Самообразование школьников: сущность, внутренние и внешние условия

Предмет: Педагогика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 26.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

 

Много готовых курсовых работ по педагогике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Игровые технологии в обучении учащихся разного возраста
Обучение учащихся умению учиться
Воспитание в современной школе с позиций деятельностного подхода
Индивидуализация в образовании


Введение:

Актуальность исследования. Интенсивное обновление российского общества во всех его измерениях ориентирует педагогическую теорию и практику на поиск путей стимулирования интереса к самообразованию и самообразованию среди учащихся и детей и потребности человека в саморазвитии.

Самообразование - это деятельность по самостоятельному обучению, организованная субъектом, удовлетворяющая его потребность в знаниях и личностном росте.

Самообразование выступает как средство самообразования и саморазвития, так как оно способствует развитию различных областей личности (интеллектуальных, волевых, эмоциональных, мотивационных) и основных качеств развивающегося человека (определение, организация, трудолюбие, настойчивость и т. д.).

Прослеживая эволюцию понятия «самообразование», можно выделить два этапа его развития: изучение проблемы самообразования в контексте общих проблем обучения и воспитания (до 19 века); разделение самообразования на самостоятельный вид человеческой деятельности и на особый объект исследования (с 19-го века).

Различные аспекты проблемы самообразования в контексте собственных фундаментальных и прикладных исследований были рассмотрены известными учеными - учителям.

Теоретические и методологические аспекты проблемы самообразования в последнее десятилетие были посвящены научным исследованиям А.В. Баранникова (педагогика) и Е.А. Шуклина (социология).

Достаточно глубоко вопросы самообразования и самостоятельной деятельности школьников в 60-80-х гг. XX века изучали Москва (П.И. Пидкасистый и др.), Ленинград (А.К. Громцева и др.), Волгоград (Б.Ф. Исторический аспект проблемы самообразования достаточно полно представлен в исследовании А.Я. Эйзенберга.

Проблема самообразования и самообразования всегда интересовала учителей - новаторов 80–90-х годов. XX век (В.А. Караковский, Е.П. Ильин и др.).

В последние годы, как показывает анализ научно-методической литературы, самообразование школьников и студентов рассматривалось как средство овладения прикладными навыками (иностранный язык, информатика и др.). В настоящее время можно выделить две тенденции в определении понятия «самообразование»: «самообразование» как познавательная деятельность для самосовершенствования (предлагаются различные варианты); «Самообразование» как самотворческая, самообразовательная деятельность, как сознательное конструирование своего внутреннего мира, своего образа.

Современные исследователи отмечают важность самообразования для будущих поколений людей. Но реализация механизмов самообразования требует соответствующей образовательной среды. Создание этой среды, в которой реализуются механизмы самообразовательной деятельности субъектов, становится главной задачей современной школы.

Формирование интереса к самообразованию становится жизненно важным атрибутом современного молодого человека, ориентированного на успешное развитие личности и профессиональный рост.

Целью исследования является выявление особенностей самостоятельной деятельности школьников, как одной из подсистем самообразования.

Цели исследования:

  1. Рассмотрим концепцию самообразования.
  2. Изучить психолого-педагогические основы самообразования студентов.
  3. Определить педагогические условия формирования готовности студентов к самообразованию.
  4. Провести эмпирическое исследование особенностей самостоятельной деятельности старшеклассников.
  5. Анализ полученных экспериментальных данных.

Предметом исследования является процесс формирования у подростков интереса к самообразованию во внеурочной деятельности.

Объект исследования - самообразование школьников.

Исследовательская гипотеза.

Повышение эффективности формирования у подростков интереса к самообразованию возможно, если:

  • существует модель поэтапного развития интереса к самообразованию среди школьников-подростков;
  • организационные и управленческие основы внешкольной деятельности ориентированы на целевое формирование интереса к самообразованию у подростков;
  • во внеклассных мероприятиях осуществляется целенаправленное сотрудничество всех участников внеклассных мероприятий;
  • содержание, методы и формы внеклассных занятий стимулируют интерес к самообразованию у подростков.

Теоретические основы изучения проблемы самообразования школьников

Понятие самообразования в современных исследованиях

Самообразовательная деятельность, умение ее осуществлять является важным качеством любого профессионала, особенно в годы интенсивного развития новейших технологий и компьютерных технологий, которые затрагивают все сферы жизни при формировании информационного общества. Само свойство информации требует ее постоянного обновления, и оно заставляет людей идти в ногу с пониманием и применением этой информации в своей профессиональной деятельности и требует, чтобы человек самостоятельно изучал новые знания и навыки.

Самообразование как вид деятельности давно используется людьми, но оно приобретает особое значение в годы некоторых переломных исторических моментов, в годы возникновения и развития любых кризисов парадигмы общественной жизни заменяют другие, когда противоречия обостряются, в том числе в сфере образования. Самообразование в этом случае может быть одним из способов разрешения этих противоречий.

В научной литературе исследования таких авторов, как И.И. Малкин Н.И. Пидкасисты, Б.П. Есипов и другие.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что не существует однозначного подхода к определению самообразования. Некоторые авторы подчеркивают его познавательную сущность (А. К. Громцева, Н. Д. Хмель и др.), Тесную связь с самообразованием личности (А. Г. Ковалев, А. И. Кочетов, Б. Ф. Райский и др.), Ее совершенствование на основе системного и целенаправленного деятельность, связанная с социальными условиями (А. Я. Айзенберг, В. Б. Бондаревский и другие). Самообразовательная деятельность рассматривается в ряде исследований как процесс (А. В. Баранников), как средство поиска и усвоения социального опыта (Г. Н. Сериков), как процесс применения навыков самообразования к развитию определенных элементов социальной опыт (Ю. Е. Калугин).

Взаимосвязь самообразовательной и познавательной деятельности также является одной из проблем, изучению которой уделяется внимание в педагогической науке.

Один из подходов основан на взаимосвязи мотивации и способов усвоения новой информации и включает несколько уровней взаимодействия между самообразовательной и познавательной деятельностью:

  • подготовительный уровень самообразовательной деятельности - индикативный - когда студент узнает новую информацию, которая имеет для него индикативный смысл. Это различные факты, которые привлекают внимание лишь на короткое время. Здесь познавательная деятельность студента носит ознакомительный, показательный характер;
  • уровень организованной самообразовательной деятельности по изучению системы знаний и умений с учетом возникающих познавательных интересов и слабо выраженных потребностей;
  • уровень самообразовательной деятельности, сложившийся в систематическом усвоении знаний и навыков, движимых интересом. Когнитивно сформированные потребности и развитые навыки;
  • уровень, на котором закономерности и мотивы самообразования определяются познавательными интересами и образовательными потребностями.
  • Все представленные мнения полностью характеризуют данный термин, но представляется необходимым принять во внимание еще два момента.
  • Во-первых, любая образовательная система, размещенная в образовательном пространстве, создается для реализации деятельности участников образования.
  • Во-вторых, часто человек обращается к самообразованию из-за внутренних побудительных мотивов, связанных как с саморазвитием человека, так и с необходимостью познать себя, свою духовную сущность и реализовать себя как личность и как профессиональный специалист.

Принимая во внимание все вышесказанное, под самообразованием мы будем понимать такие действия личности по достижению целей, усвоенных ею в ее собственном воспитании, образовании, развитии и профессиональной подготовке, соотнесенных с потребностями и ценностями общества, которая, будучи сложной организованной системой, включает в себя средства поиска и усвоения социально значимого для человека опыта, процесс и результат усвоения этого опыта являются основой для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях.

Очевидно, что процессы образования и самообразования неотделимы от социальной среды, в которой они реализуются. Это отмечено А.Я. Исаберг, Б. М. Бим-Бад, А. К. Громцева, Ю. Е. Калугин, Г. Н. Сериков и другие. Профессиональное образование ориентировано на развитие самостоятельной самообучающейся личности и включает в себя основные элементы исторического, культурного, нравственного, трудового, социального и самообразовательного опыта человека. 

Многие авторы считают, что для того, чтобы человек мог заниматься самообразованием, требуется определенный предварительный этап - пропедевтика самообразования, понимая его как подготовительный курс, процесс представляет собой особый вид обучения, который включает целевые действия педагог или другое компетентное лицо для формирования определенных знаний, умений и навыков самообразовательной деятельности, культуры умственного труда, научной организации всей работы, направленной на выработку наиболее рациональных способов улучшения их общего и специального образования, социально значимых и полезных для этого человека.

Важность педагогического менеджмента на подготовительном этапе к самообразованию отмечают также, которые освещают не только интеллектуальные и организационные аспекты, но и играют значительную роль в психологическом компоненте студента. Они считают, что подготовка студентов к самообразованию проходит несколько этапов, на каждом из которых педагогический менеджмент должен иметь качественно новый контент. Авторы выделяют три аспекта подготовки к самообразовательной деятельности - психологический, интеллектуальный и организационный.

Существует другой подход, основанный на определенном наборе личностных качеств, необходимых для осуществления самообразовательной деятельности.

Ряд авторов называют это состояние человека готовностью человека к самообразованию.

Положения о человеке, готовом к самообразованию, мы определяем это свойство человека как интегративное, развивающееся с помощью педагогической помощи, меры формирования обобщенных личностных характеристик для организации, реализации и достижения целей самообучения. образование в широком смысле, включая самообразование, самопознание, самосовершенствование, самореализацию. Именно такой человек будет представлять ценность для общества, и, в конечном счете, о нем можно говорить как о профессиональной, социальной, духовной и других сферах жизни.

Психолого-педагогические основы самообразования студентов

Тот факт, что самообразование развивается в школьном возрасте, очевиден. Самообразование школьников следует понимать как процесс приобретения знаний, формирования умственных способностей, развития организации, независимости, активности и требовательности к себе. Первоначальным стимулом студента к самообразовательной деятельности являются его познавательные потребности. Известно, что развитие и формирование личности ребенка протекает в условиях его взаимодействия с окружающей средой. Внешние противоречия являются тем стимулом, который вызывает внутреннюю активность психики, приводит в движение внутренние противоречия. Они являются движущими силами развития личности ребенка.

Анализируя успешность обучения студентов, ввел понятие «реальные возможности обучения», понимая их как «единство внутренних и внешних условий, опосредованных человеком и определяющих потенциал конкретного человека в сфере образовательной деятельности». В результате исследования автор выявил наиболее значимые внутренние и внешние компоненты реальных возможностей обучения.

Внутренние компоненты:

  • развитие психических процессов и свойств мышления (прежде всего, умение выделить существенное в изучаемом материале и самостоятельность мышления);
  • навыки и умения академической работы (в первую очередь, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять самоконтроль в учебе и выполнять базовые учебные мероприятия в нужном темпе);
  • отношение к учебе, ведущие интересы и склонности; - идейно-нравственное воспитание, осознание учебной дисциплины, настойчивость в выполнении образовательных требований;
  • производительность;
  • учебная готовность к ранее законченному учебному материалу.

Внешние компоненты личностно-опосредованных педагогических влияний и воспитательных влияний семьи. В качестве внешних критериев эффективности учебного процесса берут: степень адаптации выпускника к общественной жизни и профессиональной деятельности; темпы роста процесса самообразования как эффекта длительного обучения; уровень образования; готовность улучшить образование. Там же. Сочетание педагогических факторов и методов обучения влияет на формирование у студентов потребности в обучении и интереса к усвоению знаний. Психологический механизм влияния этих факторов и методов заключается в том, что они побуждают учащихся испытывать внутренние противоречия между тем, как они учатся и как они должны учиться, и стимулируют их желание (деятельность) получать знания.

Школьное развитие ребенка как личности и субъекта деятельности предполагает развитие интеллекта, эмоциональной сферы, стрессоустойчивости, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и усыновлению окружающих, самостоятельности, самостоятельности, обучения мотивация как важнейший элемент мотивации саморазвития.

Через тип обучения вы можете сформировать характер мотивации. Таким образом, если содержание обучения строится не как готовые знания, а как система заданий для студентов, если студенты вынуждены самостоятельно раскрывать теоретические принципы курса, если они отрабатывают учебную деятельность в единстве своей Компоненты, затем студенты развивают внутреннюю, достаточно устойчивую, обобщенную мотивацию обучения А. Эйзенберга. Проблемы теории и практики самообразовательного чтения в России (2-я половина 18-19 вв.).

Мотивы обучения подразделяются на внутренние (интерес к той или иной стороне учебного процесса) и внешние (учебная деятельность является средством получения не когнитивных социальных выгод: позитивные оценки, статус в глазах одноклассников, послешкольное образование). социальные перспективы, которые устраивают отношения ученика с учителем и т. д.).

Наиболее интересным психологическим моментом с точки зрения внешней и внутренней мотивации является то, что их поддержка, укрепление происходит за счет разных механизмов. Если для усиления внешней мотивации необходимы внешние стимулы: поощрение, вознаграждение, демонстрация позитивного отношения, то для усиления внутренней мотивации требуются привлекательные учебные задания, доступ к познавательным ресурсам и ситуациям (литература, устройства) в качестве награды. Еще одно различие между внутренней и внешней мотивацией заключается в степени их эффективности в различных образовательных задачах. Для задач, требующих репродуктивных действий, внешняя мотивация более эффективна.

В педагогической науке существуют три основные группы мотивов самообразования школьников:

  1. широкие, социальные, связанные с определением их социального положения;
  2. мотивы, связанные с намерением развивать свои способности (художественные, музыкальные, спортивные и т. д.) и увлечения;
  3. познавательный интерес, определяемый стремлением совершенствовать свои знания в области конкретной науки.

Выделяют следующие проявления познавательных мотивов:

  1. широкие познавательные мотивы: реальное успешное выполнение учебных заданий, положительная реакция на учителя, увеличивающая сложность задания, связывающаяся с учителем для получения дополнительной информации, готовность принять их, отношение к дополнительным задачам, доступ к образовательным задачам в бесплатная, необязательная среда;
  2. учебно-познавательные мотивы: самостоятельный поиск студентами путей работы, анализ решения проблемы после получения правильного результата, вопросы к преподавателю относительно методов и теоретического содержания курса, интерес к новым действиям и понятиям, анализ собственные ошибки, самоконтроль в процессе выполнения работы;
  3. мотивы самообразования: вопросы к учителю и другим взрослым о методах рациональной организации учебной стопки и методах самообразования, участие в обсуждении этих методов, чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление самостоятельной работы. план обучения и др.

Подготовка студентов к самообразованию

В 1960-х годах педагогическое сообщество активно обсуждало вопросы непрерывного (постоянного) образования. Суть его сводилась к обновлению знаний на протяжении всей жизни. Самообразование является одной из наиболее доступных форм такого постоянного расширения и углубления знаний.

В отечественной науке проблема формирования универсальной всесторонне развитой личности получила широкое освещение, в связи с чем научная ситуация относительно организации самообразования студента существенно изменилась. Возникла острая необходимость всесторонне изучить содержание, методы и организационные формы воспитательной работы, издать учебные пособия для студентов по самообразованию. Уже в школе необходимо пробудить потребность в самообразовании учащихся и научить их самостоятельно приобретать знания.

Самообразование является высшим проявлением любопытства, поэтому необходимо строить обучение таким образом, чтобы студенты систематически формировали потребность расширять свой кругозор и развивать навыки, необходимые для эффективного самообразования. Неотъемлемым признаком самообразования является инициативная образовательная деятельность, организуемая и управляемая самим субъектом, а при обучении существенным признаком является строгое регулирование содержания образования государственной программой и педагогом.

Наиболее важными задачами школы в этом отношении были:

  1. формирование у учащихся постоянной необходимости расширять и углублять свои знания в своих любимых областях науки, техники, искусства и
  2. обучать школьников навыкам самообразования.

В интерпретации Серикова В.В. Самообразование - это овладение знаниями по инициативе человека с точки зрения предмета занятий, объема и источников знаний, установления продолжительности и времени занятий, а также выбора формы для удовлетворения познавательных способностей. потребности и интересы.

Автор считает, что самообразование следует рассматривать как дополнительный процесс самостоятельной работы человека по приобретению новых знаний и выделяет в нем следующие характерные особенности:

  • приобретение знаний как дополнительная познавательная деятельность к основному занятию;
  • овладение знаниями по собственной инициативе; - индивидуальная самостоятельная познавательная деятельность. 

Определение, предложенное наиболее полно отражает суть рассматриваемой концепции. По ее мнению, самообразование студента - это целенаправленная, систематическая, познавательная деятельность, осуществляемая самим студентом, необходимая для улучшения его образования. При этом сам студент (или с помощью руководителя) определяет учебную цель, содержание познавательной деятельности, объем и организацию своей работы. В определении подчеркивается, что самообразование осуществляется по внутренним мотивам личности, целенаправленно, систематически и является добровольным.

По целям, которые студенты ставят перед самообразованием:

  1. политическое самообразование, обусловленное повышенным вниманием студентов к современным проблемам, формированию их мировоззрения, формированию отношения к происходящим событиям;
  2. общее самообразование, направленное на более глубокое изучение отдельных циклов учебных предметов в соответствии с наклонностями, интересами, жизненными планами человека;
  3. самообразовательная деятельность, направленная на ознакомление с любимой профессией и подготовку к ней;
  4. самообразование, связанное с развитием своих способностей;
  5. самообразование за счет любительских занятий;
  6. самообразование, связанное с самообразованием, интерес к нравственным вопросам, формирование характера. В каждом типе самообразования можно использовать разные источники.

Анализируя движущие силы самообразования, он выявляет компоненты, присущие любой деятельности: мотивационные, целеполагательные, процедурные, энергетические и оценочные.

Поскольку самообразование является добровольной деятельностью, для нее особую важность имеет мотивационная сфера. Мотивы - это то, что является внутренней причиной действия, поведения или поступка, которое непосредственно вызывает их и «оправдывает» их. Наиболее распространенные мотивы, побуждающие студентов обращаться к самообразованию, отмеченные указанными авторами, являются социально значимыми и связаны с идеалами и жизненными планами. Эти мотивы, по их мнению, дают самообразованию стабильность, целеустремленность, системность.

Процесс развития мотивов самообразования обусловлен развитием мотивации обучения. Среди мотивов самообразования эти исследователи выдвигают познавательный интерес в первую очередь, считая его наиболее эффективным. Компетенция учителя в области ведущих мотивов самообразования, их специфика позволяет, увеличивая долю самостоятельности студента в познавательной деятельности, трансформировать ее в самообразование, т. е. из управляемой системы в самоуправляемую систему.

В исследованиях доказано, что отсутствие познавательного интереса делает самообразование неэффективным. В учебный процесс необходимо ввести стимуляцию познавательной активности в системе как один из основных мотивов самообразования с учетом специфики предмета.

Существенный вклад в решение проблемы подготовки студентов к самообразованию внес Б. Ф. Райский. Сформулировав методы поощрения учащихся к самообразованию, имеющиеся в педагогическом арсенале школы, которые он поделил на прямые и косвенные.

Автор объясняет прямое влияние:

  • возбуждение у студентов непосредственного интереса к содержанию учебного материала. Такое волнение обеспечивается эмоциональностью, красочностью учебного материала;
  • разъяснение конкретных фактов необходимости широкого образования, стимул делать выводы на основе наблюдений и рассуждений;
  • идеологический и научный уровень преподавания, реализации межпредметных связей.

Еще одним направлением в развитии теории самообразования школьников в начале XXI века является инновация. Самообразование в технологии субъективного образования можно считать ее проявлением (В.А. Сластенин, Г.К. Селевко).

Вице-адмирал Сластенин исследовал самообразование в отношении студенческой молодежи. Созданная ученым субъективная образовательная технология видит универсальные категории саморазвития и самообразования, которые одинаково характерны для школьного возраста.

В соответствии с современной образовательной гуманистической парадигмой человек выступает как самоорганизующийся субъект, наделенный, по словам В.А.Сластейна, такими характеристиками, как:

  • способность не только присваивать мир предметам и идеям, но и производить, трансформировать, создавать новые;
  • осознание и принятие поставленных задач, отношение к деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и желание индивида при необходимости самостоятельно определять их;
  • владение навыками, ориентировочными основами деятельности, осуществляемой в соответствии с принятыми установками и целями;
  • способность к рефлексии, потребность в ней как условие для сознательного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, и «осознание границ собственной несвободы», " с другой;
  • «интегративная деятельность» (в терминологии К. А. Абульханова Славская), предполагающая активную позицию личности во всех вышеперечисленных проявлениях, от сознательного целеполагания до оперативной и конструктивной перестройки способов деятельности;
  • желание и способность активно, критически и инновационно отражать и прогнозировать результаты деятельности и взаимоотношений;
  • способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, связанные с этим обстоятельства; внутренняя независимость от «внешнего мира», внешние влияния, независимость не в смысле их игнорирования, а в стабильности взглядов, убеждений, смыслов, их исправлении, изменении;
  • креативность, уникальность, уникальность, которые являются основой плодотворных межпредметных отношений, взаимодействия, сотрудничества, общения (Н.Ю. Сергеев);
  • сосредоточиться на реализации «я ...» - самообразование, самообразование, самооценка, самоанализ, самоосознание, самоопределение, самоопределение, самоопределение и т. д. 

Эти характеристики очерчивают предметную область субъективной педагогики. Предметом этой педагогики является механизм объектно-субъективной трансформации личности, т. е. Превращение человека из объекта, на который влияют обстоятельства, в субъекта, «доминирующего» над ним. Эта трансформация, по словам В.А. Сластенина, происходит на макроуровне, когда студент переходит с одного звена системы на другое, и на микроуровне, что предполагает самоопределение человека во всех ситуациях его личностного развития и рост.

Существенная специфика субъективной технологии обучения заключается не столько в передаче знаний, сколько в современном личностном росте студентов, в поиске оптимальных путей роста такого человека. Субъективная технология обучения учитывает психофизиологические параметры, особенности социокультурного контекста, сложность и неоднозначность внутреннего мира личности. В плоскости саморазвития субъективность обеспечивает основу для развития личности, индивидуальности личности; без этого процесс саморазвития теряет целостность, сложность, ядро, ведущую сущность.

Изучение субъективности привело В. А. Сластенина к выводу, что анализ этого феномена возможен через категорию «позиция личности». В своей наиболее общей форме субъективная позиция студента может быть определена как позиция личностного саморазвития, важным условием которой является соответствие, совпадение, согласованность внешних педагогических воздействий с внутриличностным потенциалом студента, его «внутренними условиями». ». С одной стороны, субъективная позиция студента означает соответствие его целей, мотивов, методов действия педагогическим требованиям, а с другой стороны, выходя за рамки указанных требований, подчиняя систему базовых отношений задачам самосознания личности. Там улучшение

В идеале, считает В.А.Сластенин, система педагогических требований не заглушается, а инициирует способности студента в поиске путей жизненного роста, стимулирования его активности, избирательности, творческих устремлений. Субъективная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, личную позицию, выходя за пределы данной деятельности, развивая перспективы для дальнейшего саморазвития; дает деятельности уникальную личную идентичность; характеризует личное существование человека.

В ходе исследования автор обнаружил факты, анализ которых позволил ему выявить тесную связь между ориентацией личности и уровнем развития ее познавательной активности.

В понятие познавательной деятельности В.А.Сластенина входят: эрудиция, познавательные потребности и интересы, интеллектуальная деятельность, чувство нового, готовность к самообразованию. 

Автор рассматривает систему мотивов, порожденных познавательной потребностью в познавательной направленности личности.

Мотивация учебно-познавательной деятельности, по мнению автора, имеет несколько значений:

  • выступает фактором формирования и дальнейшего развития личности; - оказывает общее стимулирующее влияние на течение мыслительных процессов;
  • творческие силы на поиск и решение познавательных задач положительно влияют на качество знаний, их глубину и эффективность, широту и систематизацию.

Педагогические условия формирования готовности студентов к самообразованию

Процесс подготовки учащихся средних школ к самообразованию требует соблюдения ряда условий, обеспечивающих его успех. Среди них: глубокое понимание студентами сути и значения самообразования, в объяснении которых учитель играет большую роль; разработка системы постоянно усложняющихся задач, направленных на создание готовности; подведение итогов учащихся при выполнении заданий на реализацию успеха в самообразовании; с учетом индивидуальных особенностей старшеклассников.

Рассмотрим ряд других важных условий для подготовки студентов к самообразованию и, прежде всего, необходимость ориентировать их на целостный педагогический процесс.

Предметная система обучения в школе предоставляет учащимся определенный уровень современных научных знаний, но имеет определенные дидактические ограничения, поскольку каждый предмет рассматривает факты и явления реальности в некоторой степени односторонне, часто изолированно друг от друга, и происходит без учета учитывать объем будущей деятельности. Таким образом, учебный процесс школы содержит противоречие между необходимостью для каждого предмета учебной программы отражать особенности деятельности учащегося и отсутствием такой направленности в реальном учебном процессе школы.

Если одностороннее изучение материала в рамках предмета не будет органически связано со знанием других аспектов предметов применительно к особенностям образовательного процесса, это может привести к формированию неправильных представлений о существовании обособленных сфер проявления свойств явлений и объектов реальной реальности.

В результате возникают трудности при обучении учащихся всестороннему, целостному восприятию и идеям в понимании законов целостного педагогического процесса. Поэтому, сохраняя предметное обучение в школе, важно не допустить, чтобы изоляция академических дисциплин превратилась в их изоляцию, что противоречит конечной цели образования в целом. Следовательно, при обучении в школе необходимо синтезировать знания, воссоздающие регулярные внутрипредметные взаимоотношения дисциплин, чтобы отразить сущность и особенности КПП.

В решении проблемы обеспечения системы, синтеза знаний, их комплексного восприятия важная роль принадлежит сосредоточению в изучении школьных дисциплин самостоятельной деятельности. Ориентация на конкретную сферу деятельности включает эмоционально-ценностное отношение к самообразованию, как средство познания ЧНП, устойчивый интерес к самообразованию, склонность к его вовлечению.

В контексте нашего исследования фокус школьного процесса конкретизируется как фокус на самообразовании и формируется в следующих областях:

  1. Привлечение студентов к самообразованию к выполнению специальных заданий, требующих не только готовых знаний, но и, самое главное, приобретения новых знаний о целостном педагогическом процессе и взаимодействия с ним;
  2. Сближение структур образовательной деятельности и самообразования.

Таким образом, акцент школы на CPE является условием формирования основ готовности учащегося к самообразованию.

Одним из важнейших условий в процессе подготовки студентов к самообразованию является учет их индивидуальных особенностей. В рамках формирования готовности учащихся к самообразованию с учетом индивидуальных особенностей старшеклассников носит природоподобный характер. Это, прежде всего, включение в работу с детьми специальных приемов и приемов, соответствующих законам развития детей, их индивидуальным психологическим характеристикам (функциональная асимметрия полушарий, половые и возрастные характеристики и т. д.). Кроме того, учет и гендерные характеристики студентов имеет важное значение. Для девочек характерны словесные способности, выполнение заданий, усердие, сотрудничество и т. д.; для мальчиков - творческая и исследовательская деятельность; решение пространственных задач; сосредоточиться на практической информации; соперничество и т. д. 

Все эти условия тесно переплетаются с известными в науке принципами обучения, которые также необходимо учитывать при формировании готовности учащихся к самообразованию. Так, например, принцип сознания и активности занимает важное место, что подразумевает: четкое понимание целей и задач предстоящей работы; необходимость поиска основного и второстепенного в изучаемом, выделить основные; помочь студентам освоить наиболее продуктивные методы учебно-познавательной деятельности, научить их учиться; научиться контролировать факторы, которые отвлекают студентов от объекта обучения; постоянно изучать и использовать индивидуальные интересы студентов, развивать и направлять их таким образом, чтобы они соответствовали личным и социальным потребностям; научить студентов мыслить и действовать самостоятельно; развивать креативное мышление с комплексным анализом проблем, решать когнитивные проблемы несколькими логически разными способами, чаще заниматься творческими задачами, учиться задавать вопросы и выслушивать ответы, как одно из важных условий стимулирования и поддержания деятельности.

Принцип визуализации: современная визуализация позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу студентов и является основой для самостоятельного списка знаний.

Сам принцип систематичности и силы: учить студентов постоянно, систематически и целенаправленно наблюдать и видеть основы явлений и предметов, систематически анализировать собственные ошибки, а также учить студентов выполнять самостоятельную работу, постепенно усложняя ее и создавая возможности для самостоятельного решения все более сложных задач.

Принцип научности и связь теории с практикой основаны на развитии мышления учащихся, их поиске, творчестве, воспитании фундаментальной критики, объективности по отношению к себе, требовательности к себе, критическом анализе своих действий. Это путь к самосовершенствованию.

Рассмотрение принципа доступности также важно: оно тесно переплетается с индивидуальными особенностями учащихся в процессе обучения.

Рассмотренные принципы обучения, такие как принцип сознания и активности, наглядность, систематичность и сила, научность, связь теории с практикой, доступность, вместе с указанными выше педагогическими условиями способствуют эффективному формированию у студентов готовности к самостоятельности -образование.

Самообразование - деятельность человека по достижению целей, усвоенных им в собственном воспитании, образовании, развитии и профессиональной подготовке, соотнесенных с потребностями и ценностями общества, которые, будучи сложной организованной системой, включают в себя средства поиска и Овладение социально значимым опытом для человека, процесс и результат усвоения этого опыта являются основой для последующего движения к саморазвитию и самореализации во всех отношениях.

Самообразование школьников следует понимать как процесс приобретения знаний, формирования умственных способностей, развития организации, независимости, активности и требовательности к себе.

Подготовка старшеклассников к самообразованию должна основываться на следующих педагогических условиях:

  1. учет индивидуальных особенностей и повышение мотивации к учебной деятельности и постоянному самосовершенствованию;
  2. создание учебно-методической базы и подготовка учителей к использованию технологий для формирования готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности в сфере специального образования;
  3. обеспечение ориентации ряда дисциплин, а также заданий по учебным дисциплинам на самостоятельную деятельность и необходимость их ориентации на целостный педагогический процесс;
  4. процесс формирования готовности старшеклассников к самостоятельной деятельности, который строится по определенному алгоритму.

Эмпирическое исследование самообразование

Организация и методы исследования

Практическая часть исследования проводилась на базе школы.

В исследовании приняли участие 23 ученика 9-11 классов школы.

Для определения готовности к самообразованию использовались: анкеты, шкалирование, самооценка, беседа, анализ документов.

Самостоятельная деятельность старшеклассников - это подсистема самообразования личности в широком смысле, и ее невозможно рассмотреть без учета будущего профессионального самообразования. Поэтому для решения проблемы формирования готовности к самообразованию в учебном процессе вполне перспективно выявить особенности самостоятельной деятельности школьников.

Результаты эмпирического исследования

Определение мотивационного компонента готовности к самостоятельной деятельности.

По результатам анкетирования мы получили информацию об отношении студентов к самостоятельной деятельности. Отношение старшеклассников к самостоятельной деятельности варьируется в зависимости от того, в каком классе они находятся: 9, 10 или 11 класс. Учащиеся 10–11 классов стремятся заниматься самостоятельной деятельностью гораздо чаще, чем учащиеся 9–11 классов. По нашему мнению, это связано с тем, что учащиеся 9 классов еще не имеют достаточно четких представлений о своей будущей внешкольной деятельности, о том, где они хотели бы продолжить свое образование.

Определение компонента значимой готовности к самостоятельной деятельности.

Выявление теоретической подготовленности (характер знаний и степень развития теоретических основ самостоятельной деятельности).

Для определения теоретической подготовленности старшеклассников к самостоятельной деятельности ему были предложены следующие задания:

  1. Определите понятие «самостоятельная деятельность». Для оценки результатов использовались следующие критерии: высокий уровень (VU) - в случае совпадения с определением, данным в ходе спецкурса; промежуточный уровень (SU) - знание термина с его частичным совпадением; незнание или неправильное толкование термина - низкий уровень (NU).
  2. Анализ устных и письменных ответов для решения различных типов задач, анализ продуктов самостоятельной деятельности (отчеты, эссе), наблюдение, оценка, самооценка. Высокий уровень был отмечен при отсутствии ошибок, средний уровень - если правильных ответов было не менее 70%, все остальные ответы были отнесены к низкому уровню (по мнению В.П. Беспалько).

Анализ данных показал, что не все студенты имеют четкое представление о самостоятельной деятельности. Так, 21,7% респондентов дали достаточно полное определение этой концепции. 43,4% понимают самостоятельную деятельность как расширение своего общего горизонта или видят в ней возможность преодолеть пробелы в подготовке к школе. Ученики смешивают концепцию самообразования с независимостью, они понимают самостоятельную деятельность только как работу с дополнительной учебной литературой, как урок в свободное время, досуг и хобби.

Кроме того, анализ результатов второго задания показал, что учащиеся в своих устных и письменных ответах на уроках, в отчетах и ​​эссе не используют достаточно информации и материалов, которые они нашли самостоятельно. 47,8% студентов для написания отчетов и сочинений используют дополнительные материалы, полученные не только на уроке и из учебников, но и из других источников. 26% делают это бессистемно, а 26% респондентов вообще не привлекаются.

Определение составляющей процессуальной готовности к самостоятельной деятельности.

Определение способности получать и использовать знания из источников самостоятельной деятельности.

Эти навыки были определены путем постановки ряда задач для старшеклассников, в том числе:

  1. Составление заметок;
  2. выделение основной идеи в тексте;
  3. Постановка вопросов к тексту;
  4. Выводы по материалам текста;
  5. Письменная аннотация;
  6. Устная аннотация.

Перед установкой заданий для студентов мы определили характер используемых источников. Студентов попросили оценить источники самостоятельной деятельности и определить частоту их использования в процессе самостоятельной деятельности по 5-балльной шкале: 1 - я не апеллирую; 2 - я обращаюсь очень редко; 3 - подать заявку при необходимости; 4 - часто обращаюсь; 5 - Я апеллирую систематически. Как видите, группа печатных литературных источников информации (книги, газеты, журналы и т. д.) «Ведет» частоту доступа к источникам самостоятельной деятельности. Крайне редко учащиеся обращаются к использованию компьютерной связи из-за отсутствия компьютеров дома и нехватки времени, чтобы использовать их в школе в нерабочее время.

Используя наиболее приемлемые источники самостоятельной деятельности, студентов попросили выполнить вышеуказанные задания.

Для оценки способности получать и использовать знания из источников самостоятельной деятельности использовалась трехуровневая шкала.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что почти все учащиеся могут составить краткое изложение прочитанного материала, выделить основную идею текста, составить план представления материала и задать вопросы текст. Оставшиеся задачи вызвали определенные трудности.

Были случаи, когда студенты при составлении плана представления материала предлагали в качестве своей точки предложение из своего абзаца (обычно первого) без учета своей информационной нагрузки. Индивидуальные и групповые беседы показали, что формирование описанных и других навыков и умений самостоятельного познания в период школьной подготовки учащихся осуществлялось, но не носило систематического, целенаправленного характера.

Поскольку мы отмечали выше, что компьютер как источник самостоятельной активности получил низкую оценку по частоте его использования, то, соответственно, у большинства старшеклассников не сформировалась способность приобретать знания с его помощью.

Определение самоорганизации и саморегуляции навыков самостоятельной деятельности.

По нашему мнению, это можно определить, когда учащиеся реализуют следующие задачи:

  1. Сформулировать цель самостоятельной деятельности;
  2. Планировать работу для достижения цели самостоятельной деятельности;
  3. Реализуйте план на практике.

Студенты оценивали себя на трех уровнях: ВУ - «Я могу», СУ - «Я могу, но не всегда», НУ - «Я не могу».

Анализируя данные, мы обнаружили, что только 21% студентов способны четко сформулировать цели самостоятельной деятельности. Это указывает на то, что остальные студенты, если они занимаются независимой деятельностью, делают это от случая к случаю. Причины этого мы видим в непонимании у старшеклассников сущности и принципов самостоятельной деятельности, предполагающих ее систематический, плановый и организованный во времени характер.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что самостоятельная деятельность старшеклассников, являющаяся подсистемой самообразования личности, недостаточно сформирована по предметам.

На основании полученных результатов был разработан план и программа специального курса для учащихся старших классов «Мы любим учиться».

Следующие идеи являются основой специального курса:

  • самообразование учащихся является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса школы;
  • подготовка к самообразованию является необходимым компонентом системы общего образования студента;
  • самостоятельная деятельность студентов является основным звеном и условием непрерывного самообразования;
  • все подсистемы образовательного процесса школы (учебный процесс, все виды социальной деятельности и т. д.) способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности старшеклассников, появлению у них стремления к самообразованию;
  • самостоятельная деятельность школьников должна быть направлена ​​на улучшение образовательной деятельности, а также их личности.

Целью спецкурса является обучение старшеклассников основам самостоятельной деятельности как подсистеме самообразования.

Задачи спецкурса:

  1. Дайте понятие самообразования и самостоятельной деятельности.
  2. Систематизировать знания старшеклассников способами организации самостоятельной деятельности; сформировать у них желание самостоятельной деятельности и самообразования; улучшить практические навыки и навыки самостоятельности.
  3. Формировать у студентов интерес к знаниям, развивать их познавательную самостоятельность.

Этого количества часов для специального курса недостаточно для полного усвоения учащимися старших классов стремления к самообразованию и самостоятельной деятельности. Специальный курс рекомендуется проводить на старшей ступени обучения (в 9-11 классах), когда учащиеся уже освоили основные общеобразовательные способности и навыки, необходимые для самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность может служить решением проблем, с которыми сталкиваются массовые школы при реализации идеи специализированного образования. Включение студентов в самостоятельную деятельность, формирование их готовности к самостоятельной деятельности будет способствовать их личностному развитию, профессиональному росту в будущем и профильному самообразованию, что означает самообразование, осуществляемое студентами в рамках профильного обучения.

Готовность к самостоятельной деятельности является системообразующей чертой личности, которая лежит в основе самообразования и выражается в логико-психологической системе знаний о целостном педагогическом процессе, в методах самообразовательной деятельности, а также в необходимость совершенствования системы знаний и умений, использования их для познания и трансформации образовательного процесса.

Изучение особенностей самостоятельной деятельности школьников как подсистемы самообразования личности выявило:

  • отношение учеников старших классов к самостоятельной деятельности варьируется в зависимости от того, в каком классе они находятся: 9, 10 или 11 класс. Учащиеся 10–11 классов стремятся заниматься самостоятельной деятельностью гораздо чаще, чем учащиеся 9–11 классов.
  • школьники смешивают концепцию самообразования с самостоятельностью, понимают самостоятельную деятельность только как работу с дополнительной учебной литературой, как урок в свободное время, досуг и хобби.
  • 47,8% школьников используют дополнительные материалы для написания отчетов и эссе, полученные не только на уроке и из учебников, но и из других источников.
  • только 21% студентов способны четко сформулировать цели самостоятельной деятельности. Это указывает на то, что остальные студенты, если они занимаются независимой деятельностью, делают это от случая к случаю.

На основании полученных результатов был разработан план и программа спецкурса для старшеклассников «Мы любим учиться». Целью спецкурса является обучение старшеклассников основам самостоятельной деятельности как подсистеме самообразования. Был разработан план для формирования готовности учащихся старших классов к самостоятельной деятельности в профильном обучении, которая позволяет им постепенно готовить учащихся старших классов к самостоятельной деятельности с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и дальнейших профессиональных планов, а также ориентации их в будущем на непрерывное самообразование.

Вывод:

В настоящее время в системе российской общеобразовательной школы наблюдаются тенденции внедрения интенсивных педагогических технологий, разрабатывается новая образовательная система, ориентированная на выход в мировое образовательное пространство. В то же время проблема качества обучения и воспитания, развития способностей учащихся приобретает еще большую актуальность и актуальность. Наступает этап, когда все работники образовательной системы и многие родители начинают понимать, что школа может обеспечить высокий уровень образования, умственного, нравственного и физического развития учащихся только в том случае, если весь образовательный процесс будет модернизирован.

Предстоящее тысячелетие - это эпоха широкого внедрения новейших научно-технических, информационных и других технологий, эпоха интенсивного развития образования и самообразования. В этих условиях огромное бремя ложится на школу, которая является этапом постоянного самообразования личности. Поэтому сегодня новая парадигма образовательного процесса русской школы заключается в том, что ученик обязан учиться сам, а учитель должен управлять своей учебной деятельностью. Сейчас крайне важно определить возможности для включения самообразования в образовательный процесс, тем самым обеспечивая гибкость и мобильность обучения, которые так необходимы сейчас.

Новый век информационных технологий требует от учителя не столько передачи различной информации школьникам, сколько обучения их самостоятельному приобретению необходимых знаний. Общепринятое понимание образования как усвоения школьниками социального опыта прошлого сегодня противоречит потребности личности в самореализации и самоутверждении. Поэтому в условиях модернизации образования задачи формирования личности, способной к дальнейшему самообразованию, пониманию основных законов и закономерностей взаимодействия природы и общества, а также ценности многообразия окружающего мира особое значение

Следующие идеи являются основой специального курса:

  • самообразование учащихся является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса школы;
  • подготовка к самообразованию является необходимым компонентом системы общего образования студента;
  • самостоятельная деятельность студентов является основным звеном и условием непрерывного самообразования;
  • все подсистемы образовательного процесса школы (учебный процесс, все виды социальной деятельности и т. д.) способствуют формированию навыков самостоятельной деятельности старшеклассников, появлению у них стремления к самообразованию;
  • самостоятельная деятельность школьников должна быть направлена ​​на улучшение образовательной деятельности, а также их личности.