Рынок земли в России

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Особенности земельных отношений в России
Собственность и ее роль в функционировании экономической системы


Введение:

В социально-экономическом развитии общества земельные ресурсы, землепользование и земельные отношения всегда играют ведущую роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, определяющих темпы и эффективность развития национальной экономики и формирования рыночных отношений. Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы (плодородные почвы, запасы пресной воды, залежи полезных ископаемых.

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие от капитала, Земля неподвижна.

Возникновение рынка земли основано на проблеме частной собственности. С одной стороны, выступают собственники земельных ресурсов, с другой-люди, которые владеют деньгами и хотят вложить свои деньги и свой труд в пользование землей и стать предпринимателями. Землевладельцы предлагают свою землю в аренду, формируя таким образом земельное предложение. Будущие сельскохозяйственные землепользователи (арендаторы)вступают в переговоры об аренде земли, тем самым создавая спрос на землю, в результате чего возникают сельскохозяйственные отношения.

После аграрной реформы 1990 года в России была создана новая земельная система. В частности, ликвидирована государственная монополия на землю, осуществлен переход к многоуровневому землепользованию и разнообразным формам землевладения, введено платное землепользование. Созданы объективные условия для дифференциации государственной собственности на землю и развития рыночного оборота земельных участков. Земля, помимо своих традиционных особенностей (территориальная основа средств производства, природная среда и др.), стала объектом недвижимого имущества и правоотношений гражданско-правового характера. Однако реформа земельных отношений и системы землепользования пока не дала положительных результатов (особенно в аграрном секторе) и не решила главной задачи обеспечения рационального, экономически безопасного и эффективного использования и охраны земельно-ресурсного потенциала, а с другой стороны, создания системы государственного управления и регулирования земельных отношений, отвечающей интересам страны и новым условиям. Эти проблемы следует считать весьма актуальными и требующими безотлагательного решения сегодня, поскольку особенности новых земельных отношений и систем землепользования в стране требуют адекватного управления земельно-ресурсным потенциалом.

Управление земельно-ресурсным потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. В то же время земельные ресурсы как основное национальное богатство имеют ряд особенностей консервативного характера, не зависящих от системы общественных отношений и не присущих другим средствам производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности человека, земля, в отличие от всех других средств производства, не обесценивает и не уменьшает своих полезных свойств в процессе использования, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как другие средства производства количественно увеличиваются и качественно видоизменяются по мере развития производительных сил.

Земля - это главный национальный ресурс, который относится к долгосрочным активам. Нигде в мире земля (особенно сельскохозяйственная) не продается свободно на рынке, и во всех странах действуют определенные ограничения.чем ценнее земля по местоположению, тем больше ограничений. Практика землепользования в России показала, что отсутствие таких ограничений, особенно в природных и курортных зонах, а также в населенных пунктах, привело к возникновению феномена огромного теневого рынка земли. Цивилизованный рынок земли в стране не отвечал нормальному, контролируемому государством каналу в итоге таких обстоятельств, как отсутствие соответствующего законодательства, длительная задержка с их принятием, а также ликвидация в стране в 2000 году соответствующих земельных участков (Россия-одна из немногих стран в мире, обладающая уникальным объемом земельных площадей, не имеющая на сегодняшний день специализированных земельных служб). Практика показывает, что везде и всегда вопросы функционирования и использования земель находятся в сфере приоритетных государственных интересов.

В данной работе мы рассмотрели 3 главы, из которых можно выделить несколько задач: 

1) Изучите виды ренты.

2) Рассмотрим особенности земельных отношений в России.

3) найти проблемы рынка земли в России и пути их решения.

1. История развития земельного рынка

В России в XIX веке земельные отношения развивались очень быстро. В то время в России существовали как феодальные, так и капиталистические отношения. Существовало много форм собственности и землевладения. Правовое регулирование земельных участков, часто расположенных по соседству, но принадлежащих разным ведомствам, осуществлялось различными отраслями права. Например, земли казарм, транспорта и крепостей регулировались административным или полицейским законодательством; церковные, монастырские, удельные и частнособственнические нормы феодального и сословного права, городские земельные нормы гражданского права. На данном этапе исторического развития можно было бы сказать, что земельный рынок касался более или менее обеспеченных слоев населения, и только в той его части, где речь шла об уплате суммы при покупке или продаже земли. Но ситуация резко изменилась после провозглашения манифеста 19 февраля 1861 года, в котором было объявлено, что крестьяне освобождаются от крепостной зависимости и получают землю. В это время крестьяне узнали, что такое плата за землю, потому что они получали землю не в собственность, а только в пользование, хотя и пожизненно. Крестьяне работали на своих наделах и платили помещику точно такую же земельную ренту (о которой речь пойдет ниже), одни деньгами, другие продуктами, а некоторые работали на помещика, просто чтобы остаться на своей земле.

Полвека спустя Россия уже была более развитой страной в юридическом смысле, и крестьяне, которые работали на земле как коллективно (как община), так и индивидуально, понимали, что им нужна земля как своя. Этот факт сразу же дал бы огромный стимул к сохранению плодородия земли и более бережному ее использованию. Так земельные отношения в России, к началу ХХ века, стали приобретать иную окраску и вырождаться в более цивилизованные.

Теоретические основы формирования земельных отношений

Земля как фактор производства в современной экономической теории является одним из четырех основных факторов производства, которые, чтобы стать производительными, обычно должны сочетаться с трудом и капиталом.

Земля стала объектом экономического анализа в теории французских физиократов. Они считали Землю единственным производительным ресурсом, а труд земледельца-единственной субстанцией общественного богатства. Промышленность и торговля рассматривались физиократами как бесплодные отрасли человеческой деятельности.

Под землей как фактором производства понимаются все природные ресурсы (воспроизводимые и невоспроизводимые). Они могут быть использованы для производства потребительских и промышленных товаров и услуг: производства сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и производственной инфраструктуры, строительства жилья, населенных пунктов, дорог и др.

Этот фактор включает в себя следующие элементы природы: 

1) сельскохозяйственные угодья;

2) леса;

3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;

4) химические элементы земной коры, называемые минералами;

5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;

6) космические явления и процессы;

7) пространство Земли

Земля как фактор производства имеет свои особенности. Во-первых, земля, в отличие от других факторов производства, имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится по желанию. Во-вторых, это естественный фактор в своем происхождении, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не подлежит движению, свободному переходу от одной отрасли производства к другой, от одного предприятия к другому, т. е. она неподвижна. В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свою продуктивность. Одной из важнейших характеристик Земли является ее ограниченность. В этом отношении земля как фактор производства характеризуется законом убывающей отдачи, то есть рано или поздно дополнительное применение труда к земле принесет все меньшую и меньшую отдачу. Этот закон распространяется на земли, используемые в сельском хозяйстве. Однако закон убывающей отдачи был лишь частично распространен на добычу природных ресурсов. Например, в нефтедобыче использование дополнительных единиц труда приведет к тому, что скважина быстро истощится, и брать с нее будет просто нечего. Землевладение означает признание данного (физического или юридического) лица за определенным земельным участком на исторически сложившихся основаниях и подразумевает право собственности на землю. Землепользование также означает использование земли в порядке, установленном обычаем или законом (без права собственности на землю).

Из этого можно сделать вывод, что те, кто владеет землей или пользуется ею, получают определенные преимущества. В связи с этим возникают особые экономические отношения в отношении землевладения и землепользования, которые порождают особый доход и его особую экономическую форму - земельную ренту.

Основы теории ренты были разработаны английскими классиками А. Смитом и Д. Рикардо в конце XVII-начале XIX века. Выделение этой категории означало признание объективных экономических законов в такой сфере деятельности, как сельское хозяйство, и распространение их на собственников земли. Следует отметить, что в современной экономической теории понятие ренты не сохранило своего первоначального значения. Например, у Д. Рикардо, который наиболее точно объяснил законы ренты, она определяется как особый вид дохода, получаемого собственником земли при распределении общественного продукта.

Идеальные экономисты, особенно последователи субъективной школы, имеют понятие ренты в мире: она обозначает любой дифференцированный доход вообще, особенно когда этот доход создается фактором, который не может быть воспроизведен по желанию (например, обладатель хорошего голоса не может передать его другому; великий художник не может быть заменен кем-либо другим и т. д.). владельцы таких факторов получают ренту.

Таким образом, в неоклассической теории рента-это доход, получаемый любым владельцем товаров, которые естественно или искусственно ограничены по сравнению со спросом. Для выражения этого явления используется также более общая категория-экономическая рента. В то же время неоклассическая теория также рассматривает рентный доход в связи с землевладением и землепользованием. Рента, следовательно, есть форма, посредством которой земельная собственность реализуется экономически, т. е. Каковы различия в сущности земельной ренты в трактовке классиков и неоклассиков? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужны основные положения теории ренты Д. Рикардо, занимающей центральное место в его научном наследии, а также К. Маркса, развившего некоторые положения своего предшественника.

У Д. Рикардо и К. Маркса рента выражает отношения между тремя экономическими субъектами: землевладельцем, фермером и наемным сельскохозяйственным работником. Фермер-предприниматель, как и любой другой предприниматель, организует производство с целью получения прибыли, но, арендуя землю у землевладельца, он не может присвоить полученную прибыль в полном объеме. Часть ее крестьянин должен отдать помещику в виде платы за пользование землей. Эта часть принимает экономическую форму ренты.

Каков источник этой прибыли? У физиократов и до некоторой степени у А. Смита эта прибыль есть продукт земли, "дар природы". Д. Рикардо опроверг этот подход и доказал, что Земля создает ренту. Доказательство того, что плодородие земли, по крайней мере само по себе, никогда не может производить ренту, дается, по его мнению, другими странами или колониями. Если у них больше Земли, чем требуется для нужд населения, они не дают никакой ренты, даже если они очень плодородны. "Кому придет в голову покупать право возделывать землю, когда столько земли свободно и, следовательно, готово к услугам кого угодно?- Так когда же приходит арендная плата? Только тогда, когда " рост населения заставляет осваивать земли худшего качества или хуже расположенные."Вот ключевой момент теории Рикардо: рента основана на редкости хорошей земли и необходимости прибегать к использованию относительно худшей земли.

Однако возникает вопрос: как этот чисто отрицательный факт - отсутствие естественной Земли - может приносить доход? Ведь редкость хорошей земли является естественной предпосылкой появления ренты, а не ее источником.

Рикардо показал, что этот источник-дополнительные затраты труда на эксплуатацию худших земель, на основе которых формируются рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию. Так что не Земля создает ренту, а труд, необходимый для производства продуктов на землях худшей категории из всех вовлеченных в хозяйственный оборот. Но почему цены формируются в соответствии с издержками производства в худших районах? Ответ прост: никто не стал бы обрабатывать худшие участки, если бы не было условий для возмещения расходов, понесенных на дне. Это означает, что те, кто эксплуатирует лучшую землю, несут меньшие издержки и в результате имеют излишек после продажи продукции, называемый дифференциальным (разностным) доходом. Этот доход передается владельцу земли и принимает форму дифференциальной ренты.

Рынок земли в России в новых экономических условиях.

Во-первых, формирование первичного рынка земли в современной России обусловлено тем, что государство постепенно уступает право пользования землей и право собственности на землю хозяйствующим субъектам. На первых этапах это право предоставлялось административно, такие земли использовались для нужд государства и бесплатно распределялись между производственными и административными единицами. На современном этапе государство стремится реализовать свою собственность на землю и прибегает к платным формам ее присвоения. Во-вторых, выявление сущности рыночного оборота Земли с ее свободной куплей-продажей, трактовка частной собственности на землю как права на полное неограниченное распоряжение землей сформировали негативное отношение многих законодателей к земельному рынку, что не могло способствовать его эффективному формированию, развитию и тем более совершенствованию.

В-третьих, борьба в законодательной власти между сторонниками крайних позиций в отношении частной собственности на землю и ее купли-продажи не позволила разработать механизм мониторинга и регулирования не только земельного рынка, но и его использования как на государственном, так и на муниципальном уровнях, с целью предотвращения различных злоупотреблений и негативных процессов, связанных с земельными отношениями: спекуляции землей, их монопольной концентрации, а также фрагментации при наследовании и т. д.

В-четвертых, правовой вакуум создает беспрецедентные условия для вмешательства чиновников в процессы распределения и перераспределения земель на основе их личных, корыстных интересов, далеких от интересов как хозяйствующих субъектов, так и государства, что в свою очередь способствует росту транспортных издержек.

В-пятых, введение моратория на куплю-продажу земли в период, когда происходило распределение земельных участков бывших колхозов и совхозов между работниками этих предприятий, породило неконтролируемый процесс стихийного перераспределения этих земель. А так как объектом торговли на земельном рынке может быть право пользования земельным участком, то многие владельцы паев передавали это право за символическую плату, причем зачастую субъектам, не имеющим отношения к данному хозяйству или даже району. Результатом этого процесса является появление теневого рынка земли.

Скрытые формы рынка земли или теневые рынки земли являются продуктом переходного периода от плановой экономической системы социалистического типа к рыночной экономике, что не является уникальным явлением для российской экономики. Многие постсоциалистические страны сталкиваются с этой проблемой. Основные формы теневых сделок реализуются следующими способами:

во-первых, путем продажи недвижимости (зданий, сооружений и т. д.), что сопровождается передачей внесенных земельных участков. По форме это сделка с недвижимостью, но на самом деле в стоимость помещения входит стоимость земельного участка. Например, Департамент управления муниципальным имуществом получает право бесплатного пользования земельным участком путем административного выделения, а затем продает помещение торговой организации. Более того, в стоимость помещения входит стоимость земельного участка, хотя она и не учитывается при оформлении документов;

во-вторых, аренда помещения вместе с землей. В ходе таких сделок аренда земельных участков осуществляется в скрытой форме.

Все вышесказанное позволяет выделить несколько типов классификации земельных рынков. По степени вовлеченности в рыночный оборот можно выделить первичный и вторичный земельные рынки. По уровню открытости-легальный, учет и контроль сделок и нелегальных (теневых) рынков земли. По степени развития-возникающие, развивающиеся и развитые. Российская экономика, на наш взгляд, в полной мере характеризуется первыми двумя классификациями, и целью совершенствования земельных отношений должно стать стремление к созданию развитого, то есть цивилизованного рынка земли.

Земельная рента, ее виды.

Земельная рента - это часть прибавочного продукта, создаваемого непосредственными производителями в сельском хозяйстве и засеваемого землевладельцем и землепользователем.

Первоначальным условием формирования земельной ренты является аренда земли.

Аренда земли-это вид землепользования, при котором собственник предлагает свой земельный участок на определенный срок другому лицу (арендатору) для ведения сельского хозяйства за определенную арендную плату. Процесс формирования земельной ренты основан на том, что в сельском хозяйстве взаимодействуют три социальные группы:

1. землевладельцы (землевладельцы);

2. капиталисты-предприниматели (арендаторы);

3. наемные сельскохозяйственные рабочие.

Землевладельцы арендуют землю, тем самым реализуя свое право собственности на землю и получая от арендатора определенную часть стоимости производимой на земле продукции. Доход, получаемый землевладельцем, находится в форме земельной ренты

Капиталистические предприниматели, арендуя землю, организуют сельскохозяйственное производство или добычу полезных ископаемых для получения прибыли. Земля в этом случае выступает как основное средство производства, как особая сфера приложения капитала.

Наемные рабочие, создающие своим трудом стоимость товара, получают заработную плату; вместе с тем они производят прибавочную стоимость, некоторая часть которой присваивается землевладельцем в виде земельной ренты.

Важным условием возникновения земельной ренты являются два вида земельной монополии:

* монополия землевладения, когда землевладелец является частным собственником, кооперативом или государством; этот тип монополии порождает абсолютную ренту;

* управленческая монополия (монополия на землю как объект управления на земле), когда предприниматель берет землю в аренду и управляет ею монопольно, этот вид порождает дифференциальную ренту.

Абсолютная рента. В условиях ограниченной земли в оборот включается не только лучшая земля, но и худшая. При этом арендная плата взимается собственниками за все виды земельных участков, в том числе и за самые плохие. В результате на худших землях возникает земельная рента, которая выступает как абсолютная рента.

Механизм создания абсолютной ренты обеспечивается тем, что социальные издержки производства в сельском хозяйстве являются издержками производства на худших землях, а продукция реализуется по государственным ценам.

пересечение кривой предложения SS и кривой спроса DD в точке Е соответствует величине ренты.

Если рента будет выше точки равновесия е, спрос на землю уменьшится, и часть Земли останется незанятой.

В результате землевладельцы будут предлагать землю за меньшую плату. Если рента упадет ниже точки равновесия Е, то повышенный спрос вызовет рост ренты. Спрос и предложение на Землю достигнут взаимного соответствия в точке равновесия e.

Виды экономической ренты.

Экономическая рента - это любой доход, связанный с издержками производства, которые превышают его альтернативные издержки.

Чистая экономическая рента - это доход, получаемый через некоторый производительный фактор, предложение которого характеризуется современной неэластичностью (земля, угодья). Земельные участки ограничены, поэтому предложение Земли полностью неэластично.

Определение "чистый" означает, что в совокупности факторов рассматриваемый процесс не имеет альтернативной стоимости и любой доход, получаемый от него, является экономической рентой.

Квази-рента-дополнительный доход, получаемый собственником фактора производства за определенный (короткий) период времени. Она формируется как разница между доходностью вложенного капитала и затратами на поддержание и возмещение инвестиций в основной капитал, которая является незаменимой в короткий срок.

Монопольная рента-основанная на монопольной цене продуктов редкого качества (твердых сортов пшеницы для получения муки с особыми хлебопекарными качествами).

Экологическая рента-ее предпосылкой является качество природной среды; уровень загрязнения окружающей среды, обустройство природной среды жизнедеятельности человека.

Цена на землю. Согласно теории трудовой стоимости, земля не является продуктом человеческого труда и не имеет никакой ценности. Но она является объектом длительного применения человеческого труда и потому получает стоимостную оценку:

Цена земли = арендная плата / проценты по кредиту х 100.

Продажа земельного участка означает продажу права на получение с него дохода (арендной платы). Землевладелец продает землю, если этот доход ему сохранен (то есть если сумма полученных денег, помещенная в банк, принесет в виде процентов доход, равный земельной ренте. Согласно определению С. Фишера, Р. Дорнбуша, Р. Шмалензи, цена, которую покупатель будет готов заплатить за земельный участок, равна текущей стоимости всех будущих арендных поступлений. Если процентная ставка останется неизменной, то процентное увеличение цен на Землю будет равно процентному увеличению годовых арендных ставок.

Поэтому существует взаимная зависимость между ценой земли, заданной величиной арендной платы, и ценой продажи этих земель на рынке. В этом случае рыночная цена земельного участка называется капитализированной стоимостью арендной платы (то есть текущей стоимостью всех будущих арендных платежей, которые эта земля способна принести).

2. Актуальные проблемы рынка земли

Земельная реформа существенно тормозится отсутствием единого объекта недвижимости для зданий и занимаемых ими земельных участков, а также большим количеством земельных участков, находящихся в государственной собственности. О том, как решить фундаментальные проблемы создания цивилизованного рынка в нашей стране, шла речь на круглом столе в Государственной думе 10 октября 2011 года.

В октябре 2001 года был принят Земельный кодекс, основной целью которого было заложить основы рынка земли и объединить многочисленные нормативные акты в этой сфере в единый документ.

Отсутствие единого объекта не позволяет сегодня сформировать полноценную ипотеку, полноценную куплю-продажу земли, ипотечные процедуры с землей. Это сильно ограничивает использование земли и зданий, которые стоят на земле в качестве полноценного залогового капитала",-подчеркнул Плескачевский.

Он также обратил внимание на проблемы приватизации земель и формирования земельных участков. Это создает почву для повсеместного мошенничества сегодня, когда земля покупается по цене сельхозугодий, переводится из одной категории в другую и продается под индивидуальное жилищное строительство, разница в цене в этом случае составляет десятки тысяч раз.

Одной из важнейших задач в развитии земельного рынка является продолжение процесса разделения государственной собственности на землю.

"Важно продолжить процесс разграничения государственной собственности на землю: федеральной собственности и муниципальной собственности. Однако следует понимать, что этот процесс займет очень много времени. Поэтому управление и распоряжение земельными участками еще долго будет носить специфический характер", - отметила Татьяна Крамкова, главный советник по экономическому и социальному законодательству ГПУ президента РФ.

Она назвала актуальным вопрос о разрешенном использовании земельных участков. "Предполагалось, что эти вопросы будут решены, когда муниципалитеты примут правила землепользования и застройки в течение 5 лет после принятия Градостроительного кодекса", - сказал эксперт, добавив, что этого не произошло, сроки неоднократно продлевались. При отсутствии этих правил продолжают действовать временные правила, позволяющие "отдельными решениями изменять виды разрешенного землепользования главной местной администрации-то есть фактически произвольно".

Прежде всего, разрабатываются поправки в Земельный кодекс, касающиеся порядка распоряжения государственными и муниципальными землями. "В частности, законопроект предусматривает норму, согласно которой любой заявитель вправе потребовать от государства идентифицировать участок для проведения аукциона. При этом установлен закрытый перечень оснований для отказа в проведении аукционов", - сообщил директор департамента недвижимости Минэкономразвития Андрей Ивакин.

Второе направление - привести земельный кодекс в соответствие с Градостроительным кодексом. В настоящее время разрабатывается законопроект, предусматривающий предоставление земельных участков, если они сформированы с учетом градостроительной документации, но, тем не менее, проведение аукционов невозможно. Речь идет о площадях для инженерной социальной инфраструктуры, сказал он. Существуют также новые правила для различения того, когда следует проводить торги, а когда нет. Существует закрытый перечень случаев, когда аукционы не проводятся.

Решаются также вопросы льготного предоставления земельных участков. В частности, предоставление земельных участков некоммерческими объединениями граждан, которые создаются для жилищного, дачного строительства, садоводства и огородничества. "Существуют определенные критерии и правила предоставления участков без торгов, в том числе и бесплатно, если граждане являются членами кооператива.

Д-р Эмиль Маркварт, эксперт проекта Министерства финансов Германии, выявил ряд существенных различий между российской и Европейской системами земельных отношений, препятствующих созданию цивилизованного рынка земли в России.

Во-первых, по его словам, Россия не испытывает дефицита этого ресурса. "Обилие земли накладывает отпечаток на регулирование и исполнение законов в этой области", - сказал он.

Российское государство имеет избыточный объем земельной собственности, подчеркнул эксперт, добавив, что неопределенная государственная собственность по некоторым данным составляет 85-87%. Кроме того, отсутствуют правовые ограничения на право собственности и стимулы для перевода этих участков в активный хозяйственный оборот. "Фактически Российская Федерация в настоящее время не платит земельный налог", - сказал он.

Государственная власть, по его словам, часто "цепляется" за землю, как за некий энергетический ресурс, с которым легко расстаться.

Большое количество земли в государственной собственности и в собственности отдельных административных структур, безусловно, является фактором "искажения экономических отношений", согласился Плескачевский.

Государство в лице региональных и муниципальных администраций выступает в качестве основного собственника, формирующего предложение на российском рынке земли. А спрос на первичном рынке в основном со стороны крупных инвесторов.И то только на земельных участках, предназначенных для строительства в крупных городах или имеющих промышленный и рекреационный потенциал, общая площадь которых составляет не менее 2% территории страны. Это неудивительно, поскольку современный крупный российский бизнес имеет сырьевую направленность и не нуждается в значительных дополнительных территориальных площадях и земельных ресурсах.

В результате возникает диспропорция между спросом и предложением земли. В большинстве случаев предложение превышает спрос; за исключением, пожалуй, земель вокруг крупных городов, где цена определяется рынком.

Несовершенство рыночного механизма и ограниченное число субъектов рынка не способствуют установлению объективной рыночной цены на земельном рынке России.

Цены на продаваемую землю устанавливаются государственными органами и органами местного самоуправления, которые руководствуются стандартной ценой земли. С 1994 года его размер определяется 200-кратной ставкой земельного налога, а региональные и местные власти имеют право корректировать нормативную цену, приближая ее к рыночной.Обновленная стандартная цена земли не должна превышать 75% от текущей рыночной цены на аналогичные земельные участки.

Земельный налог исчисляется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, которая предназначена, в том числе, для установления объективной стартовой цены продажи земельного участка. Кадастровая оценка земли также основывается на статистическом анализе рыночных цен аналогичных объектов недвижимости.

Вывод

Российский рынок земли все еще очень слаб, о чем свидетельствуют хаотичные годовые скачки оборота Земли. Оборот земли в условиях рыночной экономики служит своеобразным индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и нормативных актов может стать необходимость проведения политики, влияющей на структуру рыночного оборота Земли, ее инструментами должны стать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и других видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земельных участков в Российской Федерации, по объективным причинам примерно 1065-1165 млн га исключаются из рыночного земельного оборота в условиях купли-продажи земли в современных условиях. Он остается в качестве потенциального запаса около 540-640 млн га, что не может не огорчать.

Делая вывод, мы видим, что в настоящее время среди всех земельных сделок преобладают арендные отношения, но развивающийся рынок, регулируемый государством и поддерживаемый законодательными актами, пытается сделать эту сферу реальным рынком, с гарантиями и правами. А неуклонный рост цен на землю дает серьезные основания рассматривать рынок земли как наиболее перспективное вложение капитала.

В настоящее время наиболее существенными и в то же время объективно трудноразрешимыми на современном этапе проблемами состояния земельного рынка в России являются высокая стоимость освоения земель, неразвитость производственной инфраструктуры на селе, недостаточные инвестиции в сельскохозяйственное производство и восстановление земель. Однако есть и вполне управляемые причины, препятствующие формированию полноценного рынка земли. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие населения к властям и их экономической политике; неразвитость средне-и долгосрочной кредитной системы; коррупция органов власти.

Для решения проблем развития и определения перспектив использования земельных участков и объектов недвижимости в России необходимо существенно усилить научное обеспечение управленческой деятельности в этой сфере. Также целесообразно организовать Институт соответствующего профиля, создать министерство земельных и имущественных экономических ресурсов. Фундаментальное значение в развитии российского земельного рынка будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных долей, облигаций, векселей, сертификатов и других ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как земельный банк, Фонд залога земли, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с Землей и объектами недвижимости.

В заключение можно сказать, что основной задачей на сегодняшний день является создание полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирование перспектив развития земельного рынка, выявление его сегментарных и региональных диспропорций, разработка и реализация регуляторных мер по нейтрализации негативных отклонений в его функционировании.