Система межбанковских расчетов SWIFT

Предмет: Банковское дело
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.09.2019

 

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по банковскому делу:

 

Много готовых рефератов по банковскому делу

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Маркетинг в банковской сфере РБ
Современные способы банковского обслуживания в России
Операции с банковскими картами
Современные тенденции развития банковской системы России


Введение:

Деятельность современного банка немыслима без автоматизации всей его деятельности. Успешное функционирование банка связано с интенсивным расширением его деятельности, которое происходит за счет увеличения как объема операций, так и спектра предоставляемых клиентам услуг. Если до определенного момента деятельность банка в ручном режиме обработки информации может поддерживаться экстенсивными методами развития (например, расширением штата и управленческого аппарата), то на определенном этапе ручная деятельность банка либо неизбежно выходит из-под контроля, либо банк становится неспособным реагировать на рыночную ситуацию. Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность безошибочной обработки документов за счет сочетания различных видов автоматического и визуального контроля, а также дает возможность в любой момент получить общую картину деятельности банка и его текущего состояния. Автоматизированная система обеспечивает более эффективное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, благодаря специальным процедурам обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов, что особенно важно в условиях реальной конкуренции. Наконец, в условиях рыночных механизмов, нестабильной правовой базы и высокой инфляции только использование гибкой и быстро перенастраиваемой системы автоматизации банковской деятельности может обеспечить конкурентоспособность банка.

Автоматизация также необходима для надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания банков и стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией. Эту задачу в полной мере решает Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (SWIFT), целью которого является проведение исследований, создание и эксплуатация средств, необходимых для обеспечения дистанционной связи, передачи и обработки конфиденциальных и частных финансовых сообщений, в интересах общего блага его членов.

Постоянное расширение сети коммерческих банков по всему миру, предоставление им лицензий на право осуществления платежей по экспортно-импортным операциям требует не только повышения уровня автоматизации банковской деятельности, но и необходимости развития сетей связи и подключения к глобальным телекоммуникационным сетям, прежде всего SWIFT. История создания, структура, особенности, преимущества и недостатки этого общества будут рассмотрены далее.

Предыстория и история системы SWIFT

В конце 1950-х годов в результате быстрого роста международной торговли произошло увеличение числа банковских операций. Традиционные формы связи между банками (почта, телеграф) уже не справлялись с объемом банковской информации. Значительное время было потрачено на устранение расхождений в документах из-за различий в банковских процедурах в разных банках, ошибок, возникших при проведении межбанковских операций и необходимости многократных проверок. Автоматизация была естественной реакцией на лавину бумажной информации. Однако с развитием систем автоматизации банковской деятельности возникла необходимость в безбумажном обмене финансовой информацией между банковскими системами, а различия в их конструкции и особенностях протоколов взаимодействия не позволили создать достаточно надежную интегрированную систему связи и обработки информации. Кроме того, наблюдалось полное отсутствие стандартизации в сфере межбанковских отношений.

Поиск более эффективных способов работы привел к тому, что в начале 1960-х годов 60 американских и европейских банков собрались для обсуждения вопроса о создании системы стандартизации в Международном банковском деле. Было решено, что конечной целью должно стать использование компьютеров и телекоммуникаций для обеспечения более надежной, быстрой и безопасной системы передачи банковской информации.

Инициатива создания международного проекта, целью которого было бы обеспечить всем его участникам возможность круглосуточного высокоскоростного обмена банковской информацией с высокой степенью контроля и защиты от несанкционированного доступа, возникла еще в 1968 году. Чуть позже, в 1972 году, эта инициатива была официально оформлена как проект. В том же году были проведены расчеты и даны рекомендации по созданию экономически эффективной системы обмена банковской информацией.

Так, в мае 1973 года 239 банков из 15 стран учредили SWIFT с целью разработки формализованных методов обмена финансовой информацией и создания международной сети передачи данных с использованием стандартизированных сообщений. Следующие четыре года были посвящены решению организационных и технических вопросов, а официальное открытие сети состоялось 9 мая 1977 года. К концу года число банков-членов возросло до 586. Они обеспечивали ежедневный трафик до 500 000 сообщений.

В настоящее время SWIFT объединяет 7407 банков и финансовых организаций, расположенных в 190 странах мира. Все они, независимо от своего географического положения, имеют возможность взаимодействовать друг с другом круглосуточно 365 дней в году. В настоящее время в сети SWIFT ежедневно передается более 4,9 миллиона финансовых сообщений на общую сумму 5 триллионов долларов; ожидается, что к 2005 году объем ежедневных сообщений вырастет до 7 миллионов.

SWIFT сегодня в международной практике

Все существующие банковские системы делятся на банковские системы сообщений и платежные системы. Разница между ними заключается в том, что под системой банковских сообщений понимаются только оперативная отгрузка и хранение расчетных документов, расчет платежей, предоставляемых банкам-участникам, функции расчетной системы, непосредственно связанные с выполнением взаимных требований и обязательств участников. К первой группе относятся такие системы, как SWIFT и BankWire частная электронная сеть американских банков, ко второй - FedWire сеть Федеральной резервной системы США( ФРС), Нью-Йоркская международная платежная система клиринговых палат CHIPS, Лондонская автоматическая система клиринговых палат CHAPS.

Английская электронная система автоматизированных безналичных расчетов CHAPS, представляющая собой систему кредитных переводов на один день, объединяет 12 банков, в том числе Английский банк. Банки, получающие сообщения о переводе средств через эту систему, должны предоставить средства кредитору в течение суток. Это помогает повысить эффективность CHAPS для бизнеса и финансовых сообществ. Перевод денежных средств через систему является безусловным и безотзывным.

Среди электронных систем передачи данных, работающих в Соединенных Штатах, самыми крупными являются FedWire и чипы. Они обслуживают более 90% всех межбанковских внутренних расчетов с Соединенными Штатами. FedWire - крупнейшая коммуникационная банковская сеть. Около 5,5 тыс. кредитных и финансовых организаций участвуют в Федеральной резервной системе (ФРС) FedWire. Каждый банк участвует в системе через свой региональный Федеральный резервный банк. Способ оплаты этой системы имеет ряд недостатков, в частности, средства на резервном счете банка-члена FedWire переворачиваются около 12 раз в течение дня. Для клиентов банков эта система создает определенные трудности, так как Банк получателя может получить деньги только после 18 часов. Однако эта система удобна тем, что все переводы, сделанные в течение дня на сумму около 400 миллиардов долларов, будут сведены к нескольким окончательным платежам на сумму 4-5 миллиардов долларов.

Одним из главных достижений SWIFT является создание и использование специальных стандартов для банковской документации, разработанных международной организацией по стандартизации. Унификация банковских документов позволила избежать трудностей и ошибок, вызванных различиями в традициях их оформления в разных странах, сложностями лингвистического характера. Существенным преимуществом этих стандартов является то, что их создатели также являются их пользователями, а, следовательно, имеют возможность быстро совершенствовать их. Преимущества стандартов SWIFT были настолько очевидны для банковских учреждений, что другие подобные им (London CHAPS, French SAGITTAIRE, new York CHIPS) также приняли их или создали систему автоматического перевода стандартов SWIFT на свои собственные.

Члены SWIFT

SWIFT - это акционерное общество, принадлежащее банкам-членам. Компания зарегистрирована в Бельгии (ее штаб-квартира и постоянные офисы расположены в Ла-Ульпе недалеко от Брюсселя) и действует в соответствии с бельгийским законодательством. Высшим органом является Генеральная Ассамблея банков-членов или их представителей (Генеральная Ассамблея). Все решения принимаются большинством голосов участников собрания в соответствии с принципом, одно действие-один голос. В Совете директоров преобладают представители банков Западной Европы и США. Количество акций распределяется пропорционально трафику передаваемых сообщений. Наибольшее количество акций принадлежит Соединенным Штатам, Германии, Швейцарии, Франции и Соединенному Королевству.

Членом SWIFT может стать любой банк, имеющий право осуществлять международные банковские операции в соответствии с национальным законодательством. Наряду с банками-участниками существуют еще две категории пользователей сети SWIFT - ассоциированные члены и участники. Первые - это филиалы и отделения банков-членов. Ассоциированные члены не являются акционерами и не имеют права участвовать в управлении делами общества. Так называемые участники SWIFT - это все виды финансовых институтов, брокерские и дилерские центры, клиринговые и страховые компании, инвестиционные компании.

Присоединение к SWIFT стоит дорого, единовременный взнос составляет 400 000 бельгийских франков для банков-членов и 200 000 бельгийских франков для ассоциированных членов. Кроме того, банки-члены должны приобрести одну акцию на сумму 55 000 бельгийских франков. Как показывает практика, затраты банков на участие в системе SWIFT (в основном на установку современного электронного оборудования) обычно окупаются в течение 5 лет.

В каждой стране, где развернута система SWIFT, общество создает свою региональную администрацию. В России его функции выполняет российско-британская телекоммуникационная компания совам Телепорт. Совам Телепорт выполняет не только управленческие, но и технические функции, консультирует по вопросам приобретения оборудования, имеет собственные каналы, которые арендует у Минкомсвязи России, организует курсы повышения квалификации персонала. Кроме того, в России действует Комитет национальной ассоциации членов SWIFT. Внешэкономбанк стал первым российским банком, присоединившимся к SWIFT. Это случилось 4 декабря 1989 года. А к середине 90-х годов количество подключенных банков достигло 240 (Для сравнения в США - около 150). Сегодня в России насчитывается 361 пользователь SWIFT. Однако, несмотря на стремительный рост числа подключенных национальных банков, Российская Федерация пока не входит в число активных пользователей Сети. Будучи третьей страной в мире по объему членства в SWIFT, Россия отстает даже от Венгрии, Польши и Чехии по годовому количеству сообщений (общий трафик России составляет всего 0,7% от оборота). Крупнейшими пользователями системы являются Мосбизнесбанк, Инкомбанк, Международный московский банк, Внешторгбанк и другие. Некоторые из них достигали не более 2000 сообщений в день. В Ярославле только один банк является членом SWIFT-ЯРСОЦБАНК.

Отечественные банки используют SWIFT в основном для платежей за рубежом, но значительная доля сообщений имеет российские банки в качестве конечного пункта назначения (от 20 до 30%). Развитию SWIFT в России также во многом способствует политика самого общества. Так, в 1994 году произошло резкое снижение вступительного взноса (с 1800 000 до 400 000 бельгийских франков) и платы за передачу (с 21 до 15 бельгийских франков для Международной стандартной связи и 6 бельгийских франков для внутренней связи), что делает эту сеть привлекательной не только для крупных банков. Членство в SWIFT создает возможности для более широких и интенсивных финансово-экономических внешних контактов, в частности, создает нормальные условия для функционирования иностранных инвестиций в России и других странах СНГ. SWIFT - некоммерческая организация, и вся прибыль используется для покрытия расходов и модернизации системы. 

SWIFT - как система передачи данных.

Сеть SWIFT - это система передачи данных, организованная таким образом, чтобы банки в разных странах, оснащенные терминалами разных моделей с разной скоростью работы, могли легко понимать друг друга.

SWIFT-сообщения содержат поля, идентифицирующие всех участников передачи информации и платежей. В настоящее время определены 7 категорий сообщений, в том числе более 70 типов. Каждый тип сообщений ориентирован на наиболее полное и точное отражение требований к представлению и продаже данных, которые могут возникнуть в практике банков, использующих эти сообщения, то есть осуществляющих операции такого рода. Текст сообщения состоит из полей, некоторые из которых являются обязательными, а некоторые поля предварительно пронумерованы. Дополнительная информация (для получения полных инструкций) при необходимости помещается в поля "дополнительно" (optional). Сообщения обычно передаются от одного пользователя SWIFT другому, но существуют также системные сообщения, которые позволяют пользователям взаимодействовать с системой связи и системой с пользователем. Таким образом, системные сообщения используются для запроса определенных действий и получения специальных счетов-фактур, для поиска сообщений в базе данных, а также для обучения и тренинга. Система SWIFT communication может отправлять запросы и ждать ответов пользователя, а также информировать его о состоянии систем, их обновлениях, новых услугах и так далее.

Преимущества и недостатки сети 

Работа в сети SWIFT дает пользователям ряд преимуществ.

Надежность передачи сообщений, которая обеспечивается построением сети, особым порядком передачи и приема сообщений 

Сеть гарантирует полную безопасность при многоуровневом сочетании физических, технических и организационных методов защиты, а также обеспечивает полную сохранность и секретность передаваемой информации.

Снижение эксплуатационных расходов по сравнению с телексной связью. Например, стоимость стандартного сообщения (до 325 байт) не зависит от расстояния, а высокая интенсивность обменов снижает стоимость настолько, что она ниже, чем стоимость аналогичных телексных и телеграфных передач.

Быстрый способ отправки сообщений в любую точку мира, время доставки сообщений составляет 20 минут, его можно сократить до 1-5 минут. (срочное сообщение), которое перекрывает показатели отдельных каналов связи. Сообщение достигает получателя гораздо быстрее, сокращая промежуточные этапы в сети. Таким образом, аналогичная передача по телеграфу занимает около 90 минут.

Поскольку все платежные документы вводятся в систему в стандартизированном виде, это позволяет автоматизировать обработку данных и в конечном итоге повысить эффективность работы банка.

В связи с тем, что международный и кредитный оборот все больше ориентирован на пользователей SWIFT, конкурентоспособность банков-членов SWIFT растет.

SWIFT гарантирует своим членам финансовую защиту, т. е. если вина компании не дойдет до получателя в течение 24 часов, SWIFT понесет все прямые и косвенные расходы, понесенные клиентом в связи с этой задержкой.

Основным недостатком SWIFT с точки зрения пользователей является высокая стоимость входа. Это создает, конечно, проблемы для малых и средних банков. К недостаткам также можно отнести определенную степень сильной зависимости внутренней организации от очень сложной технической системы (риск возникновения отказов и других технических проблем). 

Заключение

Так, для совершенствования межбанковских расчетов была создана система международных банковских расчетов SWIFT. Основная цель создания SWIFT, дать возможность всем его участникам работать в круглосуточной высокоскоростной сети передачи банковской информации. Многоуровневое сочетание физических, технических и организационных методов защиты данных обеспечивает их полную сохранность и секретность одновременно, что является важным фактором в системе межбанковских расчетов.

Система международных банковских расчетов SWIFT удобна и проста в использовании, что позволяет все большему числу региональных банков выходить на международный банковский уровень в рамках этой системы.

SWIFT предоставляет: 

  • Общий язык и Организация обработки информации;
  • Надежность и защита информации;
  • Быстрая передача сообщений;
  • Снижение потерь и ошибок;
  • Более эффективное управление средствами;
  • Прямой контакт с клиентами и корреспондентами, находящимися далеко от банка;
  • Снижение операционных расходов.

Таким образом, экономическая целесообразность использования SWIFT в системе межбанковских отношений означает обеспечение быстрого и удобного обмена информацией между банками и финансовыми институтами, расположенными по всему миру, более эффективное использование средств за счет ускорения платежей и получения подтверждений, повышение производительности расчетной системы, повышение уровня автоматизации банковской деятельности, снижение вероятности ошибок.