Рынок труда

Предмет: Экономика
Тип работы: Курсовая работа
Язык: Русский
Дата добавления: 14.02.2019

 

 

 

 

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

 

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по экономике:

 

Много готовых курсовых работ по экономике

 

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

 

Критерии и типы классификации экономических систем
Эластичность спроса и её показатели
Предложение и закон предложения
Факторы предложения


Введение:

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее только капиталистическим странам, а безработица - как следствие доминирующих отношений на рынке труда, возникающих из-за многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Считалось, что прогрессивное развитие советской экономики предоставляет неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и единственная задача состоит в том, чтобы вовлечь в нее все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот нет». Общее обязательство труда и приоритет общественности над личностью определяли социальный климат советского общества на протяжении десятилетий.

Переход к рынку обострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные с перестройкой экономики и возникновением новых трудовых отношений из-за различных форм собственности. В результате произошло неизбежное освобождение рабочих с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и их пополнения и без того многочисленной армией безработных. Но неправильно считать безработицу переходным явлением. Это связано как с экономическим развитием, так и с изменением спроса на рабочую силу и социального статуса самого работника.

При толковании сущности категорий заработной платы и минимума уплаты, как ни в одной другой сфере экономической деятельности, накопилось много мифов и догм. Здесь догмы как социализма, так и денежного подхода причудливо переплетаются. Иногда трудно определить, чья вина в большей степени связана с катастрофическим состоянием нашего трудового потенциала.

Этот рынок является одним из наиболее значимых в государстве и мире в целом и может быть наравне с рынком ресурсов (земли, природных ресурсов) и всегда будет оставаться актуальной темой экономики из-за изменений в экономике. Ситуация в мире и государстве, как это было в Беларуси и странах СНГ после распада СССР и постепенного перехода, который продолжается и по сей день, к рыночной экологии.

Рынок труда

Определение рынка труда

Рынок труда представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих по поводу спроса и предложения услуг труда. Рынок труда предполагает: свободу предложения рабочей силы, свободу спроса на рабочую силу; Свободное колебание заработной платы.

Труд - это не только жизненная потребность человека, но и осознанная экономическая необходимость.

Без этого человек не сможет обеспечить свои биологические и социальные потребности, и, следовательно, общество в целом не сможет развиваться. В то же время не вся работа приносит человеку удовлетворение и радость. Он вызывает физическую и умственную усталость, часто связан с отрицательными эмоциями, требует определенных жертв (например, отказ от отдыха) и т. д.

Труд всегда представлял собой болезненное усилие человека удовлетворить его постоянно растущие потребности. Поэтому в обществе существует принуждение к труду, которое в каждой эпохе имеет свой специфический социальный характер.

Экономическое принуждение к труду связано с категорией наемного труда. Для его возникновения должны были появиться два решающих исторических условия: во-первых, человек должен иметь личную свободу; во-вторых, он должен быть лишен возможности самостоятельно заниматься производством, то есть должен быть лишен средств производства и, следовательно, средств к существованию.

Экономическое принуждение к труду является формой экономической зависимости наемных работников, основанной на монополии частной собственности на средства производства, с одной стороны, и на отсутствие материальных условий для существования работников, с другой. Поэтому последние вынуждены продавать свою рабочую силу владельцам средств производства. Так возникает рынок труда или рынок труда (в западной терминологии).

С точки зрения экономиста, все люди являются собственниками: даже те, у кого нет ни земли, ни завода, ни машины, ни дома. Дело в том, что каждый человек является собственником своей рабочей силы, его труд - одним из важнейших факторов производства. Поэтому он может продать его, заключив договор аренды, если, конечно, он найдет покупателя и согласится с ним на условиях сделки.

С формированием рыночной экономики наряду с другими ее атрибутами формируется рынок труда.

Судьба продавцов рабочей силы, как и всех других товаропроизводителей, зависит от соотношения спроса и предложения на этот товар. Это означает, что те, кто продает свой труд, могут оказаться в очень неприятных для них ситуациях: если они не находят работу (а в рыночной экономике никто не может ее никому гарантировать), то владелец труда лишается средств существования.

Рынок труда имеет ряд особенностей, которые отличают его от рынков для других ресурсов.

Во-первых, спрос на рынке труда, как отмечалось ранее, является производным спросом; получены из тех готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью этого труда. Труд как ресурс удовлетворяет потребности покупателя не напрямую, а косвенно, посредством производства товаров и услуг. В связи с этим спрос на рабочую силу определяется производительностью труда определенного вида труда и уровнем цен на продукцию, в производстве которой он используется.

Во-вторых, строго говоря, существует много рынков труда, поскольку рабочая сила предлагается для работников разных специальностей и в разных населенных пунктах. Например, на рынке труда для учителей английского языка в Минске и на рынке для шахтеров в Солигорске совершенно разные покупатели и продавцы, поэтому существуют совершенно разные условия сделок.

В-третьих, специфика самого товара, реализуемого на рынке труда. Носителем труда (работником) является уникальная человеческая личность, обладающая не только определенной способностью работать (ученый, инженер, врач и т. д.), Но и рядом других качеств: мотивы трудового поведения, жизненный опыт, психофизиологические характеристики и т. д. и т. д. Это обстоятельство существенно социализирует экономические процессы, происходящие на рынке труда.

С другой стороны, работодатели (т. е. те, кто предлагает работу) подходят к найму рабочей силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации личности, но также оценивают коммуникативные навыки (способность работать вместе, коммуникабельность работник), его способность к переподготовке, мобильность рабочей силы и т. д.

В-четвертых, серьезность противоречий между покупателями и продавцами, то есть между работниками и предпринимателями (фирмами). Такие противоречия в рыночной экономике существуют всегда и везде: продавцы, чем бы они ни торговали, хотят продавать по более высокой цене, а покупатели хотят покупать по более низкой цене. Однако при покупке и продаже обычных товаров покупатели со слишком высокой ценой на товар могут искать других продавцов, у которых цены ниже, или даже отказываться покупать этот товар, заменяя его другим товаром - заменителем (заменителем). Продавцы также могут в случае резкого падения цены продукта отказаться от продажи своей продукции на этом рынке или оставить их для последующей продажи (если они не являются скоропортящимися продуктами) или сократить производство и тем самым расширить производство. других (более прибыльных в настоящее время) товаров.

Продавцы «трудового» товара находятся в совершенно ином положении. Как правило, этот товар является единственным, который у них есть в продаже. Если работодатели предлагают работникам слишком низкую заработную плату, они не смогут прокормить свои семьи. Ситуация будет еще хуже, если работник вообще не найдет работу. Без продажи своего товара (рабочей силы) работник не сможет покупать товары и услуги, которые ему жизненно необходимы.

Чтобы понять реальное значение всех этих обстоятельств, необходимо постоянно учитывать самый важный факт: продавцы рабочей силы в рыночной экономике составляют большинство населения страны, а их проблемы являются проблемами всей страны.

В-пятых, последствия трудовой сделки. При покупке рабочей силы (найме работника) в обмен на заработную плату покупатель не только требует от продавца (работника) выполнения определенных обязанностей, но и становится его начальником на весь период приема на работу, а продавец рабочей силы становится его подчиненным. В то же время работодатель имеет реальную власть над нанятым им работником, чего не происходит при продаже каких-либо других услуг. Отношения власти порождают соответствующие противоречия.

Труд имеет не только экономическую ценность, будучи важнейшим фактором, с помощью которого производится продукция определенного количества и качества. Труд также имеет социальную ценность, поскольку является источником дохода для его носителя (работника) и определяет социальный статус человека в обществе.

Сущность рынка труда проявляется в следующих основных функциях:

  • согласование экономических интересов субъектов трудовых отношений;
  • обеспечение пропорциональности распределения труда в соответствии с существующим общественным разделением труда;
  • поддержание динамического баланса между спросом и предложением рабочей силы;
  • формирование кадрового резерва для обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;
  • стимулирование эффективной и рациональной занятости;
  • регулирование индивидуальных доходов работников;
  • содействие в формировании оптимальной профессионально-квалификационной структуры персонала.

Основными субъектами рынка труда являются:

  • подрядчики трудовых отношений - работники и работодатели;
  • посредники между работодателями и работниками (центры занятости, попечительские советы и т. д.);
  • Представители власти, разрабатывающие принципы правового регулирования отношений на рынке труда, осуществляющие его государственное регулирование и контроль за соблюдением законодательства (Министерство труда и социальной защиты и другие надзорные органы);
  • представители интересов работников и работодателей - такие общественные организации, как профсоюзы, ассоциации, союзы предпринимателей, потребителей и т. д., защищающие интересы субъектов трудовых отношений.

Основными составляющими рынка труда являются: цена труда, конкуренция, спрос и предложение.

Цена рабочей силы появляется в виде заработной платы; конкуренция - в форме соперничества работников за рабочие места, работодателей - за рабочих, а также работников-работодателей - за условия найма; спрос - в форме спроса на рабочую силу в разрезе отраслей, районов, предприятий и организаций, а также предложение - в виде количества и структуры имеющихся трудовых ресурсов, представленных на рынке и способных доставляться туда. Спрос на рабочую силу зависит от уровня развития и структуры экономики, наличия других факторов производства и способов их технологического применения, величины спроса на товары и услуги промышленного и личного потребления, а также фазы экономического развития. цикл. Предложение рабочей силы зависит от численности населения и темпов его роста, доли населения трудоспособного возраста в общей численности населения, продолжительности рабочего дня, интенсивности и производительности труда, квалификации работников, их миграции. мобильность, уровень жизни и т. д.

Оптимальное функционирование рынка труда предполагает поддержание баланса между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение спроса и предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. Если они совпадают, он будет в равновесии, если спрос превышает предложение, он будет дефицит рабочей силы, если предложение превышает спрос, он будет дефицит рабочей силы.

Национальный рынок труда представляет собой сложное структурированное формирование рыночной экономики. Он состоит из множества рынков, которые также могут быть определены как сегменты одного рынка. Его наиболее важными составляющими являются региональные, отраслевые и профессиональные квалификационные сегменты единого рынка труда. Например, такие как городские, районные, региональные рынки труда (сегменты), рынок труда (сегмент) текстильщиков, строителей, рынок труда (сегмент) инженеров, служащих, рабочих, работников высокой и низкой квалификации и т. д. С точки зрения возраста и пола, например, существуют такие сегменты рынка, как молодежь, женщины и т. д. Открытость рыночной экономики также предполагает интеграцию в международный рынок труда. Все составные части или сегменты рынка труда находятся в тесном взаимодействии, и их распределение в определенной степени условно, хотя абсолютно необходимо не только для изучения условий функционирования рынка труда, но и для принятия адекватных решений его субъектами.

Непосредственно связана с рынком труда, хотя и не включена в него напрямую, его инфраструктура. Он предназначен для выполнения функций его институциональной, материально-технической, социальной и информационной поддержки.

Инфраструктуру рынка труда можно определить как совокупность материально-технических, организационных и правовых условий, без которых невозможно нормальное функционирование сферы товарооборота труда. Инфраструктура рынка труда включает, например, службу занятости, бюро занятости, центры переподготовки, учреждения общественных работ и фонды занятости, акты правового регулирования взаимоотношений между продавцами и покупателями рабочей силы и т. д. Она обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложение труда.

Следует отметить, что, несмотря на специфику рынка труда, экономическая теория часто абстрагируется от этих характеристик и исходит из того факта, что цена труда и предлагаемый объем определяются (как на других рынках) взаимодействием спроса (от фирмы) и снабжение (от партий временно безработных). Начнем рассмотрение этого вопроса с предложения на рынке труда.

Предложение рабочей силы определяется как минимум четырьмя показателями:

  1. общая численность населения;
  2. та доля, которую составляет независимое население, которое использует свою рабочую силу и получает определенное вознаграждение за труд, в общем количестве жителей;
  3. среднее количество часов, отработанных работниками в течение недели и года;
  4. качество, количество и квалификация труда, который работник будет тратить.

Отметим, что на третий показатель больше влияют чисто экономические факторы.

Давайте сначала проанализируем предложение труда отдельного работника, а затем рассмотрим кривые предложения на рынках труда.

Решение человека о том, сколько рабочей силы предложить, можно проанализировать как своего рода компромисс между двумя «товарами», в которых он нуждается - отдыхом и приобретенными потребительскими товарами. Выбирая между этими вариантами, потребители (они являются продавцами рабочей силы) сталкиваются с двумя основными ограничениями: 1) ограниченное время в день и 2) почасовая ставка заработной платы, которая определяет покупательную способность человека.

Если вы представите, что работнику предлагают более высокую почасовую ставку и в то же время он может определить продолжительность своей работы, то он оказывается на распутье: с одной стороны, он испытывает желание работать больше, чем раньше, потому что каждый час работы оплачивается лучше. Каждый час свободного времени теперь означает потери, поэтому работник стремится заменить свободные часы сверхурочной работой. Экономисты называют этот процесс эффектом замещения. В конце концов, работник заменяет отдых на дополнительные товары, купленные за его заработную плату. Повышение заработной платы делает стоимость отдыха выше, потому что каждый ее час означает отказ от более высокой почасовой оплаты.

С другой стороны, повышение ставки заработной платы дает работнику возможность покупать себе больше и более качественные товары и услуги за то же количество отработанных часов. Например, работник может позволить себе взять дополнительный неоплачиваемый выходной, зимой взять недельный отпуск, а летом - дополнительную неделю отдыха. В этом случае эффект дохода начинает действовать: с увеличением дохода человек чувствует себя богаче и может получать больше удовольствия от отдыха.

Таким образом, повышение ставки заработной платы влияет на выбор между работой и отдыхом двумя способами. В одном случае увеличение ставки заработной платы создает эффект замещения, увеличивая количество отработанных часов, альтернативную стоимость рабочей силы, стимулируя тем самым замену отдыха работой. В другом случае повышение ставки заработной платы создает эффект дохода, сокращая количество отработанных часов.

Увеличение реальных доходов работников стимулирует их потребление «обычных товаров», то есть отдыха. Следовательно, эффект дохода от увеличения самой заработной платы будет выражаться в сокращении количества труда, предлагаемого работниками.

Необходимо отметить еще одну особенность индивидуального предложения на рынке труда.

С падением реальной заработной платы, чтобы обеспечить прежний уровень потребления живых товаров, домохозяйствам приходится увеличивать предложение рабочей силы.

Женщины, дети ходят на работу, многие работники пытаются работать в нескольких местах, по 1,5 ставки и т. д. Это явление можно назвать эффектом низкого дохода.

Если ставка заработной платы низкая, то эффект замены досуга для работы сильнее; с увеличением заработной платы увеличивается предложение рабочей силы.

Однако по мере роста заработной платы начинает сказываться эффект дохода, и работники все чаще предпочитают работать досуг.

Когда эффект изменения дохода точно компенсирует эффект замещения, предложение труда становится совершенно неэластичным, то есть изменение уровня заработной платы не влияет на объем предложения труда. Когда доход домохозяйства падает ниже ранее достигнутого уровня потребления, свободное время заменяется трудом.

Из точки A в точку B преобладает эффект замещения, из точки B в точку C - эффект дохода и эффект замещения взаимно сбалансированы, из точки C в точку D преобладает эффект дохода, а из точки A в точку E - эффект преобладает низкий доход, выражающийся в увеличении предложения труда при снижении уровня заработной платы.

Несмотря на то, что кривая предложения индивида его труда может изгибаться, в целом кривая предложения любого вида труда, по крайней мере, от определенного уровня заработной платы, имеет тенденцию к увеличению на протяжении всего интервала задачи. Отдельный работник может отреагировать на повышение заработной платы, сократив количество отработанных часов. Однако этот спад на рынке может быть более чем компенсирован появлением новых работников из других отраслей. В результате мы можем сделать вывод, что для каждого рынка определенного типа труда с учетом времени и места кривая предложения труда постоянно увеличивается, несмотря на изгиб кривой индивидуального предложения труда.

Особенности функционирования рынка труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Существует несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы в зависимости от степени конкуренции:

  • конкурентный рынок;
  • монопсония;
  • модель, которая учитывает деятельность профсоюзов;
  • двусторонняя монополия.

Классическая модель конкурентного рынка труда характеризуется следующими особенностями:

  1. существует большое количество работодателей, представляющих интересы фирм, конкурирующих между собой в спросе на рабочую силу;
  2. имеется большое количество работников одинаковой квалификации, которые являются носителями рабочей силы и выражают предложение рабочей силы;
  3. ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Взаимодействие спроса и предложения на совершенно конкурентном рынке может быть представлено соответствующими кривыми.

На вертикальной оси показаны ставки заработной платы - W, а на горизонтальной оси - количество труда - Q.

Кривая DL характеризует изменение спроса на рабочую силу. У этого есть отрицательный наклон. При прочих равных условиях, то есть для работников одинаковой квалификации, наибольший спрос приходится на тех, кто претендует на низкие ставки заработной платы, а наименьший, наоборот, на тех, кто претендует на высокие ставки.

Кривая SL отражает изменение предложения рабочей силы и имеет положительный наклон. Наибольшее количество работников с одинаковой квалификацией склонны к высокой заработной плате, и лишь небольшое количество соглашается работать на низкую заработную плату.

В точке E, где кривые спроса и предложения пересекаются, спрос и предложение рабочей силы совпадают, и на рынке труда возникает ситуация равновесия, то есть количество работников, которых работодатели хотят нанять (Qe) на определенных условиях заработной платы (We), соответствует к числу работников, желающих работать за эту заработную плату.

Если цена труда выше, чем равновесная цена, то наблюдается безработица, если она ниже, то возникает нехватка рабочих. Но в условиях совершенной конкуренции и рыночной гибкости ставок заработной платы ее отклонение от уровня равновесия не может продолжаться долго. Установление заработной платы выше равновесного уровня приводит к снижению спроса на рабочую силу со стороны фирм и в то же время к увеличению предложения рабочей силы со стороны рабочих. В результате наблюдается избыток предложения рабочей силы. Возникшая в результате безработица оказывает давление на заработную плату в направлении ее снижения до уровня равновесия. Если заработная плата падает ниже этого уровня, разворачивается противоположный процесс. В конечном счете, конкурентный рынок труда характеризуется общим равновесием между спросом и предложением труда, а также равновесным уровнем заработной платы.

Рынок труда может выглядеть как монопсония. В этом случае предложение представлено многими работниками, а спрос представлен одним работодателем. Монопсонические условия на рынке труда развиваются, как правило, в небольших населенных пунктах и ​​отдаленных районах, где действует одно предприятие, обеспечивающее занятость для большинства населения.

Такой рынок труда характеризуется следующими условиями:

  1. работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном в одной фирме;
  2. этот вид работы является относительно неподвижным, либо из-за географических факторов, либо из-за того, что, учитывая специальность и квалификацию работника, он не может найти другую работу без прохождения переподготовки;
  3. фирма "диктует заработную плату" в том смысле, что ее ставка прямо пропорциональна количеству наемных работников.

В некоторых случаях рынок труда может выглядеть как олигопсония, когда многие работодатели противостоят нескольким работодателям.

Рассмотрим процесс формирования ставки заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда.

Кривая СС характеризует предложение рабочей силы или среднюю стоимость рабочей силы от фирмы. Каждая точка на этой кривой показывает уровень заработной платы на одного работника, который должен быть выплачен для привлечения соответствующего числа работников. Но более высокая заработная плата, которую фирма вынуждена платить, чтобы привлечь дополнительных работников, также должна выплачиваться тем, кто уже нанят по более низким ставкам заработной платы, поскольку монопсонист стремится избежать неудовлетворенности различными уровнями равной работы.

Выплата единой заработной платы всем работникам означает, что стоимость дополнительного работника (предельные затраты на рабочую силу, т. е. MRC) превышает ставку заработной платы на величину, необходимую для того, чтобы вывести ставку заработной платы всех ранее нанятых работников на новый уровень. Таким образом, кривая предельных затрат на рабочую силу MRC показывает, как предельные издержки фирмы по найму работников по более высоким ставкам изменятся из-за необходимости доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно нанятых работников.

Кривая предельных издержек MRC расположена выше кривой средних затрат на рабочую силу, или СС предложения рабочей силы, поскольку предельные издержки монопсониста по найму работников выше, чем средние ставки заработной платы. Чтобы максимизировать прибыль, фирма стремится выровнять предельные издержки труда с предельным спросом на рабочую силу на пересечении кривой спроса DD с кривой предельных издержек MRC (точка с). Монопсонист нанимает работников Qm (против Qc в условиях совершенной конкуренции) и платит ставку заработной платы Wm (по сравнению с конкурентоспособной ставкой Wc). Таким образом, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль, нанимая меньше работников. В то же время он платит более низкую ставку заработной платы, чем на полностью конкурентном рынке труда. Работодатель-монопсонист считает выгодным сокращать занятость, чтобы снизить ставку заработной платы ниже конкурентоспособной.

Модель рынка труда с учетом действий профсоюзов.

Профсоюзы, представляющие интересы работников на рынке труда, преследуют цель увеличения спроса на рабочую силу и повышения заработной платы.

Чтобы увеличить спрос на рабочую силу, профсоюзы стремятся:

  • увеличить спрос на производимую продукцию или услуги за счет рекламы «товаров с биркой профсоюза»;
  • повысить производительность труда;
  • изменить цены на другие факторы производства продукции.

Профсоюзы могут влиять на рост ставок заработной платы, ограничивая предложение рабочей силы, борясь за сокращение детского труда, ограничение миграции, обязательный выход на пенсию в связи с достижением пенсионного возраста и сокращение рабочей недели.

Отраслевые профсоюзы, не ограничивая количество своих членов, стремятся объединить практически всех работников отрасли.

Это позволяет им оказывать значительное давление на работодателей при установлении ставок заработной платы, поскольку забастовка может полностью лишить фирму предложения труда профсоюзом.

Объединяя практически всех работников и контролируя предложение рабочей силы, профсоюзы навязывают фирме ставку заработной платы Wv, которая выше, чем конкурентоспособная ставка Wc. Кривая предложения рабочей силы переходит от SS к WvaS. При ставке заработной платы Wv работодатели снизят занятость с Qc до Qv.

Модель двусторонней монополии характеризует структуру рынка, где есть один продавец и один покупатель рабочей силы. Это характерно для монопсонического рынка труда, в котором сформировался сильный отраслевой профсоюз. Это можно схематически представить, комбинируя модель монопсонии с моделью отраслевого профсоюза.

Если фирма-монопсонист стремится установить ставку заработной платы на уровне Wm, а отраслевой профсоюз стремится установить ее на уровне Wv, то в конечном итоге ставка приблизится к равновесному уровню Wc. на уровне Qc. В результате ставки заработной платы и уровни занятости приближаются к условиям конкурентного рынка труда.

Продажа на рынке труда

Сущность заработной платы

Каждый работник получает зарплату от работодателя - определенную сумму денег, которая компенсирует затраты на его труд и обеспечивает определенный уровень удовлетворения личных потребностей работника, а также потребностей членов его семьи.

В экономической литературе существует два основных подхода к определению сущности заработной платы. Согласно первому подходу, широко распространенному на Западе, заработная плата - это цена труда (или цена использования трудовых услуг) за единицу времени (час, день, неделя и т. д.).

В то же время под трудом понимается деятельность рабочих самых разных профессий и уровней: от уборщиков улиц до президента государства.

Термин «заработная плата» обычно используется для обозначения не всей (валовой) заработной платы (в национальной и мировой статистике она включает бонусы, сборы и т. д.), А только для обозначения ставки заработной платы за единицу времени. Это фиксирует внимание на том факте, что заработная плата, по сути, является ценой использования единицы услуг труда.

Цена труда (как и любого другого товара) формируется на рынке труда под влиянием спроса и предложения. Поскольку на практике существует значительное количество различных рынков труда по профессиям (рынок для юристов, программистов, преподавателей университетов и т. д.), Равновесие спроса и предложения устанавливается именно на этих рынках.

Но независимо от ситуации на рынке, заработная плата должна компенсировать затраты на воспроизведение способности работника работать. В связи с этим во многих странах минимальная заработная плата устанавливается законом. В условиях инфляции оно периодически пересматривается.

Согласно второму, марксистскому подходу, заработная плата - это не цена труда, а стоимость труда, которая понимается как способность человека работать.

Продав свою рабочую силу как товар, рабочий обязан работать на капиталистическом предприятии в течение определенного времени, и капиталист в обмен на его труд должен выплатить ему определенную сумму денег в виде заработной платы. Таким образом, продажа рабочей силы приобретает вид самой продажи рабочей силы, а заработная плата - появление оплаты за нее.

В действительности, согласно Марксу, труд не является товаром; Рабочая сила является предметом купли-продажи. Если бы труд был товаром, то, как и любой другой товар, он должен был бы иметь ценность. Но он сам является источником и мерой стоимости товара и поэтому не может иметь ценности (так же как, например, гравитация, являясь свойством физических тел, не имеет собственного веса).

Рабочая сила, как и любой товар, в рыночной экономике имеет ценность и потребительную стоимость. Стоимость труда определяется стоимостью средств к существованию работника и его семьи, которая включает в себя стоимость средств на образование.

Нижний предел стоимости рабочей силы определяется физическими потребностями работника, то есть стоимостью прожиточного минимума, абсолютно необходимой для ежедневного поддержания его трудоспособности, то есть удовлетворения минимальных физиологических потребностей работника и его семьи. Самый высокий предел стоимости рабочей силы связан с тем, что стоимость рабочей силы определяется в каждой стране традиционным уровнем жизни. Это включает в себя не только удовлетворение физиологических потребностей работника и его семьи, но и удовлетворение других потребностей.

Заработная плата

Заработная плата в любом обществе выполняет следующие функции:

  1. Репродуктивная функция. Он заключается в восстановлении умственных и физических способностей человека (его рабочей силы), затраченного на трудовой процесс. Без этого рабочая сила может поддерживаться только в убывающей форме. Обменивая свою заработную плату на материальные товары и услуги, работники в процессе своего потребления воспроизводят на том или ином уровне (в зависимости от размера их заработной платы) свою трудоспособность;
  2. Стимулирующая функция. С помощью заработной платы повышается материальная заинтересованность работников в результатах своей трудовой деятельности. Эффективность этой функции зависит, прежде всего, от уровня дифференциации (разницы) заработной платы, в зависимости от образования, профессионализма работников, вида выполняемой работы, их сложности и престижа и т. д. Также зависит от возможности реализации полученных трудовые доходы на потребительском рынке товаров и услуг. Дефицит последнего отрицательно влияет на стимулирующую роль заработной платы, которая в этом случае не может быть рационально (по требованию работника) потрачена;
  3. Компенсирующая функция. Заработная плата здесь выступает материальной основой для компенсации (компенсации) за повышенную физическую тяжесть, вред для здоровья, выполнение работ ночью, особую непривлекательность работы и т. д.

Формы и системы оплаты труда

Существует две основные формы организации заработной платы: временная и сдельная. В случае временной формы заработная плата рассчитывается за фактически отработанные часы по установленным ставкам с учетом квалификации, качества и условий труда. Цены могут быть почасовыми, ежедневными, еженедельными и ежемесячными.

Временная заработная плата применяется в случаях, когда:

  1. результаты труда не поддаются точному учету;
  2. работа заключается в выполнении определенных обязанностей;
  3. выпуск продукции определяется самим технологическим процессом и не зависит напрямую от работника, функции которого сводятся только к настройке, контролю и контролю за работой оборудования.

При сдельной форме вознаграждения заработная плата взимается за количество и качество произведенной продукции в соответствии с установленными ставками (плата за производство единицы продукции). Сдельная заработная плата является конвертированной формой временной оплаты, поскольку сдельная ставка на единицу продукции устанавливается путем деления дневной ставки заработной платы на ежедневную ставку выпуска. Использование сдельной формы вознаграждения возможно только тогда, когда работник производит продукцию, поддающуюся естественному (физическому) учету.

Обе формы заработной платы используются в Республике Беларусь.

Время и сдельная заработная плата имеют ряд разновидностей (систем). Временная заработная плата реализуется в двух системах: простой временной заработной платы и премиальной временной заработной платы. При простой почасовой оплате труда инженерные и технические работники и служащие получают установленную ими заработную плату за фактически отработанное время, а работникам выплачивается на основе ставки заработной платы (определенной суммы заработной платы за рабочего в час или день), с учетом назначенных им категорий заработной платы в соответствии с личными требованиями. При оплате по времени оплата заработной платы (инженеров и служащих) и заработной платы (рабочих) за отработанные часы сочетается с дополнительным бонусом, выплачиваемым за определенные количественные и качественные достижения. Сдельная форма оплаты имеет следующие системы: прямая сдельная, сдельная - бонусная, сдельная - прогрессивная, сдельная.

Прямая сдельная система: заработная плата производится с постоянной скоростью для каждой единицы продукции.

По частям - система бонусов также предусматривает выплату бонусов за достижение определенных количественных и качественных показателей в работе.

Шаг за шагом - прогрессивная система. Здесь труд оплачивается за выпуск каждого продукта (в пределах нормы производства) по базовым штучным ставкам, а за выпуск продуктов сверх нормы - по более высоким ставкам.

Аккордовая система. Эта система предполагает выплату денежного вознаграждения за труд только после завершения всего объема работ, предусмотренных трудовым договором.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная работником за выполненную работу или за единицу рабочего времени (час, день, неделя и т. д.). Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату. Он прямо пропорционален величине номинальной заработной платы и обратно пропорционален уровню цен на товары и услуги. Индекс реальной заработной платы (относительная величина заработной платы, характеризующая ее динамику) является частным от деления индекса номинальной заработной платы на индекс цен на товары и услуги, выраженный в процентах.

В дополнение к этим системам оплаты труда существуют и другие классификации системы.

Например:

  • по количеству показателей, учитываемых при оценке трудового вклада работников, платежные системы делятся на:
  • Однофакторный или простой (простая сдельная работа, простая на основе времени);

Многофакторный или премиальный (поштучный бонус, временной бонус, пошаговый прогресс и т. д.):

  • по формам выражения и оценки результатов труда выделяются следующие платежные системы:
  • Коллективные (на основе оценки коллективного труда);
  • Индивидуальный (на основе оценки эффективности каждого отдельного сотрудника).
  • по характеру влияния работника на результат работы платежные системы подразделяются на:
  • Прямые линии;
  • Косвенный.

При переходе к рыночным отношениям концепция заработной платы основывается на следующих основных принципах:

  1. самофинансируемые средства для выплаты заработной платы работникам предприятия;
  2. установление прямой зависимости заработной платы от фактических (реальных) результатов труда;
  3. самостоятельность предприятий (коллективов) в стимулировании труда работников;
  4. материальная ответственность отдельного работника и трудового коллектива в целом за результаты работы;
  5. государственное регулирование минимальной заработной платы с периодическим пересмотром в условиях инфляции.

Политика занятости в РБ в контексте некоторых тенденций на мировом рынке труда

Трудовая миграция во многом определяет процессы общественного воспроизводства, а также сохранение, накопление или, наоборот, потерю человеческого капитала страны. Направления и объемы его движения предопределяются конъюнктурой мирового рынка труда (МРТ). Это оказывает существенное влияние на соотношение спроса и предложения во всех его национальных сегментах и, соответственно, на занятость и безработицу.

Сегодня трудовая миграция характеризуется некоторыми особенностями. Прежде всего следует отметить, что, в отличие от послевоенного периода, в потоках интеллектуальной миграции складывается ситуация, когда перемещение иностранной рабочей силы происходит не только из отсталых стран в развитые, но и наоборот. Во многом это связано с тем, что страны третьего мира субсидируют определенные программы по привлечению высококвалифицированных специалистов, тем самым увеличивая спрос на эти категории работников в своих сегментах мирового рынка труда.

По мнению экспертов, подкрепленных статистической информацией, в мире начинает преобладать тенденция вытеснения высококвалифицированных рабочих низкоквалифицированных работников. Однако не следует забывать, что в европейских странах целые отрасли поддерживаются практически исключительно иностранной рабочей силой. Иностранцы, которые часто являются только сезонными работниками, требуют меньше внимания со стороны работодателей и получают более низкую заработную плату, чем местные жители, при этом выполняя самые скромные рабочие места. В сфере занятости к ним применяется принцип: наняты последними, уволены первыми. Не заполняя вакансии для низкоквалифицированной рабочей силы, коренные народы открывают эту нишу на рынке труда для иностранных трудовых мигрантов. Существует дискриминация в оплате труда, хотя она запрещена законом в подавляющем большинстве стран. Это можно охарактеризовать как особенность сегодняшнего дня при формировании спроса на международном рынке труда.

На данный момент в Европе около 15 миллионов безработных. Они жалуются на эмигрантов за то, что местные жители могут работать на своих местах, а эмигранты, похоже, увеличивают безработицу среди местного населения. Однако на самом деле это не так, поскольку европейцы добровольно отказались от низкопрестижных рабочих мест и решили войти на биржу труда. Негативное отношение к иностранным рабочим усиливается из-за роста нелегальной миграции. Изменения, внесенные иммиграцией в жизнь стран-получателей, стали испытанием для их демократии и политической стабильности. Отказ от иностранцев стал очень распространенным явлением, хотя не всегда прямо и открыто выражается. Так, например, во французском сегменте мирового рынка труда, несмотря на то, что сегодня французское законодательство довольно либерально по отношению к иммигрантам, отношение к ним среди местного населения не улучшается.

Королевство Швеция считается образцом открытости миру, терпимости и продуманной политики по отношению к иностранцам. Почти пятая часть населения Швеции - это «лица иностранного происхождения» (иммигранты и их дети). Однако даже в образцовом северном штате враждебность к иностранцам растет. Эти тенденции объясняются крахом известной шведской иммиграционной политики, а также прецессионными экономическими процессами.

Враждебность по отношению к незнакомцам является ответом на растущую безработицу среди иностранцев и страх перед коренным населением господства незнакомцев. Опрос населения летом 2000 года в Швеции показал, что более половины респондентов считают, что в стране слишком много иммигрантов. Две трети указали, что боятся роста преступности среди иностранцев. Одна десятая часть респондентов не хотела увеличивать квоту на въезд в страну иностранцев. Несмотря на это, в политике и экономике растет понимание того, что Швеции понадобится больше иностранцев в будущем. По данным правительственной комиссии, еще 30 000 иммигрантов должны приниматься каждый год в течение длительного периода времени, чтобы компенсировать низкий уровень рождаемости и поддерживать статус процветающего государства. Это означает открытие границ для 900 000 иммигрантов к 2030 году, что составляет более одной десятой нынешнего населения Швеции.

Очень динамичные процессы наблюдаются на корейском рынке труда. Быстрое восстановление после кризиса 1997 года привело к спросу на рабочую силу, включая иностранных работников. Сейчас корейское правительство пытается внедрить новую систему иммиграционного контроля для неквалифицированных рабочих, основным пунктом которой является выдача разрешений на работу желающим работодателям. Внедрение этой системы положит конец запрету на въезд неквалифицированных рабочих, политике, которую Корея проводит давно.

Наблюдаемая тенденция к снижению численности работников в возрасте от 15 до 24 лет и снижение доли этой возрастной группы на корейском рынке труда являются основными причинами нехватки рабочей силы, особенно в реальном секторе экономики. Это также приводит к увеличению спроса на иностранных работников извне, посредством каскадной миграции, в том числе из Беларуси.

Недостаток рабочей силы в производстве вовлекает женщин в производственные процессы. В 1999 году доля женщин на корейском рынке труда составляла примерно 50%, причем большинство из них были работниками умственного труда. В этом сегменте МРТ число работников старше 55 лет растет значительными темпами. Так, если в 1980 г. их доля составляла 10%, то в 2000 г. она уже стала превышать 17%. С одной стороны, это отражает изменение возрастной структуры населения, а это означает, что работники вынуждены работать в среднем дольше в контексте решения проблемы задолженности поколений. С другой стороны, пожилые работники хотят и могут работать дольше просто потому, что продолжительность жизни увеличивается, и они достаточно здоровы, чтобы быть продуктивными. Большинство людей в этой возрастной группе не работают наемными работниками, но занимаются предпринимательской деятельностью, занимаются индивидуальным или семейным бизнесом, занимаясь главным образом сельским хозяйством или услугами.

В 1991 году в Корее был принят Закон о занятости пожилых работников для содействия занятости в промышленности, а также в различных секторах экономики страны в городах, поселках и городах. Согласно закону, предприятия с более чем 300 работниками приглашаются для обеспечения не менее 3% рабочих мест лицам старше 55 лет. Закон также призывает правительство обеспечить больше обучения и информационной поддержки для пожилых работников. Он не предусматривает применения принудительных мер, однако степень его влияния на рынок труда огромна из-за менталитета населения и национальных традиций. Увеличение числа сотрудников старше 55 лет указывает на тенденции превышения спроса над предложением в южнокорейском сегменте МРТ.

Общеизвестно, что корейские рабочие имеют высокий уровень образования, что стало одной из причин быстрого экономического роста в 70-х годах. XX век. Уровень образования корейских рабочих значительно вырос в 1980-х годах благодаря реформе системы образования. В 1999 году более 60% выпускников школ поступили в колледжи и университеты, и это, пожалуй, самый высокий показатель в мире. Быстрое повышение уровня образования стало одной из причин так называемого «корейского чуда».

Однако, хотя высшее образование предназначено для повышения производительности в будущем, слишком быстрый рост образования тех, кто выходит на рынок труда, создал проблему несоответствия спроса и предложения: в то время как растет нехватка работников ручного труда, спрос на низкоквалифицированных работников растет из-за границы. Хотя заработная плата, предлагаемая работникам этой категории, намного ниже, чем у коренного населения, приток трудовых мигрантов уравновешивает ситуацию на корейском рынке труда.

Те, кто поддерживает легализацию этого типа иммиграции, утверждают, что иностранные работники дополняют рынок труда, а не конкурируют с местными работниками, и что МСП не могут позволить себе перемещать производственные площадки за границу, чтобы использовать там более дешевую рабочую силу. Следовательно, трудоустройство низкоквалифицированных работников из-за рубежа необходимо как для компаний, так и для национального рынка труда. Есть перспективы и у белорусских рабочих. Однако есть и другой взгляд на эту проблему. В условиях нехватки низкоквалифицированной рабочей силы нет необходимости создавать условия для ее привлечения; усилия могут быть направлены на перестройку экономики на пути развития высоких информационных технологий, нанотехнологий, биотехнологий. Это повысит спрос на высококвалифицированные кадры, их вовлечение в производство и иммиграцию в страну. Такая точка зрения также интересна для Республики Беларусь, поскольку она может направлять средства на развитие таких технологий и, благодаря этому, привлекать высококвалифицированные кадры из-за рубежа, а также нанимать высококвалифицированных белорусских специалистов.

В 2000 году Корейский институт труда провел опрос 2192 фирм с 10 и более работниками, чтобы получить информацию о своих планах трудоустройства на следующие пять лет. Проанализировав, ученые обнаружили, что рост занятости в высокотехнологичной отрасли в ближайшие пять лет будет выше, чем в любой другой сфере производства. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь рынок труда необходимо реструктурировать в сторону увеличения специалистов в области высоких информационных технологий. Необходимо вводить более актуальные специальности в вузы страны, чтобы соответствовать требованиям информационного будущего, что предъявляет спрос на высококвалифицированные кадры.

Это подтверждается результатами опроса, который уже выявил острую нехватку высококвалифицированных рабочих и специалистов в области информационных технологий в Корее. По его словам, общий дефицит в сфере информационных технологий в 2000 году оценивался в 43 тысячи человек. Ожидается, что к 2005 году этот показатель может достичь 185 тысяч.

Для решения проблемы нехватки высококвалифицированной рабочей силы в сфере информационных технологий правительство Кореи увеличило число соответствующих факультетских мест в университетах и ​​колледжах. В настоящее время университеты и колледжи ежегодно выпускают около 200 тысяч молодых специалистов в области информационных технологий. В то же время существует значительное несоответствие между программами обучения и запросами работодателей, что характерно не только для Кореи. Это имеет место, например, в Республике Беларусь. Многие выпускники вузов не могут найти работу по специальности, в то время как становятся биржами или даже работают в другой области. В целях увеличения количества иностранных специалистов в области информационных технологий правительство Кореи пересмотрело условия их въезда в страну. Например, лимит пребывания в стране был отменен. Совсем недавно правительство Кореи объявило о дальнейшем снятии ограничений с целью привлечения работников к информационным технологиям. Более того, в условиях финансового кризиса правительство Кореи сняло ограничения на иностранные инвестиции. Можно ожидать, что увеличение притока профессиональных иммигрантов приведет к увеличению прямых иностранных инвестиций.

Что касается социальной интеграции иностранных работников в Корее, легальные иммигранты пользуются теми же социальными льготами, что и коренное население. Иммигранты в этой категории являются высокообразованными и высокооплачиваемыми специалистами, поэтому их интеграция в корейское общество не представляет особых проблем, несмотря на то, что культурный плюрализм является новой концепцией для Кореи, а межэтнические браки очень непопулярны.

На стажеров распространяются некоторые положения Закона об организации труда (например, об оплате сверхурочных), а также они подпадают под действие Закона об охране труда и минимальной заработной платы. Они покрыты страховкой от несчастных случаев на производстве и медицинской страховкой. Однако, поскольку срок пребывания стажера в стране ограничен тремя годами, а безработица в этот период практически исключена, различные виды социальных пособий и пособий по безработице фактически не распространяются на эту категорию иммигрантов. В связи с этим они считают неуместным уплачивать соответствующие страховые взносы.

Наряду с этим страна борется с трудоустройством нелегальных иммигрантов. В конце концов, они являются нарушителями закона, особенно в области социального обеспечения, общественного транспорта и медицинского обслуживания. Профсоюзы также считают, что нелегальные иммигранты устраиваются на работу у коренного населения, поскольку они представляют собой дешевую рабочую силу. В то время как работодатели, которые имеют официальные разрешения на работу для иммигрантов, платят за них налог на работу, работодатели, которые нанимают нелегальных иммигрантов, сами являются нарушителями закона.

Социальные и экономические издержки вместе с вышеуказанными проблемами являются основными причинами, по которым общество стремится избавиться от нелегальных иммигрантов.

Правительство Кореи пытается найти более четкие способы отбора иммигрантов. Для этого предполагается тесное сотрудничество между страной-донором и страной-получателем. С этой же целью возможно заключение двусторонних соглашений с Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Реализация этих соглашений, по нашему мнению, через взаимосвязь каскадной миграции может снизить давление на поставки и на белорусский сегмент МРТ, поскольку рабочие из России могут уехать в Корею по трудовым договорам, а вакансии в России могут быть заполнены белорусскими работников.

Во многих отношениях аналогично южнокорейским процессам на рынке труда, процессы происходят в сингапурском сегменте МРТ. Таким образом, данные за 2000 год показывают, что занятость в Сингапуре растет. Общая численность занятых за первые 9 месяцев 2000 года превысила показатель за весь 1999 год. Безработица снизилась до 2,5% в 2000 году по сравнению с 3,5% в 1999 году. Сокращение персонала по-прежнему превышает докризисные показатели, хотя темпы роста этот процесс отклонился. Наихудшая ситуация с занятостью работников среднего возраста низкой квалификации, в то время как занятость работников с высшим образованием, как в Корее, изменилась в лучшую сторону.

Данные, полученные в ходе опроса населения в 2000 году, свидетельствуют о том, что на рынке труда страны проживают 612 тысяч иностранцев (не являющихся гражданами страны) по сравнению с 248 тысячами в 1990 году. Соответственно, доля иностранцев в рабочей силе Рынок увеличился с 16 до 29% за указанный период. Темпы роста иностранной рабочей силы (9,4%) значительно превышают темпы роста местной рабочей силы (1,4%).

В то же время проблема незаконного въезда в Сингапур остается, поскольку число работников, нарушающих иммиграционные законы, довольно велико, хотя и имеет тенденцию к снижению. Так, в 1998 году это было 22 973 человека, а в октябре 2000 года оно сократилось до 14 275 человек.

Иностранные рабочие, приезжающие в Сингапур на законных основаниях, всегда пользовались теми же правами, что и местные рабочие. Основное отличие заключается в том, что иностранцы и их работодатели не вносят взносы в Центральный сберегательный фонд, откуда выплачивается пенсия.

Иностранные работники в основном сосредоточены в секторе низкой квалификации, но около 12% иностранцев заняты на высококвалифицированных работах.

Правительство Сингапура в целом приветствует вклад иностранных работников в экономику страны, в том числе низкоквалифицированных работников. Правительственные чиновники отмечают, что наиболее стимулирующими в этом отношении являются различные мероприятия, проводимые неправительственными организациями для иностранных работников. Вполне оправданным является желание правительственных кругов проводить больше мероприятий, как в государственном, так и в частном секторах, направленных на привлечение трудовых мигрантов в страну. Предполагается сделать пребывание иностранцев в стране более запоминающимся и интересным, а также привлечь к ним внимание общественности. Например, в 2000 году газета организовала конкурс «Девушка года», на котором многие иностранные кандидаты были награждены благодарностью от работодателей. Министерство труда высоко оценило работу организаторов и устроило для них приветственный прием. В качестве показателя степени социальной интеграции можно также отметить количество межэтнических браков, которое увеличилось с 12 до 25% от их общего числа всего за одно десятилетие.

В Сингапуре большое внимание уделяется обучению и переподготовке работников, чтобы они соответствовали требованиям современной экономики, предпочитая такой подход созданию дополнительных рабочих мест. В связи с этим правительство работает над финансированием и создает условия для переподготовки с целью переподготовки 100 тысяч работников в течение 5 лет, начиная с 1999 года. Предполагается, что иностранные, в том числе белорусские, рабочие смогут принять участие в этих программах.

Ключевым элементом, который влияет на иммиграционную политику в Сингапуре, является экономика. Его реструктуризация включает либерализацию ранее закрытых секторов, таких как банковское дело, финансы, телекоммуникации и даже юридический и медицинский секторы. Таким образом, существует огромный спрос на высококлассных специалистов и других высококвалифицированных работников, которых либо в стране недостаточно, либо их совсем нет, и поэтому их нужно приглашать из-за рубежа. Между тем, местные работники среднего возраста, не имеющие высшего образования, все труднее находят работу после увольнений. Косвенным доказательством этого является растущий отток рабочей силы за границу. Например, в 1999 году 150 тысяч граждан Сингапура работали за границей, а к концу 2001 года их число увеличилось до 200 тысяч. Правительство предлагает решить социальные проблемы принятой стратегии с помощью финансируемых государством программ обучения и переподготовки.

Ожидаемые социально-экономические и институциональные изменения в сегментах МРТ, связанных с высокоразвитыми и динамично развивающимися странами, могут оказать серьезное влияние на белорусский сегмент рынка труда. Возможно, так называемая «мозговая помпа» начнет работать, поскольку высокоразвитые страны имеют большие возможности для ценовой конкуренции, а также ряд неценовых факторов, привлекательных для высококвалифицированных белорусских работников. Республика Беларусь не в состоянии предотвратить эти процессы административными методами, и, учитывая высокий уровень открытости своей экономики (2-е место в Европе), это не только невозможно, но даже вредно. Исходя из того, что белорусская экономика является одной из самых открытых в мире, политика занятости, представляющая собой набор методов и мер, с помощью которых правительство регулирует уровень занятости и ее эффективность, должна учитывать это как неизбежное дано и принять адекватные меры по оптимизации трудовых отношений. В этой связи при его реализации необходимо учитывать тенденции развития мирового рынка труда, поскольку белорусский рынок труда является его неотъемлемым сегментом. Сегодня ситуация на рынке труда нашей республики характеризуется такой особенностью, как чрезмерная занятость, связанная с чрезмерной численностью работников на предприятиях. Неэффективная занятость негативно влияет на развитие экономики в целом. Он оказывает давление со стороны предложения рабочей силы на рынке труда, что, помимо прочего, может регулироваться путем оптимизации внешних миграционных потоков. В связи с этим, на наш взгляд, представляется целесообразным осуществить следующее: во-первых, необходимо продумать систему мер по использованию в стране средств эмигрантов, заработанных за рубежом, их опыта в производственной и хозяйственной деятельности, организация труда и система общественных отношений. Во-вторых, разработать систему налоговых и таможенных льгот для мигрантов, возвращающихся домой, создать льготные условия аренды помещений для организации производства, ввести мораторий на все виды проверок, оказать кредитную поддержку предпринимательской и производственной деятельности, а также стимулировать его к созданию максимально возможного количества рабочих мест. ... в-третьих, обеспечить социальную защиту мигрантов на дому в случае непредвиденных обстоятельств, вовлечь их в социально-политические процессы, создать благоприятный социально-психологический климат для возвращающихся мигрантов, особенно тех, кто начинает свой собственный бизнес на дому, создать дополнительные рабочие места и стать эффективными инвесторами. В разные временные интервалы экономической динамики миграционные процессы играют разную роль в возможности реализации определенных инструментов политики занятости.

В краткосрочном периоде экономического развития, с ростом уровня скрытой безработицы, временный отток рабочей силы из белорусского сегмента рынка труда может стабилизировать его конъюнктуру без применения мер жесткого административного регулирования трудовых отношений. В контексте экономии денег на пассивных мерах политики занятости временный отток рабочей силы сэкономит деньги, потраченные на пособия по безработице и различные виды материальной помощи, в то же время это может повысить эффективность предприятий за счет сокращения издержек производства в результате реорганизации. человеческих ресурсов. Это может повлечь за собой высвобождение средств, используемых, в том числе для повышения качества продукции. В результате ценовая конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке будет расти, способствуя поиску средств для активных мер на рынке труда.

Характерными признаками неэффективной занятости являются простои производства, неполный рабочий день и неполное использование накопленного человеческого капитала. Сокращая определенное количество неэффективно занятых работников, руководство предприятия может использовать сэкономленные на их зарплате средства для повышения квалификации и уровня образования оставшихся работников и их переподготовки. Это повлечет за собой двоякий результат: во-первых, более квалифицированные работники на домашнем предприятии работают более эффективно, а во-вторых, из-за высокого уровня образования рабочей силы эффективность миграции возрастает, поскольку высококвалифицированные кадры более востребованы за рубежом. Их потребность в различных сегментах МРТ объясняется относительно небольшим количеством высококвалифицированных специалистов в контексте инновационного развития мировой экономики, которые могут выиграть неценовую конкуренцию.

В среднесрочной перспективе трудовые мигранты могут стимулировать занятость на дому, вкладывая средства в внутреннее производство, увеличивая общий доход членов их семей, которые остаются дома, и получая денежные переводы из-за рубежа. Использование этих средств для личного потребления поднимает планку для эффективного совокупного спроса, тем самым способствуя оживлению экономической динамики в стране.

В долгосрочной перспективе фактором, влияющим на миграционные процессы, может стать развитие малого и среднего бизнеса при непосредственном участии бывших эмигрантов, поскольку в него можно вкладывать деньги и опыт, накопленные репатриантами за рубежом. Однако это произойдет только в том случае, если в стране произойдет восстановление экономики и произойдет соответствующее изменение ситуации на рынке труда в направлении увеличения спроса на высококвалифицированных, социально адаптированных, которые освоили опыт передовых методов организации и стимулирования. труд работников, а также с увеличением спроса на инвестиционные ресурсы и обеспечением условий для их эффективного и экономически безопасного вложения. Последние эмигранты, вернувшиеся в Республику Беларусь, смогут продолжить начатые в стране реформы, стимулирующие не только стабилизацию ситуации на рынке труда, но и стабилизацию национальной экономики в целом.

Состояние рынка труда в РБ

Как известно, уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменений в деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического переоснащения и модернизации экономики.

Наша республика обладает значительным трудовым потенциалом, формирование которого предопределяется динамикой численности трудоспособного населения. Рост их числа привел к увеличению трудовых ресурсов: 6004,6 тыс. В 2000 году и 6241,4 тыс. В 2007 году. В то же время в городах наблюдается устойчивая тенденция роста, в то время как сельская местность теряет свой трудоспособный потенциал из-за миграционного оттока. молодежи в города. Формирование трудового потенциала теперь будет происходить в условиях сокращения трудоспособного населения в связи с вступлением в трудоспособный возраст небольшого поколения, родившегося в 90-х годах прошлого века. По прогнозам, с 2009 года численность трудоспособного населения начнет сокращаться, что приведет к сокращению численности трудовых ресурсов до 6 120 - 6 150 тыс. Человек в 2010 году.

До 2005 года численность занятых в экономике имела устойчивую тенденцию к снижению. Начиная с 2005 года это число начало расти. В 2008 году численность занятых в экономике составила 4520,7 тысячи человек, а прогнозный показатель на 2008 год составил 4460 - 4535 тысяч человек.

На рынке труда наблюдается ряд положительных изменений. Таким образом, уровень зарегистрированной безработицы снизился с 3,1% в 2003 году до 0,8% в 2008 году экономически активного населения. Из 118 районов и 12 городов республики - в 85 уровень безработицы составлял 1% и ниже, в двух районах (Ганцевичи и Поставы) уровень безработицы превышал 2%.

Спрос на рабочую силу значительно возрос. В декабре 2008 года спрос превысил предложение в 1,4 раза, а в 2003 году предложение превысило спрос в 4,3 раза. Показатель напряженности на рынке труда составил 0,7 безработных на одну вакансию против 4 человек в 2003 году.

Основным инструментарием для реализации государственной политики содействия занятости населения является ежегодно разрабатываемая Государственная программа содействия занятости населения. Несколько слов о результатах реализации Государственной программы содействия занятости населения на 2008 год.

Задачи, определенные в сфере занятости населения на 2008 год, были выполнены всеми регионами и городом Минском.

На рынке труда был предпринят ряд активных мер.

Создано 163 тысячи новых рабочих мест, в том числе с предоставлением бюджетных кредитов - 3,5 тысячи рабочих мест; трудоустроено 199 тысяч человек, из которых 131 тысяча - безработные; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных; субсидии были предоставлены 2,7 тысячам безработных для начала собственного бизнеса, и каждый второй безработный, получивший финансовую поддержку для организации предпринимательской деятельности, - это женщина (решающая проблему безработицы среди женщин); участие в оплачиваемых общественных работах было обеспечено 98 тысячам человек, в том числе 52 тысячам безработных; В свободное время была организована временная работа для 39 тысяч человек из числа студентов и студентов.

Был реализован комплекс мер по обеспечению занятости населения в малых и средних городах, поселках и районах с наиболее сложной ситуацией на рынке труда. При финансовой поддержке агентств по труду, занятости и социальной защите 346 семей безработных были переселены на новое место жительства и работы (в основном в сельской местности), или 113,4% от назначения. В 2007 году были созданы республиканский банк вакансий и банк вакансий в агропромышленном комплексе страны с указанием размера заработной платы и предоставленного жилья.

Программа занятости на 2009 год была принята в октябре 2008 года, то есть в условиях усиливающегося влияния мирового финансового кризиса на экономику зарубежных стран и менее ощутимого воздействия на экономику нашей республики.

В январе этого года. 23,1 тыс. Человек обратились в службу занятости за помощью в поиске работы. (84,6% к январю 2008 года), зарегистрированные безработные - 17,9 тыс. Человек (78,9%). Таким образом, ситуация на рынке труда республики (по итогам февраля этого года) не выходит за рамки нормативных и не требует срочных дополнительных мер. В феврале 2009 года количество заявок составило 24,4 тысячи человек, что меньше показателя за февраль 2008 года (25,6 тысячи человек). В качестве безработных в феврале 2009 года зарегистрировано 19,3 тыс. Человек. против 20,5 тыс. человек за весь февраль 2008 года. В то же время число вакансий в феврале постоянно уменьшалось, в том числе на 910 мест в последнюю неделю февраля. Работодатели объявили о возможном увольнении 3600 работников в первом квартале, или 59,2 процента по сравнению с первым кварталом прошлого года (6082 человека). Тем не менее, количество вакансий превышает количество зарегистрированных безработных (в Минске, например, в 4,5 раза, в целом по республике этот показатель равен 1,4).

Была отмечена тенденция работодателей не увольнять своих работников, а сохранять рабочие места.

В то же время в январе 2009 года количество работников, работающих неполный рабочий день, по сравнению с январем 2008 года увеличилось в 1,7 раза. Количество работников, которым был предоставлен отпуск без оплаты или с частичной оплатой труда, в январе 2009 года, по официальным данным, составило 59,3 тыс. Человек, или в 1,3 раза больше, чем в декабре 2009 года (по сравнению с январем 2008 года показатель увеличился на 3,5 раз). Снижение этого показателя было отмечено в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании.

Чтобы оперативно реагировать на ситуацию на рынке труда в этом году, Министерство труда и социальной защиты организовало еженедельный мониторинг работы службы занятости, то есть сбор и анализ данных по обращениям граждан и регистрации безработных. их занятость, вакансии и т. д. В начале и в середине каждого месяца генерируется оперативная информация об ожидаемом увольнении работников.

Анализ оперативной информации показывает, что в феврале 2009 года потери рабочего времени (неполный рабочий день, вынужденные отпуска по инициативе работодателя) были отмечены на 240 предприятиях и организациях с общей заработной платой 145,5 тыс. Человек. В региональном разрезе распределение предприятий с потерянным рабочим временем выглядит следующим образом: Брестская область - 44 предприятия, Витебск - 25, Гомель - 43, Гродно - 40, Минск - 34, Могилев - 54. Доля работников, занятых неполный рабочий день В общем объеме заработной платы этих предприятий по регионам колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилеве. Точно так же показатель численности работников, находящихся в вынужденном отпуске по инициативе работодателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской области.

Мы считаем, что сегодня предоставление отпусков своим работникам по инициативе работодателей, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовые коллективы и демонстрация социальной ответственности перед работниками.

В то же время увеличение объемов неэффективного использования рабочего времени на производстве является потенциальной основой роста безработицы и социальной напряженности в обществе. Поэтому ситуация с потерей рабочего времени в каждом регионе, на каждом предприятии, особенно в тех, которые оказывают существенное влияние на местный рынок труда, находится под постоянным контролем. Мониторинг рынка труда служит решению этой проблемы.

В условиях некоторого ухудшения ситуации на рынке труда, основываясь на данных мониторинга, мы готовы скорректировать Программу занятости на этот год. Прежде всего, я имею в виду перераспределение финансовых ресурсов и усиление активных мер по содействию занятости населения.

Каковы эти меры для усиления содействия занятости? Это организация оплачиваемых общественных работ, в основном общественно полезного значения; содействие в развитии предпринимательской активности безработных; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных, опережающие обучение работников; развитие системы субсидирования рабочих мест (частичная компенсация расходов работодателей на оплату труда работников - «молодежная практика», реабилитация инвалидов), поддержка организаций, создающих и поддерживающих рабочие места (бюджетный кредит). По нашим оценкам, если уровень безработицы превысит 2% - 3%, потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: до 151 млрд руб. дополнительные 12 миллиардов рублей необходимы.

Вывод:

Развитие экономики характеризуется тем, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и, прежде всего, рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики.

Рынок труда является важной и многоплановой сферой экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда оценивается стоимость рабочей силы, определяются условия ее трудоустройства, в том числе размер заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессиональный рост, обеспечение занятости ...

Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в социальном разделении труда, мобильности рабочей силы, масштабах и динамике безработицы. Рынок труда и занятость населения отражают сложившуюся ситуацию в стране. И это может быть индикатором мониторинга экономической ситуации.

Кроме того, огромную роль и отражение ситуации в стране играет миграция рабочей силы, которая во многом определяет процессы общественного воспроизводства, а также сохранение, накопление или, наоборот, потерю человеческого капитала страны, поэтому называется "утечка мозгов".

Как видно из вышесказанного, без рынка труда социально-экономические процессы в обществе невозможны.