Школа: обучение или воспитание?

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 21.03.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Возникновение и становление педагогической профессии
Роль личности педагога в воспитательном процессе
Имидж преподавателя в процессе обучения
Проблемы развития творческого мышления у школьников


Введение:

Образование является наиболее важным и надежным способом получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, ориентация на гармоничное развитие личности, единство предметной и процессуальной сторон), обучение одновременно имеет специфические качественные различия.

Будучи сложным и многогранным, специально организованным процессом отражения реальности в сознании ребенка, обучение является не чем иным, как особым познавательным процессом, контролируемым взрослым. Именно руководящая роль взрослого обеспечивает ребенку полное усвоение знаний, умений и навыков, развитие их умственных и творческих способностей.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних, независимых и зависящих от воли и сознания людей, действующих спонтанно или в соответствии с определенными целями. Более того, сам человек не воспринимается как пассивное существо. Он действует как субъект своего становления и развития.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно организованное образование. Целью образовательного процесса является широкое, многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с природной и социальной средой, особенно взрослыми. В этом взаимодействии дети являются как субъектом самопреобразования, так и объектом влияния, благодаря чему они взрослеют как личности, индивиды и адаптируются к условиям социальной жизни. Это объясняет актуальность выбранной темы.

Тема воспитания и обучения как условие психического развития человека, аналогичное выбранной теме теста, рассматривалась в трудах таких авторов, как Д.Б. Эльконин, Ю.А. Коменский В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.

Целью данного эссе является выявление закономерностей по теме «Образование и обучение».

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • Изучение литературы по теме;
  • Классифицировать информацию по теме;
  • Разработать комплекс упражнений (шагов) для улучшения.

Идеалу (желаемых состояний) мешает отсутствие условий:

  • Индивидуальный подход к каждому человеку;
  • Творческий метод психического развития

Формирование и развитие системы обучения

Становление и развитие системы обучения тесно связано с многовековым укладом и историей различных систем обучения и воспитания. Во все времена обучение было обязательным условием ориентации человека на окружающий его мир, способом формирования его взаимодействия с другими людьми и природой, возможностью включения в социально-экономическую и культурную жизнь людей.

Многие трюки, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. Если проводить сравнительный исторический анализ, то в современных образовательных системах можно найти общие корни с древними подходами к человеческому образованию и воспитанию.

Школа язычества. История русского народа началась задолго до образования государства. Много тысяч лет назад люди, которые жили в примитивных племенных сообществах, учили своих детей через включение в определенные виды деятельности - изготовление инструментов, сбор, охоту и ознакомление с религиозными тайнами жизни. С рождения до 3-4 лет ребенок находился на попечении своей матери, которая вместе с другими членами семьи обеспечивала уход и воспитание. Дальнейшее обучение первобытных детей происходило в их повседневной жизни, а также в играх, которые развивают у детей ловкость, силу, изобретательность и способность преодолевать неудачи. Игра является основной школой ребенка, утоляет его жажду действий, приучается к повиновению общепринятым правилам, готовится к взрослой жизни. До сих пор, как и тысячи лет назад, дети играют в догонялки. В 7 веке восточные славяне отдали детей племенного дворянства, воспитывая до 7-8 лет в другую семью, подчиненную или зависимую. Так возникла исторически первая форма обучения и воспитания детей вне семьи.

Религиозная природа первобытного образования определялась язычеством. Многочисленные языческие божества наполняли окружающий мир ребенка, предлагая примеры действий, отношений, правил поведения. Для их изучения необходима собственная деятельность ребенка, в которой особое место отводится таким образовательным формам, как ритуалы, церемонии, праздники, мифологические и фольклорные игры.

Значительные дальнейшие периоды обучения: 7 лет - мальчик переходит от женского к мужскому образованию, начинает учиться читать и писать; 12 лет - подросток начинает выполнять мужскую работу; 17 лет - молодой человек становится взрослым.

Языческая система обучения основана на органическом переплетении мифологии с повседневной жизнью и деятельностью человека. Мифические персонажи и их действия являются своеобразным учебником, по которому ребенок развивается, проходя через соответствующие этапы взросления.

Внедрение христианства на Руси связано с появлением летописей, которые выполняли дидактическую функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них основывались на чтении и переписывании книг религиозного содержания. Древнерусский учебный инструмент - учения, то есть приказы и завещания выдающихся людей своим детям и внукам. «Учения» Владимира Мономаха являются не только историческим, но и педагогическим документом. Дидактизм является одним из основных принципов средневековой «учебной» литературы, целью которой является воспитание христианина.

Высшее образование - «книжное обучение», доступно только знати. В 1574 году издатель книги Иван Федоров издал азбуку - первый восточнославянский учебник. Обучение арифметике в Древней Руси состояло в том, чтобы овладеть нумерацией и рассчитывать на счеты. Были изучены следующие арифметические операции: написание чисел в древнерусской нумерации, удвоение, бифуркация, сложение, вычитание, умножение, деление. Развитие ремесел в 12 веке способствовало повышению общей грамотности ремесленников. Домострой - это набор учений средневековой эпохи на Руси.

Всего в Древней Руси выделяют 8 видов педагогической деятельности:

  • Школа
  • Профессиональный
  • Церковный приход
  • Монастырь
  • Класс
  • группа
  • Домашнее хозяйство
  • Физическое лицо.

В современных системах и методах обучения вы можете найти отголоски и продолжение древних подходов, методов и приемов обучения.

Крупные школы существовали уже в третьем веке до нашей эры, например, в Месопотамии и Египте. В них каждый учитель преподавал свой предмет. Однако распространенность и уровень образования в разные периоды древней истории не были одинаковыми среди разных народов. Так, в древнем Риме, в период расцвета мировой державы, начальные школы с пятилетним сроком обучения охватывали детей не только из богатых, но и из бедных (свободных) семей крестьян и ремесленников.

Во втором веке в Римской империи появились грамматические и риторические школы. Они дали широкое гуманитарное образование и подготовили своих учеников к деятельности политического и судебного оратора. Это привело к тому, что образование все больше отдалялось от материального производства, его гуманитарная составляющая, подчиняющаяся общей философской подготовке человека как единственного достойного свободного человека, была против обучения, нацеленного на овладение конкретным случаем.

В XII-XIII веках в Европе появились университеты, которые были совершенно автономны по отношению к феодалам, церквям и городским магистратам. Они обучали врачей, фармацевтов, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников. Возросшие социальные потребности в образовании столкнулись с нехваткой людей, подготовленных для осуществления обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и переходе к системе урока в школах и лекции-семинара в университетах.

Использование этих систем обеспечило организационную ясность и упорядоченность образовательного процесса, а также позволило передавать информацию десяткам и сотням людей одновременно. Это увеличило эффективность образования в 10 раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват населения.

Объективные требования производства в 19 веке привели к принятию законов об обязательном начальном образовании в наиболее развитых странах. Правда, образование давалось трудящимся только в той мере, в которой это отвечало интересам правящих классов. Итак, образование как социальный феномен - это, прежде всего, объективная социальная ценность. Моральный, интеллектуальный, научный, технический, духовный, культурный и экономический потенциал любого общества напрямую зависит от уровня развития образовательной сферы. Однако образование, имеющее социальный характер и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, реализующим эту социальную функцию. Он отражает задачи общественного развития, уровень экономики и культуры общества, характер его политических и идеологических установок.

Развитие, социализация и личностное воспитание

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Он имеет различные аспекты, поэтому его рассматривают разные науки: возрастная физиология и анатомия, социология, детская и педагогическая психология и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В зарубежной педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития выделяют 3 основных направления:

  1. биологический
  2. социологический
  3. Биосоциальный.

Представители биологического направления, считая человека чисто природным существом, объясняют все поведение человека действием его врожденных потребностей, побуждений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и в то же время постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворенность естественной потребностью заменяет занятия каким-то видом деятельности.

Все явления общественной жизни (забастовки, забастовки), по словам представителей этого направления, естественны для простых людей, которые хотят напасть, жестокости, восстания с рождения. Однако реальная жизнь показывает, что люди часто действуют даже против своих жизненных потребностей, выполняя обязанности патриота, борца и просто гражданина.

Представители социологического направления считают, что, хотя человек и рождается как биологическое существо, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже уровень развития личности, тем ярче и острее проявляются в ней биологические особенности, особенно инстинкты одержимости, разрушения, сексуальности и т. д.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущения, восприятия, мышления и т. д.) Имеют биологическую природу, а ориентация, интересы и способности индивида формируются как социальные явления. Такое разделение личности не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Особый интерес в этом отношении представляет схема, предложенная Дж. Шванзара - она ​​своеобразно иллюстрирует взаимосвязь трех факторов психического развития - наследственности, окружающей среды и воспитания. Дж. Шванзара считает, что врожденные и наследственные предрасположенности, обозначенные обобщенным термином «наследственность», развиваются в результате внешних воздействий - окружающей среды и воспитания. Взаимодействие всех трех факторов может быть, по его мнению, либо оптимальным (равносторонний треугольник ABC), либо дисгармоничным (ABC1, ABC2, ABC3).

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменение биологии человека влияет не только на особенности его деятельности, но и на образ жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, то есть результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, дают ему силы для преодоления ее физических недостатков и черт характера (нрав, застенчивость и т. д.). 

Особенности психического развития человека

Психическое развитие человека представляет собой последовательное, прогрессивное и в целом необратимое количественное изменение психики людей. Эти изменения определяют переход живых существ от более низких (более простых) к более высоким (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяемые биологическим, социально-историческим и онтогенетическим развитием жизни, изменения в психике участвуют в этом процессе взаимодействия как один из его важных факторов. Научное исследование возникновения и развития психики - это способ познать ее природу и сущность.

Психика в зачаточном состоянии возникла из-за раздражительности живых существ как активного отражения ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующих их поведение. Развитие психики сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с формированием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным методам регулирования поведения. Особенности психики человека, его сознания - продукт социально-исторического развития. Это выдвинуло на первый план последовательную социальную связь поколений людей, передачу результатов практической и познавательной теоретической и любой другой деятельности старшего поколения молодому поколению, овладение этими результатами молодым поколением (инструменты, язык, знания, нормы поведения), его роль в будущем создании материальных и духовных ценностей.

Человек рождается с естественными возможностями психического развития человека, которые реализуются в социальных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом. Психика, сознание развиваются в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой, обучения и воспитания, овладения социально разработанными методами действия с различными предметами, языковыми средствами общения, научными достижениями и т. д.

Постепенно человек становится субъектом общения, учения, знаний и труда; оно формируется как личность с присущей ему системой психических свойств, которая внутренне определяет организацию и стабильность поведения в соответствии с его социальным положением и развивающимся в нем сознанием и самосознанием.

Человек, являясь продуктом общественной жизни, одновременно является живым организмом. Взаимосвязь между социальным и биологическим в формировании и поведении личности чрезвычайно сложна и оказывает неодинаковое влияние на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и типах общения с другими людьми. Таким образом, смелость может доходить до безрассудства, когда стимулируется стремление привлечь к себе внимание (естественная потребность в достижениях, признании). Смелость побуждает другого человека встречаться с жизненными трудностями, хотя никто не знает об этом. Важно видеть строгость качества. Например, чрезмерная вежливость может граничить с жабой, послушание - быть индикатором пассивного выполнения требований, безразличия и несправедливости - свидетельствовать о живости интереса, скорости переключения внимания и т. д.

Личность, как определено Л.С. Выготский, представляет собой целостную психическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает в человеке, чтобы выполнять эти функции.

Основными функциями личности являются творческое развитие социального опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности встречаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда важнейшая характеристика человека - социальная внешность человека со всеми его проявлениями, связанными с жизнью окружающих его людей.

Чтобы воспроизвести социальную систему, сохранить ее социальные структуры, общество стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические), ролевые модели. Чтобы не быть в оппозиции к обществу, индивид усваивает этот социальный опыт, вступая в социальную среду, в систему существующих социальных связей. Тенденция социальной типизации личности позволяет рассматривать социализацию как процесс адаптации и интеграции человека в общество путем ассимиляции социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Для того чтобы личность развивалась не только в системе школьного и университетского образования, мы предлагаем следующий алгоритм задач различного типа:

  1. Вы должны уметь ставить научное задание для ребенка. Решение реальной проблемы, существующей в науке или другой области деятельности, соответствующей изучаемому предмету, например, предлагает вашу версию происхождения алфавита, суши, отдельных культурных традиций.
  2. Изучение объекта. Например, изучите слово «город», установите его происхождение, значение, структуру, признаки, функции. Разработайте и проведите исследование, чтобы установить зависимость настроения человека от цвета его одежды.
  3. Восстановление истории, то есть выяснение причин сложившейся ситуации.
  4. Доказательство, поиск способов подтвердить версии или знания, например, доказать или опровергнуть существование богов, духов, домовых.
  5. Перевод, например, перевод с языка одного предмета на другой: нарисуйте музыку, «оживите» число, определите цвета дней недели.
  6. Делай это по-своему. Предложить ребенку выполнить по-своему то, что он уже знает, например, придумать обозначение числа, буквы.
  7. Изображение. Придумать и изобразить изображение - живописное, моторное, музыкальное, словесное с помощью соответствующих средств для этого изображения.
  8. Сочувствие. Мысленно «живем» объект и этапы его развития (растения, состояния).
  9. Композиция. Составьте задачу, пословицу, рифму, сюжет, роль.
  10. Сборник. Составьте словарь, кроссворд, игру, родословную.
  11. Планы. Разработайте план домашней работы, классной или творческой работы. Создайте индивидуальную программу курса для курса.
  12. Отражение. Реализуйте свою деятельность: речь, письмо, мысли, в течение определенного периода времени. Вывести правила и шаблоны этой деятельности.

Вывод:

Была изучена литература следующих авторов: Хуторский А.В., Смирнова В.И., Немова Р.С., Сластенина В.А., Лихачева Б.Т., которые выявили, что при рассмотрении процесса психического развития необходимо рассмотреть вопрос о том, какую роль в этом процессе играет среда, и какова роль - врожденные особенности организма, биологические особенности человека. В науке все еще существуют разные точки зрения: от чрезвычайно биологизирующих концепций, которые рассматривают психическое развитие как процесс, в основном биологически детерминированный, до почти полного отрицания важности биологических предпосылок для формирования личности ребенка.

Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что отличительной чертой психического развития является то, что в конце его человек действительно должен сформировать то, что существует с самого начала в форме некой идеальной формы в окружающей его среде, в первую очередь социальной, и воплощение которого направлено все человеческое развитие. Это развитие познавательных процессов, овладение различными методами саморегуляции, нравственное формирование личности.

Таким образом, психическое развитие ребенка, формирование его личности можно понять в рамках его социализации, т. е. его усвоения продуктов социального опыта, накопленного людьми. В процессе социализации ребенок превращается из организма (индивида) в психологически зрелого и морально полноценного члена общества.

В отечественной психологии общепризнанно, что формирование личности ребенка осуществляется под влиянием социальных условий и воспитания. Но в то же время необходимо учитывать биологические особенности организма, поскольку они являются частью психологических новообразований, возникающих в процессе развития, и тем самым так или иначе влияют на структуру. Существуют такие природные свойства нервной системы, от которых зависят скорость и легкость закрытия связей, это важно для развития обучающих способностей. Развитие интеллектуальной деятельности ребенка в определенной степени зависит от врожденных свойств нервной системы (уровень активации).

Нет ни одной врожденной особенности тела, которая была бы абсолютно нейтральной для психического развития ребенка. Даже тот факт, что ребенок рождается красивым или безобразным, физически сильным или слабым, каким-то образом влияет на формирование его личности. Таким образом, ни одна психологическая черта не определяется биологически напрямую, и, с другой стороны, каждая психологическая черта в процессе формирования косвенно затрагивается врожденными предпосылками. Общество также оказывает влияние на развитие психики и формирование личности. Воздействие на окружающую среду будет в первую очередь зависеть от того, на какие индивидуальные характеристики ребенка они преломляются и какой у него опыт (ситуация социального развития). Ребенок не является пассивным существом, поглощающим различные воздействия (умственное развитие не ограничивается усвоением социального опыта). В процессе развития качественная трансформация личности ребенка происходит на основе его собственной активной деятельности и его собственного отношения к окружающей среде.

Для того чтобы ребенок активно действовал и развивался, необходимо направить его деятельность, чтобы он не только усваивал принятые нормы, но и выражал свое отношение к происходящему, мы предложили серию упражнений, активизирующих его когнитивную деятельность. творческая деятельность.