ситуации в России.

Основные направления этой деятельности:

  • выявление случаев отклонения фактических или прогнозируемых параметров экономического развития от пороговых значений экономической безопасности, а также разработка комплексных государственных мер по выходу страны из опасной зоны. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
  • организация работ по реализации комплекса мер по преодолению или предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассмотреть концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
  • экспертиза решений, принятых по финансово-экономическим вопросам с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной системы контроля за выполнением этих мер Советом Безопасности Российской Федерации.

Чтобы обеспечить экономически безопасную интеграцию России в мировую экономику, государство, развивая специальные институты, должно завершить:

  • формирование оптимальной экспортной структуры, что предполагает значительное увеличение ее доли и объема товаров с высокой степенью переработки, качественным обслуживанием класса;
  • исходя из существующих конкурентных преимуществ, выявления и целевого развития наиболее перспективных товарных ниш для российского экспорта на мировом рынке, концентрации основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всестороннего развития промышленной кооперации, инжиниринг и лизинг;
  • достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;
  • обеспечение доступа российских предприятий как экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;
  • долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем в отношениях как со странами, так и с международными организациями-кредиторами, а также со странами-должниками.

Разнообразная роль государства и системы управления экономикой в ​​обеспечении экономической безопасности страны в условиях глобализации обусловлена ​​реализацией функций, присущих ее механизму, в том числе следующим.

Во-первых, предоставить инструменты для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, с помощью экономических и административных рычагов обеспечить практическую реализацию стратегии и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигнутых результатов, корректировку мер и действий, предпринимаемых в зависимости от сложившихся условий;

В-третьих, обеспечить необходимую правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе разработки и последовательного выполнения законодательных и нормативных актов, предусматривающих защитные, поощрительные и запретительные режимы в системе отношений с другими странами;

В-четвертых, сформировать стабильную и надежную систему распределения прав, функций и обязанностей, взаимодействия органов и должностных лиц, что позволяет быстро и компетентно реагировать на все возникающие явления и проблемные ситуации в функционировании экономики.

Таким образом, повышение экономической безопасности России в значительной степени зависит от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках. Однако при создании таких инструментов необходимо учитывать технологическую отсталость активной части основных фондов, более высокий материальный расход российской продукции, все еще слабую нормативно-правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним из их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской политики, которая защищает национальные интересы отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках, которая включает в себя: борьбу с монополистами; налоговые льготы; льготные кредиты на экспорт продукции промышленного назначения; введение благоприятного режима для предпринимателей в различных отраслях; Особая важность ресурсосберегающего фактора.

Анализ макроэкономических показателей экономической безопасности Российской Федерации в 2007-2012 гг.

Основные тенденции социально-экономического развития в 2007-2009 гг.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало сокращение экспорта и отток капитала, что привело к значительному сокращению промышленного производства, торговли и инвестиций.

Снижение ВВП в январе-августе 2009 года составило 10,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В то же время внутренний спрос также снизился, прежде всего, с точки зрения валового накопления, как из-за сокращения инвестиций в основной капитал, так и из-за сокращения запасов.

Положительный вклад в динамику ВВП вносит чистый экспорт товаров и услуг. С апреля по август цены на нефть выросли почти в 1,5 раза. В то же время физические объемы экспорта также начали восстанавливаться к середине 2009 года. Реализация антикризисных мер Правительства Российской Федерации способствовала стабилизации социально-экономической ситуации в стране и переходу на положительные темпы экономического роста. В результате в июне — июле 2009 г. произошел перелом в экономической динамике и наблюдался рост ВВП (с учетом сезонных и календарных факторов). В целом ожидается, что переход к положительной экономической динамике сократит падение ВВП во второй половине года и, в целом, к концу года составит 8,5 процента.

Основным фактором восстановления ВВП во II полугодии 2009 года является рост промышленного производства, связанный, прежде всего, с увеличением экспорта и постепенным восстановлением товарно-материальных запасов.

Индекс промышленного производства за январь-август 2009 года снизился на 14% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В большей степени снижение коснулось обрабатывающей промышленности — с начала года снижение составило 19,8%, охватывая как экспортеров (особенно металлургию), так и машиностроительный комплекс и промышленность строительных материалов. Самым сложным был первый квартал 2009 года, и в последующие месяцы восстановление мировых сырьевых рынков привело к улучшению ситуации в экспортоориентированных отраслях (металлургия, химия и производство нефтепродуктов). В июне — августе оживление процессов внутреннего спроса и импортозамещения способствовало началу восстановления производства в большинстве отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Ожидается, что динамика промышленного производства продолжит устойчивый рост в результате положительных импульсов как со стороны запасов, так и со стороны внешнего спроса. В 2009 году в целом прогнозируется снижение промышленного производства на 11,4%, в том числе в обрабатывающей промышленности на 15,5%.

В отличие от промышленности, сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость к кризису. В январе-августе производство в аграрном секторе экономики сократилось на 3,7%, и в целом к ​​концу года ожидается, что сельскохозяйственное производство останется на уровне 2008 года.

В январе-августе 2009 года инвестиции в основной капитал сократились на 18,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Учитывая неопределенность в экономической ситуации и трудности с кредитованием, активного восстановления инвестиций во второй половине 2009 года не ожидается, сокращение инвестиций в основной капитал на конец года оценивается в 20 процентов.

Пока что спад в строительном секторе не остановился. Объем работ по виду деятельности «Строительство» за январь-август 2009 года снизился на 18,5% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

В то же время в жилищном строительстве за указанный период наблюдалось увеличение объемов ввода жилья, чему способствовал ввод в эксплуатацию отдельных проектов жилищного строительства, осуществляемых населением за счет собственных и заемных средств (рост этот показатель за первое полугодие 2009 года составил 6,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года) Хотя в январе-июне жилье по заказу федерального бюджета сократилось на 25,6%, меры, принятые Правительством Российской Федерации по поддержке На рынке ипотеки региональные жилищные программы стали важным фактором обеспечения сохраняющейся положительной динамики ввода жилья. Всего за восемь месяцев текущего года было введено в эксплуатацию 29,7 миллиона квадратных метров. общая площадь жилых зданий, что на 1,2% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. По итогам года ожидается ввод в эксплуатацию жилья на уровне 52-55 млн. кв.

Объемы потребительского спроса за первые восемь месяцев 2009 года сократились значительно меньше, чем другие составляющие валового внутреннего продукта. Розничный товарооборот сократился на 4,7%, объем платных услуг населению — на 3,5%. Ожидается, что продолжающееся снижение потребительского кредитования и неопределенность на рынке труда приведут к стагнации потребительских расходов к концу года. В целом, в 2009 году розничные продажи будут на 6% ниже, чем в 2008 году.

Под влиянием экономического спада и роста безработицы реальная заработная плата в январе-августе 2009 года снизилась на 3,3 процента. Снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составило 0,7% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Результатом стало увеличение пенсий и социальных пособий, а также увеличение покупки валюты населением в начальный период кризиса. В целом, в 2009 году, по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, реальная заработная плата снизится на 4,6% по сравнению с предыдущим годом, а снижение реальных располагаемых денежных доходов населения составит 4,1 процента.

В январе-августе 2009 года индекс потребительских цен составил 108,1%, что на 1,6 процентного пункта ниже соответствующего показателя за аналогичный период предыдущего года. По состоянию на август 2009 года годовая инфляция снизилась до 11,6% против 12% в июле. Такое изменение обусловлено, прежде всего, растущими ограничениями спроса населения, а также довольно жесткой денежно-кредитной политикой. Так, во втором полугодии 2009 года инфляция может быть на уровне 3-3,3%, что ниже, чем годом ранее (4,2%) и в целом за год она не превысит 11-12%.

Экспорт товаров в январе-августе 2009 года составил 180,9 млрд долларов США (54,9% к соответствующему периоду прошлого года). Снижение объемов затрат связано не только с резким падением экспортных цен, но также со значительным снижением физических объемов поставок по сравнению с 2008 годом. В то же время физические объемы экспорта начали восстанавливаться к середине 2009 года. что обеспечило общее оживление экономики. Во втором полугодии ожидается увеличение объемов экспорта, как из-за положительной динамики цен (несмотря на прогнозируемое снижение цен на нефть), так и из-за дальнейшего увеличения физических поставок сырья. Таким образом, общий объем экспорта за год составит 285 млрд. Долларов США (что на 39,6% меньше, чем в 2008 году), тогда как сокращение физических объемов не превысит 5% (11,3% в первом полугодии).

Снижение внутреннего спроса в первом полугодии было в основном связано со снижением спроса на импортные товары. Импорт товаров в январе-августе составил 114 млрд. Долларов США и снизился на 40,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Во втором полугодии ожидается довольно быстрый рост спроса на импорт, в первую очередь в результате возобновления роста запасов. В целом за год импорт товаров составит 190,3 миллиарда долларов США (снижение на 34,8 процента по сравнению с 2008 годом).

Таким образом, внутренние и внешние факторы способствуют переходу российской экономики от рецессии к восстановлению, однако из-за слабого инвестиционного и потребительского спроса, накопленного финансового дисбаланса и высокого уровня безработицы она не приобрела необходимой стабильности.

Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2012 гг.

Последние данные о динамике ВВП крупнейших стран Европы, значительное замедление рецессии в американской экономике и постепенное формирование тенденции к восстановлению промышленности в ведущих странах значительно усилили оптимизм экспертов и международных организаций в отношении перспектив мировая экономика оправляется от глубочайшей рецессии после Второй мировой войны.

Эффект стимулирования фискальных и монетарных мер, направленных на оживление спроса и поддержку реального сектора, в том числе посредством поддержки автомобилестроения, авиастроения и судостроения, стал проявляться все заметнее. Масштабная государственная помощь финансовому сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила остановить коллапс в сокращении кредитования промышленности. На американском рынке жилья произошел разворот, и во многих странах появляются первые признаки восстановления потребления. Фондовые и товарные рынки значительно выросли с начала года.

Однако глубина рецессии и масштаб дисбалансов создают вероятность сценария второй волны кризиса или значительное замедление темпов восстановления.

В 2010 году инфляция будет по-прежнему сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. В 2010 году доходы домашних хозяйств в реальном выражении останутся на уровне предыдущего года, и поэтому потребительский спрос будет расти очень медленно. Сдерживающее влияние на инфляцию также будет иметь прогнозируемое снижение мировых цен на зерно для урожая 2009 года и ряда других продуктов питания. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских цен снизится не менее чем на 9-10 процентов.

К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. Учитывая умеренный рост цен на сырье на мировых рынках, значительное замедление роста денежной массы и потребительских расходов будет способствовать снижению инфляции по сравнению с докризисным ростом. Ожидается также, что эта тенденция возобновится при снижении скорости денежной массы, поскольку доверие к рублю увеличивается, а население стремится к сбережениям (в том числе в форме банковских депозитов).

Чтобы сдержать рост затрат и цен, тарифная политика в отношении естественных монополий в 2010-2012 годах будет ужесточена по сравнению с запланированной в докризисный период. Будет продолжена работа по развитию конкурентной среды и торговой инфраструктуры, особенно на местных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с антиинфляционными мерами, изложенными ранее.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно разных этапа ее реализации.

Первый этап до конца 2010 года характеризуется постепенным переходом острой фазы кризиса к этапу смягчения кризисных явлений и появления признаков восстановления экономики.

На данном этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики, а инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансировать интересы отечественных производителей и потребителей.

Для поддержки ключевых, системно значимых отраслей российской экономики (металлургии, автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспорта, аграрного и лесного секторов) предусмотрены следующие меры: оперативное применение инструментов таможенной и тарифной политики за счет повышения уровня импорта. таможенные пошлины на наиболее чувствительные готовые товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей; поддержка производства путем снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин в фискальных целях, максимально учитывая интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или увеличения ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек в таможенных платежах; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеэкономической деятельности и оценка мер, принимаемых для быстрого реагирования на изменения условий и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в сельскохозяйственном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по созданию комплексной системы поддержки экспорта, включая использование таможенных и тарифных инструментов, с целью повышения конкурентоспособности внутреннего производства в рамках комплексной поддержки экспорта в сочетании с внутренней политикой поддержки отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы мониторинга внешней торговли и рынка (мониторинг торговых барьеров, антикризисные меры, применяемые другими государствами, реализация которых может повлиять на экономические интересы российских компаний и может потребовать введения мер реагирования).

В то же время принимаемые меры не должны противоречить долгосрочным задачам в области таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и ее переходу на путь инновационного развития, формированию нового, пост-экономического развития. кризис внешнеэкономической специализации и обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий.

Второй этап 2011 — 2012.

Основными задачами этого этапа являются восстановление баланса между протекционистскими и регулирующими функциями таможенной и тарифной политики, создание потенциала для устойчивого экономического развития и переход к полномасштабному последовательному осуществлению приоритетных направлений.

С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников таможенным органам таможенного союза.

Таможенно-тарифная политика в 2010 — 2012 годах будет определяться ситуацией в мире и экономике России в этот период, задачами экономического развития, реализацией планов по формированию таможенного союза, статусом России в ВТО и международной Россией обязательства во внешнеэкономической сфере.

Реализация приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет способствовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и создаст благоприятные условия для усиления конкурентных позиций. российского бизнеса в мировой экономике.

Пути повышения экономической безопасности и экономического развития России

Стратегической целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противодействия влиянию внутренние и внешние угрозы.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности России должна быть ориентирована, в первую очередь, на поддержание адекватного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что может вызвать социальную напряженность, предотвращая конфликты между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и национальностями. Эту стратегию следует реализовывать, прежде всего, через систему безопасности, которую формируют законодательные, исполнительные и судебные органы, общественные и другие организации и объединения.

Стратегия экономической безопасности государства должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии наиболее важных политических и экономических решений. В связи с этим некоторые важные положения о государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны быть реализованы в процессе разработки проектов прогнозов социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Важнейшими задачами обеспечения экономической безопасности должны быть:

  1. регулирование развития внешней торговли в соответствии с экономическими интересами России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в контексте интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
  2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, прежде всего, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, реализации политики импортозамещения;
  3. поддержка интересов отечественных экспортеров на зарубежных рынках с целью восстановления и поддержания их позиций на мировых товарных рынках;
  4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, которые не являются монополистами на внутреннем рынке;
  5. обеспечение наиболее благоприятных условий для погашения Россией внешнего долга и его обслуживания;
  6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
  7. обеспечение бесперебойной работы автомобильных дорог, связывающих Россию с зарубежными рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач).

Основной целью экономической стратегии является восстановление экономического роста в России. Конечно, восстановление должно происходить на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и формирование производственных, финансовых и банковских структур, которые могут создать условия для перетекания капитала в новое направление экономического развития.

Приоритетами экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010 — 2012 годы) будут реализация антикризисных мер, а также мер, направленных на решение долгосрочных задач модернизации и повышение конкурентоспособности экономики страны.

Основные приоритеты включают выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, поддержание и развитие промышленного и технологического потенциала, усиление внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, а также повышение стабильности национальной финансовой системы.

Будет обеспечен макроэкономический баланс, сохранится курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы мероприятия по обеспечению перехода экономики к инновационному типу развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и основными направлениями деятельности Правительство Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологий, транспорта и энергетики инфраструктуры.

Развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малых и средних предприятий, развитие конкуренции, улучшение корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, а также улучшение качества государственного управления и механизмы регулирования экономической деятельности будут последовательно обеспечиваться.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет определяться следующими факторами:

  • скорость выхода мировой экономики из кризиса и динамика цен на основные виды сырья;
  • степень адаптации российских компаний и банков к кризису и повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;
  • эффективность реализации мер государственной антикризисной политики, а также мер по модернизации экономики.

При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в диапазоне 58–60 долларов США за баррель рост ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 0,9–1,6%, в 2011 году — на 1,1–3%, в 2012 году — на 3, 1–4,3%. Достижение верхнего предела соответствует прогнозному варианту 2а и предполагает высокую эффективность мер государственной экономической политики, а также повышение эффективности российских компаний.

В прогнозный период существенные изменения произойдут в факторах, определяющих рост экономики.

Фактор внешнеэкономической ситуации, выражающийся в росте экспортных поступлений и в значительной степени обусловивший высокие темпы роста российской экономики в 2004-2007 гг., будет иметь меньшее значение для выхода из кризиса.

В 2010 — 2012 гг. С учетом восстановления положительной динамики роста цен на нефть и физических объемов экспорта этот фактор будет определять только 0,7-0,9 п.п. роста ВВП.

Ослабление влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов роста физических объемов экспорта с 1% до 3% в прогнозируемом периоде при относительно стабильных мировых ценах на нефть (в реальном выражении в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от предыдущих лет, экономический рост будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.

Начиная с 2011 года внутренние факторы будут все больше определять как уровень, так и устойчивость экономического роста. В связи с этим роль инвестиционного климата и государственной экономической политики значительно возрастает.

Заключение

Экономическая безопасность — это состояние безопасности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социально-экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и рациональном использовании природных ресурсов.

Угрозы экономике сложны. Это означает, что на экономическую безопасность влияют различные факторы; и не только в чистой экономической форме. Геополитические, социальные, экологические и другие факторы оказывают на него существенное влияние.

Государство должно реализовать комплекс мер, прежде всего для обеспечения экономического роста, который будет гарантировать экономическую безопасность страны. Эти меры должны охватывать все сферы экономики. Эти меры включают в себя реализацию активной структурной и социальной политики, усиление государственной активности в инвестиционной, финансовой, валютной и внешнеэкономической сферах, а также продолжение институциональных преобразований.

В то же время социальная политика должна способствовать консолидации общества на основе стабильного экономического положения граждан и повышения их уровня жизни. Определенный положительный сдвиг, наблюдаемый в росте среднемесячного денежного дохода населения за прошедшее время, произошел на фоне значительных задержек с выплатами наличными, повышенной дифференциации доходов различных социально-демографических групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, который создает потенциальную угрозу социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для восстановления российской экономики.

При проведении эффективной инвестиционной политики необходимо соблюдать следующие основные принципы:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
  • повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных фондов для реализации особо эффективных и быстрых окупаемых инвестиционных проектов и предприятий малого бизнеса независимо от их отрасли и форм собственности для ускорения структурной и технологической перестройки производства;
  • стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Следует отметить, что наиболее важным элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно в нынешней социально-политической ситуации в России.

Основные направления этой деятельности:

  • выявление случаев отклонения фактических или прогнозируемых параметров экономического развития от пороговых значений экономической безопасности, а также разработка комплексных государственных мер по выходу страны из опасной зоны. Меры и механизмы обеспечения экономической безопасности разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;
  • организация работ по реализации комплекса мер по преодолению или предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассмотреть концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;
  • экспертиза решений, принятых по финансово-экономическим вопросам с точки зрения экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует организации эффективной системы контроля за выполнением этих мер Советом Безопасности Российской Федерации.

К числу основных угроз экономической безопасности Российской Федерации относятся: увеличение имущественной дифференциации населения и рост бедности, искаженная структура российской экономики, увеличение неравномерности социально-экономического развития регионов, криминализация и олигархизация общества и хозяйственной деятельности.

Для борьбы с угрозой экономической безопасности России необходимо разработать стратегию экономической безопасности, необходимо отслеживать и оценивать как внутренние, так и внешние угрозы, которые могут оказать дестабилизирующее воздействие на экономику.