Система права РФ. Закон и подзаконные акты

Предмет: Правоведение
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 16.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по праву:

 

Много готовых курсовых работ по праву

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Институт уполномоченного по правам человека – омбудсмен
Источники права. Нормативно-правовой акт. Структура правоотношения
Правонарушения. Понятия и виды юридической ответственности
Избирательная система и избирательный процесс


Введение:

Ежедневно Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни государственных органов субъектов Федерации выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, которые меняют существующие нормы.

Использование такого огромного количества правовой информации в практике адвоката или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. При обосновании своих юридических претензий на правовой норме или с ее помощью для защиты от необоснованных претензий вам необходимо точно знать, действовали ли они в момент нарушения закона и возникновения спорных отношений.

Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов

Понятие, характеристика и классификация правовых актов

Под нормативными правовыми актами (RLA) понимаются акты, которые устанавливают нормы права, которые входят в их действие, изменяют или отменяют правила общего порядка.

RLA значительно отличаются от других формально схожих (но не юридических) актов, содержащих типовые нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

Правовые акты, исходящие непосредственно от государства, выражают государственную волю. В то же время они являются результатом законотворческой деятельности компетентных (то есть уполномоченных законом) государственных органов. В случае одобрения правовых актов неправительственными организациями, для придания такого акта юридической силы оно должно быть санкционировано государством.

Основное содержание RLA состоит из типичных нормативных предписаний, которые имеют определенную юридическую силу и устанавливают единую, властную для государства процедуру регулирования общественных отношений, ограниченную во времени, в пространстве и в кругу адресатов.

АВО имеют строго определенную документальную форму (закон, указ, указ и т. д.), Имеют установленные символы и детали. Их содержание структурировано и представлено с использованием специализированной и общепризнанной терминологии.

Правовые нормы принимаются и осуществляются в юридически регламентированном процессуальном и процессуальном порядке.

Реализация нормативных правовых актов обеспечивается комплексом мер государственного влияния.

Таким образом, RLA можно определить как специально изданный официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Все NLA существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется последовательностью, взаимодействием, иерархией, специализацией и дифференциацией по отраслям и учреждениям.

В зависимости от специфики правового статуса субъекта законотворчества все нормативные правовые акты подразделяются на:

  • нормативные акты государственных органов;
  • нормативные правовые акты общественных объединений;
  • совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • НЛА, принятая на референдуме.

В зависимости от сферы действия правовые акты подразделяются на:

  • федеральный;
  • акты субъектов федерации;
  • Акты местного самоуправления;
  • Локальные акты (регулирующие отношения внутри любой организации, учреждения).

В зависимости от срока действия, существуют:

  • акты на неопределенный срок;
  • Временные акты.

В зависимости от юридической силы правовые акты подразделяются на:

  • Законы;
  • Правила.

Законы и подзаконные акты

Законы Российской Федерации являются нормативными правовыми актами, принятыми референдумом или законодательным органом Российской Федерации и регулирующими наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают основное место в правовой системе. Их ведущее положение определяется следующими основными особенностями.

Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом путем референдума.

Законы имеют высшую юридическую силу, в связи с чем содержание всех других правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменять или заменять закон, за исключением органа, его издавшего.

Законы регулируют важнейшие фундаментальные общественные отношения. Именно в законах закреплены социальная и государственная система, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

Законы содержат нормы оригинального характера. Все остальные правовые акты предназначены для детализации и конкретизации нормативных правовых актов.

Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь, законы, в зависимости от их важности в системе действующего законодательства, делятся на конституционные и действующие законы.

Как уже упоминалось выше, Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием, имеет высшую юридическую силу. Как закон, Конституция Российской Федерации является правовой основой законодательства Российской Федерации. Все остальные законы и иные правовые акты, принятые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Законы Российской Федерации принимаются в форме:

  • законы Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы (включая кодексы).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным конституционным законам.

Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, изданные на основании и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но в то же время они должны соблюдать законы, а не противоречить им. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько типов в зависимости от должности и компетенции органа, издавшего устав, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов Российской Федерации принадлежит актам Президента Российской Федерации.

Акты Президента Российской Федерации принимаются в виде указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации. Нормативно-правовые акты Президента принимаются, как правило, в виде указов.

Акты Правительства Российской Федерации принимаются в виде постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации имеют большую силу в отношении актов федеральных органов исполнительной власти и актов местных органов. Нормативно-правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основании и во исполнение не только Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента, но и постановлений Правительства Российской Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации имеют свою иерархическую структуру и распространяются на всех лиц и других субъектов права, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основы российской нормативно-правовой системы

Основы государственной нормативно-правовой системы закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция формирует и закрепляет исходные принципы правового регулирования, является основой всего законодательства и является актом, имеющим высшую юридическую силу.

Статья 15 Конституции Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Россия говорит:

  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут быть применены, если они официально не опубликованы для общего сведения.
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Данная статья определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.

Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает место акта в системе правовых актов и зависит от должности и компетенции органа, издавшего акт.

Характерной чертой системы правовых актов является ее иерархическая структура, в соответствии с которой каждый акт занимает свой собственный шаг по иерархической лестнице, подчиняется другим актам, то есть соотношение актов характеризуется верховенством некоторых актов над другими. Акты имеют неодинаковую юридическую силу в зависимости от места органа, выдавшего его в системе государственных органов и его компетенции. Акты вышестоящих органов имеют большую юридическую силу, акты вышестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, поскольку они имеют меньшую юридическую силу.

В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие компоненты:

  • Конституция,
  • федеральные конституционные законы,
  • федеральные законы, иные акты палат Федерального Собрания,
  • Указы Президента,
  • постановления правительства,
  • акты министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти.

В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что свидетельствует о ее особой юридической силе. Это означает, что он имеет верховенство над законами и другими актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и постановления, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем не только акты федерального законодательства должны соответствовать Конституции, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяющая свое действие на всю территорию Российской Федерации, без исключения, воплощает в себе государственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое влияние. Нормы Конституции не могут быть изменены никакими законами. В то же время в тексте самой Конституции содержатся инструкции о необходимости принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, действие которых будет способствовать разработке положений, закрепленных в Основном законе, в общем виде.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения: они закрепляют основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и другие отрасли законодательства, а также другие фундаментальные направления жизни общества и государства. Их действия универсальны, обычно обязательны в кругу людей, во времени и пространстве. Соответственно, обязательство соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все государственные органы, в том числе на органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица, независимо от их звания и должности, должны привлекаться к ответственности в случае нарушения норм Конституции и законов. Законодательные акты Российской Федерации одинаково обязательны для граждан и их объединений. Универсальное обязательство таких актов вытекает из их потенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной степени.

Помимо вышесказанного, Конституция устанавливает обязательную официальную публикацию правовых актов, поскольку публичность в сфере законодательства напрямую затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть чьей-то привилегией.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это постановления правительства и огромное количество ведомственных актов), не могут применяться, если они официально не опубликованы. Это конституционное положение фактически означает, что законы и другие акты, указанные в части 3 статьи (точнее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или специальных изданиях законодательных органов или от их имени другими тела. Эти публикации распространяются по подписке. Нормативные акты вступают в силу, то есть они могут применяться, действовать, только если они опубликованы.

Сфера действия нормативных правовых актов

Пределы действия БПЛА в космосе

Помимо ограничения действия нормативного правового акта во времени. Этот раздел выходит за рамки темы данной работы. существуют общепризнанные границы его действия в космосе, на определенной территории. Действия нормативных актов в космосе осуществляются с учетом территориальных и экстерриториальных принципов. Под территориальным принципом понимается действие правовых актов в пределах государственных или административно-территориальных границ деятельности законотворческого органа.

Экстерриториальность нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта законотворчества за пределы его юрисдикции. Например, когда суд рассматривает споры, связанные с внешнеторговыми операциями, в некоторых случаях возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении реальных гражданских споров, суд или иной орган, уполномоченный для разрешения конфликта необходимо применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых спорное имущество находится.

В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального превосходства нормативные правовые акты, изданные высшими органами власти конкретного государства, действуют только на его территории. На территории данного государства они выступают в качестве актов высшей юридической силы и имеют безусловный приоритет над всеми другими нормативными актами, действующими на той же территории государства.

В то же время под государственной территорией понимается часть земного шара, которая включает в себя землю, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию его посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и расположенных в открытом море или космосе.

По территориальному критерию все нормативные правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную его часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны. 

Вся территория государства подчиняется, например, конституционным и обычным законам. «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют преимущественную силу на всей территории Российской Федерации» (ст. 4, часть 2).

Однако акты, изданные в соответствии с действующим законодательством, также могут быть действительными на строго определенной, ограниченной части территории. Это заранее оговорено в самом законе или другом нормативном акте. В России такими могут быть, например, законы, указы президента или постановления правительства, касающиеся определенных регионов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших в результате чернобыльской аварии.

Действие некоторых нормативных правовых актов может выходить за пределы территории государства. И наоборот, на территории данного государства нормы, содержащиеся в актах других государств, могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями. Это относится в первую очередь к гражданскому, торговому, финансовому и ряду других отраслей права.

В современных условиях, когда экономические, политические, торговые, финансовые и другие связи между государствами широко развиваются, применение международного права к внутренним отношениям имеет особое значение. Например, Конституция Российской Федерации в этом отношении устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (статья 15 Конституции Российской Федерации).

Аналогичные нормы содержатся в конституциях ряда других государств. Так, Конституция Испании гласит, что «международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официального опубликования в Испании, являются неотъемлемой частью внутреннего законодательства». Это означает, что они применяются для регулирования отношений, возникающих на территории Испании, на тех же основаниях и таким же образом, что и правила, действующие в самом государстве.

Пределы действия правовых актов в кругу лиц

Действие правовых актов в кругу лиц тесно связано с территориальными границами функционирования актов. В соответствии с общим правилом правила распространяются на всех лиц, находящихся под юрисдикцией законодательного органа (как граждан этого государства, так и иностранных граждан и лиц без гражданства).

Однако есть исключения из этого правила:

  • во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц на территории Российской Федерации, но и на ее граждан за рубежом;
  • во-вторых, адресность нормативных актов определяется их содержанием и целью. Так, некоторые законы и нормативные акты могут быть важны для всех отдельных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции законодательного органа (например, Конституция или Уголовный кодекс Российской Федерации). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную актуальность и касаться только определенной категории лиц (пенсионеров, военнослужащих и т. д.);
  • в-третьих, влияние нормативных правовых актов Российской Федерации в отношении иностранцев и лиц без гражданства имеет свои особенности;
  • им не предоставляются определенные права и не назначаются определенные обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооруженных силах и т. д.);
  • представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) имеют право на дипломатический иммунитет (экстерриториальность). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, решается дипломатическим путем.

Особую категорию получателей нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух или более государств. Беженцы, покинувшие свою страну из-за каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правовых отношений нескольких государств.

В отличие от них, внутренне перемещенные лица покидают не суверенное государство, а какой-то регион страны.

Несмотря на разнообразие и оригинальность адресатов нормативных актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией весь спектр основных прав и свобод человека признается и гарантируется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Большое значение для государственной правовой теории и практики имеет определение влияния нормативных правовых актов на круг лиц, уточняющих вопрос о том, кому адресованы инструкции, содержащиеся в этих актах.

Как правило, нормативные правовые акты издаются с целью распространения их предписаний на граждан этого государства. Наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, а также налагая на них определенные конституционные обязательства, государство должно не только принять меры для обеспечения соблюдения этих конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и предоставить им с защитой и покровительством за пределами государства. Например, Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» прямо предписывает всем государственным органам России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям сделать все возможное для обеспечения того, чтобы граждане Российской Федерации предоставляется возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями. На них возложена обязанность защищать права и законные интересы граждан и «при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан Российской Федерации».

Когда гражданин Российской Федерации одновременно является гражданином другого государства, т. е. имеет двойное гражданство, он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Двойное гражданство, а следовательно, допускается двойное патронаж , согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 62), только в одном из двух случаев, а именно: если такая возможность предусмотрена федеральным законом или предусмотрена соответствующим международным договором России. В Конституции Российской Федерации подчеркивается, что присутствие российского гражданина иностранного гражданства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязательств, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором (часть 2 статьи 62)

Однако российское законодательство, как и законодательство других стран, уравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей перед российскими гражданами. Согласно ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства в России пользуются правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В соответствии с Конституцией Италии правовой статус иностранцев и лиц без гражданства "регулируется законом в соответствии с международными нормами и договорами" (статья 10).

Конституция и действующее законодательство Швеции безоговорочно «уравнивают в правах» иностранцев и лиц без гражданства со шведскими гражданами только в определенных вопросах. А именно - в вопросах защиты от принуждения участвовать в митингах «с целью формирования мнений или в демонстрациях ...»; защита от смертной казни, телесных наказаний и пыток, а также от медицинского воздействия с целью принуждения или против его воли; право на судебный надзор, лишение свободы в связи с преступлением или подозрением в совершении преступления; защита от обратной силы наказания и «от обратной силы иного правового воздействия за преступления»; защита от привлечения к ответственности "в определенных случаях"; защита «от неблагоприятного отношения по признаку расы, цвета кожи, этнической принадлежности или пола»; право на профессиональные меры контроля; и право на «компенсацию при экспроприации или аналогичные приказы».

Что касается других вопросов, с иностранцами и лицами без гражданства обращаются наравне с гражданами Швеции с некоторыми исключениями и оговорками. Последний должен обязательно «следовать из особых требований закона».

Подобная практика существует в других странах. В России, например, согласно Закону о правовом статусе иностранных граждан, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по сути, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы или участвовать в референдуме. Они не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурор, судья, нотариус, и занимать их. Им не назначены определенные конституционные обязательства, такие как, например, обязанность нести военную службу, что является обязанностью и обязанностью только гражданина Российской Федерации (часть первая статьи 59 Конституции). Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России, а также их административной и уголовной ответственности, в законодательстве установлен и применяется ряд специальных правил.

Особую должность в России, как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники иностранных государственных учреждений, которые пользуются дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным (национальным) законодательством они не подлежат аресту и задержанию. Они не подпадают под уголовную, административную и, в значительной степени, гражданскую юрисдикцию принимающего государства. Судебные, следственные и иные (например, фискальные) органы, которые обязаны инициировать следственные действия в отношении лиц, использующих дипломатический иммунитет, должны сознательно признавать такие дела не подчиненными им. Официальные власти принимающей страны обязаны не только предотвращать себя от любых оскорбительных нападений и насилия в отношении этих лиц, но и всячески защищать их от таких действий со стороны других лиц.

Вывод:

Итак, для правильного применения нормативно-правовых актов необходимо ответить на три основных вопроса:

  1. с какого момента и в какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени) 11 Этот раздел выходит за рамки темы данной работы.
  2. на какую территорию распространяется его регулирующее влияние (действия в космосе);
  3. и, наконец, каковы его адресаты (действия в кругу лиц).

Установление этих рамочных границ чрезвычайно важно, поскольку они связаны и также определяют возможность и, в соответствующих случаях, необходимость применения общеобязательных норм, содержащихся в этих актах.