Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 11.04.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

 
 
Особенности рентной экономики России
Многообразие форм собственности в рыночной экономике. Формы собственности в России


Введение:

Целью курсовой работы на тему" Рынок земли и его формирование в Республике Беларусь " является рассмотрение таких вопросов, как: рынок земли, особенности структуры и ценообразования, проблемы формирования рынка земли при переходе к рыночной экономике, рынок земли в Республике Беларусь, особенности функционирования, проблемы и перспективы.

Цель курсовой работы-показать необходимость переосмысления рынка земли.

В Советском Союзе, куда входила и Белоруссия, вся земля была национализирована и стала исключительно собственностью государства. Независимость Республики в начале 1990-х годов и переход к рыночным отношениям обусловили необходимость подготовки законодательных основ для формирования частного сектора в экономике, в том числе и в сфере земельных отношений. Так, в июне 1993 года был принят закон "о землевладении", а в ноябре 1998 года-Земельный кодекс Республики Беларусь. Это было началом создания правовой базы для формирования рынка земли. Впервые за многие десятилетия была признана легитимность частной собственности на землю и разработан правовой механизм ее функционирования.

В настоящее время около 44% земельного фонда республики составляют земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в этот фонд входят земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, курортных зон и других несельскохозяйственных целей, лесного и водного хозяйства, а также земли государственного заповедника. В последние годы объем сельскохозяйственных угодий значительно сократился из-за загрязнения земель радионуклидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС и перевода их в особо охраняемые природные территории.

Земельная собственность в Беларуси представлена в частной и государственной формах. К частной собственности могут относиться земельные участки, приобретенные физическими лицами для строительства жилых домов, коттеджей, личного подсобного или фермерского хозяйства, а также для иной деятельности. Условия приватизации государственного имущества и реализации инвестиционных проектов допускают частную собственность на землю для юридических лиц. Введение частной собственности на землю дало толчок развитию рыночного оборота несельскохозяйственных земельных участков и формированию рынка земли как основного капитала в Беларуси. Земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть проданы, подарены, обменены, сданы в аренду и использованы в качестве залога для обеспечения своевременного погашения банковского кредита. Цена земельных участков для их купли-продажи устанавливается соглашением сторон и формируется на рыночной основе. Кроме того, в Республике применяются стандартные (установленные исходя из качества земельного участка) и льготные (для отдельных категорий лиц) цены.

В последние годы в Беларуси наблюдается значительный рост цен на городские и пригородные земельные участки,что свидетельствует о возросшем спросе на этот сегмент земельного рынка как на основной капитал. Уникальность городских земельных участков и качественные параметры их расположения определяют необходимость высокой степени государственного регулирования и контроля со стороны государства в отношении процесса купли-продажи. Это находит свое отражение в таких мерах земельно-градостроительного регулирования, как сервитуты (предоставление права ограниченного пользования соседним участком), различные градостроительные регламенты, разрешения и обязательства. Дальнейшее развитие этого сегмента рынка связано с предоставлением гарантий прав собственности и аренды, развитием ипотечного кредитования и повышением эффективности земельно-градостроительного регулирования.

Что касается земель сельскохозяйственного назначения, поскольку они находятся только в государственной собственности, то здесь уместно говорить о развитии рынка земельных услуг. Согласно статьям 43 и 45 Земельного кодекса Республики Беларусь арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица, граждане других государств, международные организации, а срок аренды не должен превышать 99 лет. Размер арендной платы устанавливается исходя из размера арендной платы за землю. Средняя арендная плата за 1 га пашни в республике составляет около 21,6 тыс. рублей. Руб., а для земель с содержанием гумуса более 2,2 % - от 30 до 65 тыс. руб.

В Беларуси есть условия для развития фермерских хозяйств. За 1996-2006 годы общая площадь арендуемых ими земель увеличилась почти в три раза и составляет около 149 тысяч гектаров. для продолжения эффективного существования рынка земельных услуг необходимо дальнейшее государственное правовое и экономическое регулирование земельных отношений в направлении развития долгосрочной аренды земли, повсеместное внедрение рыночных операций с землей (залог, обмен сельскохозяйственной землей), создание инфраструктуры рынка земли и др. Это требует от государства проведения долгосрочной научно обоснованной земельной политики, которая вывела бы аграрные отношения на качественно новый рыночный уровень.

В республике существует промежуточная форма землепользования-пожизненная собственность. В этом случае пожизненный собственник получает землю от собственника и фактически пользуется всеми правами собственника. При этом он несет ответственность перед собственником за сохранность имущества и может передать участок другим лицам только на время своей жизни. За пользование землей ее владельцы и пожизненные пользователи платят земельный налог.

Особенно в наше время эта тема наиболее актуальна и ею занимается ряд выдающихся ученых, таких как: Гусаков В. Г., Шпак А. П., Шапиро Б. М., Крестовский В. Г., Коныгин А. А.

Земельный рынок. Структура и особенности ценообразования 

Земля является важнейшим условием существования человеческого общества, незаменимым средством удовлетворения различных человеческих потребностей-экономических, социальных, эстетических и др. Однако, говоря об использовании земли, они прежде всего имеют в виду ее функционирование в сфере общественного производства.

Роль земли в различных отраслях народного хозяйства неодинакова. В промышленности, транспорте и градостроительстве земля играет пассивную роль, функционируя как фундамент, как место, где осуществляются трудовые процессы, как пространственная операционная основа для размещения производства. Земля особенно важна в добывающей промышленности, где она служит источником сырья. В сельском хозяйстве Земля является главным средством производства и функционирует как объект и как средство труда.

Земля как средство производства отличается от всех других по ряду существенных признаков: 

первая особенность состоит в том, что Земля является продуктом природы, в то время как другие средства являются результатом человеческого труда. Она возникла гораздо раньше самого человека и не может быть продуктом его труда. Только плодородие верхнего слоя земли (почвы) зависит от результатов труда. Другими словами, Земля не поддается искусственному воспроизводству;

второе - это его территориальные ограничения. В экономическом смысле это означает не столько ограниченность поверхности земли, сколько недостаточность территории, обладающей определенным сочетанием свойств и природных условий, благоприятных для сельскохозяйственного производства; 

в-третьих, земля не может быть заменена никакими другими средствами производства; без нее не может быть осуществлен производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в сельском хозяйстве;

четвертое-земля неоднородна по качеству, при равных инвестициях на единицу площади получают неравномерное количество продукции и дохода; 

пятое-зависимость результатов сельскохозяйственного производства от расположения, размеров и рельефа участков;

шестое-Земля имеет территориальную протяженность и постоянное расположение участков, что обуславливает широкое применение мобильных машин в сельском хозяйстве;

Плодородие относится к способности почвы обеспечивать культурные растения необходимыми питательными веществами и давать урожай. Существует три типа плодородия: естественное, искусственное и экономическое.

Естественное (потенциальное) плодородие почв рассматривается как результат длительного почвообразующего процесса. Она определяется запасом питательных веществ, их доступностью растению, физико-механическими и другими свойствами почвенного слоя земли, образующегося на исходных породах в условиях определенного климата.

Искусственное плодородие почв является результатом многогранного антропогенного воздействия на почву путем переработки, внесения минеральных и органических удобрений, проведения мелиоративных и почвозащитных работ и других мероприятий.

Экономическое (эффективное) плодородие почвы-это синтез естественного и искусственного плодородия. Он образуется в результате использования природных ресурсов почвы и восполнения недостающих питательных веществ, улучшения ее физических и других свойств. Экономическое плодородие во многом зависит от уровня развития научно-технического прогресса. Для сравнения экономического плодородия используют такой критерий, как уровень плодородия, который выражает выпуск сельскохозяйственной продукции на единицу площади (абсолютное плодородие) или выпуск того же продукта на единицу затрат с учетом его качества (относительное плодородие). Эти показатели могут быть рассчитаны как в физическом, так и в денежном выражении.

Все вышеперечисленные особенности земли как средства производства учитываются как при организации землеустройства, так и, прежде всего, в самом сельском хозяйстве.

Классификация земель-условное деление (структурирование) земель на группы по одному или нескольким признакам; перечень групп (классов) земель с их определениями (характеристиками). В землеустройстве наиболее распространенной классификацией являются категории и типы земель.

В соответствии с основным назначением выделяются земли сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, энергетики, оборонного и иного назначения; природоохранного, естественнонаучного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; заповедника.

По данным специально уполномоченного государственного органа по земельным ресурсам и землеустройству, площадь земельного фонда Республики Беларусь на 1 января 2005 года составляла 20760 тыс. га, из которых сельскохозяйственные угодья занимали 43,7%, лесные угодья-40,2, земли под болотами и водными объектами-6,7, прочие земли-9,4%. Анализ сводных данных по Беларуси в целом, полученных в результате обобщения годовой земельной статистической отчетности, показывает, что площади всех категорий земель изменились по сравнению с 2000 годом, причем наиболее значительные изменения коснулись сельскохозяйственных угодий (-206 тыс. га), лесных (-80 тыс. га) и других земель (+ 327 га).

На изменение площади категорий земель влияет перевод земель из одной категории в другую, осуществляемый в ходе работ по распределению земель по категориям в соответствии с требованиями земельного, лесного, водного и природоохранного законодательства.

Площадь сельскохозяйственных угодий в стране составила 9220 тысяч гектаров.

Сельскохозяйственные угодья включают в себя всю территорию, предоставленную сельскохозяйственным товаропроизводителям и предназначенную для ведения сельского хозяйства. Они основаны на сельскохозяйственных землях. Это также включает в себя большие площади лесов, кустарников, болот, усадеб и других земель, без которых сельское хозяйство невозможно.

Сельскохозяйственные земли-это земли, которые систематически используются для производства сельскохозяйственной продукции. Они подлежат особой охране. Их перевод в другие категории для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.

В структуре сельскохозяйственных угодий доля пашни составляла 58,5%, залежей-0,7, постоянных культур-0,6, лугов - 40,2%.

Большая часть сельскохозяйственных угодий использовалась сельскохозяйственными организациями-83,9%, в то время как 14,5% сельскохозяйственных угодий страны использовались гражданами и 1,7% - фермерами.

Пахотные земли-это сельскохозяйственные угодья, которые систематически обрабатываются и используются под сельскохозяйственные культуры (в том числе многолетние травы и чистые пары). По природно-историческим и другим свойствам пахотные земли делятся на следующие подвиды: орошаемые, осушенные, чрезмерно увлажненные, подверженные эрозии, заваленные камнями.

К залежам относятся земельные участки, которые ранее были пахотными, но по разным причинам не засевались более одного года сельскохозяйственными культурами.

Многолетние насаждения - это фруктовые сады, Ягодные поля, хмелевые поля и другие плантации.

Сенокос относится к сельскохозяйственным угодьям, которые систематически используются для сенокоса. Они делятся на пойменные, сухие, заболоченные, заросшие кустарником и лесом, забитые кочками, чистые, улучшенные (в том числе радикальные улучшения).

Пастбища - это земли, где систематически пасутся животные, и это использование является для них главным. Здесь есть сухие и болотистые пастбища; чистые и заросшие кустарником и лесом; культурные и благоустроенные (включая местные улучшения).

Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентное соотношение отдельных видов сельскохозяйственных угодий в общей площади. Эффективность землепользования на предприятии в определенной степени характеризуется структурой сельскохозяйственных угодий. Пахотные земли и многолетние насаждения являются наиболее продуктивными, поэтому их высокий удельный вес способствует наилучшему использованию земель. В значительной степени это зависит от зональных особенностей территории. [15. С. 248-251]

Земельные отношения - отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением землей, а также организацией ее эффективного использования и охраны.

К земельным отношениям относятся отношения собственности на землю, а также отношения, возникающие в процессе ее оборота и в процессе взимания, распределения и использования земельных сборов.

В последние годы в этой области произошли значительные изменения. Земельная реформа в Беларуси, во-первых, ликвидировала государственную монополию: каждый участок имеет конкретного собственника (физическое или юридическое лицо); во-вторых, было введено плановое землепользование; в-третьих, начал формироваться рынок земли.

Землевладение и землепользование в Республике Беларусь является платным. Целью введения платы за землю является содействие рациональному землепользованию, охране и освоению земель, повышению плодородия почв, выравниванию социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества.

Плата за землю взимается в трех формах: земельный налог, арендная плата и стандартная цена земли.

Ежегодный земельный налог взимается с землевладельцев, землевладельцев и землепользователей (кроме арендаторов). Для сельскохозяйственных земель он устанавливается исходя из их состава, качества и местоположения. Средний размер земельного налога на 1 га пашни устанавливается Законом Республики Беларусь" О плате за землю " [7. С 2.].

Средства, поступающие в бюджет от земельного налога, должны использоваться на следующие цели: финансирование землеустроительной деятельности, разработка и внедрение земельного кадастра, охрана земель и повышение их плодородия, освоение новых земель; инженерное и социальное развитие территории; финансирование фермерских хозяйств, ведущих сельскохозяйственное производство на некачественных землях.

В настоящее время земельный налог еще не играет роли эффективного регулятора земельных отношений, так как составляет лишь около 5% от общей суммы налогов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Арендная плата взимается за арендуемый земельный участок, ее размер устанавливается договором. Оплата может быть произведена наличными или натурой.

Нормативная цена земли вводилась в целях экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективной и долевой собственности на землю, ее наследовании и дарении, получении банковского кредита под залог земельных участков.

Сельскохозяйственные угодья существенно отличаются по уровню плодородия, что непосредственно влияет на результаты хозяйственной деятельности предприятий и других землепользователей. Эти оценки объективны, и поэтому возникает необходимость в сравнительной оценке различных типов почв, что позволило бы осуществить их количественную дифференциацию с точки зрения экономического плодородия. Кроме того, местным Советам народных депутатов, предприятиям, организациям и учреждениям, арендаторам, собственникам приусадебных участков необходимы полные сведения о земле в целях организации ее рационального использования, охраны и регулирования земельных отношений. Этими вопросами занимается Государственный земельный кадастр. Земельный кодекс Республики Беларусь предусматривает его содержание за счет средств государственного и местных бюджетов. [7. П. 2]

Государственный земельный кадастр - это совокупность систематизированных сведений и документов о правовом положении, состоянии, качестве, распределении, хозяйственном и ином использовании земель.

Данные государственного и земельного кадастра могут собираться, храниться и использоваться в текстовой, графической, экономической и электронной формах. Государственный земельный кадастр ведется путем проведения геодезических и картографических работ, а также почвенных, геобатанических и иных изысканий и изысканий, инвентаризации и оценки земель, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и других видов землеустроительной деятельности.

Таким образом, основными составляющими Государственного земельного кадастра являются кадастровое зонирование, кадастровые съемки, государственный реестр земельных участков, учет количества и качества земельных участков, их бонитировка, экономическая и денежная оценка земельных участков.

Кадастровое зонирование предусматривает установление границ кадастровых зон и блоков, границ оценочных зон и зон, а также расположение границ землепользования. Кадастровые съемки - это комплекс работ, используемых для обозначения и уточнения границ земельных участков.

Важность количественного учета земельных ресурсов заключается в постоянном системном поддержании и обновлении информационных данных, характеризующих каждый земельный участок по площади и составу земель. Записи о качестве земли отражают документы, характеризующие земельные участки

Бонитировка проводится по данным учета качества земель. Его целью является выявление почвенных оценок, классов почв и сельскохозяйственных групп почв на основе наиболее важных свойств (оценок) почв, коррелирующих с продуктивностью, и систематизация их по природным свойствам и экономической ценности для выращивания тех или иных культур. Эта систематизация представляет собой относительную оценку типов почв как природного вещества по сумме их соответствующих свойств (содержание гумуса, питательных веществ, температурный и водный режимы, конфигурация и особенности рельефа и др.).) и оценивается в баллах (бонусный показатель) по 100-балльной шкале. В условиях Республики Беларусь наибольший балл присваивается почвам с наилучшими свойствами и наибольшей естественной продуктивностью (например, дерново-карбонатным почвам с оценкой качества около 50 баллов).

Экономическая оценка характеризует производительные свойства земли как средства производства. Разница между ним и оценкой земли заключается в том, что земля оценивается не как природный организм, а как производственный ресурс в неразрывной связи с экономическими условиями производства, такими как: наличие рабочей силы, оборудования, удобрений, осадков в период вегетации и т. д.

Это означает, что естественно идентичные почвы, принадлежащие к одному и тому же бонитету по своему генезису, физико-химическим и биологическим свойствам, могут получать различные точки экономического плодородия в силу различных экономических условий (местоположение, специализация, дорожные условия и т. д.).

Данные об экономической оценке земель используются в первую очередь для регулирования экономических отношений. Она проводится в двух аспектах: Общая оценка; Страйк-оценка (эффективность выращивания отдельных культур или видов многолетних насаждений). Общими критериями экономической оценки являются:: 

1) стоимость валовой продукции (долл. США за 1 га), исчисленная по единым специально рассчитанным кадастровым ценам;

2) окупаемость затрат, исчисляемая отношением себестоимости продукции к затратам на ее получение;

3) дифференциальный доход, который представляет собой дополнительный чистый доход на землю лучшего качества и местоположения.

Критериями оценки забастовки являются урожайность сельскохозяйственных культур (ц / га), окупаемость затрат и дифференцированный доход от каждой выращенной культуры. Результаты почасовой оценки эффективности возделывания тех или иных культур позволяют предприятиям правильно решать задачи выбора наиболее эффективных для их растениеводства видов продукции, устанавливать их оптимальное соотношение, проводить объективную оценку деятельности тех или иных растениеводческих единиц при наличии в них земель различного качества, а также более обоснованно рассчитывать планируемую урожайность и параметры хозяйственной деятельности, которые связаны с ее уровнем (объем продаж по государственным контрактам, затраты на транспортировку, переработку и др.).).

На основе полученных базовых критериев для каждой области оценки составляются оценочные шкалы в абсолютном и относительном выражении. Они используются для количественного сравнения экономического плодородия земельных участков. Относительные рейтинговые показатели выражаются в баллах. В этом случае наибольшее значение расчетного показателя определенной единицы измерения - почвенной пробы, класса почв, сельскохозяйственной группы почв-принимается за 100 баллов. Оценка других единиц измерения определяется путем деления абсолютного значения их рейтингового показателя на абсолютное значение показателя, взятого за 100 баллов, и умножения результата на 100.

Данные об экономической оценке земель имеют большое значение для обоснования земельных отношений, кроме того, они являются основой для денежной оценки земель различного назначения. Эта оценка проводится на арендной основе. В зависимости от назначения и порядка проведения денежной оценки земельных участков, в соответствии с Земельным Кодексом Республики Беларусь, она может быть нормативной и экспертной.

Нормативная денежная оценка земельных участков проводится для определения размера земельного налога, арендной платы, потерь сельскохозяйственного и лесного производства,экономических стимулов к рациональному использованию и охране земель и др.

Экспертная оценка используется при осуществлении прогрессивных юридических услуг в отношении земельных участков. [15. С. 248-283]

Денежная оценка земельных участков на республиканском уровне в Республике Беларусь проводилась в 1992-1998 годах в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года № 1315, предусматривающим проведение предварительной кадастровой оценки земельных участков для установления размера платежей за земельные участки, предоставленные во владение, пользование и собственность.

Денежная стоимость земли является расчетной величиной, ее нельзя отождествлять с понятием цены земли, которая определяется в процессе купли-продажи земельных участков под влиянием спроса и предложения на них, местоположения, бонусов и т. д. В мировой практике существуют различные подходы к определению денежной стоимости земли. В основном эта оценка сводится к капитализации земельной ренты. Согласно официальной методологии, денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения определяется в соответствии с общим полученным рентным доходом, который представляет собой сумму дифференциального и абсолютного рентных доходов.

В целом в Республике Беларусь денежная стоимость 1 га пашни по состоянию на 1.03.2006 г. была определена в размере 1450 долларов США (5,5х33х8). Наибольшую денежную оценку имеет дерново-карбонатная пашня, оцененная в 48 баллов, - 2230 долларов США.

Экономической основой цены земли, земельного налога и ренты является земельная рента, которая представляет собой доход от землевладения и является экономической формой его осуществления. Весь земельный доход делится на две части: прибыль предпринимателя (арендатора) и ренту (доход собственника земли).

Существует две формы земельной ренты: абсолютная и дифференциальная. В свою очередь, дифференциальная рента существует в двух видах: I и II.

Дифференциальная рента I возникает из различий между земельными участками с точки зрения плодородия и местоположения (прежде всего по отношению к рынкам сбыта). Спрос на сельскохозяйственную продукцию удовлетворяется не только возделыванием лучших земель, но и возделыванием худших участков земли с точки зрения плодородия и местоположения. Рыночная цена на сельскохозяйственную продукцию устанавливается на уровне, обеспечивающем рентабельное производство на худших землях. Следовательно, дифференциальная рента образуется в результате превышения рыночной цены над более низкими индивидуальными издержками в районах с лучшими и средними условиями производства.

Причины устойчивости крупных сельскохозяйственных предприятий понятны. За десятилетия своего существования каждая из них сложилась как единый воспроизводственный комплекс, что в принципе позволяет более эффективно использовать современные технологии, повышать производительность труда и имеющееся оборудование. Однако сегодня в республике не более 30-35% сельскохозяйственных предприятий имеют стабильный положительный баланс прибыли. В результате большинство таких сельскохозяйственных предприятий имеют директивную систему замещения руководящих кадров, а вновь назначенные, не имеющие достаточной поддержки, быстро разочаровываются и впадают в апатию. Эти команды создают устойчивую атмосферу безразличия и неверия в возможность улучшения ситуации в ближайшем будущем.

Несмотря на снятие некоторых ограничений на землепользование и права собственности на рубеже ХХ века, до сих пор не только не разрешена частная собственность на сельскохозяйственные земли, но и жестко ограничена передача земель на уровне сельскохозяйственных товаропроизводителей. Нерешенные вопросы землевладения и передачи земли оставались и остаются главным препятствием на пути реформирования аграрного сектора экономики Республики Беларусь.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь коммерческие организации могут осуществлять свою деятельность только в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств. В связи с этим было установлено, что колхоз является сельскохозяйственным производственным кооперативом, а совхоз-государственным унитарным предприятием.

Приняты две новые программы реформирования агропромышленного комплекса: Национальная программа повышения эффективности агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2000-2005 годы и программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы основными целями современной аграрной политики государства определены: обеспечение роста производства и реализации агропромышленной продукции для стабилизации и сбалансированного функционирования внутреннего сырьевого и продовольственного рынков; увеличение поставок агропродовольственной продукции на экспорт; привлечение иностранных инвестиций; повышение качества сельскохозяйственной продукции; углубление специализации, рационализация размещения производства, концентрация ресурсов на наиболее эффективных направлениях хозяйствования; внедрение интенсивных, ресурсосберегающих и природосберегающих технологий; развитие кооперации и интеграции в системе агропромышленного комплекса (как горизонтальной, так и вертикальной).

В отличие от предыдущих программ, программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы оказалась более популярной. В целях ее реализации Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 13 ноября 2001 года № 1653 "о дополнительных мерах по реализации программы совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы", которым определены дополнительные меры по ее реализации. Этот указ предусматривал::

* разработать соответствующие областные и районные программы совершенствования агропромышленного комплекса;;

* определить и утвердить перечень сельскохозяйственных организаций для их реформирования с учетом моделей, указанных в программе;;

* создание национальных и региональных комиссий по сертификации юридических и физических лиц, претендующих на право собственности или аренды сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственных организаций, подлежащих реструктуризации;;

* разработать проекты законов Республики Беларусь" О сельскохозяйственной кооперации"," о государственном регулировании агропромышленного производства"," о личных подсобных хозяйствах граждан", а также осуществить ряд других мероприятий.

Как государственный, так и частный секторы экономики подлежат реорганизации, и цель состоит в постепенном переходе всех сельскохозяйственных организаций на полный экономический расчет, самообеспечение и самофинансирование. В программе совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы предложено использовать дифференцированный подход при определении перспективных организационных форм и методов управления со следующими тремя группами организаций:

1. Сельскохозяйственные организации, обеспечивающие высокоэффективное производство, имеют право сохранять свой статус или реорганизовываться в иные виды юридических лиц на основе правовых и экономических механизмов, позволяющих им нормально функционировать.

2. Сельскохозяйственные организации, ориентированные на реализацию своей производственной программы, но не обеспечивающие рентабельное производство, должны быть реформированы путем улучшения внутрихозяйственных отношений при сохранении размеров и производственной направленности.

3. Сельскохозяйственные организации с критической экономической ситуацией подлежат реструктуризации с использованием конкретной модели для каждого конкретного случая.

В программе определены десять возможных моделей реструктуризации последней группы сельскохозяйственных организаций:

Первая модель. Она предполагает принятие срочных мер по возврату дебиторской задолженности и реструктуризации кредиторской задолженности перед банком и другими кредиторами, а также разработку программы структурных преобразований для каждой сельскохозяйственной организации: реорганизация производства и управления, организация труда, перепрофилирование, техническое и технологическое перевооружение и др.

Вторая модель. Создание нескольких мелких внутрихозяйственных подразделений в границах реформированной сельскохозяйственной организации, которые через контрактные отношения, экономический расчет и повышенную мотивацию труда достигают прибыльного производства. При этом мы считаем, что нормы закона "об аренде" по договорам внутрихозяйственной аренды должны применяться с учетом норм Гражданского кодекса.

Третья модель. Реструктуризация сельскохозяйственной организации путем создания обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью и иных видов юридических лиц в установленном законом порядке. Таким образом, речь идет о реорганизации сельскохозяйственной организации путем преобразования ее в иную организационно-правовую форму.

Четвертая модель. Кооперация неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций с другими экономически сильными организациями, осуществляющими производство, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции, включение их в сырьевую зону для производства сельскохозяйственной продукции или передача юридическому лицу в установленном законом порядке в качестве вспомогательного производства.

Пятая модель. Создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории неперспективной сельскохозяйственной организации с их дальнейшей интеграцией в союзы (ассоциации) с целью более эффективного использования ресурсов, капитала, средств для организации совместного производства, оказания сельскохозяйственных услуг, переработки и сбыта продукции.

Шестая модель. Передача сельскохозяйственной организацией в установленном законом порядке части основного и оборотного капитала другому юридическому лицу для организации эффективного производства сельскохозяйственной продукции.

Седьмая модель. Передать сельскохозяйственной организации другого субъекта в аренду часть основных и оборотных средств в соответствии с законодательством с условием выкупа их этим лицом по цене не ниже остаточной стоимости этих средств, 

Для реализации шестой и седьмой моделей на республиканском и региональном уровнях сформированы комиссии по сертификации юридических и физических лиц, претендующих на право собственности или аренды сельскохозяйственных и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию организаций, подлежащих реструктуризации.

Восьмая модель. Присоединение неплатежеспособной сельскохозяйственной организации к экономически сильному колхозу или другой сельскохозяйственной организации, а также к промышленным, перерабатывающим и обслуживающим организациям.

Законодательством предусмотрена государственная поддержка предприятий, объединившихся с малоприбыльными колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями (для них установлены налоговые льготы, решен вопрос о правопреемстве по долгам сельскохозяйственных организаций).

Девятая модель. Раздел имущества колхоза между его членами осуществляется в порядке, установленном законом. Новые собственники становятся полноправными владельцами создаваемой продукции и денежных производственных мощностей.

Десятая модель. Признание сельскохозяйственной организации банкротом в установленном законом порядке.

Процесс реформирования аграрных отношений был направлен на преодоление кризисного состояния агропромышленного комплекса Беларуси. Достаточно сказать, что в 1991-2001 годах экономическое положение сельскохозяйственных предприятий значительно ухудшилось. Так, если в 1990 году в республике насчитывалось всего 8 убыточных сельскохозяйственных предприятий, а уровень рентабельности реализуемой ими продукции составлял 42,8%, то в 2001 году уже насчитывалось более 1600 (70%) убыточных сельскохозяйственных предприятий, а уровень рентабельности - всего 3%. Хотя в 2004 году количество убыточных сельскохозяйственных предприятий несколько сократилось в результате принятых мер по реорганизации, но ситуация в агропромышленном комплексе остается сложной. Износ технического оснащения агропромышленного комплекса страны превысил 70%, а численность работников сельского хозяйства сократилась более чем на треть.

Выводы 

Земля в экономическом смысле этого слова-это все природные факторы, которые могут быть использованы в процессе создания экономических благ или оказания услуг. Она стационарна, ограничена в размерах и имеет неограниченный срок службы. Каждый земельный участок в рыночных условиях используется таким образом, чтобы приносить максимальный доход его владельцу. Земля ранжируется по плодородию и расположению относительно рынков. При этом выделяются лучшие, средние и худшие земельные участки. [4. С. 31-33]

Предложение земли фиксировано и не увеличивается в краткосрочной перспективе, даже если наблюдается значительный рост цен на землю. Спрос на землю зависит от предельной производительности земли и цены выращиваемых на ней продуктов. Кривая спроса идет вниз. Он представляет собой сумму сельскохозяйственного (для производства продовольствия) и несельскохозяйственного (для жилья, промышленных объектов) спроса на землю. Сельскохозяйственный спрос чувствителен к плодородию почвы, а несельскохозяйственный-к ее местоположению.

Землевладение - это признание права лица на определенный земельный участок по основаниям, установленным законом. Землепользование - это право пользования землей в законном порядке. Землевладельцы - это собственники земли, имеющие право владеть и распоряжаться ею; землепользователи-арендаторы земли.

Равновесная (арендная) цена земли, или чистая земельная рента, уравновешивает спрос на землю со стороны потенциальных арендаторов и предложение земельных услуг со стороны собственников земли. С точки зрения неэластичного предложения, уровень, на котором устанавливается земельная рента, зависит только от спроса на земельные услуги. Чистая земельная рента - это доход, получаемый каждым собственником земли или других природных ресурсов, предложение которых строго фиксировано. Основной причиной его существования является монополия на землю как объект собственности, а источником - более высокие цены на земельную продукцию. Чистая земельная рента - это вид экономической ренты, то есть доход, получаемый собственником любого ресурса, предложение которого ограничено.

Помимо арендной платы за землю, арендная плата может включать амортизационные отчисления за сооружения, построенные на участке до сдачи его в аренду, а также проценты по кредиту на капитал, вложенный в землю.

При использовании ранжированных ресурсов возникает дифференциальная рента, причиной которой является монополия на землю как объект хозяйствования. Дифференциальная рента по плодородию возникает при ранжировании земельных участков по степени их плодородия; дифференциальная рента по местоположению возникает на участках, расположенных недалеко от рынков сбыта. Дифференциальная рента всех видов изымается землевладельцами через механизм ренты.

При покупке и продаже земельного участка земля рассматривается как капитальный актив, запас, способный генерировать поток дохода, то есть ренту. Цена земельного участка прямо пропорциональна сумме земельной ренты (арендной платы) и обратно пропорциональна ставке процента по кредиту.

Рынок земли в Республике Беларусь находится в процессе становления: создана нормативная база для развития рыночного оборота несельскохозяйственных земель, развивается рынок земельных услуг сельскохозяйственного назначения. Наибольшая рыночная активность наблюдается в сегменте городских и пригородных земельных участков. В целях совершенствования земельных отношений необходимо продолжить их государственное правовое и экономическое регулирование в направлении формирования инфраструктуры земельного рынка, проведения инвентаризации земельного фонда, создания базы данных. [12. С. 277-281]